Скачать epub pdf Июль 4 Андрей Боголюбский, благоверный князь Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1110–1174), внук великого князя Владимира Мономаха , сын князя Юрия Долгорукого и половецкой княжны (во святом крещении Марии), родился в 1110 году и 35 лет жизни провел в Ростово-Суздальской земле, которую получил в удел его отец. Но в молодые годы жил в Киеве, где его отец был великим князем. От деда Владимира Мономаха внук унаследовал великую духовную сосредоточенность, любовь к слову Божию и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни. «От юнаго бо возраста, от младых ногтей, от мирских суемудрий отврати себе, – говорит описатель его жития. – Гласы Божественными всегда огласоваше ушеса своя, святых книг поучений сладце послушающи, отнюдуже притяжа себе зачало премудрости – страх Божий и премудрость разума от Писаний святых». Любил князь церковное пение и церковные службы, хорошо знал устав церковный и прекрасно помнил память какого святого и в какой день совершается. Любил он тайные ночные молитвы и часто ночью, тайком от всех, ходил в храм, зажигал свечи и молился. Вместе с глубоким благочестием святой князь Андрей совмещал ратные подвиги. Храбрый и искусный воин, Андрей отличавшийся особой находчивостью и сноровкой, «мужество и ум в нем жили, правда и истина в нем ходили, вторым мудрым Соломоном был он», – писал летописец. Участник многих походов своего воинственного отца, князь Андрей не раз в сражениях был близок к смерти. Под Луцком (1150 г.) он гнал неприятелей и был окружен ими на мосту – был спасен от копья немецкого наемника молитвами к великомученику Феодору Стратилату, чья память совершалась в тот день (8/21 февраля). Бросясь на другую сторону реки, он гнал стрелков неприятельских к городу, но был оставлен своими; один из его дружины, схватив за узду коня Андреева, держал его и тем спас от плена, если не от смерти. В 1152 году в жаркой битве при р. Руте князь Андрей сильным ударом изломал свое копье, шлем слетел с головы его и щит упал на землю, но и на этот раз Промысл Божий незримо спас князя-молитвенника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

а) «Смоленская икона Божией Матери», иначе называемая еще Одигитриею, или, с греческого языка, путеводительницею, очень древняя. По преданию, она написана св. евангелистом Лукою и долго хранилась в православном греческом царстве. В 1046 году, говорится в старинных летописных книгах, этою иконою греческий царь Константин Мономах благословил свою дочь царевну, которую выдавал в замужество за русского князя Всеволода, сына Ярослава Мудраго. Тогда эта икона, будто бы, и названа Одигитриею – путеводительницею, так как она была путеводительницею царевне в русскую землю. Сын князя Всеволода, Владимир Мономах перенес эту икону в Смоленск, устроив для нея соборный храм Уепения Богоматери; с того времени эта икона и стала называться Смоленскою. В злосчастный 1237 год нашествия татарского на Смоленск, от этой иконы был таинственный голос, повелевавший некоему благочестивому смолянину Меркурию выступить против полчищ татарских и защитить дом Богоматери; таинственный голос обещал ему победу над врагами и в то же время мученическую смерть. Так и случилось: заступлением Царицы небесной, благодатною силою иконы Ея, Смоленск был тогда спасен от татарских полчищ, и Меркурий, во время битвы, смертельно ранен был в голову стрелою. Через 260 лет после того, этою же Смоленскою иконою литовский князь Витовт благословил дочь свою, выдавая ее в замужество за московского князя; тогда же святая икона Смоленская была пересена в Москву. Но чрез 50 с лишним лет после того, смоляне выпросили свою