На Слуцкую архимандрию выдвинулись сразу несколько претендентов – игумены: Дятловичский, Мелетий (Бувайло) и Брестский, Спиридон (Гриневецкий). Однако, рекомендация Преосвященного Георгия (Конисского) , состоявшего с 1783 года членом Святейшего Синода74 и считавшего, что «место сие архимандрическое, могущее и долженствующее помогать церквам нашим, тамо угнетаемым, требует не инаго архимандрита, как такого, каков есть Садковский " 75, имело решающее значение. В октябре 1783 года игумен Виктор был назначен «на заграничную в Польше Слуцкую троицкую архимандрию " 76. Назначение это для него было, с одной стороны, желанным, а с другой, по-человечески, несколько пугало своей большой ответственностью и хлопотностью. Садковский прекрасно понимал, что за внешней привлекательностью положения, в Слуцке его ожидают массы трудностей и проблем. «Слышу, что все там в непорядке и разрушении», – писал он в письме одному из своих знакомых77. Синодальный указ о своем назначении, с приказанием ехать в Киев для посвящения в архимандриты Садковский получил в самом начале 1784 года. Выехав в феврале из Варшавы, он направился в Слуцк, для представления слуцкому владельцу, Виленскому воеводе князю Карлу Радзивиллу, и получения от него так называемой «презенты», формально необходимой кандидату в Слуцкие архимандриты. В Киев Садковский приехал только весной. 19 мая, в день Св. Троицы, Киевский митрополит Самуил (Мисловский)78 в Софийском кафедральном соборе посвятил игумена Виктора в архимандрита79. «О, какое тяжелое для поднятия возложено на меня ярмо! – Говорил в своей речи ново поставленный архимандрит. – Я назначен в тот край, где православные чувствуют себя между иноверцами зачастую так, как овца между волками, голубь между ястребами, младенец между змеями " 80. Архимандрит Виктор ясно сознавал, с какими трудностями и ответственностью сопряжено предстоящее служение. Он даже писал, извещая Преосвященного Георгия о своем посвящении: «Призывая Бога во свидетельство моей искренности, скажу вам, что высшее управление архимандрией меня не радует " 81. Однако Садковский не отказался от нового назначения, хотя, несомненно, и имел такую возможность. Со смирением принял он возложенное Церковью на него новое послушание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однако разрушить начатое святителем дело строительства образования не удалось. Семинария была восстановлена, и учебный процесс в ней продолжался, в немалой степени благодаря и трудам Василия Семеновича Садковского. В ряду многих обязанностей, возложенных владыкой Георгием на Садковского, была и обязанность кафедрального проповедника60. 15 ноября 1746 года, «префект и профессор Могилевской семинарии» Василий Семенович Садковский за торжественным богослужением в могилевской братской церкви, произносил проповедь в честь коронации короля Речи Посполитой Станислава Августа61. Когда именно принял монашеский постриг и был возведен в священный сан Василий Семенович, сведений никаких не сохранилось, однако, уже в первой половине 1768 года он известен как иеромонах Виктор. В то время он именовался «наместником кафедры могилевской» и являлся членом могилевской консистории62. Будучи кафедральным наместником и одновременно оставаясь префектом семинарии, иеромонах Виктор по поручению Преосвященного занимался кадровыми вопросами. Он рассматривал дела и готовил представления о рукоположении кандидатов в священные степени. Должность кафедрального наместника, предполагавшая особенно близкое общение с архиереем, еще более укрепила установившиеся прежде близкие и доверительные отношения между отцом Виктором и Преосвященным Георгием. Так что последний нередко давал своему наместнику поручения не только официального, но и сугубо личного характера63. Семнадцать лет пробыл Садковский «при боку епископа Могилевского». Именно здесь, в Могилеве, под руководством Преосвященного Георгия, он приобрел то глубокое понимание нужд и потребностей православных Речи Посполитой и ту многостороннюю церковно-административную опытность, которые так необходимы были ему в его будущем служении архипастыря, к которому готовил его Господь. 