Виктор (Садковский), еп. Минский и Литовский. Портрет. Кон. XVIII в. (ГРМ) Виктор (Садковский), еп. Минский и Литовский. Портрет. Кон. XVIII в. (ГРМ) В ином положении оказалось правосл. население, оставшееся в Речи Посполитой. По настоянию свт. Георгия (Конисского) и неск. правосл. магнатов для зап. части Б. и Волыни в 1788 г. была открыта кафедра в Слуцке, на нее был назначен бывш. архим. слуцкого мон-ря Виктор (Садковский) с титулом «епископ Переяславский, викарий Киевской митрополии». После его прибытия в Слуцк, когда среди населения началось активное движение в пользу Православия, власти обвинили еп. Виктора в подстрекательстве к бунту, и в 1789 г. его арестовали и заключили в Ченстоховскую крепость, а все правосл. духовенство было приведено к присяге на верность королю. В Б. к присяге приводились еще и крестьяне, причем они присягали не только королю, но и своему господину и его наследникам. Для того чтобы избежать религ. опеки со стороны России, Великий сейм (1788-1791) высказался за организацию в Речи Посполитой особой правосл. Церкви, подчиненной К-польскому Патриарху. Во главе ее должен был стоять митрополит с кафедрой в Бельске, ему подчиняются 3 епископа: в Минске, Новогрудке и Житомире. Реализации этого проекта помешали 2-й и 3-й разделы Речи Посполитой, по к-рым вся Б. отошла к России. Уже после 1-го раздела Екатерина II повелела губернаторам «вновь присоединенных от Польши областей» объявить, что она не желает стеснять свободу веры. Положение изменилось, после того как в 1780 г. последовало распоряжение императрицы уволить активного униатского деятеля еп. Иасона Смогоржевского от управления униатской митрополией и уничтожить Полоцкую униатскую епархию, а назначение духовных лиц для униатов возложить на особую консисторию. В случае вакансии священнического места в униатском приходе предписывалось спрашивать прихожан, не желают ли они иметь правосл. священника, и если они «изъявляли на то согласие», предоставлять местным правосл. архиереям принимать такие приходы под свое окормление. За 4 года после издания этого рескрипта, по сведениям свт. Георгия (Конисского) и Псковского архиеп. Иннокентия (Нечаева) , в их епархиях к Православию присоединилось 117161 чел. После 2-го и 3-го разделов Польши переход в Православие принял еще большие масштабы: в 1794 г., после указа Екатерины II, разрешавшего свободное присоединение униатов, в течение одного с небольшим месяца воссоединился 721 приход с 463 священниками и 333093 мирянами. К концу же царствования Екатерины II всех присоединившихся, по офиц. данным, было более 2 млн чел.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Расследование по этому вопросу было поручено Синодом Преосвященному Георгию, под надзором которого находилась православная церковь в Варшаве. Конисский в свою очередь поручил расследование игумену Виктору (Садковскому), которого сам хорошо знал и для которого, к тому же, и Варшава не была незнакомой. Получив должные наставления от владыки, игумен Виктор 28 декабря 1774 года уехал в Варшаву. Произведенное расследование подтвердило обвинения в адрес иеромонаха Дорофея, так что он был отстранен Синодом от занимаемой должности64. На место Дорофея был назначен сам игумен Виктор. Немедленно завершив свои дела в Тупичевском монастыре, он переехал в польскую столицу65. Варшавская капеллания в материальном отношении не представляла собой заманчивого места. При сравнительной дороговизне столичной жизни, содержание, отпускавшееся на Православную церковь и причт в Варшаве, было невелико. Православные в Варшаве не имели даже для себя постоянной церкви и вынуждены были совершать богослужения в наемных помещениях. Соблазнительная атмосфера польской столицы, очень опасная для многих, не имела дурного влияния на отца Виктора. В Варшаве он не сделался и «добрым польским шляхтичем», чего видимо многие там ожидали. Отзывы об игумене Викторе (Садковском) Преосвященного Георгия, русского посла графа Штакельберга66 и других представителей российского посольства в Варшаве были самыми положительными и доброжелательными. О нем говорили как о человеке всегда беспорочном, благонравном, честном и благоразумном. Посольский капеллан заслужил «всеобщее одобрение и похвалу», разносившуюся из Варшавы во многие уголки Речи Посполитой. Имя его было не безызвестным и в Петербурге. Еще в 1775 году там было