Н.В. Шляков I. Время написания поучения Мономаха Мнения М.П. Погодина и С.М. Соловьёва. Доводы М.П. Погодина и их несостоятельность. Простой способ определения дня недели и времени Пасхи. Объяснение 3 лет 3 зим в Переяславле. Указание на время в Поучении. Анализ походов. Походы на Волынь. Отношение Мономаха к Олегу Святославичу. Результаты возвращения Изяслава из Германии. Смысл походов в Полотск. Время прибытия Глеба Святославича в Новгород. Первый поход Мономаха. Время битвы с Тугорканом. Неделя вечера. Отношения к Давиду Святославичу. Пребывание его в Новгороде. Походы в Смоленск. Смерь Всеслава Полотского. Поход на Боняка. Почему походы перечисляются до 1118 года. Вероятная судьба Поучения. Утрата листов в Поучении. Выводы на этом основании об объёме и внешнем виде Лаврентьева оригинала Поучения. Отношение Юрия Долгорукова к Поучению. Время рождения детей у Мономаха. Юрий князь Ростовский. Курск владение Всеволода. Подсчёт походов. Возможность заключить о внешности Андреева экземпляра. Некоторое основание отнести поход Урусобу к 1109 году. 13 лет? Когда написано Поучение Владимира Мономаха ? Вопрос этот решался различно. Последнее слово в этом отношении принадлежит акад. Пыпину: в своей «Истории русской литературы», – том I, С.-Пб. 1898, стр. 101, – он говорит: «Поученье относится всего вероятнее к 1099, году», то есть, присоединяется к мнению, высказанному еще в 1862 году М. П. Погодиным в «Изв. II отд. И. А. Н., том X, стр. 234–244. Этого мнения держался в 1874 году и г. С. Протопопов , Журнал Министерства Народного Просвещения, ч. CLXXI. отд. 2, стр. 231–292: «Поучение Владимира Мономаха , как памятник религиозно-нравственных воззрений и жизни на Руси в до-татарскую эпоху», см. стр. 235–237. Иначе думал С. М. Соловьев : в III томе своей «Истории России с древнейших времен», гл. I (стр. 760. изд. 1894 г., кн. I) он говорит про Мономаха: «Потом он объявляет повод, по которому написал поучение: по окончании усобицы с Давыдом Игоревичем па Витичевском съезде, поехал он на север в Ростовскую область, и, будучи на Волге, получил посольство от двоюродных братьев с приглашением идти на Ростиславичей галицких». Усобица с Давыдом Игоревичем на Витичевском съезде (срв. стр. 342 ad fin.) окончилась 30-го августа 1100 года, стало быть Поучение написано после 1100 года. Основанием такого мнения С. М. Соловьева служат, очевидно, слова Поучения, стоящие перед «и се ныне иду Ростову», «с Давыдом смирившиеся». Ближайшего определения времени С. М. не дает.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

Поучение Владимира Мономаха, как памятник религиозно-нравственных воззрений и жизни на Руси в до-татарскую эпоху Источник Содержание I. Поучение Владимира Мономаха и христианский характер автора поучения II. Отношение человека к Богу III. Отношение власти к подданным IV. Отношения человека к самому себе и взаимные отношения между людьми     Поучение Владимира Мономаха относится к числу важнейших и драгоценнейших памятников нашей древности. Если Повесть временных лет заключает в себе важнейшее основание внешней, фактической стороны нашей истории, если договоры Олега и Игоря и Русская Правда суть главнейшие источники древнего русского права, – то житие Феодосия, написанное пр. Нестором, Слово о полку Игоря и Поучение Владимира Мономаха суть замечательнейшие памятники внутренней, духовной жизни и миросозерцания наших предков в отдаленнейшую эпоху русской истории. Но житие Феодосия написано иноком, то есть, человеком, отказавшимся от мира, хотя в то же время не перестававшим живо интересоваться общественными событиями, что видно из его летописи (если сия последняя действительно им писана), но во всяком случае не принимавшим никакого деятельного участия в этих событиях. Притом этот человек, с семнадцатилетнего возраста посвятивший себя Богу, и следовательно, в высшей степени религиозный, если не вполне, то по крайней мере, лучше большинства других, особенно не иноков, отрешился от прежнего языческого мировоззрения и усвоил себе идеи христианства в сравнительно чистом виде, так что его взглядами нельзя руководствоваться вполне и без оговорок для характеристики религиозно–нравственных воззрений и жизни остального русского общества его времени. Слово о полку Игоря написано автором, до которого, очевидно, совершенно не коснулось христианство , и потому воззрения Слова приложимы только к той, к сожалению, весьма многочисленной части русского общества, которая жила еще вполне языческою жизнию и была совершенно чужда христианским идеям. Совсем иное значение имеет Поучение Мономаха, написанное лицом светским и притом стоявшим, по своему положению, во главе общества: это поучение лучше всего может показать, как прививались и усвоялись христианские идеи русскою жизнию того времени, на какую сторону христианства обращали преимущественное внимание тогдашние русские люди и на сколько прежнее языческое миросозерцание, от которого долго не могла отрешиться даже самая лучшая часть общества, мирилось с новыми христианскими понятиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Protopo...

