Быт.29:15 . И Лаван сказал Иакову: неужели ты даром будешь служить мне, потому что ты родственник? скажи мне, что заплатить тебе? Здесь, под видом заботливости об интересах Иакова, Лаван справляется, не будет ли ему служба Иакова стоить слишком дорого. Не приравнивая Иакова к нанятым рабочим, Лаван, однако, не прочь эксплуатировать его рабочую силу и способности. На вопрос Лавана Иаков дает понять (ст. 18), что не преследует денег, а желает брака с его дочерью. Быт.29:16–17 . У Лавана же было две дочери; имя старшей: Лия; имя младшей: Рахиль. Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем. Красота Рахили (евр. Rachel – овца) состояла, кроме общей красоты стана, в особой прелести и живости глаз – главный признак красивой женщины (и даже мужчины, ср. 1Цар. 16:12 ) по понятиям восточных жителей; между тем, у Лии (евр. Leah – дикая корова; затем, трудящаяся, страдающая), в других отношениях тоже, быть может, прекрасной, был именно органический недостаток глаз: болезнь, по раввинам, появившаяся от постоянного плача Лии о том, что ей, как старшей дочери Лавана, придется выйти замуж за нечестивого Исава. «Велика сила молитвы: она не только отменила эту судьбу, но и содействовала Лии выйти за праведника ранее Рахили» (р. Хуна, Beresch. r., s, 344). Быт.29:18–19 . Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою. Лаван сказал [ему]: лучше отдать мне ее за тебя, нежели отдать ее за другого кого; живи у меня. Взаимный договор Иакова и Лавана носит печать библейско-еврейских и вообще восточных нравов. По обычаю древнего и даже современного Востока не тесть дает приданое жениху, а, наоборот, последний вносит за невесту отцу ее – вено , евр. mohar (ср. Быт. 24:53, 34:12 ), обычно обеспечивающее (по документу «кетуба») жену его на случай развода. Иаков, неимущий странник ( Быт 32.10 ), предлагает в качестве вена личную свою работу в течение 7 лет: замена вена – не необычная и в библейской древности (Давид Саулу за Мелхолу, 1Цар. 18:25–27 ), ранее – Гофониил женился на Ахсе, дочери Халева ( Нав. 15:16–17 , оба – личный подвиг храбрости), и теперь на Востоке. Но в этом же договоре выступают и удивляют, с одной стороны, скромность и нетребовательность Иакова, какую он уже раньше высказал ( Быт. 28:20 ), имевшего однако возможность и Лавану предъявить более тяжелые условия, и у отца потребовать следовавшую ему часть имения, с другой – корыстность Лавана, не постеснявшегося обратить племянника, «кровь и плоть» свою, в работника; поступок этот не одобрялся после и дочерьми Лавана ( Быт. 31:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В первом случае, всякий раз, как Иаков был опечален новой неправдой Лавана, он видел во сне исполнение своего желания; Ангел Божий указывал ему, что имеющие родиться овцы и козы будут тех именно цветов, какие по условию принадлежали Иакову, – Бог, видя несправедливость к нему Лавана, Своей творческой силой ограждал благосостояние Иакова и, предполагается, прощал его не всегда законные действия в борьбе с корыстолюбием Лавана. В ст. 13 говорится уже о недавнем видении Иакова, в котором Ангел Господень, напоминая Иакову о бывшем ему некогда видении в Вефиле и данном им там обете, повелевает ему возвратиться на родину. Перев. LXX (слав. и русск.) добавляет обетование Божия – быть всегда с Иаковом. Всем этим рассказом Иаков имеет в виду убедить жен своих идти с ним в Ханаан. Характерно обозначение Ангела Божия именем Бога и отождествление его с Иеговою, явившемся Иакову в Вефиле на пути в Месопотамию ( Быт. 28:12–13 ). «Явившегося назвав выше Ангелом, теперь показывает, что Он и Бог, потому что сам говорит: «Аз есмь Бог, явившийся тебе» на пути. Видел же он Ангелов, восходящих и нисходящих по лестнице, и Господа, утверждавшегося вверху ее. Его-то наименовал здесь Ангелом и Богом – Богом по естеству, Ангелом же, да знаем, что явившийся не Отец, но единородный Сын... и великого совета Ангел» (блаженный Феодорит, отв. на вопр. 90). В благословении Ефрема и Манассии Иаков называет ( Быт. 48:15–16 ) этого Ангела Иеговы, Сына Божия до Его воплощения, – Ангелом-Избавителем. Быт.31:14–16 . Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего? не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше; посему все [имение и] богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе. Ответ Рахили и Лии, замечательный по единодушию в данном случае давних соперниц, во-первых, утверждает, что ничто уже не привязывает их к дому Лавана, следовательно, нет препятствий с их стороны к выселению Иакова с семьей из Харрана в Ханаан (ст. 14); во-вторых, содержит горькую и справедливую жалобу на алчность и бессердечие отца их, который их (подобно как Иакова) почитал как бы рабынями, не оставив за ними их вена – цены 14-летней службы за них Иакова; между тем, очевидно, обычаем времени и страны требовалось именно такое употребление брачного вена (ст. 15); в-третьих, заключает в себе полное оправдание всей деятельности Иакова по приобретению собственности, которую Рахиль и Лия почитают неотъемлемою принадлежностью их и детей их (ст. 16), а вместе и полное согласие следовать за Иаковом. Иаков со всею семьею своею и со всем имуществом своим, тайно от Лавана, двигается в Ханаан

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

XVII, 34–35). По всей вероятности в это же время начинает распространяться слух о помазании Давида Самуилом, и о том, что в нем можно видеть будущего царя. Это и есть вероятно причина, что Саул в минуту сумасшествия бросает копьем в Давида (1 Ц. XVIII, 11–12), и «стал бояться Саул Давида, потому что Господь был с ним, а от Саула отступил». Мы знаем из 1 Книги Царств (XVIII, 13), как начал бояться царь Саул Давида, оруженосца своего, как он удалил его от себя, поставив его тысяченачальником, и поручал ему «войны Господни; ибо Саул думал: пусть не моя рука будет на нем, но рука Филистимлян будет на нем» (ст. 17). В то же время Саул обещает, – явно не желая сдержать обещания (ср. ст. 19), – дочь свою Мерову в супруги Давиду, надеясь, как видно, что Давид найдет смерть свою среди ежедневных пограничных стычек с Филистимлянами, ранее времени, назначенного для брака. Но в это время другая дочь Саула, Мелхола, влюбляется в молодого героя, и Саул (ст. 21, 25) хочет воспользоваться этою любовью, чтобы подвергнуть жизнь Давида опасности с надеждою избавиться от него. Он вместо вена требует доказательств 203 убийства ста Филистимлян. Давид представляет таких доказательств двести: «и выдал Саул за него Мелхолу, дочь свою, в замужество» (27 ст.). Мелхола страстно любила своего мужа (28 ст.), а Давид победоносно действовал против Филистимлян, и Саул, все более и более страшившийся Давида (29 ст.), решается прямо объявить своим слугам и даже Ионафану, что он приказывает умертвить Давида. Ионафан, любивший Давида, извещает его об этом решении отца своего и Давид временно скрывается, но потом, уведомленный Ионафаном, что этот последний взял с отца своего слово не убивать его, Давид является опять к Саулу. Как пограничный начальник он одерживает несколько побед над Филистимлянами, и опять возбуждает в Сауле чувства ненависти. Чувства эти обнаруживаются опять покушением на жизнь Давида самим Саулом. В припадке меланхолии или сумашествия или, как говорит 1 Книга Царств (XIX, 9), когда «злой дух от Бога напал на Саула, и он видел в доме своем, и копье его было в руке его, а Давид играл рукою своею на струнах...