Киева; вероятно, в XII в. появились земельные владения и у митрополичьей кафедры, но никакими сведениями на этот счет исследователи не располагают. Территория К. е. Формирование особой митрополичьей области завершилось не позднее 70-80-х гг. XI в., когда сложилась основная сеть епископств (епархии XII в. выделялись из состава уже существовавших диоцезов). Костяк епархиальной структуры Киевской митрополии должен был сформироваться в течение полувека после Крещения Руси. Поскольку кафедры основывались в таких удаленных от Киева центрах, как Новгород, Полоцк, Владимир-Волынский и Ростов, это свидетельствует, что первые епископии открывались с целью обеспечить архиерейское окормление более или менее равномерно всем областям огромной державы. К моменту организации Киевской кафедры должно быть приурочено создание не только Новгородской и Белгородской, но, как минимум, также Черниговской и, вероятно, Полоцкой епископий. Наличие под властью Киевского митрополита архиепископов (Новгородского, позднее Ростовского, Суздальского) - специфическая черта древнерус. Церкви по сравнению с др. митрополиями К-польского Патриархата, в котором архиепископства существовали, но были автокефальными, т. е. отличались именно тем, что были изъяты из системы митрополичьих округов, подчиняясь непосредственно патриархии. Причины появления в Киевской митрополии такого рода архиепископов не совсем понятны. Наиболее ранние древнерус. кафедры располагались в тех городских центрах, где уже со времен Владимира или Ярослава имелись княжеские столы, замещавшиеся сыновьями киевского князя (исключениями являются Белгород и Юрьев, к-рые до сер. XII в. собственных столов не имели, находясь под управлением непосредственно Киева, но были центрами епархий). Следов., на Руси, как и в Византии, с самого начала имело место совпадение границ епархий с политико-адм. пределами городских волостей, как то и предполагалось 17-м прав. IV Вселенского (Халкидонского) Собора. На территории Киевской волости помещались 3 епархии - митрополичья К. е., Белгородская и прибавившаяся к ним позднее, но еще в XI в., видимо, в миссионерских целях Юрьевская (Каневская). Юрьевское еп-ство охватывало территорию бассейна р. Рось, территория Белгородского еп-ства не определяется. Исследователи справедливо отметили отличие этих 2 кафедр от др. епархий, территория к-рых совпадала, как правило, с территорией волости. Отсюда предположения о каком-то особом статусе их кафедр, их подчинении митрополиту, не раз высказывалась мысль об особом положении Белгородских епископов как викарных, помогавших митрополитам в управлении митрополичьей областью и замещавших их во время их отсутствия. Такое положение Белгородской кафедры среди древнерус. епископий могло объясняться ее географической близостью к Киеву. Данная гипотеза вполне вероятна, хотя прямых указаний на это в источниках нет.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Письмо ставило два весьма сложных вопроса, во-первых, о росписании всех епархий, сообразно разделению государства на губернии и области, во-вторых, о распределении прихожан по приходам так, чтобы число приходских церквей в епархиях соответствовало населенности, с тем, чтобы священнослужители по приходам могли иметь достаточное содержание, но без тягости народной. Оба вопроса оказались очень серьезными и не из легких. Поэтому Св. Синод, не отлагая дела надолго, снесся с Сенатом и на 15 мая назначил первое общее заседание, а до этого времени постарался собрать нужные сведения. По справкам оказалось: а) три самостоятельных и два викарных архиерея жили не в губернских, а в уездных городах своих губерний: Ростовский – в Ростове Ярославской губернии, Славянский – в Полтаве Екатеринославской губ., Белгородский – в Белгороде Курской губернии; новгородский викарий – епископ Олонецкий жил в Олонце, между тем как губернским или присутствующим городом Олонецкой губернии назначался Петрозаводск, московский викарий – епископ Севский жил в Севске, тогда как губернским городом выбран Орел; б) шесть архиереев, в том числе один