икону у великих князей московских, и она была возвращена в Смоленск. Вместо ее москвичи сделали себе с нея точный список, который и доныне находится в Новодевичьем монастыре и очень чтится москвичами. Настоящая же Смоленская икона Одигитрия оставалась в Смоленске до начала нынешняго столетия, до 1812 года; в этом году, неизвестно почему, она перенесена была в город Ярославль. Но в Смоленске с 1602 года существует еще другой образ Богоматери, особенно чтимый верующими. Эта другая Смоленская икона особенно прославилась в 1812 году, во время нашествия на русскую землю двадесяти язык. Икона эта была в рядах русских войск, во все время нашей великой отечественной войны; с нею наши воины мужественно сражались в знаменитую Бородинскую битву, – и ее благодатной силе приписывали счастливый успех над врагами. По освобождении нашего отечества от галлов и двадесяти язык, военачальниками русскими Смоленская икона была возвращена в Смоленск с богатыми приношениями. Икона эта и ныне находится в Смоленске, в каменном храме над проезжими воротами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf К четырехсотлетию взятия Казани Огнем и мечем часто насаждалось христианство в Европе католическими миссионерами. Достаточно вспомнить деятельность орденов Меченосцев и Тевтонского в землях, пошедших впоследствии в состав Российской империи. Ливы, зегмалы, эсты, литовцы, жмудь – тягостно испытали это на себе. Любовью, благостным поучением, смирением, безбоязненностью, поучительным примером подвижнической жизни зажигали и поддерживали все сильнее разгоравшийся огонь чистой веры русские иноки. Языческия племена – чудь, водь, карелы, лопари, зыряне, вогуличи, остяки, самоеды, алеуты, якуты и пр. под этим, воистину христианским, воздействием становились чадами Православной Церкви. Русь, обращенная из мрака язычества к свету христианства, сразу возжелала привести к источнику спасения соседние народы, остававшиеся еще в темноте неверия. В конце X в. начал просвещать чудь св. еп. ростовский Феодор. Но еще мала была жатва его, как и его преемника, еп. Илариона. Первым истинным просветителем ростовского края был свят. Леонтий, именуемый св. еп. Симоном Владимирским «первопрестольником» – т. е. первым из печерских иноков, возведенным на епископский престол. Поставленный не позднее 1051 г., святитель Леонтий должен был полагаться исключительно на свои силы. Край этот входил в удел кн. Всеволода Ярославича, жившего в далеком южном Переяславле. Сын последнего, кн. Владимир Мономах , только на короткое время – в 1068 г. – попал в те места. «Первый поход мой был в Ростов, по стране вятичей; послал меня отец, когда сам пошел в Курск», – упоминал об этом Мономах в своем завещании. Не имели успеха первые увещания св. Леонтия язычников не губить себя мраком и грехами. Тогда он стал собирать в церковь детей, учил их, наставлял, крестил. Это озлобило упорствующих, которые стали подвергать его избиениям и мучениям. Изгнали из Ростова. Поселившись вблизи у ручья Брутовщины, святитель выстроил небольшой деревянный храм архистратига Михаила. Когда безбоязненно вернулся он в город, огромная толпа, вооруженная оружием и дубинками, окружила храм, в котором совершалось богослужение, намереваясь убить епископа. В облачении, с крестом в руках, вместе с духовенством, сохраняя полное спокойствие, вышел он к бушевавшей толпе. Пораженные этим, язычники поверглись на землю и прослушали сильное слово архипастыря. Произошел перелом – язычники пожелали креститься.