Закрыть itemscope itemtype="" > От «битвы слов» к «живой основе смысла»: творчество Н. Заболоцкого Статья из сборника «Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве ХХ - начала XXI века». Том 2. Ред.-сост. А.Л.Казин. СПб, «Петрополис», 2017. Часть 2 15.03.2019 2029 Время на чтение 37 минут Часть 1 1.3. Лже-рождество и лже-крещение в стихотворениях «Пекарня» и «Купальщики» Итак, в стихах Н. Заболоцкого мы нередко встречаем образы, построенные по принципу «отрицания святыни». Причём это происходит там, где это почти невозможно предвидеть. Из-за густоты «натурализма», который столь плотен, вещественен, ярок, который, как кажется читателю, воспроизводит плоть жизни, метафизический пласт текста не воспринимается, не угадывается. Но он присутствует непременно. Так, в стихотворении «Пекарня» бытовой на первый взгляд сюжет выпечки хлеба превращается в мистерию, которая являет собой кощунственную пародию на Рождество Христово. На это указывают символы-сигналы: железный крендель-вывеска над пекарней трансформируется в стихотворении в образ Вифлеемской звезды: В волшебном царстве калачей, Где дым струится над пекарней, Железный крендель, друг ночей, Светил небесных светозарней . с. 53] Так же, как Вифлеемская звезда была ярче всех небесных светил, «железный крендель» «светозарнее», чем остальные звёзды. Но если Вифлеемская звезда свидетельствовала о величайшей тайне Боговоплощения, то у Н. Заболоцкого «под кренделем - содом » с. 53). Сам процесс выпечки - рождения «Младенца-хлеба» происходит как бы в пекле, где хлебопеки «как будто идолы в тиарах» с. 53]. Образ «Младенца-хлеба» - ещё один сигнал читателю о том, что стихотворение имеет второй смысловой план. Рождается Младенец в пещере «всех метаморфоз», а читатель, зная о том, что Христос был рождён в пещере, догадывается о подспудном, «спрятанном» смысле. Пекарь, трубящий на огненной трубе, - являет собой антипод ангельскому хору, возвещающему о Рождестве Христове. И, наконец, образ печи (как нам кажется, это образ пекла - ада) кощунственно соотнесен с образом Пречистой Девы: «А печь, наследника родив,/И стройное поправив чрево/Стоит стыдливая, как дева, /С ночною розой на груди» с. 54).

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/16/...

Копия обращения на имя заместителя председателя Госдумы Анны Кузнецовой есть в распоряжении RT . В настоящее время реальным и эффективным способом повышения рождаемости в России является разработка мер по предотвращению абортов, подчеркнула собеседница RT. «Для этих целей медицинским работникам можно предоставить возможность получения бонусов или материального поощрения за успешную работу по убеждению женщин отказаться от абортов», — добавила детский омбудсмен. По её мнению, целесообразно на федеральном уровне ввести Вифлеемский сертификат — премию для медицинских работников, участвующих в поддержке беременных женщин, которые решили сохранить беременность. Отмечается, что название сертификата связано с одним из эпизодов новозаветной истории о Вифлеемской звезде. Как напомнила Волынец, волхвы, увидев её на восходе и решив, что родился царь Иудейский, пришли в Иерусалим, чтобы поклониться ему. «Когда царь Ирод узнал о рождении Иисуса Христа, в котором он видел соперника, он послал в Вифлеем воинов для того, чтобы убить младенцев мужского пола. Но в итоге Иисус Христос был спасён благодаря бегству его семьи в Египет. В память об убиенных младенцах и назван наш Вифлеемский сертификат», — объяснила она. Выплаты будут производиться при каждом случае изменения выбора в пользу рождения ребёнка, предложила она. «Учитывая вышеизложенное, прошу Вас, уважаемая Анна Юрьевна, рассмотреть вопрос о разработке федерального регламента, предусматривающего выдачу Вифлеемского сертификата медицинским работникам в размере стоимости прерывания беременности при каждом случае изменения решения в пользу рождения ребёнка при отказе от искусственного прерывания беременности», — говорится в тексте обращения. Ранее Волынец предложила ограничить распространение контента, который содержит опасные «игры» с детьми, а также помечать его соответствующей маркировкой. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть

http://ruskline.ru/politnews/2024/02/01/...