18 августа 1774 года иеромонах Виктор (Садковский) был назначен игуменом Мстиславского Тупичевского монастыря, однако должность эту он занимал совсем непродолжительное время. Около 1774 года в Святейшем Синоде возникло дело по обвинению капеллана Российского посольства в Варшаве, иеромонаха-грека Дорофея (Возмуйлова) в неподобающей сану и положению жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первым архиепископом новоприсоединённых областей был преосвящённый Виктор Садковский. Книга вторая. Виктор Садковский: его жизнь и деятельность за время до возвращения западнорусских областей России Садковский родился в 1741 году» 405 . Он происходил из старого дворянского рода 406 . Его отец – священник 407 , по словам униатского историка Ликовского 408 , был сначала православным; потом перешёл в унию – и от архиепископа Афанасия Шептицского получил утверждение в должности настоятеля церкви села Голубши в Уманщине. Здесь, будто бы, у Садковского – отца возникли неприятности с местным владельцем. Тогда он порешил с унией и переселился с семейством в Киев, где был определён викарным при Преображенской церкви 409 . Если сообщаемые Ликовским сведения справедливы 410 и Садковский-отец действительно был некоторое время униатом, то на всё это следует смотреть лишь как на один из нередких в то время примеров печального компромисса православного пастыря со своей совестью под давлением насилия. Это был печальный случай временной победы плоти над духом, когда горькая перспектива голодного скитания заставила бедного, семейного 411 священника опустить глаза перед строгим взглядом чистой совести. Но подъём духа скоро исцелил приключившуюся слабость, а искреннее раскаяние навсегда уже загородило к ней дорогу. Сам Ликовский даёт право думать таким образом, говоря, что священник Садковский унёс из Голубши в Киев «ненависть к полякам и латинянам», которую и «привил своему сыну» 412 . Во всё почти продолжение прошлого века Киеву то-и-дело приходилось видеть у себя «беглых с польской стороны духовных особ разного чина», которые искали у «матери городов русских» приюта себе и своим разорённым семействам, а нередко приносили сюда с повинной головой и насильно навязанную им унию 413 . Перемещение в Киев для священника Садковского было полезно в том отношении, что его семейству предоставлялась полная возможность получить хорошее образование. Мы ничего не знаем о других членах семьи священника Садковского, но будущий архиепископ Минский в шестидесятых годах прошлого века является «единым класом той жатвы, которая в Киеве в то время красовалась и созревала под начальством Георгия Конисского » 414 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Виктор (Садковский), архиеп. Минский. Портрет. Кон. XVIII в. (ГРМ) (Садковский Василий Семенович; ок. 1741 - 11.11.1803, Чернигов), архиеп. Черниговский. Род. на Уманщине в семье униатского священника из дворянского рода. Отец В. во 2-й пол. 40-х гг. XVIII в. переселился в Киев, присоединился к правосл. Церкви и стал священником при Преображенской ц. на Подоле. В. Садковский учился в Киево-Могилянской академии (см. ст. Киевская духовная академия ) во время ректорства архим. св. Георгия (Конисского) , в 1755 г. поставленного во главе Могилёвской (Белорусской) епископии. В 1758 г. Садковский по приглашению свт. Георгия приехал в Могилёв и 17 лет состоял личным секретарем архиерея. В 1764 г. Садковский был назначен кафедральным проповедником, префектом и профессором Могилёвской ДС. Весной 1768 г. рукоположен во иерея, стал членом Могилёвской консистории, именуясь «наместником кафедры Могилёвской». С 18 авг. 1774 г. игумен мстиславского Тупичевского мон-ря, с 12 дек. 1775 г. (по др. данным, с 23 янв. 1775) священник при российском посольстве в Варшаве. 25 окт. 1783 г. В. был поставлен во главе Слуцкой архимандритии в Польше, в февр. следующего года получил презенту на архимандритию от виленского воеводы и владельца Слуцка кн. К. Радзивилла. 