а) Хлеб и вино, освящаемые при Божественной литургии, претворяются: хлеб – в тело, а вино – в кровь Христову. Это чудо совершается силою небесной благодати. Тот же I. Христос, Который претворил некогда на браке в Кане галилейской воду в вино, Тот же Христос, всемогуществом Своим, и ныне таинственно претворяет на алтарях хлеб – в святое тело Свое, а вино – в пречистую кровь Свою. Тот Самый Младенец – Бог, Который лежал в яслях вифлеемских, Тот же Божественный Младенец и ныне возлежит на священных жертвенниках, под видом хлеба и вина. Некоторые святые. а именно: Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст и другие видели эту великую тайну в настоящем ее виде. Видели, под покровом хлеба и вина, Предвечного Младенца, Господа I. Христа. Но не только святые, – и грешные, по Божию промыслу, видели эту тайну, без прикровения. Кто читал отеческие церковные книги, тот может привесть на память многие примеры, подтверждающие истину нами сказаннаго. Один жидовин, как пишется в житии Василия Великого , вошедши в храм при божественной литургии, совершаемой Василием Великим , увидел, что сей святитель держал в руках отроча, раздроблял его и потом раздавал народу приобщающемуся. Подошел к принятию святых таин и жидовин, взял часть от святых таин, по тогдашнему обычаю, в руку, принес в дом, и увидел, что принесенное им было истинное тело. Это жидовина поразило, и он соделался ревностным христианином. Еще, некоторый магометанин, житель Аравии, бывши в церкви христианской, увидел, что священник во время литургии заколол младенца, кровь его источил в чашу, и тело раздробил на блюде. Потом христиане предстоявшие тело младенца ели, а кровь пили. Неверный сарацин смотрел на сие, как на дело жестокое, и после литургии сильно поносил священника. Но когда священник со смирением и уважением к видевшему объяснил тайну, то магометанин, пораженный сею вещию, сделался последователем Евангелия и мучеником за Христа. Есть и другие примеры, подобные сим: но мы, для сокращения времени, оставляем их.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

I. Слова Слово в день Рождества Христова Весьма поучительная картина рисуется пред нами в высочайшем торжестве дня Рождества Христова. Сущность этого дневного воспоминания – рождение небесного Младенца, соединение неба и земли, или Божества с человечеством, и таким образом исполнение древнего обетования, ожидаемого столько веков и всеми народами земли. Кажется, чего еще выше, чего еще радостнее для человека, когда Бог – это чаяние языков – явился во плоти?! Небо и земля как бы движутся около божественного Младенца, как своего центра; человечество встрепенулось от своего долгого томления, но в этом пробуждении – в эти мировые дни, – какая резкая противоположность представляется нам? На одной стороне этой картины мы видим, как Вифлеемские пастыри – эти простые люди, с неразвитым умом, но зато с чистым и открытым сердцем и сильным чувством, по первой вести Ангельской, оставляют свои стада и спешат поклониться родшемуся Спасителю мира, и, в награду за свою готовность, первые на земле удостаиваются слышать Ангельское многознаменательное славословие: «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!». Видим, как восточные мудрецы, эти внимательные ученые своего времени, – под руководством одной необыкновенной звезды, явившейся на востоке, из далеких стран, оставляя все дорогое для себя, все свои занятия, спешат к указанному им городу, с биением сердца входят в то место, где был Божественный Младенец с Своей Пречистою Матерью, и, пораженные божественным Его зраком, в священном восторге повергаются перед Ним на колена. Те, бедные люди, несут Новорожденному в дар свое сердце, свою чистую совесть, свою простую веру и готовность, – эти, с разумным убеждением и верою, несут драгоценные дары: золото, ливан и смирну, – дары весьма знаменательные по приложимости к Иисусу Христу. На противоположной стороне картины пред нашим взором является суеверный и подозрительный Ирод – этот суровый бич своего времени, в страхе и испуге от вопроса, предложенного ему волхвами: «где рождейся Царь Иудейский?». Вопрос неожиданный для него, и ему было от чего смущаться… Царь-иноплеменник, воцаренный Римлянами, запятнавший себя лично одними злодеяниями и убийствами, – а тут