малороссийский, жили в уездных городах чужих епархий и губерний, а именно: Крутицкий – близ Москвы на Крутицах, Коломенский – в Коломне Московской губернии, Суздальский – в г. Суздале Владимирской губернии, Устюжский – в г. Устюге Вологодской губ., Переяславль-Залесский – в Переяславле Залесском Владимирской губернии , Переяславский (малороссийский) в Переяславле, Киевской губернии. В то время как в Московской и Владимирской губерниях было по три самостоятельных архиерея, в Вологодской губернии – два, а в Калужской, Тульской, Харьковской, Пензенской, Симбирской, Невельской, Выборгской, Саратовской, Пермской, Уфимской, Колыванской, Рижской, Кавказской и Таврической области, в области Войска Донского, а также в Полоцкой и малороссийской Новгород-Северской не было ни одного архиерея. 781 Тогда же были наведены справки о расстоянии губернских городов, не имевших архиерейских кафедр, от их кафедральных городов, или от ближайших к ним кафедр, а также о расстоянии некоторых соседних кафедр друг от друга, например, Устюга от Вологды и Архангельска. 782 Вместе со справками о расстоянии безкафедральных губернских городов от кафедральных в Св. Синоде собрали сведения о некоторых губернских монастырях, где бы, в случае надобности, можно было поместить новых архиереев. 783

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

На другой день по прибытии моем в Витебск, я получил письмо от благочинного села Петрова-Городища Суздальского уезда Владимирской епархии, священника Андрея Альбицкого 1935 , следующего содержания: —563— 1866 г. «Некогда я лично изъявлял желание служить под покровительством вашего преосвященства и теперь осмеливаюсь письменно повторить перед вами это желание. Под вашим руководством началась моя сознательная жизнь; под вашим же покровительством желал бы я и окончить дни свои. Вы содействовали развитию моих способностей, на служение вам желал бы посвятить и последние свои силы. Смею уверить ваше преосвященство, что какое бы место вы мне ни назначили, к какой бы ни определили должности, я никогда не употреблю во зло вашего доверия; не исполню разве только того, что будет превышать мои силы. Тогда я откровенно сознаюсь, и вы сами увидите, и сами поможете моими немощам». Священник Альбицкий, родом из села Иванова Шуйского уезда, был известен мне с детства. С ним я не только учился, но и жил вместе в продолжение многих лет, как в училище Шуйском, так и во Владимирской семинарии. Он был одним курсом меня ниже и пользовался моим руководством, о котором он и упоминает в своем письме. При дарованиях очень хороших, он не вполне был прилежен к наукам; однако ж окончил курс семинарского образования в числе лучших студентов. По окончании курса в 1842 г., он поступил на священническое место в означенное село Петрово-Городище, где я был у него в 1847 г. мимоездом из академии на родину и видел его очень приличную домашнюю обстановку. В последствии, когда я был уже на должности Синодального ризничего в Москве, до меня доходили не совсем добрые слухи о поведении Альбицкого, но с того времени, как он лишился доброй и кроткой жены, оставшись с семерыми малолетними детьми, он переменил образ жизни и вовсе оставил употребление крепких напитков. У свящ. Альбицкого был двоюродный брат, А.В. Соловьев, также мой товарищ по школьному образованию. По окончании вместе со мною в 1840 г. курса семинарии, он определен был на священническое место в Юрьевский уезд, смежный с Суздальским. Овдовевши, он явился ко мне в Москву, когда я получил уже назначе-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Общественная организация по борьбе с наркоманией и алкоголизмом «Осознание» (Нижний Новгород) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Сеть православных реабилитационных центров «Осознание» работает с 2007; реабилитационная программа рассчитана на одномоментное прохождение 35 человек; проводится первичное консультирование, основной этап реабилитации, ресоциализация, работа с родственниками наркозависимых. Содержание История [ править править код ] «Осознание» — это