1. Святой Благоверный Великий Князь Андрей Боголюбский Князь Андрей, второй сын Киевского Великого князя Георгия Владимировича Долгорукого – Мономаха; родился в 1110 г.; около 1135 г. вступил в брак с дочерью богатаго Суздальского боярина Кучки, или Кучковича, владельца тех мест, где ныне находится Москва 1 . По смерти отца своего, Кн. Андрей основал в 1157 г. новое Великое Княжение Суздальское или Владимирское. В молодых своих летах Князь Андрей действовал за отца , исполняя только его намерения, и потому первую половину его жизни можно назвать училищем, в котором образовывался будущий сильный Властитель Суздальский или Владимирский. От природы Андрей был крепок и силен, мужественен и неустрашим 2 . Так, в 1149 г. при осаде г. Луцка Князь, быв окружен с двумя своими воинами, толпою врагов, раненый, с переломленным копьем, под градом каменьев, сыпавшихся со стен, бился с непреодолимым мужеством; и когда кто-то из венгров занес на него свою рогатину, он убил его и вырвался из сечи 3 . Но вот особенно прекрасная черта Князя Андрея! Был он сколько храбр и неустрашим, столько же мягкосерд и добродушен. Когда Изяслав Мстиславич (Вел. Кн. Киевский), после шестинедельной осады г. Луцка, доведенный до крайности, начал просить у Георгия Владимировича мира, Андрей старался преклонить отца на милость, тогда как старший его брат, Ростислав, и особенно Юрий Ярославич (внук Ярополка), всячески побуждали его к войне. «Отче господине, говорил тогда Андрей, милостивый на свой род, а паче всего на христиан, не слушай Ярославича, примири к себе сьновца (братнего сына – племянника, не губи своей отчины.       Помяни слово Писания: «Се коль добро и красно, еже жити братии вкупе». Отец исполнил его просьбу 4 . После немалой борьбы за Киевское престолонаследие, Георгий Владимирович достиг, наконец, своей цели – взошел в 1154 г. на Великокняжеский престол. Андрею, как усердному своему сподвижнику в бранях, он дал в удел г. Вышгород (ныне село, находящееся не в дальнем расстоянии от Киева на берегу Днепра) 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Благоверный Великий князь Александр Невский (+ 1263) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 23 нояб. в день преставления, 30 авг. в день перенесения мощей, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых Св. благоверный вел. князь был праправнуком Владимира Мономаха и происходил от младшего сына его, вел. князя Юрия Долгорукого — родоначальника младшей, северной ветви Мономаховичей. В его лице редчайшим образом государственная мудрость, отличительная черта князей этой ветви, и воинская доблесть сочетались со святостью. Надо считать особым счастьем для Руси, что после разгрома ее татарами и битвы на Сити (см. житие св. блгв. князя Георгия Всеволодовича — 4 февр.) вел. князем стал отец его, Ярослав Всеволодович (третий сын Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо), заступник за русский народ перед ханом. Недаром современники прозвали его «страдальцем за Русскую землю» — за нее он и положил душу свою, отравленный татарами. Мать князя Александра — княгиню Феодосию — народ прозвал за ее милосердие и христианскую кротость «святой княгиней». Князь Александр родился в 1219 г., когда отец его был князем Переяславским. Рано в то время начинали воспитание княжеских детей: уже в трехлетнем возрасте их передавали в мужские руки для обучения ратному делу, «сажали на коня», причем совершался целый религиозный обряд, так называемые «постриги». Но еще больше прилагалось внимания на развитие в детской душе благочестия и страха Божия: Евангелие, Часослов, Псалтирь, жития святых — вот книги, на которых воспитывались дети всех состояний; к ним прибегал и в зрелом возрасте русский человек, ища утешения и помощи. С детских лет юных княжичей начинали брать в походы под руководством опытных бояр.