опубликовано его слово на новый год – о добрых намерениях67. Верный заветам своего учителя, игумен Виктор никогда не забывал, что он является единственным представителем православной иерархии во враждебной православию польской столице. Многие из приезжавших в Варшаву по самым различным делам ходатаи и депутаты от православного населения Украины и Белоруссии находили у него и приют, и добрый совет68. Садковский и сам живо интересовался положением православия в Речи Посполитой. В письмах к своим знакомым он просил извещать его «о наиболее выдающихся случаях преследования православных» обещая передавать эти факты Преосвященному Георгию, который уведомлял о таковых случаях знатных российских вельмож, а когда было необходимо и Святейший Синод69. Дело в том, что по вечному миру с Польшей 1686 года Россия имела право заступаться за православных в Речи Посполитой. Последние в условиях постоянных притеснений и гонений неоднократно просили ее заступничества, о чем русское правительство не раз делало специальные представления, не приносившие, впрочем, особых результатов. На протяжении уже нескольких веков в Речи Посполитой, религиозные свободы традиционно попирались, и вместо межконфессиональной терпимости культивировалась дискриминация по вероисповедному признаку.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как на достойного кандидата на эту кафедру Киевский митрополит Самуил (Миславский) и Могилевский архиепископ Георгий (Конисский) указали на Слуцкого архимандрита Виктора (Садковского)86. 27 марта 1785 года Святейшему Синоду последовал Высочайший именной указ императрицы Екатерины II: «Для пользы Православной нашей Церкви греко-российской и для удобнейшего охранения исповедающих закон наш благочестивый в Польше всемилостивейше повелеваем: быть особому епископу викарному или коадъютору киевской митрополии, именоваться сему епископу Переяславским и Борисопольским, иметь пребывание свое в Слуцком благочестивом монастыре, которого быть ему и архимандритом; в сей сан посвятить в Киеве нынешнего архимандрита Слуцкого монастыря Виктора " 87. Поздравляя Садковского с новым высоким назначением, владыка Георгий давал в письме отеческие наставления и упреждал об имеющихся среди «слуцких обывателей» недоброжелателях88. Отец Виктор был настолько взволнован вестью сообщенной ему «Высокопреосвященнейшим отцем и благодетелем», что слезы сами катились из его глаз. «Отчего бы это? – Писал он в своем благодарственном письме преосвященному Георгию. – От радости? или от страха? Скорее всего, что от того и другого вместе; от радости – когда приходило на мысль неизвестному Виктору, что он почтен столь высокой милостью ее величества; от страха – как я перенесу это бремя?.. Но, когда подумаю некоторое время и вспомню ваши слова, сказанные мне в Варшаве: «Если Бог человека посылает, на какое правление, то дает ему силу и разум», – тогда страх отходит и на его место водворяется радость. Благодарю горячо Провидение, благодарю ее императорское величество, благодарю вас, как источник моего счастья, и прошу не оставлять меня своими молитвами и наставлениями, которые я буду принимать, как послушнейший сын " 89. 4 июня архимандрит Виктор (Садковский) был наречен во епископа, а через пять дней, 9 июня в день сошествия Св. Духа в Софийском кафедральном соборе, где ровно год назад, игумен Виктор посвящался в архимандрита, совершилась его епископская хиротония. В торжественном богослужении и хиротонии участвовали пять архиереев: митрополиты Самуил Киевский и Серафим Лакедемонский, архиепископ Реондашский Никодим, епископ Новгород-Северский и Глуховский Илларион и бывший викарный Севский епископ Кирилл90.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При осмотре украинских монастырей Садковский нашел крайнюю бедность и следы разорений, произведенных униатскими официалами105 – Мокрицким в 1766–1768 и Примовичем в 1778–1779 годах106. Здесь же на Украине владыка столкнулся и с таким неблагоприятным и весьма распространенным явлением, как бродяжничество монахов. Бродяжные иноки самовольно переходили из монастыря в монастырь: жили летом по лесам в землянках и на пасеках, а зимой селились по хуторам и селам среди мирян и не желали признавать над собой никакой духовной власти. Относительно таковых монахов Преосвященный отдал строгий приказ настоятелю Мотренинского монастыря архимандриту Иринарху и уполномочил его лишать их иноческого звания, обращая в помещичьих крестьян, если они не захотят водвориться в монастырях и не станут подчиняться монастырским уставам. Тому же архимандриту владыка поручил и блюстительство за всеми украинскими монастырями и протопопиями107. 