Иногда посредством наказания Бог ограничивает возможность грешника грешить так, как он грешил до наказания. Например, в результате наказания Богом царя Навуходоносора, тот был временно отлучен от управления царством: «и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него – как у птицы» ( Дан.4:30 ). Божие наказание священник Алексий Потокин – Фактически это вопрос о том, как Бог относится к нам. Бога мы находим душой. Она чувствует в Нем свое, родственное. Начальные слова Священного Писания подтверждают это: Господь сотворил человека по образу и подобию Своему. Подобное радуется подобному. Благодаря нашей соприродности Творцу, мы ищем Его и не можем быть счастливы без Него. В природе человека заложена некая неполнота. С одной стороны, мы созданы для блаженства – совершенно такого же, каким живет Господь. – А с другой? – Человек должен искать Его, выбрать. На свете много кумиров, соблазнов. Найти самое-самое – нелегко. Признаком здоровья человека является алкание и жажда. – Алкание – голод. Хочешь есть и пить – значит, здоров. – Когда душа желает полной взаимности, совершенства – это вечное алкание и жажда. Если они благочестны, то душа насыщается. Даже больше, чем мы ждем. – Слово «благочестие» встречается в книгах афонского старца Паисия. Но точный смысл его мне не ясен. – Это понятие высокое. Но я его немножечко приземлю. Есть лукавые, хитрые пути. Есть нетвердые, неверные, с изменой. Можно добиваться чего-то, употребляя некое насилие. А Евангелие указывает нам путь просьбы. Ни в коем случае – не требования. И он должен сопровождаться уважением свободы другого, желанием благодарить, забывать себя. Если эти условия хоть в малейшем не соблюдаются, то полноты и совершенства не будет. – Таков благочестный путь? – Да. Наша жизнь – это поиск забытых, утраченных возможностей находиться в Раю. Немыслимо быть в Царстве Небесном, если душа живет только земным, правда? – Безусловно. – Даже в хороших условиях человек испытывает некое томление. И когда совершает ошибки, переживает их как боль, утрату. Если душа жива, путь благочестен, то совесть подсказывает: никто меня не мучает специально, я сам виноват в том, что утратил благо.

http://azbyka.ru/nakazanie

Я – одиннадцатый ребенок, и, в принципе, я не видел, как росли мои старшие братья и сестры, но по делам их я вижу, что родители всегда очень любили и любят нас, и, конечно, мы всегда можем в родителях найти помощь, поддержку. Сергей с женой и дочкой Вот мне хотелось бегать, не слушаться, много чего – кричать, прыгать, носиться, драться. Стандартный набор. Потом, со временем, я понимаю: ну, как-то не очень нормально кричать, например, постоянно. Не очень нормально бегать. Просто многим людям это приходит в голову достаточно рано, наверное, а мне пришло довольно поздно. Но пришло. Детям я всегда говорил: «Я тебе верю!» Очень важно говорить с ребенком в подчеркнуто уважительном тоне. Общаться с ним, исходя из того, что он невиновен, тогда получается колоссальная свобода маневра. Я детям говорил: «Я тебе верю! Если б я тебе не доверял, я что, должен устраивать слежку, допросы, очные ставки? Если ты говоришь так, значит, так». И такое доверие очень мотивирует детей. Ольга: Всегда было понимание, что меня поддержат, какую бы оценку я ни принесла и какой бы выбор я сейчас ни сделала. Мне помогут, мне посоветуют. Если я придумаю какую-нибудь ерунду, мне с уважением к моей личности объяснят, почему именно лучше обдумать свое решение снова. Никогда никто ни на кого не давил, что ты должен пойти туда, ты должен сделать то-то, выбрать то-то, нет. Ольга Иван: Папа здорово умеет преодолеть любую конфликтную ситуацию, но если при этом там есть его доля вины, то может прозвучать: «Простите, я здесь был не прав». Я видел это и с другими, и сам знаю. Как-то в шутливой толчее папа хлопнул по спине одного из ребят, нашего товарища, получилось очень энергично. И тот обиделся. Папа перед ним извинился: «Ну, прости, пожалуйста, я не рассчитал, виноват». Надо сказать, ситуация быстро разрешилась, папа предложил ему хлопнуть его в ответ. Это было сделано, с одной стороны, с искренним участием и извинением, а с другой стороны, с юмором, позволяя сохранить этому парню лицо, потому что ему было до слез обидно.

http://pravmir.ru/protoierey-aleksandr-i...