http://sedmitza.ru/lib/text/437906/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Печников М. В. Новгородская епископия в конце XI – 1-й трети XII в. К 80-м гг. XI в. Новгородская епископия преодолела ряд кризисов, вызванных как внутрицерковными, так и общими политическими причинами . Новый этап ее истории можно связать с появлением на Софийской кафедре пострижеников Киево-Печерского монастыря, а также, учитывая княжеский патронат над епископскими кафедрами того времени, с установлением на несколько десятилетий более стабильного присутствия князей в Новгороде, начиная с Мстислава Владимировича, сына Владимира Всеволодовича Мономаха. На конец XI – 1-ю треть XII в., как известно, приходится и начало становления республиканского строя средневекового Новгорода , при этом роль Церкви в этом процессе остается изученной недостаточно. Согласно данным, приведенным в Киево-Печерском патерике Владимиро-Суздальским епископом Симоном (в послании иноку Поликарпу, которое датируется 1225–1226 гг.), начало поставления киево-печерских пострижеников в епископы относится к 70-м гг. XI в. Первым из печерян на Новгородской кафедре был Герман, хиротонисанный в Киеве в 1078 г. при митрополите Иоанне II (1076/77–1089/90 гг.), хорошо образованном греческом богослове, канонисте и церковном полемисте . Учитывая дату поставления Германа, он мог входить в круг учеников прп. Феодосия Печерского (+ 1074 г.). Так или иначе, пятый Новгородский епископ должен был быть причастен традиции киево-печерского подвижничества, связанной своими истоками с Афоном и общежительными монастырями Константинополя. Согласно летописным данным, в Киеве накануне поставления Германа был одноименный ему «игумен святаго Спаса», который участвовал в 1072 г. в перенесении мощей святых князей Бориса и Глеба в Вышгороде . Герман возглавлял Спасо-Берестовский монастырь под Киевом, называвшийся также Германеч и находившийся рядом с загородной княжеской резиденцией Берестово.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

III. Состояние церкви по вере и нравственности А) Общий взгляд на это состояние С усердием приняли предки наши Христианство; еще с большим усердием они содержали его и следовали его внушениям. Летописцы хвалят их веру, говоря, что она «преспеваше везде и цветяше и сияше, яко солнце»; хвалят также их благочестие, замечая, что повсюду в Руси множахуся людие христианстии зело, созидающеся и ходяще во страсе Божии 265 . Святитель Иларион, Митрополит Киевский, спустя несколько лет по смерти равноапостольного Просветителя России, уже взывал к нему: «встань от гроба твоего, честная главо, и посмотри на сына своего Георгия (Ярослава)…; посмотри и на благоверную сноху твою Ирину; посмотри и на внуков и на правнуков твоих, как они живут, как Господь хранит их, как содержат они благоверие, тобою преданное, как часто посещают св. храмы, как славят Христа, как покланяются Его имени; посмотри и на город, сияющий величием, посмотри на процветающия церкви, посмотри на возрастающее Христианство; посмотри на город, освящаемый и блистающий иконами святых, благоухающий фимиамом, и оглашаемый хвалами святыми и божественными песнопениями, – и видев все сие, возрадуйся, возвеселись и восхвали благаго Бога, тако строящего» 266 . Этот дух, дух всеобщей набожности и благочестия наших предков, выражался: а) В построении и украшении ими храмов Божиих и вообще в сердечной привязанности их к Церкви и богослужению. Не только каждый Князь, но и каждый почти, более достаточный, подданный считали для себя как бы непременным долгом соорудить одну и даже несколько церквей, или, по крайней мере, сделать на них значительные пожертвования: от того-то храмы Божии и возникали у нас так быстро и в такой изумительной многочисленности: от того-то очень нередко и сияли они, несмотря на всю сравнительную скудость того времени, золотом и серебром и драгоценными камнями. О некоторых Князьях и Княгинях летописи замечают: «ни на чтоже ино упражняшеся, но токмо о церковных потребах», или «хотение имяше ко всем церквам и любови ненасытну о зданиих…, вельми печашеся о созданьи прекрасных Божиих церквей и мнози церкви созда по своей власти»… 267 . Один из благочестивейших Князей древней Руси, Владимир Мономах , давая детям своим предсмертное наставление, сказал им, между прочим: «первое к церкви: да не застанет вас солнце на постели: тако бо отец мой деяшеть блаженный и вси добрии мужи свершении, заутреннюю отдавше Богови хвалу, а потом солнцу всходящу, узревше солнце, прославити Бога с радостию»… 268 , – и тем засвидетельствовал, как, обыкновенно, начинали тогда у ас каждый день свой благочестивые люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

