Священная Римская империя, как и любая империя античных веков, в этническом плане представляла собой механическую совокупность сотен различных народов и культур, которых объединяла только единая политическая власть. Очевидно, однако, что жизнеспособность любого имперского государства находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия в нем титульной нации, способной играть доминирующую роль. И со временем в Византии вырабатывается своя титульная нация – греки. Хотя они и называли себя ромеями, но это было не более чем дань политической традиции, в силу которой в Священной Римской империи любой правоспособный гражданин вне зависимости от своего этнического происхождения назывался римлянином. Поскольку же политически и исторически византийцы обоснованно не отделяли своей империи от Священной Римской империи (для них это было одно и то же государство), данный принцип сохранился и в Византии. Но этнически византийские ромеи ощущали себя греками, и культура империи все более и более склонялась к античным образчикам великолепной Греции . Если бы не наличие титульной нации, не способность политической власти сплотить вокруг нее сотни инородных народов и племен, можно с уверенностью сказать, что Византия не пережила бы тех многочисленных испытаний, которые уготовила ей история. Приведенные примеры не представляют собой закрытый и полный перечень тех социальных и политических институтов, напрямую вытекающих из онтологической природы Византии. Можно привести сотни и тысячи образцов из самых разных областей государственного и культурного быта империи: монашество, живопись, организация фемного устройства, государственное регулирование налогов и торговли, военное дело. Практически все они впоследствии копировались всеми без исключения христианскими государствами Европы и Востока. Как известно, воздействие любого идеала на человека неоднозначно: с одной стороны, идеал обязывает, призывает, даже тяготит своими высокими требованиями, с другой – его отсутствие обессмысливает саму человеческую жизнь, образует в душе человека невосполнимую духовную пустоту. Так происходило и с Византией. В период своего существования она была камнем преткновения для Запада: «схизматики» с греками сражались, их убивали, грабили и насильно заставляли перейти под власть Римского папы. Но гибель Константинополя в 1453 году показалась всему христианскому миру неким невиданным событием, настоящим апокалипсисом, очевидным предвестием последних дней. С Константинополем умерла не только империя, в то время политически уже совсем не великая и далеко не могущественная. Византия всегда являлась центром христианской цивилизации, и вот теперь он был уничтожен. Современникам эта утрата казалась едва ли восполнимой.

