Не удалось извлечь искомое из базы (((

Вместо всех домовых и монастырских работ и окладов на бывших церковных крестьян положено оброку по полтора рубля. Приходское духовенство и храмы освобождались от церковного тягла, т. е., от взносов в кафедральную казну на содержание епархиального архиерея с его домом и штатом. Все это почти совершенно изменяло старый строй епархиального управления, носившего преимущественно вотчинно-владельческий характер, при котором духовные интересы сами собой отходили на второе место. С этой стороны отобрание церковных вотчин имело серьезные основания. Однако оно не улучшало положения дел в церковно-епархиальном управлении. Та энергия, которую до 1764 года церковная власть тратила на управление деревнями и вотчинами, после 1764 года и даже до «сего дне» еще больше стала тратиться на заботы по изысканию средств на содержание церковных учреждений, школ и духовно-учебных заведений. Правда архиерейским домам с их учреждениями, монастырям, соборам и ружным церквам вместо отобранных вотчин в 1764 г. положено было определенное годовое денежное содержание, даже увеличенное, сравнительно с петровскими окладами. Равным образом самому Синоду с его Московской Конторой положены были штатные оклады. Эти оклады без всяких хлопот со стороны духовных властей выдавались из Коллегии Экономии, но они были очень малы, сравнительно с государственной доходностью от церковных вотчин, взятых государством. Денежное жалованье и совсем незначительные недвижимости и угодья не могли восполнить прежних доходов церковных учреждений архиерейских домов и монастырей. Отмена денежных сборов с духовенства и приходских храмов, и натуральных повинностей с вотчинных крестьян была особенно чувствительна для самих архиереев с их домами и штатами. Этой отменой, однако, не достигнуто равенства архиерейских кафедр по содержанию. Впрочем, Комиссия о церковных имениях, решившая вопрос о церковных имениях в смысле секуляризации их, не задавалась этой целью и не могла выровнять архиерейские дома как по содержанию, так и по степеням. В Высочайше утвержденном 26 февраля 1764 г. проекте Комиссии все великорусские архиерейские кафедры и епархии разделены на три класса «по благопристойности и достоинству санов». Этим достоинствам соответствовали штаты и штатные оклады. К первому классу отнесены три епархии: Новгородская, Московская и Петербургская; ко второму классу восемь епархий – Казанская, Астраханская, Тобольская, Ростовская, Псковская, Крутицкая, Рязанская и Тверская, к третьему – пятнадцать епархий – Смоленская, Нижегородская, Белгородская, Суздальская, Вологодская, Коломенская, Вятская, Архангелогородская, Устюжская, Воронежская, Иркутская, Переяславль-Залесская, Костромская, Владимирская и Тамбовская. Нельзя не заметить, что все новые епархии, выделившиеся из территории Московской епархии по проекту 1744 г., заняли последние места, будучи распределены в последовательном порядке их открытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Глава седьмая Постепенное приспособление епархиального устройства Русской церкви к гражданскому – губернскому делению после образования наместничеств на основании Екатерининского Учреждения о губерниях (1775 года). Губернии или наместничества, их состав и время открытия с 1775 по 1784 год. Несоответствие епархиального и губернского делений. Письмо графа Безбородко к обер-прокурору С. В. Акчурину 1784 г. по этому вопросу. Предварительные работы в Канцелярии Св. Синода и проект о приведении епархиальных границ в соответствие с губернскими. Общие заседания Св. Синода и Сената по рассмотрению проекта. Сдача дела незаконченным в архив. Соединение (15 марта 1787 г.) двух епархий -Архангелогородской и Олонецкой в одну – Архангельскую и Олонецкую в составе двух соименных им губерний. Учреждение новгородского викариатства – епископства старорусского (15 марта 1787 г). Введение Ярославской и Вологодской епархий в границы их губерний. Присоединение к Вологодской епархии Устюжской епархии (17 янв. 1788 г.). Общий именной указ 1788 года 6-го мая о приведении епархий в соответствие с губернскими границами. Прикрытие епархий: Крутицкой, Переяславль-Залесской; соединение в одну епархию Суздальской и Владимирской епархий с прикрытием кафедры во Владимире. Учреждение московского викариатства – епископства Дмитровского. Состав епархий после указа 6-го мая 1788 года с указанием городов, уездов, монастырей и церквей – соборных, приходских и кладбищенских. Дела, возникшие после указа 1788 г. 6 мая, по частным случаям упорядочения епархиальных границ, вследствие отписки отдельных городов, сел и деревень из одной епархии в другую впредь до 1797 года. Губернское устройство России при Екатерине II было одной из правительственных мер для упорядочения государственного управления, улучшения народной жизни и к беспрепятственному течению правосудия. В самом начале своего царствования Екатерина Великая высказала мысль, что главные части, составляющие целое отечество суть губернии. На губернаторов, стоявших во главе губерний, она смотрела как на поверенных от государя. Губернатор в губернии – глава и хозяин всей губернии. Все гражданские места губернии состояли в ведомстве губернатора, как истинного опекуна врученной ему губернии. Он должен знать все в губернии и обо всем доносить Сенату или даже самой Государыне. 770