Описание пережитых князем на охоте опасностей скорее всего достоверное. В то же время есть все основания полагать определенное литературное влияние на это описание. Можно сказать, что «весь текст Мономаха балансирует на грани предельного автобиографизма и обширной литературной цитации» с. 88]. Еще в XIX в. (П.А. Лавровским, а затем И.Я. Порфирьевым ) было подмечено, что рассказ князя о его охотничьих подвигах сильно напоминает изображение таких же подвигов патриарха Иуды в «Заветах 12 патриархов» с. 119]. Так, в «Завете Иуды» читаем: «И дасть ми Господь благодать въ всех делех моих на поли ж и в дому. Ведя, яко спостигох ланию, емь ю створих обед отцю моему. Серны имах спостизая. И все, еже беаше на нали имах. Кобылу дивию спостизая и имь укроти. Лва убивая, изях козли из зуб ему. Мечку, емь за ногу, свергох с брега. И всяк зверь, иже ся обрати на мя, растергнях, аки пса. Дивияго вепря гнав и варив его, и текох, и разстих его. Рысь в Хевроне въскочи на пса, имь за опашь, вергох и. И разбися в приделе Газы вола дивъяго, ядуща ниву: имь за рога и обертев кругом и разразив, повергох и убих и» с. 184]. Несмотря на отсутствие прямых текстуальных совпадений, сходство между описанием черниговской охоты Мономаха и охот Иуды настолько разительно, что делает весьма вероятным использование в «Поучении» «Завета Иуды» как литературного образца. По мнению И.Н. Данилевского, вновь указавшего на значение этого источника Мономаха, стремление Владимира приблизить по форме свой текст к «Завету Иуды» было связано с тем, что «Иуда, как и Владимир Всеволодович, не был самым старшим в своем роду (он был четвертым сыном Иакова от Лии), однако именно ему суждено было стать правителем до Пришествия, когда Мессия-Христос примирит всех грешников с Богом и воцарится над всем человеческим родом» с. 184 185]. Эта параллель между древнерусским князем и ветхозаветным патриархом может иметь и продолжение. В другой своей работе И.Н. Данилевский обратил внимание на то, что «по апокрифическому преданию, именно из колена Иуды должна была произойти Богородица», в связи с чем «(само) отождествление Владимира Мономаха с Иудой давало основания для формирования представления, что именно в роду этого князя суждено родиться новой Богородице, которая даст земную жизнь Спасителю во время Его второго пришествия» с. 295–296]. Если наблюдения исследователя верны, то, возможно, именно отсюда проистекает такая любовь владимиросуздальской ветви потомков Владимира Мономаха к изображениям львов (ведь лев, как известно, был символом Иуды) и их стремление к закреплению и развитию культа Богородицы как покровительницы своего рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

Глава 4. КНЯЗЬ ВЛАДИМИР МОНОМАХ Между древними князьями дотатарского периода после Ярослава никто не оставил по себе такой громкой и доброй памяти, как Владимир Мономах , князь деятельный, сильный волей, выделявшийся здравым умом посреди своей братии князей русских. Около его имени вращаются почти все важные события русской истории во второй половине XI и в первой четверти XII века. Этот человек может по справедливости назваться представителем своего времени. Славяно-русские народы, с незапамятных времен жившие отдельно, мало-помалу подчинились власти киевских князей, и, таким образом, задачей их совокупной истории стало постепенное и медленное образование государственной цельности. В каких формах и в какой степени могла проявиться эта цельность и достигнуть полного своего осуществления – это зависело уже от последующих условий и обстоятельств. Общественное устройство у этих народов имело те общие для всех признаки, что они составляли земли, которые тянули к городам, пунктам своего средоточия, и в свою очередь дробились на части, хотя сохраняли