Слава в вышних Богу и на земли мир ( Лук. 2, 14 ). И послав Ирод, изби вся дети, сущия в Вифлееме и во всех пределах его ( Мф.2,16 ). Небесным миром и благодатною радостью наполняется сердце наше в светлый праздник Рождества Христова у священных яслей Младенца – Превечнаго Бога. В песнопениях Церкви громко звучит торжествующая песнь небожителей: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» Всему миру, всему человечеству возвещается радость велия: «днесь родися вам Спас, Иже есть Христос Господь во граде Давидове» ( Лук. 2, 11 ). Но когда мысль наша, отвлекается от яслей Христовых шумом бурного моря житейского, обращается к тому, что творится в мире в наши скорбные дни, то и сердце наше начинает смущаться, начинает вопрошать: где же возвещенный Ангелами мир, где – в человецех благоволение? Восстали царства на царства, народы на народы; миллионные войска не прерывают ужасных битв; на пространстве нескольких тысяч верст льются обильные потоки крови, не говорю уже о слезах, коими столь же обильно орошается вся земля. Где же столь вожделенный мир и благоволение? «Да не смущается сердце ваше», глаголет Богомладенец от яслей Своих: «зрите, не ужасайтеся: подобает бо всем сим быти». Да, подобает быти: так было и тогда, когда явился на земле Сам Он, великий Примиритель неба и земли; и тогда, едва успели Ангелы воспеть дивную песнь мира, как на земле началась неслыханная война: с одной стороны царь Ирод и весь Иерусалим, с другой – Отроча Иисус и Его телохранители – младенцы Вифлеемские. И полилась тогда кровь неповинная сих младенцев-мучеников, и церковное предание говорит, что воинами безчеловечнаго Ирода умерщвлено в Вифлееме и его окрестностях до 14.000 малюток... Видно у Господа Бога таков уж закон для земнородных: никакая радость, никакой мир не стяжавается без скорбей и страданий. И этому закону благоволил подчиниться Сам Законодатель, ради нашего спасения претерпевший все скорби человеческие. В первые же дни Своей земной жизни Он претерпел и законное обрезание, и гонение от Ирода, и благоволил восприять в соучастники Своих страданий, яко начаток от искупляемого им рода человеческого, целые сонмы невинных младенцев-мучеников, увенчав их венцами нетленной славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Слово на Богоявление Господне Хочу, возлюбленные, праздновать и торжествовать, ибо святой день просвещения есть печать праздника и день торжества. Он запечатлевает Вифлеемский вертеп, где Ветхий денми, как младенец у груди матери, лежал в яслях; он же отверзает иорданские источники, где Тот же Ветхий денми крещается ныне с грешниками, даруя миру Своим пречистым телом оставление грехов. В первом случае, происшедший из утробы Пречистой Девы, явился для младенцев как младенец, для матери – сыном, волхвам – как царь, пастырям – как добрый пастырь, полагающий, по слову Божественного Писания, душу Свою за овец (Ин. 10:11). Во втором случае, именно при крещении Своем Он приходит на иорданские воды, с тем чтобы омыть грехи мытарей и грешников. Говоря о необычайной чудесности такого события, премудрый Павел восклицает: « явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2:11). Ибо ныне мир просветляется во всех частях своих: радуется, прежде всего, небо, передавая людям сходящий с небесных высот глас Божий, освящается полетом Духа Святого воздух, освящается естество воды, как бы приучаясь омывать вместе с телами и души, и вся тварь земная ликует. Один только дьявол плачет, видя святую купель, приготовленную для потопления его могущества. Что же еще сообщает Евангелие? « Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:13, 14). Кто видел Владыку, стоящего пред рабом? Кто видел царя, преклонившего голову перед своим воином? Кто видел пастыря, которому бы овца указывала путь? Кто видел начальника ристаний, который бы получал награду от упражняющегося в бегах? «Мне надобно креститься от Тебя», – то есть преподай, Владыка, Ты Сам мне то крещение, какое Ты хочешь преподать миру. Я нуждаюсь в том, чтобы Ты окрестил меня, так как я нахожусь под бременем прародительского греха и ношу в себе змеиный яд. Я нуждаюсь в омытии скверны древнего преступления, а Ты ради каких грехов пришел креститься? О Тебе и пророк свидетельствовал говоря: «потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис.

