8. Этнос и территория Византии К Оглавлению Византия (Восточная Римская империя) становится самостоятельным государством в IV в., после раздела Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Еще в 330 г. император Константин I Великий заложил новую столицу империи. Столицей стал небольшой город на Босфорском проливе — Византий. По имени ее основателя новая столица получила название Константинополь. Константинополь занимал исключительно благоприятное положение. Он находился на пересечении торговых путей, связывавших Восток и Запад. Он стал также центром торговли на Черном и Эгейском морях. Новая столица была хорошо укрепленным военно-стратегическим центром. В Константинополь из Рима переносится политический центр империи. Еще до гибели Западной Римской империи Восточная Римская империяВизантия являла высокий уровень развития во всех сферах государственного, политического и общественного бытия. В состав Византийской империи в ее ранний исторический период входили: Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Киренаика, часть Месопотамии, часть Армении, а также важные в стратегическом отношении Крит, Кипр, Родос и другие острова Средиземного моря. Византии принадлежал ряд важных, хорошо укрепленных городов-государств на Крымском полуострове (Херсонес) и на Кавказе. В состав Византийской империи входили отдельные районы Аравии. В V в. в ее состав вошли Иллирия и Далмация. При подобной геополитической системе империи, в Византии жили многочисленные народы и племена: греки, иллирийцы, фракийцы, дакийцы, армяне, грузины, сирийцы, евреи, копты, славяне. Основным этносом империи являлись греки. Геополитическим ядром обширной Византийской империи была Греция. Государственным языком империи стал греческий язык, который широко распространился в империи. Однако эллинизация коснулась лишь городов Византии и образованных слоев общества. Племена и народы сохранили свой язык, обычаи, культуру. Возникнув в IV в., Византия, в первые века своего существования, сложилась как самая мощная раннефеодальная империя, которая оказывала огромное влияние не только на близлежащие, соседние страны, но и на Русь и на далекие северные страны Скандинавского полуострова. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/441046/

И так сильно действовало на умы народов признание величия культуры империи ромеев и большое преимущество, которое давало империи централизация управления по сравнению с другими неупорядоченными народными массами, что даже и сами народы разделяли указанную веру имперского правительства. Римский император является мировым владыкой; его империя – всемирная империя или даже Священная Римская Империя. В их глазах даже император является наместником Бога. И более того, его даже ставили на ряду с Богом. Когда Роман Диоген был жестоким образом ослеплен своими собственными подданными и в следствии этого умер, то один армянский историк по этому поводу заметил, что римляне по примеру Иудеев вторично распяли Христа. Даже султан будто бы воскликнул со слезами: „По истине, римляне – неверующие“. Это характерно для почитания и высокой оценки особы императора среди варваров. Византийское правительство умело, однако, также воздействовать на народы посредством прекрасно организованной дипломатии. Византийское министерство иностранных дел было поставлено превосходно и имело в своем распоряжении многочисленных переводчиков. Соседним государям объявлялось о восшествии на престол нового императора, и в грамотах, в которых было строго взвешено каждое слово, иностранные правители получали титул „брата“ или „сына“. За их послами, лишь только они прибывали в империю, уже строго следили военные чиновники, чтобы они не появлялись с слишком сильной свитой и не могли произвести неожиданного нападения. Их сопровождали повсюду с почти боязливым старанием, чтобы не допустить их самостоятельно собирать сведения. Политика империи была направлена к тому, чтобы по крайней мере фиктивно присоединить к Риму иностранных государей и их земли. Иностранные государи считаются наместниками, которые управляют своими землями от имени Рима. Армянский принц назвался стратигом и магистром Тарона. Венецианский дож был в 1018 г. назначен стратигом Далмации от имени императора; равным образом варварским государям раздавались императорские придворные титулы; короли остготов и франков именовались патрикиями; русский великий князь был императорским стольником, а государь Иверии был куропалатом и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Но жизнь Христа была именно этим доведенным до величайшего напряжения конфликтом. «Царство Кесаря» в сущности никогда не соглашалось признать «Царство Божие» автономной областью и всегда требовало от «царства Божия» услуг, всегда стремилось превратить его в своё орудие. Царство Кесаря терпело христианство, когда оно к нему приспособлялось и его обслуживало. При такой покорности оно давало ему всякого рода привилегии. То жуткое явление жизни, которое сейчас именуется тоталитарным государством, совсем не есть временное и случайное явление известной эпохи, это есть выявление истинной природы государства, царства. Тоталитарное государство само хочет быть церковью, организовывать души людей, господствовать над душами, над совестью и мыслью и не оставляет места для свободы духа, для сферы «царства Божия». Но государство по своей природе претендует на всеобщее, всеохватывающее значение, оно ни с кем и ни с чем не хочет делить суверенитета. Нужно делать различие между царством, империей и государством. Государство ещё имеет партикуляристический характер, оно ещё сознает свои границы, и элементы и функции государства есть во всяком человеческом общежитии. Но в государстве заложена воля к могуществу, в нем есть уже империалистический яд. Экспансия государства влечет его к империи, которая носит уже не партикуляристический, а универсальный характер. Это есть фатальная диалектика государства. Англия есть маленькое государство, но Британская империя есть мировое царство. Священное византийское и русское царство претендовали на универсальное значение. Первый, второй и третий Рим – универсальные царства. В сущности император, сознающий священность своей миссии и своего титула, есть император вселенной. Если государство стремится стать империей, то империя стремится быть вселенской империей. Эту свою вселенскость империя-царство сознавало не потому, что оно было распространено по поверхности всей земли, а потому, что оно было обосновано на истинной, вселенской вере. Коммунистическое царство, которое есть одно из проявлений империализма, имеет эти же свойства, что и священное царство византийское или московское.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

