Сперва он вместе с немногими остался, притом, что большая часть братии уже находилась в Братиславе, столице Словакии. В те дни архиепископу Серафиму удалось пробраться в родную обитель и уговорить Васю и другого Васю, нынешнего архимандрита Флора, насельника Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, присоединиться к уехавшим. Вернувшись в Братиславу, Владыка Серафим послал за ними иеромонаха Виталия (Устинова, † 2006), будущего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, который с разрешения родителей доставил обоих Василиев в Братиславу. Через Германию и Швейцарию, где будущий Владыка Лавр был облачен в подрясник, став послушником, и некоторое время прислуживал Блаженнейшему митрополиту Анастасию (Грибановскому, † 1965), в 1946 году все они благополучно прибыли в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, в США. Этот тяжелый путь не мог не отразиться на душевном состоянии молодого человека. Однако по милости Божией рядом с Василием были двое надежных духовных руководителей: архимандрит Киприан (Пыжов) и архиепископ Виталий (Максименко). Владыка Виталий подарил ему свой портрет с пророческой надписью: " Моему духовному сыну от купели крещения и продолжателю моего служения Православной Церкви и русскому народу... 20 декабря 1946 года " – эти слова, как впоследствии скажет Владыка Лавр, " укрепили меня духовно " . В 1948 года в Свято-Троицком монастыре молодой послушник был пострижен в рясофор. Владыка Виталий (Максименко) постриг его также и в монашество, с именем Лавр, рукоположил во иеродиакона (14 января 1950 года) и во иеромонаха (27 июня 1954 года). Влияние Владыки Виталия на отца Лавра было неустанным и благотворным. " Под его руководством проходило мое духовное воспитание и образование. Благодарю Бога, что дал мне быть на послушании у такого великого подвижника и борца за Православие, каким был приснопамятный архиепископ Виталий " , – вспоминал Владыка Лавр. Неоценимо влияние на Владыку Лавра и самого Свято-Троицкого монастыря. " Я, можно сказать, вырос в этой обители " , – говорил Владыка Лавр. Обе обители – преподобного Иова Почаевского в Ладомирове и Троицкий монастырь в Джорданвилле – как будто слились в его представлении, и последний стал прямым наследником первого.

http://religare.ru/2_63226_1_21.html

По окончании Семинарии он по конкурсному экзамену поступил в Киевскую Духовную Академию, в которой однако на второй же год произошла с ним катастрофа, которая могла испортить всю его жизнь. Он был уволен из Академии с так называемым «волчьим билетом» без права поступления в другое высшее учебное заведение за бунт, который выразился в том, что он отказался снять свою подпись с письменного протеста, который подали студенты с обличением хозяйственных злоупотреблений эконома Академии. Все подписавшие эту жалобу под угрозой начальства быть уволенными из Академии сняли свои подписи, а он один отказался это сделать и «в назидание прочим» был таким жестоким образом уволен из Академии якобы за бунт с аттестацией «революционера». Уйдя из Академии, он пытался поступить учителем в церковно-приходскую школу, но ему, как «революционеру», в этом отказали. С трудом ему удалось устроиться в запущенную, стоявшую с разбитыми окнами министерскую школу в глухом селе Прядивка с жалованьем 120 рубл. в год и с питанием от крестьянских домов по очереди, как питались сельские пастухи. Однако о Прядивке у владыки Виталия сохранились трогательныя воспоминания. «Я отдался учебе со всем молодым жаром, и дети полюбили меня: прибегают рано утром и до позднего вечера сидят у меня. Матери приносят им еду в школу, а очередная и мне... и приговаривают еще: «вот, спасибо вам, панычику, что так заохотили при себе наших хлопцев, теперь у нас по хатам без них тихо, а раньше удержу не было от них»... Владыка проучил в этой школе всю зиму и так поднял ее, что ее перевели для его преемника в обычный разряд школ с жалованьем 300 рублей в год. Между тем о несчастии молодого студента Максименко, о несправедливом и жестоком изгнании его из Киевской Академии узнал молодой ректор Казанской Духовной Академии епископ Антоний (Храповицкий) , по настоянию которого Максименко был вызван в Святейший Снод к обер-прокурору Победоносцеву, и ему было разрешено поступить в Казанскую Духовную Академию. В Казанской Академии в это время господствовал новый дух владыки Антония, располагавшего студентов к принятию монашества и священного сана, под это влияние подпал и Максименко.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Вашему попечению Самим Господом Богом вверена забота не только о душах Ваших пасомых, но и о всем том, что может содействовать их материальному благосостоянию (...) Разъясните же Вашим прихожанам всю громадную пользу своей русской народной лавки, где бы они могли во всякое время достать необходимый им товар, вполне доброкачественный и по дешевой цене, без обмера, обвеса и всякого надувательства. 16 В 1906 г. во время революционных событий о. Виталий обличал революционеров и удерживал народ от поджогов. Член IV Государственной Думы В.В. Шульгин свидетельствовал, что ни «одного еврейского погрома, несмотря на его горячие речи, призывавшие к борьбе с революцией, на совести у архимандрита Виталия не было (...), как вообще не было ни одного насилия». 17 В 1907 г. о. Виталий закупил в Сибири 75 вагонов хлеба для голодавшей Волыни, а в следующем 1908 г. он содействовал переселению членов Союза Русского Народа на плодородные забайкальские и приамурские земли. 18 К концу Первой мировой войны о. Виталий был назначен духовником в действующую армию и самоотверженно разъезжал по окопам вдохновляя солдат. В одну из таких поездок ему стало плохо, и он несколько недель пролежал без сознания. Узнав об отречении императора архимандрит Виталий прибыл в царскую ставку в Могилев, с тем чтобы умолять государя взять свое отречение назад. Но к свиданию допущен не был. 19 В январе 1918 он сослужил в Киеве новому священномученику Владимиру за несколько дней до его кончины 20 . В мае того же года он принимает участие в тайном монархическом съезде в Киеве. 21 В марте 1919 г. архимандрит Виталий был арестован представителями Петлюровской директории и заключен в униатский базилианский монастырь в Бучаче. Архиепископ Евлогий Волынский находившийся вместе с ним в заключении вспоминал, что отношения с монахами складывались великолепно, «если бы не враждебное отношение к католичеству архимандрита Виталия. Он затевал с монахами споры, обрушивался на них, называя еретиками, отступниками... и как-то раз в запальчивости заявил: „Ваше причастие пища демонов...“». 22