Одна женщина в момент приступа искренности (женщины, когда они искренни, поражают!) мне говорит: «Батюшка, многое из того, что творится у нас дома, зависит от меня. Если со мной все в порядке, все отлично. Если у меня есть проблемы – с нервами, мои собственные проблемы, гормональные, психологические и пр., – пусть ко мне лучше никто не приближается! Никто! И никто не трогает!» Мучитель или благодетель? Преподобный авва Дорофей А у святого Дорофея ближний, о котором ты говоришь, что он виноват, выводит тебя из себя, портит тебя жизнь, – этот ближний на самом деле знаете кто? Знаете, как он его называет? Благодетелем! Потому что он помогает, чтобы из тебя вышло и стало явным то, что ты прячешь в себе. Какой трудный ты сам, какие у тебя нервы (иначе бы ты их не показал)! А если у тебя крепкие нервы, то что бы ни происходило рядом, тебя это не выведет из себя. Как когда ты очень счастлив, например, в день свадьбы, то что бы тебе ни говорили, ты только радуешься, и все проблемы растворяются в океане этой радости, и никто не может тебя смутить. Но когда у тебя самого есть проблема, может, это давняя проблема, внутреннее раздражение, – тогда ты вспыхиваешь и обрушиваешься на другого. От этого тебе становится ещё хуже. Я не знаю, помните ли вы историю из Патерика о монахе, который отдавал Богу душу, и вокруг него собрались другие? Был среди собравшихся и тот, кто при жизни глумился нам ним: выливал помои возле его келии, оставлял его одежду по несколько дней жариться под палящим солнцем, обижал, клеветал и пр. И когда умирающий монах увидел обидчика, того, кто делал его жизнь очень трудной, он воскликнул: «Отче, дай мне твою руку!» Он протянул ему руку, умирающий поцеловал её и говорит: «Я хочу поблагодарить тебя, потому что если сейчас у меня есть надежда увидеть Бога, этим я обязан тебе». Тот был шокирован: «Я сделал твою жизнь такой трудной! Я очень мучил тебя, прости!» – «Нет, отче, не переживай! Все, что ты делал, это позволил Бог. Это было ради моего блага. Помнишь тот день, когда ты высыпал мусорное ведро возле моей двери? В тот день я вошел внутрь и чуть не лопнул от своего эгоизма, но потом я заплакал перед Господом – так ты научил меня плакать. Я благодарю тебе за это. А помнишь, в другой раз ты оклеветал меня? И научил меня прощать. Ты научил меня молиться. Без тебя я не знал бы, что такое настоящая молитва! Трудности твоего характера послужили мне на благо. Ты – мой благодетель!»