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт.29:11 . И поцеловал Иаков Рахиль и возвысил голос свой и заплакал. Непосредственно после проявления мужества и силы (ст. 10) Иаков обнаруживает необыкновенную чувствительность: в поцелуе Рахили и затем в слезах. По иудейским толкованиям, Иаков заплакал или потому, что при первом же свидании с Рахилью предчувствует раннюю смерть Рахили и то, что она не будет покоиться в одной с ним могиле, – или в смущении, что не может принести ей столь богатого вена, как Елиезер Ревекке. Проще, может быть, от радости свидания, после пережитых испытаний пути (ср. Быт. 43:30, 45:14–15, 46:29 ). Быт.29:12 . И сказал Иаков Рахили, что он родственник отцу ее и что он сын Ревеккин. А она побежала и сказала отцу своему [все сие]. Иаков называет себя «братом» Лавана, конечно, в обширном значении – «родственника» (русск. пер.), как «братьями» названы Авраам и Лот ( Быт. 13:8 ). Девица бежит домой, как Ревекка ( Быт. 24:28 ), но рассказывает о посетителе не матери, как та, а отцу; может быть, как замечают раввины, матери Рахили в это время уже не было в живых; в дальнейшем рассказе она совершенно не упоминается. Лаван встречает и принимает Иакова Быт.29:13 . Лаван, услышав о Иакове, сыне сестры своей, выбежал ему навстречу, обнял его и поцеловал его, и ввел его в дом свой; и он рассказал Лавану все сие. Услышав от дочери о прибытии племянника, Лаван – этот человек расчета и своекорыстия – отдается порывам родственного чувства: бежит навстречу Иакову, заключает его в объятия, целует его и радушно вводит его в дом – проявления родственной приязни естественные и на Востоке обычные. Иаков рассказывает Лавану все сие, т.е. «свой род, свои приключения и нечаянное, по устроению Промысла, обретение дома Лавана» (м. Филарет). Быт.29:14 . Лаван же сказал ему: подлинно ты кость моя и плоть моя. И жил у него Иаков целый месяц. Чтобы Лаван убедился в справедливости рассказа Иакова и признал в нем своего кровного родственника, последний должен был побыть у дяди по крайней мере несколько дней: в качестве гостя Иаков жил у него целый месяц, в течение которого, без сомнения, показал себя сильным и усердным работником, откуда и объясняется речь Лавана. Заключает с ним договор

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Давида все полюбили, но больше всех сын Саулов, Ионафан, который полюбил его, как свою душу. Ионафан заключил с Давидом завет дружбы. Он снял с себя верхнюю одежду и надел ее на Давида, и отдал ему и другие свои одежды, и меч, и лук, и перевязь. 1Цар. 18:6–13 Но душа самого Саула не лежала к Давиду. В то время, когда они возвращались после победы Давида над Голиафом, изо всех городов израильских выходили женщины навстречу царю Саулу с песнями, с тимпанами и с музыкою; и во время игры на музыкальных инструментах женщины попеременно припевали: «Саул у нас поразил тысячи, а Давид тьмы». Эти слова возбудили крайнюю досаду в Сауле, и он с сердцем заметил: «они предоставили Давиду тьмы, а мне лишь тысячи, теперь не достает ему только царства!» С этого дня запала зависть в сердце Саула, и он стал недоброжелательствовать Давиду. И не далее, как на другой же день Саул выказал свою ненависть. По Божию попущению злой дух напал на Саула, и он юродствовал в доме своем. А Давид по-прежнему стал играть на арфе. У Саула же в руке было копье. И начал Саул кидать копьем, задумавши вонзить его в Давида, но Давид два раза уклонился от него. После этого Саул стал бояться Давида, увидевши, что Господь хранит его, и удалил его от себя: впрочем, чтобы прикрыть свою ненависть, он сделал Давида тысяченачальником своего войска. 1Цар. 18:14–27 В новой должности своей Давид более и более приобретал любовь народа, и тем сильнее страх и зависть мучили Саула. Раз он сказал Давиду: «слушай: я выдам за тебя старшую мою дочь; только ты у меня воюй храбрее с Филистимлянами». Саул надеялся, что Давид погибнет в какой-нибудь сшибке. Давид не только не напомнил царю, что он уже заслужил его дочь победою над Голиафом, но еще отвечал с необычайною скромностию: «кто такой я, что жизнь моя, и какой мой род, чтобы я мог быть зятем царю?» Несмотря на все это, когда пришло время выдать в замужество обещанную Давиду дочь, Саул выдал ее за другого. Потом он, к удовольствию своему, узнал, что меньшая дочь его, Мелхола, любит Давида. Этим обстоятельством