Житие и страдание святой великомученицы Варвары Святая великомученица Варвара В царствование Максимиана , нечестивого царя Римского, жил на Востоке, в Илиополе , один человек знатного рода, богатый и знаменитый, по имени Диоскор, по происхождению и по вероисповеданию язычник. Он имел дочь Варвару, которую берег, как зеницу ока, ибо кроме нее не было у него больше детей. Когда она начала приходить в возраст, то становилась весьма красивою лицом, так что во всей той местности не было девицы, подобной ей по красоте, почему Диоскор соорудил для нее высокую и искусно устроенную башню, а в башне устроил великолепные палаты. В них он заключил дочь свою, приставив к ней надежных воспитательниц и служанок, ибо ее мать уже умерла. Сделал он это для того, чтобы такую красоту ее не могли видеть простые и незнатные люди, ибо он полагал, что глаза их недостойны видеть прекрасное лицо его дочери. Живя в башне, в высоких палатах, отроковица находила для себя утешение в том, что с этой высоты смотрела на горние и дольные создания Божии, — на светила небесные и на красоту земного мира. Однажды, взирая на небо и наблюдая сияние солнца, течение луны и красоту звезд, она спросила живших с нею воспитательниц и служанок: — Кто сотворил это? Также, взглянув на красоту земную, на покрытые зеленью поля, рощи и сады, на горы и воды, спросила: — Чьею рукою все это создано? Те сказали ей: — Все это создали боги. Девица спросила: — Какие боги? Служанки отвечали ей: — Те боги, которых чтит твой отец и имеет в своем дворце — золотые, серебряные и деревянные — и которым поклоняется, — они создали все то, что перед твоими очами. Слыша такие слова их, девица усомнилась и рассуждала сама с собою: — Боги, которых почитает мой отец, деланы руками человеческими: золотых и серебряных сделал мастер золотых дел, каменных — каменосечец, деревянных — резчик по дереву. Как же эти сделанные боги могли создать такое пресветлое высокое небо и такую красоту земную, когда сами не могут ни ходить ногами, ни делать руками?

http://pravoslavie.ru/50452.html

Оклад иконы «Спас Нерукотворный». 80-е гг. XIX в. Мастерская Ф. Я. Мишукова (частное собрание). (Далее - Я. Ф.) (1858-1900) стал основателем династии ювелиров. В возрасте 13-14 лет Я. Ф. поступил учеником к серебряных дел мастеру. После обучения, в 1880 г., он основал собственное дело. Был женат на Павле Александровне (в девичестве Тяпкиной, 1861-1932). У них родились 2 дочери и 3 сына - Федор (1881-1966), Алексей (1885-1929; имена обоих имеются в списке прихожан храмов старообрядческого Рогожского Богадельного дома за 1903 г.- РГБ. Ф. 246. К. 9. Д. 9), Василий (1888-1919). М. жили в Лефортово, недалеко от Рогожского кладбища, в собственном доме «близ Немецкого рынка, Госпитальный пер., 12», где была мастерская по производству серебряных изделий. В 1-й период существования мастерской (с 1880 по 1900) ее основатель на своих изделиях ставил клейма-именники - «ЯМ» и «Я. Ф. Мишуковъ». Серебряные предметы этого времени были выполнены в стиле историзма и, как правило, ориентированы на образцы русского серебряного дела XVII в. Мастерская получала много заказов от храмов Рогожского кладбища и др. старообрядческих общин. Так, в Покровском соборе на Рогожском кладбище сохранился серебряный потир, выполненный в 80-х гг. XIX в. в стиле историзма с гравированными изображениями Деисуса и креста в овальных медальонах на чаше и евангельских сцен на поддоне (см.: Древности и духовные святыни старообрядчества. 2005. Кат. 130. С. 196). В 1882 г. для Покровского храма были сделаны серебряный позолоченный чеканный оклад Евангелия, а также серебряный золоченый чеканный набор для Евхаристии. Место нахождения этих предметов неизвестно, возможно, они были переплавлены в 20-х гг. XX в., во время кампании по изъятию церковных ценностей. В кон. XIX в. мастерская М. принимала участие в крупномасштабных работах по реставрации Покровского храма на Рогожском кладбище - серебрении и золочении светильников, бронзовых решеток, «возобновлении риз» ( Юхименко. 2005. С. 79-80). Из работ 1-го периода сохранились серебряные оклады на иконы: «Святые Адриан и Наталия» (80-е гг. XX в., СПГИАХМЗ); «Великомученицы Варвара, Екатерина и вмч. Антипа» (1885, СПГИАХМЗ); «Спас Вседержитель, со святыми на полях» (1885, частное собрание); «Благовещение» (украшен гравированным растительным орнаментом; 80-е гг. XIX в., частное собрание); «Спас Нерукотворный» (80-е гг. XIX в., частное собрание); «Спас Нерукотворный» (кон. XIX в., ГТГ).

http://pravenc.ru/text/2563850.html

Услышав от Варвары христианские вероучительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома. Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней. 17 декабря. ПРАВМИР. Православные чтут память святой великомученицы Варвары. Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца. Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству. Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Христе. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь. За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно — во образ Троичного Света. Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном. Услышав от Варвары христианские вероучительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома. Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-chtut-pam...

