150. Помним ли мы великий урок 1812 года? С нами Бог ! – ликуя, воспевает святая Церковь , прославляя Бога, явльшегося плотью и яко Отроча младо пеленами повиваемого. С нами Бог ! – вместе с Церковью торже­ственно восклицает стомиллионный православный Русский народ, благодарственно воспо­миная избавление Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти языков. Да, Церковь на Руси всегда была нераздельна с Русью: когда страдал и страдает Русский народ, – с ним болела и болеет сердцем и Церковь , как нежно любящая мать; на ее груди отдыхала душа народная во дни великих бедствий; она утешала его в невыносимых скорбях; она предстательствовала за него пред Богом, испрашивая ему прощения и оставления грехов и отводя грозную, карающую руку Божию во дни великих испытаний. За то и радовалась она радостями народа, как счастливая мать, радовалась и учила народ радоваться радостью о Господе, всё радости достойное, приписывая единому Богу-Милостивцу и влагая в уста народа слова Песнопевца: не нам, Господи, не нам, а имени Твоему даждь славу! Трогательны восторженные песни, коими в день Рождества Христова святая Церковь прославляет Господа за спасение России от нашествия великого корсиканца – завоевателя всего мира. Трогательна и поучительна молитва Церкви, коленопреклонно чтомая в заклю­чении молебна в этот день. Необычна эта вечная память Императору Александру Первому среди светлого торжества великого праздника Христова. Слава в вышних Богу и на земли мир. Как благоприлична эта ангельская песнь при воспоминании о конце великой брани за Царя – любимца всего народа Русского! Слава богу, ибо Агнец Вифлеемск, льва и змия нами поправ, миру мир дарова. Велики скорби, тяжелы подвиги, понесенные народом Русским в эту великую годину испытаний, но Богу было бла­гоугодно соделать нас орудиями низложения и покорения жестокого врага веры христиан­ской, хитрого и гениального в своем деле воинском, врага всех народов земных; Богу было угодно, чтобы к великому празднику мира, воспетого Ангелами, не осталось ни одного врага на Русской земле: тем со Ангелы Младенцу миродержавному боголепну славу принесем: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

18. Краткий обзор гонений на христиан от иудеев. Падение иудеев Иудейские начальники, по злобе и зависти к Господу Спасителю решившиеся распять Его, не могли оставить в покое Его учеников. Гонение их на апостолов началось тотчас же, как стала распространяться их проповедь. Но в начале это гонение было остановлено благоразумием одного из наиболее уважаемых законоучителей – Гамалиила и борьбою партий саддукейской и фарисейской. Затем обращение к вере одного из самых сильных гонителей ее – Савла и стесненное положение синедриона, ввиду римского владычества, пока безразлично относившегося к христианству, способствовали ослаблению и даже прекращению открытого гонения на христиан со стороны евреев. Внук беззаконного Ирода, избившего вифлеемских младенцев, Ирод Агриппа, происками пред римским правительством восстановил на некоторое время власть царя в Палестине и, желая расположить к себе иудеев, снова воздвиг жестокое гонение на Церковь , умертвил апостола Иакова Зеведеева и заключил в темницу апостола Петра, но лютая болезнь (от подкожных червей) этого нечестивца прекратила вместе с его жизнью и поднятое им гонение. По смерти Ирода Агриппы Иудея по-прежнему была подчинена римским прокураторам, и евреи, при всей ненависти к христианам, не могли много вредить им. Пример бессильной злобы евреев видим в истории суда над апостолом Павлом; первосвященник Анан также мог воспользоваться для умерщвления апостола Иакова, брата Господня, только перерывом римской власти. Наконец, мера долготерпения Божия исполнилась: в 67 году началась бедственная война иудеев с римлянами, и иудеи, как отдельный народ, пали. Падение иудеев имеет важное значение в истории Церкви: 1) Здесь исполнились пророчества Моисея, Даниила и других пророков и слова Господа Иисуса Христа, Который предсказал, что Иерусалим будет окружен врагами и на месте храма не останется камня на камне. 2) В разрушении Иерусалима и храма совершилось самым делом (фактически) прекращение Ветхого Завета; теперь уже евреи не имеют храма, не приносят жертв, и вера их не приводит ко спасению. 3) Падение евреев имеет особенное отношение к последней судьбе всего мира. Господь Иисус Христос в своем предсказании соединил разрушение Иерусалима с имеющим последовать в конце веков разрушением мира, так что первое является как бы образом последнего ( Мф. 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

