Из стен мастерской вышла плеяда иконописцев рус. эмиграции; среди них - архиеп. Чикагский и Детройтский Алипий (Гаманович), расписавший монастырскую Успенскую ц. и кафедральный собор (Чикаго), иером. Андрей (Эрастов), расписавший собор Александра Невского (Лейквуд), и др. Иконописцы Д. м. расписали Троицкий собор, Успенскую ц. и трапезную мон-ря, Скорбященский собор (Сан-Франциско), выполнили иконостас и икону «Все святые, в земле Российской просиявшие» в синодальном соборе (Нью-Йорк), иконостасы Архангело-Михайловского собора (Патерсон), храма св. прав. Иоанна Кронштадтского (Ютика) и др. Мастерами Д. м. написаны известные в России и зарубежье иконы «Новомученики и исповедники Российские», «Царственные мученики», «Собор Оптинских старцев», свт. Иоанна Шанхайского, блж. Ксении Петербургской, св. прав. Иоанна Кронштадтского и др. Типография В 1918 г. была закрыта типография Почаевской лавры, но впосл. возобновлена бывш. насельником лавры архим. Виталием (Максименко) в основанном им на Карпатах мон-ре прп. Иова Почаевского (Чехословакия). После 1945 г. типография прп. Иова Почаевского была перевезена и в 1947 г. возобновлена в Д. м. В типографии печаталась духовная лит-ра для рус. эмиграции и миссионерская лит-ра на англ. языке. Большое количество духовной лит-ры направлялось и в СССР. Среди книг, выпущенных типографией,- сб. жизнеописаний, составленный протопр. М. Польским , «Новомученики Российские» (1949-1957. 2 ч.), иером. Алипия (Гамановича) «Грамматика церковнославянского языка» (1955), архиеп. Аверкия (Таушева) «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета» (1956. 2 ч.), протопр. М. Помазанского «Православное догматическое богословие» (1963), учебник прот. С. Слободского «Закон Божий» (1967), «История христианской Церкви» Н. Д. Тальберга . В типографии выпускаются периодические издания - «Православная Русь» , «Православная жизнь» (прил. к «Православной Руси»), «Orthodox Life» (с 1950), ежегодный сб. «Православный путь» и «Троицкий церковный календарь», а также офиц. орган Архиерейского Синода РПЦЗ «Церковная жизнь» . Свято-Троицкая ДС

http://pravenc.ru/text/171857.html

Пожалуй главной проблемой, волновавшей православных верующих в Чехии, Словакии и Закарпатской Украине в межвоенный период, была проблема канонической юрисдикции. Уже с 1920 года на территории новообразованного Чехословацкого государства начала свою миссию Сербская Православная Церковь. Архиерейский Собор Сербской Церкви назначил в Чехословакию своего делегата, которому поручалось провести работу по первоначальной организации Православия в этом регионе. Этим делегатом стал будущий священномученик епископ Нишский Досифей (Васич). Именно владыка Досифей сыграл решающую роль в подготовке хиротонии святителя Горазда (Павлика). Однако осенью 1922 года группа православных верующих в Праге вышла из подчинения епископу Досифею и завязала переписку с Константинопольским Патриархом Мелетием IV (Метаксакисом). В результате 2 марта 1923 года Патриарх Мелетий и Священный Синод Константинопольской Церкви издали томос «О создании Православной Архиепископии в Чехословацкой республике», а 4 марта того же года архимандрит Савватий (Врабец) был рукоположен во архиепископа Пражского и всей Чехословакии. Тем самым было положено начало печально известному спору между Константинопольской и Сербской Церквями за право канонической юрисдикции в Чехословакии. К сожалению, проведенные в 1924 году при поддержке государственных властей Чехословакии переговоры между архиепископом Савватием, с одной стороны, и епископами Гораздом и Досифеем, с другой, не привели к урегулированию конфликта. В результате 22 ноября 1925 года общее собрание Чешской религиозной православной общины в городе Ческа Тршебова приняло решение об отказе от дальнейших контактов с Константинополем. На этом собрании председателем общины был избран епископ Горазд. Чехословацкие органы государственной власти подтвердили решения, принятые в Ческой Тршебове. Однако архиепископ Савватий и небольшая группа его сторонников не подчинились постановлениям этого собрания и продолжали подчиняться Константинопольскому Патриархату. Хотя существование в Чехословакии разных церковных юрисдикций и создало временную трудность в деле объединения всех православных в Единую Поместную Церковь, нельзя не отметить труды подчинявшихся архимандриту Савватию выдающихся миссионеров Русской Зарубежной Церкви архимандрита Виталия (Максименко) и епископа (будущего митрополита) Вениамина (Федченкова).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204133...