II. Начало города Курска, сказание о явлении чудотворной Иконы Знамения Божией Матери, называемой Курская, и основание на месте явления Ея пустынной обители иноческой Чудотворная Икона Знамения Божией Матери дала начало и существованию Коренной Пустыни, как построенной на месте Ея явления, а потому и историю обители прилично начать с сказания о явлении сей иконы, тем более, что и вся Курская область, обязана ей воссозданием, хранением и процветанием своего областного города. Курск принадлежит к числу древнейших городов Южной России. Он построен Вятичами, первобытными жителями этой страны, не позже столетия. Сохранилось несомненное свидетельство о том, что Курск и его окрестности были просвещены христианской верой одновременно с другими древними областями Русскими. Преподобный Нестор в житии пр. Феодосия Печерского повествует, что по переселении родителей его из Василёва в Курск (в первой половине XI века) Феодосий еще будучи отроком, в сем граде: «Божественного Писания в наказание учителю вдан бысть», и притом «по вся дни хождаше в церковь Божию» и вскоре «начать пещи просфоры и продаяти», чем и занимался более двух лет. Когда же мать благочестивого отрока хотела отклонить его от любимого занятия, он тайно «иде в ин град не долече сущи, и обита у прозвутера, и делаше по обычаю дело свое». Отысканный матерью и насильно возвращенный в Курск, он и здесь продолжал ходить по вся дни в Церковь Божию, а своим смирением и покорностью заслужил любовь властелина града, так что этот властелин «повеле ему, яко да пребывает у его церкви». Значит, Христианство уже существовало тогда в Курске и его пределах, а в самом Курске была даже не одна церковь . Феодосий пошел из Курска в Киев к пр. Антонию, когда ему исполнилось 23 года от роду, а это было по свидетельству летописей в 1032 году. Курск с самого покорения области Вятичей Киевскими князьями составлял часть Переяславского Княжения, столь знаменитого при Великих Князьях Всеволоде I и Мономахе. Первый известный по летописям «властелин Курска» был Изяслав Владимирович сын Мономаха, упоминаемый в летописях под 1095 годом.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

II. Состояние церкви по внутреннему устройству А) Состояние духовного просвещения и учения Первыми учителями православной веры были у нас наши первые пастыри, Греки и отчасти южные Славяне 109 . Нет сомнения, что в числе их находилось очень немало мужей образованных, особенно между Митрополитами и Епископами: ибо для проповедания Евангелия в стране новой благоразумие всегда заставляло избирать людей способнейших и приготовленных к столь важному делу; да и наши некоторые летописи не без причины же называют учеными тех Греческих священников, которых рассылал св. Владимир по всем градам и селам Русским 110 . Может быть даже, многие из этих пастырей, проповедуя слово Божие устно, излагали свою проповедь и в письменах. Но до нас дошли только немногие и небольшие сочинения пятерых тогдашних Митрополитов наших, бывших из Греков: Леонтия, Uoahha II , Никифора I, Uoahha IV и Кирилла I. Первому приписывают послание к Латинянам об опресноках, хранящееся в Московской Синодальной библиотеке в двух списках 111 . За подлинность этого послания ручаются: а) то, что оно прислано в Россию от Иерусалимского Патриарха Досифея, скончавшегося уже в начале XVII века 112 , и следовательно, прислано в такое время, когда вовсе не было побуждений делать подлог подобного сочинения и приписывать его древнему Русскому Митрополиту, и от такого лица, в котором трудно предположить самую (нравственную) возможность подлога; б) то, что оба списка послания, действительно, относятся не к XVIII или XVII веку, когда жил Досифей, а к XIV 113 ; в) наконец – неподкупное свидетельство отступника от православия Льва Алляция, всею душою предавшегося Латинству, который сам видел последний список этого послания, выписал даже его начало 114 , и почитает его сочинением именно Льва или Леонтия Митрополита Русского 115 . Сочинением Uoahha II признается одно послание, находящееся при разных списках Кормчей книга, и напечатанное в первой части Русских Достопамятностей под заглавием: Иоанна Митрополита Русского, нареченного Пророком Христа, написавшего правило Церковное от святых книг вкратце Иякову Черноризцу; но признается только с вероятностью 116 . Митрополиту Никифору принадлежит два прекрасных послания к Великому Князю Владимиру Мономаху : одно – о Латинах, како отвержени быша от Восточныя Церкве 117 , а другое – о посте и воздержании чувств 118 , и еще (рукописное) поучение в неделю сыропустную 119 . Из сочинений Uoahha IV сохранилось только ответное послание к Римскому папе, вопрошавшему его о существе веры 120 . Наконец от Митрополита Кирилла I, известного под именем философа, о котором летописи свидетельствуют, что он «был научен многих язык и наук, богословии, философии и всякой мудрости, – чем весьма прославился», уцелело только несколько слов между рукописями Иосифова Волоколамского монастыря 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