http://pravoslavie.ru/111657.html

Другой вопрос, что человек, являясь неофитом , стремится сразу исполнить все и вся и нередко начинает оцеживать комара, пропуская при этом верблюда. Христианин все-таки больше ориентируется на дух, а не на «букву». А если мы делаем ставку только на «букву», то здание, построенное на «букве», рухнет с грохотом. Церковные «верблюды» и «комары» – Какого «верблюда» может пропустить человек, который поймал всех «комаров», стал внешне благочестив и соблюдает все церковные предписания? – «Верблюда» лицемерия и фарисейства, например. Человек пришел в храм какое-то время назад, не вчера и не позавчера. Он уже освоился и ревностно соблюдает все традиции, все заповеди и посты и начинает смотреть на людей вокруг с осуждением: ято здесь, Господи, пощусь, читаю правило, читаю Писание, я не таков, «якоже прочии человецы». Он забыл, что в его жизни тоже был долгий период без Церкви. Это и есть «верблюд». «Верблюд» постоянного сравнивания себя с другими людьми и укорения ближних в том, что они не такие, как мы. – Может ли быть таким «верблюдом» нежелание, как вы выразились, положить руки на штурвал своей жизни? – Может. Некоторые люди, приходя в Церковь, с большой охотой готовы переложить ответственность за свою жизнь на кого-то другого: на духовника , на члена общины. Если что-то плохо, то это ты отвечаешь, ты виноват. А между тем, главную ответственность за свою жизнь несем мы сами. И прежде чем принести и бросить все к ногам другого человека, нужно понимать, что ответственность за твою жизнь с тебя никто не снимал. Тем паче, что это не ситуация с монашествующими, где речь идет об отсечении своей воли. Если человек остается мирянином, то у него всегда будет присутствовать своя воля. Как писал свт. Игнатий (Брянчанинов) еще в XIX веке, сегодня духовничество выражено в жизни по совету. Не по строгой команде, не по жесткому руководству, а по совету. Следовать ли этому совету, решаешь ты сам. И если ты не доверяешь этому человеку, то какой это для тебя духовник? И потом, по слову Иоанна Лествичника , прежде чем вручить себя в руки духовнику, ты должен присмотреться к нему. Прежде чем ты доверишь ему хотя бы одну руку положить на штурвал твоей жизни, ты должен узнать, не является ли он сам неискусным рулевым. Ты ему доверял как кормчему, а он и не знает, куда плыть.

http://azbyka.ru/way/polozhit-ruki-na-sh...

Ни скромный, честный и наблюдательный автор предлагаемых Воспоминаний, далекий, впрочем, по своему положению от всяких интриг и «гнусностей», никто другой из придворных, в интригах не замешанных и к ним не причастных, как благородные кн. Волконский, ген. Татищев, Боткин, баронесса Буксгевден, Гендрикова и чтица Е. А. Шнейдер и мн. др., и представить себе не могли, что вокруг и около трона идет такая вакханалия, которая, как справедливо замечает В. Гурко, должна была привести к «крушению русской государственности при том нравственном разложении правящего слоя, которое столь ярко выявила распутинская эпопея» (стр. 123). Но эта сторона естественно находится вне поля зрения А. А. Волкова, записки которого тем и ценны, что не судят, не мудрствуют лукаво, не «обвиняют и не защищают», не врываются в исторический процесс, а только передают, что видел и слышал их автор, оставшийся преданным и привязанным к тем, которым служил верой и правдой вплоть до самопожертвования. В этом и заключается главное достоинство настоящей книги. Поэтому она и является вкладом в историю нашего времени, как ценный, правдивый, бесхитростный документ, относящийся к эпохе двух последних царствований.  Его показание будет принято будущим историком нашего времени в числе других авторитетных свидетельств (незаконченное расследование о Распутине в Государственной Думе по инициативе А. И. Гучкова; След. Ком. Врем. Правит., Воспоминания М. В. Родзянко, В. Пуришкевича и др.). Наиболее интересными в этом отношении являются последние, недавно вышедшие книжки В. И. Гурко (Царь и Царица) и кн. Ф. Юсупова (Конец Распутина). Можно соглашаться или не соглашаться с характеристиками, оценками и заключениями этих авторов, их отношением к лицам и событиям. Но ценен в их книжках главным образом фактический материал: 1) попытка В. Гурко привести в систему сведения, факты, имена всего ансамбля эпопеи, вошедшей уже в историю под общим именем распутиновщины; 2) почти исповедь Ф. Ф. Юсупова. Гурко прямо ставит вопрос: кто больше виноват в распутиновщине, – Царь и царица, или среда, в которой распутиновщина могла родиться и вырасти. И сам же, как мы видели, решает вопрос: виновата главным образом среда... «В особенности – поясняет он –вреден и в особенности преступен был не Распутин, а та среда, которая его восприняла из неудержимого желания, per fas et nefas, либо разыгрывать политическую роль, либо проникнуть к власти, либо достигнуть почестей и материальных благ». (Читатель не посетует на нас за повторение этой цитаты).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не искать виновного, а спасти семью Если ты хочешь, ты получишь пользу от всего, что тебе делают твои ближние Если ты хочешь, ты получишь пользу от всего, что тебе делают твои ближние. Если у тебя все хорошо (в уме, в душе, ты твердо идешь дорогой веры), тебя никто не побеспокоит. Так было со Христом: Он общался со всеми – странными, своеобычными, грешными, – а Сам от них не претерпел никакого вреда. Не потому, что Он был Бог, но потому, что Он Сам был океаном покоя, тишины, блаженства. Его не беспокоило ничего. А нас беспокоит всё. Все нас беспокоят. Когда я вижу людей, довольных и удовлетворённых своей жизнью, мне хочется поцеловать им руку. Большинство же из тех, кого я встречал, имеют жалобы на что-то, их что-то всегда беспокоит, что-то им не нравится. Светит солнце. Они: «Уф, умереть от жары можно – ну и погодка!» Облака на небе. Они: «Теперь все сгниет и заплесневеет от этой влажности и сырости!» Движение на дороге, или нет машин – всё им не так! Один прихожанин зашел в алтарь во время службы, чтобы остаться со мной один на один и сказать что-то о своей жене. Я знал об этом и говорю: «Ну, что случилось? Я должен сейчас произносить ектенью...». – «Батюшка, я не знаю, что мне делать. Что бы я ни сделал дома, я всегда виноват!» Конечно, не только женщины поступают так, но вы же сами знаете, как обстоит дело в семьях... Беседа заканчивается, подходит ко мне одна дама: «Почему вы всё время о нас говорите?» – «А о ком мне говорить? Я отвечаю на ваши вопросы!» – «Неужели мой муж совсем не виноват?» – «Конечно, виноват. Но он принимает на себя зачастую намного больше!» Наша цель не найти виновного, но спасти семью, спасти брак! Женись не на церковной, женись на покорной Мы тут все церковные люди, вопрос в том, а Бог признает в нас христиан? Приходит ко мне юноша: «Я хочу жениться на девушке, но она не очень церковная». Не скрою, я вздохнул облегченно. Но вслух говорю: «Что ты имеешь в виду? Она не православная?» – «Православная. Но она не проводит все воскресения в церкви, для неё есть и другие занятия». Я спрашиваю: «Она хороший человек?» – «Да, в остальном она очень хорошая девушка». – «Приведи мне пример, чтобы я понял лучше, какая она!» – «Мы собирались в кино, потом мне расхотелось, я говорю: я не хочу в кино, лучше посидим в кафе». Она: Пойдем, главное, что мы вместе”. Другой раз собирались к маме на обед, в последний момент мама перенесла на пораньше, и она пришла раньше. Покладистый человек, – говорит он, – без причуд». – «Это замечательная девушка! Женись на ней!» Он снова за свое: «Она же не очень церковная». «Женись, – говорю, – таких девушек, как ты мне описал, в Церкви я не встречал!»