Наконец-то в нашей стране это безобразие прекратилось — торговля детьми. Та ситуация, когда русский ребенок стал таким же товаром, как некогда был житель Африки, которого отвозили в Америку и там его определенным образом эксплуатировали нещадно и многих из них убивали. В своем блоге прот.Димитрий Смирнов рассуждает о том, почему подписание «законы Димы Яковлева» совпало с днем 14 000 убиенных Вифлеемских младенцев и о предложении доктора Л.М. Рошаля поставить памятник Диме Яковлеву. Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Всех с наступающим Новым Годом, кто празднует, и кто не празднует. И вот в силу того, что очень в средствах массовой информации такая весьма обильная дискуссия по поводу закона Димы Яковлева, пришли две новости, которые как-то мне показались очень важными. Первая о том, что один человек, и это было опубликовано в издании «Правмир» , заметил, что Путин подписал закон в день, когда по Григорианскому календарю празднуется день убиенных в Вифлееме младенцев. За Иисуса Христа. Их было 14 тысяч. Конечно, не могу предположить, что Путин мог об этом знать. И в этом видится, это конечно можно назвать и совпадением, как всегда, или с моей стороны натяжкой, но вот для себя лично я вижу некоторое знамение о том, что произошло, я имею в виду его подпись, указание Господне, что Богу этот закон угоден. И сам этот акт издания этого закона — он приемлем Богу. Потому что в году все-таки 365 дней, а для того, чтобы именно в этот день был закон подписан, это как бы самый удачный вариант. И еще. Это по Григорианскому календарю, то есть это обращено к Западу. И те люди, которые пользуются этим календарем, то есть они принадлежат к церкви, не могут этого не заметить. Потому что календарь церковный он во всех церквах имеет существенную роль. Ну а второе, конечно, замечательная идея, которую высказал Леонид Михайлович Рошаль, можно сказать — самый известный наш доктор, бесстрашный, который всю жизнь занимается исцелением детей, поэтому он лучше всего понимает, что значит детям реально помогать. Он высказался за то, чтобы маленькому Димочке Яковлеву поставить в Москве памятник. И я целиком и полностью эту идею приветствую и поддерживаю, и если такой сбор осуществится, обязательно сам в этом поучаствую.

http://pravmir.ru/ob-ubiennyx-vifleemski...

Поэзия (А. Андриянов, Г. Галкин, Д. Здраевский, Р. М. Рильке) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 26 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 А. Андриянов “Божия коровка, улети на небо…” Жучку какая польза в этом имени? Ведь нет ни рожек, ни копыт, ни вымени. Зачем его притом на небо посылать? — Не принесет же хлебушка небесного, А значит, всуе требуем чудесного. Однако, может, все наоборот? — Как знать… Что если вдруг смешное насекомое, Со злобой и коварством незнакомое, Возьмет, да и всерьез на небо улетит? Потом вернется с хлебцем безмятежности, Заквашенном на чистоте и нежности, И Бог нам за “коровку” глупости простит. Нелепо обживаться здесь и чваниться, Ибо неясно, что кому достанется. Таможню не пройдет неправедный багаж. А лепет этой детской приговорки — Как мостик через впадины и горки Над речкой бурных лет — к молитве Отче наш… Г. Галкин Рождество Ночью студеною светится храм Звездой Вифлеемскою ветхим волхвам. Холодом схвачена звездная взвесь. Дева рождает Спасителя днесь. Тьма непроглядная, ветер и снег. Ищут Младенца по новой звезде. В клади дорожной за светлую весть Золото, смирна и ладана персть. Ладан — Священнику, злато — Царю. Смирну — Пророку на крест, к алтарю. Встала звезда над вертепом ночным. Дева печальна над Сыном Своим. Отроча греет дыханием вол. В каменных яслях небесный Престол. Тихо волхвы преклонили стопы: “Дева, прими для Младенца дары: Ладан — Священнику, злато — Царю, Смирну — Пророку на крест, к алтарю. Что Ты узрела на детском челе?” — “Смертную муку и крест на скале, Царский венец из терновых ветвей, Руки, пронзенные жалом гвоздей. Ладан воскурят и смирну на гроб, Сударь 1 укроет изъязвленный лоб…” Маги ушли и погасла звезда. Дева в яслях пеленала Христа. Царь Иудейский явился на свет. Вол и ослица вздыхали во сне. Троица Не печалься, душа, не печалься! В сени смертной бессмертный исход Обещает для скорбных скитальцев Свет иконы от царских ворот. Тьму на равные доли нарезав, Свет из купола льется благой,

http://pravmir.ru/poeziya-a-andriyanov-g...

