Окидывая взором жизненный путь Преосвященного Виктора отчетливо видится как Промысел Божий вел своего избранника к будущему архиерейскому служению. Уже с юного возраста жизнь Садковского протекала под непосредственным влиянием и отеческим руководством святителя Георгия (Конисского) – человека исключительных дарований, необычайной энергии и целеустремленности. Большую половину жизни он имел руководство и находил поддержку в лице этого великого человека, всегда оставаясь его верным послушником и продолжателем того важного дела, во главе которого стоял святитель Георгий. Преосвященный Виктор в свое время последовательно прошел череду послушаний и служений, явившихся необходимой духовной и административной школой для предстоящего ему епископского служения. Само архипастырство владыка Виктор начал в весьма неспокойное время в стране, где православие находилось в крайне стесненном положении. В церковной жизни огромной епархии, в управление которой он был поставлен, царили разруха и неустроенность. И вот, благодаря деятельности Преосвященного, походившего больше на миссионера, нежели на епархиального архиерея, жизнь епархии заметно изменилась. В самые трудные минуты владыка Виктор вернул к жизни две сотни умиравших православных приходов и в течение целого ряда лет поддерживал жизнь четырех десятков монастырей при самых неблагоприятных для того условиях. Он положил начало духовному просвещению в своей епархии, цену которому очень хорошо знал. В то время и в тех условиях, в которых находилась Православная Церковь в Речи Посполитой, был дорог всякий не только сколько-нибудь образованный, но и просто грамотный человек. Кульминационным же моментом служения Преосвященного Виктора можно считать первые годы становления Минской архиепископии и воссоединение с Православной Церковью униатов. Ученик Конисского, верный его помощник и последователь, хорошо знакомый со всеми проблемами и тонкостями православного вопроса в Речи Посполитой, окруженный ореолом трехлетнего заключения архиерей – Преосвященный Виктор – был, конечно, не только вполне достойным, но и единственным в то время человеком, который мог бы стать во главе такого важного дела. Его глубокая и искренняя преданность своему служению, его мягкий характер, разумная сдержанность делали его незаменимым там, где требовалось, прежде всего, соблюдение и установление «спокойствия края». Но, к сожалению, замечательные личные качества и усердие Преосвященного на протяжении всего времени его служения очень часто подавлялись внешними условиями и обстоятельствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всю остальную новоприобретенную землю Высочайшим указом от 13 апреля 1793 года повелено было разделить на три губернии – Минскую, Изяславскую и Брацлавскую. 1025 Одновременно с губернским устройством новоприсоединенных областей, 13 апреля 1793 г., последовал Высочайший указ о церковно-епархиальном устройстве их. Из трех новых губерний составлялась одна самостоятельная епархия, по имени этих губерний получившая название «Минская, Изяславская и Брацлавская». Она положена была во второй класс после Могилевской, заняв в ряду всех русских епархий 11-е место. Во главе епархии, составленной из трех губерний, встал епископ переяславский и бориспольский Виктор Садковский с титулом «архиепископа минского, изяславского и брацлавского, коадъютора митрополии Киевской и Слуцкого Святотроицкого монастыря архимандрита». 1026 Епископ Виктор являлся только титулованным коадъютором Киевского митрополита, так как по смыслу указа в своей новой епархии был независимым от него. По должности и наименованию коадъютора он имел к киевскому митрополиту прежние отношения, которые выражались в том, что Виктор Садковский признавал первенствующее положение Киевского митрополита среди малорусских и западнорусских архиереев. Равным образом Синод часто обращался к митрополиту по общецерковным делам западной Руси, касавшимся властности Минской архиепископии. Местом жительства минского епископа Виктора оставался слуцкий Св.