В России, США и Германии установят одинаковые памятники Иоанну Кронштадтскому 18 апреля, 2018. Новостная служба Памятники должны объединить православные общины трех стран 18 апреля. ПРАВМИР. В России, США и Германии установят одинаковые памятники святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Инициатором проекта стал российский бизнесмен и благотворитель Петр Вьюнов, сообщает пресс-служба холдинга «VPM Capital». Сам монумент изготовит российский скульптор Салават Щербаков, создавший памятник Владимиру Великому на Боровицкой площади. По замыслу авторов проекта, идентичные скульптуры должны объединить православные общины трех стран, продемонстрировав их солидарность, несмотря на сложный политический фон. В России четырехметровый бронзовый памятник установят в Воронеже, в парковой зоне храма Ксении Петербургской уже в сентябре этого года. В Германии статую поставят на территории храма Иоанна Кронштадтского в Гамбурге, а в США на территории Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Стоимость проекта с учетом транспортировки и установки всех памятников составит около 60 млн. рублей. Российский бизнесмен и филантроп Петр Вьюнов входит в Попечительский совет фондов Сергия Троицкого «Общее дело» и «Покрова Пресвятой Богородицы». Он является членом попечительского совета мемориального музея-квартиры Святого Праведного отца Иоанна Кронштадтского. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 2 января, 2019 13 декабря, 2018 2 января, 2020 2 января, 2014 2 января, 2014 15 марта, 2023 19 февраля, 2021 22 августа, 2020 29 июня, 2020 2 января, 2019 13 декабря, 2018 2 января, 2020 2 января, 2014 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-rossii-ssha-i-german...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛИНАРИЯ [греч. Απολιναρα] († ок. 470), прп. (пам. 5 янв.), дочь к-польского сенатора (синклитика) Анфимия, ставшего впосл. западнорим. императором под именем Прокопия Антемия (467-472). Отличалась красотой, умом и благочестием, тогда как ее младшая сестра с детских лет была одержима злым духом. Дав обет девства и упросив отца отпустить ее в паломничество, А. посетила Иерусалим, а затем храм св. Мины в Египте. Переодевшись монахом и назвав себя Дорофеем, А. поселилась у прп. Макария Великого . Она прожила в Скиту много лет и получила от Бога дар чудотворений. Когда ее младшая сестра, к-рую возили по святым местам в надежде на исцеление, прибыла в Скит, А. избавила ее от демона. Чтобы отомстить А., бес придал ее сестре вид беременной женщины. Император обвинил авву Дорофея в соблазнении младшей дочери, и А. была в оковах препровождена в Рим, где тайно открылась родителям. На суде авва Дорофей был оправдан и вернулся в Скит. Только после его кончины Макарий Великий и скитские отцы узнали, что под этим именем скрывалась А. От мощей преподобной происходило множество исцелений. В зап. мартирологах и визант. календарях память А. отмечается 5 янв. Краткое житие А. содержится в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 369-372), память указывается в Типиконе Великой ц. IX-XI в. ( Mateos. Typicon. P. 174), Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 6) и др. В ряде рукописей память А. указана под 4 янв. (напр., Синаксарь ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 532). Наиболее ранним свидетельством почитания А. на Руси является упоминание ее памяти в месяцеслове Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. (Л. 257об.). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, в к-рый была включена память А. без жития (древнейший список: РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 186). В 1-й пол. XIV в. краткое житие А. было переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены память и житие А. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 377, 379 (1-я паг.)).