Предисловие Предлагаемые вниманию благочестивых читателей, «Пастырские Наставления» написаны были мною, большею частию, во время некраткого моего служения на духовно-учебном поприще в различных городах обширной Российской империи, от Астрахани до Пскова. Не искание литературной известности побуждает меня издать их теперь в свет, но сердечное желание хоть что-нибудь сделать для духовного назидания собратий моих о Христе в православной России. Достаточно вознагражденным сочту себя за труд мой, если он хоть чьей-нибудь душе принесет утешение и пользу; если, при виде нескудной сокровищницы нашей духовной литературы, я буду находить себя вправе сказать, что в ней «и моего хоть капля меду есть». 1. Рождество Христово Се вам знамение: обрящете младенца повита, лежаща в яслех. Лк.2: 12 Блаженна та чудная и единственная ночь, во мраке которой воссиял присносущный, всеобемлющий свет – Сын Божий – сияние славы Отчей ( Евр.1 ) рождением Своим в мир от Пречистыя Девы Марии. Блаженна земля, уготовавшая вертеп Неприступному. Благословенны ясли, в них же возлеже невместимый Христос – Бог , яко младенец! Блаженны пастыри Вифлеема, среди нощные стражи сподобившиеся видения Ангела, указавшего им знамение пришествия в мир Искупителя в младенце повитом, лежащем в яслях, – и удостоившиеся слышать неизъяснимо и невообразимо сладостное пение множества Вой небесных, славящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир: во человецех благоволение ( Лк.2:13–14 ). При тусклом мерцании разума, осуетившегося земными помыслами, конечно, в сем видении младенца ничего бы не открылось более, кроме бедности и убожества и Родившей и Рожденного: но для ока веры, очищенного благодатию, в этом, по видимому, простом зрелище, действительно, открывается высокое знамение крайнего снисхождения Божия к падшему человечеству. Земная слава может служить знамением явления в мир и земных царей: но что было бы за знамение для вечного Царя славы, Его же Воинства небесная славят, и трепещут Херувимы и Серафимы, Ему же покланяются солнце и луна, служат звезды небесные и повинуются бездны, если бы Он явился на земле во славе земной – в чертоге, в порфире, на троне и пр.? И чему бы обрадовались здесь бедные пастыри Вифлеемские, кои чужды были славы земной, и для коих недосязаема была сия слава? И что бы нашло для себя отрадного в таком великолепном явлении Сына Божия и все человечество, страждущее под игом многоразличных – внутренних и внешних – бедствий, если бы Всевышний Владыка неба и земли не соблаговолил смирить Себя до рабияго зрака, и понести все немощи людей, немоществующих и духом и телом?

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 25 декабря/7 января Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение . Лк.2:14 Ночь... Тихая, безмятежная, благодатная, неповторяемая ночь. Иерусалим, Вифлеем и их окрестности – все объято крепким сном. Только пастухи не спят, привычно охраняя свои стада в поле. Ни одним звуком не нарушается торжественная ночная тишина. Даже стада бессловесных животных – и те, казалось, застыли в своей неподвижности и насторожились. Вся природа как бы замерла в ожидании чего–то необычного, величественного, чудесного. И вот до слуха пастухов из глубины небес доносится чудное пение: Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение. Это святые Ангелы Божии слетели с небесных высот на землю и прославляют родившегося от Пречистые Девы Марии Спасителя мира. Пораженные чудесным пением, пастухи получают от Ангела весть о рождении Божественного Младенца в знакомом для них вертепе, приходят туда, находят Его лежащим в яслях и поклоняются Ему. На поклонение Ему пришли из далекой Персии мудрые волхвы и принесли в дар новорожденному Младенцу золото, ладан и смирну. Чудесная звезда привела их: «И се, звезда, юже видеша на востоце, идяше пред ними, дóндеже пришедши ста верху, идеже бе Отроча» ( Мф.2:9 ). О Вифлеемская звезда! Не для одних только волхвов стала ты звездой путеводною, но и для всех нас, верующих во Христа, – для всех, кто подобно волхвам пришел сюда, чтобы поклониться родившемуся Младенцу Иисусу. Богатые дары принесли Ему волхвы, а что мы можем принести Ему в дар и можем ли? Да, можем. И не только можем принести Ему духовные дары – молитву и славословие, но и дары вещественные, дары милосердия. Его, Божественного Младенца, нет с нами телесно, но с нами Его братья, о которых Он Сам говорит: «Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» ( Мф.25:40 ). Кто же эти братья Христовы? Все нуждающиеся, обездоленные, все голодные, больные, отверженные, бесприютные и из них, прежде всего, малые дети.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Глава пятая. Ο браке Христианам, состоящим в браке, будет интересно познакомиться со взглядами отца Паисия на различные проблемы супружеской жизни. Тема отношений между супругами весьма обширна и достаточно исследована разными людьми, но это не значит, что разнообразные проблемы брака уже решены. В этой главе приводится достойное внимания письмо старца, которое он послал мне по особой моей просьбе. Далее следует и мое письмо о браке, которое я опубликовал в выпуске журнала «Синакси» (январь-март 1993) в надежде, что оно поможет христианам, считающим свой брак препятствием в жизни по Христу. Довольно часто они впадают в угнетенное состояние, что ужасно отражается на всех членах их семьи. 1. Письмо отца Паисия «Честной Крест, 7 января 974 г. Возлюбленный брат Дионисий, здравствуй! Да будет благословение Всесвятого Вифлеемского Младенца на наступающий год. Получил твое письмо. О супружеских отношениях женатых священников, а также и мирян, как ты меня спрашиваешь. Почему Святые Отцы не дают совершенно точных определений? Это значит, что есть нечто неопределимое, ибо не могут все люди жить по одному шаблону. Отцы многое предоставляют нашей рассудительности, старанию, духовному чутью и возможностям каждого. Чтобы быть более понятным, приведу примеры из жизни женатых иереев и мирян, которые и сейчас живы и которых я знаю. Среди них есть такие, кто, заключив брачный союз, родили одного, двоих, троих детей, а затем живут в чистоте. Другие вступают в супружескую близость лишь на время деторождения, а остальное время живут как брат и сестра. Иные воздерживаются лишь в период постов, а затем имеют близкие отношения. Некоторым и того не удается исполнять. Есть имеющие общение в середине недели, чтобы быть в чистоте три дня перед Божественным Причастием и три дня после Божественного Причастия. Некоторые и тут спотыкаются, по той причине, что Христос, явившись по Воскресении к апостолам, тотчас сказал: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас... примите Духа Святого, кому отпустите грехи, отпустятся им, а на ком оставите, останутся.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