иудейское верование, ожидание Мессии, царя-освободителя, который может свергнуть его с престола, и отплатить за его злодеяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Умягчение злых сердец» Празднование в Неделю Всех святых Кондак 1 Избранней Деве Марии, превысшей всех дщерей земли, Матери Сына Божия, егоже даде на спасение мира, со умилением взываем: Воззри на многоскорбное житие наше, воспомяни скорби и болезни, ихже претерпела еси, яко наша земнородная, и сотвори с нами по милосердию Твоему, да зовем Ти: Радуйся, многоскорбная Мати Божия, печаль нашу в радость претворяющая. Икос 1 Ангел, возвестивый пастырем Вифлеемским о Рождестве Спасителя мира, и с ним множество небесных сил восхвалиша Бога, поюще: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Ты же, Мати Божия, не имевшая где главу преклонити, зане не бе места во обителех, роди Сына Своего Первенца в вертепе и, повивши Его пеленами, положи в яслех; тем скорбь сердца Твоего познавше, вопием Ти: Радуйся, дыханием Своим Сына Своего возлюбленнаго согревшая; радуйся, Предвечнаго Младенца пеленами повившая. Радуйся, Носителя вселенныя млеком Своим питавшая; радуйся, вертеп в Небо обратившая. Радуйся, престолом херувимским соделавшаяся; радуйся, в Рождестве и по Рождестве Девою пребывшая. Радуйся, многоскорбная Мати Божия, печаль нашу в радость претворяющая. Кондак 2 Видяще Предвечнаго Младенца, повита лежаща в яслех, пришедше поклонишася Ему пастыри Вифлеемстии и сказаша о глаголе, глаголанном им ангелом о Отрочати. Мариам же соблюдаше вся глаголы сия в сердце Своем; по прошествии же семи дней бе обрезан Иисус по закону Израильскому, яко человек осьмодневен; воспевающе смирение и терпение Твое, Богородице, поем вечному Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разум имуща в Боге утвержденный и соблюдающа закон Господень, в четыредесятый день, егда исполнишася дни очищения, вознесоста Иисуса во Иерусалим родители Его, дабы поставили Его пред Господом и дали за Него жертву по реченному в законе Господнем; мы же вопием Тебе сице: Радуйся, Создателя вселенныя во исполнение закона во храм Иерусалимский принесшая; радуйся, тамо старцем Симеоном радостно сретенная. Радуйся, едина Чистая и Преблагословенная в женах; радуйся, крест Свой, скорбями преукрашенный, во смирении несшая. Радуйся, воли Божией николиже преслушавшая; радуйся, образ терпения и смирения Собою явившая. Радуйся, сосуде, исполненный благодати Духа Святаго. Радуйся, многоскорбная Мати Божия, печаль нашу в радость претворяющая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(говор. в Чудов. Кафедр. Церкви Святителя Алексия, 1850 г.) Родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь ( Лк.2:11 ). Таким благовестием обрадовал Ангел Господень пастырей вифлеемских, в ту самую ночь, когда совершилось всемирное знамение, предреченное Пророком: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог ( Мф.1:23 .). Обрадованные не умедлили воспользоваться и тем знамением радости, какое указал им Ангел, глаголя: се вам знамение обращение Младенца в пеленах, лежаща во яслех ( Лк.2:12 .). Они поспешно пришли к пещере, обрели Марию и Иосифа, и Младенца, положенного в яслях ( Лк.2:16 ), и прославили Бога за все, что дано им слышать и видеть, поскольку верно усвоили и приняли к сердцу все, что слышали и видели. И в наших душах уже многократно, воспоминательным празднованием Церкви, печатлеется радостное благовестие о рождении Спаса, Христа, Господа Иисуса. Пред очами веры, изобразительно, в песнопениях церковных, представляются все обстоятельства сего дивного события, – и созерцание оного, в душах благочестивых, не должно не иметь своего действия. Оно, вероятно, уже сказало множащим из вас, подобно пастырям вифлеемским: прейдем до Вифлеема и видим, – приблизимся к Богомладенцу и всматриваясь размышлением в знамения, окружающие пречистое рождество Его, не умедлим приложить их к своей жизни, во славу Божию. По указанию Евангелия, не многочисленны те обстоятельства, на которые особенно благопотребно каждому устремить свою мысль, с благоговейным и сердечным вниманием. Евангелие повествует, что во время народной переписи, Иосиф с Марией, сущей непраздной, пришли в Вифлеем. Здесь Богоневестной Марии исполнились дни родити и родила она Богомладенца в пещере вифлеемской, и, спеленавши, положила в яслях. Но при всем убожестве, видимом окрест Богомладенца, вскоре, по устроению Промысла, открылось духовное величие Положенного в яслях, и засвидетельствовано в мире ангельском и человеческом ( Лк.2:1–20 ; Мф.2:1–12 .). При сих-то немногих обстоятельствах рождества Христова, не представляющих, повидимому, ничего, кроме беспримерного убожества, христианскому размышлению свойственно поучаться в уразумении знамений дивных, достойных Небесной Премудрости, – знамений славы Того, Чья колыбель столь неблистательно окружена уничижением. I