-Троицкий монастырь. Киевский митрополит, после назначения епископа Виктора Садковского на минскую кафедру, не остался без ближайшего викария. «В рассуждение обширности Киевской епархии», тем же указом 13 апреля 1793 года в пособие киевскому митрополиту дан особый викарий с титулом прежнего коадъютора – епископа переяславского и бориспольского. Местом жительства ему назначался один из монастырей Киевской епархии «по способности», т. е. по удобству жить в нем самом викарию и помогать киевскому митрополиту. Новый киевский викарий не пользовался никакими особенными правами. Положение его в Киевской епархии указом 13 апреля сравнивалось с положением великорусских викариев в Новгородской и Московской епархиях. Жалование ему шло по положению от 15 марта 1787 года о штатах малороссийских епархий. Указом 4 июля 1793 года положение епископа переяславского и бориспольского определилось точнее. Ему велено пребывать в Переяславле и жить в местном Вознесенском монастыре, где была кафедра самостоятельных переяславских и бориспольских епископов, но особого собора и консистории у него не полагалось. В управление викарию переяславскому отданы были церкви гг. Переяславля и Борисполя с уездами. Самому викарию велено быть «под начальством вышнего своего архиерея синодального члена митрополита Самуила (Миславского). 1027 Переяславскую и бориспольскую викарную кафедру 14 августа 1793 г. занял епископ Димитрий (Устинович), бывший префект Киевской академии. 1028

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

27.09.1788 Иерофей (Малицкий), епископ рукоположен с 06.12.1788 по 01.04.1796 митрополит Киевский и Галицкий Виктор (Садковский), архиепископ бывший архиепископ Минский и Волынский с 13.05.1796 по 16.10.1799 переименован архиепископ Малороссийский Черниговский Малороссийская Черниговская С 16 октября 1799 года Имена Сведения Виктор (Садковский), архиепископ бывший архиепископ Черниговский и Нежинский с 16.10.1799 11.11.1803 Черниговская и Нежинская С 4 декабря 1803 года Имена Сведения бывший епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии с 18.12.1803 с 15.02.1815 по 07.02.1816 управлял Псковской епархией архиепископ с 18.11.1806 по 26.03.1818 митрополит Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Симеон (Крылов Платонов), епископ бывший епископ Тульский и Белевский с 16.06.1818 архиепископ с 17.09.1819 по 26.09.1820 архиепископ Тверской и Кашинский Лаврентий (Бакшевский), епископ бывший епископ Дмитровский, викарий Московской епархии с 26.10.1820 с 17.07.1824 временно управлял Полтавской епархией; на покое; 17.12.1837 архиепископ с 22.08.1826 по 14.03.1831 Владимир (Ужинский), архиепископ бывший епископ Курский и Белгородский с 28.03.1831 по 19.09.1836 архиепископ Казанский и Свияжский Павел (Подлипский), епископ бывший епископ Костромской и Галичский с 26.09.1836 архиепископ с 26.03.1839 по 18.04.1859 на покое; 27.11.1861 бывший архиепископ Харьковский и Ахтырский с 02.05.1859 9.08.1866 Варлаам (Денисов), епископ бывший епископ Оренбургский и Уральский с 09.11.1866 архиепископ с 31.03.1868 по 16.08.1871 на покое; 18.01.1873 (1872) Нафанаил (Савченко), епископ бывший епископ Архангельский и Холмогорский с 18.08.1871 архиепископ с 31.03.1874 04.03.1875 Серапион (Маевский), епископ бывший епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии с 15.05.1876 по 06.03.1882 епископ Архангельский и Холмогорский Вениамин (Быковский), епископ бывший епископ Оренбургский и Уральский с 05.04.1882 01.02.1893 бывший епископ Новоград-Северский, викарий