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Храмы в честь праздника Похвалы Богородицы в Московском Кремле Похвала Богоматери с Акафистом. Середина XVI в. Фрагмент В 625 году от Рождества Христова в субботу 5-й недели Великого поста Константинополь осадили иноверцы персияне. Император с войском вышел врагам навстречу, но те коварно напали на беззащитную столицу с моря. Весь город пал в слезной молитве пред образом Пресвятой Богородицы. И после того, как патриарх опустил в море край иконы, поднялся шторм и потопил вражеские корабли. Так в чудесно спасенном Константинополе утвердился новый церковный праздник во славу Божией Матери, именуемый «Похвалой Богородицы». Именно с этого праздника в далеком XII веке началась история Москвы и самого Кремля. «Похвалився, на Русь пошли…» Праздник Похвалы Богородицы стал историческим днем рождения Москвы. В канун этого церковного праздника, в пятницу 4 апреля 1147 года, суздальский князь Юрий Долгорукий (сын Владимира Мономаха, правнук Ярослава Мудрого и византийского императора Константина Мономаха) принимал у себя в гостях князя новгород-северского Святослава Ольговича – отца того самого князя Игоря, который потом был воспет в «Слове о полку Игореве». В те годы Русь раздирали междоусобные войны за киевский великий престол. Князь Святослав Ольгович, союзник князя Долгорукого, потерпел сильную неудачу, бежал от недругов в Суздальские земли, но потом с поддержкой Долгорукого несколько укрепил свое положение и получил от него знаменитое приглашение: «Буди, брате, ко мне на Москву». Приняв приглашение, Святослав прибыл с малолетним сыном Олегом и с малой дружиной. Эта встреча состоялась примерно на том месте, где потом расположился великокняжеский двор в Кремле близ Боровицкой башни и где позднее был построен Большой Кремлевский дворец. Встречен гость был очень радушно: хозяин подарил его сыну «пардуса» – вероятно, ценную шкуру барса, но может быть, и живого зверя, а самого князя щедро угостил. Однако шел Великий пост, к тому же была пятница, а оба князя были православными христианами. И потому великий пир, знаменитый «обед силен» в честь дорогого гостя был благочестиво дан на следующий день, в субботу, на праздник Похвалы Богородицы. Это событие попало в летопись, словно в предзнаменование русской столице. Уже в 1156 году то место на Боровицком холме было обнесено деревянными крепостными стенами. А потом в нем появились и храмы, посвященные празднику Похвалы Богородицы – «престольному празднику» Москвы.

http://pravoslavie.ru/765.html

Шарль Диль (французский историк) Выпуск первый Предисловие Множество нитей культурных, экономических, религиозных, литературных связывали Византию с Русью. Эти древние нити не порвались еще окончательно. Византийские начала живы и в нашей государственной и в нашей общественной жизни. Таким образом история Византийской империи, давно покончившей свое существование, представляет для нас, русских, современный интерес. Теория и практика византийского самодержавия оказала громадное влияние на московское государство. Самое слово «самодержец» буквальный перевод греческого «автократор», автос – сам, крато – держу. Когда великий князь московский Иоанн Грозный пожелал принять титул царя, он старался доказать свои права на такой титул. В то время турки уже владели Константинополем, пала Византия, считавшаяся единой всемирной империей, заменившей древний Рим, и права Иоанна на царский титул могли основываться только на связи московского престола с престолом византийским. Во время Иоанна Грозного создалась легенда, будто император византийский Константин Мономах венчал на царство Владимира Мономаха , князя киевского. Не подлежит ни малейшему сомнению, что не могло быть такого факта. Константин Мономах умер 11 января 1055 г., когда Владимиру Мономаху было всего