Саул хотел воспользоваться, чтобы погубить его, именно: через царедворцев своих распустил слух, что он очень желал бы иметь Давида зятем своим, несмотря на его бедность; и был бы доволен, если бы он вместо всякого вена убил сотню врагов его –Филистимлян, и принес несомненные тому доказательства. Саул надеялся, что Давид впадет в руки Филистимлян. Но Давид убил двести Филистимлян и представил несомненные тому доказательства. Тогда уже Саулу стало стыдно не сдержать своего обещания, и он выдал Мелхолу за Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Еще один важнейший аспект свободы во Христе — это возможность вкушения от древа жизни, поскольку теперь нам уже не преграждает путь к нему херувим с пламенным мечом (Быт 3:24): Ни Ангелы, ни Начала, ни Силы ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе (Рим 8:38–39). И хотя в этом веке мы познаем Бога лишь отчасти (1 Кор 13:12), все же мы можем не просто останавливать грехи с помощью покаяния, но и следовать по беспредельному пути богоуподобления, обожения, что предполагает существенное изменение природных свойств человека 62 : Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор 3:18). 1 В основу статьи положен доклад «Грех и человеческая свобода: в раю, “под законом” и во Христе», прочитанный на III Российско-Австрийской богословской конференции (Вена. 14.10.2005 г.). Публикуется в сокращенном виде переработанный вариант текста. 4 Блаженный Августин. О книге Бытия, буквально. VIII. 6//Творения. Ч. 8. Киев, 1915. С. 109; ср. Священномученик Ириней Лионский. Против ересей. IV. 39, 1//Творения. СПб., 1900. С. 436. 5 Святитель Григорий Нисский. Об устроении человека//Восточные отцы и учители Церкви IV века. Антология в 3 тт. Т. 2. М., 1999. С. 119. 6 Преподобный Макарий Египетский. Духовные слова и послания. II, 12(1)/Изд. А. Г. Дунаева. М., 2002. С. 429. 8 Святитель Григорий Нисский. Большое огласительное слово//Восточные отцы и учители Церкви IV века. Т. 2. С. 176. 9 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 253. 13 Следует особо оговорить, что термин “бессознательное” мы используем исключительно в смысле животной души человека, отвечающей за физиологические процессы человеческого организма. Бессознательное во фрейдистском смысле, то есть область неосознанных желаний, воспоминаний и т. п. мы будем называть “подсознанием”. 14 “Сам Адам, пребывая в чистоте, царствовал над своими помыслами; но, как скоро преступил заповедь, на уме его лежат неудобоносимые горы, и примешавшиеся порочные помыслы все стали как бы его собственные”.

http://pravmir.ru/greh-u-dverey/

За них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. Евангелие от Иоанна Таинство, на котором стоит Церковь Христова, это – Таинство Евхаристии. Причастие соединяет человека с Богом, приобщает Воскресшему Телу Иисуса Христа, вводит в Вечность и Тайну Пресвятой Троицы. И в каждом принимающем Господа течет частичка Крови, пролитой на Кресте. И именно поэтому ненависть к братьям – не просто безумие; это само- и Богоубийство. Христианские аргументы не для высшего общества, и Бетховен здесь же, в рейнской деревушке, пишет Шестую Пасторальную симфонию, тонко отсылая слушателя к «Пастушеским песням» Вергилия, к его трагическим отношениям с императором, и к мысли о том, что Богочеловечество Христа и человекобожие августов-наполеонов несовместимы. 