Конечно, австрийское правительство и двор интересовали не липоване, а вся колоссальная масса русского старообрядчества, о которой венскому правительству было хорошо известно. Геронтий прямо указывал на допросе, что в Вене Павел и Алимпий называли с австрийским правительственным кругами цифру в три миллиона заграничных поповцев, причем, в Австрии из этих 3 миллионов было не более 4000–5000 липован, так что сам промысел избрал Австрию для решения проблемы старообрядческой иерархии 1566 . Известный польский агент в Турции, встретившийся с Павлом и Алимпием уже в 1844–1846 гг. и отлично знавший обо всех их венских перипетиях, говорит еще более ясно: " Старый князь Меттерних, как честный и добросовестный союзник России, по своему обыкновению втайне деятельно помогал белокриницкому монастырю... Эти сношения стоили им, – по словам Алимпия, – огромных денег, которые старый князь Меттерних без всяких объяснений получал от староверов, постоянно требуя все более и более» 1567 . В этом отношении Меттерних следовал линии своего предшественника на посту австрийского канцлера Каунитца. Несомненно, в этих переговорах большую роль сыграли серьезность и деловитость Павла и Алимпия. Если Павел был душой и организатором дела, серьезным, упорным, систематическим, то Алимпий оказался прирожденным дипломатом и оратором, позднее, во время революции 1848 г. в Праге, показавшим себя и в качестве революционного трибуна 1568 . Чайковский описал Алимпия как человека проницательного, молодого и красивого, льстивого, прекрасно владеющего немецким языком, прекрасно умевшего вести разговоры о политике 1569 . Неудивительно, что и серьезность подхода Павла, Алимпия и Дворачека к делу, и произведенное ими хорошее впечатление, и возможности влиять на богатейшие круги московского и, вообще, русского купечества, и звон рахмановских и громовских червонцев – решили в Вене дело в пользу старообрядцев. Но Вена всегда любила бюрократический и формальный подход к делу, и поэтому, несмотря на протекции Меттерниха и Коловрата, Павлу и Алимпию пришлось еще подождать, пока медлительное бюрократическое колесо окончательно повернется в их сторону. Вена послала распоряжение во Львов, Львов – в Черновцы, и вскоре была назначена новая следственная комиссия. Следствие производил комиссар, некий барон Кахне, чьи аппетиты были умеренными по сравнению с Меттернихом и венским двором, и всего лишь 500 левов почтенного черновицкого комиссара вполне удовлетворили 1570 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

– Митрополит Михаил, покровитель просвещения, магистр киевской духовной академии, написал проповеди и разные богословские трактаты. Вообще нет, кажется, сочинений, обнимающих полную историю сербского княжества; но есть сочинения, обнимающие историю Сербии в известную эпоху. Здесь можно указать на следующие сочинения: 1, история Сербии от начала 1813 до конца 1815 г. Милутиповича. 2, Милош Обренович, князь Сербский, или материалы для сербской истории нашего времени, Вука Караджича. 3, История сербской революции по сербским источникам Леопольда Ранке, перев. с нем. на русский язык. 4, Исторический очерк русского покровительства Сербии с 1806 по 1856 г. Н. А. Попова . 1859 г. – 5, Славянские древности Шафарика в переводе Бодянского. 6, Краткая история Сербии. Раича (Вена, 1793 г.) 7, Босния, Герцеговина и Старая Сербия. 1857 г. Гильфердинга. 8, «Деяния к истории сербского народа» Давидовича (Вена, 1821 Г.). 