http://pravoslavie.ru/44941.html

Опровержением этого наивного мнения может служить хотя бы и то, что все законодательные памятники раннего периода византийской истории написаны на латинском языке, а самый смелый между императорами-реформаторами Юлиан потому, может быть, и достиг весьма незначительного успеха, что думал опереться исключительно на эллинизм и не пользовался латинским языком для популяризации своих идей и для законов против христианской Церкви. С точки зрения Папарригопуло, новые этнографические элементы, постепенно входившие в империю для заполнения образовавшейся в ней убыли населения и для несения военной службы, приносили лишь вред эллинизму, «извращая основные элементы эллинской культуры» 148 . «Хуже всего, – продолжает он, – было то, что вмешательство иноплеменников во все политические и социальные отношения Востока было одной из главнейших причин, которые способствовали постепенному изменению христианского эллинизма. Подразумеваемые изменения хотя и не воспрепятствовали ему совершить многое и великое, но и привнесли в него некоторые несимпатичные качества…» Неправильность высказанной здесь мысли видна из того, что иммиграция в империю новых народов (разумеются германцы и славяне) началась тогда, когда империя оказалась не в состоянии защищать своих пределов, и когда наиболее умные императоры сочли нужным колонизовать новыми народами лишенные населения провинции. И, несмотря на роковой для Папарригопуло вопрос о чуждых эллинизму этнографических элементах, наводнивших империю и проникших всюду: в столицу и в провинции, в сенат и в войско, в среду земледельцев и в аристократию, эллинствующий историк все же претендует отбросить в истории Византии термин «ромэи» и держаться «эллинизма» 149 . По его мнению, Ромэйская империя оканчивается со смертью Льва I в 474 г.; с конца же V в. начинается борьба эллинизма с чуждыми элементами, причем полная эллинизация империи совершается лишь в IX в. Ошибка здесь заключается в том, что с конца V в. следует изучать не эллинизацию империи, а выработку начал византинизма и образование Византийской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Великая Моравия при Ростиславе была на вершине своего могущества. Вероятно, долго князь думал, куда отправиться за миссионерами – в Рим или же, пройдя в два раза больший путь, с трудом пробираясь через Карпаты и Балканы, в Константинополь? Он выбрал Константинополь, хотя рядом процветала обращенная в христианство империя Каролингов (с немецкой династией, правящей до 911 г.), бывшая гарантом безопасности Рима, а в ней тоже миссионерствовали баварские епископы. Решение может показаться странным. Но Ростислав, скорее всего, боялся принятия христианства с Запада, поскольку знал, что вместе с ним попадет в политическую зависимость от Германии. А он хотел независимого существования своего государства. Константинополь же был далеко, оттуда не шла угроза зависимости. И для Константинополя миссия в общем-то не означала политического подчинения земель. Пример? Веком позднее обращенная в христианство Киевская Русь никогда не стала частью Византии, хотя находилась тогда в соседстве с Восточной Римской империей. Кроме того, на Востоке – на берегах Босфора, в Малой Азии, на берегах Эгейского и Черного морей – процветали культура, наука, цивилизация. Византийская империя вошла во второй период своего расцвета в правление македонской династии, которая выступила на политическую арену вместе с кирилло-мефодиевской миссией и пребывала на ней около двухсот лет. Тогда Константинополь был тем, чем для всего мира стал Париж в XIX и начале XX веков. Запад же только пытался отряхнуть мрак междулетий. Империя Каролингов импортировала из Византии все тогдашние современные идеи, моды и товары. Святой Ростислав Великоморавский Итак, Ростислав, вероятно, хотел принадлежать к лучшему миру. И вот он строил свое могущество в Микульчицах, опираясь на миссию с Востока, что не очень-то нравилось баварским епископам и конкуренту в борьбе за трон, сыну брата – Святополку. Мы ходим по земле, по которой ступали Ростислав, святые братья Кирилл и Мефодий и их многочисленные ученики. Сегодня здесь растут только трава и деревья. Сокровища хранятся в земле, а часть их – в музее, который был основан тут в пятидесятых годах прошедшего века. Нигде в мире не открыто и не сохранено большего количества памятников кирилло-мефодиевской миссии, чем здесь, в нескольких километрах от современных Микульчиц, на берегу Моравы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Да что! Не смотрел бы на свет Божий! Перо падает из руки. Бьют нас японцы, ненавидят нас все народы, Господь Бог, по–видимому, гнев Свой изливает на нас. Да и как иначе? За что бы нас любить и жаловать? Дворянство наше веками развращалось крепостным правом и сделалось развратным до мозга костей. Простой народ веками угнетался тем же крепостным состоянием и сделался невежествен и груб до последней степени; служилый класс и чиновничество жили взяточничеством и казнокрадством, и ныне на всех степенях служения — поголовное самое бессовестное казнокрадство везде, где только можно украсть. Верхний класс — коллекция обезьян — подражателей и обожателей то Франции, то Англии, то Германии и всего прочего заграничного; духовенство, гнетомое бедностью, еле содержит катихизис — до развития ли ему христианских идеалов и освещения ими себя и других?.. И при всем том мы — самого высокого мнения о себе: мы только истинные христиане, у нас только настоящее просвещение, а там — мрак и гнилость; а сильны мы так, что шапками всех забросаем… Нет, недаром нынешние бедствия обрушиваются на Россию — сама она привлекла их на себя». И дальше — про ужас и бессмысленность войны: «Боже, сколько эта война внесет слез в тысячи семейств в России и Японии! 73-летний старик, язычник из Цусима, застрахованным письмом пишет мне много и убедительно, что «нынешняя война между Россией и Японией — дурное дело, противное воле Небесного Царя (Тентеи), одинаково любящего всех людей, как своих детей», и просит «постараться о скорейшем прекращении ее». Какое высокое понятие о важности духовного сана и служении, но как то не соответствует действительности! И как печально все это! Хотелось бы утешить доброго старика чем-либо, но чем же? Слышать о раненых и видеть их — совсем другое; слышишь почти равнодушно, видеть — больно, жалость ножом режет душу; такой молодой и на всю жизнь калека! Затаенное страдание написано на лице… И таких десятки тысяч на той и другой стороне, и все это невинные страдальцы — разве из–за них война?..» Римская империяВизантийская империя — Российская империя, Русь и вот — Британия.

http://blog.predanie.ru/article/teologiy...