22 декабря 1808 года в нетопленом полупустом зале венского театра ан дер Вин состоялся грандиозный четырехчасовой концерт, на котором Бетховен впервые исполнил Пятую симфонию и Пасторальную, а вслед за ними – Мессу до-мажор, после которой прозвучала фантазия для фортепиано, хора и оркестра – будущая тема Радости из Девятой симфонии. Сбор был невелик, но Людвиг был счастлив – после долгих терзаний совесть наградила его сладким чувством выполненного долга. Ранней весной в Австрии, Италии, Польше и Баварии вспыхнула партизанская война. Люди долго терпели развязность французов и бесконечные рекрутские наборы в их войска, но чашу народно терпения переполнил насаждаемый иноземцами атеизм. Император Франц, видимо, был не прочь отделаться от Наполеона, но своих подданных он боялся еще больше. Когда французы разбили ополчение, а Вена после восемнадцатичасового артобстрела выбросила белый флаг, хозяин Хоффбурга умиротворенно произнес: «Ну вот, разве я раньше не говорил, что все так и случится? А теперь все мы можем отправляться по домам». Высший свет покинул столицу. Из всех его друзей и знакомых Бетховен остался в оцепленном городе почти один и пробыл в нем до конца войны. Едва ли ни с детства влюбленный в Гёте, все это время он увлекается его философией, пишет песни на его стихи и музыку к «Эгмонту». Мечтает взяться за «Фауста», но поэт его еще не окончил. И вот, как это ни парадоксально, главную мысль бессмертной трагедии Людвиг высказывает раньше автора: Царство Божие – есть Царство свободы и единения, и Оно нудится, как говорит Христос, – завоёвывается людьми.

http://pravmir.ru/xleb-zhizni-lyudvig-va...

«И оплакал Давид Саула и сына его, Ионафана, сею плачевною песнью:.... Горы Гелвуйские! Да не сойдёт ни роса, ни дождь на вас, и да не будет на вас полей с плодами; ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем...» 737 . Давид заклял Гелвуйские горы. «Сие показывает чрезмерность скорби (его). Как те, у которых болит какая-либо часть тела, ударяют руками в стену, или в кровать, по причине сильной боли; так и сей божественный муж, воспаляясь от сильной горести, заклял неодушевлённые горы» 738 . Давид Ещё при жизни Саула Господь повелел Самуилу помазать на царство Давида. Услышав такое повеление, пророк сильно смутился, боясь гнева отверженного царя 739 , «потому что был не только пророк, но и человек» 740 ; однако же исполнил повеление Господне 741 . «И почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» 742 . Все предприятия его увенчивались успехом. – Военные успехи Давида и со дня на день возраставшая к нему любовь народа стали беспокоить Саула, и он старался погубить его. Заметив, что юноша любит его младшую дочь, Мелхолу, царь, в виде вена, заставлял его убить 100 филистимлян, втайне надеясь, что и сам Давид погибнет при исполнении этого порученя. Но Давид убил 200 филистимлян, остался жив, и царь должен был сделать его своим зятем 743 . Это супружество не доставило Давиду безопасности. Саул ещё более начал бояться его; и по мере успехов, какие имел Давид над Филистимлянами, возрастала ненависть к нему Саула. Вскоре Давид одержал новую победу над Филистимлянами, и Саула начала опять давить тоска; дух лукавый встревожил его. Давид взял арфу и стал играть, чтобы успокоить его; между тем как царь думал, как бы убить своего мнимого врага. В то время, как Давид играл, Саул бросил в него копьё, чтобы пронзить его; но Давид уклонился, и копьё ударилось в стену. Была ночь. Давид бежал и скрылся в своём доме. Саул поставил стражу вокруг дома, приказавши, с наступлением утра, захватить и умертвить Давида. Мелхола, узнавши об этом, спустила Давида через окно, и таким образом он спасся.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

И Саул сильно огорчился, и неприятно ему было это слово; он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне – тысячи; ему недостаёт только царства... – И с того дня подозрительно смотрел на Давида. Вскоре, во время одного из своих припадков крайнего раздражения, порой до бешенства овладевавшего им, Саул, слушая музыку Давида, вместо успокоения, которое она обыкновенно производила на него, предался злобному чувству против Давида и, подумав: – «пригвожду Давида к стене, бросил в него копьё, бывшее при нём... но Давид два раза уклонялся от него» ... Зависть, между тем, разыгрывалась всё больше и больше в сердце Саула, так как он видел, что молодой Давид всё более и более овладевает любовью и уважением народа, и он