При отступлении Русской армии в 1915 году Лавра была на короткое время эвакуирована в Могилёв, но уже в 1916 году архимандрит Виталий находился в непосредственной близости от фронта – на подворье в чешском Здолбунове или в имении своей духовной дочери Гринёвой-Мариут в Зозулинцах. В июне 1916 года Почаевская Лавра была освобождена от австрийцев. Вернувшиеся иноки встретили полное разорение: в храмах были устроены конюшни и кинематограф. Троицкий собор, построенный в 1912-1913 гг. в московском стиле, символ русской Волыни, потерпел такой ущерб, что до осени 1917 года в нём не совершались богослужения (5). Часть иноков Лавры была пленена и отправлена в концлагеря Венгрии. Почаевская типография, однако, с Божией помощью продолжала работать и в военное время, выпуская " Почаевский листок " и (издавался с 1886 года в Почаеве) и журнал " Русский инок " (издавался с 1910 года). Период с июля 1916 по февраль 1917 г.г. был относительно спокойным. Россия готовилась к решительному наступлению на силы Четверного союза. В Киевском военном округе сосредотачивались большие массы войск для прорыва за карпатские перевалы и десанта на Балканы. Глава Санкт-Петербургского Славянского Благотворительного общества академик Алексей Соболевский в 1915-1917 годах вёл с руководством чешской общины России и военнопленными переговоры о присоединении их к Православию (6). В этот же период в Министерстве иностранных дел России разрабатывался проект создания независимого Чехословацкого государства, возможно, во главе с Великим Князем из Дома Романовых. К 1917 году Карпато-Русская Церковь уже существовала как единое целое (7). Не было никаких сомнений в том, что Ужгородская округа после победы войдёт в состав России... В феврале всё рухнуло. Потеря Монархии означала, что доселе ведшаяся под священными Кирилло-Мефодиевскими и Свято-Владимирскими знамёнами война за освобождение славянства превратилась в войну лишь за " демократические свободы " . Летом 1917 года состоялось последнее наступление русской армии. Генерал П.Н. Врангель вспоминает, что у адъютанта Л.Г. Корнилова Завойко он видел " сложенные в углу какие-то разноцветные флаги. На мой вопрос, что это такое, он сообщил мне, что армии готовятся к наступлению, что армия генерала Корнилова должна вторгнуться в пределы Галиции. Надписи на замеченных мною флагах – призыв к славянским народам Карпато-России, к восстанию против австрийского ига, к борьбе за свободу, которую несёт им армия русского генерала Корнилова. Надписи были на языках местных галицийских народностей " (8). Но ни знамен, ни освобождения эти народности тогда так и не увидели.

http://religare.ru/2_53428.html

«Раскол можно преодолеть только смиренной молитвой, покаянием и братской любовью ко всем падшим в тяжелое время гонений и заблудшим в настоящее время... Возрождение веры должно начаться с духовного обновления нас самих, с покаяния и очищения нас от греховной нечистоты и самооправдания. Лишь Всероссийский собор, где будет представлены все ветви Русской Православной Церкви, полномочен произнести суд об истории Церкви за все окаянные 70 лет и начертать ее дальнейшие пути. Результатом деяний Собора явится единение в молитве, единение в вере, единение в таинствах, когда причащающиеся из единой Чаши собратья свидетельствуют перед Святым Престолом: «Христос посреде нас, - И есть и будет». Под этим документом и Ваша подпись, значит, это Ваши слова, Владыко. Мы не можем сегодня предрешать все конкретные пути, способы и сроки преодоления раскола, это задача грядущего Четвертого Всезарубежного собора.  Но очень хочется, чтобы мы подошли друг ко другу как можно ближе, чтобы шрамов на теле нашей Церкви осталось как можно меньше. Ваша точка зрения, Владыко, ошибочная. В этом нет ничего страшного, ничего необычного: человеку свойственно ошибаться.  Более или менее ошибочные утверждения встречаются и в творчестве Отцов Церкви.  Самое важное – не коснеть в своих заблуждениях, не противопоставлять себя или свое «согласие» Церкви. Мне кажется, Ваши собратья, иерархи РПЦЗ, давно уже ответили на Ваши призывы к автокефалии, независимости, «инденпенденству». Архиепископ Виталий (Максименко) писал более 50 лет назад: «С прежней твердостью исповедуем наше единство с Матерью Церковью Русской, ныне порабощенной, нашу верность Ее историческому 1000-летнему пути и шлем Ей наше сердечное молитвенные пожелания скорее освободиться от богоборческой неволи. Бескомпромиссно осуждаем сотрудничество современных возглавителей Ее в СССР с безбожной властью. А равно также осуждаем и всякие самочинные автономии, сепаратизмы, индепенденства. Сущность нашей Церкви не разделение и властвование, а хранение Божественной Истины в единстве» .

