Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФИНОДОР АФИНОДОР [греч. Αθηνδωρος] (ок. 215 - ок. 270), свт., еп. Амасийский (пам. греч. 7 нояб.). Происходил из г. Неокесария, младший брат свт. Григория Чудотворца . Вместе с братом получил образование сначала в Бейруте, затем в школе Оригена в Кесарии Палестинской. Упомянут блж. Иеронимом ( Hieronymus. De vir. illustr. 65). Принимал участие в Антиохийском Соборе против Павла Самосатского 268/69 г. ( Euseb. Hist. eccl. VII 28. 1). А. сначала был поставлен епископом на одну из кафедр Понта (Евсевий называет Григория и А. «пастырями Церквей на Понте»). От его соч. «De hebraismo» (Об иудаизме) сохранилось 3 фрагмента ( Holl K. Fragmente vornicänischer Kirchenväter aus den Sacra Parallela. Leipzig, 1899. S. 101). Визант. словарь Суда цитирует еще 2 его работы - «О воплощении» и «Трактат о вере» (PG. 117. Col. 1267с). В Синаксаре К-польской Церкви X в. (SynCP. Col. 201) и в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 92) содержатся память А. и указание на то, что синаксис в его честь совершается в храме Богородицы в Халкопратии, в приделе ап. Иакова, брата Господня. В более поздних синаксарях (напр., ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г. ( Владимир (Филантропов). Описание. С. 525)) и в «Великом Синаксаристе» Никодима Святогорца А. ошибочно назван Григорием. Память А. указывается в зап. календарях: в Мартирологе Адона под 9 февр., в Римском мартирологе под 18 окт. Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Νομβριος. Σ. 81). Ист.: ActaSS. Febr. T. 2. P. 288-292; PG. 46. Col. 833-957 [ Григорий Нисский, свт. Житие Григория Чудотворца]; ЖСв. Ноябрь. С. 462-463. Лит.: Disdier M. Th. Athénodore (2), évêque d " Amasée//DHGE. T. 5. Col. 43-44; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 17. М. В. Г. Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/77088.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФРААТ (IV в.), прп. (пам. греч. 29 янв.). Житие А. известно из сочинений блж. Феодорита Кирского ( Theodoret. Hist. rel. 8; Hist. eccl. IV 26), к-рый рассказывает о том, что в детстве посещал келью преподобного в сопровождении матери. Пренебрегая возможностями, к-рые давало А. происхождение из знатного персид. рода, он принял христианство, покинул родину и отправился в Эдессу. Прожив там нек-рое время в уединении, он перебрался в Антиохию, где стал изучать греч. язык. Вскоре к нему начали приходить за наставлениями и советами. А. жил в одиночестве, с посетителями, особенно с женщинами, беседовал через дверь, но тех, кто просил, впускал к себе, никогда не принимал подарков, ел только хлеб и лишь в старости - немного овощей. Во время гонений при имп. Валенте А. покинул свою келью и отправился на собрание христиан. Его увидел император и сказал, что тому, кто избрал уединение, не следует покидать келью. В ответ А. предложил императору решить, как надо поступить деве, к-рая не должна отлучаться из отцовского дома, если бы дом вдруг загорелся: сидеть, как и полагается, в своей комнате или броситься тушить пожар? Упрекать надо не того, кто пытался погасить огонь, а того, кто виноват в случившемся. Император промолчал, но евнух из его свиты принялся оскорблять святого; через нек-рое время евнуха нашли сварившимся в горячей ванне, к-рую он должен был приготовить для Валента. Феодорит приводит много притч и описаний чудес, к-рые совершал А., напр. исцеление любимого коня императора. А. не следует путать с Афраатом , восточнохрист. церковным писателем, по прозвищу Персидский Мудрец. Память А. отмечается в зап. Мартирологах под 7 апр., в визант. календарях под 28 янв. память А. указана в Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 27), под 29 янв.- в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCp. Col. 431), парижском 1063 г. и оксфордском 1329 г. списках Типикона Великой ц. ( Mateos. Typicon. T. 1. 216) и стишных синаксарях; под 27 окт.- в нек-рых рукописных стишных синаксарях (напр., ГИМ. Sin. gr. 354, 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 522). Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещено упоминание А. без синаксаря (Μηναον. Ιανουριος. Σ. 426). Ист.: BHG, N 147. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 64-65. О. Н. Заец, О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77112.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФРОДИСИЙ [Греч. Αφροδσιος] (1-я четв. VI в.), прп. Палестинский (пам. в субботу сырную в Соборе всех преподобных отцов, пам. греч. 24 дек.). Происходил из Асии, подвизался в киновии прп. Феодосия I Великого . Однажды А., обладавший богатырской силой, рассердился на мула и ударил его кулаком по голове. Мул упал замертво. В знак покаяния А. взял ношу мула, надел на плечи седло и вернулся в киновию, но был изгнан прп. Феодосием. А. долго скитался по Иорданской пустыне, затем исповедал свой грех прп. Иоанну Хозевиту , к-рый посоветовал ему идти к прп. Савве Освященному . Прп. Савва определил ему строгую епитимью: затвор, «воздержание языка и чрева». В течение 30 лет А. не выходил из кельи, питался остатками овощей от братской трапезы, спал на жесткой рогоже, прилежно занимался ручным трудом, раздавая деньги бедным. По ночам его покаянный плач не давал спать соседям. Почувствовав приближение смерти, А. пришел в церковь к прп. Савве с просьбой отпустить его на день в киновию прп. Феодосия. Прп. Савва отправил вместе с ним пресв. Феодула, велев тому передать прп. Феодосию, что некогда он принял от него человека по имени Афродисий, а теперь благодатью Божией посылает к нему ангела. Прп. Феодосий с радостью встретил А., простил его и отпустил с миром. Вернувшись в лавру прп. Саввы, А. через неск. дней тихо скончался. Прп. Савва велел похоронить его отдельно от братии, чтобы могила А. была известна и чтобы ему поклонялись приходящие в мон-рь паломники. Игум. Даниил называет нетленные и благоухающие мощи А. в числе главных святынь лавры наряду с мощами основателя лавры прп. Саввы Освященного и наиболее знаменитых подвижников: прп. Иоанна Дамаскина, прп. Иоанна Молчальника, свт. Феодора, еп. Эдесского, и прмч. Михаила Савваита (Книга хожений: Записки рус. путешественников XI-XV вв. М., 1984. С. 46). Память А. отмечается 23 дек. в греч. рукописных стишных синаксарях (ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 531)) и 24 дек.- в используемых ныне в греч. Церквах печатных Минеях (Μηναον. Δεκμβριος. Σ. 352). Ист.: BHG, N 1608; Помяловский И. В. Житие св. Саввы Освященного, составленное св. Кириллом Скифопольским, в древнерус. переводе по ркп. ИОЛДП, с присоединением греч. подлинника и введением. СПб., 1890. С. 232-241; ЖСв. Дек. С. 152; Kyrillos von Skythopolis. Vitae Sabae/Ed. E. Schwartz. Lpz., 1939. S. 134-135. (TU; Bd. 49. Heft 2). Лит.: ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 522; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 65. О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/77136.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ [греч. Γαβριλ] († ок. 480), прп. Палестинский (пам. греч. 26 янв.), ученик прп. Евфимия Великого , упоминается в житии этого святого, написанном Кириллом Скифопольским. Г. и его братья Косма и Хрисипп, родом из Каппадокии, были первыми иноками, принятыми знаменитым подвижником в лавру св. Евфимия. Г. был скопцом, и прп. Евфимий сначала не хотел брать его в мон-рь. Однако по божественному указанию он принял пришедших к нему юношей. Г. вел строгую подвижническую жизнь, в течение 25 лет не выходя из келлии. По истечении этого срока он впервые вошел в церковь и сподобился видения: сошествия огня во время Трисвятой песни на жертвенник. Впосл. Г. был поставлен пресвитером в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, а затем (между 455 и 460) игуменом в жен. мон-ре во имя первомч. Стефана, основанном имп. Евдокией, женой визант. имп. Феодосия II. Он читал и писал на греч., лат. и сир. языках. На 24-м году игуменства Г. построил небольшой мон-рь в долине у вост. склона Елеонской горы и удалялся туда после Отдания праздника Богоявления до Вербного воскресенья. В этом мон-ре он скончался во время Великого поста, прожив 80 лет. Прославился как чудотворец. Память Г. отмечена в ряде визант. стишных синаксарей: напр., ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г. ( Владимир (Филантропов). Описание. С. 535) и Paris. gr. 1582, XIV в. (SynCP. Col. 425). В слав. календарях память Г. отсутствует. Ист.: BHG, N 647-648; Житие иже во святых отца нашего Евфимия Великаго//Палестинский патерик. СПб., 1898. Вып. 2. С. 26-27, 51, 56, 60-61, 64, 69; ЖСв. Янв. Ч. 2. С. 178, 190; Kyrillos von Skythopolis. Vita Euthymii/Ed. E. Schwartz. Lpz., 1939. S. 25, 45, 49, 53-56, 60. (TU; Bd. 49. Hf. 2). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 25; Vailh é S. Les monastères et les églises S.-Étienne à Jérusalem//EO. 1905. Vol. 8. P. 78-86; Sauget J. -M. Gabriele, egumeno del monastero di S. Stefano a Gerusalemme//BiblSS. Vol. 5. Col. 1340-1341; Sauget J. -M. Gabriel (21)//DHGE. T. 19. Col. 558. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших)

http://pravenc.ru/text/161239.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИЯ И КАРИОН [греч. Ζαχαρας κα Καρων] (IV в.), преподобные (пам. 5 дек.; пам. греч. 24 нояб.; пам. копт. 13 бабеха). В сб. Apophthegmata Patrum (PG. 65. Col. 249-252; рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 95-96) содержится рассказ, согласно к-рому К., оставив жену и двоих детей, удалился в Скит (Египет), чтобы стать монахом. Когда в Египте случился голод, его супруга с малолетним сыном З. и дочерью пришла просить мужа о помощи. К. взял З. в обитель, а дочь вернулась к матери. Став юношей, З. вместе с отцом удалился в Фиваиду из-за ропота братии, но и там среди монахов возникло недовольство молодостью и красотой З. Вернувшись в Скит, З. пришел к селитровому озеру, погрузился в него и в течение мн. часов пребывал в воде, пока его тело не покрылось струпьями, так что К. с трудом узнал сына. Во время Св. Причастия скитскому пресв. Исидору был открыт поступок З. и он сказал: «В прошлое воскресенье отрок Захария приходил и приобщался как человек, ныне же он стал как ангел». В сб. Apophthegmata Patrum приводится 6 изречений о З., к-рый достиг высокой степени совершенства в смирении и безмолвии. В арабо-яковитском Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.) говорится, что З. подвизался в Скиту 45 лет и скончался 13-го числа месяца бабеха (10 окт.) в возрасте 52 лет. В греческом стишном Синаксаре (ГИМ. Син. греч. 369(353), XIV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 527), как и в Венецианской греч. печатной Минее XVI в., под 24 нояб. содержится только память К. Прп. Никодим Святогорец отождествляет З. с прп. Захарием (пам. 24 марта). Ист.: PG. 65. Col. 177-180 (рус. пер.: Достопамятные сказания. Серг. П., 1993р. С. 66-67); SynAlex. Vol. 1. P. 335-337; SynAlex (Forget). Vol. 1. P. 66-68; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 178; Τ. 4. Σ. 131-132; ЖСв. Дек. С. 171-173. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 365 [Карион], 376; Nau F. Carion et Zacharie, moines de Scété: (Commencement du IVe siècle)//ROC. 1905. Vol. 10. P. 209-212; Van Doren R. Carion//DHGE. T. 11. Col. 1044; Sauget J.-M. Zaccaria//BiblSS. Vol. 12. Col. 1455. А. Н. К. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/182707.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН, ПЕТР, АНТОНИН (АНТОНИЙ) И АНДРЕЙ [греч. Ιωννης, Πτρος, Αντωννος (Αντνιος) κα Ανδρας] († кон. IX в.), мученики Сиракузские (Африканские) (пам. 23 сент.). Сказание об И., П. и Антонине содержится в греческих Синаксарях кон. X - нач. XIV в. (напр., SynCP. Col. 72-73; Paris. gr. 1583, XIII в.; ГИМ. Син. греч. 369(353) - Владимир (Филантропов). Описание. С. 518). После того как в 878 г. мусульм. правитель Сев. Африки Ибрахим II захватил Сиракузы (митрополию Сицилии) И. с сыновьями П. и Антонином был уведен в плен в Африку. Правитель приказал обучить детей араб. языку и наукам; когда они возмужали, он приблизил их ко двору и назначил на важные гос. должности. Внешне П. и Антонин придерживались мусульм. обычаев, но тайно сохраняли христ. веру. Узнав об этом, Ибрахим приказал заковать их ноги в деревянные колодки и бить палками. Затем Антонина посадили на осла, привязав к седлу, и возили по городу на всеобщее