искал его погубить, «но, – думал он, – пусть не моя рука будет на нём, но – рука Филистимлян», и в надежде, что Давид будет убит на войне с этими сильными врагами, он поручал ему вести войны с ними, обещая ему, в случае успеха на войне, выдать за него замуж старшую дочь свою Мерову. «Кто я, и что жизнь моя, и род отца моего в Израиле, чтобы мне быть зятем царя?» – смиренно недоумевал Давид в ответ на это предложение царя. Между тем Саул не исполнил обещания отдать старшую дочь свою за храброго победителя Филистимлян и выдал её в замужество за другого. Но узнав, что меньшая его дочь Мелхола полюбила Давида, он задумал и её «сделать сетью для него». «Через меньшую дочь ты породнишься со мной», – обещал он снова Давиду; между тем, желая уловить его в честолюбии, велел приближенным своим тайно передать ему: – «вот, царь благоволит к тебе, и все слуги его любят тебя; итак, будь зятем царя». – Но неуловимо смирение для коварства; с искренним простодушием Давид отвечал царским слугам: «разве легко, кажется вам, быть зятем царя? Я – человек бедный и незначительный». – Когда переданы были Саулу эти слова Давида, то он, продолжая «иметь в мыслях – погубить Давида руками Филистимлян», сказал: так скажите Давиду: царь не хочет вена (обычного выкупа) за невесту, но хочет, чтобы он убил сто Филистимлян – в отмщение врагам царя. – И пересказали слуги Саула эти слова Давиду, и понравилось Давиду сделаться зятем царя. «И прежде ещё, чем исполнился срок, назначенный для убиения ста Филистимлян, Давид, с помощью людей своих, убил уже двести. И выдал тогда Саул за него дочь свою Мелхолу в замужество.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«И сказал Саул Давиду: через другую ты породнишься ныне со мною. И приказал Саул слугам своим: скажите Давиду тайно: вот, царь благоволит к тебе, и все слуги его любят тебя; итак будь зятем царя. И передали слуги Сауловы в уши Давиду все слова эти. И сказал Давид: разве легко кажется вам быть зятем царя? я – человек бедный и незначительный. И донесли Саулу слуги его.» Саул сказал, что он не хочет никакого вена, т.е. выкупа, кроме ста краеобрезаний Филистимских. Т.е. Давид должен был убить сто филистимлян и принести свидетельства их смерти. Давид перестарался, он убил двести и принес двести краеобрезаний. Здесь – другая черта Давида, которая ставится ему в укор – его необузданность. И Давид после этого стал зятем царя, Саул выдал за него дочь в замужество и сказано: «И стал Саул еще больше бояться Давида и сделался врагом его на всю жизнь». Легко понять, что у мнительного Саула возникает подозрение на счет любимца, баловня судьбы, белокурого с красивыми глазами, действительно, ему не хватает только царства. В припадках ярости Саул сам неоднократно пытался убить его, метая в него копье и только чудо спасало Давида. Становилось ясным, что царь решается уничтожить своего противника, но Ионафан, сын Саула, предупреждает Давида об опасности, навлекая на себя гнев отца. Мелхола тоже спасает его от подосланных убийц, спускает мужа из окна, когда за ним приходят убийцы. Давид уходит из Гивы и бежит в Раму к Самуилу. Вот где он мог обрести себе поддержку. Этот шаг показывает, что юноша всерьез принял вызов Саула. Рама – центр оппозиции Саулу. И тщетно люди царя пытаются найти беглеца. Остается до конца тайной, о чем говорили тогда Давид и Самуил, о чем они совещались. Однако вскоре Давид приобретает себе еще одного союзника в лице Авиафара, священника из Номвы, последнего отпрыска семейства Илия, некогда хранившего Ковчег завета. Это семейство служило при ефоде, по приказу Саула скоро все Номвинские священники были перебиты за помощь Давиду. Спасся один Авиафар, который явился к Давиду и принес с собой ефод. Ефоду придавался особый смысл, на нем совершалось гадание. Ефод был одним из элементов мистического обращения, и не случайно его хранили особо.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010