Когда Бог в сердце Слово в день памяти святой великомученицы Варвары От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитания, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли; хотя Он и недалеко от каждого из нас (Деян. 17: 26-27). Это очень глубокие слова, ибо Бога надо именно ощущать. В этом великое таинство богопознания. Бог не познается умом, Бог ощущается сердцем. Так ощутила сердцем своим Бога шестнадцатилетняя отроковица Варвара. Отец ее, богатый и знатный римлянин, был упорным язычником, и, конечно, она не была воспитана в познании Истинного Бога. Он желал, чтобы она не знала людей, не знала мира, постоянно держал ее взаперти, поселив ее в высокой башне, из окон которой открывался широкий вид на поля, луга и леса. По ночам Варвара любовалась сиянием звезд. И вот, глядя на природу, на ее великую стройность и красоту, на удивительный порядок, царящий в ней, отроковица глубже и глубже задумывалась над тем, Кто же все это сотворил. Когда она беседовала об этом со своими прислужницами, те отвечали: «Это все сотворили боги, которых чтит твой отец». Но Варвара глубоко сомневалась: «Разве возможно, чтобы бездушные идолы, сделанные людьми из серебра и золота, сотворили весь мир? Должен быть единый Истинный Бог, Который властвует над всем миром. Он должен быть Благий. Он должен быть совсем не таким, как боги языческие». Пришла Варвара к этой мысли, а Господь дал ей истинное, глубокое познание Себя. Отец Варвары надолго уехал и разрешил ей в это время выходить из терема и гулять в саду. Там она встретила девушек-христианок, завела с ними беседу о Боге и от них услышала проповедь о Господе Иисусе, о Святой Троице. И возгорелся дух ее глубокой любовью, а Господь послал ей священника, который просветил ее и крестил. Отец, возвратившись, узнал, что Варвара приняла христианскую веру. Это таинство веры и ныне совершается в сердцах людей, которые ощущают Бога. И эта вера влечет их к Богу, и они откликаются на призыв. Приходят в храм дети, юноши и девушки, которые никем не научены истинной вере. Условия их жизни даже хуже тех, которые выпали на долю великомученицы Варвары. Они отовсюду слышали только, что Бога нет, и тем не менее неведомая сила влечет их в храм Божий. Нерешительно входят они сюда, озираются по сторонам, прислушиваются к песнопениям, присматриваются ко всему строю нашего богослужения. И все это глубоко воздействует на их души, потому что в храме они ощущают Бога сердцем, а сердца их, детские, отроческие и юношеские, еще не запятнанные никакой грязью житейской, не испорченные, не омраченные тьмою греха, чисты и способны воспринять Бога.

http://pravoslavie.ru/50435.html

За молитвенной помощью к Варваре обращаются в опасности внезапной смерти или при угрозе от огня. Ей молятся о том, чтобы не умереть без Причастия Святая великомученица Варвара родилась в Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца. Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира, Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, был удивлён и огорчён её отказом исполнить его волю. Чтобы отношение дочери к замужеству изменилось, Диоскор разрешил ей выходить из башни и общаться с подругами. Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге. Девушка приняла крещение и обещала посвятить Богу всю жизнь. Вернувшись, Диоскор узнал, что его дочь стала христианкой. Он бросился на неё с мечом, но ей удалось убежать. К вечеру Диоскор нашёл Варвару, а утром передал дочь градоначальнику Маркиану. Правитель, поражённый красотой девушки, уговаривал её отречься от Христа, но Варвара осталась непреклонна. Тогда Маркиан подверг святую пыткам и бросил в темницу. Ночью Варваре явился Христос и исцелил её раны. На следующий день разъярённый Маркиан приказал бичевать девушку, затем отрезать ей груди и провести обнажённой по городу. Святая, выдержав все испытания, была усечена мечом. Казнил её собственный отец, Диоскор. Мучители не избежали кары: вскоре Диоскор и Маркиан были убиты молнией. За молитвенной помощью к Варваре обращаются в опасности внезапной смерти или при угрозе от огня. Ей молятся о том, чтобы не умереть без Причастия. Она считается покровительницей шахтеров и артиллеристов, а также Ракетных войск стратегического назначения РФ. В 2000 году ее икона, находящаяся в настоящее время в Самаре, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, побывала на борту орбитальной станции «Мир».

http://pravmir.ru/17-dekabrya-pamyat-svy...