Христиане, которые оказались на территории, подвластной мусульманам, долго (в течение многих поколений) сохраняли свою веру. Процесс исламизации был процессом тысячелетия, и до сих пор в арабских странах существует христианское меньшинство, которое, несмотря на ужасные условия, которые с годами становились невыносимыми, сохранили свою веру. Причин было много. Христиане облагались большими налогами. Во времена терпимости этот налог составлял 80 %, а во времена гонений мог составлять до 150 % дохода. Если христианин не мог платить, забирали всю семью в рабство, продавали. Часть людей, слабых в вере, предпочитали переходить в ислам для того, чтобы избавиться от налогового бремени, которое не оставляло никаких возможностей, никаких перспектив. Другой момент – судебное преследование, когда человека за действительное или мнимое преступление влекли в суд, обвиняли в правонарушении, за которое грозило серьезное наказание, вплоть до смертной казни. Но если обвиняемый принимал ислам, с него снимались все претензии. Существовали и другие способы. Например, когда формировались военные отряды армии из янычар, мальчиков-христиан, которых отбирали в возрасте 8–10 лет, делали мусульманами и воспитывали мусульман-воинов. В Османской империи их было до 100 000, а потом состав этой армии увеличился до 300 000. На таких условиях происходило отпадение в ислам на протяжении многих столетий, и, несмотря на это, в арабских странах существует некое количество христиан и сейчас. He все гладко происходило с мусульманским завоеванием в целом, арабы потерпели поражение во Франции, в Италии; в Испании у них был более «благополучный» исход, но и там, в результате Реконкисты они были разбиты. Византийской империи в IX–X веках удалось отвоевать многие области, которые принадлежали мусульманам, – Крит, Александрию, Сирию. Это была эпоха византийской Реконкисты при императоре Никифоре Фоке. Большой удар по империи нанесли крестоносцы во время четвертого похода, когда они захватили Константинополь, и это привело к тому, что империя развалилась на несколько частей, большая часть попала под власть католиков в 1204 году. Поэтому можно удивляться, что Византийская империя просуществовала так долго, несмотря на все проблемы, постоянные набеги болгар, язычников и православных, русских, венгров, католиков, мусульман. Век от века империя все больше приходила в упадок и в результате была завоевана. Приложение 4: Святые отцы об исламе

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

У них надо учиться! Молитвенные Благопожелания и Помощи Божией Павлу на Многая и Благая лета! Будем ждать его новых трудов, слышать мудрое слово благодатного русского ученого историка! Екатерина 28 июля 2018, 12:52 " Это все равно, что в рамках одного факультета изучать Китай и Францию. " Милые мои! да так и есть! Я специализировалась на кафедре Новой и Новейшей истории, а сама писала диплом о периоде Троецарствия в Китае! Совсем одно и тоже! Новая и новейшая история и раннесредневековый Китай времен падения династии Восточная Хань (221 г. н.э.)! Ни одного спецкурса, посвященного хотя бы историографии региона Юго-Восточной Азии! А какие замечательные спецкурсы у нас были! Рядом, в одно время: " Общественная мысль в Северной и Тропической Африке " , " Религиозно-политические противоречия в Европе в XVI-XVIII веках " и " Культура Франции XVIII-XIX вв. " . Совсем одно и то же. Зepriycъ Ксенакисъ 30 июня 2016, 16:00 Очень порадовала статья. Дмитрий 24 мая 2016, 13:22 Вот она национальная идея. Возрождение истинной православной культуры. Нужно стряхнуть с себя налёт трёхсотлетнего следования за Западом в его поклонении мамонне. Возвращение к своим истокам. Очищение памяти о Новоримской империи и о русском средневековье от клеветы и хулы на них возводимых. Построение страны, где люди для Бога, а государство для людей. Создание новых истории, литературы, образования, основанных на понимании роли России, как правопреемницы Константинополя и оплота духовной традиции. Перенесение всего центра внимания общества с Запада на византийскую и собственную допетровскую историю. После гибели матери-Византии мы возрастали в приёмной семье дальних родственников с Запада. Но пришла стать взрослыми, вспомнить себя и начать построение собственной жизни, согласно своим устоям. Екатерина 6 мая 2016, 14:00 Спасибо автору очень интересная статья!Хочется поделиться.Византийская империя существовала более 1000 лет.Это много. Ни одна империя мира,так долго не существовала!Все благодаря тому, что за основу была взята Православная вера!Казалось иногда вот рухнет империя,все было так плохо коварство и подкуп и интриги,но она как птица Феникс возрождалась вновь и вновь!Свою национальную идею веру в Бога она несла до времени, пока не окрепла Россия!Отец Тихон(Шевкунов) прекрасно все показал в фильме " Уроки истории.Гибель империи " .Алчный Запад поднялся на ворованном Византийском богатстве, Духовный Восток взял за основу духовное богатство Византийскую веру в Триединого Бога!Мы должны знать свое духовное наследство! Наверно пришла пора! Мария 6 февраля 2016, 11:05 Тронула история Византии и кто мы родом-Русь православная .