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Укрепляло то, что рядом с Василием были двое надежных духовных руководителей – архимандрит Киприан (Пыжов) и архиепископ Виталий (Максименко). Владыка Виталий подарил ему свой портрет c надписью: «Моему духовному сыну от купели крещения и продолжателю моего служения Православной Церкви и русскому народу… 20 декабря 1946 г.». В 1947 году в Свято-Троицком монастыре владыка Виталий постригает молодого послушника в рясофор, а 19 марта 1948 года – в мантию с наречением имени в честь святого мученика Лавра. Затем владыка рукополагал во иеродиаконы (14 января 1950 г.) и во иеромонахи (27 июня 1954 г.). «Под его руководством проходило мое духовное воспитание и образование. Благодарю Бога, что дал мне быть на послушании у такого великого подвижника и борца за православие, каким был приснопамятный архиепископ Виталий», – вспоминал владыка Лавр. Владыка Виталий своим завещанием оставил владыке Лавру драгоценный и памятный наперсный крест, полученный им от Союза русского народа. О его значении владыка Виталий высказался однажды так: «Из всех церковных предметов, которыми я владел в течение моей церковной службы, сохранился у меня, как самое дорогое, наперсный крест, поднесенный мне, архимандриту, от Волынского союза русского народа. Я им особенно дорожу…». И неоценимо влияние на владыку Лавра самого Свято-Троицкого монастыря. Две обители – преподобного Иова в Ладомирове и Троицкий монастырь в Джорданвилле – словно слились в его представлении. В 1954 году он успешно окончил Свято-Троицкую духовную семинарию. Выделяясь среди других студентов семинарии своими способностями, отец Лавр еще до окончания полного семинарского курса (в то время был шестилетний курс) вел преподавание некоторых общеобразовательных предметов на младших курсах, а по окончании стал преподавателем Ветхого Завета и Патрологии. 2 июня 1958 года отец Лавр был награжден золотым наперсным крестом, а 6 сентября следующего года – возведен в сан игумена с возложением палицы. Распоряжением Блаженнейшего Митрополита Анастасия в 1960 году он был назначен на должность инспектора семинарии. Одновременно в течение ряда лет он исполнял в монастыре послушания секретаря духовного собора и заведующего книжным складом и экспедицией монастыря. 21 ноября 1963 г. награжден крестом с украшениями, а 17 апреля 1966 г. возведен в сан архимандрита.