http://pravoslavie.ru/496.html

Семинария имеет права американского высшего учебного заведения. Главная особенность семинарии в том, что все предметы преподаются на русском языке. Вся программа направлена на то, чтобы воспитать будущих пастырей. Я не застал основателя семинарии архиепископа Виталия (Максименко), но его преемник архиепископ Аверкий (Таушев) был моим ректором. Он всегда говорил, что цель семинарии дать духовное воспитание, привить духовную культуру. Епископ Манхеттенский Гавриил: – В Зарубежной Церкви сохранилось понятие приходской жизни, которое в России было утрачено за годы безбожной власти. Мы выросли за границей и для нас было важно сохранить не только свою веру и свой язык, но и понимание, что мы русские, что у нас великое наследство. И это получилось сохранить только благодаря приходам. Мы не только приходили молиться – мы общались, у нас были молодежные кружки и приходские школы. Мы держались вместе. Я родился и вырос в Австралии в семье эмигрантов и всегда чувствовал разницу между друзьями в английской школе и своими приходскими друзьями. Последние были ближе моему сердцу, они русские, православные. Они могут понять и разделить со мной пасхальную радость. У нас была приходская жизнь, благодаря которой мы сохранили свою веру, свой язык, любовь к России. Мне хочется надеяться, что наша Церковь сможет передать этот опыт России. Протоиерей Серафим Ган, личный секретарь митрополита Лавра: – В Зарубежной Церкви много приходских школ. Наиболее популярные: школа святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Сан-Франциско при кафедральном соборе и школа, созданная трудами протоиерея Серафима Слободского при Покровской церкви в Наяке, близ Нью-Йорка. В каждой учится около 150 учеников. В школах мы заставляем говорить только по-русски, также поступают и родители в семьях. В нашей семье, например, был русский уклад жизни, и нас наказывали за одно нерусское слово. Дома мы занимались русским языком, русской историей, а по субботам посещали эти школы при церквях. Там нам преподавали Закон Божий, язык, историю, культуру, литературу, пение.

http://religare.ru/2_51302.html

Феофила (Пашковского) с управляющим Североамериканской епархией РПЦЗ Сан-Францисским еп. Тихоном (Троицким ; впосл. архиепископ) для обсуждения вопроса о восстановлении церковного единства. 13 сент. того же года Архиерейский Собор РПЦЗ «для облегчения путей, ведущих к восстановлению церковного единства в Америке», снял наложенное им на епископат и духовенство М. о. в 1927 г. запрещение в священнослужении. В окт. в Нью-Йорк прибыл назначенный Архиерейским Синодом управляющим Североамериканской епархией РПЦЗ архиеп. Виталий (Максименко) , к-рый начал переговоры о возможности присоединения М. о. к РПЦЗ. 20-23 нояб. 1934 г. в Кливленде состоялся V Всеамериканский Собор, избравший архиеп. Феофила митрополитом всея Америки и Канады с сохранением титула архиепископа Сан-Францисского. Поскольку митр. Феофил не отказался от неканонично провозглашенной самостоятельности М. о., 5 янв. 1935 г. патриарший местоблюститель митр. Сергий подтвердил наложенное на него и на духовенство М. о. запрещение в священнослужении. В окт.-нояб. 1935 г. митр. Феофил принял участие в Архиерейском Соборе РПЦЗ в Сремски-Карловци. На Соборе были приняты «Временные положения о Русской Православной Церкви Заграницей», в которых утверждалось признание всеми частями Зарубежной Церкви верховной власти Архиерейского Синода РПЦЗ. Согласно решениям Собора в Сремски-Карловци, в состав М. о. должны были войти 2 епархии РПЦЗ в Сев. Америке (4 сент. 1934 решением Архиерейского Синода Североамериканская епархия Зарубежной Церкви была разделена на Нью-Йоркскую и Восточноамериканскую и Сан-Францисскую и Западноамериканскую). В мае 1936 г. в Питтсбурге под председательством митр. Феофила состоялся Собор рус. правосл. архиереев в Сев. Америке с участием епископата М. о. и РПЦЗ, одобривший «Временные положения». Окончательно объединение структур М. о. и РПЦЗ было утверждено VI Всеамериканским Собором в Нью-Йорке 5-8 окт. 1937 г., к-рый принял «Временное положение об управлении Митрополичьим округом в Северной Америке».