http://pravoslavie.ru/111657.html

Не проникал до сердца яд, Тогда я был бы виноват. Но всех равно влечет судьба: И под одеждою раба, Но полный жизнью молодой, Я человек, как и другой. И ты, и ты, слепой старик, Когда б ее небесный лик Тебе явился бы во сне, Ты позавидовал бы мне; И в исступленьи, может быть, Решился б также согрешить, И клятвы б грозные забыл, И перенесть бы счастлив был За слово, ласку или взор Мое мученье, мой позор!.. Орша Не поминай теперь об ней; Напрасно!.. у груди моей, Хоть ныне поздно вижу я, Согрелась, выросла змея!.. Но ты заплатишь мне теперь За хлеб и соль мою, поверь. За сердце ж дочери моей Я заплачу тебе, злодей, Тебе, найденыш без креста, Презренный раб и сирота!.. Арсений Ты прав… не знаю, где рожден! Кто мой отец, и жив ли он? Не знаю… люди говорят, Что я тобой ребенком взят, И был я отдан с ранних пор Под строгий иноков надзор, И вырос в тесных я стенах Душой дитя – судьбой монах! Никто не смел мне здесь сказать Священных слов: отец и мать! Конечно, ты хотел, старик, Чтоб я в обители отвык От этих сладостных имен? Напрасно: звук их был рожден Со мной. Я видел у других Отчизну, дом, друзей, родных, А у себя не находил Не только милых душ – могил! Но нынче сам я не хочу Предать их имя палачу И всё, что славно было б в нем, Облить и кровью и стыдом: Умру, как жил, твоим рабом!.. Нет, не грози, отец святой; Чего бояться нам с тобой? Обоих нас могила ждет… Не всё ль равно, что день, что год? Никто уж нам не господин; Ты в рай, я в ад – но путь один! С тех пор, как длится жизнь моя, Два раза был свободен я: Последний ныне. – В первый раз, Когда я жил еще у вас, Среди молитв и пыльных книг. Пришло мне в мысли хоть на миг Взглянуть на пышные поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы! И в час ночной, в ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, При блеске молний роковых Я убежал из стен святых; Боязнь с одеждой кинул прочь, Благословил и хлад и ночь, Забыл печали бытия И бурю братом назвал я.