300. На поле пастырей и на поле брани И пастырие беху бдяще и стрегуще стражу нощную о стаде своем. ( Лк. 2:8 ) Святая Церковь сегодня ведет нас в Святую Землю, в окрестности Вифлеема, на те благословенные поля, где впервые раздались слова небесного благовестника: не бойтеся, се бо благовествую вам радость зелию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь. Там, на этих полях, в тишине священной ночи Рождества Христова, бодрствовали смиренные пастыри на страже стад своих; должно думать, что не празднословием были они заняты. Очень вероятно, что они беседовали о том, что было так близко сердцу всякого верующего израильтянина в то время, о чем мечтали, да и доселе мечтают в заблуждении своем, потомки колена Иудова: о желанном пришествии Мессии-Избавителя, обетованного их праотцам, пришествии, точно предуказанием в пророчестве Даниила о седьминах. Евреи твердо помнили эти обетования, эти пророчества, и даже малые дети знали на память те псалмы, в коих Дух Божий предвозвещал пришествие Царя, Сына Давидова; конечно, знали их и пастыри Вифлеемские. И вот, как бы в ответ на их мечты, на их сердечные томления, слава Господня осиявает их, а ангел Божий благовествует им, что настал час исполнения этих заветных мечтаний, что вот тут, недалеко, в граде Давидове уже родился обетованный Сын Давидов, Спас Христос Господь. Знаю, – как бы так говорит ангел Божий, знаю, что сердце ваше трепещет желанием видеть Его, поклониться Ему. Вы желаете узнать: как и где найти Его в этом, столь переполненном по случаю переписи городе? – Се вам знамение – не ищите Его в роскошных палатах, – идите в знакомый вам вертеп, куда вы загоняете свои стада в непогоду, там – обрящете Младенца повита, лежащего в яслех... Нужно ли говорить, какую радостью вострепетали простые сердца смиренных пастырей при этом благовестии? Но еще не успели они придти в себя от изумления и восторга, как вдруг – бысть со ангелами множество вой небесных, хвалящих Бога, и весь этот хор певцов бесплотных воспевал чудную песнь Творцу: слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

350. Утешение у яслей Христовых Слава в вышних Богу, и на земли мир... Лк. 2:14 И послав Ирод, изби вся дети, сущия в Вифлееме и во всех пределех его... Мф. 2:16 Небесным миром и благодатною радостью наполняется сердце наше в светлый праздник Рождества Христова у священных яслей Младенца – Превечного Бога. В песнопениях Церкви громко звучит торжествующая песнь небожителей: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! Всему миру, всему человечеству возвещается радость велия: днесь родися вам Спас, Иже есть Христос Господь во граде Давидове ( Лк. 2:11 ). Но когда мысль наша, отвлекаемая от яслей Христовых шумом бурного моря житейского, обращается к тому, что творится в мире в наши скорбные дни, то и сердце наше начи­нает смущаться, начинает вопрошать: где же возвещенный Ангелами мир? где – в человецех благоволение? Восстали царства на царства, народы на народы; миллионные войска не пре­рывают ужасных битв: на пространстве нескольких тысяч верст льются обильные потоки крови, не говорю уже о слезах, коими столь же обильно орошается вся земля. Где же столь вожделенные мир и благоволение? Да не смущается сердце ваше. Глаголет Богомладенец от яслей Своих всем верующим в Него: зрите, не ужасайтеся: подобает бо всем сим быти. Да, подобает быти: так было и тогда, когда явился на земле Сам Он, великий Примиритель неба и земли; и тогда, едва успели Ангелы воспеть дивную песнь мира, как на земле началась неслыханная война: с одной стороны – царь Ирод и весь Иерусалим, с дру­гой – Отроча Иисус и Его телохранители – младенцы Вифлеемские. И полилась тогда кровь неповинная сих младенцев-мучеников, и церковное предание говорит, что воинами бесчеловечного Ирода умерщвлено в Вифлееме и его окрестностях до 14 000 малюток. Видно, у Господа Бога таков уж закон для земнородных: никакая радость, никакой мир на земле не стяжавается без скорбей и страданий. И этому закону благоволил подчиниться Сам Зако­нодатель, ради нашего спасения претерпевший все скорби человеческие. В первые же дни Своей земной жизни Он претерпел и законное обрезание, и гонение от Ирода, и благоволил восприять в соучастники Своих страданий, яко начаток от искупляемого им рода человеческого, целые сонмы невинных младенцев-мучеников, увенчав их венцами нетленной славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