два года, и когда еще никто не мог предвидеть, что чрез 58 лет он будет великим князем киевским, так как было много князей старше его. Тем не менее, эта легенда, так ярко характеризующая нашу зависимость от Византии, важнее многих подлинных событий. А вот и несомненные факты. Иоанн IV был первым нашим самодержцем, настоящим византийским царем на московском престоле. В первый раз иностранные послы увидели в Москве царя, сидящего на троне с золотой византийской короной на голове, в золотом византийском платье, с византийским скипетром в руке, русского царя со всеми атрибутами византийского самодержавия. С тех пор все подданные стали холопами царя; жаловать своих холопей мы вольны и казнить их также вольны, писал грозный царь Курбскому. Для царя все были холопами, и бояре, и потомки удельных князей, и воеводы, наравне с мужиком, все они были холопами, рабами царя. Все подданные на челобитных царю подписываются «холоп твой такой-то», так же точно как в Византии высший сановник наравне с крестьянином подписывался «раб державного царя такой-то».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Свято-Боголюбский монастырь (мужской и женский) Россия, Владимирская обл., пос. Боголюбово. Один из древнейших монастырей Русской Православной Церкви – был основан в 1155 году святым благоверным князем Андреем Боголюбским – первым после святого равноапостольного князя Владимира собирателем Русской земли. Летом 1155 года святой князь Андрей переезжал из Киева во Владимиро-Суздальскую землю. В 10 верстах от Владимира кони, везшие чудотворную икону Пресвятой Богородицы, внезапно остановились, а ночью молящемуся князю явилась Богоматерь и повелела на этом месте основать храм в честь Своего Рождества и обитель для иноков, а чудотворную икону поставить во Владимире. С этого дня Владимирская икона стала главной святы ней и символом Святой Руси, а Владимиро-Суздальская земля – центром Русского государства. Тогда же по княжескому повелению была написана Боголюбивая (или Боголюбская) икона Божией Матери в том виде, как Владычица явилась святому князю Андрею в ночном видении. Эта икона – первая писанная на Руси, ибо до той поры все иконы привозились из Византии. В течение веков от иконы происходило множество чудес, главным из которых было спасение осенью 1771 года жителей города Владимира от моровой язвы, в память о чем с 1772 года был установлен ежегодный крестный ход с Боголюбивой иконой, совершаемый в настоящее время 1 июля. Икона эта (находящаяся ныне в Свято-Успенском Княгинином женском монастыре города Владимира) как сама прославилась многими чудесами, так и многочисленные списки ее являются чудотворными. Князь Андрей был выдающимся человеком и правителем. Его называют святым благоверным князем. От своего знаменитого деда Владимира Мономаха князь Андрей унаследовал многие черты характера: мужество, благородство, великодушие к врагам, цельность натуры и упорство в достижении поставленной цели. За свое необыкновенное благочестие князь Андрей получил прозвище Боголюбский. Он знал наизусть весь церковный Богослужебный круг (святцы), был очевидцем явления Пресвятой Богородицы и даровал Руси две чудотворные Ее иконы, выстроил свыше тридцати храмов и монастырей.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

