Глава 2. Латинская империя и Латинские государства Романии. Греки в XIII в. Первым актом завоевателей было избрание латинского императора, согласно договору 31 марта. Двенадцать избирателей, по шести от франков и венецианцев – от первых одни духовные лица – имели перед собою трех главных вождей крестового похода: дожа Дандоло, Бонифация Монферратского и знатнейшего из франкских крестоносцев, Балдуина, графа Фландрии и Гено (Геннегау), потомка Карла Великого и родственника короля Франции. Против двух первых кандидатов подали голос и венецианцы, для которых дож не мог быть константинопольским императором, а Бонифаций был нежелателен как сосед Венеции, который стал бы опасным. Единогласно был избран в начале мая 1204 г. Балдуин, за которого говорили и молодость, и храбрость, и благочестие. Бонифаций был разочарован, но первый принес присягу. Через три недели Балдуин был коронован папским легатом. На развалинах Византийской империи образовалась Латинская константинопольская, феодальное государство поверх греческого крестьянства, целая политическая система, включившая в свой состав самостоятельно основанные государства, как Солунское королевство и княжество Ахейское. Осуществил и поддерживал феодальное единство Романии (так называлась в латинских источниках территория разрушенной Византийской империи), заставил и греческих подданных примириться со своей властью не первый император Балдуин, но второй – Генрих (1205–1216). При них обоих внутренняя история Романии заполнена церковными делами. На почве церковных интересов прежде всего столкнулась западная культура с византийской. История латинской патриархии носит международный характер, и над ней доминирует воля Вселенского первосвященника Иннокентия, решают его идеи церковного, т. е. культурного, объединения христианского мира под рукою преемника Петра. Решают судьбы патриархии Иннокентий и венецианцы, лишь в конце правления Генриха императорская власть вступает в свои права 2 . Судьба, казалось, улыбалась молодому императору Балдуину. Фландрский граф сел на престол Константина, его окружал энтузиазм участников неслыханной удачи; он не нуждался в деньгах, сыпал подарками и писал в Европу восторженные письма. Двор свой он устроил по французскому образцу, чины двора были сановниками государства и подписывались на важнейших актах.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Закрыть Россия была, есть и будет Империей Или исчезнет с мировой карты 26.07.2021 850 Время на чтение 6 минут Источник: Царьград Триста лет назад, в 1721 году, Пётр I провозгласил Россию Империей, но это была только формальность. К этому времени мы уже были Третьим Римом, наследником великого Ромейского Царства, Византии. Единственной православной державой и " последним окопом " Православия. Были и остаёмся сегодня. И хотя современные политики боятся самого слова " Империя " , им либо придётся с ним смириться, либо они отправятся на свалку истории. В числе юбилейных дат, которые в 2021 году будут отмечаться в России, – 300-летие её провозглашения Империей. Именно триста лет назад Пётр I, после триумфальной победы над Швецией в многолетней Северной войне и окончательного выхода нашей страны к Балтийскому морю, провозгласил себя Императором, а Россию – Империей. И эта дата не останется незамеченной: целый ряд учёных и общественных деятелей создали Общественный совет по празднованию этого юбилея. Причём не только в столице, но и в других городах России. Так что же такое " Империя " ? Для начала разберёмся в понятиях. Для большинства учившихся в советское время " Империя " и " империализм " – нечто " отжившее " и однозначно негативное. Или скорее негативное. Государство, порабощающее и угнетающее колонии. Кроме того, многие отождествляют Империю и Монархию, ну а былые отличники и твёрдые хорошисты вспоминают " Империализм как высшую стадию капитализма " и то, что большевики именовали Первую мировую войну " империалистической " . На самом деле всё совсем не так. Империи бывали разными – " чёрными, белыми, красными " . И даже Советский Союз, чьи создатели сделали всё, чтобы похоронить заживо Российскую Империю, во многом сохранял имперские черты. И современная Россия, именуемая " Российской Федерацией " , лишь отчасти носит федеративный характер, в своей же глубинной сущности остаётся Империей. Но вернёмся к определению самого понятия. Довольно широко и точно в ходе состоявшейся 22 июля 2021 года онлайн-конференции уже упомянутого Общественного совета по празднованию 300-летия Российской Империи его дал президент Исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, академик Российской академии наук Сергей Карпов. В том числе сделав это и " от противного " , в стиле византийского " апофатического " богословия, с которым академик Карпов, выдающийся русский историк-византинист, знаком не понаслышке:

http://ruskline.ru/opp/2021/07/26/rossiy...