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Вашего Сиятельства, Милостивого Государя, всеусерднейший слуга и Богомолец»… 24-го числа получил я письмо из местечка Освеи, Витебской губ., от протоиерея А. Альбицкого; он писал от 20-го числа: «В первых числах сего марта, отправляя письмо на имя Вашего Высокопреосвященства, я думал, что уже в последний раз беспокою Вас, но обстоятельства вынуждают снова обратиться к Вам уже с покорнейшею просьбою, которая, по всей вероятности, заставить Вас несколько призадуматься. Скажи ми Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою, взывал некогда ко Господу Св. Царь и Пророк Давид. С такими же, или подобными Словами осмеливаюсь обратиться к Вашему Высокопреосвященству и я, – и вот по какому поводу. Жить более в Освее я не могу, – на это есть весьма основательные резоны; оставаться долее в Полоцкой епархии не желал бы тоже по уважительным причинам, которые отчасти могут быть понятны и Вам. Зятья мои, служащие во Владимирской епархии, запрашивают меня снова возвратиться на родину и утверждают, что Преосвященный Феогност Епископ Владимирский и Суздальский, обещает дать мне приличное в своей епархии место. Но душа моя стремится к иному. Под вашим руководством началась моя сознательная жизиь: под вашим покровительством желал бы я и окончить дни свои. Пред Вами согрешил я; пред Вами и каюсь; пред лицем Вашим желал бы принести и плоды достойные покаяния. Пусть отсохнет рука, пишущая эти строки, если в жизни моей повторится что-нибудь из прежде содянных мною злых. Уже несмь достоин нарещися сын Твой; сотвори мя, яко единого от наемник Твоих, взывал блудный сын к прогневанному им Отцу. С такими же словами осмеливаюсь обратиться к Вашему Высокопреосвященству и я. Уже недостоин я занимать те высокие и почетные должности, какие занимал в былые времена; благоволите предоставить мне хотя какое-нибудь священническое место в вашей епархии, и здесь, по указанно и под руководством Вашего Высокопреосвященства, я надеюсь сделать что-нибудь доброе, дух бо мой доселе, благодаря Бога, еще бодр. Желательно бы только иметь такое место, на котором бы поменее было разъездов по деревням: разъезды эти становятся для меня обременительными.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Рассматривавший рукопись архимандрит Иосиф донес комитету, что «акафист изложен благоприлично и согласно с церковной службой святым Феодору и Иоанну, Суздальским чудотворцам, напечатанной в 1870 году». Синод от 29 июля/6 августа 1881 года за 1580 постановил: «Разрешить акафист святителям Феодору и Иоанну Суздальским к напечатанию, но не иначе, как согласно со сделанными в той рукописи комитетом исправлениями и в ограниченном количестве экземпляров для местного употребления во Владимирской епархии» 220 . 11 августа 1881 года за 3164 был послан из Святейшего Синода указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету. 67 Акафист св. князю Михаилу Тверскому 22 июня 1881 года в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет мещанином г. Твери Иваном Васильевичем Долговым был представлен акафист св. князю Михаилу Тверскому. Архимандрит Иероним 7 августа доносил Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету: «Так как из прошения мещанина Долгова, при котором представлен акафист, не видно ни того, не имелся ли доселе и не имеется ли теперь в употреблении акафист св. благоверному и великому князю Михаилу Тверскому, ни того, существует ли действительная нужда в таком акафисте, то я полагал бы предварительно испросить об этом сведений от тверского епархиального начальства». В соответствии с этим духовно-цензурный комитет потребовал от Долгова, чтобы он испросил от тверского епархиального начальства официальный отзыв о том: а) существует ли действительная нужда в новом акафисте св. благоверному князю Михаилу и б) нет ли препятствий со стороны епархиального начальства к дозволению автору издать оный в том виде, в каком он представлен. На эти вопросы Тверская духовная консистория 15 октября 1881 года ответила, что она препровождала акафист протоиерею кафедрального собора Первухину, который дал отзыв: «1) Акафист св. благоверному великому князю Михаилу Тверскому составлен удовлетворительно как по содержанию, вполне согласному с историей, так и по изложению, вразумительному для читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