1 декабря Преосвященный Виктор прибыл в местечко Смелу Киевской губернии. Здесь ему пришлось разбирать жалобу, поданную Смилянским духовенством на своего протопопа Иоанна Радзимовского, обвиняемого в содействии католическим и униатским властям в собирании с православных некоторых налогов, отмененных еще в 1768 году. Оставляя Украину, владыка Виктор через Мотренинского архимандрита Иринарха передал всем православным украинцам свой архипастырский наказ свято хранить православие, не входить ни в какие препирательства с католическим и униатским духовенством, светскими властями и не давать никакого повода к вражде и несогласию с ними, быть верными подданными короля и Речи Посполитой. Наказ архипастыря оказался не бесплодным; с конца 1785 года по 1789 год на Украине утихли всякого рода волнения108. 14 декабря владыка Виктор прибыл в Слуцк. Первым делом, он немедленно обнародовал грамоту, с оповещением о своем назначении и увещевательным словом к пастве, составленную еще в Киеве при содействии митрополита Самуила и известного киевского проповедника протоиерея Иоанна Леванды109. «Всем известно, – говорилось в грамоте, – сила всеобщей любви и прощения и сила неприязни и злобы. Неприязнь рождает неприязнь и одно подозрение тянет за собою нескончаемую их вереницу; а спокойное обхождение убивает неприязнь в самом ее зародыше. Не так быстро охлаждается раскаленное железо, будучи опущено в воду, как человек распаленный гневом, если попадает на душу всепрощающую и долготерпящую. Тяжело терпеть без вины и не противиться неправде, приобретающей силу. Но если это терпение приносит истинный покой, если оно волка обращает в агнца: неужели тогда это бремя не сладко, не легко? Всякий видит, с какою заботой Спаситель всевает в наши души любовь и мир, как источник счастья человеческого. Не ждите другого евангелия. Утвердите мир в сердцах ваших; впитывайте в ваши сердца милость и мир – и этим оружием воюйте с хотящими угнетать вас. И пусть пример Спасителя всегда у всех будет перед глазами " 110.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вероятно, именно в результате занятий у Крижановского, владыка Виктор (Садковский) и овладел французским, о чем свидетельствует наличие в его библиотеке более трехсот французских книг. Чтобы лучше представить себе уровень образования в тогдашней академии, необходимо упомянуть и о некоторых других предметах, изучавшихся в высших классах. Кроме собственно философии в философском классе студентами изучались: гражданская и военная архитектура, механика, гидростатика, тригонометрия сферическая, начало астрономии, математическая география, гидрография, гномоника и математическая хронология49. Кроме того, студенты старших классов в свободное время обыкновенно занимались музыкой, пением и живописью. Знакомства с этими искусствами и занятия ими способствовали образованию и развитию в воспитанниках эстетического вкуса50. Так выглядело образование в Киевской академии в то время, когда в ней учился Василий Садковский. Именно здесь, в светлой академической среде, и было положено начало тем близким сердечным отношениям между Конисским и Садковским, которые связывали этих двух замечательных церковных деятелей впоследствии. 20 августа 1755 года ректор Киево-Могилянской академии, архимандрит Георгий (Конисский) , был посвящен во епископа Белорусского и вскоре покинул Киев, выехав на свою кафедру в Могилев51. Белорусская епархия в то время пребывала в крайне бедственном положении. Пользуясь государственной поддержкой, греко-католики не переставали отнимать православные храмы и церковные имения. Они запрещали строить новые церкви и возобновлять обветшалые, так что, по словам Конисского, церкви были «сараем паче и хлевникам скотским подобны, а не храмам христианским " 52. Православным не разрешалось иметь школы и семинарии. Среди православного населения, в том числе и привилегированного, царили нищета и невежество. В Белорусской епархии катастрофически не хватало священников, и тем более образованных. Зачастую православные пастыри были едва грамотными и с трудом подписывали свое имя, в большинстве своем не знали даже числа заповедей Божиих и Таинств Церкви, не говоря уже о членах Символа веры и законе Божием. Поэтому, прежде всего новый владыка обратил внимание на подготовку духовных кадров. Решая эту проблему Преосвященный Георгий в 1758 году организовал при Спасском монастыре для подготовки кандидатов во священство низшие школьные классы, а с 1759 года – семинарию53.