Закрыть Византия Беседа 1. Кто и зачем интересовался историей Византийской империи? 30.01.2016 2438 Время на чтение 17 минут Мы начинаем цикл бесед, посвященных Византии, ее истории, ее урокам. Как и когда появилось название «Византийская империя»? Как ученые разных стран оценивают роль и значение Византии в мировой истории? И почему в советское время византинистика была объявлена «опасной наукой»? Что связывает Россию и Византию, и зачем нам знать об этой отделенной от нас веками державе? Об этом - первая беседа цикла. Рассказывает историк Павел Кузенков . Константинополь Имя империи Византия получила такое именование от древнего названия своей столицы: Константинополь прежде звался Византием. И это старинное имя столицы Восточной Римской империи еще долгое время употреблялось в литературных и риторических текстах. Нам такая ситуация хорошо знакома: все мы помним, как в советскую эпоху принято было Ленинг рад неофициально называть Питером. Использовать старинное название вместо современного - это так романтично, от этого веет древностью, историей... Но иногда имя столицы применялось и ко всей державе - вот как сегодня говорят: « Москва поставила ультиматум перед Вашингтоном». Официально государство называлось Римской империей. А со времени правления императора Ираклия (610-641) все чаще стали говорить уже не об империи, а о царстве - о том самом государстве, которое может считаться преемником ветхозаветного царства. И не только ветхозаветного, но и древних великих царств, таких как Персидское, греко-македонское, Вавилонское царства. Библейские аллюзии диктовали и название государства. И его глава именовался царем - василевсом. С какого времени мы можем говорить о Византии как об особом государстве? Ученые дают разные ответы на этот вопрос Название этого государства в исторической науке прочно связано с вопросом: а что такое собственно Византия? С какого времени мы можем говорить о Византии как об особом государстве? Есть разные ответы на эти вопросы, и разные ученые под Византией понимают совершенно разные феномены. Одни говорят о Византии как об исключительно средневековом государстве, начиная его историю с VIII века, а до VIII века, по их мнению, это еще поздняя Римская империя. Вот когда последние следы латинской традиции умирают и начинается исключительно восточно-христианская православная греческая держава - это и есть Византия. А когда встречаются хоть малейшие следы Древнего Рима - это еще Римская империя. Такая концепция господствовала в английской исторической традиции. В немецкой и русской историографии начало Византии определялось 395 годом - годом окончательного разделения Римской империи между сыновьями императора Феодосия I на восточную часть и западную. И считалось, что восточная часть - это Византия, а западная в 476 году прекратила свое существование. Такая концепция закреплена в наших учебниках, в них мы прочтем: 395 год - год основания Византии. Хотя, конечно, никакого «основания Византии» не было.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