П.В. Долгоруков Князья Друцкие отцовский КОЛЕНО I: Великий Князь Рюрик † 879 КОЛЕНО II: Великий Князь Игорь Рюрикович † 945 КОЛЕНО III: Великий Князь Святослав Игоревич † 972 КОЛЕНО IV: Великий Князь Святый Владимир (во Святом крещении Василий) Святославович Равноапостольный † 1015 КОЛЕНО V: Великий Князь Ярослав Владимирович Великий † 1054 КОЛЕНО VI: Великий Князь Всеволод Ярославич † 1093 КОЛЕНО VII: Великий Князь Владимир Всеволодович Мономах † 1125 КОЛЕНО VIII: Великий Князь Мстислав Владимирович Великий, рождение 1076 † 1132 КОЛЕНО IX: Князь Всеволод-Гавриил Мстиславович, князь Новгородский † 1138 Князь Святополк Мстиславович, князь Новгородский † 1154 Князь Изяслав Мстиславович, князь Галицкий и Волынский † 1154 Князь Ростислав-Михаил Мстиславович, князь Смоленский † 1166, родоначальник князей Вяземских, Смоленских и Ярославских Князь Владимир Мстиславович, князь Дорогобужский † 1171 8. Княжна Мальфрида Мстиславовна, 1) за королём Норвежским Сигурдом; 2) за королём Датским Эриком Эдмундом Княжна Рогнеда Мстиславовна Княжна Евфросиния Мстиславовна, за королём Венгерским Гейзою Княжна NN Мстиславовна, за Канутом, королём Оботритским Княжна NN Мстиславовна, за греческим царевичем Алексеем, сыном Императора Иоанна КОЛЕНО X: Князь Иоанн Всеволодович † 1128 Князь Мстислав Всеволодович † 1168 Князь Владимир-Дмитрий Всеволодович † 1136 Княжна Верхуслава Всеволодовна, за князем Польским Князь Мстислав Изяславович Галицкий † 1170 Князь Ярополк Изяславович Волынский † 1167 Князь Ярослав Изяславович Луцкий † 1175, родоначальник угасших князей Луцких КОЛЕНО XI: Князь Роман Мстиславович, великий князь Галицкий и Русский † 1205 Князь Святослав Мстиславович Галицкий † 1173 Князь Всеволод-Гавриил Мстиславович Галицкий † 1195 Князь Василий Ярополкович Волынский † 1182 КОЛЕНО XII: Князь Василий Романович Галицкий † 1269; женат на княжне Суздальской Дубраве-Елене Юрьевне Князь Даниил Романович, Король Галицкий и Русский † 1266; женат на княжне Анне Мстиславовне, внуке князя Мстислава Храброго

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Благоверный Великий князь Андрей Боголюбский (+ 1174) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 4 июля в день перенесения вятого тела его из Боголюбова во Владимир для погребения и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых В древнее время земля Русская управлялась всем княжеским родом Рюриковичей. Делилась она на уделы (так называлось каждое княжеское владение), почему это время называется «удельным». Главный удел — киевский — принадлежат самому старшему князю во всем роде: назывался он великим князем. После его смерти ему наследовал самый старший в роде князь. Порядок этот был очень сложен и вызывал много споров и кровавых войн. В период 1113—1125 гг. великим князем киевским был мудрый и всеми любимый Владимир Мономах. Он не допускал никаких войн между князьями. Таким же был и старший сын его Мстислав Великий (+ 1132), и киевляне любили его потомство. А младшего своего сына Юрия (по прозванию Долгорукий; + 1157), когда ему еще было два года, вел. князь Владимир послал с боярами управлять северными городами: Ростовом и Суздалем. Так образовались две ветви Мономаховичей — южная и северная. Но Русь все-таки оставалась единой, и закон наследовать по старшинству сохранялся. Когда старшим в роде стал Юрий Долгорукий, в Киеве княжил его племянник, младше его по закону, Изяслав Мстиславич. Однако дело кончилось миром. У Юрия был сын Андрей (род. 1110), мудрый в государственных делах, смелый и непобедимый в боях. А за его пламенную веру и любовь к Богу и Божией Матери Летопись называет его Боголюбивым. Ему удалось убедить отца и Изяслава поменяться уделами, и в 1155 г. Юрий Долгорукий стал вел. князем. Согласно обычаю, как старший сын вел. князя, Андрей должен был княжить в Вышгороде, вблизи от Киева. Но ему не нравился юг. Он родился и вырос на севере, и заветным его желанием было основать там особое великое княжество. И вот следующий случай побудил его приступить к осуществлению своей цели.