Кто еще теперь не дивится глаголу о рождестве Иисуса Христа, хотя уже столь много веков почти ежедневно глаголют о Младенце сем не простые только пастыри бессловеснаго стада, но и простые и мудрые пастыри словесных овец? Ибо что глаголют о Нем пастыри Вифлеемской страны? Они пересказывают небесный глагол, Ангельскую весть, «яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь» ( Лyk. II, 11 ); и если с сею вестию приходит вам желание, как бы найти Его, и забота, почему бы узнать Его, повествователи предупреждают вас: «се вам знамение: обрящете младенца повита лежаща в яслех» ( Лyk. II, 12 ). О знамение, которое обретая, теряюсь, и узнавая, не постигаю! Христос действительный, совершенный Помазанник Божий: но Его знамение – не венец и порфира, или – не увясло и риза святая 952 в честь и славу, но пелены! Господь: но вместо престола в яслех! Спаситель человеков: но человеки не дают Ему между собою последнего угла, чтобы спасти младенческую жизнь Его, и отсылают Его к бессловесным! Желаете ли еще слышать нечто из того, что глаголют о Нем пастыри, которые вместо жезла и палицы пасут разумом и учением? Новорожденный – и сущий прежде всех веков; младенец – и Отец будущего века; Сын человеческий, но Сын Девы, теперь и после истинный Сын Девы, а ныне, и присно, и во веки веков также истинный Сын Божий; недавно в чине земных тварей, но Тот Самый, Которым в начале сотворено все и небесное и земное; днесь немотствующий между бессловесными, но присно глаголющий и носящий всяческая глаголом силы Своея; как Слово сущее у Бога, человек Христос Иисус, и вместе Сый над всеми Бог благословенный во веки! Но тщетно стали бы мы без числа умножать слова, чтоб изрещи единственное Его Слово, после глаголов изшедших о Нем в концы вселенной, Оно еще остается неизглаголанным; после славы прошедшей о Нем от превыспренних до преисподних, Оно еще остается тайною. Блажен ум, который, очистив чувства и утишив страсти, может восходить превыше слова, дабы слышать Слово, которое тогда Само Себя изрекает ему в безмолвии созерцания! Не смея более косноязычествовать с мудрыми о том, что есть Отроча Само в Себе, коснусь еще раз и для самых простых внятного сказания о том, что есть Отроча сие для нас человеков. Ангел благовествует «радость велию», пастыри пересказывают, что «родися вам днесь Спас. Той бо, – изъясняет также Ангел, – спасет люди Своя от грех их» ( Лк. 2:10–11 ; Мф. 1:21 ). О весть сколько радостная, столько же и дивная! Что может быть бедственнее греха, от которого все прочие бедствия? Он разлучает человека с Богом, поставляет во вражду с другими человеками и со всякою тварью, разделяет самого с собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2010 год ЗВЕЗДА С ОСОБЕННОЙ РОЛЬЮ Из года в год в Рождество Христово мы украшаем елку «Вифлеемской звездой» и ставим спектакли о трех волхвах, поднесших драгоценные дары Божественному младенцу. Действительно, одна звезда сыграла в священной истории особую роль: привела к Христу древних мудрецов, которых называют то царями, то волхвами, то магами... Так кем были эти три таинственных персонажа, и какое астрономическое явление они могли наблюдать на небе? Ни одно библейское повествование не окружено таким ореолом легенды, как евангельская история о волхвах (Мф. 2, 1-12). Следует признать, что уже в восприятии некоторых древних толкователей этот эпизод получает сказочную окраску. Однако в Евангелии история волхвов рассказывается отнюдь не как легенда, она доносит до нас очень важную богословскую мысль. Дело в том, что мудрецы, пришедшие с Востока, являются чужестранцами и по отношению к народу Израиля, и по отношению к Риму. В трех волхвах рождественские предания охотно усматривают восточных царей. Но в их лице не просто сильные мира приходят поклониться невинному и беззащитному Младенцу; гораздо важнее, что они символизируют собой все народы земли. Их образ позволяет евангелисту подчеркнуть поистине вселенский характер благоволения Божия, принявшего образ Младенца, над Которым нависает тень смерти, но Который будет спасен от зла. Любопытно, что волхвы в сознании христиан обрели облик царей. И это не случайно. В одном из псалмов произносится такое пророчество: Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему (Пс. 71, 10-11). Цари Фарсиса и островов — это греки, люди Запада; цари Аравии и Савы — это южане, жители Африки. В рождественских преданиях их изображают как представителей трех рас. И такое толкование вполне отвечает реальному смыслу процитированного пророчества: все народы земли призваны вкусить Божие благоволение и мир.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/1/68...