Ранняя Византийская империя была колоссальным по своим объемам государством. По сути, оно включало в себя все восточное Средиземноморье – это центральная и восточная части Балканского полуострова, часть Крыма, (Херсонес, современный Севастополь, несомненно входил в состав ранней Византийской империи), это вся Малая Азия, часть Закавказья (часть современных Грузии и Армении), часть верхней Месопотамии, Сирия, Палестина, часть Аравии, весь Египет до первого порога Нила, а также Киренаика, то есть Ливия. Таким образом, границы ранней Византийской империи были следующими: на севере – это Дунай и Черное море, на востоке – это Кавказский хребет, верховье Тигра, далее южнее Аравийская пустыня, в Африке первый порог Нила и Ливийская пустыня. По сути границы достались в наследство от Римской империи, и единственная граница, которая долго не могла определиться, была западная. Дело в том, что Балканские провинции, точнее провинции Македонские и Дакийские, долгое время оспаривались между восточным и западным двором. То есть вплоть до начала V века не было вполне очевидно, кто управляет этими провинциями. И лишь в первое десятилетие V столетия граница окончательно прошла по западной части Балканского полуострова. Михаил Ведешкин , кандидат исторических наук. Все лекции цикла можно посмотреть здесь . Традиционно Византийская империя представляется как греческое государство. В Средневековье на Западе ее даже называли Греческой империей. Это определение не вполне справедливо для интересующего нас периода. Империя была населена десятками различных народов. Из них греки, конечно, составляли значительный процент. Хотя говорить о большинстве, вероятно, не приходится. Собственно, греки составляли основу населения на юге Балканского полуострова, на западе Малой Азии. Кроме того, они составляли костяк городского населения в Сирии, Палестине, Египте и Киренаике. Греческий язык был в ранневизантийской империи культуры, философии, образования. Постепенно, на протяжении V – VII столетий идет постепенное распространение греческого языка на систему государственного управления. Первым государственным чиновником высшего ранга, который начал издавать свои распоряжения на греческом языке, был знаменитый египетский поэт Кир Панополетанский, который в 40-е годы V столетия занял сразу две высших должности ранневизантийской империи: он был префектом Востока и префектом Константинополя. Тем не менее новообразования Кира не прижились. В дальнейшем на этот же путь встал один из виднейших министров императора Юстиниана Иоанн Каппадокийский. Но окончательный переход на греческий в качестве государственного языка утвердился только в VII веке.

http://academy.foma.ru/tag/istoriya-viza...