Черниговской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Братия Троицкого монастыря вышла неправой и, по сильному настоянию Виктора, Белозор получил в награду редкое назначение: он был посвящён в Слуцкие «архипресвитеры» с вручением ему Слуцкого «деканатства» или протопопии; ему дано было право заседать в Слуцком духовном правлении и носить наперсный крест 501 . Чего ждало для Виктора киевское его начальство, увидим в последствии. На этот раз Виктор не дождался этого, «чего-то». Снабжённый всевозможными инструкциями 502 , имея титул: «заграничного православного в Польше находящегося Слуцкого Троицкого монастыря архимандрит и митрополии Киевской наместник 503 , или «коадъютор», – облечённый всеми правами викарного архиерея (кроме, конечно, хиротонии) 504 , – вероятно, с установлением первой зимней дороги, – Виктор выехал из Киева в Слуцк. Зимою он уже энергично хлопочет в Слуцке о церковных школах, об упорядочении монастырей. По нескольку человек сразу он отправляет к соседним преосвящённым монахов для рукоположения 505 . Ещё ранее, – вероятно, сейчас же по приезде в Слуцк, – в середине декабря, он предписывает консистории немедленно разослать по архамандрии универсалы, чтобы духовенство непременно доставляло своих детей в «школы», снабжая досылаемых платьем и столом. А вскоре за этим мы уже встречаем предписание Виктора немедленно приступить к учению всем – как «знакомым уже с начатками латинского и польского языка», так и начинающим ещё только учиться 506 . Не успел архимандрит Виктор разобраться во всех затруднениях, какие естественно встретили его при вступлении в управление нравственно и материально разстроенной архимандрией 507 , как в его положении произошла новая перемена. Именным высочайшим указом 27 марта 1785 года, «для пользы православной церкви грекороссийской и для удобнейшего охранения исповедующих закон благочестивый в Польше», в польских пределах учреждалась православная епископия – и епископом сюда назначался Виктор Садковский. Новый епископ, по этому же указу, получал титул: «епископ Переяславский и Бориспольский, коадъютор митрополии Киевския и Слуцкаго Святотроицкаго монастыря архимадрит 508 ». Ему местожительство назначено было в Слуцке – в Троицком монастыре; содержание определено равное содержанию привилегированных епархий 2-го класса – Псковской и Могилёвской – 6,000 рублей 509 . И этим своим новым назначением Виктор был обязан неизменному своему покровителю – архиепископу Георгию, которому надвигающаяся старость, по его собственным словам 510 , никогда не мешала работать, высоко держа знамя борца православия и зорко следя за интересами последнего в Польше. Ему же, конечно, принадлежит бесспорно и первая мысль о назначении особого епископа для православных, бывших под Польшей, и дальнейшее практическое развитие этой мысли 511 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Минская Учреждена 13 апреля 1793 года Минская, Изяславская и Брацлавская Кафедра в городе Слуцке Виктор (Садковский) 70 епископ, бывший еп. Переяславский, с 13.04.1793 по 12.04.1795 переименован архиеп. Минский и Волынский викарий Киевской епархии Минская и Волынская С апреля 1795 года Кафедра в Минске Виктор (Садковский) архиепископ, бывший еп. Минский, Изяславский и Брацлавский с 12.04.1795 по 13.05.1796 архиеп. Черниговский и Нежинский Иов (Потемкин) архиепископ, бывший еп. Феодосийский, викарий Екатеринославской епархии с 13.05.1796 по 16.10.1799 переименован архиеп. Минский и Литовский Минская и Литовская С 16 октября 1799 года Иов (Потемкин) архиепископ, бывший еп. Минский и Волынский с 16.10.1799 по 7.02.1812 архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический Серафим (Глаголевский) архиепископ, бывший еп. Смоленский и Дорогобужский с 7.02.1812 по 30.08.1814 