до известной степени связь как между частями дробления, так и между более крупными единицами, и отсюда происходило, что города были двух родов: старейшие и меньшие; последние зависели от первых, но с признаками внутренней самобытности. Члены земли собирались в городах совещаться о своих делах, а творить расправу, защищать землю и управлять ею должен был князь. Сперва политическая власть киевских князей выражалась только тем, что они собирали дань с подчиненных, а потом шагом к более прочному единству и связи между землями было размещение сыновей киевского князя в разных землях, а следствием этого было разветвление княжеского рода на линии, более или менее соответствовавшие расположению и разветвлению земель. Это размещение княжеских сыновей началось еще в язычестве, но грубые варварские нравы не допускали развиться какому-нибудь новому порядку; сильнейшие братья истребляли слабейших. Так, из сыновей Святослава остался только один Владимир; у Владимира было много сыновей, и всех их он разместил по землям; но Святополк, по образцу языческих предков, начал истреблять братьев, и дело кончилось тем, что за исключением особо выделенной полоцкой земли, которая досталась старшему сыну Владимира Изяславу как удел его матери, вся остальная Русь была под властью одного киевского князя Ярослава.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Донской поход Владимира Мономаха К 900-летию русского военного духовенства 14.02.2006 687 Время на чтение 28 минут Приближается 900-летие одного из наиболее выдающихся событий отечественной военной истории - Похода объединенных сил русских князей на половцев в 1111 году, переломившего ход войны Руси с кочевниками. Оно, как представляется, должно занять свое место среди утвержденных Законом Российской Федерации дней воинской славы России. Военная история нашего Отечества начинается не с Ледового побоища! Негоже дарить ее первые века соседям, даже при всем уважении к их " незалежности " . Однако, при внимательном рассмотрении, выясняется, что в изучении этого похода еще рано ставить точку. Это событие примечательно и тем, что в летописной повести о нем источники впервые фиксируют факт участия русского духовенства в боевых действиях наших войск. Таким образом, приближается 900-летний юбилей военного служения духовенства Русской Православной Церкви. В наступающем году исполняется его 895-летие. Данная публикация имеет своими целями привлечение читателей к этим фактам. Автор надеется, что изложенная интерпретация известных событий послужит началом плодотворной дискуссии и позволит достойно подготовиться к приближающимся юбилеям. Огромно количество научной и популярной литературы, в которой в той или иной связи упомянут или кратко описан поход Владимира Мономаха 1111 года на половцев, - одно из наиболее выдающихся и, казалось бы, хорошо известных событий русской средневековой военной истории. С давних пор сложилась и трудами академика Б.А.Рыбакова утвердилась определенная интерпретация летописных сведений о направлении движения русских войск в этом походе, априори принимаемая практически всеми исследователями (Б.А.Рыбаков. Военное искусство//Очерки русской культуры IX - XII вв. Т.1. Материальная культура). Достаточно назвать, например, мнения таких крупных специалистов как Р.Г.Скрынников или С.А.Плетнева[ 1 ]. Суть ее сводится к тому, что вопреки ясному указанию источника о направлении похода - " к Донови " , его следует понимать иначе: " к Донцу " , поскольку там, недалеко от русской границы, в районе современных Харькова - Изюма - Змиева находится скопление средневековых городищ, а, главное, на карте " Большого чертежу " отмечена речка Сальница, упомянутая в летописной повести о событиях 1111 г.

http://ruskline.ru/analitika/2006/02/14/...

