В.И. Петрушко Раздел II. Период от татаро-монгольского нашествия до разделения митрополии (1237–1458 гг.) Глава 6. Причины кризиса Киевской Руси и ее порабощения монголо-татарами. Нашествие Батыя на Русь и его последствия Духовно-нравственные причины кризиса Киевской Руси и ее завоевания монголо-татарами. Монгольские завоевания в Азии и Европе. Битва на Калке. Нашествие Батыя на Русь. Мученики времени Батыева разорения. Образование Золотой Орды и зависимость от нее русских княжеств. Отношение монголов к Русской Православной Церкви, причины их веротерпимости. Процесс углубления христианизации Руси, столь успешно начавшийся при Ярославе Мудром, продолжался в эпоху, которая характеризовалась потерей единства и раздробленностью русского государства. Киевская Русь распадается на множество удельных княжеств. Великий князь Киевский по традиции еще считается старшим среди русских князей. В начале XII в. Владимиру Мономаху и его сыну св. Мстиславу Великому на какое-то время еще удается восстановить власть Киевского князя и удерживать в повиновении удельных князей. Однако уже с середины XII в. значение Киева как политического центра Руси стремительно падает. За Киев еще борются отдельные князья-честолюбцы. Но дальновидный св. благоверный князь Андрей Боголюбский уже созидает новое великое княжение во Владимиро-Суздальской земле, которая перенимает первенство у Киева. Однако и св. Андрей и его брат Всеволод III Большое Гнездо, будучи сильнейшими князьями Руси и фактическими самодержцами в своей Суздальской земле, тем не менее уже не могли быть столь же полными хозяевами всей Руси. Единой державы по сути больше не было. К началу XIII в. Русь представляла собой множество совершенно обособившихся и независимых княжеств, которые трудно было считать даже какой-то федерацией. Потерявший свое политическое значение, завоеванный и разграбленный войсками Андрея Боголюбского Киев тем, не менее продолжает оставаться церковной столицей Руси. Святая София – по-прежнему кафедра Киевских и всея Руси митрополитов. И хотя Русь сотрясают кровопролитные войны между князьями, единая Русская Церковь не дает окончательно забыть и похоронить идею Руси как единой страны, единого народа. Церковь , таким образом, является в условиях феодальной раздробленности наиболее значимым связующим и объединяющим фактором. Единство Русской Церкви сохраняется незыблемым в течение всего домонгольского периода истории Руси. В этом выразилось огромное национально-государственное значение Русской Церкви, ибо она всегда оставалась началом, противодействующим дроблению и распаду государства. Нечто сходное мы можем наблюдать и сегодня, когда вновь происходит процесс распада единой Российской державы. Отсюда и нападки на Русскую Православную Церковь , которые в последнее время становятся все сильнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Николаевском Дворищском Соборе с XII века находится храмовая чудотворная икона святого Николая Чудотворца. В числе местных икон она занимает место по правую сторону царских врат, возле иконы Спасителя. Очертание иконы круглое; мерой она во все стороны по 13 вершков. Святитель изображён с Евангелием в левой руке и благословляющей десницей, в ризах и омофоре. У правой руки Святителя изображение перстов именословное, с тем только различием, что большой перст несколько не доведён к пригнутым – мизинцу и безымянному. По письму, икона эта должна принадлежать иконописцам не Новгородским, a Киевским или греческим, жившим в Киеве, согласно с чудесным возвещением о ней самого св. Николая. Она сохраняет свой древний колорит, при всей его темноте. На самой иконе надписей никаких нет, и были ли они когда-нибудь, неизвестно. Впрочем, и без надписей, при первом взгляде на икону, лик на ней является не другой чей, как св. Николая Чудотворца. Вокруг иконы остающееся пространство дополнено изображениями в восьми клеймах, относящимися к жизни и чудесам святителя. Изображения эти довольно искусного письма и могут относиться к концу XVII века. Поводом к обретению