http://pravenc.ru/text/75636.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИАДНА [греч. Αριδνη] (II в.), мц. Промисская (Примнесская) (пам. 18 сент., пам. греч. 26 сент., пам. зап. 17 сент. и 1 нояб.). А. (в сир. и лат. источниках Мария) жила во времена правления императоров Адриана и Антонина Пия и была рабыней Тертулла, старейшины г. Промиссии (или Примнесса) во Фригии (М. Азия). А. отказалась участвовать в благодарственном жертвоприношении по поводу рождения сына Тертулла. Тогда сограждане обвинили Тертулла в укрывательстве христиан. После допроса А. подвергли избиению, бросили в темницу и морили голодом. Затем архонт приказал подвесить ее и строгать тело железными крючьями, принуждая принести жертву идолам. А. удалось бежать в горы. Тертулл послал за ней погоню, воины схватили и убили А. По версии греч. синаксаря, по молитве А. скала под ней разверзлась и святая скрылась от преследователей. Греч. пространное житие А. написано в IV-V вв. (BHG, N 165); обвинение против Тертулла и допрос А. восходят к актам, совр. ее мученичеству. Память А. отмечается в зап. мартирологах 17 сент. и 1 нояб. (MartHieron. P. 583; MartRom. P. 403, 489), в греч. календарях - 18, 26, 27 сент. В большинстве визант. источников память А. указывается 18 сент.: в Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 38), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 57); Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 57-58), Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 287) и др. В нек-рых греч. синаксарях память А. встречается 26 сент. (ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 519; Paris. 1582, XIV в.) или 27 сент. (Laurent. San-Marco. 787, 1050 г.). Древнейшее упоминание памяти А. в слав. календарях под 27 сент. встречается в Охридском Апостоле кон. XII в. (Л. 78об.). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А., включенный в нестишной Пролог под 18 сент. (древнейший список - ГИМ. Хлуд. 187. Л. 20, 1282 г.). В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога (Прилепский Пролог. Л. 27, 1385/1390 гг.). В ВМЧ 18 сент. помещены оба проложных жития А. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 43-44 (1-я паг.)).

http://pravenc.ru/text/75928.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНА [греч. Ζηνς, Ζνων; лат. Zenas, Zeno], ап. от 70 (пам. 27 сент., 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов), еп. Диоспольский (Лиддский), ученик ап. Павла. Имя Зина является сокращенным вариантом греч. имени Ζηνδωρος - дар Зевса. З. упоминается в Послании ап. Павла к Титу: «Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка» (Тит 3. 13). В святоотеческой экзегезе этот стих рассматривается в качестве наглядного примера братской любви и заботы в ранней Церкви ( Ioan. Chrysost. De laudibus sancti Pauli apostoli. III 8). Вероятно, З. и Аполлос , будучи учениками ап. Павла, находились при нем на о-ве Крит во время написания Послания к Титу и могли принимать участие в передаче Послания адресату. Согласно свт. Иоанну Златоусту ( Idem. In Tit. 6. 1), г. Никополь, куда Павел просил отправить З. и Аполлоса, находился во Фракии (по мнению болландистов , имелся в виду Никополь в Эпире - ActaSS. P. 390). З. в Свящ. Писании назван законником (νομικς). Возможно, это свидетельствует о том, что З. был евр. законоучителем ( Ioan. Chrysost. In Tit. 6. 1). Однако ряд совр. комментаторов, основываясь на античном употреблении этого термина (см., напр.: Plut. Vitae. Sulla. 36. 3), придерживаются иной т. зр. Они считают, что З. был сведущим в рим. праве гражданином (ср., напр., др. ап. от 70 - Ераст (Рим 16. 23), к-рый обладал юридическими знаниями и помогал ап. Павлу в его служении (см., напр.: Gillman J. Zenas//ABD. Vol. 6. P. 1074)). В апокрифических «Деяниях ап. Павла и Феклы» (кон. II в.) (гл. 3, ст. 2) З. назван сыном Онисифора, христианина из Эфеса (2 Тим 1. 16-18). В апостольских списках Псевдо-Епифания (VI-VII вв.) и Псевдо-Дорофея (VIII-IX вв.) З. именуется епископом Диосполя (пров. Палестина Первая), в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) в Соборе апостолов под 30 июня - епископом Библа (пров. Финикия Первая) (SynCP. Col. 787). В сказании об ап. Тите из этого Синаксаря (25 авг.) сообщается, что З. записал его житие (SynCP. Col. 921). В греч. стишных синаксарях (напр., Paris. gr. 1582, XIV в.; ГИМ. Син. греч. 369(353). Л. 88 - Владимир (Филантропов). Описание. С. 519) и печатной Минее (Венеция, 1592) имя З. передается как Зинон (Ζνων), его память отмечена 27 сент. и 27 апр. вместе с памятями апостолов Марка и Аристарха.