383. Слово на Рождество Христово (Говорено в третий день сего праздника, в Троицкой церкви, что в доме г. синодальнаго обер-прокурора князя Александра Николаевича Голицына; напечатано отдельно и в собр. 1820 и 1821 гг.) 1812 «И се вам знамение: обрящете младенца повита, лежаща в яслех». ( Лyk. II. 12 ). Третий день, как славословящая Церковь и при алтарях, и в домах возвещает нам сие знамение «родившагося Спасителя " 919 ( Лyk. II. 11 ). Вифлеемские пастыри, может быть, не более трех мгновений слышавшие небесную о Нем весть и славословие, в ту же нощь поспешили обрести Его по данному им знамению: «реша друг ко другу: прейдем до Вифлеема, и видим глагол сей бывший, егоже Господь сказа нам» ( Лyk. II. 15 ). Мы, толь долго и многократно уже оглашаемые славою, и сами призываемые к прославлению рождающагося Христа: «Христос рождается, славите», – мы, почти влекомые во сретение нисходящему с небес: «Христос с небес, срящите» 920 , – прешли ли наконец до Вифлеема и видели ли глагол сей бывший, его же Господь сказа нам? Но как можно нам прейти до Вифлеема, скажут те, которые не имеют ни простосердечной веры пастырей вифлеемских, ни мудрости волхвов сущих от восток? – А разве можно нам, христиане, оставаться в большем удалении от родившегося Спаса нашего, нежели языческие мудрецы, и в большем неведении о нем, нежели пастыри обращающиеся токмо с несмысленными? Церковь , конечно, не обманывается, когда вопиет во уши наши: «Христос с небес, срящите!» Конечно, Христос доселе нисходит с небес, и в такой близости к нам, что мы, подобно пастырям или волхвам, благовременно можем приспеть на место его Божественнаго явления. «Прейдем до Вифлеема». «Вифлеем» значит «дом хлеба», – какого, если не «хлеба животнаго сходящего с небесе» ( Uoah. VI. 51 )? Прейти в сей Вифлеем, или, паче, соделаться сим Вифлеемом, долженствует каждая христианская душа, дабы внити потом и преобразиться самой «в Иерусалим новый, в скинию Божию» ( Anok. XXI. 2–3 ). Бог хощет во всех нас «явити Сына Своего» ( Гaл. I. 16 ) посредством нашего благодатного рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

502. Слово в день Успения Пресвятой Богородицы (Говорено августа 15-го.) 1843 год Мариам же соблюдаше вся глаголы сия, слагающи в сердцы своем. ( Лyk. II. 19 ). Если кончина, или воспоминание кончины обыкновенного человека добродетельнаго приводит нас к воспоминанию его добродетелей, и мы по сему случаю о них размышляем, беседуем друг с другом, и таким образом отшедшему воздаем справедливость и славу, а себе доставляем утешение и поощрение к добру: не паче ли прилично нам поступать таким образом ныне, когда творим торжественную память блаженного Успения Пресвятой Богородицы? В Ней, без сомнения, можем созерцать исполнение всякия добродетели, потому, что в Ней по достоинству Ее обитал, и, конечно, не в оскудении Ее оставил Тот, которого добродетель покрывает небеса и исполняет землю. Но как за всеми добродетелями Пресвятой Девы не могло бы теперь следовать ни слово наше, ни помышление: то в предмет настоящего размышления беру я одну из Ее добродетелей, которую святый евангелист Лука изобразил в следующих словах: «Мариам же соблюдаше вся глаголы сия, слагающи в сердцы своем». Это есть сердечное внимание к глаголам Божиим и к делам провидения Божия. Рассмотрение сей добродетели в лице и жизни Пресвятой Богородицы может проложить путь к учению о сей добродетели для нашей жизни. Святый Лука в начале своего Евангелия описав чудеса, ознаменовывавшие воплощение Сына Божия, ангельские предвещания о рождении Предтечи Христова от неплодной, и о рождестве Христа от Девы, пророчественные восторги праведной Елисаветы, Самой Пресвятой Девы, и Захарии, отца Предтечева, явление Вифлеемским пастырям воинства славословящих ангелов и указание родившегося Спасителя в невиданном, без сомнения, знамении, «младенца повита, лежаща в яслях» ( Лк. 2:12 ), упомянув о удивлении всех слышавших о сем от пастырей, наконец заключает: «Мариам же соблюдаше вся глаголы сия, слагающи в сердцы своем»: и далее, пересказав пророчество Симеона Богоприимца, изобразив проявление божественной премудрости в двенадцатилетнем отроке Иисусе, приведя его непонятное в то время богознаменательное изречение: «не весте ли, яко в тех, яже Отца Моего, достоит быти ми?» ( Лк.2:49 ) Евангелист вновь обращается к своему прежнему замечанию: «и Мати Его соблюдаше вся глаголы сия в сердцы своем» ( Лк. 2:51 ). Сие повторение одного и того же замечания показывает, что то было не легкое, случайное замечание, но важная мысль, которая сильно занимала священного писателя, и которую он хотел глубоко впечатлеть в читателей и слушателей Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

