В.Д. Лихачева II. Искусство VI–VII веков Расцвет византийского искусства, наступивший в VI веке, во многом связан с политическим и экономическим подъемом, который испытывала империя в годы правления Юстиниана (527–565). Выдающийся государственный деятель, блестяще образованный человек, Юстиниан добился небывалого могущества своего государства. Проведенные им аграрные реформы способствовали развитию земледельческого хозяйства. В 536 году было централизовано административное управление империей. Свод гражданских прав, составление которого началось на второй год после восшествия Юстиниана на престол, явился плодом деятельности многих юристов того времени. Он продолжал действовать и в последующие столетия. Вместе с тем это был период все усиливающейся эксплуатации крестьян и простых горожан. Сопротивление народных масс вылилось в 532 году в восстание городской бедноты «Ника» («Побеждай!» – клич, по которому восставшие узнавали друг друга). Восстание было жестоко подавлено. В эти годы в результате кровопролитных войн на западе к Византии были присоединены Италия, юго-восток Испании, Сицилия, Сардиния, Корсика, север Африки, Далмация. Войны на востоке не были столь удачны и завершились прочным миром с Ираном. Византия продолжала господствовать на Черном море, так как ей принадлежали Боспор, Таманский полуостров и Херсон. В результате при Юстиниане империя приобрела такие размеры, каких она ни до, ни после не достигала. В последние годы жизни Юстиниана и при его наследниках северным границам империи постоянно угрожали набеги славянских племен, которые, однако, в начале VII века были временно приостановлены с появлением на Дунае их общего врага – разноплеменной орды аваров. Авары пытались подчинить себе живших на нижнем Дунае славян. Совместно со славянами они не раз осаждали Константинополь и Салоники, нападали на приморские города и острова. Но основным врагом империи в VII столетии стали объединившиеся под знаменем ислама арабы. Под их натиском империя теряла свои восточные провинции одну за другой. При императоре Ираклии Сирия, а затем и Египет были навсегда потеряны для Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

Зададим себе вопрос: «Как же удерживалось государство Российское в состоянии определенной стабильности и устойчивости – до его падения?» Так же, как и в Византийской Империи, все народы ее (Российскую Империю) населяющие брали пример и образцы с человеков, живущих по Евангелию. Недалекие или злонамеренные люди считают Империю за зло и навязывают это свое понимание и другим, простодушным. Однако, если у вас в семье десятеро «по лавкам ложками стучат», а вы еще и из детдома детей приютили – вот и империя (семейная) – это же лучше, чем родителям одним по жизни «мыкаться», а детям – сиротами маяться! В старости некому будет и стакана воды подать! Ясно, что такая семейная «империя», основанная на «законах» любви и добра, а не на корысти и расчете – более монолитная, жизнестойкая и прочная. Теперь представьте, что родители пропали – угнаны в полон или уничтожены – дети остались одни; и со временем стали делить «совместно нажитое имущество». Заметим, что с утерей родителей постепенно утерялись и бытовые традиции, основы православного бытия, почитание дедов, прадедов. Забылись былые подвиги и подвижничество, выветрились из голов рассказы о былом, об истории рода, о том, чем жили! К тому же, самые продвинутые и «сообразительные», может быть, приемные дети, придумали «психологию», «философию», «политологию» и т.д. и т.п. А, еще более продвинутые, замахнулись и на «идеологию». Логика «многомятежного хотения» вытеснила из умов и сердец: кротость, смирение, послушание, милосердие - заменив все это на гордость и корыстолюбие. То же самое происходит и с « павшими» Империями. И их окраины, бывшие ранее окраинами монолитного государства, превращаются в самостийные (суверенные) «окраины». И безразлично, чья тленная плоть лежит в мавзолее – Керенского, Ленина , Милюкова или Корнилова (который арестовывал Императора) – бывшая Империя обречена на эксперименты «идеологиями» и, в конце концов, на заклание на жертвеннике лукавого. А, ведь Творец – не спит! Оставив волю человеческую – свободной, Он напоминает: «Мне отмщение, Аз воздам!» Но, упрямые потомки Адама «гнут свою линию» с разных краев и сторон бывшей Империи. И этим самомнением, гордостью и упрямством, как и семь тысяч лет назад, весьма эффективно пользуются слуги лукавого (финансовый интернационал). В середине XX века эти слуги нашли два государства, которые «эффективно» могли бы противостоять друг другу, пролив при этом реки крови.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/22/ro...