http://pravoslavie.ru/50988.html

Снежинками искрятся в синеве. + + + В начале было Слово... И Слово стало плотию... Иоанн 1.1;1.14 Под Рождество за окнами метет, И тихость преисполнила деревню, Лишь вьюга песни плачет иль поет Распевом, будто слышанным и древним. Знать на Руси, для слышащих ушей Такие песни чаянны и вемы, - Под эти звуки брезжатся в душе Песчаные сугробы Вифлеема. И чудится: ослабнув от жары, Как те волхвы, купины у забора, Неся в ветвях стожарные дары Сквозь вьюгу, тихо движутся к собору... От звонов колокольных вдруг легко Осыплется отишье снеговое, И по дороге, словно снежный ком, Покатится округлый волжский говор... Спешу во храм, покуда - не погас Огонь его окошек, и Христова Звезда не занялась. И «было Слово...» Земле моя, ужели в этот час, Как ясли вифлеемские, ты снова Младенца Сущего приять в себя готова! В далекий храм вошел - едва успев - К полуночной звезде вершится бденье... «И Слово стало плотью» без истленья, И Ангели поют, и в тихом пенье Мне слышится метельный тот распев... Рождественским снегом покрыты соборы. И солнце играет в родных небесах. И кажется, будто в глубоких затворах Печерские старцы творят чудеса. И вдруг, встрепенувшись от первого звона, Мохнатые шапки роняют на лед Сединами зим убеленные кроны, Сединами лет убеленный народ. Метали поклоны белицы-березы, Склонялись и ветви, и сотни голов, И чудилось мне, отступили морозы, И душу согрела молитвенность слов. То в храме тропарь гулко братия пела, И отзвук его долетал из леска. Снегами и елями пахло в приделах, Свечами и ладаном пахли снега. А звоны летели над долгим простором, Пушистым и белым, как Божий убрус. И вторили им и сердца, и соборы, И шапки роняла притихшая Русь. Андрей Борисович Ребров, секретарь правления Союза писателей России, Санкт-Петербург Александр Бывшев РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Пречистая Дева мечтала о сыне. И чудо великое произошло. Младенец дремал на обычной овчине, Во сне улыбаясь стихии назло... Дул ветер неистовый остервенело. И холод вокруг не щадил никого. Но путникам мысль всем троим душу грела,

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/04/...

Содержание Отзыв святого праведного Иоанна Кронштадтского на книгу «Толкование Евангелия» Б. И. Гладкова Предисловие к первому изданию Введение Глава 1. Предсказание ангела о рождении Иоанна Предтечи. Благовестие Пресвятой Деве Марии. Встреча с Елисаветой. Рождение Иоанна Определение года рождения Иисуса Христа. Устройство иерусалимского храма Явление ангела священнику Захарии; об ангелах вообще Молитва Захарии Рождение Пресвятой Девы Марии и жизнь Её при храме Обручение Ее Иосифу Явление Ей ангела Путешествие Пресвятой Девы к Елисавете и встреча с ней Рождение Иоанна Пророчество Захарии Глава 2. Рождение Иисуса Христа. Поклонение пастухов. Обрезание Иисуса. Принесение Его в храм. Встреча с Симеоном. Отшествие из Иерусалима. Сомнения Иосифа и его сон Перепись и путешествие в Вифлеем Рождение Иисуса Поклонение Пастухов Определение дня Рождества Христова Обрезание Господне Принесение Младенца Иисуса в храм и встреча Его Симеоном Возвращение в Назарет Глава 3. Поклонение волхвов. Избиение младенцев. Бегство в Египет и возвращение из него. Двенадцатилетний Иисус в храме Прибытие волхвов с востока Значение виденной ими на родине звезды Беспокойство Ирода Отправление Иродом волхвов в Вифлеем Значение Вифлеемской звезды Поклонение волхвов младенцу Иисусу и возвращение их на родину Бегство святого семейства в Египет Избиение Иродом младенцев Смерть Ирода Возвращение святого семейства из Египта Жизнь Иисуса в Назарете Двенадцатилетний Иисус в иерусалимском храме Возвращение Иисуса в Назарет и жизнь его до тридцатилетнего возраста Глава 4. Иоанн Креститель и его проповедь. Состояние евреев перед выходом Иоанна из пустыни Секты фарисеев и саддукеев Четверовластник Лисаний Появление Иоанна Впечатление, производимое Иоанном на народ Обличение Иоанном Фарисеев и Саддукеев Советы Иоанна народу, мытарям и воинам Уверение Иоанна, что он не Христос Глава 5. Крещение Иисуса. Искушение Приход Иисуса к Иоанну Крещение Иисуса Сошествие святого духа и голос с неба О происхождении зла Диавол не имеет никакой власти над людьми Искушение Иисуса вообще В каком виде приступил искуситель Первое искушение Второе искушение Не искушай Господа Бога твоего Третье искушение Глава 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Сохранить память Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 11-18 октября. – 40 дней в Беслане. – Сектантское нашествие. – Некоторые итоги Собора. – неспешное объединение. – Земля и закон. – Праздник Покрова. – Русская миссия в Китае. – Латвийская амнезия. – Европейское кладбище народов. – Уничтожение интеллекта. – Юбилей Ново-Девичьего монастыря. На прошлой неделе во многих православных храмах России вспоминали убитых в бесланской школе детей и взрослых. Во вторник, 12 октября,  было 40 дней со дня трагедии Беслане. Как передает телекомпания НТВ  в этот день «священнослужители Беслана получат в дар икону Вифлеемских младенцев-мучеников. Она написана в Санкт-Петербурге, и станет первой святыней нового храма, который собираются построить в Беслане к годовщине трагедии». По сообщению ВВС  «с самого утра родственники погибших начали приходить в разрушенный спортивный зал бесланской школы номер один, где находились большинство заложников. Здесь также собираются люди, которые были в захваченной школе и сумели остаться в живых.  Пол здания устлан цветами, здесь стоят сотни бутылок с водой. Это напоминает о том, что во время захвата школы заложникам не давали пить». По сообщению «Вестей» поминальные службы прошли во вторник во всех православных храмах Северной Осетии. В Беслане поминальный церковный обряд совершил епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, который все три дня находился с родственниками захваченных заложников. Как сообщает автор  статьи «Сорок дней трагедии в Беслане» Максим Редин, обозреватель портала «СМИ.Ru» «завершив поминальную службу, владыка Феофан обратился к пастве с призывом сохранять спокойствие в эти тяжелые дни. Ничто не заменит боль и утрату близких, родных, но он призвал всех, кого коснулась эта трагедия, сохранять мужество». «Каждый должен сражаться за то, чтобы трагедия Беслана не повторилась, считает известный детский доктор Леонид Рошаль. «Сколько еще жертв мы увидим, пока не поймем - это война», - сказал РИА «Новости» Рошаль, участвовавший в переговорах по освобождению заложников в Беслане». 