19 мая 1784 г. в Киеве, в Софийском кафедральном соборе, митр. Киевским Самуилом (Миславским) возведен в сан архимандрита, в июле прибыл в Слуцк. Занимался устроением монастырской жизни и учреждением церковных школ. В нач. 1785 г. между Россией и Польшей было достигнуто соглашение о восстановлении в пределах Речи Посполитой правосл. Переяславской и Бориспольской епископской кафедры в юрисдикции РПЦ, во главе к-рой указом имп. Екатерины II от 27 марта 1785 г. был поставлен В., хиротония состоялась 9 июня в киевском Софийском соборе, одновременно В. стал коадъютором Киевского митрополита. Местом пребывания архиерея являлся слуцкий во имя Св. Троицы мон-рь . Территория Переяславской епархии занимала почти всю Правобережную Украину и часть Белоруссии, включала в себя 323 храма, 365 священно- и церковнослужителей. В 1786 г. В. получил королевский привилей на управление кафедрой. Будучи российским подданным, с согласия российского правительства 7 мая 1787 г. принес в Тульчине присягу на верность королю и Речи Посполитой. В 1786-1787 гг. В. активно занимался церковными делами: ходатайствовал перед Синодом о строительстве церкви при рус. посольстве в Варшаве, совершал инспекционные поездки по мон-рям епархии, сопровождал имп. Екатерину II в ее поездке на Украину. При В. были освящены храмы в Слуцке, Мозыре, Осовцах, заложена церковь в Копыле, открыт ряд жен. и муж. мон-рей. В Слуцке в 1785 г. возобновила свою деятельность консистория, начались занятия в ДС.

http://pravenc.ru/text/158548.html

В сентябре 1779 года православное украинское духовенство, вследствие своего совершенного разорения не имело средств послать в Варшаву из своей среды уполномоченных искать правосудия у правительства. Поэтому мемориал о своем бедственном, беззащитном положении со всеми необходимыми документами отправило по почте на имя варшавского капеллана. Игумен Виктор представил полученные им документы на тогдашний сейм королю и членам его Постоянного Совета и самым энергичным образом ходатайствовал о восстановлении попранных прав своих единоверных собратий70. Но благоприятный для православных исход какого-либо дела в Варшаве был практически невозможен. Зная это, игумен Виктор советовал им в серьезных вопросах действовать через Петербург, где находился и великий ходатай – Могилевский святитель Георгий. В делах же менее важных и более частного характера Садковский нередко сам оказывал обращавшимся к нему православным деятельную помощь, так что имя его приобрело широкую известность не только у тех, кто имел случай встретиться с ним лично в Варшаве, но и далеко за ее пределами. За все девятилетнее пребывание в Варшаве игумен Виктор оставался верным «послушником» своего многоуважаемого наставника Преосвященного Георгия. Все это время между Конисским и Садковским сохранялась тесная духовная связь. Живая переписка заменяла им устное общение и обмен мыслями. Во всех трудных и важнейших делах игумен Виктор неизменно обращался за советом и инструкциями к своему мудрому руководителю. Не оставлял Могилевский владыка без внимания и поощрения смиренных трудов своего питомца. По его ходатайству, рекомендациям графа Штакельберга и резидента посольства, барона И. Ф. Аша71, Садковский 2 августа 1783 года был награжден Синодом архимандричьим наперсным крестом – наградой по тем временам весьма почтенной и редкой72. Награда эта была для игумена Виктора своего рода предзнаменованием. Вслед за архимандричьим крестом его ждало и само место архимандрита. В 1783 году 2 сентября, скончался Слуцкий архимандрит Павел (Волчанский)73. После присоединения к России Могилева в 1772 году по первому разделу Речи Посполитой, Слуцкая архимандрия составляла самую высшую ступень православной иерархии в этом государстве и имела почти все принадлежности архиерейской кафедры. Слуцкий архимандрит при богослужении употреблял жезл, дикирий, трикирий и рипиды; совершал каждение архиерейским чином; и во время «Херувимской песни» не выходил вместе со всеми священнослужителями на солею, а принимал Святые Дары, стоя в царских вратах, как это делают архиереи. Именуясь наместником Киевского митрополита, архимандрит по собственному усмотрению мог посвящать в своей архимандрии кандидатов в низшие церковные степени и имел право управления священнослужителями и суда над ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