9 святынь Алтарь волхвов находится в Пещере Рождества Христова на тот самом месте, где, по преданию, стояли пастухи, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу Христу. Можно только догадываться о том, насколько в тот момент они волновались, ведь перед ними был будущий Спаситель всего человечества. Однако у паломников есть прекрасная возможность ощутить все то же самое, что чувствовали тогда мудрецы, подойдя к Алтарю, поставленному здесь в их честь. Вифлеемская пещера, в которой родился Мессия, является одной из главных христианских святынь и подземной частью Храма Рождества Христова, расположенного над ней. Первая информация о гроте появилась в 150 году, после чего он постоянно находился под опекой действующих правителей. Сегодня святыня является собственностью Иерусалимской Православной Церкви, за исключением двух ее составляющих, которые принадлежат католикам. Первая из них - предел Яслей, располагающийся слева от входа в пещеру. Он представляет собой маленькую часовенку с углубленным полом. Здесь стоят ясли (кормушка для домашних животных), в которые Дева Мария положила Младенца сразу после рождения. Изначально они были глиняными. Однако, нашедшая грот византийская царица Елена, распорядилась заменить их на серебряные. К сожалению, в таком виде «колыбель» до нас не дошла. Внутренняя ее часть была вывезена римским папой Теодором I в Италию: таким образом, он хотел уберечь святыню от захвативших Святую Землю мусульман. Оставшаяся часть яслей (углубление в полу) была обложена мраморными камнями. Сверху ее освещают пять неугасимых лампад. Вторая католическая святыня – Алтарь волхвов, который располагается напротив яслей. За ним виднеется картина, изображающая преклоняющихся мудрецов перед новорожденным Спасителем. Принадлежит данная работа кисти итальянского художника Маэлло. Все, что было до этой встречи, наверняка, знают все – и взрослые, и дети. Согласно Библии, в тот самый день, когда на земле стало известно о рождении Мессии, ничто не предвещало ничего особенного.