Поучение Владимира Мономаха Подготовка текста О. В. Творогова, перевод и комментарии Д. С. Лихачева Автор «Поучения» князь Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125) – один из самых талантливых и образованных русских князей домонгольской поры. Прозвание Мономаха получил по матери – дочери византийского императора Константина Мономаха. Он был князем черниговским, затем переяславским (Переяславля Южного), а с 1113 г.– киевским. Всю жизнь он провел в борьбе с половцами и с их обычным союзником – князем Олегом Святославичем. Против половцев Мономах организовал несколько походов объединенных сил русских князей. Стремясь предотвратить распад русского государства на ряд самостоятельных княжеств и вместе с тем придерживаясь принципа, что каждый князь должен наследовать владения своего отца, он придавал огромное значение идеологической пропаганде единства Русской земли. С этой целью он организовывал съезды русских князей, поддерживал культ «святых братьев» Бориса и Глеба, жизнь которых должна была подать пример послушания младших князей старшим, покровительствовал летописанию, напоминавшему об историческом единстве Руси и всего княжеского рода («все князья – братья») и писал сам произведения, в которых выражал те же идеи единства Руси и необходимости бескорыстного служения родине. В собственной деятельности Владимир Мономах не всегда выдерживал изложенные им принципы, но все же законодательным путем он несколько смягчил положение низов, покровительствовал духовенству, в целом ряде случаев добивался прекращения княжеских усобиц и добился прекращения на некоторое время половецких набегов, совершив успешные походы в глубь степей. Княжение Владимира – это время усиления Руси и эпоха расцвета русской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха читается только в Лаврентьевской летописи. В ней оно вставлено между рассуждением о происхождении половцев и рассказом о беседе летописца с новгородцем Гюрятой Роговичем. В других летописях (Ипатьевской, Радзивилловской и др.) текст, разделенный в Лаврентьевской летописи «Поучением», читается без всякого разрыва и «Поучение» отсутствует. «Поучение» – одно из выдающихся произведений древнерусской литературы. По поводу того, когда оно было написано, существует большая литература и большие расхождения во взглядах. Вероятнее всего, оно написано в 1117 г. Печатается по Лаврентьевской летописи (РНБ, F. п. 2) с незначительными исправлениями описок. Ниже дается самый сжатый комментарий к «Поучению». Подробный комментарий см. Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч. 2. С. 425–457.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. СОБЫТИЯ ПРИ ПРАВНУКАХ ЯРОСЛАВА I, БОРЬБА ДЯДЕЙ С ПЛЕМЯННИКАМИ В РОДЕ МОНОМАХА И БОРЬБА СВЯТОСЛАВИЧЕЙ С МОНОМАХОВИЧАМИ ДО СМЕРТИ ЮРИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА ДОЛГОРУКОГО (1125 – 1157) Сыновья Мономаха. – Мстислав, великий князь. – Усобица между Святославичами черниговскими. – Княжество Муромское. – Присоединение Полоцка к волостям Мономаховичей. – Война с половцами, чудью и литвою. – Смерть великого князя Мстислава Владимировича. – Брат его Ярополк – великим князем. – Начало борьбы дядей с племянниками в племени Мономаховом. – Святославичи черниговские вмешиваются в эту борьбу. – События в Новгороде Великом. – Смерть Ярополка Владимировича. – Всеволод Ольгович черниговский изгоняет Вячеслава Владимировича из Киева и утверждается здесь. – Отношения между Мономаховичами; война с ними Всеволода Ольговича. – Отношения его к родным и двоюродным братьям. – Ростиславичи галицкие. – Война великого князя Всеволода с Владимирком Володаревичем галицким. – Князья городенские, полоцкие, муромские. – События в Новгороде Великом. – Вмешательство русских князей в дела польские. – Морской разбой шведов. – Борьба русских с финнами и половцами. – Предсмертные распоряжения великого князя Всеволода Ольговича. – Смерть его. – Изгнание из Киева Игоря Ольговича. – Изяслав Мстиславич Мономашич княжит в Киеве. – Плен Игоря Ольговича. – Раздор между Святославичами черниговскими. – Союз