– Тревожные мысли, одиночество, тяжкое заключение подломили крепкий организм о. Симоновича; он занемог. В горячешном бредуему было «сонное видение». Явился к нему келейник епископа Виктора [Сисой Пафнутьич(?)] и стал увещевать Симоновича не бояться медного быка. «Меди бы хватило у поляков на мелкую монету; а дрова дороги, у поляков не хватит денег, чтобы купить их достаточное количество на разожжение быка, скорее уж просто завяжут в мешок и утопят». Явившейся в сонном видении келейник шутил, а расстроенное воображение заключённого рисовало уже картину мешка и утопления, как и где будут его завязывать в мешок, где будут топить и повезут ли к реке через Варашаву, всенародно, или тайно, ночью? и т. п… Наступившее в 1792 году освобождение о. Симоновича вернуло его к здоровью и жизни. – АСС., 1793 г. 117. –«Annexa», 288. – ВЕВ., 1873 г., 394403. «Отчётн. зап.», епископа Иерофея. – ВЕВ 1878 г., 137 «Минско – волынский архиепископ Виктор Садковский «, свящ. Стефана Барановского (стр. 134146), – АМДК., 1154. – АСС., 1781 г., 488, т. II, л. 102. – ВЕВ., 1873 г., 182183. «Вос. о пр. Иерофее», арх. Амвросия. 862 Я. И. Булгаков, «один из самых выдающихся представителей наших в Константинополе», «с честью занимал пост русского чрезвычайного посланника и полномочного министра при оттоманской порте с 1781 по 1789 г.», причём 27 месяцев, с 5 августа 17 с Россией, В 1789 г., провёл в Семибашенном замке, во время войны Турции с Россией. В 1789 г. назначен послом в Польшу. Затем был литовским губернатором, при императоре Павле I. Имел чин действительного тайного советника. – «Письма и бумаги императрицы Екатерины II, хранящиеся в императорской публичной библиотеке. Изданы А. Ф. Бычковым. Спб. 1873. Стр. 33. 53. 79. Примеч. – ИВ., 1891 г., III, 280282. «Русские представители в Царьграде», В. А. Теплова. – «Gazeta Warszawska», 1790 r., 2. 865 Не все узники были освобождены в одно время. Игумен Киприан, например, получил свободу ещё 8 июня, – ХЧ., 1892 г., 78, 200. АСС., 1789 г., 112, лл.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

С учреждением двух новых епархий, от минского архиепископа отошла воссоединенная Украина и на его долю осталась не воссоединенная Минская губерния – вся «Литва», где русские и православные начала были сильно подавлены польско-латинским гнетом. Между молодым униатским духовенством встречались люди, прекрасно знавшие альварову науку и польский язык, а русский язык у них считался уделом простоты и необразованности. Не лучше рядового духовенства были благочинные. Преосвященный Виктор Садковский доносил, что в его епархии духовенство почти забывает русский язык, в Брацлавской епархии едва наберется три благочинных, которые могли объясняться по-русски, остальные настолько ополячились, что не понимали предписаний, писанных по-русски... Даже литургия И. Златоуста для такого духовенства писалась польскими буквами. 1071 Поэтому архиепископу Виктору в сравнительно большой епархии, но бедной православными церквами, предстояла труднейшая работа, которой он занялся, не дожидаясь указа об открытии Брацлавской и Житомирской епархий. Но этот указ не замедлил последовать, он застал архиепископа среди миссионерских трудов. Воссоединение униатов Минской губернии началось с марта 1795 года. Месяц прошел почти без успехов: присоединился только один приход с Михайловской церковью в Великом Бокове Мозырской округи, в апреле присоединились две приходских церкви, 4 приписных церкви и 3 каплицы – все в Мозырском округе. В мае начались присоединения не только во всем Мозырском повете, но также в пинском, борисовском, бобруйском, слуцком, давидгородском и даже поставском, минском и вилейском. Особенно успешно шло воссоединение в мае и июне. К осени оно ослабело. К январю 1796 года в Минской губернии было присоединено 94 приходских церкви, 30 приписных, 39 часовен, 18 священников и 79 953 души прихожан. 1072 Дальнейшим успехам воссоединения униатов много мешали местные помещики, выступившие на помощь униатским священникам. Они проявили особую энергию с 1796 года, когда стало заметно, что гражданское правительство охладело к делу воссоединения. Вследствие гонений и нестерпимых мучений от помещиков, более десятка приходов снова оставили православие. Печаль деятелей по воссоединению усилилась еще тем, что «совращение» не ограничилось Минской губернией, оно, как язва, распространилось и по всей Украине, причинив затруднения преосвященным – волынскому, киевскому, подольскому (брацлавскому) и черниговскому. Впрочем, «развращение» на Украине далеко не имело таких серьезных последствий, как в Минской епархии. В Минской епархии на 94 воссоединенных прихода оставалось 80 невоссоединенных священников. Число воссоединившихся приходов составило только пятую часть всех бывших здесь униатских приходских церквей, которых вместе с каплицами и филиальными церквами насчитывалось – 862. 1073