http://elitsy.ru/holy/temple/25941/

А. Кордочкин Испано-мосарабскии календарь по рукописи Liber ordinum, Silos, Archivo Monasmico, cod. 4 (fol. L-3v) Условные обозначения: …                  – не читается в рукописи []                  – подразумевается, но отсутствует или не читается в рукописи ()                  – уточнения переводчика Курсив                  – написано между строк или на полях Полужирный            – памяти испанского происхождения ?                   – сведения вызывают сомнения (Л. 1) январь [месяц, дней] 31 1  Обрезание Господне 2  Пост на начало года ... на девятом [часе перед?] мессой 1230 ... 6  Явление Господа ... [нашего Иисуса Христа] 7  [Святых Ю]лиана и Василисы и [прочих] 8  Избиение (вифлеемских) младенцев 9  Святых сорока [мучеников] 10  Святой Серены 11  ... (святого Типасия?) 1231 14  Кончина Юлиана епископа, Толедо 15  Освящение кафедры епископа 16  Кончина епископа Кирика (Квирика) и кончина святого Марцелла (Маркелла) 17  [Престав]ление святого Антония анахо[рета] 18  ... (святого Сульпиция епископа?) 19  Святого Себастиана (Севастиана) и прочих 1232 20  Святой Агнесы и Эмеренцианы 21  Святого Фруктуоза ... Авгурия и Евлогия 22  (Святого Винцентия) из Валенсии 23  (Кончина Ильдефонса) епископа 24  Святого Вавилы епископа 26 Святой Павлы в Вифлееме 1233 ’ 28        Святого Тирса (Фирса)... Февраль месяц, дней 29 2      Очищение святой Девы Марии 5       [Святой А]гаты (Агафии) девы 7       [Святой Доро]теи (Дорофеи) девы 10  ... (?) и прочих 11  ... (?) 1234 12  ... (святой Евлалии девы) 14  Святого Валентина 15  Святого Онисима, ученика святого П[авла] 22  Кафедра святого апостола Петра 23  ... [Святого] Поли[карпа?] епископа 24  Обретение главы святого Иоанна [Крестителя] 25  Святой Перпетуи; пост месяца 1235 27        Святого... (?) (Л. 1, об.) Март месяц, дней 31 1  Святого Никифора 2  Прибавление луны в високосный год 3  Святых Эметерия и Келедония (Еметерия и Хелидония), Калагуррис 5        С этого дня и до четвертых апрельских нон родившаяся луна 1236 начинает пасхальный месяц, согласно латинянам

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Библия, изложенная для семейного чтения. Труды апостолов. Первое путешествие Павла Церковь в Антиохии Деяния св. апостола Павла. Миниатюра «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу. Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами». (Деян. 11, 18–26) Между тем, в 44 или 45 году по Р. Х., наступил страшный голод в Палестине (о котором заранее предсказал Агав, бывший в Иерусалиме пророк). «Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла». (Деян. 11, 29–30)   Убиение апостола Иакова. Чудесное избавление апостола Петра из темницы В то время царь Иудейский Ирод Агриппа (внук Ирода, по повелению которого были избиты вифлеемские младенцы), желая угодить народу, стал преследовать христиан и «поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Вслед за тем взял и Петра, — тогда были дни опресноков, — и задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу». «Между тем церковь прилежно молилась Богу о Петре. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.

http://pravoslavie.ru/3208.html

В. Чернов Рождество Христово События праздника Православная Церковь празднует Рождество Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа 25 декабря/7 января. Этому празднику предшествует пост, который хотя и не так строг, как пост Великий, однако так же продолжается сорок дней. По словам блаженного Симеона Солунского (ум. 1429), «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти». О рождении Христа Спасителя и о событиях, связанных с ним, повествуют только два евангелиста: Матфей и Лука. Матфей сообщает об откровении тайны воплощения праведному Иосифу, о поклонении волхвов и бегстве святого семейства в Египет и об избиении вифлеемских младенцев, а Лука более подробно описывает обстоятельства, при которых родился Христос Спаситель в Вифлееме, и рассказывает о поклонении пастырей. Откровение Иосифу тайны Воплощения Евангелист Матфей ( Мф. 1:18–25 ) сообщает о том, что вскоре после обручения Пресвятой Девы со старцем Иосифом, «прежде, нежели сочетались они», то есть прежде заключения полноценного брака между ними, Иосифу стало ясно, что Обрученная ему Девушка носит в Себе Дитя. Будучи праведным, то есть справедливым и милосердным, Иосиф не захотел обличить мнимого Ее преступления перед всеми, чтобы не подвергать Ее позорной и мучительной смерти согласно закону Моисея ( Втор. 22:23–24 ), а намеревался тайно отпустить Ее от себя без оглашения причины. Но когда он помыслил это, явился ему ангел Господень и объяснил, что «Родившееся в Ней есть от Духа Святого», а не плод тайного греха. Далее ангел сказал: «Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их»; имя Иисус, по–еврейски Йешуа, значит – Спаситель. Чтобы Иосиф не сомневался в истинности сказанного, ангел указал на древнее пророчество Исайи: «Се, Дева во чреве примет, и родит Сына» ( Ис. 7:14 ). Не следует думать, что пророчество не исполнилось, если пророк говорит «нарекут Ему имя Эммануил», а

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010