После открытия Владимирской епархии и выделения ее из ведомства Московской Синодальной Конторы, Св. Синод, по приезде в 1749 г. в Москву, решил взять Тамбовскую епархию в свое непосредственное управление. Впрочем, Синоду пришлось сразу убедиться, что у него своих, более серьезных дел слишком достаточно, чтобы еще управлять Тамбовской епархией. Между тем из доношения тамошних духовных правлений он узнал, что в Тамбовской епархии много непорядков и нестроений, а в присылке ведомостей наблюдалась долгая задержка. Все это происходило от того, что тамбовские города далеко от Москвы: одни в 450 верстах, другие в 500, 600 и даже более. Поэтому в делах духовных просителей, приходивших по разным нуждам в Москву, происходила крайняя волокита, а самому духовенству «чинились немалые убытки»; получить на месте резолюцию на челобитье, посланное в Москву, оказывалось делом нелегким. В Синоде, конечно, понимали, что лучшим выходом из затруднения было назначение Тамбов своего епископа. Но, видимо, были причины, почему Св. Синод для удобства управления Тамбовской епархией принял полумеры. Наведя справки о расстоянии Тамбовских городов от ближайших архиерейских кафедр, он 26 мая 1749 года «в силу необходимости удобнейшего способа скорейшего и порядочного в делах ведения впредь до указу» распределил тамбовские города с уездами, церквями, монастырями и пустынями соседним епархиям «в полное всякими делами ведомство» тамошних архиереев, кроме денежных сборов, которые, по-прежнему, должны были поступать в Синодальное Экономическое Правление. Тамбов с двумя заказами – Верхоценским и Старым Дальним, Козлов, Добрый и Борисоглебск отходили к Воронежской епархии, Красная слобода с Починковским Духовным Правлением – к Владимирской, Пенза, Саранск с Инсаром – к Нижегородской, Темников, Верхний и Нижний Ломовы, Керенск – к Суздальской, Корсунь и Петровск – к Казанской. 616 Нельзя сказать, чтобы много было удобства при таком распределении, например, Красная слобода от Владимира отстояла в 330 верстах, Ломовы от Суздаля в 470 верстах, а Керенск в 530 верстах. 617

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Сие право доставлено было и двум его преемникам, а со времени учреждения Св. Синода (1721 г.), поскольку в ведении Киевского митрополита не было уже никаких епископов, кроме своего коадъютора, то он совершенно подчинен указам Синодским наравне с прочими епархиальными епископами, и с тех пор в указах не именован он митрополитом и Малыя России, а также прекращены и выборы митрополитов Киевских вольными голосами, и даже вместо митрополитов до 1743 г. были архиепископы. II. Область первых митрополитов Киевских простиралась на все российские епархии, коих сначала, при Великом Князе Владимире учреждено было только, шесть: 1)Киевская, 2) Новогородская, 3) Ростовская, 4) Владимирская на Волыне, 5) Белогородская близ Киева и 6) Черниговская. До нашествия монголо-татар было уже в Киевской иерархии 18 епископских престолов, а именно, сверх шести вышеупомянутых, учреждены с конца XI столетия: 7). Юрьевский близ Киева на реке Росе, после называвщийся и Поросский, 8) Переяславский, 9) Хельмский, 10) Тмутараканский, 11) Туровский; с начала XII столетия: 12) Полотский, 13) с 1128 или 1137 г. Смоленский, 14) с 1157 г. Галицкий, 15) с начала XIII века Муромский и Рязанский, 16) Суздальский, 17) Перемышльский на Волыне и 18) Переславля Залесского. После того до разделения митрополии прибавилось еще шесть епархий: 19) Сарайская с 1261 г. в столице монголо-татарских ханов, после переведенная в Москву и называвшаяся Крутицкой; 20) Тверская с 1271 г. 21) Луцкая на Волыне с начала XIV столетия 23) Коломенская с 1353 г., 23) Брянская с 1354 г., 24) Звенигородская близ Москвы с 1391 г. Прочие в Великой России учреждены уже после отделения Киевской митрополии, а потому к ней не принадлежали. Границы областей сих всех епархий и число их церквей и монастырей, также духовенства, нам не известны. Ибо летописи сохранили нам только названия епархий с означением некоторых начала и имен епископов. Но Киевский митрополит в древние времена, кажется, не имел особой епархии, кроме столицы своей Киева. Так по крайней мере заставляют заключать весьма близкие около Киева епархии Белогородская, Юрьевская или Поросская и Переяславская, учрежденные еще до нашествия монголо-татар.