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Дары волхвов. Фото: Игорь Белокопытов      Дары волхвов. Фото: Игорь Белокопытов    Рождество Христово. Фреска древнего сербского храма в монастыре святого Павла, Афон. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где Родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1–2), — рассказывает Евангелист Матфей. Еще за 6 веков до Рождества Христова, во время вавилонского пленения иудеев, религиозные мыслители Востока впервые открыли для себя Библию и познакомились с древним пророчеством о Вифлеемской звезде провидца и прорицателя Валаама, предсказавшего приход Мессии: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числа. 24:17). Тогда же, во время вавилонского плена, пророк Даниил предсказал точную дату рождения Мессии (Дан. 9:25). О ней знали в каждом еврейском доме. Знал ее и царь Ирод. Именно поэтому расспросы волхвов о Царственном Младенце так перепугали Ирода. Посоветовавшись с первосвященниками и книжниками, Ирод выяснил, что именно Вифлеем был тем местом, где должен родиться Мессия по предсказанию пророка Михея (Мих. 5:2). Тогда «тайно», как говорит нам Евангелие, призвав к себе во дворец волхвов и узнав от них, что звезда стала видимой на небосклоне еще до рождения Того, Кого они ищут, и что именно она вела их в пути, Ирод поручил им отыскать в этом маленьком городке Младенца, чтобы и он, Ирод, мог поклониться Ему. Когда же волхвы вышли из Иерусалима, звезда вновь осветила им путь и привела их к дому, где в то время находились Матерь Божия с Сыном и праведный Иосиф Обручник: «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему» (Мф. 2:11). Кем же были волхвы, пришедшие поклониться Богомладенцу? Это событие становится предметом размышлений многих толкователей уже в самых ранних памятниках христианской литературы. Следуя ветхозаветной традиции, христианство изначально негативно оценивает магию и астрологию как занятия, несовместимые с представлением о свободе воли и Промысле Божием о человеке.

http://pravoslavie.ru/67336.html

Космология и богословие Небо и Небеса Ключ книги именно в этом – в сопряжении « неба» и «небес», которое особенно отчетливо видно в Евангельской истории Рождества. Напомним евангельский рассказ: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» ( Мф.2:1–12 ). Мы знаем, почему Ирод выспрашивал волхвов, и почему они получили откровение не возвращаться к нему: потому что Ирод хотел убить Младенца, «претендента» на его царский престол, как он думал. И, не дожидаясь долее, приказал убить всех вифлеемских младенцев от двух лет и ниже, по времени появления звезды, «как выведал от волхвов». Первыми христианскими мучениками стали младенцы. Что все это значит? И волхвы, и первосвященники, и старейшины иудейские, и весь встревожившийся город однозначно воспринимают явленное на небе. И евангелист, излагающий события, ничуть не сомневается в подоплеке звездного знамения. Иными словами, авторитет богодухновенного христианского Писания подтверждает истинность повествуемого, логику поступков.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