водворились в Галлии, вестготы в Испании, вандалы в Африке; наконец в 476 году империя перестала существовать, а Италия, после кратковременного правления герула Одоакра, превратилась в королевство великого властителя остготов Теодориха. И так, в момент, когда Юстиниан принял власть, оставалась лишь одна империя и эта империя была преимущественно восточной. Благодаря двум документам той эпохи, Синекдемосу географа Гиерокла и таблице, приложенной к большому апрельскому указу 535 года, размеры империи известны довольно хорошо. В том виде, как она нам представляется по этими двум источникам, она обнимала в Европе Балканский полуостров почти целиком, от Дуная до моря, за исключением северо-западной части (Далмации), принадлежавшей остготам; в Азии – Малую Азию до гор Армении, Сирию за Евфрат; в Африке – Египет и Киренаику. Ее 64 епархии разделялись между двумя префектурами претория: важной восточной префектурой, с ее 51 провинцией, распределенных между пятью диоцезами, – Фракии (столица Константинополь), Азии (стол. Лаодикея), Понта (столица Анкира), Востока (стол. Антиохия), Египта (стол. Александрия) 560 , – и префектурой Иллирика (ст. Фессалоники, а в последствии Юстиниания прима), несравненно менее значительной, в которой насчитывалось лишь 13 провинций. 561 Таким образом, крайне ограниченная в территориальном отношении, благодаря утрате Запада, империя эта, кроме того, в это время подвергалась чрезвычайно большой опасности и на самом востоке. С начала VI века персы возобновили свои нападения на римскую границу 562 , а в 527 году была начата война с ними. Будучи встревожен беспрерывными успехами византийской политики, которая на всем протяжении азиатских границ искусно запасалась на всякий случай союзниками против постоянного врага империи, в особенности же беспокоясь новейшими успехами, которые, в царствование Юстина, приобрело римское влияние в областях Кавказа, у лазов 563 , иверов 564  и даже у гуннов 565 , – персидский царь взялся за оружие: уже на границах Сирии и Армении, вассалы обоих государств сражались между собой 566 , а в Месопотамии готовилась разразиться открытая война. Но не смотря на такую крайнюю опасность, которая угрожала восточной римской империи, не смотря на понесенные ею территориальные потери, во всем тогдашнем мире она продолжала пользоваться огромным престижем; в умах людей того времени оставались глубоко запечатленными известные господствующие идеи, которые составляли для византийского государства запас неоценимой нравственной силы; они в течение почти полувека руководили ее политикой и внушали ей несоответствующие ее силе честолюбивые стремления. II.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Именно в монастырях был реализован идеал христианской экономики Но была найдена форма, в которой можно сочетать эти два идеала – ветхий и новый: это форма монашеской жизни. Именно в монастырях, которые появились сразу же после укрепления монашеской жизни, после установления христианства в качестве господствующей религии, был реализован идеал христианской экономики. Это идеал, связанный с общей собственностью и отсутствием каких бы то ни было делений на хозяев, рабов, служащих и т.д. Монастыри являлись своего рода образцами – все остальные люди тяготели к ним в той или иной степени, но в целом экономическая модель осталась прежней, и это некоторое противоречие заявленных христианских ценностей и практики обыденной жизни было одной из тех слабых сторон византийской цивилизации, которые в конечном счете привели ее к некоему упадку. И об этом мы должны знать. Но ключевую роль в этом играло и действие, древнее, заимствованное из античных политических моделей – прежде всего это касается политической борьбы, связанной с достижением власти, богатства, с эгоизмом, эгоистической корпоративной солидарностью, – вот это часто изменяло общественный организм Византии, часто приводило к гражданским войнам. Часто бывало так, что византийцы в своих внутренних усобицах прибегали к помощи внешних сил, как это было накануне 1204 года, ставшего катастрофой для Византии. Практически империя погибла на некоторое время. Она была возрождена, но это уже было слабое подобие былого величия. И впоследствии идея внешней помощи в борьбе с собственными недугами стала одной из самых болезненных для византийского общества в целом, поскольку она была связана с необходимостью жертвовать определенными национальными интересами и национальными принципами. В конечном счете в XV веке империя погибла – буквально через несколько лет после заключения Флорентийской унии, которая по своей форме была ничем иным, как духовной капитуляцией Византии, признанием своей неполноценности в качестве носительницы Православия. И всеми без исключения, в том числе и латинскими христианами, это воспринималось именно как форма уступки со стороны Византии за военную и экономическую помощь – прежде всего, конечно, военную помощь – западного мира против турецкой агрессии.

http://pravoslavie.ru/91155.html

И естественное следствие этого – вымирание нашего народа. Потому что наш народ стал великим, при равных стартовых условиях с другими народами, только благодаря тому, что были большие семьи. Но вот прошло сто лет... В течение ста лет практически народу не прибавилось. Это связано со многими нашими совершенно ужасающими грехами. Мы должны помнить, что и тысячелетние империи и очень сильные государства падали и растворялись в истории, даже языки их становились мертвыми. И такая же участь может постичь и наш народ, и наше государство: включая и потерю языка, и потерю нашего исторического бытия.   Только специалисты  изучают сейчас Византию. А это был центр мировой культуры, центр мировой военной науки, центр мировой архитектуры, живописи и бесконечного количества всяческих достижений. Что на этом месте сейчас? Что сейчас в Малой Азии? Там пустыня духовная, пустыня... Потому что  за тысячу лет Турция ничего там не смогла создать, практически ничего. Замечательный, воинственный, торговый народ, но никаких следов подлинной культуры нет. Есть некоторые подражания тому, что осталось от Византии, но реальной культурной традиции за тысячу лет там не было создано.  Византия исчезла, остались только памятники письменности, немногочисленные памятники архитектуры и еще некоторые другие, которые известны только специалистам. И вполне возможно, что такая же участь ждет всех нас. В все тенденции, какие сейчас существуют - начиная от политических, кончая экономическими, не говоря уже о культурных, генетических и любых других - экологических, например, - они все показывают, все векторы эти направлены в точку, которая именуется " ноль " , " небытие " . Действительно, такие огромные организмы как Российская Империя, Византийская Империя, Римская Империя, - мгновенно не умирают. Да, может быть, потребуется достаточно большое количество времени... Но в современном нашем бытии мы видим, что, к сожалению, скорости различных исторических процессов слишком увеличиваются с каждым годом. Поэтому, может быть, национальное небытие может быть уделом уже следующих поколений русских людей. Поэтому горе тому, кто причастен к этим разрушительным процессам. И дай Бог, чтобы по молитвам наших угодников Божиих те люди, которые сопротивляются этой разрухе, этому движению к абсолютному нулю национальной жизни - все-таки возобладали в нашем народе!

http://radonezh.ru/analytics/slovo-na-de...