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Назначены новые правящие архиереи ряда епархий Русской Православной Церкви 29.12.2018 Участники заседания Священного Синода Русской Православной Церкви , состоявшегося 28 декабря 2018 года в Москве, имели повторное суждение о поданном митрополитом Владивостокским и Приморским Вениамином (Пушкарем) прошении о почислении его на покой в связи с достижением 75-летнего возраста (журнал 107). Священный Синод постановил удовлетворить прошение и выразить сердечную благодарность митрополиту Вениамину за многолетнее архипастырское служение во Владивостокской епархии, которое отмечено многократным увеличением числа приходов и духовенства, неустанной заботой о храмах и монастырях, установлением доброжелательного диалога с местными властями и общественными объединениями, а также за труды на посту главы Приморской митрополии. Местом пребывания Преосвященного митрополита Вениамина на покое определен город Владивосток. Решением Синода преосвященным Владивостокским и Приморским , главой Приморской митрополии, назначен митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир (Самохин) , с освобождением его от управления Хабаровской епархией и выражением благодарности за понесенные архипастырские труды. Преосвященным Хабаровским и Приамурским , главой Приамурской митрополии, назначен архиепископ Петропавловский и Камчатский Артемий (Снигур) , с освобождением его от управления Петропавловской епархией и выражением благодарности за понесенные архипастырские труды. Преосвященным Петропавловским и Камчатским Синод постановил быть викарию Петропавловской епархии епископу Вилючинскому Феодору (Малаханову) . Члены Синода имели повторное суждение о поданном прошении митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) о почислении его на покой в связи с достижением 75-летнего возраста (журнал 108). Синод постановил удовлетворить прошение и выразить сердечную благодарность Преосвященному митрополиту Евлогию за архипастырское окормление в течение многих лет Владимирской епархии, которое способствовало всестороннему развитию церковной жизни — увеличению числа приходов и численности духовенства, открытию монастырей и духовной школы, ведению конструктивного диалога с местными властями и общественными объединениями, а также за деятельность в качестве главы Владимирской митрополии.

http://drevo-info.ru/news/24481.html

18 июля 1905 г. был назначен епископом Елисаветградским, викарием той же Херсонской епархии. 27 августа того же года назначен епископом Чистопольским, первым викарием Казанской епархии. 5 сентября того же года был назначен ректором Казанской духовной академии. В марте 1910 г. утвержден Св. Синодом в степени доктора Церковной истории за работу на тему: " Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине XIX-ro столетия " , с приложением к нему тома: " Материалов для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во второй половине XIX-ro столетия " . 17 января 1912 г. назначен епископом Саратовским и Царицынским, где повел борьбу с лжеучением иеромонаха Илиодора (Труфанова). В этом же году епископу Алексию было присвоено звание почетного члена общества вспомоществования недостаточных студентов Казанской духовной академии. Осенью 1913 года вошел в состав вновь учрежденной особой междуведомственной комиссии по вопросу о преобразовании духовных учебных заведений. В 1913 году опубликовал одну из самых известных своих работ «Мораль Талмуда». Академическим языком с использованием подлинных источников он проанализировал моральные нормы Талмуда, показав его фундаментальную антихристианскую направленность. 30 июля 1914 г. назначен на Владимирскую и Суздальскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Заботясь о призрении вдов и сирот духовенства, преподал настоятелям церквей Владимирской епархии ряд указаний по этому вопросу. Имел репутацию монархиста, приветствовал Нижегородское Всероссийское Совещание уполномоченных монархических организаций и правых деятелей 26—28 ноября 1915 года (Нижегородское совещание) и прислал на него свой доклад. Весной 1917 года съездом епархиального духовенства был забаллотирован при избрании правящего архиерея за " деспотическое " управление и дерзкое обращение с духовенством (обычная мотивировка удаления консервативных архиереев), а также в дружбе с Г. Е. Распутиным, которому он подарил книгу с посвящением «великому старцу». Из-за близости к Г. Е. Распутину его даже не пытались защитить члены Св. Синода, никакую другую кафедру ему не предложили.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010