общественная организация, которая работает по программе 12 шагов и является партнером Координационного центра по противодействию наркомании, отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви в деятельности по реабилитации наркозависимых граждан, так же, является постоянным членом комиссии по направлению «Утверждение трезвости. Помощь алко- и наркозависимым» отдела по социальному служению Выксунской Епархии Нижегородской Митрополии. С 2007 года по благословению митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия и Епископа Выксунского и Павловского Варнавы свою деятельность осуществляют православные реабилитационные центры для наркоманов «Осознание». «Осознание» оказывает помощь наркозависимым, в реабилитационных центрах для наркоманов работают как священнослужители, так и медицинские работники: психологи, психиатры, наркологии и просто сочувствующие, желающие помочь люди. Ведь наркозависимому нужно не только медицинское лечение наркомании, но и духовная помощь, и что самое главное — социальная поддержка, помощь в трудоустройстве. Курс в центре реабилитации наркозависимых состоит из 2-х этапов: подготовительный этап (духовно-нравственная подготовка наркозависимых) и восстановительный этап. Оказывается помощь в трудоустройстве в Нижнем Новгороде и области, а так же трудоустройство внутри организации. Руководитель — Арифулин Сергей Гаязович. Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адреса: Тел.: 8 (920) 053-75-08 , 8 (920) 051-10-62 , 8 (831) 423-75-08 , 8 (499) 391-83-37 (телефоны горячей линии) E-mail: osoznanie-kozhino@yandex.ru Официальный сайт Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Общественная_о...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Около 30 лет провел Иларион во Флорищевой пустыни (был настоятелем – игуменом пустыни) и за это время приобрел себе добрую славу. 11 декабря 1681 года отец Иларион был хиротонисан во епископа Суздальского и Юрьевского. Смиренно принял он назначение на архипастырский пост. С принятием высокого сана он не уменьшил своих подвигов и вел жизнь, подобную древним отцам-пустынникам. Для него существовала норма – 1 000 земных поклонов ежедневно. Его колени и руки от этого покрылись коростой. Пищу вкушал через день, иногда через два или три, а в посты оставался без пищи по неделям. Изнурял себя тяжелым трудом. В свободное время любил читать Священное Писание. 25 марта 1682 года патриархом Иоакимом был возведен в сан митрополита. Главным в своей деятельности он считал попечение о делах веры. В этом вопросе он был образцом для других. Ежедневно совершая Божественную литургию, митрополит Иларион молился с таким усердием, что слезы ручьями лились из его очей. Большое значение придавал митрополит Иларион строительству храмов. Он построил в своей епархии до 70 церквей. Старался возвысить нравственный уровень приходского духовенства. Замечательной чертой митрополита Илариона была его благотворительность. Много своих средств он тратил на благотворительные цели. Одной из важнейших добродетелей в человеке он считал гостеприимство. Поэтому принимал к себе всех без исключения – кормил нищих и убогих, помогал бедным. За его богоугодную жизнь Господь наградил митрополита Илариона даром слез, даром прозорливости и дал ему власть над нечистыми духами. 28 февраля 1705 года митрополит Иларион уволен на покой. Незадолго до кончины митрополит Иларион лишился зрения, но продолжал богослужения. На вопрос одного протопресвитера, как он без зрения совершает литургию, митрополит Иларион ответил, что когда он начинает служить, то у него в этот момент дивно отверзаются очи, и он видит все ясно, а по окончании службы его опять как будто покрывает какой-то мрак. Скончался митрополит Иларион 14 декабря 1708 года (по другим источникам – 14 декабря 1707 года) во время пения Херувимской песни. Его тело в течение двух недель находилось в храме и не претерпело изменений.