http://pravenc.ru/text/2563398.html

Что же в такой назревшей церковной обстановке делать? В сознании своего бессилия и неподготовленности отказаться? Нет! – Когда пожар, не спрашиваешь себя: умею ли я тушить? Когда кто тонет, не раздумываешь: искусен ли я в плавании? – Но бросаешься спасать. Такое сознание неотступного долга вызывает и во мне выраженная чрез Вашу Святыню воля Матери Церкви, чтобы идти мне и отстаивать мир и единство церковное там в Америке. Я чувствую всем существом своим этот долг, хотя и не вмещается в моем разумении: как именно его совершить. И я не рассуждаю о своей неподготовленности, не вспоминаю уже после сего о своих малых «домашних» делах, о грозящих им опасностях. Наш очередной долг – отложив все прочее, отдать все силы на водворение мира в Церкви. Вы, св. Владыки, и Ты, всегдашний мой руководитель, Блаженнейший Авво, о мне рассудили... Вы знаете мое прошлое, мои намерения и попытки, знаете, с чем я сроднился, что составляет мое внутреннее «я» (а ведь выше этого немыслимо вдруг стать), знаете, как крепко я сросся с церковно-народным делом на Карпатах... Если, зная все это, Вы, по представлению моего отныне Кириарха Епископа Тихона, все же судили меня достаточна быти для Епископства в Америке, приемлю, благодарю и нимало вопреки не глаголю. С радостью отдам все оставшиеся силы на умиротворяющую работу в Церкви под руководством моего правящего Архиерея Владыки Тихона. Только, в искреннем сознании своей немощи, прошу и у него, и у Вас, здесь присутствующих Владык руководства и святых молитв, да недостающее моей доброй воле и послушанию восполнит Божественная благодать. 1934 г. 22 апреля. Белград. Факты для установления мира всей Русской Православной Зарубежной Церкви (послание пред поездкой в Америку) Сам Господь мира да даст вам мир. ( 2Coл. III, 16 ). Таким благожеланием приветствую я, наименьший из Епископов, Вас – старейшие Архипастыри, ревностные священники и добрые миряне Русской Православной Церкви в Америке: – «Сам Господь мира да даст нам мир». Желал бы я всею душою и молю Бога со всем усердием, да мир сей и любовь Христианская не останутся только на моем языке, но твердо и навсегда водворятся в Православной Русской Церкви в Америке.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Это говорил тот самый Дубровин, которого недобросовестные, лживые историки превратили в кровожадное пугало! Он в своей речи на траурном митинге утешал скорбящих и разгневанных союзников тем, что виновные в злодействе, даже если им удастся уйти от людского суда, не избегнут кары небесной. В своей речи Дубровин подчеркнул, что не верит, чтобы подобное злодеяние - поднять руку на брата своего - могли осуществить русские люди. А вскоре произошло ещё одно убийство русского патриота. 25 апреля 1906 года рабочий того же Семянниковского завода, один из руководителей заводского отдела Союза Русского Народа, Василий Снесарев шёл по Знаменской улице в центре Петербурга. Ему навстречу двигалась похоронная процессия с революционными песнями. Рабочий-монархист, не стерпев такого глумления над покойным, попытался в одиночку вразумить эту нечестивую демонстрацию. На следующий день он был убит на своём рабочем месте. Ему в спину стреляли. Так революционеры расчищали себе дорогу для господства над Россией. Террор против русских патриотов после взрыва харчевни " Тверь " усилился. Были совершены покушения на видных деятелей Союза Русского Народа: руководителя Одесского отдела графа Алексея Коновницына; председателя Почаевского отдела, настоятеля Почаевской Лавры архимандрита (впоследствии архиепископа) Виталия (Максименко); почётного председателя Тифлисского патриотического общества священника Сергия Городцева (будущего митрополита Варфоломея); одного из организаторов Киевского отделения Союза купца Фёдора Постного и других. Всем им тогда удалось избежать смерти (о. Сергий Городцев чудом выжил после тяжёлого ранения). Но чаще всего жертвами революционного террора становились рабочие и крестьяне. Об этом мало кому известно до сих пор. А между тем, по данным, которые приводил в своей книге " Борьба за правду " присяжный поверенный П.Ф. Булацель (расстрелян ЧК в праздник Сретения Господня в 1919 году), только с февраля 1905 по ноябрь 1906 года, т.е. менее чем за два года, были убиты и тяжело ранены 32 706 человек из простого народа, крестьян, мещан, рабочих.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Это решение записано в принятом Вселенскими Соборами послании Святого Афанасия Великого , архиепископа Александрийского к Руфиниану. Послание сие написано по случаю прекращения гонения поддерживаемых светской властию Ариан на Православных. Арианствующая иерархия при помощи светской власти тогда так же утесняла и насиловала Православных Епископов, как теперь поддерживаемая большевиками московская патриархия насилует нас. Вот выписка из этого правила: «Ведай, господине мой вожделеннейший, яко в начале, по прекращении бывшего (от ариан) насилия, был собор епископов сошедшихся из заграничных стран: был также и у сослужителей в Элладе, равным образом и у находящихся в Италии и в Галлии: и постановлено как здесь, так и всюду, чтобы падшим и бывшим предстоятелями (арианского) нечестия, являти снисхождение кающимся, но не давати им места в клире: а не бывшим самовольными делателями нечестия, но увлеченным нуждою и насилием, давати прощение, и имети им место в клире, наипаче, когда и они принесли достойное веры оправдание, и сие учинено, повидимому, с неким благоусмотрением. Ибо таковые утверждали, что они не совращались в нечестие, но дабы некоторые, соделавшись нечестивейшими, не разстроили церквей, почли за лучшее уступити насилию, и понести бремя, нежели погубити народ. Говоря сие, они, и по нашему мнению, говорили достойное приятия: ибо в извинение себя представляли и Аарона Моисеева брата, который уступил в пустыне преступному требованию народа, но имел извинение в намерении, дабы народ не возвратился в Египет, и не остался в идолослужении. Ибо представлялось вероятным, что пребывая в пустыне, он может престати от нечестия: но вошедши в Египет, усилит и возрастить в себе нечестие. По сей причине разрешено допустити таковых в клир, так как порабощенным и насилие претерпевшим дается прощение». ( Афанасия Александрийского 3-е правило) 1 . 1 Поэтому и мы, объединившись в Русскую Православную Зарубежную Церковь под главенством нашего Первоиерарха Митрополита Анастасия, должны по разному судить о прежнем поведении каждого епископа, находившагося под Большевиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