архиеп. Тверской и Кашинский Анатолий (Максимович) архиепископ, бывший еп. Переяславский и Полтавский с 7.02.1816 по 10.02.1832 архиеп. Симбирский и Сызранский Евгений (Бажанов) епископ, бывший еп. Тамбовский и Шацкий с 17.02.1832 по 30.04.1833 переименован еп. Минский и Гродненский Минская и Гродненская С 30 апреля 1833 года Евгений (Бажанов) епископ, бывший еп. Минский и Литовский с 30.04.1833 по 1.09.1834 архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Никанор (Клементьевский) епископ, бывший еп. Калужский и Боровский с 5.09.1834 архиепископ с 21.04.1835 по 28.01.1840 архиеп. Волынский и Житомирский Минская и Бобруйская С 4 февраля 1840 года Антоний (Зубко) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии с 28.01.1840 архиепископ с 5.04.1841 по 1.03.1848 на покое; † 15.02.1884 Михаил (Голубович) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии с 1.03.1848 архиепископ с 19.04.1853 по 23.01.1868 на покое; † 6.03.1881 Александр (Добрынин) епископ, бывший еп. Ковенский, викарий Литовской епархии с 14.08.1868 архиепископ с 27.03.1877 по 25.04.1877 архиеп. Донской и Новочеркасский Евгений (Шершилов) епископ, бывший еп. Ковенский, викарий Литовской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Восстановлена в 1648 году Кафедра в Чернигове Зосима (Прокопович) епископ, рукоположен Лазарь (Баранович) епископ, рукоположен и поставлен местоблюстителем Киевской митрополии, с 8.03.1657 архиепископ с 8.09.1667 по 1692 уволен на покой; † 3.09.1693 Феодосий (Углицкий) архиепископ, свт., рукоположен с 11.09.1692 † 6.02.1696 Иоанн (Максимович) архиепископ, свт., рукоположен с 10.01.1697 по 11.03.1711 митр. Тобольский и Сибирский Антоний (Стаховский) архиепископ, рукоположен с 20.09.1713 по декабрь 1721 митр. Тобольский и Сибирский Иродион (Жураковский) архиепископ, рукоположен с 3.05.1722 по 1734 на покое; † 18.09.1735 Иларион (Рогалевский) архиепископ, бывший архиеп. Казанский и Свияжский с 29.03.1735 по 2.05.1738 на покое; † 1738 (1739, 1742) Никодим (Скребницкий) епископ, рукоположен с 6.12.1738 по 29.05.1740 митр. Сибирский и Тобольский, отказался; с 1.09.1742 еп. Санкт-Петербургский Антоний (Черновский) митрополит, бывший митр. Сочавский (Болгария) с 29.05.1740 по 6.09.1742 митр. Белгородский и Обоянский Амвросий (Дубневич) епископ, рукоположен с 8.09.1742 † 23.02.1750 Ираклий (Комаровский) епископ, рукоположен с 8.09.1752 по 19.10.1761 на покое; † 26.10.1765 Кирилл (Ляшевицкий) епископ, бывший еп. Воронежский и Елецкий с 19.10.1761 † 14.05.1770 Феофил (Игнатович) епископ, рукоположен с 17.10.1770 по 1785 переименован еп. Черниговский и Нежинский Черниговская и Нежинская С марта 1785 года Феофил (Игнатович) епископ, бывший еп. Черниговский и Новгород-Северский † 27.09.1788 Иерофей (Малицкий) епископ, рукоположен с 6.12.1788 по 1.04.1796 митр. Киевский и Галицкий Виктор (Садковский) архиепископ, бывший архиеп. Минский и Волынский Черниговский с 13.05.1796 по 16.10.1799 переименован архиеп. Малороссийский Малороссийская Черниговская С 16 октября 1799 года Виктор (Садковский) архиепископ, бывший архиеп. Черниговский и Нежинский с 16.10.1799 † 11.11.1803 Черниговская и Нежинская С 4 декабря 1803 года Михаил (Десницкий) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Здесь он вновь занялся работой по выделению из киевской консистории дел, относящихся к приходам его епархии, которую не успел окончить в 1785 году142. Он разыскивал подлинные документы на православные монастыри, лишившиеся своих имений, а также на монастыри, отобранные униатами, бывшие прежде православными143. Здесь в Киеве Садковский снова подыскивал «людей» для своей епархии144, хлопотал о получении денег из «кошельковой суммы» на починку своих монастырей145, занимался приемом и отправкой в Слуцк церковных вещей146, выданных ему по распоряжению императрицы из упраздненных монастырей Киевской епархии. Не оставлял владыка и текущих епархиальных дел, его распоряжения поступали в места не только близ лежащей Украины, но и далекого пинского Полесья147. С окончанием страдной поры, Преосвященный стал собираться в предположенное путешествие. 