http://pravenc.ru/text/199805.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ, ПРОМ (ПРОВ) И АРИС [греч. Ηλας, Πρμος (Πρβος) κα Αρης] († 308), мученики Египетские (пам. 19 дек.). Сведения о И., П. и А. содержатся в сочинении Евсевия , еп. Кесарийского, «О палестинских мучениках». Христиане из Египта отправились для оказания помощи единоверцам, сосланным в Киликию при имп. Максимине Дайе (305-313). Они прибыли к городским воротам Аскалона (ныне Ашкелон) в 14-й день месяца Апеллая (дек.), по мнению большинства ученых, в 308 или в 309 г., как считает Э. Шварц, издатель критического текста трудов Евсевия. Христиане открыто исповедали свою веру, и многим из них, по обычаю установленному правителем Фирмилианом, перерезали сухожилия на левой ноге, вырвали правый глаз, а затем отправили на рудники. Др. христиане из Египта были приговорены к смертной казни: А. был сожжен, И. и П. отрубили головы. Свт. Иоанн Златоуст составил Похвальное слово Египетским мученикам ( Ioan. Chrysost. In Martyres Aegyptios//PG. 50. Col. 693-697). Святитель прославляет христиан, сосланных на работы в рудники, однако имена И., П. и А. не упоминаются, поскольку, вероятно, в то время (кон. IV - нач. V в.) они были хорошо известны. Служба в честь И., П. и А. совершалась в к-польской ц. мч. Филимона в Стратигии ( Janin. Églises et monastères. P. 492). В ряде визант. синаксарей XII-XIII вв. (Mess. gr. 103; Paris. gr. 1571) Пром назван Провом, память мучеников отмечена 18 дек. Архиеп. Сергий (Спасский) отождествляет П. и И. с мучениками Промом и Иларием (Иларионом), память к-рых под 16 дек. содержится в Типиконе Великой ц. IX-X вв. и в нек-рых греч. стишных синаксарях ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 132; ГИМ. Син. греч. 391(355), XV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 530). Ист.: BHG, N 1193; BHO, N 98; Euseb. De mart. Palaest. 10; Eusebius of Caesarea. History of the Martyrs in Palestine/Éd., trad. W. Cureton. L.; P., 1861. P. 34; Ioan. Chrysost. In Martyres Aegyptios//PG. 50. Col 693-697 (рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Похвала египетским мученикам//Творения: В 12 т. СПб., 1898-1906. М., 1991-1998р. Т. 2. Кн. 2. С. 741-745); PG. 117. Col. 213-214 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 327; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 357-358; ЖСв. Дек. С. 546.