Изяслава Мстиславича с Давыдовичами черниговскими; союз Святослава Ольговича с Юрием Владимировичем Мономашичем, князем ростовским, против Изяслава Мстиславича. – Первое упоминовение о Москве. – Отступление Давыдовичей черниговских от Изяслава Мстиславича. – Киевляне убивают Игоря Ольговича. – Мир Изяслава Мстиславича с Святославичами черниговскими. – Сын Юрия ростовского, Ростислав, переходит к Изяславу Мстиславичу. – Изяслав в Новгороде Великом; поход его на волости дяди Юрия. – Изгнание Ростислава Юрьевича из Киева. – Движение отца его, Юрия, на юг. – Победа Юрия над племянником Изяславом и занятие Киева.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Личность Владимира Мономаха , этого, по выражению летописи, доброго страдальца за русскую землю, принадлежит к числу замечательнейших личностей нашей истории и достаточно характеризуются словами, помещёнными в эпиграф настоящей статьи. Действительно, умный, образованный по своему времени и неутомимо-деятельный Мономах до такой степени умел приноравливать свою деятельность к обстоятельствам эпохи и понятиям современников, что не только сделался великим князем киевским, без прямых прав на это достоинство, но и до того, и после не переставал пользоваться симпатией народа, видевшего в нём и могучего витязя, и грамотея, и потомка царей греческих, и грозу грозных тогда Половцев, словом – нечто подобное прадеду его, красному солнышку Владимиру, великому князю киевскому. Такое воззрение на личность Мономаха, сложившись при жизни самого князя, сделалось, по смерти его, заветным преданием, из уважения к которому никто, даже в самый разгар удельных междоусобий, не решался поднимать оружие на многочисленных монах Мономаховичей, – хотя последние, не только никогда не слыли, подобно предку своему, «добрыми страдальцами за Русскую землю», но, напротив, зачастую своекорыстно подвергали её тяжким и продолжительным страданиям. Заметим кстати, что, поступая таким образом, Мономаховичи, конечно, руководились теми же самыми побуждениями, какими управлялась и деятельность Мономахова, т. е. они и он, люди почти одной и той же эпохи, следовательно почти одного и того же развития, да к тому заинтересованные одним и тем же, хлопотали прежде всего о себе и для себя. Но если самый характер хлопот предка и потомков является столь неодинаковым в глазах современников, а затем и на страницах истории, это зависело едва ли не более от различия положений, в которые случайно поставлялись Мономах и Мономаховичи, нежели от достоинств или недостатков, заслуг или отсутствия заслуг, приписываемых или присущих предку и потомкам. Как бы то ни было, историческое значение Мономаха, благодаря отдалённости времени, в которое жил он, можно считать окончательно установившимся, а потому и настоящий очерк должен, по необходимости, ограничиться простым хронологически последовательным изложением жизни и деятельности этого государя, восхваляемых – иногда в ущерб исторической истине – Карамзиным и другими, но, в сущности, мало различных от жизни и деятельности всех русских государей удельного периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

А.Р. Андреев Скачать epub pdf Часть I. Основные города и уделы Владимиро-Суздальского княжества Владимиро-Суздальское княжество , крупнейшее государственное образование в Северо-Восточной Руси X–XIII веков на территории междуречья Оки и Волги. В процессе феодализации здесь выросли в X-XI веках города Ростов, Белоозеро, Ярославль, Муром, Суздаль. Центром земли был Ростов. Первоначально связь Ростовского края с Киевской Русью выражалась лишь в уплате дани. Местные разноплеменные дружины участвовали в походах князя Олега на Киев (около 882), и Царьград (907). Киевский князь Владимир Святославич пытался прочнее связать Ростовскую землю с Киевским государством – в Ростове княжили его сыновья Борис и Ярослав, в Муроме – Глеб. По разделу Киевской земли между сыновьями Ярослава Мудрого (1054) Ростовская земля досталась Всеволоду Ярославичу. В это время возвышается Суздаль, куда Владимир Всеволодович Мономах с переходом