9, История славяно-сербского народа 4 ч. Видаковича (Белград 1833 – 35 г.). 10, краткая история и география Сербии, Немировича (С.-Петербург, 1839 г.). 11, История сербского языка по памятникам, Майкова (Москва, 1857 г.). 12, Сербии в её отношениях к соседним державам, Григоровича (Казань, 1859 года). 13, Этнографическая карта Европейской Турции– Ати Воие, и такая же Лежана. 14, Краткий очерк истории православных церквей болгарской, сербской и румынской, Голубинского (Москва, 1871 г.). 15, Разные монографии в периодических изданиях, напр. Сербский вопрос при Александре I, Дубровина в Рус. Вестнике за 1863 г. и пр.;– 16, Essai historique sur les revolutions et l independance de la Serbie depuis 1804 iusqu’a 1856. Cuniberm в 2 томах. 17, Das Staatsrecht des Furstenthums Serbien von Tkalac, 1858 г., где излагаются подробные сведения о состоянии Сербии пред изгнанием Кара Георгиевича. 18, Serbien ethnohraphiche Reisestudien aus den Jahren 1859– 1868 mit 49 Illustrationen in Texte ... von F.Kanitz(Leipzig 1868 г.), где Каниц говорит о прежней и современной жизни Сербии, и где более важны для истории Сербии главы 8 о церкви, 9, об образовании, и 10, о литературе. 19, Речник географийско-статистичный Сербие, Гавриловича (Белград 1846 г.). 20, Гласник сербского общ. 1859– 1862 г. и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Эмиль стоял в нерешительности и размышлял. Вдруг он увидел, что посреди толпы сидит на ящике бедный слепой старик и распевает песни. Песни были грустные и жалостные, но за них ему подавали деньги. На земле рядом с нищим лежала шапка, и добрые люди все время бросали в нее мелкие монетки. «Так и я могу, – подумал Эмиль. – Здорово мне повезло, шапейка как раз при мне». Положив кепку на землю, он встал в позу и принялся горланить песню «Кобылка чуть трусит рысцой…» для всех, кому не лень было его слушать. Вокруг сразу же столпился народ. – Какой славный мальчуган, – говорили люди. – Наверное, он очень бедный, раз поет здесь за деньги. В те времена было много бедных детей, которым нечего было есть. И вот одна добрая женщина подошла к Эмилю и спросила: – Скажи, дружок, тебя чем-нибудь кормили сегодня? – Да ничем, кроме сена! – ответил Эмиль. Тут все стали его жалеть. А у доброго крестьянина-коротышки из селения Вена даже слезы выступили на глазах. Он плакал от жалости к этому несчастному ребенку, бедному сироте с такой красивой кудрявой головкой. В кепку Эмиля полетели монетки в два, пять и десять эре. И добрый крестьянин-коротышка из селения Вена выудил из карманов штанов монетку в два эре, но тут же пожалел об этом и сунул ее обратно в карман, шепнув Эмилю: – Если подойдешь к моей повозке, я накормлю тебя сеном вволю. Но теперь у Эмиля было полным-полно денег. Он подошел к палатке и накупил целую гору бутербродов, булочек, пряников и много-много сока. Проглотив мигом всю эту еду, он за четыре кроны и двадцать эре сорок два раза прокатился на карусели. Никогда раньше Эмилю не приходилось кататься на карусели, он и не знал, что на свете бывают такие веселые развлечения. «Ну уж теперь-то я веселюсь от души, – думал он, крутясь на карусели так быстро, что его кудрявые волосы развевались по сторонам. – Много интересного было в моей жизни, но такого – никогда». Потом он вволю насмотрелся на шпагоглотателя, на огнеглотателя и на бородатую даму. После всех этих удовольствий у него осталось всего-навсего два эре.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4239...