12 Мельников А. А. Путь непечален. – Мн.: изд. Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата. 13 Памяти преподобномученика Афанасия, игумена Брестского/Материалы научно-богословской конференции. – Брест, 16–19 сентября 1996 г. – Мн.: изд. Православное братство во имя Архистратига Михаила, 1997. 14 Церкви и приходы Минска. История и современность. – Мн.: изд. Свято-Петро-Павловского собора, 2001. 15 Приходы и монастыри Белорусской Православной Церкви. – Мн.: изд. Свято-Петро-Павловского собора, 2001. 17 Записки Иосифа, митрополита Литовского, изданные императорскою Академиею наук по завещанию автора. – СПб., 1883. – Т. I. – С. 572. 18 Антоний (Зубко), архиеп. О греко-унитской церкви в Западном крае России. – СПб., 1889. – С. 60. 19 Цит. по: Цьbikebiч А. «Западно-руссизм». Нарысы з ricmopыi грамадзкай мыcьлi на Бeлapyci XIX i пачатку XX в. – Мн., 1993. – С. 145. 20 Барановский Стефан, свящ. Минско-Волынский архиепископ Виктор Садковский//Литовские Епархиальные Ведомости. – 1878. – 22. – С. 176–179. 21 Страдомский Андрей, прот. Материалы для жизнеописания преосвященного Виктора Садковского, архиепископа Черниговского и Малороссийского//Черниговские Епархиальные Известия. – 1867. – С. 529–539. 22 Орловский Петр, прот. Преосвященный Виктор Садковский, архиепископ Минский, Изяславский и Брацлавский, коадъютор Киевской митрополии управляющий с 1785 по 1796 год всеми православными церквами и монастырями в пределах бывшего ц. Польского//Киевская Старина. – 1892. – 7. – С. 20–54. 23 Л-в П., свящ. Виктор, епископ Переяславский//Киевские Епархиальные Ведомости. – 1861. – 1. – С. 79–89; 2. – С. 135–152; 3. – С. 216–223. 24 История воссоединения западнорусских униатов старых времен. – СПб.: тип. 2-го отд-ния собств.е.и.в. канцелярии. 1873. Изд. 2-е – Мн.: «Лучи Софии». 1999. 26 Киприанович Г. Я. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени. – Вильна: тип. И. Блюмовича, 1895. 29 Письма к разным лицам Преосвященного Виктора Садковского, первого Минского архиепископа (I–CL). Материалы для истории Минской епархии/ С. Г. Рункевич //Минские Епархиальные Ведомости. – 1891. – 24; 1892. – 1–24. К истории воссоединения униатов в Минской архиепископии 1794–1795 гг. (Три письма Преосвященного Виктора Садковского к Могилевскому архиепископу Георгию Конисскому) /Горючко П.//Минские Епархиальные Ведомости. – 1902. – 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Академия Киевская в то время не имела характера исключительно высшего духовноучебного заведения, какой присущь духовным академиям ныне. В ней, как и в семинариях, учение начиналось с низших классов грамматики. Отличие от семинарий, кроме лучшей постановки преподавания, состояло в том, что здесь обязательно были классы философии и богословии, а так же изучались новые языки, между тем как в тогдашних семинариях учение редко шло далее класса риторики, а преподавание новых языков ялялось только иногда, более или менее случайной роскошью 415 . Садковский получил полное академическое образование: он «обучался философии и богословии, а также латинскому и польскому языкам» 416 . Киевская академия имела в это время своё светило в лице Георгия Конисского 417 , сначала даровитого профессора пиитики 418 , философии 419 и богословии 420 , а потом всеми горячо любимого ректора 421 . Здесь, в светлой академической среде, положены были первые основы тем близким, сердечным отношениям между Конисским и Садковским, которые связывали этих двух замечательных западнорусских деятелей впоследствии 422 . Когда, за смертью Белорусского епископа Иеронима Волчанского 423 , – 13 октября 1744 года 424 после долгой проволочки вследствие происков польсколатинской партии с самим папой во главе 425 , был, наконец, посвящён