края в 1093 году в его владения сажал князьями своих сыновей Ярополка, затем Юрия. Суздальскому княжеству пришлось выдержать тяжёлую феодальную войну с Олегом Святославичем, пытавшемся завладеть северной вотчиной Мономаха (1096). В связи с этой усобицей Владимир Мономах основал в 1108 году мощную крепость на реке Клязьме – Владимир. Юрий Долгорукий, первый князь Суздальской земли родоначальник Владимиро-Суздальской династии, укреплял княжество и оборонял его от болгар. При нём выросли новые княжеские города и крепости, главным образом в черноземном центре княжества – «ополье» (Коснятин в устье реки Нерли – 1134, Переяславль-Залесский и Юрьев-Польский – 1152, Дмитров – 1154, укрепление Москвы – 1156). Его сын и преемник Андрей Боголюбский (1157–1174) продолжал политический курс отца на усиление княжеской власти и гегемонию княжества в русской земле. Однако её центром он считал не Киев, а Владимир, который сделал столицей княжества. В 1174 году он пал жертвой боярского заговора, в организации которого, по видимому, участвовал Глеб Рязанский. Боярская знать при поддержке Глеба Рязанского, хотела утвердить на Владимирском престоле угодных ей князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Великий князь Владимир Всеволодович Мономах. Поучение Текст приводится по изданию: Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). – М.: Худож. лит., 1969. – С.146-171, 709-713 (прим.) Серия «Библиотека всемирной литературы» (Подготовка текста «Поучения…», перевод и примечания Д.С.Лихачева). Азъ худый, дедомъ своимъ Ярославомъ, благословленымъ, славнымъ, нареченный въ крещении Василий, русьскымь именемь Володимиръ отцемь взълюбленымь и матерью своею Мьномахы ... и хрестьяных людий деля, колико бо сблюдъ по милости своей и по отие молитве от всех бедъ! Седя на санех помыслих в души своей и похвалих бога, иже мя сихъ дневъ грешнаго допровади. Да дети мои, или инъ кто слышавъ ею грамотицю, не посмейтеся, но ему же люба детий моих, а приметь е в сердце свое, и не ленитися начнеть, тако же и тружатися. Первое, Бога деля и душа своея, страх имейте Божий в сердци своемь и милостыню творя неоскудну, то бо есть начатокъ всякому добру. Аще ли кому не люба грамотиця си, а не поохритаються, но тако се рекуть: на далечи пути, да на санех седя, безлепицю си молвилъ. Усретоша бо мя слы от братья на Волзе, реша: «Потъснися к нам, да выженемъ и волость ихъ отъимем; иже ли не поидеши с нами, то мы собе будем, а ты собе». И рехъ: «Аще вы ся и гневаете, не могу вы я ити, ни креста переступити». И отрядивъ я, вземъ в печали разгнухъ я, и то ми ся выня: «Вскую печалуеши, душе? Вскую смущаеши мя?» и прочая. И потомь собрах словца си любая, и складохъ по ряду, и написах: Аще вы последняя не люба, а передняя приимайте. «Вскую печална еси, душе моя? Вскую смущаеши мя? Уповаи на Бога, яко исповемся Ему». «Не ревнуй лукавнующимъ, ни завиди творящимъ безаконье, зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, — ти обладають землею». — И еще мало. — «И не будеть грешника; взищеть места своего, и не обрящеть. Кротции же наследять земли, насладяться на множьстве мира. Назираеть грешный праведнаго, и поскрегчеть на нь зубы своими; Господь же посмеется ему и прозрить, яко придеть день его. Оружья извлекоша грешьници, напряже лукъ свой истреляти нища и убога, заплати правыя сердцемь. Оружье ихъ внидеть в сердця ихъ, и луци ихъ скрушатся. Луче есть праведнику малое, паче богатства грешных многа. Яко мышца грешных скрутится, утвержаеть же праведныя Господь. Яко се грешници погыбнуть; праведныя же милуя и даеть. Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же его потребятся. От Господа стопы человеку исправятся. Егда ся падеть, и не разбьеться, яко Господь подъемлеть руку его. Унъ бех, и сстарехся, и не видехъ праведника оставлена, ни семени его просяще хлеба. Весь день милует и в заимъ даеть праведный, и племя его благословленно будет. Уклонися от зла, створи добре, взищи мира и пожени, и живи в векы века».

http://sedmitza.ru/text/443880.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010