IX. Выдубицкий монастырь Ниже могилы Оскольдовой по течению реки посетил я на красных берегах ее и древнюю обитель Выдубицкую, которую основал еще первый Святитель Киевский Михаил на том месте, где в последний раз низринут в волны Перун. Слепая толпа язычников, бежавшая вслед за плывущим кумиром с дикими воплями: «выдыбай наш боже», здесь убедилась в суете свой веры, когда увидела конечное потопление истукана. – Внук св. Владимира, Всеволод, полюбивший место сие, соорудил новую каменную церковь во имя Архангела в 1071 году, и монастырь долго носил название Всеволожа; ибо по его соседству на высокой горе нынешнего зверинца поставил Великий Князь красный дворец свой, где собирались сеймы княжеские при Великом Мономахе. – Князь инок Рюрик, допустивший разорение Киева в свое слабое княжение, обновил церковь и обнес ее каменною оградою, чтобы защитить от набегов Половецких, но не на долго: – нашествие Монголов обратило ее в пустыню. Когда же лавра Печерская начала восставать из своих развалин, оживился под ее сенью и соседний монастырь Выдубицкий, временно отторгнутый униатами и возвращенный православию ревнителем его Петром Могилою . Настоятели лавры обновили церковь, обрушенную отчасти подмывшим ее Днепром; другой же великолепный храм во имя Великомученика Георгия сооружен в исходе минувшего столетия Стародубовским полковником Миклашевским: живописное место сие избрано также для погребения некоторых почетных семейств Киевских. В тихий благовонный вечер, какими часто дышит влажное небо Киева, спустился я верхом с одним из давних моих знакомцев мимо зверинца в глубокое ущелье Выдубицкое. Роскошная зелень садов, широко разросшихся по всей долине, обвеяла нас своими ароматами: на самом дне юдоли живописно раскинулась белая обитель, мирный приют, который устроили люди в этом отрадном Эдеме, насажденном рукою природы; у врат ее, казалось, кончался мир. – Мы взошли в ограду на зеленый луг монастырский; беспечно паслось малое стадо промеж поросших травою гробниц; нам отворили подле церкви Архангельской беседку на краю утеса: у наших ног зашумел синий поглотитель Перуна, плеском волн своих заглушивший здесь дикие вопли: «выдыбай, выдыбай наш боже!» – Жадно смотрел я на это Русское море, полное жизнью предков: везде, где только встречался я с Днепром, что-то невыразимо близкое сердцу влекло меня к нему; ибо каждая из долин Киевских, спускающаяся в его хладные объятия, запечатлена при своем устье каким-либо воспоминанием. Везде встречается он, наш славный Тибр, как некий давний друг, или пестун первых дней юности: то в образе мирного гостя Варяжского, тихо двигающего суда Греческим путем своим; то в виде бурного воителя, стремящего Славянские ладии к Царьграду; то весь, одеянный голубою ризой, как восприемник целого народа Русского из освященных вод своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

V. Шаткость Бориса на престоле Почему же так медлил Борис венчаться на царство? Почему патриарх так много раз созывал собор и не распускал его с февраля до подписания соборной грамоты в августе? Почему нужны были эти многократные приглашения крепко держаться крестного целования Борису и эти ответные уверения в верности? „Столько слёз было пролито при челобитьях и встречах!» – справедливо заметил историк. Кажется, можно было бы увериться в преданности народа избранному царю; но, видно, царь и патриарх были ещё далеки от этой уверенности. Всё это нужно было потому, что сам избранный царь Борис не верил в прочность своего положения на высоком престоле Русского царства. Ему, потомку татарского мурзы и недавнему боярину, не по плечу было царское место на троне величайших, природных наших государей, собирателей, объединителей и создателей могучего государства: Равноапостольного Владимира, Ярослава Мудрого, Мономаха, Боголюбского, Невского, Калиты, Гордого, Донского, Uoahha III , Грозного!.. В этом ряду славных и великих имён он был и неравным, и чужим человеком... Годунов понял всю тяжесть и всю шаткость своего нового положения, и с первых же дней своего воцарения не верил ни искренности своих избирателей, ни своему превосходству перед возможными другими избранниками. И вот его начинают снедать неуверенность в самом себе и в окружающих, страх пред низостью своего происхождения и крайняя, доходящая до ничтожнейших мелочей подозрительность. Борис боялся, что ему все желают зла, что его изведут отравой, что его испортят колдовством. Чтоб избежать беды и успокоить свои расстроенные чувства, он вздумал связать совесть своих подданных крестным целованием и заставил их присягнуть на всём, что только могло подсказать ему болезненно возбуждённое воображение. Присяжный лист, по которому вся Россия присягала на верность царю Борису Годунову, выдал неуверенность Борисову, оскорбительную и для его высочайшего сана, и для его