и прославлению иконы была болезнь великого князя Новгородского Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха 1 . Князь, на 32 году от рождения 2 , при епископе Новгородском Никите († 1108), сделался нездоров расслаблением членов. Болезнь его день ото дня усиливалась. Находясь в тяжкой болезни, он со слезами просил об исцелении своём Господа Бога и призывал в помощь великого угодника Божия Святителя Николая, мощи которого незадолго пред тем были перенесены из Мир Ликийских в Бар-Град 3 . Молитва больного была услышана. Святитель Христов является князю в сновидении и повелевает ему отправить посольство в Киев за иконой своей, означив место нахождения 4 , меру и кругловидное очертание. Пробудившийся князь не усомнился в чудесном явлении Святителя и в обещанном ему исцелении. С надеждой на Бога и на Его угодника, он отправляет на ладье за иконой в Киев священника своего с причтом и боярина своего с придворными слугами по озеру Ильменю, дав им меру иконы, указанную во сне Святителем. Но милосердый Господь, сущий, близ всем призывающим Его, ускорил на молитву. Посольство князя, едва успевшее начать путь свой по озеру Ильменю, восставшей бурей удерживается от дальнейшего плавания. От этой бури приплывают к острову Липно и ожидают тут тихой погоды до трёх дней. Наконец, в четвёртый уже день, буря утихает, и обещанная в дальних странах икона нечаянно обретается плавающей в волнах Ильменских, в ту самую меру, какая дана была князем при отправлении посольства. Место обретения иконы находится в 7 вёрстах от Новгорода, близ нынешней каменной церкви упразднённого Николо-Липенского монастыря, построенной в память сего обретения архиепископом Климентом в 1292 году 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В Смоленске проходят торжества, посвященные иконе Божией Матери Одигитрия 10 августа, 2011. Новостная служба «Одигитрия была и остается заступницей Смоленска и его жителей», — указал в приветствии епископу Смоленскому и Вяземскому Пантелеймону губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев. «Мы верим, что благодаря заступничеству Святой иконы Смоленской Божией Матери возможно достижение прочного мира и согласия в обществе, процветание Смоленщины и всей России». 10 августа. ПРАВМИР. «Одигитрия была и остается заступницей Смоленска и его жителей», — указал в приветствии епископу Смоленскому и Вяземскому Пантелеймону губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев. «Мы верим, что благодаря заступничеству Святой иконы Смоленской Божией Матери возможно достижение прочного мира и согласия в обществе, процветание Смоленщины и всей России», — цитирует слова губернатора ИТАР-ТАСС. Накануне в город прибыл Крестный ход, который вышел из Сычевского, от истока Днепра. Совмещая пение акафистов и изучение священного писания, верующие разного возраста и социального положения, плечом к плечу с чудотворными иконами, хоругвями и крестами двигались также к Смоленску от Витебска . В Свято-Успенском кафедральном соборе, где настоящее время находится чудотворная икона «Одигитрия» была совершена Божественная Литургия. Вечером в концертном зале имени М.И.Глинки состоится выступление заслуженной артистки России Татьяны Петровой «Царице моя преблагая». Накануне здесь прошел концерт «Приношение Одигитрии». На Соборном холме было организовано театрализованное представление «Сказ о Заступнице земли Русской». В нем приняли участие профессиональные и самодеятельные артисты. В областном центре открылась также художественная выставка «Русь Православная». Справка: Согласно преданию, «Одигитрия» написана евангелистом и художником Лукой. Из Иерусалима икона попала в Константинополь и стала главной святыней Византийской империи. В XI веке икона прибыла на русскую землю. В 1101 году великий князь Владимир Мономах установил святой образ в новом соборном храме Успения Пресвятой Богородицы. На этом месте сейчас находится кафедральный собор. С того времени икона стала называться Смоленской.

http://pravmir.ru/v-smolenske-proxodyat-...