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В помощь себе в организации учебного процесса святитель Георгий вызвал из Киева своего академического воспитанника Василия Садковского, который стал одним из первых преподавателей во вновь устроенной школе и ближайшим помощником Могилевского владыки. Если считать дату рождения Василия – 1741 год – за верную, то можно предположить, что Садковский не успел пройти полный академический курс. Организовывавшиеся в то время в России духовные школы и иные учебные заведения остро нуждались в подготовленных преподавательских кадрах. Взоры русских архиереев и устроителей учебных заведений естественно устремлялись к Киевской академии, этому могучему рассаднику просвещения и культуры. Авторитет ее был столь велик, что нередко воспитанники старших классов еще до окончания полного академического курса, приглашались на преподавательские и административные вакансии. Принимая эти предложения и выезжая на места, естественно, они уже не могли завершать своего образования в стенах Alma mater. Сведения, сохранившиеся о периоде жизни Василия Садковского в Могилеве, так же как и сведения о его детстве и времени учебы, крайне скудны. Несомненно, что весь период пребывания своего в Могилеве Садковский был близок к Преосвященному Георгию, который высоко ценил своего киевского воспитанника и во многом ему доверял. Вероятно, Василий Семенович был личным секретарем Конисского. По временам он сопровождал владыку в его поездках – в частности, в Варшаву – и часто официальная переписка Преосвященного велась его рукой54. Близость к Преосвященному делала его информированным во многих вопросах местной церковной жизни. Он воочию знал о всех бедствиях и проблемах православных, разделяя вместе со всеми горечь скорбей и унижений, приносимых католиками и униатами. Католические верхи сильно раздражала деятельность святителя Георгия. Особенно возмутило их появление православной семинарии, само уже только существование которой, по их мнению, было противозаконным55. В 1760 году студенты иезуитской семинарии, по наущению ксендза Зеновича, вооруженные ружьями, саблями, камнями и дубинками напали на архиерейский дом и семинарию56. Они учинили там яростный разгром, оскорбляя и нанося побои всем, кто попадался им под руку. Несколько православных воспитанников получили серьезные ранения, одному из них жестоко изрубили руку57, а сам владыка Георгий вынужден был спасаться в подвалах архиерейского дома58. «От сего случая, – докладывал в Святейший Синод Преосвященный Георгий, – священство епархии моей и граждане здешние детей своих до семинарии давать опасаются, почему и число учеников не великое до сих пор приходится " 59.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он более всего призывал свою паству к долготерпению, а о воссоединении униатов пока и не мечтал. Он не отнял ни одной униатской церкви, но твердою рукою остановил запустение и разорение православных храмов и монастырей. В те приходы, из которых православные священники были изгнаны, а униаты не успели возвратиться, он рукополагал священнослужителей, а в пришедшие в запустение от безлюдия монастыри призывал людей из других епархий. Преосвященный Виктор изыскивал средства для поддержания церковных зданий; принял принудительные меры к тому, чтобы духовенство направляло своих детей для обучения в Слуцкую духовную семинарию. Своими осторожными и целенаправленными действиями преосвященный Виктор вместе с преосвященным Георгием (Конисским) и архимандритом Мелхиседеком подготовили великое дело воссоединения униатов. Православие стало заметно оживать, а вместе с ним ожило и исконное тяготение к России. Поляки были этим встревожены и, чтобы приостановить воссоединение с Матерью-Церковью, обвинили православных в Польше в намерении «вырезать всех поляков». Была назначена специальная следственная комиссия, которая многих православных подвергла пыткам и даже смерти. Обвинен был и преосвященный Виктор в предполагаемом бунте, и 18 апреля 1789 года он был схвачен и отправлен в Варшаву на сеймовский суд. Три года и три месяца томился преосвященный в заточении сначала в Варшаве, а потом в темной и сырой тюремной келье Ченстоховского монастыря, закованный в кандалы, мучимый допросами, и нередко под страхом смерти. 