Православная стенгазета 50 (417) В номере: Святая великомученица Варвара, Проповедь на Евангельское чтение, Какую задачу поставить на пост? Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец, Почему рыба – символ Христа? 14 декабря, 2017 В номере: Святая великомученица Варвара, Проповедь на Евангельское чтение, Какую задачу поставить на пост? Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец, Почему рыба – символ Христа? В номере: — Святая великомученица Варвара, — Проповедь на Евангельское чтение, — Какую задачу поставить на пост? — Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец, — Почему рыба – символ Христа? Выпуск от 15 декабря 2017 года. Скачать Нужен только принтер. 8 листов раз в неделю распечатать и повесить в притворе по благословению настоятеля. Взгляд прохожего зацепится, он остановится, почитает. Задумается. Пора переходить от слов к делу. Даже если только одному человеку чтение этой стенгазеты в чем-то поможет, значит, все не напрасно. Значит, и вы внесли свой вклад в дело миссии. Стенгазета издается при участии Синодального Информационного отдела Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл призвал использовать стенгазету портала «Правмир» в приходском служении Архив всех номеров стенгазеты Присылайте фотографии стенгазет на адрес gazeta@pravmir.ru . Нам очень нужны ваши отзывы! Подписаться на рассылку Правмира (включающую в себя анонс новых выпусков Газеты) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 апреля, 2024 29 марта, 2024 22 марта, 2024 15 марта, 2024 8 марта, 2024 28 февраля, 2024 23 февраля, 2024 16 февраля, 2024 9 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-stengaze...

Купань. Часовня Варвары великомученицы. Варварин ключ Карта и ближайшие объекты До 1782 г. в селе Купани была деревянная церковь во имя св. и вмц. Варвары, как это видно из сохранившейся храмозданной грамоты епископа Переславского Феофилакта. Предполагалось вместо этой обветшавшей уже церкви построить новую, но постройка почему-то не состоялась. Вместо деревянной церкви в 1814 г. усердием прихожан устроен каменный двухэтажный храм, существующий в настоящее время. Престолов в этом храме два: в верхнем этаже - в честь св. апост. Иоанна Богослова, в нижнем - в честь св. вмц. Варвары. Из св. икон особо чтима прихожанами икона св. вмц. Варвары; по преданию, эта икона явилась у колодца, где ныне устроена часовня. Добронравов В. Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Выпуск 2, г. Владимир. Типо-Литография В. Паркова, 1895 г. " Считается, что почитание ключа, связано с появлением в нем или около него житийной иконы Святой великомученицы Варвары. По одной версии в селе Купань жил юродивый, который однажды привел жителей села на Купанское болото, где в небольшой яме бил ключ, а в воде лежала икона. Рассказывают также, что икону нашел живший в селе глухонемой паренек. Однажды он вдруг заговорил и стал звать за собой на болото односельчан. Поражённые крестьяне пошли за юношей на болото и обнаружили там ямку с водой, в которой бил родник и лежала икона Варвары великомученицы. И в том, и в другом случае икона была обретена у ключа, и по имени святой, изображенной на иконе, источник получил свое название. Наконец, существует еще одна версия. Крестьянская девушка Варвара, уроженка Купани, вопреки воле отца не захотела идти замуж, а решила уйти в монастырь. Разгневанный отец убил девушку, и на месте ее убийства забил родник, в котором нашли икону Святой Варвары. В книге «Описание приходов Переславского уезда» также упоминается история обретения иконы, которая считается чудотворной: «Храм двухпрестольный, в верхнем этаже в честь Апостола Иоанна Богослова, в нижнем в честь Святой Великомученицы Варвары [...] Из святых икон особо чтилась прихожанами икона Святой Великомученицы Варвары, по преданию, эта икона явилась у колодца, где ныне устроена часовня».

http://sobory.ru/article/?object=11288

На месте снесенной в Киеве статуи Ленина в Церкви видят памятник св. Варваре 17 декабря, 2013. Новостная служба Владыка заметил, что святая Варвара почитается как православными, так и католиками, поэтому идея создания памятника может быть поддержана большинством жителей Киева. 17 декабря. ПРАВМИР. Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) допускает, что на месте снесенного памятника Ленину в центре Киева можно было бы установить памятник святой великомученице Варваре . Об этом он сказал в рамках общественной дискуссии, отвечая на вопрос  «УНИАН-Религии»  о том, стоит ли возобновлять в Киеве памятник Ленину. “Думаю, что на месте снесенного памятника можно было бы установить символ, который бы свидетельствовал о раскаянии нашего народа и о его стремлении к духовному очищению. Возможно, на этом месте стоило бы установить крест как символ страданий нашего народа в ХХ веке. Возможно, можно было бы установить памятник кому-то из уважаемых христианских святых. Например, подумать над установлением здесь памятника святой великомученице Варваре”, — сказал митрополит Антоний. Он объяснил, что “святая глубоко почитаема в украинском народе, ее мощи с XII века находятся в Киеве”. “По молитвам святой Варвары Господь посылает христианам настоящее раскаяние и удостаивает принятия Святого Причастия в конце земного пути. Православные верующие обращаются к святой Варваре с просьбой, чтобы она помогла им достойно закончить путь земной жизни. Именно поэтому святую Варвару традиционно изображают с церковной чашей”, — сказал митрополит Антоний. Владыка заметил, что святая Варвара почитается как православными, так и католиками, поэтому идея создания памятника может быть поддержана большинством жителей Киева. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/na-meste-snesennoj-v-k...