По правую сторону царских врат: 1) Спасителя и над ним, в той же раме, Рождества Христова (в сер. ризе, длин. 2 арш. 13 верш., шир. 1 арш.). 2) Нерукотворного Спаса (в сереб, вызолоченном окладе), с изображением, вокруг него, истории происхождения первого нерукотворного образа – и чудес, бывших от него, и над ним, в той же раме, Богоявление Господне (длиной 12 1 / 2 верш., шириной 10 1 / 2 верш.). 3) Трех Святителей Вселенских: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста и над ним, в той же раме, Воздвижение Животворящего Креста Господня (в сереб. ризе, длиной 2 арш. 13 вершков, шир. 1 аршин). 4) Благовещение Пресвятой Богородицы и над ним, в той же раме, Преображение Господне (длин. 2 арш. 12 вершк., ширина 1 арш., с двумя сребро-позолоченными венцами). 5) Св. Апостола Андрея Первозванного и над ним, в той же раме, образ Сошествия Св. Духа (в сер. ризе, длиной 2 арш. 13 вершк., шир. 1 арш). По левую сторону царских врат: 6) Божьей Матери с Предвечным младенцем и над ним, в той же раме, Рождества Богородицы (в сер. ризе, длиной 2 арш. 13 вершк., ширина 1 арш.). 7) Знамения Божией Матери (в сребр, вызолоченной ризе), с изображением чудес, бывших в Великом Новгороде от чудотворной иконы и над ним, в той же раме, Благовещение Пресв. Богородицы (длина 13 вершк., шир. 12 вершков). 8) Образ Божьей Матери Всех скорбящих радости (в медной ризе), с изображением: а) целование Пресв. Девы Марии с праведн. Елизаветой; б) Благовестие Пастырям Вифлеемских о Рождестве Иисуса Христа; в) Рождества Христова; г) бегство св. Иосифа и Марии с младенцем Иисусом в Египет, а над ним, в той же раме, Введение во храм Пресв. Девы Марии, (длина 12 вершков, ширина 9 вершков). 9) Св. Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна и над ним Успение Божьей Матери (длиной 2 аршина 13 вершков, шириной 1 аршин с серебро-позолоченным венцом). 10) Св. Николая Мирликийского, в серебро-вызолоченной ризе, с изображением вокруг него чудес, совершенных Святителем, и над ним, в той же раме, Лазарево Воскресение (длин. 13 вершк., ширин. 13 вершк).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Скачать epub pdf Рождественское послание председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей Высокопреосвященного митрополита Анастасия Тяжелы и скорбны дни нашей жизни, но в сумраке их нам особенно ярко светит Вифлеемская звезда, предвосхищая восход Солнца Правды – Христа. Она ведет нас, как некогда волхвов, к Нему, нашему Спасителю и Утешителю, Которого не перестанет искать наша душа. В праздник Его рождества мы живее чувствуем Его близость к нам, ради которых Он сошел с неба и принял человеческую плоть. Нам невольно рисуется тогда наше невинное детство, когда мы с духовным восторгом воочию созерцали чудную евангельскую картину: вертеп, озаренный небесным светом, сияющого божественною славою Младенца, лежащого в яслях, Пречистую Матерь-Деву, склонившуюся над Ним в кротком умилении, старца Иосифа, приникшого к великой Вифлеемской тайне, и задумчивых волов, своим дыханием согревающих Младенца-Христа и как бы боящихся нарушить чемъ-либо общую благоговейную тишину в ту таинственную ночь, когда небо соединилось с землею и когда какъ-бы остановилось самое течение времени. От избытка сердца невольно отверзались уста и мы радостно славословили вместе с ангелами и пастырями Родившагося Христа, «Отроча младо Превечного Бога». Да будет благословен для нас и ныне этот торжественный праздник, неистощимым в своей благодати, всегда вещающий нам о том, что со Христом родилась для нас новая жизнь, чуждая греха, исполненная мира, любви, взаимного благоволения между людьми и нетленного блаженства. Христос рождается! – дорогие братие и сестры. Этими словами церковной песни мы приветствуем всех вас от имени Церкви. Где бы вы ни находились ныне – в тяжелой доле на родной земле, в ратном подвиге на поле брани или в мирных, но часто тяжких трудах здесь за рубежом, Христос ныне везде с вами, Он благословляет и обнимает Своею любовью всех вас. Обнищав нас ради, Он всех обогатил Своею нищетою. По любви и снисхождению к нам Он родился не в пышных царских чертогах, а в убогом Вифлеемском вертепе, чтобы быть доступным для всехъ – для богатых и бедных, для мудрецов и простецов.