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Тем не менее, непредвиденная задержка в монастырях позволила Преосвященному более углубленно и внимательно ознакомиться с делами окружающей местности, которые он старался по мере сил приводить в порядок. В марте 1788 года владыка писал с Украины: «Болезнь задержала меня, а то, может быть, я бы приехал в Слуцк к Рождеству, но тогда остались бы для меня скрытыми те предательские воровства и мошенничества, которые теперь открылись. Бог знает, что делает, и я теперь вижу, что мое здесь пребывание для злочинцев – великий бич, а людям добрым, невинно страждущим – облегчение и оживление " 150. Кроме мучительной болезни это путешествие доставило владыке Виктору не мало и нравственных страданий. Тяжело было архипастырю видеть отсутствие всякого порядка и расстройство и в этой, лучшей и надежнейшей части епархии. Все те непорядки и нравственный упадок в среде православного духовенства, которые он замечал и прежде, теперь обнажились пред ним во всей своей неприглядности. Действительно в среде белого духовенства нередко можно было встретить следы изворотливости, притворства и самоуправства, что, впрочем, было скорее результатом тех исторических условий, в которых православным долгое время приходилось бороться за свое выживание, нежели плодом сознательных злоумышлений. Не в лучшем свете открылась Преосвященному и деятельность так называемых духовных правлений. Владыка обнаружил в них немало злоупотреблений со стороны управляющих ими протопопов. «Православное сего края священство, – писал он, – быв в одном почти протопопов наблюдении, пришло в такое неустройство, что поправление оного требовало моего здесь немаловременного бытия " 151. Неутешительной была картина и в монашеской среде. В Чигиринских, черкасских и смелянских лесах обитала огромная масса бродяжных монахов. Держа при себе женщин, они производили в народе большой соблазн. Среди этих «лесных монахов» было много людей пришлых, подозрительных и не благонадежных. Также массы монахов и монахинь из Валахии, беспорядочно бродили по Украине, собирая милостыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В январе 1787 г. Виктор Садковский, из-за болезни митрополита Самуила, был вызван в Киев встречать русскую императрицу Екатерину VI при поездке ее в Крым и сопутствовал ей до польского тогда города Канева, где встретил ее и польский король со своею свитою. Полякам очень хотелось, чтобы здесь же при необычайной торжественной обстановке принесена была унизительная присяга православного епископа на верность Польше; но по настоянию князя Потемкина она принесена была не в Каневе, не в присутствии императрицы, а позже – 7 мая 1787 г. в Тульчине в присутствии только короля, русского и иностранного послов; переделанная русскими, эта присяга по своему содержанию походила более на красноречивую речь, в которой православный епископ благодарил короля за принятие его в свое подданство и за признание гражданских его прав в польском государстве и, коротко очертив давние страдания православных в этом крае, высказывал надежду за защиту этих прав в будущем. Такая присяга и начатые затем епископом объезды по епархии только усилили злобу против него со стороны латинян и вызвали новые интриги. В октябре того же 1787г. началась вторая при Екатерине война России с Турцией; русские войска, стоявшие в Украине и пределах Польши, очистили ее и выступили на войну; поляки почувствовали себя свободнее. В Украине возобновились насилия над православными для совращения их в унию. Против православного епископа распущен был слух, будто бы он во время своих объездов по епархии подучал русских восстать против поляков, что по приказу его в разных местах у православных заготовлены уже склады кинжалов и ножей, образцы которых в моделях и рисунках открыто выставлялись на площадях и в окнах магазинов, что скоро возобновятся времена гайдаматчины, а сам епископ выставлялся главою нового бунта, главным резником и возмутителем народа против польского правительства. В конце 1788 г. в