Поучение 73. На день Святителя Христова Николая Когда мы перестанем спрашивать: как нам спастись? Мы подобны детям, пред которыми одни пляшут, а другие плачут, – но мы ничем не трогаемся. Вот пред нами ряд празднуемых святых: одни страданиями заслужили царствие небесное, как св. Великомученица Варвара и мученица Иулиания; другие в пустыни спасались: Савва Освященный и тысячи других святых; Святитель Христов Николай в мире подвизался среди людей, среди славы и почестей. А мы, смотря на разные виды и в разных местах подвизающихся святых, в мире остаемся с грехами, и опять спрашиваем: «как нам спастись»? Образцы и примеры пред нами; выбирайте для себя какой хотите. Страдание ли в мире – вот пред вами Великомученица Варвара, от отца своего получившая смерть и венец мученический. Жена! Ты от нетрезвого мужа не можешь переносить побоев, брани и скорби. Муж! Ты не можешь переносить слов и поступков жены. Дети! Вы несете обиды от родителей. Отцы! Вы не имеете терпения переносить скорби от детей. У кого из вас недостает терпения, поучитесь терпению у св. Великомученицы Варвары; попросите у нее помощи, содействия. Кто одинокий, у кого нет ни жены, ни детей, ни родителей, – для того пример: Савва Освященный. Читай его жизнеописание, подражай ему во всем и спасешься. Но жаль мира и его прелестей, трудно расстаться с миром и его удовольствиями, а также с грехами. Да, тяжело, но следует. Мир не стоит того, чтобы им так увлекаться. Пройдет несколько лет и нужно явиться на суд Божий. С чем мы явимся туда? С одними грехами? О, горе нам грешным! Вот пред нами св. Христов Николай, среди города спасшийся. Нельзя сказать, что его спасение зависело от его сана. И мы имеем сан, но и в рабы ему не годимся. Чего нам недостает? Что еще нам нужно для спасения? Образования и просвещения нам нужно и учителей для этого? Савва Освященный был прост и необразован до того, что его иноки называли грубым простаком, но он однако тысячи иноков просветил, обучил и спас: Евангелие, Псалтырь, ежедневная молитва , пост и ежедневно в церкви – вот и все просвещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Йошкар-Ола. Собор Серафима Саровского. Карта и ближайшие объекты Если большинство храмов и соборов Йошкар-Олы реставрируются или возводятся заново на месте разрушенных в годы советской власти, то церковь во имя преподобного Серафима Саровского построена в Дубках заново. Народное почитание преподобного дивеевского старца Серафима Саровского не прекращалось со времени его блаженной кончины, так как ни на миг не оскудевала его благодатная помощь людям. Перед знаменательной датой – 100-летием со дня прославления преподобного – к нам в епархию из Дивеева была привезена одна из чтимых икон святого с его мощами. Духовенство и верующие отслужили перед образом молебен, испросив тем самым благословение на строительство церкви у самого преподобного Серафима Саровского. Возведение храма благословил архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн: «Божии храмы должны быть в каждом районе».Так началось возведение в Дубках церкви в честь преподобного Серафима Саровского В течение нескольких лет на строящемся храме работали многочисленные добровольные помощники – будущие прихожане, еженедельно у стен строящейся церкви служились молебны, читались акафисты преподобному Серафиму Саровскому и, наконец, величественный архитектурный ансамбль был готов и радует взгляд как прихожан, так и тех, кто просто проходит или проезжает мимо. В декабре 2009 года здесь состоялось знаменательное событие в честь святой великомученицы Варвары, был освящен нижний придел храма. Чин освящения и первую Божественную литургию в сослужении духовенства совершил архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн. «Святая Варвара считается покровительницей победоносного воинства, а в микрорайоне Дубки проживает много семей военных,– сказал тогда Владыка, обращаясь к собравшимся.– Пусть святая великомученица Варвара хранит вас и принимает каждого, входящего в ее дом, с любовью и миром». В благословение и память о дне рождения нового храма всем присутствующим были подарены иконки Спасителя, привезенные Владыкой со Святой горы Афон.

http://sobory.ru/article/?object=12593

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010