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Важными представляются материалы об Успенском соборе во Владимире, главном храме Владимиро-Суздальского княжества, а также Успенском соборе Московского Кремля, главном кафедральном храме предстоятелей Русской Православной Церкви в XIV–XVII вв.; Успенской церкви в Волотове, памятнике архитектуры и искусства, известном благодаря ансамблю фресковых росписей. Том содержит подробную статью о республике Узбекистан, население которого составляет 35, 3 млн. человек. Читатель сможет узнать подробную информацию об истории, этническом составе и религиозной составляющей менталитета жителей Узбекистана. Другой страной, о которой содержится обширный материал в томе энциклопедии, является Уругвай. Одной из основных статей 70-го тома является материал об Украине. В ней подробно рассматривается вопрос о религиозных организациях и деноминациях на территории страны, в первую очередь православных. Исследуется история Украины в 20 в., в т.ч. в советский и постсоветский периоды. Далее следуют статьи об Украинской автокефальной православной церкви, неканонической церковной структуре, популярной за рубежом страны; Украинской греко-католической церкви, преемнице Рутенской униатской церкви, совершавшей богослужения по византийскому обряду. Дается обзор деятельности монашеских общин греко-униатов, в частности василиан и студитов. Тема униатства представлена также подробной статьей об «Униатов воссоединении» с РПЦ в XVIII–XX вв. В статье подробно описываются общественно-церковные движения, действия государственных властей, связанные с переходом в Православие католиков восточного обряда. В статье «Уния Церковная» даются общие определения этому явлению, представляющему соглашение между двумя христианскими Церквями, согласно которому одна из них присоединяется к другой, сохраняя богослужебные и дисциплинарные особенности. Историкам Церкви важно будет ознакомиться с материалом об Ужгородской унии, решении епархиального совещания православного духовенства Мукачевской епархии в 1646 г. о соединении с Римско-католической Церковью.

http://pravenc.ru/shop/2767251/

Поэтому при каждом беспокойстве, возникавшем между удельными Князьями, земля эта бывала поприщем междоусобных опустошительных нашествий; и каждый проходивший по ней с оружием в руках, всегда удобно пользовался в ней и добычею, и покорностию её. Так Князь Святослав Ольгович, в войне за несчастного Великого Князя Игоря, завоевал землю Вятичей от Мценска до Северского уезда. Так Георгий Владимирович Долгорукий и Суздальский, после бесполезной осады Чернигова, около 1152 года, овладеть землёю Вятичей, где ему никто не противился 13 . Князь Изяслав Данилович, изгнанный из Киева, тоже завоевал сию область 14 , а в 1196 году и Великий Князь Владимирский Всеволод III Георгиевич 15 . По этому заключить можно, что во Мценске не было тогда крепости до самого нашествия Татар; и в летописях о ней не упоминается. Причины, по которым город Мценск остался беззащитным в эти времена, должно относить к тому, что местность его была удалена от главного сообщения путей между столичными Княжескими городами каковое сообщение, в древности, большею частию производилось по рекам: Днепру, Десне, Оке, но не выше Белёва или Калуги; где сия последняя река становится способною ко всегдашнему водяному сообщению 16 . Может быть, и потому город Мценск не был укреплён, что он не был особым княжеским уделом и резиденциею; и не было кому заботиться о его безопасности, между тем как прочие вокруг Мценска лежащие города: Карачев, Болхов, Белёв и даже Новосиль, имели своих удельных Князей из рода Черниговских. Бдительность Татар, владычествовавших над Россиею, внимательным оком следила за народною силою Русских; держала побеждённых в строгом подчинении; питала раздоры удельных Князей; ещё более ослабляла их нравственность поощрением властолюбия; и нигде не позволяла строить укреплённых мест. Потому-то сия беззащитная страна Вятичей не только от разъединённой и слабой тогдашней России, но и из железных рук Татарских удобно отторгнута к Литве. Не видно, чтобы и Литвины строили крепость, или острог во Мценске.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/mtsens...