Милостивый государь почтеннейший Иосиф Максимович! Вы имеете полное право сердиться на меня за неаккуратность мою. Приношу повинную голову и с нового года исправляюсь. Прошлые два года сидели у меня на хребте семейные заботы, теперь сын и две дочери пристроены; я спокойнее и не столько озабочен. С г. Гидьфердингом хотел прислать Вам книг и от него, и от Вукомановича и потому посылаю Вам реестр Ваш обратно. Напишите и пришлите мне новый реестр. Для меня теперь никаких книг покуда не надобно, но если бы Вы, желая сделать доброе дело здешним бедным студентам, вздумали присылать иногда для чтения им какие-нибудь старые журналы, которые часто в Москве любители просвещения под печку бросают, Вы бы одолжили их несказанно. Бедные просят русских книг для чтения – для языка, что имею, дам, прочитают и сидят сложа руки. Пришлите то, что вы бросаете, и питайте их от крупиц, падающих от трапезы богатого. Новости наши Вам перескажет г. Гильфердинг, их так много, что и писать не о чем. Умер бедный Штур. Это такой ущерб в славянском мире, который будет долго ощутителен. Спасибо ему за то, что оставил хотя несколько молодых людей словаков, которые подают хорошую надежду, и вот для таких-то людей я прошу иногда литературных крупиц от милости московской. Кланяются Вам все Ваши знакомые. Простите. Остаюсь душевно Вам преданный, прот. М. Раевский. Не сердитесь же! Вена, 20 января 1856 г. 7 Милостивый государь Осип Максимович! Вчера я послал к Вам через Измаила Ивановича «Невск» за январь месяц, но помнится, Вы просили меня присылать Вам и других газет. Вот посылаю я Вам теперь наши сербские австрийские газеты, две политические и две литературные, и думаю посылать Вам в течение года. О «Невске» будет речь после; а за эти четыре газеты на обмен не можете ли Вы прислать мне «Москвитянина» через Александра Федоровича Гильфердинга? Этот журнал Вы, без сомнения, имеете. Прочитавши, посылайте, и я то же буду делать со своими. А меня очень разлакомил на московские журналы Ваш «Русский вестник», который мы не только прочитали, но даже в пух растрепали. Мы получаем его. Есть слух, что у вас в Москве еще какой-то журнал затевается, а какой, не знаем. За неведением присылайте нам хоть «Москвитянина». Думаем, что Михаил Петрович все еще дышит духом славянства. Книги, которые я выписал для Вас по поручению г. Гильфердинга, еще мне не доставлены. Коль скоро получу, пришлю Вам. Что же Вы мне не присылаете нового реестра? Даже ближе сказать: что же Вы мне ничего не пишете? Или уже в пух рассердились на меня? Врачу, исцелися сам! И сами вы в переписке не бойки. Пишите-ка, что делает Москва православная. Теперь масляница. Я думаю кутить напропалую. Прекрасная в этом случае статья в «Вестнике» Соловьева. Кутит русский мужичек, а сам думает: пост наступит, надобно будет покаяться. И я каюсь при наступлении поста перед Вами и, принося повинную, жду решения, пребывая к Вам с истинным почтением и преданностью. Ваш покорный слуга, прот. М. Раевский. Вена, 22 февраля 1856 г. 8

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/p...

Положим, что на вопрос " каково географическое положение Парижа в отношении к Берлину " нам отвечают, что " Париж лежит на юго-запад от Берлина " . В этом суждении субъектом служит еще не дифференцированное относительное положение Парижа и Берлина, предикат дифференцирует одну из сторон этого отношения, именно показывает, что это есть " положение в юго-западном направлении " . Из этого примера видно, что в суждении об отношении субъектом служит само обсуждаемое, но еще недифференцированное отношение, а предикат дифференцирует его и, как во всяком суждении, этот предикат находится в свою очередь в некотором