http://pravoslavie.ru/4908.html

Ю.В. Серебрякова Глава 1 «Яко отроча родися нам, Сын, и дадеся нам» ( Ис. 9: 6 ): Рождество и Крещение как Богоявление 1.1. Рождество Христово и связанные с ним события (от благовещения праведному Захарии до поселения Святого Семейства в Назарете) Рассказ евангелистов о Рождестве Христовом и связанных с ним событиях по объему занимает незначительную часть Евангелий. Наиболее скупы в этом отношении Евангелия от Марка и Иоанна: ап. Марк начинает Евангелие с описания проповеди св. Иоанна Крестителя и события Крещения Христова; ап. Иоанн, сказав в Прологе ( Ин. 1: 1–18 ) о тайне боговоплощения, далее, как и Марк, говорит только о проповеди Предтечи и косвенно упоминает состоявшееся Крещение Господне как первое явление Мессии миру. В отличие от этих двух Евангелий, благовестие ап. Луки начинается с истории рождения св. Иоанна Предтечи и Рождества Христова, а также содержит и другие уникальные, не имеющие параллелей в других Евангелиях повествования: Благовещение Пресвятой Деве Марии, встречу Девы Марии и праведной Елизаветы, поклонение пастухов Младенцу Христу, обрезание и Сретение Господне и, наконец, эпизод с посещением двенадцатилетним отроком Иисусом Иерусалимского храма. Ап. Матфей изложение событийной канвы начинает с описания Рождества Христова, и, не говоря, как ап. Лука, о поклонении пастухов, рассказывает о приходе в Израиль волхвов с востока для поклонения Младенцу – «родившемуся Царю иудейскому» ( Мф. 2: 2 ). Эта история с поклонением волхвов продолжается рассказом о бегстве Святого Семейства в Египет, избиении вифлеемских младенцев, возвращении праведного Иосифа с Пресвятой Богородицей и Младенцем Иисусом в Израиль после смерти Ирода Великого и поселение их в Назарете. Согласование повествований в Евангелиях от Матфея и Луки предположительно дает такую последовательность: • Благовещение праведному Захарии ( Лк. 1: 5–25 ); • Благовещение Деве Марии в Назарете ( Лк. 1: 26–38 ); • Встреча Девы Марии и праведной Елизаветы «в стране Иудиной» ( Лк. 1: 39–56 ); • Рождество св. Иоанна Предтечи ( Лк. 1: 57–58 );