http://sedmitza.ru/lib/text/437435/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (ДИМИТРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (25.10.1193 - 6.01.1228), блгв. кн. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых). 6-й сын вел. кн. владимирского Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо и блгв. вел. кнг. Марии (в иночестве Марфы), брат блгв. князей Константина , Георгия , Святослава (Гавриила) и Ярослава (Феодора) . Родился в канун именин отца, к-рый «веле оучинити сынови своемоу во свое имя Дмитреи в святом Кресщении, а княжее имя оучини емоу Володимир - деда своего имя, Мономаха Володимера» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 674-675). В кон. лета 1207 г. В. В. сопровождал отца в походе на Чернигов, зимой 1208/9 г. в войске брата кн. Константина участвовал в походе на Торжок. Согласно устному завещанию вел. кн. Всеволода, по сведениям поздних источников, В. В. должен был стать обладателем Москвы (ПСРЛ. Т. 7. С. 102; Татищев. Т. 3. С. 186; Рапов. С. 171-172). Однако более авторитетный «Летописец Переяславля-Суздальского» сообщает, что В. В. получил Юрьев-Польской (ПСРЛ. Т. 41. С. 129). Не исключено, что разногласие источников отражает разные этапы составления завещания вел. кн. Всеволодом. После кончины отца ( 15 апр. 1212) В. В. принял участие в междоусобной войне старших братьев - Константина и Георгия - сначала на стороне последнего, затем зимой 1212/13 г. признал старшинство Константина Всеволодовича, к-рый дал В. В. в держание Москву. В ответ Георгий передал Юрьевское княжество, принадлежавшее ранее В. В., кн. Святославу. В 1213 г., узнав о новом походе братьев против Константина на Ростов, В. В. вместе с москвичами и своей дружиной отправился осаждать Дмитров, принадлежавший Ярославу Всеволодовичу. Поход не был удачным. После заключенного в 1213 г. мира между князьями Константином и Георгием, последний, «извед... из Москвы Володимера», послал его на княжение в Переяславль Русский. В 1215 г. В. В. женился на дочери черниговского кн. Глеба Святославича. Летом того же года, узнав о движении половцев на свой стольный город, князь отправился с дружиной навстречу противнику. Во время кровопролитного сражения В. В. потерпел поражение и попал в плен. Во 2-й выборке Новгородской Карамзиновской летописи под 1216 г. среди союзников вел. кн. Георгия и его брата Ярослава упоминается некий кн. Владимир (ПСРЛ. Т. 42. СПб., 2002. С. 108). Однако его отождествление с В. В. сомнительно, т. к. В. В. вернулся «ис Половець к братье», как утверждают все летописи, в 1217 г.

http://pravenc.ru/text/159120.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Равноапостольный князь Владимир и Русский Афон. К вопросу об основании древнерусского монастыря на Афоне во времена св. князя Владимира Киевского Равноапостольный князь Владимир и Русский Афон. К вопросу об основании древнерусского монастыря на Афоне во времена св. князя Владимира Киевского Формирование монашеской традиции на Руси восходит ко временам Великого князя Киевского Владимира Святославовича (+1015), вскоре после его женитьбы на византийской принцессе Анне и Крещения Руси. Так святитель Киевский Иларион Русин в своем знаменитом похвальном слове, посвященном памяти князя Владимира, — «Слове о законе и благодати», произнесенном между 1037 и 1043 гг., утверждает, что уже во времена Владимира в Киеве «монастыреве на горах сташа, черноризцы явишася». К этому периоду, по всей видимости, восходит и первое появление русских паломников и иноков на Святой Горе Афон. К сожалению, точных документальных свидетельств этому не сохранилось. В архиве Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря самые древние акты, касающиеся русского святогорского монастыря, относятся к 1030 и 1048 гг. Из них мы узнаем, что русская Свято-Успенская Богородичная обитель «Ксирургу» (греч. ξυλουργς – плотник или древодел) к 1030 г. уже имела статус Игуменария (акт 1), а в указе византийского императора Константина IX Мономаха от 1048 г. именуется Царской Лаврой (акт 3). Более древние документы из-за многочисленных пожаров и разорений обители не сохранились. Отсутствие в архиве Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря более давних актов долгое время заставляло сомневаться в достоверности святогорского предания о восхождении русского монашества на Афоне и основании здесь первой древнерусской обители ко временам князя Владимира. Однако в 1932 году в архивах Великой Лавры св. Афанасия на Афоне группой французских исследователей во главе с выдающимся византинистом проф. Полем Лемерлем, занимавшимися поисками и изданием древних актов афонских обителей, удалось обнаружить неизвестный до того документ, подтверждавший более древнее происхождение русского монастыря на Афоне.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2625

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010