http://pravenc.ru/text/389419.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ЕГИПТЯНИН [греч. Ιωννης Αγπτιος] († 310), св., и 40 мучеников (пам. греч. 20 сент.). Сведения об И. Е. содержатся в соч. Евсевия , еп. Кесарийского († 339/40) «О Палестинских мучениках» ( Euseb. De mart. Palaest.), в 13-й гл. которого рассказывается об исповедниках, по причине старости и болезней более неспособных работать на медных рудниках Палестины и живших в отдельном месте. Среди них был сщмч. Сильван , еп. Газский (пам. 4 мая), вместе с к-рым находились мн. египтяне. Один из них, И. Е., отличался «философским складом характера и образом жизни» и обладал удивительной памятью: после того как по приказу имп. Максимина Дайи (305-313) ему выжгли глаза и раскаленным железом изувечили ногу, И. Е. продолжал смело проповедовать Христа и наизусть цитировал отрывки Свящ. Писания. Исповедники проводили жизнь в посте, молитве и аскетических подвигах; по приказу императора 39 из них были обезглавлены. Из рассказа Евсевия неясно, был ли в их числе И. Е. В визант. Синаксарях (напр., Paris. gr. 1589, XII в.) память И. Е.- исповедника содержится под 20 сент. Краткое сказание о нем было составлено на основе сведений из сочинения Евсевия с допущением некоторых неточностей: вместо имп. Максимина в Синаксарях упомянут имп. Максимиан (возможно, имеется в виду Максимиан Галерий (293-311)) и говорится, что И. Е. пострадал с 40 мучениками. В греч. стишном Синаксаре 1-й пол. XIV в. (ГИМ. Син. греч. 369(353) - Владимир (Филантропов). Описание. С. 518) И. Е. назван преподобномучеником. Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский, датирует мученичество И. Е. 295 г., понимая, по-видимому, под именем императора, упомянутого в Синаксарях, Максимиана Геркулия (286-305). Кроме того, по мнению митрополита, И. Е. был родом из Александрии и пострадал вместе с еп. Савином. В лат. календарях имя И. Е. отдельно не упоминается. Под 4 мая в Мартирологе блж. Иеронима содержится память «Сильвана, пострадавшего в Кесарии, и в Александрии других 40 мучеников» (MartHieron. P. 229). По мнению И. Делеэ, упоминание г. Александрии по ошибке было заимствовано переписчиком из др. записи (MartHieron. Comment. P. 230).

http://pravenc.ru/text/471173.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИАН, КРОНИОН, МАКАРИЙ, ЕПИМАХ, АЛЕКСАНДР и 13 мучеников Александрийских [греч. Ιουλιανς, Κρονων, Μακριος, Επμαχος, Αλξανδρος κα τεροι δεκατρες] († 249 или 250) (пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 27 февр.), пострадали в правление имп. Деция (249-251). Об этих мучениках повествуется в письме свт. Дионисия Великого , еп. Александрийского (247/8-264/5), Фавию , еп. Антиохийскому, к-рое цитируется в «Церковной истории» Евсевия , еп. Кесарийского ( Euseb. Hist. eccl. VI 41. 1-23). Из 3 схваченных в Александрии христиан старец И. (к-рый из-за подагры не мог ни стоять, ни ходить) и К., по прозвищу Евн, проявили стойкость, тогда как др. муж сразу же отрекся от Христа. И. и К. провезли на верблюдах по всему городу, по дороге их бичевали, а затем бросили в негашеную известь. Воин Виса, сопровождавший их по дороге, не позволял толпе язычников издеваться над мучениками. Те возмутились и предали воина суду, по решению к-рого он был обезглавлен (Ibid. VI 41. 15). Христианин Макарий, родом ливиец, был сожжен живым (Ibid. VI 41. 16). Е. и А. (см. в ст. Епимах и Александр ) после долгого пребывания в оковах, бичевания и пыток «когтями» облили негашеной известью (Ibid. VI 41. 17). Краткое Житие И., К., М., А. и 13 Александрийских мучеников помещено в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) и в некоторых др. греч. Синаксарях под 30 окт. (напр., в стишном Синаксаре ГИМ. Син. греч. 369(353), 1-я пол. XIV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 523). Во мн. списках пропущено имя Е. В ряде визант. Синаксарей оно встречается под 31 окт. (напр., в Петровом Синаксаре РНБ. Греч. 240, 1249 г. (архетип XI в.)). Под той же датой память И., К., М., Е. и А. без Жития помещена в славяно-русских Прологах (напр., РНБ. Соф. 1324. Л. 41 об., кон. XII - нач. XIII в.). В синаксарных текстах по ошибке мучения, перенесенные И., и болезнь (подагра) приписаны А., а К. назван его приближенным. Также неправильно указано, что И. и М. были обезглавлены.