В 1947–1950 гг. были опубликованы три тома работы известного французского византиниста Л. Брейе (L. Brehier), умершего в октябре 1950 г., под заглавием «Византийский мир: I. Жизнь и смерть Византии; II. Учреждения Византийской империи. III. Византийская цивилизация» (Le Monde Byzantin: I. Vie et mort de Byzance; II. Les Institutions de l " Empire Byzantin; III. La Civilisation Byzantine).  Общие популярные обзоры истории Византии Историческая литература имеет в своем распоряжении несколько обзоров византийской истории, предназначенных для широкой публики и в большинстве случаев не имеющих серьезного научного значения. Тем не менее подобные популярные очерки, хотя бы и не самостоятельные, могут принести известную пользу и возбудить у читателя дальнейший интерес к судьбам Византийской империи. Большинство популярных очерков по истории Византии написано на английском языке. Ярко написана и снабжена хорошими рисунками английская книга Омана «Византийская империя» (Oman. The Byzantine Empire, 3-е издание, Лондон, 1892). Англичанин Гаррисон сделал, на основании трудов Финлея и Бьюри, попытку выяснить значение Византии с точки зрения западноевропейской цивилизации в своей небольшой книжке (63 стр.) «Византийская история в раннее средневековье» (F. Harrison. Byzantine history in the early middle ages. Лондон, 1900) 101 . Любопытная попытка нарисовать картину социальной и политической эволюции Византийской империи сделана французом Гренье, человеком, никогда не занимавшимся историей Византии, в его двухтомном труде «Византийская империя: ее социальная и политическая эволюция» (Pierre Grenier. L " Empire Byzantin: son evolution sociale et politique. Париж, 1904). Несмотря на неудовлетворительность общей конструкции эволюции и на большое число крупных и мелких промахов и недостатков, что является вполне понятным для неспециалиста, пожелавшего охватить то, что до сих пор было недоступным и для специалистов, сочинение Гренье может быть прочитано не без пользы, так как дает весьма много разнообразных и разносторонних сведений, правда, далеко не всегда точных, из области византийской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

   Ф. И. Успенский. История Византийской империи, т. 1, с. XII.    Там же, с. 46—47.    Там же, с. XIV.    В соответствующем месте русской версии есть абзац, не включенный А. А. Васильевым в последующие издания. Между тем, для характеристики отношения А. А. Васильева к Ф. И. Успенскому эти слова представляются важными: «Итак, целью автора является дать читателю в общедоступном изложении «продуманную и тщательно взвешенную систему» в области истории Византии, что должно сослужить большую службу для русского самосознания. Надо сказать, что автор не решил этой поставленной себе трудной и сложной задачи» (А. А. Васильев. Лекции по истории Византии... с. 36). Примечание научного редактора.     Ф. И. Успенский. История Византийской империи, т. 1, с. 47—48.    Там же, с. 16.    Там же, с. 39.    Там же, с. 39—40.    Там же, с. 40.    В соответствующем месте русской версии (А. А. Васильев. Лекции по истории Византии... с. 38—40) помещен большой раздел, не включавшийся автором в последующие издания — «Вопрос о постановке византиноведения в России». Причина, заставившая А. А. Васильева отказаться от воспроизведения этого текста в переработанных изданиях, понятна. Заявленный вопрос интересен только для русского читателя. Именно Поэтому в данном издании этот текст приводится. Примечание научного редактора.    Он умер в Москве в 1917 году.    А также проанализирована в предисловии к настоящему изданию. Примечание научного редактора.    Время жизни А. А. Васильева. Примечание научного редактора.    В соответствующем месте русской версии А. А. Васильев отмечает, что существует русский перевод работы Байе — СПб., 1888 (А. А. Васильев. Лекции по истории Византии... с. 42). Примечание научного редактора.     Н. 1. Bell. The Decay of a Civilization. — Journal of Egyptian Archaeology, vol. X, 1924, pp. 201—216.  Глава 2. Империя от времен Константина до Юстиниана Великого... Константин Великий и христианство    Культурный и религиозный кризис, который Римская империя переживала в IV веке, является одним из самых важных моментов, какие когда-либо переживала всемирная история. Древняя языческая культура столкнулась с христианством, которое, будучи признано Константином Великим в начале IV века, было объявлено в конце того же века Феодосием Великим религией господствующей, религией государственной. Могло казаться, что эти два столкнувшиеся элемента, исходя из совершенно противоположных точек зрения, никогда не смогут найти путей для соглашения и будут исключать друг друга. Однако действительность показала иное. Христианство и языческий эллинизм слились, мало-помалу, одно целое и создали христианско-греко-восточную культуру, которая и получила название византийской культуры. Центром последней сделалась новая столица Римской империи — Константинополь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3438...