http://pravoslavie.ru/36530.html

Иова Почаевского Джорданвилле в Америке, где тесно общался с владыкой Лавром, руководителем этого братства. Я просто обязан рассказать о той любви и сердечности, с которой монахи зарубежной церкви относились к издательскому делу. Сначала архиепископ Виталий (Максименко) перевез типографию из Почаевской лавры, когда наступала Красная армия, в Ладомирово (Словакия), а потом в Мюнхен. И лишь затем типография переместилась в Америку. В 40-60-е годы не было ни одной типографии в России, которая издавала бы богослужебные книги на церковно-славянском языке: Закон Божий, молитвословы, книги для церковного пения, святоотеческую литературу. Трудами небольшой горстки монахов, которые, не жалея своих сил, издавали православное слово, сохранилась в типографии прп. Иова Почаевского печатная традиция. После прибытия в Америку под руководством владыки Виталия (Максименко) будущий митрополит Лавр работал в типографии на разных послушаниях и досконально знал все печатное дело. Традиции печатного братства свято хранились и передавались монахам обители. Выходцем из Джорданвилльской школы является сейчас широко известный в России игумен Герман (Подмашенский). Мне посчастливилось бывать в горах Калифорнии, где два монаха - отец Серафим (Роуз) и отец Герман (Подмошенский) начали издавать для Америки журнал «Православное слово». В Америке, благодаря подвижникам, благодаря православной книге, растет авторитет веры православной среди американцев. Православные верующие в Америке занимают третье место после католиков и протестантов. То есть интерес к Православию огромный, благодаря книге. Два года я видел, как семинаристы, монахи тщательно относятся к работе в типографии, к изданию православной книги, как на русском языке, так и на английском. Несение печатного Слова Божия - это удивительная традиция Печатного братства прп. Иова Почаевского. Бережное отношение к печатному слову привил мне приснопоминаемый владыка Лавр. Это что касается небольшого моего опыта работы в типографии и в редакции журнала «Православная Русь».

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/20/...

В 1956 году Ответ Митрополита Анастасия был переиздан Свято-Троицким монастырем. На те же темы писал и приснопамятный Архиепископ Виталий (Максименко) в своем труде «Мотивы Моей Жизни». Архиепископ Андрей, (о. Адриан), называл Русскую Зарубежную Церковь временно самоуправляющейся Епархией Русской Церкви. Святитель Иоанн Шанхайский писал: «Русская Зарубежная Церковь духовно не отделяется от страждущей Матери Церкви. Она возносит за нее молитвы, хранит ее духовные и вещественные богатства и в свое время соединится с Нею, когда исчезнут причины, разъединившие их.» Это же писали и многие другие Архипастыри, пастыри и авторы статей в церковной печати. От них и мы, будучи сознательно в Церкви с 1945 года, восприняли понимание о временности независимого существования Русской Зарубежной Церкви до освобождения России от коммунистической власти. Призывы приснопамятных Митрополитов Анастасия и Филарета о воздержании от даже бытового общения с представителями Московской Патриархии относились к периоду 60-70 годов, когда Советская власть стала использовать Церковь на международной арене. И совершенно прав был Митрополит Виталий, когда он говорил что безблагодатность Церкви в России мы утверждать не смеем, но действия священнослужителей, исполняющих волю безбожников во вред Церкви, конечно, безблагодатны. В 1991-м году коммунистическая власть пала и тоталитарное Советское государство перестало существовать. Пережитки советского мышления и, даже, государственного устройства конечно еще остались, но страна и Церковь в России считают и чувствуют себя свободными, и нет партийно-идеологических препятствий для церковного общения. Следовательно, с падением советской власти и прекращением террора в 1991 г. окончился и период Благословений Св. Патриарха Тихона и Архипастырей Основателей Русской Зарубежной Церкви. Путь, отмеченный вышеперечисленными Вехами, стал исподволь изменяться со времени тайного (и канонически сомнительного), рукоположения епископа Варнавы около 1984 года, и введения новой идеологии, по существу русофобской, в результате которой под видом восстановления Архиерейства Катакомбной Церкви стали создаваться новые, «зарубежные» церковные образования на территории России. Старая Катакомбная Церковь, до того почитавшаяся как церковь истинных исповедников, скоро была забыта. Новая идеология, говорила о том, что Русская Зарубежная Церковь является единственно истинной Церковью, несущей восстановление Церкви в России. Это повело к чуждому противостоянию между Русской Зарубежной Церковью и Церковью-Матерью, а затем и к странному поведению ряда Архиереев внутри самой Русской Зарубежной Церкви, сначала в России, а теперь и за рубежом. Сейчас, когда они выбыли из Зарубежной Церкви, создав собственные церковные организации, у Русской Зарубежной Церкви появилась возможность и свобода возвращения на путь, благословленный Святейшим Патриархом Тихоном и Её приснопамятными Основателями Первоиерархами и Архипастырями.