ПОСТУЛАТ ТРЕТИЙ . Быть Третьим Римом - это значит, что Россия обречена быть только империей. Россия так создана нашими предками, что она не может стать русским национальным государством, как о том мечтают наши этно-националисты. Уже тот факт, что наша страна по Волге разрезана этнически нерусскими анклавами, заставляет нас быть только Империей. Господь таким образом обезопасил нас от экспериментов русских этно-националистов. На это этно-географическое своеобразие накладывается историко-религиозная преемственность Руси от Ромейской империи. Русь вскоре после падения Константинополя в 1453 году публично объявила себя Третьим Римом, что в дальнейшем находило своё выражение в политике и Ивана Великого, и Ивана Грозного, и Алексея Михайловича, и Петра Великого, и Екатерины Великой, и других русских государей. Однако понятие империя и производное от нее понятие империализм были очень сильно дискредитированы в советское время. И это при том, что сам Советский Союз по типу государственности оставался империей, не ставя своей задачей русификацию других наций. Больше того, имперская практика в советское время была даже гипертрофирована, когда государствообразующий народ не чувствовал государство своим, когда окраины жили нередко зажиточнее центральных русских областей. В постсоветское время дискредитация понятия империя была продолжена нашими и ненашими западниками, которые навязывали общественному мнению дихотомию империи-демократии. Поэтому сегодня крайне важно реабилитировать понятие империя в общественном сознании, наполнив его позитивным смыслом. А для этого нам, прежде всего, нужно осознать, что исторически империи были разными. Сравнивать Российскую империю можно только с Византийской и Римской империями, как империями миродержательными, поэтому мы и являемся Третьим Римом, преемником двух Римов. В этих империях не было разделения на метрополию и колонии, поскольку у миродержательных империй не было задачи грабить свои окраины. А вот варварские империи Запада имели иную природу, это были своего рода симулякры подлинных империй. На Западе цель империи поняли в соответствии с варварским архетипом, и главной целью присоединения новых территорий стал грабёж для обогащения метрополии. Империализм - это про эти империи, а не Российскую.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/09/re...

Своей смертью на троне скончались только половина василевсов.   Империя как катехон Само существование империи было для Византии скорее обязанностью и долгом, чем преимуществом или рациональным выбором. Античный мир, единственным прямым наследником которого и была Империя ромеев, ушел в историческое прошлое. Однако его культурное и политическое наследие стало основанием Византии. Империя со времен Константина была также и оплотом христианской веры. В основу государственной политической доктрины была положена идея об империи как «катехоне» – хранительнице истинной веры. Заполонившие всю западную часть римской ойкумены варвары-германцы принимали христианство, но лишь в арианском еретическом варианте. Единственным крупным «приобретением» Вселенской Церкви на западе вплоть до VIII века были франки. Принявший никейский Символ веры король франков Хлодвиг сразу получил духовную и политическую поддержку Римского патриарха-папы и византийского императора. С этого начался рост могущества франков на западе Европы: Хлодвиг был пожалован титулом византийского патриция, а его дальний наследник Карл Великий через три века уже захотел именоваться императором Запада. Византийская миссия того периода вполне могла поспорить с западной. Миссионеры Константинопольской Церкви проповедовали на пространстве Центральной и Восточной Европы – от Чехии до Новгорода и Хазарии; тесные контакты с византийской Церковью поддерживали английская и ирландская Поместные Церкви. Однако папский Рим достаточно рано стал ревниво относиться к конкурентам и выдворял их с помощью силы, вскоре и сама миссия на папском Западе приобрела открыто агрессивный характер и преимущественно политические задачи. Первой масштабной акцией после отпадения Рима от Православия было папское благословение Вильгельма Завоевателя на поход в Англию в 1066 году; после этого многие представители православной англосаксонской знати вынуждены были эмигрировать в Константинополь. Внутри самой Византийской империи на религиозной почве шли острые споры. То в народе, то во власти возникали еретические течения. Под влиянием ислама императоры начали в VIII веке иконоборческие гонения, вызвавшие сопротивление православного народа. В XIII веке из стремления укрепить отношения с католическим миром власть пошла на унию, но опять не получила поддержки. Все попытки «реформировать» Православие исходя из конъюнктурных соображений или подвести его под «земные стандарты» не удавались. Новая уния в XV веке, заключенная под угрозой османского завоевания, уже не могла обеспечить даже политического успеха. Она стала горькой усмешкой истории над суетными амбициями властителей.