Выход документального фильма архимандрита Тихона (Шевкунова) Гибель империи: Византийский урок не только произвел настоящий переворот в сознании думающей части русского народа и стимулировал внезапный подъем интереса к истории Византийской империи, но и породил в обществе ряд вопросов относящихся к Византии. Вопросов, которые задают как те, кому история Византии небезразлична, так и «клеветники Византии», ненавидящие это государство за то, что оно дало России особый, нелиберальный путь исторического развития. Ответ на некоторые из этих вопросы назрел хотя бы потому, что никто, даже из наиболее либеральных кругов не отрицает влияния византийского государства и византийской культуры на государство и культуру русского народа. А потому, ответ на «византийский вопросы», будет в какой-то мере означать и ответ на «русские вопросы». Вопрос первый – почему византийское государство столь сильно выделяется в ряду других европейских государств. Ответ на этот вопрос в истории Византии. На самом деле имя «Византия» было дано Восточной империи в Европе с вполне очевидной политической целью – скрыть тот факт, что Византия являлась не просто неким обширным государством, простиравшимся от Босфора до Испании, но было Римской империей просуществовавшей до XVbeka. Обычно считается, что Римская империя прекратила сове существование в Vbeke, после того, как вождь германских наемников на римской службе Одоакр, сверг римского императора Ромула II и провозгласил себя королем Италии. При этом, однако «забывают», что в это время Римская империя была официально разделена на две части: восточную и западную, управлялась двумя равноправными императорами, но юридически оставалась единым государством. Так вот, свои действия Одоакр оправдывал желанием восстановления единства государства и после свержения Ромула II он не забрал императорские регалии себе и не присвоил титул императора, а отправил регалии в Константинополь с признанием верховенства императора Римской империи вассальную зависимость перед которым, признавало свежепровозглашенное королевство Италия. При этом Римский Сенат принял решение об объединении империи и ликвидации системы тетрархии, позволявшей двум императорам править Восточным и Западным Римом.

http://pravoslavie.ru/36419.html

И только в Европе существовала прекрасная древняя Греция, потом величественная Римская империя. А потом пришли некие варвары, которые разрушили это великое государство, но почему-то именно они и оказались его главными духовными наследниками, и от этих варваров пошла цивилизация по всему миру. Сначала было католичество, потом протестантизм, потом атеизм, либерализм и пофигизм, который сегодня присутствует везде и во всем. Европа шла впереди всех, пока ее не сменила Америка, и до сих пор несет всем свет просвещения. Включая и русских, которых «спас» только Петр I, который научил их брить бороды, пить кофе и делать прочие вещи, свойственные цивилизованным людям. Вот эта версия истории до сих пор прописана в учебниках и кажется совершенно естественной. И как только в России возникает некая память, и люди настраиваются против так называемого «вашингтонского обкома», тут же на сцену выползает какой-нибудь юморист, который говорит, что все мы тут русские варвары, что нам нужно учиться у запада…. Мол, смотрите, какие на западе сортиры, у нас таких сортиров нет. И эта версия истории, которая начинается Древней Грецией и заканчивается американскими туалетами, ломается в одной единственной точке, там, где историкам приходится встречаться с феноменом Византии. И они догадываются: все было не совсем так. Римская империя не была уничтожена, а напротив, приняв христианство и преобразившись, с течением столетий была центром всего цивилизованного мира, с восточной римской империей, которую мы теперь называем Византией». Именно там, утверждает историк, появился первый в мире классический университет, на счету византийцев - высочайшие творческие и научные достижения, а ее духовной преемницей стала Россия. Империя просуществовала 1 тыс. 123 года, и всего два раза за долгую историю ее столица покорилась завоевателям: впервые в 1204 г. крестоносцам и в 1453, когда Константинополь окончательно покорился туркам-османам. Но вопрос не в том, говорит Е. Холмогоров, почему Византия все-таки пала, а в том, благодаря чему это государство просуществовало так долго на фоне распада и вечного перерождения других мировых империй. Именно на это и попытался дать общий взгляд богослов Е. Холмогоров 29 февраля. А 6 марта в «Каприччио» в 18:30 будет показан фильм «Гибель империи. Византийский урок», на просмотр которого приглашаются все желающие. 4 марта 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/25961.html