В этот день 1960 года отошел ко Господу председатель Почаевского отдела Союза Русского Народа архиепископ Виталий (Максименко). Он родился 8 августа 1873 г. в семье диакона под Таганрогом и в миру звался Василием Ивановичем. Образование получил в Екатеринославской семинарии, затем в Киевской и Казанской духовной академии. В Академии принял постриг и был рукоположен во иеромонаха, его духовным наставником и покровителем был знаменитый русский архиерей Антоний (Храповицкий). С 1903 г. в Почаевской Лавре, где организовал выпуск многих патриотических печатных изданий. В годы смуты о. Виталий стал организатором самого многочисленного и одного из самых активных отделов Союза Русского Народа - Почаевского. Пользовался огромной популярностью среди местных крестьян. Организовал банк «Почаевско-Волынский народный кредит», чтобы освободить русское население от финансовой зависимости от евреев и поляков. Принимал активное участие в ряде монархических съездов и совещаний. В 1919 г. был арестован петлюровцами вместе с владыками Антонием (Храповицким) и Евлогием (Георгиевским). В эмиграции жил в Чехословакии и США. Скончался в Нью-Йорке, похоронен в Джорданвилльском монастыре. Сегодня также день памяти балерины, народной артистки СССР, дважды Героя Социалистического Труда Галины Сергеевны Улановой, скончавшейся в 1998 году. Она родилась 26 декабря 1909 г. в Санкт-Петербурге в семье артистов балета Мариинского театра. Одна из величайших танцовщиц за всю историю балета, «обыкновенная богиня», как называл ее Сергей Прокофьев. В балетной школе первым педагогом Галины была мама, впоследствии в 1928 г. она окончила Ленинградское хореографическое училище у знаменитой А.Я.Вагановой и сразу же была принята в труппу ленинградского Театра оперы и балета (позднее Ленинградский государственный театр оперы и балета им С.М.Кирова). Первые выступления Галины Улановой сразу же привлекли к ней внимание критиков, они отметили легкость ее танца, ее лирическое дарование. В танце Галина Уланова не просто демонстрировала техническое мастерство, поражали одухотворенность ее танца, богатство пластических нюансов, пленяла необыкновенная музыкальная выразительность движений, казалось, сама мелодия переходит в движение, зримо воплощаясь на сцене.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/21/pr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010