http://pravoslavie.ru/5225.html

Только эти две ---Русская Мать и Русская Дочь ! Поэтому на Владыку Николая Господом, Его Матерью, всем Апостольским и святительским Вселенским Небесным Собором возлагается величайшая ответственность нести тяжелейший Крест Христов церковнаго управления только с первосвятительским достоинством, " цело, здраво, долгоденствующе, право правящего слово Истины " . Это очень нелегкий и труднейший подвиг ----несение Креста Господня по управлению целой Церковью, епархии и приходы которой раскинуты по всему планетарному миру ! Посему в постоянную помощь Владыке Николаю должны всегда приходить великие святители Зарубежной Церкви, создавшие ее и сохранившие для последующих руководителей и поколений. Это --Святитель Иоанн Шанхайский, Первоиерархи митрополиты Антоний, Анастасий, Филарет, Виталий, Лавр и Иларион, славные архиереи Виталий Максименко, Аверкий Таушев, Никон Рклицкий, Серафим Иванов, Даниил Александров, Алипий Гаманович, и многие другие славные деятели Русской Зарубежной церкви, к молитвенной предстательской помощи всегда будет прибегать новый Первоиерарх.. Пусть Русская Православная Церковь Заграницей при новом Первоиерахе всегда остается ПОСТОЯННЫМ СПАСИТЕЛЬНЫМ ДОМОМ . " для всех труждащихся и обремененных " ! С избранием Вас, дорогой Владыко Николай ! написал 3 -три небольших статейных биографических очерка в общероссийской и епархиальной прессе. Владыка Иероним, 75 летний старец, по рождению, чистый англо--американец, бывший англиканин, перешедший в юном возрасте в Святое Православие. Владыка очень много хорошего и ценного сделал для Русской Зарубежной Церкви, как о нем пишут в переписке официальные представители Московской Патриархии. Владыка--первый по национальности англо--американец-епископ РПЦЗ МП после воссоединения РПЦЗ с МП. Он стал епископом в 62 года, в точности как по древним канонам, пройдя громадный жизненный путь и приобретя большой опыт священнослужения в РПЦЗ. Он обязан своим епископством покойным Патриарху Алексию-2 и Первоиерарху РПЦЗ митрополиту Илариону (Капрал).

http://ruskline.ru/opp/2022/09/16/episko...

В то время, когда созыв Собора в Чикаго был уже назначен, митрополит Феофил неожиданно выпустил оповещение, в котором заявил о том, что условия, предложенные Московской Патриархией, являются для него неприемлемыми, и призвал свою паству к сохранению существующего положения. Для выяснения церковно-общественного мнения по данному вопросу митрополит Феофил решил созвать собрание клириков и мирян Нью-Йоркского и Нью-Джерсийского округов с постановкой на нем вопроса о существующем положении. В свою очередь архиепископом Алексием было выпущено обращение к архиереям, клирикам и мирянам Североамериканской митрополии, в котором разъяснялась позиция Московской Патриархии, а также вся история самих переговоров. Собрание клириков и мирян Нью-Йоркского и Нью-Джерсийского округов показало, что значительная часть клириков и приходов высказалась за немедленное безусловное воссоединение. Председательствующему на собрании архиепископу Виталию (Максименко) не удалось провести подготовленной резолюции, благодаря чему собрание разошлось, вообще не приняв никаких решений . Накануне Чикагского Архиерейского Собора архиепископ Алексий еще раз попытался вступить в переговоры с митрополитом Феофилом с тем, чтобы урегулировать создавшееся положение. Однако последний на эти переговоры не пошел . Большой архиерейский собор русских православных епископов, заседавший в Чикаго в течение трех дней, завершил свою работу 19 декабря 1945 года. Доклад архиепископа Алексия (Сергеева) был заслушан на второй день заседаний. К участию в самих заседаниях патриарший представитель допущен не был. Итогом Собора стало решение о созыве Всеамериканского Церковного Собора в 1947 году, на котором должен был быть поставлен «наиболее острый вопрос о возобновлении отношений с Российской церковью» . 12 января 1946 г.Патриарх Алексий телеграфирует в США: «…отсрочка Собора на 1947 г. свидетельствует, по-моему, о желании м[итрополита] Феофила и иже с ним протянуть время, а там-де «даст Бог дело покажет, в какую сторону действовать…» Такой маневр нам не нравится» .