Относительно наук естественных преосв. Феофан подобным же образом высказывает в одном месте своих писаний: «Хорошо уяснить себе строение растений, животных, особенно человека, и законы жизни, в них проявляющейся, – великая во всем этом премудрость Божия! Неизследимая!..» 490 . – В своих писаниях преосв. Феофан является и проповедником, так как мы даже и за Вышенский период имеем не только перепечатку и переработку прежних проповедей его, но и одну по крайней мере, новую проповедь, хотя наш проповедник уже не был епархиальным архиереем и жил в епархии, управлявшейся иными архиереями 491 , – и истолкователем источников богословия – Св. Писания и Св. Предания (святоотеческих писаний, богослужебных песнопений и пр.), чем он особенно заявил себя за Вышенский период, как видно из того же перечня 492 и богословом систематиком, причем мы разумеем в особенности его такие сочинения, как: Путь ко спасению, Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения, Начертание христианскаго нравоучения и др. и, наконец, вообще духовно-нравственным писателем, причем мы имеем в виду его главным образом письма к разным лицам о религиозно-нравственных предметах. Во всех своих писаниях, которые мы нарочито исчисляли нередко с указанием их характера, содержания, происхождения и пр., святитель Феофан по истине являлся светом миру ( Матф. 5, 14 ), при том сиявшим в особенно благопотребное время, когда, с одной стороны, мгла западничества, с его лжеверием, различного рода заблуждениями и нравственным развращением, сильно облегала умы и сердца наших соотечественников, производя на них свое зловредное, разлагающее влияние, а с другой, и в самом русском обществе древние устои верований, убеждений и строгой нравственности весьма были расшатаны и тьма все более и более застилала духовные очи его современников, чтобы не видеть этих верований и убеждений. Пашковщина, против которой так мужественно восстал Вышенский затворник в известных нам Письмах к о одному лицу в С.-Петербурге, была только одним из болезненных явлений этого духовного состояния нашего тогдашнего общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Города, монастыри и церкви одной епархии, разбрасываясь на далекое пространство, сплошь и рядом, заходили в территории соседних епархий. Эта унаследованная путаница осложнялась вотчинным строем русских церковных учреждений. Вотчины и вотчинныя церкви с домовыми монастырями отстояли от кафедральных городов еще дальше, чем епархиальные приходы; они разбрасывались на сотни верст почужим епархиям. Патриаршие вотчины находились в Ростовском, Московском, Дмитровском, Коломенском, Переяславльском, Юрьев-Польском, Суздальском, Владимирском, Нижегородском, Костромском уездах, у Соли Вычегодской, в Вологодском, Белозерском уездах и на Пинеге. Вотчины подмосковной крутицкой кафедры были и в Кокшайском уезде (с. Сундырь или Марьинской посад); вологодская кафедра имела села под Москвой; суздальской принадлежали вотчины в Московском и даже Симбирском уездах; в Епифавском уезде были вотчины новгородской, сарской и коломенской кафедр. Вотчинными церквами и монастырями заведывали архиереи-собственники, назначая туда управителей и членов причта. Причты вместе с крестьянами по церковным и судебным делам тянули к центральному владельческому епархиальному пункту; туда они платили разные сборы, там судились, и там же вершились причтовые дела. На кафедральных землях по архиерейским жалованным грамотам и на оброке жило и кормилось много архиерейских бояр, боярских детей и служилых всякаго чина. Все это было необыкновенно перепутано, разрознено и, конечно, вредило общеепархиальному строю, мешая быстроте и правильности судебных процессов. Неизбежным следствием такого порядка, вернее беспорядка, являлись беззаконный самосуд и волокита с их печальными последствиями. Искавшие прав часто шатались по судам за сотни, даже тысячи верст, наводняя собой архиерейские приказы, особенно патриаршие. Сюда же тащились ставленники и задумавшие перейти в новый приход. Тут же всевозможные дьяки и подъячие чуть не до нитки обирали жалких священнослужителей и кандидагов-пешеходов, растоптавших свои последние лапти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010