Варшаве собрался обыкновенный сейм, вскоре переименованный в чрезвычайный или конфедератский. На этом сейме объявлен разрыв с Россией; назначена особая военная комиссия для расследования и подавления подготовленного бунта; во все польские города и селения посланы строгие приказы разыскивать русских бунтовщиков и устроенные ими склады оружия; розыски производились в частных домах, в церквях, монастырях, даже на кладбищах и в могилах православных; несколько лиц из православного духовенства было арестовано, некоторые, спасаясь от преследований, бежали в Киев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Усилиями исследователя были опубликованы сборники документов, сохранившихся благодаря стараниям Могилевского владыки, а также собранных самим отцом Иоанном по монастырям и архивам. Среди них: «Белорусский архив древних актов» (1824 г.), «Акты археографической экспедиции» (1834–1838 гг.), «Акты исторические» (1841–1842 гг.) и «Акты, относящиеся к истории Западной России» (1846–1853 гг.). Источники, собранные и опубликованные протоиереем Иоанном Григоровичем, не только познакомили широкого читателя с гражданской и церковной историей Западной Руси, но и положили начало развитию археографии и источниковедения. Однако главное значение введенных в научный оборот документов состоит в возрождении тех страниц исторического прошлого края, которые к началу XIX века были в силу разных причин почти утрачены или забыты. Появление нового пласта исторических материалов способствовало возникновению в обществе интереса к историческому прошлому Беларуси и Украины. Дело, начатое архиепископом Георгием (Конисским) и протоиереем Иоанном Григоровичем, продолжил профессор Санкт-Петербургской духовной академии, уроженец Беларуси, М. О. Коялович. Главной темой научной деятельности историка становится изучение Брестской церковной унии и ее эволюции4. Увлеченность историка предметом своего исследования и полная неизученность конфессиональной истории Западной Руси, в том числе и Беларуси, способствовали появлению плеяды блестящих исследователей церковной истории, учеников М. О. Кояловича. Наиболее талантливыми среди них стали П. Н. Жукович, С. Г. Рункевич , В. З. Завитневич, К. В. Харлампович , исторические исследования которых были связаны с историческим прошлым Православия на землях Западной и Южной Руси. В 1884 году вышел фундаментальный труд И. Чистовича «Очерки истории западнорусской церкви " 5 – первое систематическое изложение истории Православия на литовско-белорусско-украинских землях, доведенное до середины XVIII века. В 1895 году был напечатан «Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве» преподавателя Литовской духовной семинарии Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А. Румянцева главнокомандующим 2-й армии, Безбородко перешел в его армию и находился при нем неотлучно в сражениях, управлял делами генерала-фельдмаршала и исполнял разные тайные поручения. С 1775 г. в звании полковника служил при императрице для принятия прошений, поступающих на высочайшее имя. В 1779 г. произведен в бригадиры и награжден деревнями в Белоруссии за участие в окончании дел Турцией. Принимал участие в важнейших политических делах второй половины царствования Екатерины II: в заключении морской декларации 1780 г. и в ряде др. трактатов о морском нейтралитете (1780–83), оборонительных союзных договоров России с Австрией и Пруссией (1792) и с Великобританией (1794), в 3-м разделе Речи Посполитой (1795) и др. Пользовался неограниченной доверенностью императрицы, был даже влиятельнее вице-канцлера графа Остермана. Дослужился при Екатерине II до чина действительного тайного советника, имел много наград, возведен в графское достоинство. При императоре Павле I в 1797 г. Безбородко объявлен канцлером и возведен в княжеское Российской империи достоинство. 164 Маркитант – мелочной торговец съестными припасами и предметами солдатского обихода, следующий за войском в походе, на маневрах и во время войны. В описываемый период маркитантство существовало во всех европейских армиях. 170 Материалы к истории трехлетнего заключения православного епископа Виктора Садковского в польских тюрьмах/П. Ф. Николаевский//Христианское чтение. – 1892. – Ч. 2. – С. 186. 173 Материалы к истории трехлетнего заключения православного епископа Виктора Садковского... – С. 181–182. 180 Материалы к истории трехлетнего заключения православного епископа Виктора Садковского... – С. 187–188. 