обозрение. Братьев заключили в темницу, после чего правитель вновь подверг их ужасным пыткам: руки и ноги П. и Антонина были расчленены и раздавлены под тяжестью бревен, их жгли раскаленным железом и заставляли есть собственную плоть. Когда П. и Антонин скончались, Ибрахим призвал к себе И. и вонзил ему в горло меч. Тела мучеников И., П. и Антонина сожгли. В том же синаксарном сказании повествуется об Андрее. Он был весьма преклонного возраста и долгое время находился в темнице, где терпел голод, жажду и др. мучения. Из-за того что Андрей не желал подчиниться правителю, Ибрахим дважды пронзил копьем его грудь и спину, а когда мученик упал на землю, отрубил ему голову. Кард. Цезарь Бароний поместил день памяти И., П., А. и А. в Римском Мартирологе (XVI в.) под тем же числом, что и в греческих Синаксарях. На основе синаксарного сказания болландисты сделали предположение, что мученики пострадали ок. 900 г.; в «Религиозной и нравственной энциклопедии» в качестве даты кончины Андрея указан 901 г. (ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 670). Ист.: ActaSS. Sept. T. 6. P. 650-651; MartRom. P. 412-413; SynCP. Col. 72-76; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 189-191; ЖСв. Сент. С. 460-461. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 296; Ανδρας//ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 670; Ιωννης//Ibid. Τ. 6. Σ. 1237; Morabito G. Andrea, Giovanni, Pietro e Antonio//BiblSS. Vol. 1. Col. 1169-1170; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αϒιολϒιον. Σ. 38, 227. А. Н. К. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/471434.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История России ВОНИФАТЬЕВ Стефан (в иночестве Савватий; 1656), протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле, духовник царя Алексея Михайловича ВСЕВОЛОД (АНДРЕЙ) ЯРОСЛАВИЧ (1030/31 - 1093), кн. переяславский и ростовский (1054-1076), черниговский (1077-1078), киевский (1077, 1078-1093) ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (Гавриил) Мстиславич (ок. 1095/1100-10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр. и в Соборе Псковских святых) ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ [ВООПИИК], добровольная самоуправляемая общественная орг-ция, занимающаяся проблемами изучения и сохранения исторических памятников ВСЕСЛАВ БРЯЧИСЛАВИЧ (между ок. 1010 и 1035 - 1101), кн. полоцкий (1044-1101), сын полоцкого кн. Брячислава Изяславича († 1044), правнук равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича ВЩИЖ древнерус. город XI-XIII вв., к-рый был расположен в зап. части совр. с. В. Жуковского р-на Брянской обл. ГААЗ Федор Петрович (наст. имя Фридрих Йозеф; 1780 - 1853), врач-филантроп, католич. общественный деятель ГАВРИЛЯК Иосиф Адамович (1900-1969), протоиерей Экзархата Московского Патриархата в Северной и Южной Америке ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДАНИИЛОВИЧ (кон. 70-х или нач. 80-х гг. XIII в.- 1325), кн. московский (1303-1325), вел. кн. владимирский (1317-1322), старший сын блгв. кн. московского Даниила Александровича ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (1374 - 1434), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (1433, с 1434) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ († 1407), кн. смоленский (1386-1404, с перерывами), кн. новгородский (1404-1406/07), новоторжский (1407) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ (не ранее 1112 - между 1167 и 1170), кн. туровский, сын владимиро-волынского кн. Ярослава (Иоанна) Святополчича ГЕРЬЕ Владимир Иванович (1837 - 1919), историк, политический деятель, чл.-кор. имп. С.-Петербургской АН (1902) ГЛАГОЛЕВ Андрей Петрович (1898 - 1953), протоиерей, регент, автор обработок и издатель православных песнопений ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГОЛИЦЫН Александр Николаевич (1773 - 1844), кн., обер-прокурор Святейшего Синода (1803 - 1817), министр духовных дел и народного просвещения (1817 - 1824) Михаил Сергеевич (род. 1931), гос. и политический деятель СССР, руководитель Коммунистической партии и Советского гос-ва в 1985-1991 гг.