на белорусскую кафедру Георгий Конисский – 20 августа 1755 года 426 , – он скоро вызвал к себе и Садковского 427 . Последний оставался «при боку епископа могилёвского» целых семнадцать лет 428 . Сохранившиеся до нас сведения о могилёвском периоде жизни и деятельности Садковского, как и о времени его детства и обучения, крайне скудны. Несомненно только то, что во всё своё пребывание в Могилёве Садковский оставался близким к преосвященному Георгию человеком и был у него, кажется, личным секретарём. По крайней мере, он сопровождал преосвященного Георгия в его поездках – например, в Варшаву – и официальная переписка преосвящённого Георгия была ведена часто его рукой 429 . В 1764 году, 15 ноября, в день коронации короля Станислава Августа Садковский говорил проповедь за торжественным богослужением в Могилёвской братской церкви, ещё, не будучи монахом, и мемуарист, записавший это событие, называет его «префектом и профессором Могилёвской семинарии и «проповедником» 430 . Но недолго спустя, профессор Василий Семенович Садковский стал уже иеромонахом Виктором. По крайней мере, в конце июня (29-го) 1768 года встречается уже его подпись: «Иеромонах Виктор, наместник кафедры могилёвской», – в числе членов Могилёвской консистории. То-и-дело встречающиеся с этого времени представления иеромонаха Виктора о рукоположении тех или других лиц в священные степени свидетельствуют о специальной его деятельности за это время 431 . Непрерывно тянущаяся по конец июля 1774 года подпись Виктора кафедральным наместником 432 разнообразится в одном документе – с датой17 января 1774 года – прибавкой: «и семинарии префект» 433 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Виктор, архиепископ Черниговский (Садковский) Родился в 1741 году в семье священника. Высшее образование получил в Киевской духовной академии, где в то время был учителем, а потом и ректором Георгий (Конисский ; † 1795, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых). Около 1757 года Садковский начал трудиться в Могилеве при преосвященном Георгии (Конисском) сначала в качестве письмоводителя, а потом, по принятии монашества и рукоположения, настоятелем кафедрального собора. В 1774 году возведен в сан игумена Тупичевского монастыря близ города Мстиславля Могилевской епархии. В 1775 году по рекомендации преосвященного Георгия назначен священнослужителем домовой церкви при русском посольстве в Варшаве. В 1784 году возведен в сан архимандрита в г. Слуцк. Слуцкая архимандрия в то время имела особо важное значение, потому что Слуцк оказался центром Православия в оставшихся под Польшей западно-русских областях. Слуцкому архимандриту при богослужении были присвоены некоторые архиерейские отличия: трикирий и дикирий, особенная форма каждения, поминовения и др. 9 июня 1785 года хиротонисан во епископа Переяславского и Бориспольского, викария Киевской епархии, с местопребыванием в г. Слуцке. Хиротонию совершали: митрополит Серафим Лакедемонский, епископы Иларион и Кирилл Севские, архиепископ Никодим Реондашский и архиепископ Георгий (Конисский) , коадъютор Киевской митрополии. Польско-латинское духовенство встретило православного епископа Виктора плотной стеной сопротивления. Папский нунций в Варшаве вручил королю протест самого папы. Но, несмотря на все эти препятствия, назначение преосвященного Виктора было утверждено. Епископу Виктору при его назначении была дана инструкция не задаваться миссионерскими целями против унии и римского католичества. Ему даже было запрещено рукополагать священников в те приходы, на которые почему-либо претендовали униаты. Преосвященный Виктор явился славным поборником Православия в Западной Руси и на Украине. Он зарекомендовал себя благонравием, честным поведением и осторожностью, а также настойчивой заботливостью о судьбах Православия в областях, находившихся под польским владычеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Задержанный церковным начальством на некоторое время в Киеве, Садковский не сидел, сложа руки. Уже там он начал активную