21 июля 1792 года он был освобожден русскими войсками. После второго раздела Польши началось воссоединение с Православием населения возвращенных к России областей. Немалую роль в этом деле сыграл и преосвященный Виктор. Под его руководством около полутора миллиона душ возвратилось в лоно Православной Церкви. 13 апреля 1793 года преосвященный Виктор был назначен епископом Минским, продолжая усердно трудиться в деле воссоединения. Только с мая 1794 года по февраль 1795 года его пастырскими посланиями и устными проповедями воссоединено 1800 церквей с 1032 священниками и 101090 прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

24 июля Преосвященный Виктор прибыл в свою новую епархию282. Жизнь Преосвященного в Чернигове значительно отличалась от его жизни в Слуцке. Здесь был уже «покой». Однако привыкший к неустанной работе, владыка Виктор и в Чернигове нашел себе дело. Благодаря его заботам, был обновлен и сохранен полуразрушившийся было священный уголок Чернигова – пещеры в Болдиной горе, связанные с именем преподобного Антония Печерского и Свято-Троицкая Ильинская церковь . Пещеры были обновлены на собранные пожертвования, а на ремонт Троицкой церкви владыка исходатайствовал казенные деньги283. Церковь эта последние десять лет оставалась почти без ухода и пришла в сильное обветшание. Водворившаяся внутри сырость совершенно испортила иконостас, снаружи обвалился карниз, погнулись кресты, прохудилась и текла крыша. Немедленно же по прибытии в Чернигов Преосвященный Виктор стал хлопотать о восстановлении этой запустевшей величественной церкви. Храм был полностью обновлен, а новый шестиярусный иконостас отличался особенной изысканностью и благолепием284. В 1798 году под попечительством владыки Виктора были завершены реставрация и украшение Черниговского Спасо-Преображенского кафедрального собора, начатые еще в 1790 году по повелению Екатерины II285. Кроме того, Преосвященный Виктор довершил начатое его предшественником строение архиерейского дома и произвел значительную перестройку семинарских зданий. Черниговская семинария была одной из самых крупных. В ней обучалось, например, в 1797/98 учебном году до 700 учеников. Однако тесные и ветхие деревянные семинарские здания совершенно не соответствовали такому количеству учащихся. Владыка Виктор планировал сделать капитальную перестройку всех зданий семинарии, но его долгие хлопоты по отпуску денежных сумм не увенчались успехом: было отпущено лишь 6000 рублей и поневоле пришлось ограничиться самыми необходимыми починками. Черниговская семинария была предметом особых забот уважавшего образование владыки. С первого же года своего пребывания в Чернигове он ввел в семинарии общеобязательным предметом еврейский язык. Ходатайствовал о прибавлении для обучающихся в семинарии дворянских детей новых дисциплин: геометрии, рисования и – «по смежности присоединенного от Польши края» – польского языка. Кроме того, Преосвященный считал нужным иметь в семинарии «класс простого греческого языка, который нынешние греки употребляют " 286. Им были сделаны некоторые распоряжения и по части педагогической: не исключать тех, которые желали бы продолжать учебу, независимо от их возраста; не препятствовать переходу в старшие классы малолетних, если ими оказаны надлежащие успехи; не наказывать розгами «философов» и «богословов " 287.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