http://pravenc.ru/rubrics/123030_5.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАСТОР [лат. Castor], мч. Александрийский (пам. 18 сент.). Сведения о К. сохранились в древних сир. и лат. Мартирологах, а также в византийских календарях. В Сирийском Мартирологе (411) под 19 сент. приводится память К., пострадавшего в Александрии вместе с другими 11 мучениками. В Мартирологе блж. Иеронима под той же датой К. отмечен в числе 8 Александрийских мучеников. Обстоятельства кончины и годы жизни мученика неизвестны. В разных списках Типикона Великой ц. IX-XI вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 7; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 38) и в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) К. упоминается 18 сент. вместе со св. Феодорой. Их память совершалась в этот день в некой церкви в К-поле «близ Юстинианова моста». В связи с тем что Феодора названа не мученицей, а святой, вероятно, их могло объединять только место почитания. Архиеп. Сергий (Спасский) высказал предположение, что в данном случае имелась в виду прп. Феодора , подвизавшаяся в Александрии (пам. 11 сент.). В визант. стишных Синаксарях говорится, что К. скончался «томим», и содержится двустишие, составленное в честь К. (напр., Paris. gr. 1582, XIV в. и ГИМ. Син. греч. 369(353), 1-я пол. XIV в.- ( Владимир (Филантропов). Описание. С. 518); оно также включено в слав. стишные Прологи ( Петков Г. С. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра (XIV-XV вв.). Пловдив, 2000. С. 247), в Великие Минеи-Четьи (ВМЧ. Сент. Дни 14-24. Стб. 1250), в греч. печатную Минею (Венеция, 1592), в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца и в «Великий Синаксарист» К. Дукакиса. Ист.: MartHieron. P. 516; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 9. Σ. 253; SynCP. Col. 57; Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1915. P. 21. (PO; T. 10. Fasc. 1); Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 169. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 287; Т. 3. С. 367, 386; Engels J. Castore e Teodora//BiblSS. Vol. 3. Col. 944; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 249; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαρισρς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2011. Τ. 1: Σεπτμβριος. Σ. 234. Т. А. Артюхова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1681319.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИНДЕЙ [греч. Κινδος, Κινδαος], свт. (пам. визант. 19, 20, 21 февр.; пам. греч. 20 февр.), еп. Писидийский. Время жизни неизвестно, Житие святого не сохранилось. Память К. без к.-л. дополнительных сведений содержится под 19, 20 или 21 февр. в визант. Синаксарях (SynCP. Col. 476-478, 482) и в Типиконе Великой ц. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 50; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 236), где говорится, что он «скончался в мире». В палестино-груз. календаре Sinait. iber. 34 (Х в.) под 19 февр. указано мученичество еп. Киндея ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 51, 161-162). В нек-рых рукописях имя К. искажено: Кентей, Кендий, Киндист (SynCP. Col. 476-478). По мнению И. Делеэ, св. Киндин, упоминаемый под 20 февр. в мраморном Неаполитанском календаре (сер. IX в.), является одним лицом с К. ( D[elehaye] H. Hagiographie Napolitaine//AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 12, 14). Из греч. стишных Синаксарей, где память К. и посвященное этому святому двустишие указываются под 20 февр. (ГИМ. Син. греч. 390(354), 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 538), сведения об этом святом были заимствованы прп. Никодимом Святогорцем , который при составлении «Синаксариста» также поместил их под 20 февр. Впосл. под этой датой память К. утвердилась в современном календаре Греческих Церквей. Во всех греческих агиографических источниках К. назван преподобным, а не святителем. Ист.: SynCP. Col. 476-478, 482; Νικδημος. Συναξαριστς. 