191 Материалы к истории трехлетнего заключения православного епископа Виктора Садковского... – С. 189. 196 Устрялов Н. Г. Русская история до 1855 года. – Петрозаводск: «Фолиум», 1997. – Ч. 2. – С. 642–644. 198 Польская конституция 3 мая 1791 г.//Хрестоматия по русской истории/Составил М. Коваленский. – М.-Петроград, 1923.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Быстро истощились запасы антиминсов и мира. Стало не редким, что многие приходы, желавшие воссоединения, не могли быть присоединенными к православию за недостатком священников, антиминсов и мира. Некоторые приходы воссоединялись, но оставались без священников, и в них некому было совершать церковные службы и требы. К сожалению и сами благочинные, недостаточно опытные и недостаточно подготовленные к великому и сложному делу, нередко давали поводы для нареканий261. Кроме различных чисто внутренних затруднений, естественных и неизбежных в таком грандиозном предприятии, дело воссоединения встречало сильное противодействие со стороны униатского и католического духовенства и шляхты, так что и деятели воссоединения, и воссоединившиеся иногда были близки к отчаянию. Магнаты и шляхта всевозможными угрозами и ухищрениями старались отвратить своих крестьян от перехода в «благочестие». Принявшие православие крестьяне часто подвергались жестоким телесным наказаниям. Униатские священники, оставляя приходы, увозили из церквей утварь, богослужебные книги, не отдавали ключи. Помещики не допускали в свои имения благочинных и последним нередко случалось терпеть оскорбления и побои. Воссоединившихся священников преследовали, грабили и притесняли, отнимали у них церковные дома и имения, оставляя их без крова и пропитания. Гражданские чиновники в большинстве своем, за исключением лишь самых высших слоев, оставались те же, что и при прежней власти. Принадлежа в основном к той среде, которая была враждебно настроена к православию, они не только не оказывали «всевозможное споспешество» делу воссоединения, но зачастую прямо противодействовали ему. На стороне местных помещиков из корыстных видов были и некоторые российские чиновники. И благочинным то и дело приходилось сталкиваться с полным несочувствием их миссии со стороны гражданской власти262. «Все люди желают и даже рвутся быть благочестивыми, – говорили Преосвященному Виктору приезжавшие с Украины лица, – только-де бояться чинимых от властей их гроз и устрашений, от коих не видно подобающего в сем защищения " 263.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Для многих православных жителей Речи Посполитой того времени Киев был символом духовной крепости православия. Он притягивал к себе православный народ со всех уголков Литвы, Белоруссии и Украины, оказывая могущественное воздействие на души даже униатов и католиков. Сами униаты нередко сетовали, что Киев губит унию, что ничего нельзя сделать с привязанностью православных к Киеву и с тем впечатлением, которое они оттуда выносят39. Таково было влияние на сердца людей полного древних святынь города. Одним из драгоценнейших сокровищ, которым красовался древний Киев, была его духовная академия. Многие представители украинского и белорусского духовенства, не только православного, но и униатского, старались отдать своих детей воспитываться в Киевскую академию, в то время крупнейший центр образования и культуры восточных славян40. Перемещение священника Садковского в Киев предоставило ему благоприятную возможность дать своим детям хорошее образование. Юный Василий был принят в число воспитанников Киевской академии. Надо сказать, что академия в то время не имела характера исключительно высшего учебного заведения. В ней, как и в семинариях, обучение начиналось с низших классов грамматики. Полный академический курс был рассчитан на 15 лет и разделялся на восемь классов. Это были: фара (или аналогия), инфима, грамматика, синтаксис, поэзия, риторика, философия и богословие. В низших и средних классах преподавали грамматику славяно-русского, латинского и греческого языков, краткий катехизис, географию, арифметику и истории священную, всеобщую и русскую, изучали законы стихосложения и овладевали секретами риторской премудрости41. Класс риторики был как бы гранью разделяющей учащихся на две неравные части. Только высшие классы философии и богословия составляли собственно академию, и их слушатели назывались студентами, тогда как воспитанники первых шести классов – просто учениками42. Годы учебы Василия в академии пришлись на то замечательное время, когда там преподавал и затем ректорствовал уважаемый и горячо любимый всеми, профессор Георгий Конисский4 3, оставивший в ней глубокий след своего могучего и разностороннего таланта.