17.      Кивлицкий Е. Мнимый бунт на Волыни в 1789 г.//Киевская Старина. – 1902. – 11. – С. 283–300. 18.      Киприанович Г. Я. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени. – Вильно: тип. И. Блюмовича, 1895. – 236 с. 19.       Костомаров Н. Последние годы Речи Посполитой. – СПб.: тип. М. И. Стасюлевича, 1886. – 3-е изд. – Т. 1. – 763 с. 20.      Котович И. Портреты духовных деятелей эпохи воссоединения западнорусских униатов с Православной Церковью с кратким очерком Православия в унии в Западнорусском крае. – Вильно, 1889. – 30 портр. и рис. 21.      Коялович М. О. История воссоединения западнорусских униатов старых времен (до 1800 г.). – Мн.: изд. «Лучи Софии», 1999. – 400 с. 22.      Л-в. П., свящ. Виктор, епископ Переяславский//Киевские Епархиальные Ведомости. – 1861. – 1. – С. 79–89; 2. – С. 135–152; 3. – С. 216–223. 23.      Линчевский М. Педагогия древних братских школ и преимущественно древней киевской академии//Труды киевской духовной академии. – 1870. – 3. – С. 43–76; 4. – С. 104–154; 5. – С. 437–500; 6. – С. 536–588. 24.      Максимович М. А. Собрание сочинений. – Киев, 1876. – Т. 1. – 437 с. 25.       Мануил (Лемешевский) , митрополит. Русские православные иерархи (992–1892). Т. 1–3. – М.: изд. Сретенского м-ря, 2002–2004. 26.      Материалы к истории трехлетнего заключения православного епископа Виктора Садковского в польских тюрьмах/П. Ф. Николаевский//Христианское чтение. – 1892. – Ч. 2. – С. 165–201. 27.      Mihckaя enapxiя//Бeлapycki календар 2000. – Мн.: сабор г. Mihcka, Беларускае Брацтва Трох Biлehckix 1999. 28.      Орловский Петр, прот. Преосвященный Виктор Садковский, архиепископ Минский, Изяславский и Брацлавский, коадъютер Киевской митрополии, управляющий с 1785 по 1796 год всеми православными церквями и монастырями в пределах бывшаго ц. Польского//Киевская Старина. – 1892. – 7. – С. 20–54. 29.      Официальные документы по делу Виктора Садковского/Прот. Петр Орловский//Киевская Старина. – 1892. – 9. – С. 414–420.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это особенно отчетливо заметно при осмыслении истории XIX–XX веков, периода, изучение которого было только начато в начале XX века и внезапно остановлено в 1917 году. Оно возобновилось после большого перерыва в 90-е годы ушедшего века. Исследованию подлежит не только тот непростой исторический путь, который прошла Православная Церковь Беларуси от Возрождения в XIX веке до ее разгрома в XX и нового восстановления церковной жизни на пороге XXI века. Такие события церковной жизни, как Полоцкий церковный собор или влияние указа о веротерпимости 14 апреля 1905 года на церковную жизнь населения Беларуси, роль Православия в формировании культуры и народного самосознания еще ждут своего исследователя. Многие проблемы, с которыми сталкивалась Православная Церковь в минувшие столетия, возникают перед ней и в настоящем. Прежде всего, это проблемы взаимоотношений с иными христианскими конфессиями, особенно римо-католицизмом. Дать им должную оценку – задача современных историков Церкви. Историкам надлежит возродить и имена тех людей, благодаря трудам и подвигу которых Святое Православие живо в Беларуси и по сегодняшний день. Именно такими деятелями истинной веры Христовой являются святитель Георгий (Конисский) и его ученик, друг и сподвижник, Минский архиепископ Виктор (Садковский) (1741–1803). С именем этого замечательного иерарха связано учреждение в 80-х годах XVIII столетия Православной кафедры в Речи Посполитой, первые годы существования Минской архиепископии, открытие и устроение Минской духовной семинарии, духовных училищ. Но, несомненно, самым важным и знаменательным событием в церковном служении Преосвященного Виктора стало воссоединение униатов с Православной Церковью , происшедшее на территории Украины и Беларуси в 1794–96 гг., когда более полутора миллионов униатов, под руководством архипастыря, вернулось в Православие. Значимость этого события и то деятельное участие, которое принимал в столь великом деле Преосвященный Виктор, придают его личности заслуженный авторитет. Жизнь и церковная деятельность владыки Виктора представляет большой интерес и с точки зрения изучения судеб духовенства Беларуси и Украины в XVIII–XIX вв. Формально (рождением) связанное с Униатской церковью, своим воспитанием и семейными традициями оно было крепко соединено с Православием. Искреннее почитание Православия в унии вместе с симпатией к единоверной России было весьма распространенным явлением среди населения Беларуси и Украины, волей судеб оказавшегося в составе католической Речи Посполитой. Эти настроения выразительно переданы в «Записках» Литовского митрополита Иосифа (Семашко) 17 и его однокашника по Главной Литовской семинарии Минского архиепископа Антония (Зубко)18. Примером подобного же мироощущения является переписка М. О. Кояловича с известным издателем А. С. Сувориным19. Подобные же настроения, по-видимому, царили и в семье Садковских.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010