отношении к субъекту, но это отношение входит только как элемент в знание, получаемое из суждения, а вовсе не исчерпывает и даже не составляет существенной стороны его. Из этого же примера видно, что если субъектом суждения служит вещь, напр., если на вопрос " Какова Вена с эстетической стороны? " нам отвечают " Вена город пышный " , то полученное знание есть знание о вещи, а вовсе не об отношении. Когда акт суждения совершился, нам становится лучше знакомым, чем прежде, субъект суждения; он теперь лучше известен постольку, поскольку мы нашли в нем путем сравнения новый признак, выразившийся в предикате; предикат, будучи одною из сторон субъекта, находится в некотором определенном и очень важном отношении к нему, и вот отсюда-то возникает иллюзия, будто знание, полученное в суждении, есть только знание об отношении. Позже мы рассмотрим, в чем состоит отношение между субъектом и предикатом, и тогда еще яснее увидим, что оно входит в состав знания, полученного из суждения, но не исчерпывает его. Впрочем, сторонники учения о том, что всякое знание есть знание об отношении, могут утверждать, что они вовсе не имеют в виду при этом отношения между субъектом и предикатом суждения. Они могут утверждать, что самые вещи, служащие субъектом суждения, оказываются при ближайшем рассмотрении не вещами, а отношениями. По-видимому, таков характер учения Риккерта. Согласно этой точке зрения, напр., знание о красном цвете сводится к знанию об отношениях между глазом и волнами светового эфира, о длине этих волн, т.е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

  Может, наконец, избавимся от чувства вины, которое внушают нам со времен перестройки, призывая каяться перед несчастными странами Восточной Европы, страдавшими от советской оккупации. Май 45-го они уже забыли... Мы все видели кадры хроники тех лет, на которых счастливые жители освобожденных городов забрасывают цветами, обнимают, качают на руках наших солдат-освободителей. Помните у Твардовского в поэме " Василий Теркин " : " Вот Европа, а спасибо Все по-русски говорят " . Есть такая песня 45-го года «Майский вальс». Первый куплет и припев этой замечательной песни, хорошо знаком большинству наших слушателей. Весна сорок пятого года… Как ждал тебя синий Дунай! Народам Европы свободу Принёс жаркий солнечный май! На площади Вены спасённой Собрался народ, стар и млад, На старой, израненной в битвах гармони Вальс русский играл наш солдат.   Помнит Вена, Помнят Апьпы и Дунай Тот цветущий и поющий Яркий май, Вихри венцев в русском вальсе. Сквозь года Помнит сердце, Не забудет никогда!   А теперь послушайте, какую новую песню сложили русские люди сегодня. Забытый май 45-го. Несколько куплетов из этой песни. Весна сорок пятого года, Забыл тебя синий Дунай, Забыли народы Европы Тот жаркий и радостный май.   Забыли, как в Вене спасённой Собрался народ, стар и млад, На старой, израненной в битвах гармони Вальс русский играл наш солдат.   Вы отвергли это, Вена и Дунай, Тот цветущий и поющий жаркий май. Вихри ненависти к русским сквозь года Не простим и не забудем никогда.   Легко, вдохновенно и подло взрастили нацистских собак, И подняли головы гордо Бандеры наследников ряд.   И Лондон, Париж и Варшава подкинули кость неспроста, Чтоб ненависть к русским собратьям в крови украинской текла!   Помнит Горловка, Одесса, Первомайск, О погибших детях стонет этот вальс. Артобстрелы в смертной пляске сквозь года Не простим и не забудем никогда! . Помнит Крым и моря Черного волна. Как пришла на землю Русская_весна, Вальс свободы и единства сквозь года, Помнит сердце не забудет никогда.   Донбасс был цветущим и русским,

http://radonezh.ru/2024/03/06/viktor-sau...