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Я. Тягунов Часть третья – О том, чему учит Христос I. Рождество Христово В бедности и нужде родился Господь Иисус Христос . Праведный Иосиф, св. обручник благодатной Матери Его, был беден, в преклонных летах, ремеслом плотник, и старческими руками зарабатывал насущный хлеб, а благословенная Мария рукоделиями своими помогала ему содержать семейство. Когда приближалось время родить Ей, по требованию начальства, для народной переписи, они должны были идти из города Назарета, в котором проживали, в отечественный свой город – Вифлеем. Они там по скудости и по множеству стекшегося туда народа, не имели возможности найти себе помещения, и остановились в одной пещере близ города, куда пастухи в ненастное время загоняли свое стадо. Здесь Мария родила младенца, спеленала и положила в ясли. Так Божественный наш Учитель, с первым явлением Своим на землю, дал нам вразумление, что для достижения блаженства, по указанному Богом пути, потребно не богатство, не знаменитость, не измышляемые людьми удобства и роскошь жизни, но смиренная покорность Промыслу. Вместе с тем Премудрый Промыслитель не преминул явить, что Он знает вперед Своих истинных чтителей, в какой бы οни ни были убогой доле, – не оставит их без прославления на небе и на земле, и даст им все необходимое для жизни, и что Он готов открыть истину всякому, ищущему ее, будь он прост, как пастух, будь он учен, как волхв – каждому доступным для него образом. Он чрез ангела Своего указал Вифлеемским пастухам в повитом пеленами, лежащем в яслях младенце – Спаса – Пастыря всех овец Божиих, и дал им слышать хвалебные песни небожителей за ниспосылаемые свыше ради Его мир и благоволение человекам ( Лк.2:8–12 ); Он чудною звездою привел волхвов с далекого востока поклониться безвестному младенцу – Солнцу правды, как Царю всех, и почтить Его богатыми и знаменательными дарами, и вместе с тем чрез те дары избавил от нужды Иосифа и Марию, и дал им средства укрыть младенца в Египте от злобы Ирода. ( Мф.2:1–14 ). Он праведным и благочестивым Симеону и Анне, чающим утехи Израилевы, Духом Своим Святым открыл Христа Господня и привел их встретить Владыку всех во храме, когда Он вступал туда несомый честнейшею Херувим и славнейшею Серафим, и возвестить всем чающим избавления, что настало, наконец, спасение, уготованное Владыкою всем народам, воссиял свет к просвещению языков и открылась слава народа Его – Израиля; но что вместе с тем этот младенец лежит на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и что Самой Матери Его оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец ( Лк.2:22–38 ). II. Преблагословенная Мария и праведный Иосиф. Псал. 90

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

10. Слово на вторый день праздника Рождества Христова (Говорено в придворной церкви, в присутствии Ея Императорскаго Величества Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Феодоровны и Их Императорских Высочеств; напечатано отдельно и в собраниях 1820, 1821, 1844 и 1848 гг.) 1814 Ангел Господень во сне явися Иосифу, глаголя: востав, поими Отроча и Матерь Его, и бежи во Египет, и буди тамо, дóндеже реку ти: хощет бо Ирод искати Отрочате, да погубит е. Mamф. II. 13 . Чудно и ужасно! – Ангелы, которых естества не приял Сын Божий, торжествуют Его на земли рождение; Ангелы стараются спасти жизнь пришедшаго спасти человеков: а человек, для котораго Сын Божий соделался сыном человеческим, ищет погубить своего Спасителя. Воинство небесное проповедует на земли мир, но вместо того начинается неслыханная война: с одной стороны царь Ирод и весь Иерусалим, с другой – Отроча Иисус и, Его телохранители, все младенцы Вифлеемские. Правда, царь не победил Отрочате: воинство младенцев не предало Вождя своего в руки врагов, но своею кровию пожертвовало за жизнь 106 всеобщаго Искупителя: напротив того невидимая месть постигла Ирода и его соумышленников: «изомроша ищущии души Отрочате» ( Mamф. II. 20 ). Но сия победа не принесла мира, ниже безопасности Победителю. Иосиф не дерзает даже ввести Его в отеческий град: «убояся тамо ити» ( Mamф. II. 22 ). После сего уже не удивительно, что возраст Отрочате Христа принесет Ему новыя брани, новыя опасности. Едва Он явится миру, все видное в мире возжелает затмить славу Его. Фарисеи, книжники, священники, князи, судии, правители обратят против Него каждый свое оружие. Когда же победа возведет Его на небеса, все земныя силы, народ и вельможи, мудрецы и кесари подвигнутся для истребления от земли мирнаго царства Его. Кровопролитие, начатое в Вифлееме, обагрит царства и веки. Возвращаясь от воспоминания сих печальных событий, с каким утешением успокоивается дух, при виде великих и сильных земли, смиряющихся пред Отрочатем Вифлеемским, полагающих лучшую славу свою в служении Ему, ищущих своего веселия в Его Евангелии!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010