http://bogoslov.ru/article/2645390

Владыку Лавра я знаю с 1957 года. Он тогда только что получил игуменство. Моя матушка обратила внимание, что он был черный как цыган. Да он иногда сам шутил, что он " цыган " . В то время в семинарии он преподавал литургику и патрологию. В монастыре тогда были трудные условия, и о. Лавр всегда оказывал мне лично помощь и поддержку. Раньше в монастыре когда рукополагали диаконов и священников, то очень строго следили за тем, как новорукоположенные совершают богослужения. Теперь это почему-то в большей степени утеряно. Я помню, как игумен Лавр помогал мне после моего рукоположения, как он меня наставлял. Я явно ощущал, как о. Лавр духовно переживает литургию, начиная с самой проскомидии, и этот пример благоговения и страха Божия остался у меня на всю последующую жизнь. Настоятель Cbяmo-Bлaдuмipckoro храма-памятника в Джаксоне (штат Нью-Джерси), протоиерей Борис Киценко: У меня великая радость на душе. Наша семья знает митрополита Лавра 51 год – мы ему верим и будем идти за ним. Сейчас очень трудное время. Но, как-никак, владыка Лавр верный ученик приснопамятного архиепископа Виталия (Максименко) и он имеет с ним тесную духовную связь и мы желаем, чтобы новый митрополит Лавр вел нашу Церковь, как она шла. Протоиерей Лазарь Костур (Сербская Православная Церковь): Мне трудно выразить свои чувства в сегодняшний день. Владыка митрополит Лавр излучает любовь. Его речь на трапезе потрясла мое сердце. Все сегодняшние речи и приветствия были пронизаны любовью и искренностью. Я верю, что дух любви, который свойствен новому митрополиту, перейдет и в церковную жизнь. Те люди, которые плохо знают владыку Лавра, после более тесного общения с ним, почувствуют эту любовь и поймут, что Сам Господь его избрал возглавлять Церковь в настоящее время. Владыка Лавр был моим учителем и моим воспитателем, и я ему всю жизнь буду весьма благодарен. У меня такая радость, что я смог быть на его настоловании и на сегодняшней праздничной трапезе. Я молюсь и буду молиться, чтобы Господь дал владыке митрополиту Лавру силы перенести все скорби. В Церкви и раньше бывали подобные скорби, и Она всегда их преодолевала.

http://religare.ru/2_63177.html

Еще со времен Австро-Венгрии Подкарпатская Русь находилась в юрисдикции Сербской Церкви. Известные тогда политические условия -погром Православия в России, не позволили тогда ставить вопрос о переходе в подчинение Русской Церкви и съезд решил остаться в сербской юрисдикции, ибо Сербская Церковь наиболее близка Русской, ее тогдашнее руководство - выпускники российских духовных школ, в Сербии также располагалася центр русской церковной эмиграции. Ее лидер митрополит Антоний (Храповицкий) серьезно помогал карпатороссам - на Пряшевскую Русь был отправлен знаменитый миссионер архимандрит Виталий (Максименко), бывший до революции руководителем типографии Почаевской лавры. Он основал монастырь св. Иова Почаевского на Пряшевщине, пригласил туда старцев с Валаамского монастыря, начал издавать газету " Православная Карпатская Русь " , ставшую потом официальным изданием Русской Зарубежной Церкви " Православная Русь " . Также Подкарпатской Руси помогала знаменитая Битольская духовная семинария в Сербии, в частность такие ее выдающиеся представители, как архиепископ Иоанн Максимович и знаменитый сербский богослов Иустин Попович, который некоторое время миссионерствовал на Пряшевщине. Подкарпатская Русь приняла у себя около 11 тыс. русских белых эмигрантов. Естественно, возрождение Православия вызвало недовольство его противников и ими был инспирирован раскол. Его организатором выступил Константинопольский патриархат, который после внутрицерковного переворота, организованного откровенно антихристианскими политическими силами в начале 1920-х годов, стали называть не иначе как " троянским конем православного мира " . Иерархи, пришедшие к власти в этом патриархате в результате этого переворота - Мелетий (Метаксакис) и его последователи, сторонники реформации и экуменизма, прославившиеся поддержкой советских " обновленцев " и жестокими гонениями на Валаамских монахов, не признававших катастрофических для Церкви нововведений, в противовес Сербской Церкви назначает на Карпатскую Русь епископа Савватия (Врабеца).

http://pravoslavie.ru/put/sv/archimalexi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010