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Самые холмы Вифлеема покрыты богатой растительностью и целыми садами различных деревьев - маслин, виноградников, фиговых и проч. Зеленью садов покрыты холмы и долины окрестностей. Когда любуешься живописными окрестностями Вифлеема, говорит один путешественник, то невольно припоминаешь все те библейские события, которые некогда совершились здесь. Вот вдали виднеется небольшое четыреугольное здание, покрытое куполом: это могила прекрасной Рахили, нежно любимой супруги праотца Иакова; здесь она умерла, была им оплакана и погребена вблизи дороги в Вифлеем (Быт. 35:16; 48:7). А вот и развалины той Рамы, о которой упоминает пророк; предсказывая избиение невинных младенцев Вифлеемских: голос слышен в Раме , вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет (Иер. 31:15). Вот нивы, на которых бедная Руфь собирала позади жнецов колосья, чтобы прокормить свою престарелую свекровь, которую она любила, как мать, за что и наградил ее Господь так, что она сделалась женою почетного и богатого жителя Вифлеемского Вооза и праматерью Спасителя мира. А там внизу, на долинах Вифлеемских и по окрестным плодоносным холмам, богатым родниками сладкой воды, пас стада отца своего прекрасный правнук Руфи - юноша Давид; там он вступал в бой со львом и медведем, защищая свое стадо, и там же играл на арфе свои дивные псалмы. В этих же горах впоследствии не раз укрывался он от Саула, когда тот повсюду преследовал его, как беглого раба или какого-нибудь злодея. И невольно вепоминаются трогательные, умоляющие слова кроткого юноши. обращенные к злобному гонителю: за что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей? (1Цар. 26:18). Здесь же в Вифлееме отыскал Давида пророк Самуил и впервые помазал его на царство, а впоследствии, когда Давид сделался царем во Израиле, то Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова. Тут же на полях вифлеемских и колодезь Давидов, из которого он, томимый жаждою, хотел напиться в то время, когда Вифлеем был занят " филистимлянами; тогда трое из храбрецов его войска с опасностью для своей жизни пробрались чрез стан неприятельский и достали воды своему любимому вождю; но мужественный царь вылил эту воду " во славу Господню " и сказал: сохрани меня Господь, чтобы я сделал это! Не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни? (2Цар. 23:14-17). Вслед затем он разбил на голову врагов и овладел Вифлеемом. Далее к югу за горами находятся зиаменитые пруды Соломоновы, откуда этот мудрый царь устроил водопровод в Иерусалим, и доныне являющийся поразительным сооружением.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Только что мы праздновали рождение нашего Спасителя и тут — жуткая, по сути, демоническая атака на огромное количество ни в чем не виновных младенцев Евангельское чтение сегодняшней литургии комментирует протоиерей Павел Великанов. Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте 20и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские 23и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется. Мф: 2:13-23 Евангельское чтение, которое сегодня мы слышали в храме, идет несколько вразрез с тем радостным и праздничным настроением, которое есть у всех православных христиан в эти святые дни. Действительно, только что мы праздновали рождение нашего Спасителя, Богомладенца, и тут — какая-то жуткая, по сути, демоническая атака на огромное количество, казалось бы, ни в чем не виновных младенцев. Ирод уничтожает тысячи детей в надежде на то, что среди них окажется новорожденный Мессия. Не удивительно, что возникает вопрос: а почему Бог допускает такое явное беззаконие? Если ситуацию с избиением вифлеемских младенцев, с вынужденным бегством святого Семейства в Египет, перенести на нашу жизнь, то можно заметить немало параллелей. Когда человек приходит к Богу, искренне обращается к нему, начинает благочестиво жить, соблюдать заповеди, противостоять греху, вдруг на него начинают обрушиваться какие-то сплошные напасти. Тщательно помолился, подготовился к святому Причащению, пришел домой, а тут тебе домашние такой скандал закатили, которого давно не было; съездил молодой бизнесмен на Святую гору, бизнес развалился – и подобных ситуаций, я уверен, любой священник может рассказать великое множество.

http://pravmir.ru/pochemu-bog-dopuskaet-...