Великий Новгород. Собор Николая Чудотворца на Ярославовом дворище. Никольский собор на Ярославовом дворище Карта и ближайшие объекты Никольский собор на Ярославовом дворище построен повелением князя Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха в 1113-1136г. архитектором Петром как придворный храм. Действовал до и после войны. В советское время в нём располагались планетарий и музей. В феодально-вечевой период у его стен собиралось Новгородское Вече. Плановое построение Собора восходит к Киевской архитектурной традиции конца 11 - начала 12 вв. В XIX в. сделаны пристройки у западного и северного фасадов. Отреставрирован в 1994-1999 гг. на средства городов бывшего Ганзейского союза. Также, на фотографиях представлена гридница. Николо-Дворищенский собор - четырехстолпный крестово-купольный храм. Крестчатые в плане столбы делят его внутренее пространство на три продольных нефа. План собора отражает традиции киевской архитектуры. Каждый неы заканчивается апсидой. Центральный крест перекрыт коробовом сводом. Над средним квадратом воздвигнут барабан, увенчанный куполом. Ранее и другие четыре квадрата боковых нефов завершались барабанами и главками (автор реставрации Ю.Э. Крушельницкий). В западной части храма имеются хоры, куда можно было попасть по переходу из существовавшего ранее дворцового здания. Позднее в стене была устроена лестница на хоры, остатки которой были обранужены при раскопках в 1969 году. Храм имеет пятиглавое завершение, простые и строгие фасады членятся соответственно внутренней структуре собора значительно выступающими плоскими лопатками, завершавшимися первоначально полукружьями закомар. Фасады декорировались рядами двухуступчатых полуциркульных ниш. Нижние ниши были обнаружены в результате раскопок. Николо-Дворищенский собор был расписан фресками, от которых сохранились незначительные фрагменты. Это изображение жены Иова. подающей пищу мужу, остатки росписи в алтарной части, а также орнаментальные фрески хорошей сохранности в оконных проемах южной и северной стен. Позднее обнаружены новые фрески - фигуры святых и орнаменты в виде волн.

http://sobory.ru/article/?object=00317

Воспитание власти государственной Прежде всего церковь принесла, неведомую русским язычникам, идею богоустановленной власти. Прочнее этого фундамента для опоры авторитета власти трудно представить что-нибудь другое. Уже первые епископы русские внушают кн. Владимиру по поводу предстоявшей казни злодеев следующее: «ты поставлен еси от Бога на казнь злым, а добрым на милование». Митр. Илларион в речи, произнесенной пред сыном Владимира, Ярославом, говорит: «добр же зело и верен послух сын твой Георгий, его же сотвори Господь наместника по тебе твоему владычеству». Владимиру и Ярославу, как единовластным правителям русской земли, было еще легко усвоить эту идею, но потом, при удельных междоусобиях фактический порядок вещей не только не благоприятствовал, но и прямо препятствовал ее усвоению: слишком была явной среди всеобщей путаницы роль случайных обстоятельств и грешной человеческой воли. Однако духовенство продолжало проповедь в прежнем направлении. Митр. Никифор в своих посланиях к Владимиру Мономаху писал, что князья «избрани бысте от Бога и возлюблени бысте Им». И русские князья действительно прониклись этой идеей, хотя и понимали ее несколько грубовато. Так, напр., князья половецкие говорят Глебу Юрьевичу: «Бог посадил тя и князь Андрей на отчине своей и на дедине», т. е. избрание Божие представляют в виде конкретной силы, действующей в ряду других конкретных факторов, создающих власть, и в том же самом смысле. Наряду с проповедью идеи богоустановленной власти, духовенство усиленно учило и принципу почитания всяких властей. В поучении, известном с именем Луки Жидяты, читаем: «Бога бойтесь, а князя чтите». В одном сборнике XII в. дается наставление «буди боязнив пред царем, готов в повелении его». Поучение XIII в. (Слово св. отец како жити крестьянам) гласит: «наипаче же своему князю приязнь имей, а не мысли зла нань. Глаголет бо Павел апостол: от Бога власти всяки устроени суть: Бога ся бойтесь, а князя чтите. Аще бо властем кто противится, Божию суду повинен есть, повелению бо противится Божию».