20025. Τ. 3. Σ. 296. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 50; Doren R., van. Cendenas//DHGE. 1953. T. 12. Col. 136; Ambrasi D. Cindino//BiblSS. 1963. Vol. 3. Col. 1256; Κινδαος//ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 581; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 251; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2006. Τ. 6: Θεβρουριος. Σ. 230. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)

http://pravenc.ru/text/1684640.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИНТИОН [Кинтиан; греч. Κυντιν, Κυντιανς] (IV в.), прп., (пам. визант. 13, 15, 16 нояб.; пам. греч. 15 нояб.), еп. Селевкийский. Житие К. не сохранилось, память этого святого содержится в визант. Синаксарях без к.-л. дополнительных сведений, кроме упоминания, что он был одним «из 318 святых отцов», т. е. участником Вселенского I Собора в Никее (325). Действительно, среди присутствовавших на Соборе архиереев упоминается Квинтиан, еп. Селевкии в Памфилии (М. Азия) ( Gelzer H., Hilgenfeld H., Cuntz O. Patrum Nicaenorum nomina latine, graece, coptice, syriace, arabice, armeniace, sociata opera. Lpz., 1898. S. 41; Honigmann E. La liste originale des Pères de Nicée//Byz. 1939. Vol. 14. P. 48. N 48). В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) и в ряде др. визант. Синаксарей (SynCP. Col. 222) К. назван Кинтианом и его память отмечается 13 нояб. Служебная Минея Paris. gr. 259 (XI в.) содержит под 13 нояб. канон Кинтиану, еп. Селгийскому (Σλγης), возможно написанный прп. Феофаном Начертанным (Ταμεον. Σ. 93-94. N 233). В стишных Синаксарях память К. и посвященное ему двустишие приводятся под 15 нояб. В большинстве рукописей святой назван Кинтионом (напр., ГИМ. Син. греч. 369(353), 1-я пол. XIV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 526), но в нек-рых рукописях - Кентианом (Paris. gr. 1582, XIV в.; SynCP. Col. 227-228). Под этой датой сведения о К. (с ошибочным именем Кинтириан) были внесены в греч. печатную Минею (Венеция, 1593) и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. 20035. Τ. 2. Σ. 116). При переиздании «Синаксариста» Кинтириан был исправлен на К. В нек-рых рукописях память К. указана 16 нояб. (напр., т. н. Синаксарь кардинала Гульельмо Сирлето). В греч. календарях К. именуется не святителем, а преподобным. В древнерус. нестишных Прологах краткой и пространной редакций память «Кюнтиана» указана 13 нояб. (напр., РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. Л. 57 об.; РГАДА. Тип. 153, кон. XIV - 1-я пол. XV в. Л. 117 об.), но в слав. стишные Прологи сведения об этом святом не вошли. В ВМЧ К. ошибочно назван епископом Солунским (ВМЧ. 1899. Нояб. Дни 13-15. Стб. 887). В совр. календаре РПЦ память К. отсутствует. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 354-356; Κυντιανς//ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 1096; Sauget J.-M. Quinziano//BiblSS. 1968. Vol. 10. Col. 1322; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 260; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2004. Τ. 3: Νομβριος. Σ. 177. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта) АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/1684672.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010