Английские отряды вмешались в борьбу сицилийских феодальных группировок — врагов Византии. Затем они переправились на о. Кипр, который им удается захватить у мусульман. Главная заслуга в этом принадлежит Ричарду Львиное Сердце. В результате активных действий Ричарда сталкиваются интересы англичан и французов. Король французов Филипп II уезжает со своим войском во Францию, и поход завершается, а в Европе начинается англо-французская война. Ричард пока остается в Палестине и пытается захватить Иерусалим, но ему это не удается, как не удалось Фридриху Барбароссе. Тогда он подписывает союз с египетским султаном Саладином. По условиям этого союза за крестоносцами сохраняются некоторые области в Малой Азии. После этого Ричард возвращается на родину, но по пути в Англию он был схвачен соперником английской короны — австрийским герцогом Леопольдом, и заключен в тюрьму германского императора, где он провел два года. Ричард Львиное Сердце оставил по себе долгую память на Востоке. Арабы называли его Малик-Рид, т.е. царь-Ричард, а арабские матери пугали этим именем своих непослушных детей: молчи, а то придет Малик-Рид и тебя заберет. Итак, Третий Крестовый поход закончился неудачей, и он также усилил противоречия между Западом и Византией. Но был один положительный результат этого похода. Третий Крестовый поход укрепил положение латинских государств на Востоке, и более того — было создано новое крестоносное государство, Кипрское королевство . К XIII в. становится совершенно очевидным, что судьба Святой Земли зависит от Египта и от египетского султана. В начале XIII в. папа Иннокентий III объявляет Четвертый Крестовый поход, в котором приняли участие рыцари-крестоносцы Западной Европы и огромную роль сыграла Венецианская республика: венецианские корабли перевозили крестоносцев через Средиземное море. Поход начался в 1202 г . и закончился в 1204 г . Официально этот поход был направлен против Египта (как было объявлено в папской булле), а фактически — против Византии. В изменении курса Четвертого Крестового похода сыграли роль папа Иннокентий III, дож Венеции Дандоло и император Священной Римской империи. Внутренняя нестабильность Византии серьезно способствовала этому. Уже во время предыдущих походов основная цель — освобождение Св. Земли — отходила на второй план, а на первый выдвигались различные политические амбиции и экономические интересы. Так получилось и на этот раз, только еще более обостренно. В 1203 г. крестоносцы осадили Константинополь, а в 1204 г. они создали на территории Византийской империи Латинскую империю. Византийская империя свелась к Никейской и Трапезундской империям и Эпирскому государству. Латинская империя просуществовала до 1261 г., когда Византийская империя была восстановлена никейским императором Михаилом VIII. Сами крестоносцы называли ее не Латинской империей (это название было дано ей позднее), а Римской империей, считая себя наследниками великих римлян, а созданное ими государство — преемницей Римской империи.

http://sedmitza.ru/lib/text/441073/

Дорогие братья и сестры, это закономерный вопрос и закономерное сомнение, и закономерная трагедия и для нас с вами, православных христиан. Но вместе с тем, зная все это, отдавая себе отчет в этом, мы все-таки дерзаем, мы все-таки имеем мужество, мы все-таки имеем право и историческое, и моральное, объективное право утверждать, что все это действительно так, вера наша «вселенную утверди». Когда b IX веке в Константинополе, столице Византийской империи, после победы Церкви над иконоборческой ересью, иконоборческим движением в первый раз совершался чин Торжества Православия, и впервые была провозглашена эта торжественная, торжествующая, победная формула «Сия вера наша — вера апостольская, вера отеческая, вера православная, сия вера вселенную утверди», тогда, с точки зрения человеческой, с точки зрения исторической, с точки зрения как раз этих вопросов к нам и возражений, с этих позиций христиане имели право провозглашать, что вера наша утвердила вселенную. Почему? Потому что тогда утверждали что-то другое, по сравнению с тем, что мы с вами утверждаем сейчас. Тогда слово «вселенная», по-гречески «экумени», означало не то, что мы понимаем сейчас — вселенная — как совокупность всего миробытия, всего космоса, всей истории того, что существует, существовало и будет существовать как вселенная. Тогда под словом вселенная, «экумени», понималась Византийская империя, то государство, где это происходило. Греки, византийцы, были в то время твердо убеждены, что они являются единственным культурным народом, единственной цивилизованной нацией, что их государство, Ромейская (Римская) империя, как они его называли (мы же говорим — Византийская империя), является единственной настоящей империей, единственным настоящим, подлинным государством, единственным правильным человеческим обществом, организацией социальной, политической, экономической, культурной, и поэтому их государство заслуживает название «вселенная». Все же, что вне пределов ее — это общество варваров, дикого, необразованного народа. И поэтому тогда, b IX веке, когда они утверждали, что эта вера апостольская, отеческая, православная, что она утвердила вселенную, они тем самым утверждали только то, что эта вера, апостольская, отеческая, православная, утверждает лишь Византийскую империю, лишь это государство, эту нацию, этот народ, эту культуру.

http://azbyka.ru/propovedi/byt-svidetely...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010