http://azbyka.ru/fiction/bojarin-orsha/

«Сын не слушается, с мужем — ссоры». Архимандрит Андрей (Конанос) — о том, кто виноват в наших бедах Никто не поможет, пока сам не захочешь стать счастливым 10 мая, 2020 Никто не поможет, пока сам не захочешь стать счастливым Давайте учиться отвечать за свою жизнь! Хватит перекладывать ответственность за свое состояние на других людей. Что я имею в виду? «Это все из-за моего сына!» «Это муж виноват!» «Жена виновата!» Давайте перестанем так говорить. Поймем, что наше самочувствие зависит исключительно от нас самих. Архимандрит Андрей (Конанос) Мы сами принимаем решение, у нас всегда есть свобода выбора. Только нам решать, радоваться или гневаться, плакать или смеяться, жаловаться или быть счастливыми. Мы всегда можем быть счастливы — ведь именно этого хочет от нас Бог. И даже если выпадает жить в трудные времена, если экономика переживает кризис и так далее — это не значит, что Господь желает нам сойти с ума, или наложить на себя руки, или бегать по врачам. Что бы ни творилось в этом мире — мы можем быть счастливыми, спокойными и благостными. «Но вокруг — сплошной хаос!» — возразите вы. Да, вокруг — хаос, но твоя реакция на этот хаос зависит только от тебя, твоего душевного устроения. На одну и ту же проблему можно реагировать по-разному. Один начинает сходить с ума, другой теряется и не знает, что делать, а третий молится. Проблема — одна, для всех она неприятна, но реакция зависит от человека. Каждый реагирует по-своему. Поэтому не нужно говорить: «Это все другие виноваты!» То, как я реагирую на внешний раздражитель, зависит от моего внутреннего состояния: есть во мне душевное равновесие или нет; есть связь с Богом или нет; есть духовная жизнь или нет. Никогда не ищите виноватых. Твоя жена не виновата в том, что ты нервничаешь, беспокоишься и так далее. И твой муж не виноват в твоих чувствах. Муж — раздражитель, повод, но проблема — в тебе. Если бы у тебя был другой характер и сама бы ты была другим человеком, ты бы так не реагировала на своего мужа — что бы он ни сказал, что бы ни сделал. Не веришь? Могу доказать. У некоторых женщин мужья — еще хуже, чем твой. Но они так на них не реагируют — не кричат, как ты, не бьются в истерике. Почему? Потому что у них другое духовное состояние.

http://pravmir.ru/syn-ne-slushaetsya-s-m...