Почему волхвам-язычникам было открыто о рождении Христа? Какие ветхозаветные пророчества исполнились при рождении Спасителя? Мог ли Христос спасти Вифлеемских младенцев? Что значит бегство в Египет и возвращение оттуда? Мы продолжаем наши беседы о Евангелии от Матфея, и сегодня мы будем разбирать 2-ю главу, стихи 1–23. Читаем: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2: 1–2). Блаженный Феофилакт пишет: «Для чего приходили волхвы ? Для осуждения иудеев: ибо если волхвы, люди идолопоклонники, уверовали, то что остается в оправдание иудеям? Вместе с тем и для того, чтобы более просияла слава Христа, когда свидетельствуют волхвы, которые служили скорее демонам и были врагами Божиими». Появление волхвов в святом Иерусалиме, используя реалии современной нам жизни, можно представить так: это как в Москву пришли бы брахманы из Индии и сказали: «Мы знаем секрет спасения России». Трудно представить себе нечто подобное, но иногда, как показывает случай с Валаамом 1 и волхвами 2 , язычники могут более провидеть, чем правоверные, и то только грехов наших ради. По истолкованию блаженного Феофилакта, под видом звезды по небу перемещался Ангел, то появляясь на небе, то пропадая, то меняя направление, то останавливаясь и приближаясь; очевидно, настаивает Феофилакт, что звезды так по небу не движутся. Святой Иероним ссылается на Пятикнижие Моисеево, где в Книге Чисел описано пророчество Валаама, который узрел Вифлеемскую Звезду. Восточный провидец Валаам, кстати, как и волхвы, не принадлежащий к еврейскому народу, воскликнул: «Вижу Его (то есть Христа. – прот. О.С. ), но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ. 24: 17). К пониманию чуда звезды волхвов могли подвигнуть древние предсказания Валаама «Хотя этот дар имел божественное распоряжение, чтобы рождение Спасителя стало известным народам, но к пониманию чуда звезды волхвов могли подвигнуть древние предсказания Валаама, ибо они знали о древнем пророчестве в известном слове: “Взойдет звезда от Иакова, и восстанет человек от Израиля и будет править народами” Итак, три мужа, божественным образом побужденные сиянием необыкновенной звезды, следуют за идущим впереди блистательным светом, полагая найти в Иерусалиме, в царском городе, ребенка, о котором было указано. Но, когда их надежды не оправдались, они узнали от иудейских писцов и ученых, что сообщило Писание о святом рождении Христа. Так что, укрепленные двумя свидетельствами, они с горячей верой устремились к Тому, на Кого указывала яркая звезда и авторитет пророков» 3 .

http://pravoslavie.ru/93278.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010