Замечание относительно понятия Запада, возникшего и сформировавшегося в рамках европейской социокультурной традиции, позволяет отметить, что уже в своём генезисе он оппонирует византийской традиции (Западная Римская Империя – Восточная/Византийская Римская Империя), а уже через неё и русской традиции (Священная Римская Империя – Русь княжеская/Русское Царство). При этом О. Шпенглер, фиксируя закат Запада, указывает на будущий мировой цивилизационный центр в России, тем самым также отмечая это глубинное культурно-цивилизационное оппонирование. Отсюда следует очень важный вывод: оппонирование Запада России (во всех её исторических формах, начиная с Ладожской Руси) приводит к тому, что Россия рассматривается Западом как объект культурно-цивилизационной агрессии, а все кто ассоциирует себя с Западом (государства, этнические сообщества, социальные группы или персоны) становятся, скрытыми или открытыми, врагами России и русоненавистниками. Пример Владимира Печерина, с его « как сладостно отчизну ненавидеть», здесь достаточно наглядный. Прежде чем начать разговор о Рапалльском договоре, следует показать в каком контексте мировой и европейской истории он состоялся, что ему непосредственно предшествовало и каким образом повлияло на его подписание. 28 июня  1919 года во Франции  в Версале был под писан Версальский мирный договор между Германией и антигерманской коалицией, который подвёл итоги Первой Мировой войны . По этому договору Германия объявлялась ответственной за развязывание войны, теряла ряд своих территорий, выплачивала значительные репарации государствам-победительницам (главным образом Британии и Франции, хотя вместе с ними договор был подписан Италией и Японией), вообще лишалась возможности какой-либо внешнеполитической инициативы и, по сути, была демилитаризирована. Россия, которая вынесла основную тяжесть войны с блоком Центральных держав (Германской, Австро-Венгерской, Турецкой Империями и Болгарским Царством) не была приглашена на Парижскую конференцию, в рамках которой и был подписан Версальский договор. Британия и Франция, при поддержке США и содействии других государств – Италии и Японии, – воспользовались тем, что в России произошла Октябрьская большевистская революция, страна погрузилась в социальный хаос Гражданской войны и по произволу, а по сути – подло, лишили нашу страну заслуженной возможности использовать права государства-победителя. (Кстати, те же подлые приёмы применяются и в современных условиях, когда Запад, возглавляемый теперь США, пытается принизить, а то и нивелировать роль СССР в победе над нацистской Германией, фашистской Италией и шовинистической Японией).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/26/ra...

Мы против слепой вестернизации, которая вместе с хорошими дорогами, автомобилями и иными благами современной цивилизации способна привнести в нашу жизнь и иные жизненные идеалы, потребует от нас отказа от своей идентичности и собственной системы ценностей. Владимир Шаронов : Владыко, не могу удержаться от вопроса, который возник у меня не только в ходе Вашего ответа, а еще ранее - в процессе чтения представленного Вами на Соборе основного доклада. Вы постоянно используете понятия " Запад " , " западная цивилизация " , " западный мир " . Но известно, что западный мир – это западно-христианский мир. Это прямой " продукт " , результат развития христианства, пусть и западного. И мы говорим не просто о западных ценностях, мы говорим о том, что они рождены в лоне католицизма и протестантизма. Нынешнее состояние Запада – это современный этап христианства, образ веры западного человека, к которому он шел последние два тысячелетия… Митрополит Кирилл : Это вопрос, который требует обстоятельного и развернутого ответа. Вы приводите весьма распространенный взгляд на западную цивилизацию, и позвольте мне заметить, что он не вполне правильный. Во-первых, когда мы говорим о европейской цивилизации, мы должны ясно понимать, что ее рождение и развитие есть результат усилий и Запада, и Востока. Нельзя сказать, что европейская цивилизация стала развиваться с XVII, XVI или даже с XV веков. Хотя в XV веке уже было нечто такое, что говорит о явном влиянии Востока. Давайте вспомним о Византии. Само это понятие Византии появилось ведь только в XV – XVI веках. До этого времени такого понятия не существовало, а имело место другое – " империя ромеев " , то есть римлян. Это была Восточная империя римлян. И когда древний Рим рухнул под натиском варварских нашествий, когда в западной части империи воцарилась мерзость запустения, а на заросшей травой арене Колизея паслись козы, то восточная часть империи переживала взлет искусств, науки, законотворчества, государственного строительства. Восточная Византийская империя распространялась в том числе и на Запад.