14 тысяч святых мучеников-младенцев Вифлеемских Когда царь Ирод осознал, что был обманут волхвами, не показавшими ему путь к тому месту, где находился новорожденный Спаситель и Царь, он в ярости приказал воинам истребить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола, которым не исполнилось еще двух лет. Царь был весьма встревожен появлением на свет Младенца, Чье рождение было предвозвещено столь необыкновенными знамениями и поклониться Которому поспешили такие знатные особы. Ирод счел, что Он будет представлять угрозу его собственной власти, поэтому не колеблясь обрек на смерть множество невинных душ, лишь бы в их числе умертвить Младенца Христа. Царь повелел убить всех детей , рожденных с момента первого появления Вифлеемской звезды, о чем он узнал из рассказа волхвов. Так для матерей колена Вениаминова стало явью ужасное пророчество Иеремии: «Глас в Раме слышен (то есть в пределах колена Вениаминова), плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2: 18). Именно в Вифлееме находится гробница Рахили, которая, казалось, сама восстала в тот день из гроба, дабы разделить скорбь и слезы матерей. Их чада приняли смерть за Христа и вместо Христа и сделались начатком и цветом всех последующих мучеников. Однако Ирод тщетно пытался воспротивиться Промыслу Божию. Праведный Иосиф, заблаговременно предупрежденный ангелом, вместе с Девой Марией и Младенцем уже отправился в Египет. Избиение младенцев стало одним из последних преступлений Ирода. В то время как царь замышлял убийство собственного сына Антипатра , заподозренного им в заговоре, его внезапно постигла весьма странная болезнь. Многие его современники увидели в ней наказание Божие: тело его, как бы снедаемое невидимым внутренним огнем, стало постепенно разлагаться изнутри, становясь похожим на гниющий труп, кишащий червями. Но даже находясь на пороге вечного проклятия, тиран не переставал сеять ужас своими злодеяниями, велев пытать всех своих противников и продолжая подготавливать казнь сына.

http://pravoslavie.ru/58710.html

[ главная каталог по темам каталог по авторам каталог по названиям хронология поступлений ] [ Опубликовано на сайте " Православное чтение " : Zavet.Ru ] Сборник " Спаси и сохрани " : [ < < назад вперед > > к оглавлению сборника ] ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ ПАМЯТИ ВИФЛЕЕМСКИХ МЛАДЕНЦЕВ Протоиерей Дмитрий Смирнов, проповедь Ныне мы празднуем память четырнадцати тысяч святых мучеников младенцев, в Вифлееме избиенных, первых страдальцев за Христа. Они сами не знали, за что страдают, но их уже убили за Него, убили вместо Него: Ирод надеялся, что среди этих детей окажется Христос.      Память вифлеемских младенцев должна особенно почитаться всеми людьми, населяющими нашу страну, потому что нигде в мире не погибает во чреве матери столько младенцев, сколько у нас. Каждый четвертый убитый ребенок приходится на Россию, Белоруссию, Украину. Убивают самых беззащитных - еще не рожденных, находящихся в утробе матери, тех, которые не могут даже пискнуть в знак протеста.      Бывали и раньше на Руси всякие изуверства: старообрядцы некоторых толков, например, топили младенцев. Покрестят, а потом утопят - дескать, крещеный, ангельская душка, к Богу пойдет и мамку вымолит. Но таких случаев известны даже не тысячи - десятки, а сейчас счет идет на миллионы. Наша земля буквально пропитана младенческой кровью.      И страшно даже не только убийство само по. себе, а то, что оно стало обычным делом, к которому все привыкли. Некоторые медицинские кооперативы таким образом просто зарабатывают деньги: убить младенца стоит столько-то. В одну и ту же дверь женской консультации идут и затем, чтобы сохранить, и затем, чтобы убить ребенка. Притом это совершается людьми часто с высшим образованием, которые, может быть, считают себя весьма и весьма просвещенными. Страшно то, что некогда святая Русь превратилась в страну убийц, к тому же убийц, не сознающих, что они творят. Люди стали хуже зверей. Потому что звери обычно убивают не себе подобных, а других: медведь задирает кабана, олень может пригвоздить волка к сосне, а вот ворон ворону глаза не выклюет. У людей же давно, со времен Адама, в обычае убивать друг друга. Каин убил Авеля. Это случилось в первом поколении людей. Но вот до убийства своего собственного дитя надо было еще дойти. И над тем, чтобы воспитать человека, который считает, что убийство младенца - дело не только не ужасное, но нужное и полезное, потрудились многие: и философы, и врачи, и учителя, и политики, и мамы, и папы. Сколько аргументов против дитяти: нужно ведь сначала институт (теперь часто школу) кончить, или замуж выйти, или диссертацию защитить, или просто жизненные условия такие, что, дескать, нельзя иметь детей. Логичней всего, конечно, их убить.

http://zavet.ru/absmirn02.htm

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010