верноподданных. Каждый, целовавший крест Борису, между прочим, клялся:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Б Багрец. См. Сукно. Байберек, бамберек, банберек Байберек, бамберек, банберек – ткань из крученого шелка, гладкая или с золотыми и серебряными узорами 42 ; по описям: Бухарская, Китайская, Турецкая. Название этой ткани происходит от Греческого βαμβχηρος. Около половины XVII столетия аршин Турецкого байберека ценился в 30 алтын 43 . Из байберека шились: кафтаны, ферези, чюги, телогреи, верхи на рукавах 44 . – Байберековый сделанный или сшитый из байберека. «Верхней кафтан байберековой маковой, золотной холодной» 45 . Байдана, бадана Байдана, бадана – (Араб. бадан и бадана lorica curta acbrevis, по Арабско-Латин. словарю Г. В. Фрейтага, 1830 г.) доспех в виде рубахи, из плоских довольно крупных колец, длиной до колен, с рукавами до локтей и ниже. Если этот доспех был в длину немного ниже пояса и с рукавами выше локтей, то назывался полубайданою, полубоданьем 46 . «Бадана Мисюрская с сеченым колцом, с мишенью, без ожерелья; ворот и рукава и по подолу пушена в три ряда медью золоченой» 47 . – «Полубайдана, на ней три мишени медные, посеребрены» 48 . Банделер. См. Берендейка. Бармица. См. Шелом. Бармы, барма Бармы, редко барма, драгоценное, украшенное священными изображениями, широкое оплечье 49 , которое, до времен Петра Великого, возлагали на себя русские государи при венчании на царство и при других торжественных случаях. Как принадлежность княжеского и царского сана, бармы, вместе с золотой шапкой и такой же цепью с крестом, были преемственным наследием великих князей и царей русских. Великий князь Иоанн Данилович Калита (1328 г.) завещал сыну своему Иоанну «коц великий з бармами», а другому сыну Андрею «скорлатное портище сажено з бармами» 50 ; сын Калиты Иоанн (1356) завещал также сыну своему Дмитрию бармы 51 . Тоже находим и в последующих завещаниях великих князей: Димитрия Иоанновича (1389 г.) 52 , Василия Дмитриевича (1423 и 1424 г.) 53 , Василия Васильевича (1462 г.) 54 . В 1498 г. великий князь Иоанн III Васильевич, благословляя внука своего Дмитрия Иоанновича «при себе и после себя великим княжеством», в Успенском соборе возложил на него шапку Мономахову и бармы 55 , которые, по устранении Дмитрия от престола, сделались достоянием другого сына Иоанна Василия Иоанновича (1502 г.) 56 ; а сын последнего Иоанн IV Васильевич, в 1547 г., торжественно «венчан бысть прародителя его венчанием царя великаго князя Владимира Мономаха животворящим крестом и царским венцем и диадемою, еже древле тем животворящим крестом и венцем царским и диадемою венчан бысть на царство Русское прародитель его князь великий Владимир» 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

В.В. Виноградов Самоуправление САМОУПРАВЛЕНИЕ При исследовании генезиса и семантической эволюции научных, общественно-политических и технических терминов необходимо сочетать историко-морфологический анализ слов с культурно-историческим изучением самих соответствующих предметов, явлений или понятий. Если взять, например, слово самоуправление, то по своей морфологической структуре оно представляется древним славянизмом. В самом деле, слово управление известно из древнейших русских памятников – как гражданских, так и церковных. Оно отмечено и в поучении Владимира Мономаха , и в поучениях Григория Назианзина (по рукописи XI в.), и в Изборнике 1073 г., и в Житии Феодосия, и в Рязанской Кормчей (по списку 1283 г.), и в Псковской летописи. В слове управление здесь сочетаются и старославянские и народные русские значения – соответственно значениям глаголов управить – управлять и управиться – управляться в древнерусском языке (Срезневский, 3, с. 1243–1247). В смысле «действие», «дело», «подвиг» слово управление (в форме мн. числа) встречается в древнеболгарском «Богословии» Иоанна Экзарха Болгарского. Сложение с местоимением само отвлеченных имен действия и состояния также принадлежит к числу старославянских моделей словосложения. Ср. самобытие, самовластие, самовольство, самодьржьство, самозаконие, самолюбие, самомьнние, самособие (неделимость, единство), самохотие, самохотние и т. п. (там же, с. 245–254). Любопытно, что среди старославянских сложных имен прилагательных отмечено слово самоправьньй (греч. α τóστοικος) в Пандектах Антиоха XI в. Все это делает вероятным предположение, что слово самоуправление могло сложиться в древнейший период истории старославянского или русского литературного языка. И все же такое образование не отмечено в русских литературных текстах до середины XIX в. Надо заметить, что сложные имена существительные отвлеченного значения с само- в первой части после первой широкой волны их в XI – XII вв. вновь начали активизироваться и производиться в значительном количестве в XVI – XVII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010