http://pravoslavie.ru/17747.html

Натиск сельждуков был столь мощным, что император Византии пришел к выводу о безнадежности своего положения без значительной поддержки со стороны христианских стран и обратился к ним за помощью, что и послужило поводом для организации I крестового похода . Тем не менее тюрки удержали власть над Малой Азией. После смерти правнука Сулеймана Кылыч-Арслана II в 1192 сельджукские правители Румского (Конийского) султаната создали в Малой Азии исламское государство. Распад Сельджукского государства В битве у Кесе-дага в 1243 монголы разгромили сельджукского правителя Кейхюсрева II и превратили Сельджукскую монархию в своего вассала. Малая заинтересованность со стороны монголов в делах сельджуков и отсутствие поддержки их правителям привели к политическому хаосу. Почти в то же время византийские императоры вернули Константинополь , захваченный крестоносцами во время IV крестового похода и превращенный ими в столицу Латинской империи, но основное внимание они обратили на решение балканских проблем. Вскоре почти вся Анатолия перешла под власть тюрок. Малая Азия распалась на более чем десяток крошечных княжеств (бейликов). Османская (Оттоманская) империя Эта империя была создана тюркскими племенами в Анатолии и существовала с эпохи заката Византийской империи в XIV в. вплоть до образования Турецкой республики в 1922 . Ее название происходило от имени султана Османа I, основателя династии Османов. Влияние Османской империи в регионе начало постепенно утрачиваться с XVII в., окончательно она распалась после поражения в Первой мировой войне. Современная Турецкая республика ведет свое начало от одного из бейликов гази. Создатель будущей могучей державы, Осман ( 1259 – 1324 / 1326 ), унаследовал от своего отца Эртогрула небольшой пограничный удел Сельджукского государства на юго-восточной границе Византии, недалеко от Эскишехира. Осман стал основателем новой династии, а государство получило его имя и вошло в историю как Османская империя . Республика В апреле 1924 в Анкаре Великое национальное собрание под руководством Мустафы Кемаля приняло Конституцию, которая предусматривала создание парламента. По конституции парламентарии избирали президента страны, который назначал премьер-министра, формировавшего правительство с согласия Великого национального собрания. Женщины были отстранены от участия в выборах и не могли баллотироваться в депутаты. Свобода слова, собраний, печати и передвижения были ограничены в интересах национального единства.

http://drevo-info.ru/articles/14745.html

Тем не менее, на местах оставалась власть народных общин в деревне и аристократии в городах. И очень быстро империя воссоздала свою структуру. Причем она оказалась даже еще более здоровой, чем классическая имперская, потому что гораздо меньше ресурсов уходило на содержание центрального аппарата, гораздо больше самостоятельности получали на местах правители и предводители народных дружин, и византийское войско стало более эффективным. Слабое звено Но, как это ни удивительно, именно отвоевание Константинополя у латинян включило механизм некоего обратного отсчета, потому что империя стала забирать слишком много ресурсов у низового звена и усилилась, что самое опасное, феодализация, то есть фактически аристократизация управления. Это привело к тому, что уже в XIV веке и центральная администрация, центральная вертикаль, и горизонтальные связи на уровне отдельных общин стали разрушаться под действием этой главной и самой опасной силы, которую можно назвать «власть кланов» – аристократических семейств: они стали растаскивать страну на региональные уделы. И когда началась опасная волна османского вторжения, вместо того чтобы сплотиться вокруг императора, дать возможность народным дружинам встать на защиту своей родины, феодалы приступили к сложной системе всякого рода дипломатических комбинаций (часто в союзе с теми же самыми турками) в борьбе друг против друга. Кончилось всё тем, что Византия перестала существовать, хотя еще довольно долго Константинополь как последняя точка империи держался за своими стенами, но империя уже фактически погибла, став жертвой опаснейшего процесса олигархизации общества. Поэтому тот период, который начался в XII веке, византийскими историками, специалистами по каноническому праву оценивался как отступление от классических традиций государственной власти, как предательство дела святого Константина и последующих императоров, вплоть до Василия II Болгаробойцы, который считался самым великим и в то же время последним в плеяде государей, умевших поддерживать жесткую вертикаль власти и широкое поле гражданского самоуправления, основанного на крестьянской собственности на землю.

http://pravoslavie.ru/96383.html

Римский папа пытался вступить в полемику с Карлом Великим, но Карл так упорно стоял на своем, что папа вынужден был отступить. Карл созвал собор во Франкфурте в 794 году. На этом соборе он осудил иконопочитание так, как оно было догматизировано VII Вселенским Собором, причем на этом соборе присутствовали представители того самого папы Адриана I, который за несколько лет до этого отправил своих представителей на VII Вселенский Собор, и они приняли осуждение Собора на Франкфуртском соборе. И хотя на Западе проблема иконопочитания никогда не имела такого живого значения, как на Востоке, все-таки для папы это была тяжелая и унизительная уступка. Эта уступка говорила о том, насколько уцепились папы за нового могущественного покровителя. Через несколько лет это сближение папского престола с Карлом Великим получило новое развитие. 25 декабря 800 года (в день Рождества) Карл Великий был венчан в Риме как император, причем инициатива провозглашения Карла императором принадлежала папам (венчал его папа Лев III). Коронование совершилось по византийскому чину. Это было событие, которое в области политической явилось важнейшей предпосылкой церковного разделения, потому что, по всеми принятым представлениям того времени, империя – это единое всемирное государство. Двух империй быть никак не может. Есть и может быть только одна империя. Она существовала прежде, имела столицу Рим, потом новую столицу – Константинополь. До последнего момента империя, имевшая столицей Константинополь, продолжала во всем христианском мире считаться римской, и хотя ее границы не совпадали с границами христианского мира, она считалась неким идеальным увенчанием всего христианского мира. Теперь появилась новая империя. Империя Карла была создана папами совсем не для того, чтобы внести что-то новое в политическое мышление, не для того, чтобы в мире вместо одной было отныне две империи. Новая империя должна была не стать рядом с той империей, которую возглавляла св. Ирина, а должна была заменить ее. Это было тем более логично, что можно было говорить: когда женщина управляет государством, оно как бы не дееспособно.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010