Гостиница, занятая нами, тоже похуже римской, хотя это неважно, так как сегодня (10-го) выезжаем в 10 часов вечера в Вену. Приедем завтра (11 мая) в 9 часов вечера. Что-то ожидает нас там? Пока все идет хорошо, по крайней мере у нас. У певчих не все благополучно: одного восьмого мая отправили в Москву за пьянство и безобразие, учиненное в гостинице 339 . Наши руководители ко всему относятся халатно и легкомысленно. Вена. 12 (25) мая. 7 часов вечера Дорогая Катя! Итак, вчера около девяти часов вечера приехали в Вену. Из Рима во Флоренцию ехали со скорым поездом во втором классе. От Флоренции же – в третьем, конечно, и с большими неудобствами, чем ехали туда. Нужно сказать, что итальянские железные дороги по справедливости считаются худшими чуть ли не во всем мире. Вопреки обещанию министра дать нам отдельных два вагона третьего класса вплоть до Вены без пересадки, нам дали только один вагон, в котором мы и разместились (не без скандала с певчими). Благодаря этому пришлось на маленькой скамеечке (вдвое меньше наших спальных) размещаться по двое. О том, чтобы спать лежа, не могло быть и речи; поэтому между сидящими положили по дорожной сумке, на которой и прикорнули. Константин Павлович все настаивал на том, чтобы лечь на полу, но я воспротивился этому, так как пол страшно грязный, пыльный, к тому же ночью было очень холодно, местами по дороге виден был снег (это в Италии-то!). Жары никакой не было. Судя по твоим письмам, и у нас в Москве была такая же теплая погода, именно теплая, но никак не жаркая. Временами же становилось даже довольно прохладно, так что приходилось надевать черный пиджак, а иногда даже и пальто. Одним словом, старого белого пиджака не износил. В последнее же время погода прямо-таки испортилась, а во Флоренции во время нашего пребывания почти все время шел дождь. Половину пути ехали с обыкновенным поездом, а вторую – со скорым. В скором был вагон-ресторан, в котором и заказан был для всех обед. Обед был двояким: для нас из пяти-шести блюд, а для мальчиков и певчих из двух – бульон и кусок мяса с рисом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

XIX в. уже не считались непреодолимым препятствием. Ламанский вслед за словаком Штуром, чехом Гавличеком и др. западнославянскими теоретиками панславизма, но первым в России, высказал в этой статье мысль о существовании единого славянского народа. Препятствия на пути общеславянского объединения, по словам Ламанского, это – слабость интеллигенции славянских народов, а также, как самокритично признавал автор, «важные недостатки нашей гражданственности, несознание Россией своего славянского призвания». Ламанский высказал также убеждение в том, что русский язык вполне может выполнять роль общеславянского языка, благо более двух третей славян говорит на нем, он был более или менее понятен всем славянам и, наконец, на нем существует значительная, признанная во всем мире литература. Кстати, здесь Ламанский вовсе не демонстрировал русский шовинизм, он лишь повторил идею Л. Штура и др. панславистов о превращении русского языка в общеславянский. Кроме филологических и расово-антропологических фактов, Ламанский рассмотрел и географические обстоятельства. Славяне южные отделены от других славян австрийскими немцами, венграми и румынами. Правда, Ламанский обращал внимание и на более высокий уровень рождаемости у славянских народов, которые даже начали стихийное обратное заселение некогда захваченных у них германцами и мадьярами земель. Во 2-й пол. XIX в. самым крупным городом по числу проживающих там чехов в мире была Вена (200 тыс. из 700-тысячного населения), сербы заселили Воеводину – южную часть Венгрии, которая и поныне в составе Сербии. Поэтому тогда казался оправданным тот оптимизм Ламанского, когда он писал: «Народы славянские, инстинктивно чуя вред и опасность этих чужых островов в море славянском, издавна старались и стараются прорвать эти массы иноплеменников. В самом деле, пробуждение славянской стихии в Силезии, движение в собственную Австрию словенцев с юга, чехов с севера, словаков с востока, несколько ослабляет клин немецкий, цепь сербских поселений в Венгрии с юга на север, русских и словацких с севера на юг, так сказать, пронизали тело мадьяр в различных направлениях, точно так же, как и тело румын поселения болгарские с юга на север, а русские с севера на юг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По самому законодательству мы видим, что если прелюбодейство наказывалось весьма строго, даже жестоко, то обольщение девицы имело