1 сентября он переправился против Переяславля, через Днепр в пределы Речи Посполитой. Первое что он увидел, вступив на землю польской Украины было жалкое зрелище разоренного православного Терехтемировского монастыря. Несколько лет в нем уже размещалась польская таможня. Все монастырские строения были заняты польскими чиновниками, а изгнанный бывший настоятель монастыря, верный своей обители, ютился неподалеку, с одним монахом и одним послушником, живя «под горою, в пещере». Бегло осмотрев затем монастыри: Ржыщевский, Корсунский, Мошногорский, Медведовский, Мотренинский, Жаботинский, Ирденский и Лебеденские, владыка Виктор заболел горячкой и слег на целый месяц в постель в местечке Олыпаной148. Немного оправившись, он перебрался в Богуславский монастырь, но снова серьезно занемог и уже слег на несколько месяцев149. Сначала к нему вернулась горячка, потом появилась болезнь ног, так что он даже не мог передвигаться без посторонней помощи, а после всего этого, не вполне оправившись от прежних недугов, он заболел глазами – сначала одним, потом и обоими. Летом владыка несколько поздоровел и, все еще слабый, переехал в Жаботинский Онуфриевский монастырь, где оставался до середины сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

[Доборовольский И. С.] Переводы Великого канона//Блог-платформа «Живой журнал». URL: http://prav-perevod.livejournal.com/18381.html (дата обращения: 02.07.2021). Великий канон Андрея Критского. Стихотворное переложение Симеона Риндовского и Феодора Ленькевича [(1799])//ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. СПбДА. Д. 121. Л. 1. См.: Поэты-радищевцы (А. Х. Востоков, И. П. Пнин, И. М. Борн, В. В. Попугаев и другие поэты Вольного общества любителей словесности, наук и художеств). Л., 1979. С. 385; Молитвы русских поэтов. XI–XIX: антология/[сост. В. И. Калугина]. М., 2010. С. 204. Его поэтические произведения см. в: Поэты-радищевцы… С. 386–396. Родосский А. С. Описание 432-х рукописей, принадлежащих Санкт-Петербургской духовной академии и составляющих ее первое по времени собрание. СПб., 1893. С. 149–150. См.: Там же. С. 150–151. ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. Д. 121. Л. 2. Там же. Л. 2 об. О нем см: Оржеховский И. В., Теплова В. А. Виктор (Садковский)//ПЭ. Т. 8. М., 2004. С. 437–439. См.: Щеглов Г. Э. Преосвященный Виктор Садковский, первый Минский архиепископ. Минск, 2007. С. 103. В настоящей статье принята следующая система идентификации тропарей: ВК N:n, где ВК — аббревиатура от «Великий канон», N — номер песни, n — номер тропаря в рамках указанной песни, иногда после «ВК» может вставляться «блаж.» и цифра — указание, что это тропарь на блаженнах Великого канона. Данная схема касается последования канона на утрене четверга 5-й седмицы Великого поста. Она же справедлива для последования канона на повечериях первых четырех дней поста, с той лишь разницей, что между аббревиатурой и номером песни вклинивается сокращение дня недели, когда читается данный тропарь: Пн., Вт., Ср., Чт. Церковнославянский текст Великого канона приводится по изданию: Службы Великого поста. М.: Даниловский благовестник, 2010. ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. Д. 121. Л. 15 об. Там же. Л. 9. Там же. Л. 13. Там же. Л. 18 об. Там же. Л. 12 об. Павлова О. А. «Господь умудряет слепцы, Господь любит праведники…»: о священнике и духовном поэте Гаврииле Пакатском//Источниковедение в школе. 2004. Вып. 6. С. 59.