деятельность, связанную с заботой о Слуцкой архимандрии, проявив себя мудрым стратегом в делах церковно-административных. В Киеве он набирал монахов для обезлюдевших монастырей своей архимандрии, готовил проект учреждения при Слуцком женском монастыре женского училища и заведения в Слуцке церковных школ для мальчиков, а также собирал пожертвования на постройку главной каменной церкви Свято-Троицкого монастыря, вместе с тем, начиная входить и в текущие дела архимандрии82. Снабженный всевозможными инструкциями, «архимандрии и митрополии Киевской наместник», или «коадъютор " 83 Виктор (Садковский), к зиме прибыл в Слуцк. С первых же дней он энергично занялся устроением монастырской жизни архимандрии и учреждением церковных школ. К соседним Преосвященным он посылал сразу по несколько монахов для рукоположения. По его поручению, еще в середине декабря, консисторией были разосланы по архимандрии универсалы, с предписанием духовенству непременно доставить своих детей в открываемые школы, снабдив их одеждой и продовольствием. И уже вскоре архимандрит Виктор дал распоряжение немедленно приступить к учению всем – как «знакомым уже с начатками латинского и польского языка», так и начинающим еще только учиться84. В начале 1785 года между Петербургом и Варшавой было достигнуто соглашение о восстановлении в пределах Речи Посполитой православной епископской кафедры. Отсутствие законного иерарха было большим ущербом в церковной жизни православного населения Речи Посполитой. Святейший Синод и российское правительство уже давно думали об учреждении там православной кафедры, но выжидали для этого лишь подходящего момента. В 1783 году Петербург согласился на восстановление в Белоруссии, отошедшей в 1772 году к России, особой униатской архиепископской кафедры в Полоцке, что являлось уступкой варшавскому правительству и папе. Однако взамен этой уступке петербургский двор потребовал от правительства Речи Посполитой согласия на открытие в ней необходимой для православных архиерейской кафедры85.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Виктор (Садковский), архиепископ Черниговский ПРАВОСЛАВИЕ.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ВИКТОР (Садковский), архиепископ Черниговский Из " Каталога русских архиереев " , готовящегося к изданию в Сретенском монастыре. Родился в 1741 году в семье священника. Высшее образование получил в Киевской духовной академии, где в то время был учителем, а потом и ректором Георгий Конисский весьма известный впоследствии в западно-русской истории. Около 1757 года Садковский начал трудиться в Могилеве при преосвященном Георгии (который стал епископом с 1755 г.), сначала в качестве письмоводителя, а потом, по принятии монашества, кафедральным наместником. Принял монашество и рукоположен во иеромонаха. В 1774 году возведен в сан игумена Тупичевского монастыря близ города Мстиславля Могилевской епархии. В 1775 году по рекомендации преосвященного Георгия назначен священнослужителем домовой церкви при русском посольстве в Варшаве. В 1784 году возведен в сан архимандрита в г. Слуцк. Слуцкая архимандрия в то время имела особо важное значение, потому что Слуцк оказался центром православия в оставшихся под Польшей Западно-русских областях. Слуцкому архимандриту при богослужении были присвоены некоторые архиерейские отличия: трикирий и дикирий, особенная форм каждения, поминовения и др. 9 июня 1785 года хиротонисан во епископа Переяславского и Бориспольского, викария Киевской епархии с местопребыванием в г. Слуцке. Хиротонию совершали: митрополит Серафим Лакедемонский, епископы Иларион и Кирилл Севские, архиепископ Никодим Реондашский и архиепископ Георгий Конисский, кадъютер Киевской митрополии. Польско-латинское духовенство встретило православного епископа Виктора плотной стеной сопротивления. Папский нунций в Варшаве вручил королю протест самого папы. Но, несмотря на все эти препятствия, назначение преосвященного Виктора было утверждено.

http://pravoslavie.ru/archiv/archiereolo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010