последствием лишь женитьбу на ней и уплату вена. Раввинское предание не помнит исключения из общества лица рожденного от девицы до брака или вне брака; но оно утверждает, что дитя, рожденное от прелюбодеяния и не признаваемое отцом семейства, не принималось в общество. Это толкование весьма вероятно, но сравнивая его с первым стихом, со ст. 17–18 этой главы, и мыслями высказанными нами в 1-м примечании, мы позволяем себе присовокупить мнение, что здесь в настоящем тексте параллельно с иноземцем евнухом, говорится о всяком рожденном от блудницы посвященной Астарте (ср. Быm. XXXVIII пр. 14-е, 16-е), т. е. специально занимающейся этим ремеслом и посвященной известному циническому культу. Этот сын блудницы не мог быть принят никогда (даже в десятом поколении) в общество Господне, которое он осквернял своим происхождением. В этом случае конечно было безразлично, происходил ли он от иноземки или от еврейки, так как он не мог указать своего отца, и был сын (только) блудницы. 565 (Ст. 3–6). Как «сын блудницы» так и аммонитянин и моавитянин даже и в десятом поколении, т. е. через триста лет не могли быть приняты в общество Господне. На это указывают две причины: нечистое происхождение этих племен ( Быm. XIX, 36–38 ) и преданность нечистым натуралистическим культам с циническими обрядами, которые из каждой женщины этих племен делали блудницу (Ср. Чucл XXV, 1–2 и прим. 2-е. Этим и объясняется повторение для этих племен того же выражения « и в десятом поколении» которое употреблено для «сына блудницы». Как причина не дозволения принимать в общество израильское указано призвание Валаама для проклятия: но надо помнить, что тот же Валаам дал совет прельщать израильтян женами к служению Ваал-Фегору ( Чucлa XXXI, 16 ), поэтому то Израиль должен был во веки (ст. 6) чуждаться общения с этими нациями. Между тем общение с отдельными личностями по-видимому не представлялось преступным, так как Руфь, прабабушка Давида, была моавитянка.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Бонза  – языческий жрец бога Будды. Ботаника  – наука о растениях. Бристоль  – род толстой, как картон, бумаги для рисования. Брошюра  – небольшая книга. Брэдизм  – термин, которым означается то или другое учение о гипнотизме и животном магнетизме. Это название ведёт своё начало от английского физиолога Брэда. Бург  – город, местечко; бургомистр – представитель городского сословия, то же, что у нас городской голова. Бюст  – высеченное из мрамора или вылепленное изображение головы с частью груди. Вакантный  – свободный, незанятый. Варьировать , – ся  – разнообразить, -ся. Вахта  – дежурство на корабле, а также и время этого дежурства (в сутках считается 5 вахт). Веды  – священные книги индусов, написанные на санскритском языке, содержащие в себе их религии и философию; ведический – содержащийся в ведах. Вена  – жила, проводящая кровь в сердце. Веранда  – терраса или галерея, примыкающая к дому и обсаженная деревьями. Ветеран  – старый, заслуженный солдат. Вибрация  – колебание, дрожание; вибрировать – дрожать, колебаться. Вивисекция  – рассечение живых животных с научными целями. Вилла  – дача. Витта св. пляска  – нервная болезнь, сопровождаемая непроизвольными движениями туловища, головы, лица, прыганьем и пр., при чём больной сохраняет полное сознание. Vis-a-vis  – напротив. Внушение  – см. объяснение этого термина в предисловии Объяснение наиболее употребительных терминов . Водород  – бесцветный газ, без запаха и вкуса, легчайший всех газов, составная часть воды. Вокальный  – голосовой. Волонтёр  – охотник, доброволец. Вольтер  – французский писатель (1694–1778) вольнодумец и атеист, имевший громадное и при том гибельное влияние на умы современного ему общества; вольтерианство – вольнодумство, последование теориям Вольтера. Вульгарный  – грубый, неотёсанный. Галиматья  – вздор, бессмыслица. Галлюцинация  – см. в тексте 3. Галлюцинации и иллюзии ; галлюцинант – подверженный галлюцинациям; галлюцинировать – видеть галлюцинации. Гальванический ток  – электричество, возбуждаемое от прикосновения двух разнородных металлов (например, цинка и меди) к известной жидкости (например, к слабому раствору серной кислоты); одни из концов металлов должны быть соединены между собой хотя бы проволокой, обвитой шёлком. Действия и применения гальванического тока весьма разнообразны. Для измерения силы гальванического тока есть приборы, называемые гальванометрами показывающие силу тока степенью отклонения магнитной стрелки.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010