http://pravoslavie.ru/1207.html

Византийская система власти – это прежде всего универсализм. Любые территориальные потери – или временны, либо даются за грехи. Власть государя – власть вселенского масштаба. Еще один важный постулат – неразрывная связь империи и Церкви. Патриарх и государь обладают симфонией, созвучностью власти. Также империя всегда связана с миссионерским характером. Миссионерство – это не только проповедь в чужих землях, но – когда само государство истину своей веры и своего строя передает другим. Более того, Византия – правовое государство, так как император всегда избирался. Главным отличием Византии была ее связь с законом, моралью и нравственностью. Именно передача этой связи закона-морали-нравственности-миссионерства от Византии к Руси и стала заменой разрозненной системы, существовавшей до Ивана III, системой, которая стала возможной и укрепляющей разные народы под единым скипетром». Леонид Решетников : «Россия – государство или цивилизация?» Леонид Решетников Как практик и аналитик современной ситуации, Леонид Решетников выразил недоумение, что Россия не осмысляет себя отдельной цивилизацией, в то время как именно это сегодня раздражает и пугает Запад: «Когда мы говорим о постулате инока Филофея, мы не до конца понимаем, что речь идет не о государстве, а о цивилизации. Мы не просто империя духа. Мы альтернатива той западной цивилизации, которая уже сложилась. И наша Российская империя также была альтернативной восточно-православной цивилизацией. Именно поэтому мы и тогда, и сегодня вызываем раздражение и чувство опасности на Западе, потому что мы — не просто большое, мощное, крепкое, сильное государство, но самостоятельная цивилизация. Мы инакие, мы все делаем по-другому. Уже с Рюриковичей нас начинали рассматривать как что-то иное, а не просто как государство, которое набирает силу. Мы часто говорим об Александре Невском, что он выбирал Запад или Восток, но это был Богом посланный выбор, он должен был сохранить цивилизацию, а не государство. Поэтому и не испугался орды, зависимости, так как задача стояла не просто сохранить веру, но нашу православную цивилизацию.

http://pravmir.ru/moskva-tretiy-rim-myis...

Еще один из важных постулатов – неразрывная связь империи и Церкви. Патриарх и государь обладают одним общим и важнейшим. Этим общим и важнейшим является симфония, созвучность этой власти. Империя всегда связана с миссионерством. Но миссионерство – это не только когда государь или патриарх посылают проповедника в чужие земли, миссионерство – это когда само государство истины веры, истины самого своего существования, своего строя передает другим через систему «таксиса» – систему порядка. Византия всегда была правовым государством. Идея того, что самодержавное государство неправовое, неверна. Консервативная по своей природе и медленно меняющаяся политическая идеология в идеале стремилась к гармонии горнего и дольнего, признавая несовершенство существующего миропорядка и стремясь следовать определенной Богом иерархии бытия, в которой высшая власть – излучение и отражение образа Божиего. Ее связь с законом, с моралью и нравственностью недвусмысленна. И именно передачей этой связи закона-морали-нравственности-миссионерства от Византии к Руси и характеризуется замена той разрозненной системы, которая существовала на Руси до Ивана III, на систему, укрепляющую разные народы под единым скипетром. Слева направо: Дмитрий Михайлович Володихин, Леонид Петрович Решетников, Сергей Павлович Карпов      Леонид Решетников, директор Российского института стратегических исследований, напомнил, что сегодня необходимо говорить не о государстве, а о цивилизации, что и Византийская империя была не просто империей, а цивилизацией, альтернативой той западной цивилизации, которая сложилась к тому времени. – И наша Российская империя также была альтернативной восточно-православной цивилизацией. Не просто государство большое и сильное вызывало и сейчас вызывает раздражение и чувство опасности на Западе, но ощущение того, что мы инакие, что мы особая цивилизация, – подчеркнул докладчик. Юрий Александрович Петров, д.и.н., директор Института российской истории РАН      Юрий Петров, директор Института российской истории РАН, вспомнив о тех геополитических сдвигах, которые стали основанием теории «Москва – Третий Рим» (правление Ивана III стало решающим этапом в формировании русского государства во главе с Москвой; присоединение Тверского княжества, Новгородской республики, ряда Верховских княжеств окончательно решило вопрос о лидерстве Москвы как центра национального объединения), заметил:

http://pravoslavie.ru/75070.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010