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Выдубицкий монастырь Ниже могилы Оскольдовой по течению реки посетил я на красных берегах ее и древнюю обитель Выдубицкую, которую основал еще первый Святитель Киевский Михаил на том месте, где в последний раз низринут был в воды Перун. Слепая толпа язычников, бежавшая вслед за плывущим кумиром с дикими воплями: «Выдыбай наш боже!», здесь убедилась в суете своей веры, когда увидела конечное потопление истукана. Внук Святого Владимира Всеволод, полюбивший место сие, соорудил новую каменную церковь во имя Архангела в 1071 году, и монастырь долго носил название Всеволожа, ибо по его соседству, на высокой горе нынешнего зверинца, поставил князь красный дворец свой, где собирались сеймы княжеские при великом Мономахе. Князь–инок Рюрик, допустивший разорение Киева в свое слабое княжение, обновил церковь и обнес ее каменною оградою, чтобы защитить от набегов половецких, но не надолго – нашествие монголов обратило ее в пустыню. Когда же лавра Печерская начала восставать из своих развалин, оживился под ее сению и соседний монастырь Выдубицкий, временно отторгнутый униатами и возвращенный православию ревнителем его, Петром Могилою . Настоятели лавры обновили церковь, обрушенную отчасти подмывшим ее Днепром; другой же великолепный храм, во имя Великомученика Георгия, сооружен в исходе минувшего столетия Стародубовским полковником Миклашевским; живописное место сие избрано также для погребения некоторых почетных семейств Киевских. В тихий благовонный вечер, какими часто дышит влажное небо Киева, спустился я верхом с одним из давних моих знакомцев мимо зверинца в глубокое ущелие Выдубицкое. Роскошная зелень садов, широко разросшихся по всей долине, овеяла нас своими ароматами. На самом дне юдоли живописно раскинулась белая обитель – мирный приют, который устроили люди в этом отрадном эдеме, насажденном рукой природы; у врат ее, казалось, кончался мир. Мы взошли в ограду, на зеленый луг монастырский; беспечно паслось малое стадо меж поросших травою гробниц; нам отворили подле церкви Архангельской беседку на краю утеса; у наших ног, зашумел синий поглотитель Перуна, плеском волн своих заглушавший здесь дикие вопли «выдыбай, выдыбай наш боже!» Жадно смотрел я на это русское море, полное жизнию предков. Везде, где только встречался я с Днепром, что-то невыразимо близкое сердцу, влекло меня к нему, ибо каждая из долин Киевских, спускающаяся в его хладные объятия, запечатлена при своем устьи каким-либо воспоминанием. Везде встречается он, наш славный Тибр, как некий давний друг, или пестун первых дней юности – то в образе мирного гостя варяжского, тихо двигающего суда греческим путем своим; то в виде бурного воителя, стремящего славянские ладьи к Царьграду; то весь одеянный голубою ризой, как восприемник целого народа русского из освященных вод своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Г.С. Гадалова Неувядаемый венец Перед вами памятник русского средневековья, самого продолжительного исторического периода. Именно в этот период, в XI–XVII веках, создан огромный пласт древнерусской литературы. Самое загадочное и знаменитое произведение – «Слово ο полку Игореве». Широко известны «Житие Александра Невского», «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. «Житие Михаила Тверского» пока менее известно. Возвышается душа перед нравственным подвигом великого князя Михаила Ярославича Тверского. И через семь столетий слышны и созвучны нам, вступившим в XXI век, заповедные слова: «И задумал положить душу свою за своё Отечество». В год 730-летия со дня рождения выдающегося политического и военного деятеля средневековой Руси, великого князя тверского и владимирского Михаила Ярославича, мы счастливы открыть читателю древнейший текст Жития, подлинная рукопись которого хранится в Государственном архиве Тверской области. Л.