http://pravoslavie.ru/90126.html

И наконец, нации, кинутой в мрачное Средневековье, на дорастерзание или догниение, не до жиру - такому слабаку не дадут даже реализоваться в силу противостояния. Поэтому толкать РФ в имперский рывок, обрубив её геополитические выходы-подспорье во вне, лишив возрождение державы вспомогательного базового сопровождения, - недальновидно. В глобальном и конфронтационном мире только с массивами народо-цивилизаций будут считаться. Структурой напоминающий аналог Европейского союза (искусственное порождение), наш Союз - животворная органика традиционной взаимосвязанности континентальцев. Взять за условную союзную единицу компонент Алтай. Он на протяжении веков связывал индоевропейские, тюрко-монгольские, угро-самодийские, тунгусо-маньчжурские народы, и собирал в своей сокровищнице элементы их культурного разнообразия. Афанасьевская и Андроновская культуры эпохи бронзы, культура алтайских скифов античной эпохи, гунно-сарматская и тюркская культуры, христианские традиции несториан, возникшие на Алтае задолго до крещения Руси при первых византийских патриархах и сохраненные у нас до сих пор, а также заново открытые буддийские памятники времен Джунгарского государства XVII века, и, конечно же, сохранённая алтайскими старообрядцами культура Древней Руси...Алтай - «новый духовный Иерусалим», «земной рай», «духовный полюс планеты» - надёжный форпост России в центре Евразийского континента - верный историческому выбору 12 алтайских зайсанов, принявших в середине XVIII века решение идти в подданство к Белому Царю. Геополитическая доктрина евразийства - стратегия выживания для России в новом постиндустриальном обществе. А.С.Панарин находит в евразийстве мессианскую идею, без которой Россия, как великая держава, не сможет существовать. Евразийское государство вечно. Это и империя Александра Македонского, и империя Атиллы, и Тюркский каганат, и Российская империя, и Советский Союз, и Российская Федерация. Будущий Евразийский союз не начинается с чистого листа, а выступает правопреемником всех государств, в разные годы объединявших под своей властью народы Евразии. Вслед за восстановлением тюрско-славянского единства, которое началось с единого экономического пространства на территории России, Беларуси и Казахстана, в орбите Евразийского союза могут оказаться Армения и Сербия, Кыргызстан и Монголия. Евразийский союз притягателен.

http://ruskline.ru/analitika/2012/12/18/...