http://bogoslov.ru/article/6176293

Оба рапорта, отправленные им в Синод, оставались пока без ответа. А Преосвященный Георгий, с которым при первой же возможности владыка Виктор возобновил переписку, не советовал ему входить в управление епархией «без повеления защищающего его Двора " 213. К тому же, пользуясь временным приютом у посла, владыка совершенно не имел никаких собственных средств к дальнейшей жизни. Конфедераты, много ему наобещавшие, ничего не давали. В это время владыка Виктор получил печальное известие о смерти своей родной сестры, проживавшей в Слуцке. Об этом сообщил ему в письме архиепископ Георгий, немало утешив и ободрив своего друга мудрым советом и теплым словом участия214. Измученная настрадавшаяся душа владыки Виктора теперь, более чем когда-либо, нуждалась в слове поддержки, совете и помощи. Осиротевшая было паства, узнав об освобождении своего архипастыря, спешила выразить свою радость совершением повсюду благодарственных молебнов Богу. Преосвященному были присылаемы радостные поздравления с пожеланиями скорейшего возвращения. Не забыл владыка и о своих товарищах по неволе. Без предварительного разрешения Синода, с совета и согласия посла, Преосвященный Виктор «в возчувствование всем единоверным исповедникам высочайшего с невинно страждущим за церковь Христову благоволения», возложил на игуменов Киприана и Виссариона и священника Симоновича золотые наперсные кресты215. Не ожидая скоро вернуться на кафедру в Слуцк, владыка Виктор учредил при себе «походную канцелярию» и принялся за управление епархией оставаясь в Варшаве. 11 ноября он восстановил и свою консисторию в Слуцке216. Немедленно, с возобновлением работы консистории, владыка предписал ей восстановить семинарию, учеба в которой совершенно прекратилась в 1790 году217, и собирать в нее учеников. Выполняя архипастырское повеление, консистория 30 ноября разослала духовным правлениям указы, в которых предписывалось «всех, обучавшихся уже в семинарии достигших к начатию учения латинскому языку, истребовать к 1 числу января месяца следующего 1793 года в Слуцкую Его Преосвященства семинарию " 218.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Само собой, понятно, что Минская и Волынская архиепископии, из которой выделились две обширные епархии с тысячами церквей, уменьшилась в несколько раз, заключившись в границы только Минской губернии менее, чем при двухстах церквах, если не иметь в виду двух новых (1795 г.) литовских губерний – Виленской и Слонимской с десятком разбросанных в них православных церквей. Количество православных церквей Минской епархии по уездам распределялось очень неравномерно, в Бобруйском уезде было – 8 церквей, в Борисовском – 13, Давидгородском – 35, Игуменском – 7, Минском – 3, Мозырском – 47, Несвижском – 2, Пинском – 33, Поставском – 2, Слуцком – 48, а всего – 198 церквей, не считая в этом числе монастырских церквей. Большей частью это были бедные деревянные храмы, одиноко разбросанные по селениям обширной епархии. Даже не всякий город имел более одной церкви; в некоторых городах Минской епархии и губернии тогда вовсе не было православных церквей. 1069 В Мозыре стояло 5 церквей, в Борисове – 3, Пинске – 2, Давидгородке, Игумене и Несвиже – по одной, в Слуцке – 10, кроме монастырских. В Минске сначала была одна монастырская церковь . Когда же Минск указом 12 апреля 1795 г. объявлен кафедральным городом, то там отстроен Екатерининский кафедральный собор из церкви Петропавловского монастыря, переведенного на место базилианского. В половине 1796 г. в Минске устроена еще кладбищенская церковь . В марте 1795 года минский епископ Виктор Садковский разделил свою епархию, в объеме Минской губернии, на 12 благочиннических округ, назначив в каждую благочинного с помощником, кроме дисненского и слуцкого благочиний, где у благочинных было по три помощника. 1070 После указа 12 апреля 1795 г. у минского архиепископа Виктора Садковского осталась привилегия иметь житомирского епископа своим викарием. Но этот викарий, управлявший Житомирской епархией на правах самостоятельного архиерея, стоял к минскому архиепископу в таких же отношениях, в каких находился сам Виктор Садковский к киевскому митрополиту, именуясь «коадъютором митрополии Киевской».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010