http://pravenc.ru/text/1237831.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИАК, ФАВСТ ПРЕСВИТЕР, АВИВ ДИАКОН и др. мученики Александрийские [греч. Κυριακς, Θαστος πρεσβτερος, Αβιβος δικονος κα συνοδα ατν] († ок. 250) (пам. 6 сент.). Краткие Жития этих мучеников сохранились в византийских Синаксарях, где говорится, что они пострадали при имп. Деции (249-251) в Александрии. За исповедание христ. веры они были схвачены и брошены в тюрьму, подвергнуты пыткам; обличив идолопоклонство перед правителем города Валерием (указана его должность - корректор), они были усечены мечом. В Житии в составе Минология имп. Василия II (кон. X в.) из 13 мучеников по именам названы только пресв. Фавст и диак. Авив (PG. 117. Col. 36), в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) перечислены остальные: чтец Дионисий, слуга Фавста Кириак, воин Андроник, корабельщик Феоктист, член городского управления Макарий, корректориан (подчиненный корректора) Андрей, советник Сарапамвон, простолюдин Кириак, сестры, девственницы Андропелагия и Фекла, беременная жена некоего Кира Калодота. В Синаксаре К-польской ц., как и в большинстве византийских агиографических памятников, Авив назван Вивом и уточняется, что он был не только диаконом, но и монахом (SynCP. Col. 22). В некоторых визант. рукописях, напр. в календарных разделах Типиконов Великой ц. (IX-XI вв.), Фекла названа Феоклой ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 16), а Андропелагия - Пелагией ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 3). Бывш. митр. Леонтопольский Софроний (Евстратиадис) считал, что имена Андроника и Пелагии ошибочно слились и получилась форма Андропелагия ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 42). В греч. стишных Синаксарях эта дружина Александрийских мучеников разделена на группы из одного, 2 или 3 святых, каждой группе посвящено двустишие (напр., Синаксари ГИМ. Син. греч. 369 (353) и Paris. gr. 1582, XIV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 516; SynCP. Col. 21). В XIV в. при переводе греч. стишного Синаксаря юж. славянами в перечне 13 Александрийских мучеников было пропущено имя Калодоты и посвященное ей двустишие ( Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска литература (XIV-XV вв.). Пловдив, 2000. С. 238). Сведения об этих мучениках, содержащиеся в нестишных и стишных Прологах, впосл. были включены в ВМЧ (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 284, 318-320).

http://pravenc.ru/text/1840213.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНЕФА [Еннафа, Манофо, Манефо, Манафо, Манафа, Марафо; греч. Μανεθ] († нач. IV в.), мц. (пам. 13 нояб.; пам. греч. 12 нояб. и 20 окт.). Пострадала во время гонений на христиан Максимина II Дайи вместе с мучениками Антонином, Никифором и Германом . Сведения об этой мученице, названной в первоисточнике Еннафа, содержатся в соч. Евсевия Кесарийского «О палестинских мучениках». В нем сообщается, что происходившая из Скифополя дева Еннафа была схвачена в Кесарии Палестинской. По приказу судьи деву подвергли бичеванию, а затем водили обнаженной по городу, продолжая побои. После этого мученицу живой бросили в огонь ( Euseb. De mart. Palaest. IX 6-8). Визант. синаксари передают ее имя как Манафа (Μαναθ, напр., Синаксарь К-польской ц.- SynCP. Col. 222), Манофо (Μανοθ, большинство синаксарей - SynCP. Col. 217-218, 221-222) и Манефо (Μανεθ, Минологий имп. Василия II - PG. 117. Col. 160). Они добавляют, что во время пыток и избиений М. оставалась невредимой, совершала чудеса и наставляла в христ. вере народ. А когда мученицу бросили в огонь, она долгое время продолжала молиться. В визант. синаксарях Житие Антонина, Никифора, Германа и М. помещено под 13 нояб., за исключением стишных синаксарей, где сведения о мучениках встречаются под 20 окт. или 12 нояб. (ГИМ. Син. греч. 369 (353), 1-я пол. XIV в.; Син. греч. 390 (354), 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 522, 525). В греч. печатной Минее (Венеция, 1593) М. упомянута под 12 нояб. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца под 12 нояб. содержится краткое Житие палестинских мучеников, в котором М. названа Марафо (Μαραθ) ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 106), а под 20 окт.- памяти и двустишия тех же святых, мц. Манафо (Μαναθ) и мч. Зевина (Ibid. Τ. 1. Σ. 398). Память этих палестинских мучеников также указана под 13 нояб. в Мартирологе блж. Иеронима, где М. названа Манникой (MartHieron. Comment. P. 598). Краткая редакция славяно-русского нестишного Пролога под 13 нояб. содержит перевод Жития Антонина, Никифора, Германа и их дружины из Минология Василия II (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам. М., 2010. Т. 1. С. 346). В этом тексте мученица носит имя М. В ВМЧ ее имя ошибочно передано как Мамелфа (ВМЧ. Нояб. Дни 13-15. Стб. 887). Однако в Четиях-Минеях свт. Димитрия Ростовского, где под 13 нояб. помещены краткие сведения из проложного Жития о мученице, она названа М. ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 382 об.). Эта форма имени утвердилась в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» (ЖСв. Нояб. 371) и в совр. календаре РПЦ.

http://pravenc.ru/text/2561830.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАХАРИЯ [греч. Ζαχαρας], прп., затворник (пам. 24 марта). Время и обстоятельства жизни З. неизвестны. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) обозначено только имя. В греч. стишном Синаксаре Христофора Митилинского XI в. ( Cristoforo Mitileneo. Calendari. T. 1. P. 413) З. назван преподобным, в греч. стишном синаксаре XII в. (Paris. gr. 1575) - монахом и затворником (греч. γκλειστος). Согласно рукописной греч. Минее XV в. (Paris. gr. 342), З. подвизался в Харсиане. Софроний (Евстратиадис) , митр. Леонтопольский, пишет, что З. жил в Харсикии. Возможно, речь идет о Харсианской обл. в Каппадокии, где находился мон-рь, основанный прп. Никифором (пам. 23 окт.). В греч. служебной Минее XVI в. (ГИМ. Син. греч. 296. Л. 268 - Владимир (Филантропов) . Описание. С. 410) отмечена память преподобного З., подвизавшегося на горе Латр (Латм). По мнению архиеп. Сергия (Спасского), З. жил на горе Латр, на что косвенно указывает память прп. Авраама Латрийского, отмеченная под 26 марта. В комментариях к «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца было высказано предположение, что З. являлся сыном прп. Кариона (пам. 5 дек.; пам. греч. 24 нояб.), подвизавшимся вместе с отцом в одном из мон-рей в Скиту (Египет). В сб. Apophthegmata Patrum (PG. 65. Col. 177-180, 249-252; рус. пер.: Достопамятные сказания. 1993. С. 66-67, 95) приводится 6 изречений о Захарии. Однако, по мнению Софрония (Евстратиадиса), отождествление З. со скитским подвижником невозможно из-за прямого указания источников на место его пребывания вне Египта. В акростихе канона в честь З. обозначено имя Иосиф. Возможно, автором канона является прп. Иосиф Песнописец († 886). Канон не содержит никаких дополнительных сведений о святом (AHG. T. 7. P. 264-274). Перевод канона помещен под 24 марта в южнослав. Минее (ГИМ. Хлуд. 154), XIV в. В календаре РПЦ З. назван Отверстым, однако в источниках эпитет не объясняется. Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 482; SynCP. Col. 557-558; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 131-132.

http://pravenc.ru/text/182671.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010