В. 27-й. Некто осмеливается называть вельможнейшего царя нашего несправедливым, обидчиком и проч.: что тому следует учинить по святым правилам? – О. 84-е Апостольское правило говорит: если кто из духовного чина опозорит царя, – будет низложен, а если мирской – будет проклят, так как церковь не казнит. В. 28-й. Никон защищается тем, что его не позвали на собор, а он бы сказал – почему он покинул свой престол? – О. Больной ищет врача и идет к нему сам незваный, желая получить здоровье. Если кто призывается к суду, – почитается виновным; а кто не виноват, тот сам идет без зова, чтобы очиститься и оправдаться: если Никон слышал, что созван собор по его делу, то должен был сам явиться на собор, а если не мог лично явиться, то прислал бы к собору письмо, в котором описал бы все обстоятельства своего дела. В. 29-й. Какая разница между присягой и клятвой? Следует ли нам присягать и должны ли мы хранить присягу во всякое время, так как Никон обвиняет архиереев своих в том, что они не сдержали учиненной перед ним присяги, но отверглись от него и вышли из его послушания? – О. Ино есть обещание и ино – присяга и клятва. Архиереи не присягают и клятвы не дают никогда; за это они подлежат извержению. А как в присяге, так и в клятве обретается имя Бога, поэтому надобно той и другой опасаться и бояться. Архиереи обещались, но не присягали, быть послушными патриарху, чтоб не было ложных советов и раздоров между ними; никто из архиереев патриарху не сопротивлялся; никто против него ложного совета не делал и никто от него не отметался, только он отметал всех и побежал – куда хотел; а если созваны были на собор, то не противно обещанию. В. 30-й. Никон проклял боярина Семена Лукьяновича за то, что будто его собака благословляла, представляя благословляющего человека: следует ли проклинать за это? – О. Если бы случилось, что мышь взяла бы освященный хлеб, то не значило бы, что она причастилась; поэтому, если собака и изобразила подобие благословения, то это не значит, что она благословила. Однако шутить святыми делами и для того держать собак православным не подобает; также и патриарху в малых делах, где нет смертного греха, проклятие применять не следует, а то оно ни во что почтено будет; человека предавать сатане за скотину – не достойно. Где нет греха смертного – не может быть проклятие и отлучение от Бога; ибо проклятие без истинной причины святые правила возбраняют, и архиерей, который проклинает самовольно, во гневе, делается виновным. Но если бы учинился грех , который возбраняют святые правила, в таком случае виновный должен быть призван к суду, и если обличен будет и не захочет покаяться, тогда только может быть подвергнут проклятию. Спрашиваю Никона: учинил ли он такой расспрос обвиняемому?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Теперь он мог наслаждаться уединением и молитвой. Больше всего ему нравилось уходить в глубь леса и там предаваться молитвенному плачу. Это облегчало душу его, являлось былое дерзновение в молитве и уверенность в близости Божией. Но достоверным признаком близости Господней к себе он дерзновенно почитал лишь возвращение ему прежних даров Святого Утешителя-Духа. И надежда его исполнилась. По образному откровению во сне, а потом и от самого о. Игумена он узнал о вражде двух братий, из которых один готов был поглотить другого, хотя сам был виноват. Для обители могла явиться большая неприятность. И, вот, о. Тихон, по внушению внутреннего голоса и по просьбе о. Игумена, стал склонять враждующих к примирению и прощению. Дело кое-как уладилось, тем более, что и виновник неприятности скоро перевелся в другой монастырь. Но о. Тихон вложил в это дело всю душу: уговаривая, сам скорбел с обиженным, и плакал с ним, как сам над собою. Ибо сердце его от молитвенного умиления стало как бы пламенным на всякое сострадание к падшим, а внутреннее чувство, подсказывало, что опять он получает в сердце своем утраченное, было, руководство Духа Святого. Все это, при сознании своих грехов, еще более смиряло его и делало готовым на всякий подвиг для Бога, по любви к Нему и благодарности. В это же время Бог явил о. Тихону и другую милость: его посвятили в сан иеромонаха (24 апр. 1883 г.), а о. Игумен, с благоволением относившийся к нему, кроме того сделал его братским духовником. Но благоволение это однако не было прочным, так как сам о. Игумен, почему-то всегда опасавшийся за свое настоятельство, теперь стал опасаться уже самого о. Тихона, хотя последний ничего не искал и даже иеромонашество принимал с глубоким страхом. Эти опасения скоро стали явными и для о. Тихона. – Однажды о. Игумен говорит ему: – «Отец Тихон! – у меня есть тайна для тебя»... – «Какая там тайна!?» – срезал его о. Тихон. «Ведь вы подали прошение в Киев, в Михайловский монастырь?»... О. Игумен так и сел от неожиданности: он знал, что никому неизвестна его поездка в Казань, что никто не ведает о подаче прошения в Киев...

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010