М. СОРИНА, начальник Архивного отдела администрации Тверской области, почётный архивист В рукописной коллекции Государственного архива Тверской области, в одной из многочисленных рукописных книг, затерявшейся в фондах среди других и прежде не привлекавшей к себе особого внимания, сохранилось произведение, представляющее собой подлинный шедевр древнерусской литературы – наиболее раннюю редакцию Жития великого князя Михаила Ярославича Тверского 1 . Особая ценность данной рукописи состоит в том, что это, как выясняется при внимательном чтении, может быть, один из лучших списков этой редакции Жития 2 . Житие Михаила Тверского (Пространная редакция Повести ο Михаиле Тверском) – одно из выдающихся произведений древней русской литературы, по своему значению, литературным достоинствам, нравственному воздействию стоящее в ряду таких шедевров, как «Сказание ο Борисе и Глебе», «Поучение Владимира Мономаха », «Житие Александра Невского». Повесть дошла до нас в части летописей 3 , a Житие в древнерусских сборниках 4 . Это произведение хорошо знали и так или иначе опирались на него при изложении событий начала XIV века почти все русские историки – В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин , H.A. Полевой, митрополит Макарий, С.М. Соловьёв, Н.И. Костомаров , В.О. Ключевский , а также историки, писавшие, собственно, ο Твери, – Д.И. Карманов, B.C. Борзаковский, В.И. Колосов 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава I Малолетство царя.– Изгнание двух митрополитов.– Внезапное исправление молодого самодержца. – Венчание Иоанна на царство и первый брак его.– Соборы 1547–1554 года.– Стоглав.– Ересь Башкина и Косого.– Дело о дьяке Висковатом.– Покорение Казани и учреждение Казанской епархии.– Болезнь Иоанна.– Кончина царицы Анастасии. Воцарение государя-младенца было не на радость Церкви и государству. Недолго власть оставалась в руках правительницы – матери. 1 После преждевременной смерти Елены, начались необузданные смуты бояр, которые принялись управлять государством и беспощадно губили друг друга. В этих крамолах не уважалась и святость сана первосвятителей: митрополит Даниил был свержен с митрополии указом боярским и заточен в Иосифов монастырь. 2 Преемник его Иоасаф, поставленный из игуменов Сергиевой Лавры, муж богоугодный и добродетельный, не более трех лет занимал кафедру первосвятительскую; крамольники низвергли его еще с большей наглостью и буйством. На место его возведен владыка Новгородский Макарий, святитель просвещенный, усердный ко благу Церкви и отечества. Между тем возрастал юный самодержец-сирота. Рожденный с отличными способностями, но предоставленный с детства своим природным влечениям, лишенный всякого воспитания, он развивался во зле, а не в добре. Может быть предрасположение к жестокости он всосал в себя с молоком матери, но бояре, на беду самим себе, постарались усилить в нем это предрасположение до страсти: они тешили его звериною охотою, любовались когда он убивал животных и мучил их разными муками. «Пусть веселится державный» – говорили они. Отрок-государь уже разумел, что верховная власть, которою так дерзко злоупотребляли князья Шуйские и другие бояре, принадлежит ему, а не им; видел, что они пренебрегают им, позволяя себе всякое бесчиние и наглость, даже в присутствии государя. В душе отрока возникла и росла ненависть к боярам-крамольникам. Иоанну исполнилось 17 лет. Он объявил митрополиту и боярам волю свою – венчаться на царство и вступить в брак. Торжество царского венчания совершено митрополитом Макарием в Успенском соборе 16 января 1547 г., на Иоанна возложен был крест царский, венец Мономахов и бармы (ожерелье). 3 С того времени самодержцы Русские начали не только в сношениях с иными державами, но и внутри государства, во всех актах, именоваться царями, сохраняя и древний титул великих князей. В 1561 году, патриарх Константинопольский Иоасаф, в знак усердия к венценосцу Русскому, соборною грамотою утвердил его в сане царском. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Глава XXVIII. Поездка в Ярославль, Ростов, Ярославль, Рыбинск; Югская Дорофеева пустынь; Кострома; Бабаевский монастырь В воскресенье, сентября 19 (1876 года), отслуживши у себя в монастыре обедню и возвратясь от братской трапезы, я собрался в Москву в сопровождении моего келейника монаха Аркадия. Погода была свежая и сырая. В тот же вечер, в 8 часов, я отправился по Ярославской железной дороге в Ростов и прибыл туда на следующее утро в 6 часов. Я пристал в гостинице «Ростов» напротив самого Кремля. Узнавши от гостинника, что еще можно застать в соборе утреню, я тотчас туда пошел, однако службы мы уже не застали, но служившие были еще в соборе, и я просил, чтобы мне отслужили молебен чудотворной иконе Владимирской Божией Матери и Ростовским чудотворцам: Леонтию 56 , Исаии 57 , Игнатию 58 и Феодору 59 , честные мощи коих почивают в самом соборе. Когда служащий священник делал первый запев Богородице, то обращался к иконе Владимирской, а при втором запеве, призывая святителей Леонтия и Исаию, обращался направо и делал поклон, а при именах святителей Игнатия и Феодора обращался налево и также делал поклон, и так продолжал во все время служения молебна. Один из священников был так внимателен, что сам вызвался показать нам достопримечательности собора 60 . Собор, строенный в начале XIII столетия, с тех пор мало изменился. Живопись икон в иконостасе древняя, превосходная 61 . Икона Богоматери, чудотворная, весьма чтимая гражданами и богато украшенная, одна из тех семи, говорят, которые в XI веке были чудесно написаны у Киево-Печерского инока Алипия; в Ростов она перенесена Владимиром Мономахом и поставлена в соборе, и поэтому-то и называется Владимирской, хотя (как замечает весьма справедливо в своей книге граф М. В. Толстой ) гораздо правильнее надлежало бы ее называть не Владимирской, а Владимировой 62 . Верхние узкие окна собора и расположение алтаря сохранились в первобытном виде. Горнее место имеет шесть ступеней восхождения, по обе стороны седалища для служащих о двух ступенях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Града Пскова святые 146. Святый и благоверный князь Всеволод во святом крещении нареченный Гавриил мстиславич Псковский преставися в лето 6640, месяца февраля в 11 день Внук Владимира Мономаха , сын Мстислава Великого, с ранней юности поставленный отцем на княжение в Новгороде, заложил величественный храм св. Георгия в ЮБрьеве монастыре и снабдил обитель грамотою (подробности в моих «Рассказах из Ист. Рус. Церкви», изд. 1873 г. 1, 63). Изгнанный Новгородцами, принят во Пскове и там ум. 1138 г. В летописи о кончине его записано: «в лето 6645 преставися князь Всеволод Мстиславич, внук Володимерь, месяца февраля 11, в четверток масляныя недели, в Пскове, и положиша в неделю в церкви св. Троица, юже бе создал» (IV, стр. 6). Память празднуется 11 февраля, в день кончины и 27 ноября – в день обретения мощей. Мощи обретены в 1192 году и открыто почивали в Псковском Троицком соборе до Петра Великого, по приказанию которого они были закрыты и с того времени остаются под спудом, а в 1834 году переложены вместе с дубовою ракою в серебряную. Над гробом св. князя Всеволода висит огромный и тяжелый меч его, с латинскою надписью: «Honorem meum nemini dabo» (чести моей никому не отдам). (Рисунок и описание этого меча в книге моей «Святыни и древности Пскова». стр. 23). По «Иконописному Подлиннику»: «рус, власы с ушей повились, брада, что Василия Великого , пошире и подоле, шуба червчата, испод лазор, на главе шапка княжеская, в руке церковь празелень с белилом, об одном верху, Святая Троица». Под 11 февраля: «на главе шапка, и шуба на нем княжеская; нецыи пишут в руке церковь , под ногами его лежит бранное оружие и щит». (Филимонов, стр. 202, 269). Житие написано в 1550–1552 году пресвитером Василием, в иночестве Варлаамом. По мнению В.О. Ключевского , чудеса, приложенные к житию, не лишены интереса, по отношению к истории Пскова. (Ключевский, стр. 257). 147. Святый и благоверный князь Домант, в святом крещении нареченный Тимофеем преставися в лето 6807, месяца маия в 20 день По Волынской летописи и Польским Хроникам, Литвин – язычник, князь Нальшанский Довмонт, во время междоусобий в Литве, удалился с дружиною во Псков, там крестился с именем Тимофея и избран Псковичами на княжение в 1266 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010