Между тем в течение X в. мы присутствуем при постоянной и напряженной борьбе из-за Южной Италии, которая ставила империю в необходимость приносить для этого в жертву свои интересы на других окраинах. На западной границе империя сталкивалась с арабами и с различными западными властителями, разделявшими господство и политическое влияние в Италии. События, о которых предстоит нам здесь говорить, уже и потому имели связь с происходившими на восточной границе явлениями, что Ихшиды и Фатимиды, владевшие Египтом, часто держали в вассальной зависимости эмиров, управлявших сицилийскими и итальянскими областями, захваченными мусульманами. Третий калифат в Испании со столицей в Кордове, с династией Омейядов во главе, имел зависевшие от него владения в Марокко; критские арабы, столь много вреда наносившие империи своими грабежами и набегами на прибрежные области, были выходцами из Испании. Таким образом, западная часть Средиземного моря, омывающего византийские владения в Южной Италии и в части Сицилии, находилась в области политического и морского влияния мусульман, против которых империя должна была действовать исключительно своими морскими военными силами. Три калифата составляли три отдельные политические группы, разделенные и религиозными воззрениями, и политическими стремлениями. Империя находила способ поддерживать иногда союзные и дружественные отношения с той или другой политической группой, при Константине VII чаще всего были сношения с испанскими Омейядами, хотя в самом начале царствования была попытка заручиться союзом с египетскими Фатимидами. Существенным обстоятельством, обусловливавшим эти временные союзы и сношения, были южноитальянские отношения, в которых Византия во что бы то ни стало желала сохранить свою прежнюю роль. Три большие нации – греки, сарацины и немцы – встретились на почве итальянского полуострова. Южные провинции подвластны были ломбардским герцогам и князьям Беневента. Их могущество остановило завоевания Каролингов, их просветительные стремления создали из Южной Италии приют для философов и грамматиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Постепенно, по мере развития российской государственности, приближения ее цивилизационных параметров к византийским, создавалась всё более благоприятная почва для актуализации византийского политического опыта. Ярким примером такой удивительно продуктивной «регенерации» многих ключевых аспектов византийской православной государственности стало, по мнению многих исследователей, Московское царство. Однако считать Россию XV–XVII веков прямым продолжением византийской политической традиции едва ли корректно: в первую очередь потому, что рецепция «имперского наследия» проходила, главным образом, во внешних атрибутах, в меньшей степени – в сфере идеологии и практической политики; но в своих общественно-политических основаниях московское «самодержавие» коренным образом отличалось от «автократии» римлян-ромеев. Еще дальше от бесценного опыта Второго Рима ушла Российская империя XVIII–XIX веков, сознательно выстроенная Петром Первым с ориентацией на западноевропейские образцы. Лишь на рубеже XIX и XX веков, в эпоху глубокого кризиса западного мира, неуклонно набиравшая политическую, военную и экономическую мощь Российская империя подошла вплотную к тем социальным проблемам, которые решала в свое время империя Римская. Главной из них был вопрос: как гармонично сочетать сильную и эффективную государственную власть с бессословным гражданским обществом, централизованный административный аппарат – с высокоразвитой правовой культурой и эффективной экономикой? Трагедия состояла в том, что в условиях того времени византийский опыт не был – да и не мог быть – востребован и освоен, прежде всего, в силу его недостаточной изученности. Советский период, ознаменовавшийся невиданным взлетом и неожиданным крахом мощного государства, воспроизвел некоторые черты дохристианской имперской модели (культ государства, обожествление вождей, высший идеал служения Отечеству и др.), лишь камуфлируя западными идеями материализма и атеизма яркие формы стихийного идеализма и квазирелигиозного народного энтузиазма. Внутренние духовные ресурсы православной цивилизации, лишенные своего сакрального основания, были быстро исчерпаны, и общество захлестнула волна апатии и цинизма. Задачи построения подлинно гражданского общества и эффективной политической системы, на наш взгляд, невозможно решить без привлечения политического наследия тысячелетней Империи ромеев. Однако для его творческого освоения на современном историческом этапе необходимо отмежеваться от штампов и выявить системные основания византийской политической культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Православная традиция и история Скачать epub pdf Турецкая империя, которая в течение четырех столетий держала под своей властью Балканы, Малую Азию и Ближний Восток (т. е. большую часть бывших византийских территорий), была государством мусульманским... Тем временем в России образовалась новая и сильная христианская империя, и казалось, что ей суждено воспринять роль второй Византии или, если хотите, «третьего Рима». Однако возобладавшие в России политические и социальные идеи были идеями западного секулярного государства, в котором византийские формы использовались главным образом для оправдания самодержавия как такового. Церковного и канонического корректива, признававшегося в Византии, здесь не было. Однако именно в России, в то время, когда империя еще не окончательно повернулась к секулярным идеалам, состоялся глубоко значительный спор именно о социальной роли Церкви. В споре противостояли друг другу «стяжатели» и «нестяжатели», две монашеские и церковные группировки, одинаково преданные идее христианской миссии в обществе, но отстаивавшие разные виды деятельности и свидетельства. «Стяжатели» во главе со св. Иосифом Волоцким (1440–1515) основывались на традиции византийского теократического общества. Они защищали право Церкви, и в частности монастырей, обладать большими богатствами, предназначенными для социальной деятельности: больниц, школ и разных форм благотворительности. Это социальное свидетельство рассматривалось ими как присущее самой природе христианства. Они не боялись духовной уязвимости богатой Церкви, благосостояние которой могло быть использовано враждебным государством для ее шантажа. Они верили в будущее «святой Руси», добрые цари которой будут поддерживать благосостояние Церкви, церковное руководство которой будет всегда свободно от искушений буржуазного комфорта, употребляя свое богатство только на добрые дела. «Нестяжатели» же считали, что богатство неизбежно развращает, особенно тот вид богатства, которым пользовались средневековые монастыри: крепостной труд на огромных владениях. Они видели миссию Церкви в первую очередь как пророческое свидетельство, как указание на грядущее Царство. Св. Нил Сорский (1433–1508), глава «нестяжателей», унаследовал идеалы, исихазма, мистического и созерцательного монашества ранней Церкви. Он не доверял, как его противники, будущему «святой Руси». Он предвидел секуляризацию и защищал полную независимость Церкви от государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010