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И. Суворов, видя хилое сложение сына, предназначал его к гражданской службе, но вследствие неодолимого влечения мальчика к военному делу записал его рядовым в лейб-гвардии Семеновский полк. В 1745 г. Суворов поступил на действительную службу, которую стал нести весьма ревностно, закалил свое здоровье, отлично переносил усталость и всякие лишения. В 1754 г. произведен в офицеры, а на боевое поприще впервые выступил во время 7-летней войны; участвовал в сражении при Кунерсдорфе и в набеге Чернышева на Берлин. Командуя с 1763 г. Суздальским пехотн. полком, выработал свою знаменитую систему воспитания и обучения войск на основании боевых опытов. В 1768 г. участвовал в боевых действиях против польских конфедератов, проявив здесь блестящие дарования. Его победы под Ландскроною, Столовичами и овладение Краковом, сильно повлияли на исход войны, результатом которой был первый раздел Речи Посполитой (1772). В 1773 г. произвел два победоносные поиска на Туртукай, одержал победу над турками у Гирсова, а 9 июня 1774 г. нанес им решительное поражение при Козлудже, повлиявшее на исход войны. До 1779 г. командовал войсками на Кубани и в Крыму. В 1779 г. получил в командование Малороссийскую дивизию, а в 1782 г. Кубанский корпус. После присоединения Крыма к России (1783) усмирил ногайских татар. В 1786 г. назначен начальником Кременчугской дивизии. С началом турецкой войны 1787–1791 гг. командовал Кинбурнским корпусом, на который возложена была оборона Черноморского побережья, участвовал в осаде Очакова (1788). В 1789 г. командуя дивизией в армии Репнина, разбил турок при Фокшанах и Рымнике, за что получил орден св. Георгия I ст. и титул графа Рымникского, а от Австрийского императора – титул графа Священной Римской империи. В 1790 г. взял штурмом Измаил. С августа 1794 г. действовал на театре польской инсуррекционной войны, где одержал ряд блестящих побед и был награжден званием генерал-фельдмаршала. В 1796 г. назначен начальником Российских военных сил в южных и юго-западных губерниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Далее приводится двенадцатисложник, написанный ямбом: «Твою к наукам зря и к святости любовь, Дерзаем сей наш труд предать Тебе в покров. Воззри на оный Ты благоутробным оком, Хотя не состоит во слоге он высоком, Твой ласковый один, о меценат, мы взгляд, Во место дорогих почтем себе наград» . В нем речь идет об архиепископе Викторе (Садковском; † 1803 г.), первом архиепископе Минском, трудившемся на благо православных в Речи Посполитой и как раз на рубеже веков занимавшем Черниговскую епархию . Предметом особых забот архиерея была Черниговская семинария, одна из крупных в регионе. Архиепископ Виктор всячески способствовал улучшению бытовых и педагогических условий духовной школы . Представленный перевод основан на последовании Великого канона утрени четверга 5-й недели Великого поста (без тропарей на блаженнах). Пропущен только тропарь ВК 2:15 . Симеон Риндовский и Феодор Ленкевич переложили весь канон тринадцати- и двенадцатисложниками. Стихотворный размер — шестистопный ямб. На протяжении всего перевода встречаются как двустишия, так и четверостишия с шестистишиями, восьмистишиями и даже десятистишие, что свидетельствует о большой поэтической свободе авторов. Каждый тропарь канона представлен отдельной пронумерованной строфой, как например, тропарь ВК 5:7 «Моисéов слы´шала еси´ ковчéжец…»: «Моисей во младенчестве был по реке носим, В ковчежце заключен, и способом он сим Избавился того жестокого закона, Что от свирепого был издан Фараона» . Но бывают и редкие исключения (два случая), когда несколько песнопений переложены в одной строфе. Так, в следующей строфе тесно переплелись два тропаря — ВК 3:4 и ВК 3:5, — причем первая строка обыгрывает первый из указанных тропарей, а вторая — второй: «Я признаюсь, Христе, что грешен пред Тобою, Но пощади меня, не возгнушайся мною» . Стихотворный перевод в целом верно следует за оригиналом, как, например, в случае тропаря ВК 4:18 «Тéло Твоé и Крóвь…»: «Представил Ты Свое и Тело всем и Кровь: Ты, Слове, Тело дал, чтобы вид принял я нов,

http://bogoslov.ru/article/6176293

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010