I. Св. ныне ублажаемая великомученица Варвара родилась в греческой стране от богатого и славного сановника Диоскора, жителя города Илиополя, в то время, когда христиане терпели жестокие гонения от идолопоклонников. Желая уберечь свою дочь от дурного сообщества, отец поселил ее в уединенной башне своего дома. Здесь ее взорам представляется прекрасный вид на окрестные места; восход и заход солнца, появления на небе луны и звезд видны были отсюда во всем своем величии. Удаленная от всяких развлечений, юная Варваря стала присматриваться к природе; скоро она полюбила задумываться над всеми явлениями природы. Пытливый ум ее спрашивал: кто же сотворил все то, что мы видим в мире? Ей еще в юности говорили, что все это производят боги ее отечества, бездушные идолы. Но как могут они что-нибудь сотворить, когда сами они – творение рук человеческих? – так размышляла Варвара и сама собою дошла до мысли, что Творцом вселенной может быть только существо высочайшее, во всем отличное от человека. Так поучаясь, она познала Господа, Творца и Вседержителя, единого премудраго, всемогущего и всеблагого Промыслителя о мире. Скоро сердце отроковицы воспылало такою любовию к Господу, что Варвара только и помышляла о Боге. Когда отец ее (Диоскор) предложил ей выходить замуж, то она решительно отказалась. Диоскор думал, что так говорит его дочь по своей привычке к уединению, и потому решился предоставить ей более свободный образ жизни, окружив ее для развлечения подругами. Но оказалось, что Варвара так укрепилась в мыслях о божественном, что в своих беседах с подругами всегда вела речь о величии Создателя и суетности языческих богов. От некоторых своих подруг – тайных христианок – она в первый раз услышала о Спасителе и Его учении. Ея чистое сердце с полною верою и преданностию приняло весть о спасении людей чрез страдания Христа. Вскоре отец ее уехал в далекую землю, и Варвара получила возможность в подробности узнать учение Христа от одного иерея. Служитель церкви Христовой разъяснил все ее недоумения, преподал ей все нужные истины христианской веры и совершил над нею св. крещение. Возвращается отец ее Диоскор из дальняго странствования и находит свою дочь изменившеюся во всех словах и поступках. Варвара не разделяла уже более суеверий отца и отвергла идолов: она веровала и прославляла неведомого Диоскору распятого Иисуса Христа. Когда Варвара отказалась возвратиться к прежним заблуждениям, то Диоскор предал ее на судилище, где ее подвергли мучительным пыткам. Но страдания за имя Христово не поколебали веры преданной Богу души, а только посрамили изуверство мучителей. Усеченная от руки отца своего мечем, св. Варвара взошла в небесные обители в сретение небесному Жениху своему – Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Святые великомученицы Екатерина и Варвара У святых великомучениц Екатерины и Варвары есть много общего: обе они жили в конце III – начале IV века и пострадали практически в одно и то же время; и Екатерина, и Варвара отличались редкой красотой и получили блестящее образование, они происходили из знатных и состоятельных семей. В ранней юности святые великомученицы обрели веру и приняли решение всецело посвятить себя Господу Богу, обе подтвердили свой выбор всей своей жизнью и перенесли жесточайшие мучения и приняли мученическую смерть с радостным сознанием, что переходят в вечность к Возлюбленному Жениху Христу. На протяжении веков их подвиг вдохновлял и поныне вдохновляет всех христиан. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Святые великомученицы Екатерина и Варвара © Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2012 Предисловие Данная книга состоит из двух частей, посвященных великомученицам Екатерине и Варваре. У этих святых много общего: обе жили в конце III – начале IV века и пострадали практически в одно и то же время, и Екатерина и Варвара отличались редкой красотой и получили блестящее образование, они происходили из знатных и состоятельных семей. В ранней юности великомученицы обрели веру и приняли решение посвятить себя Богу, обе подтвердили свой выбор всей своей жизнью и смертью. Екатерина и Варвара – юные девушки, ради Христа отвергшие все то, что люди почитают благом, перенесли жесточайшие мучения и приняли смерть с радостным сознанием, что переходят в вечность к Возлюбленному Жениху Христу. На протяжении веков их подвиг вдохновлял и поныне вдохновляет христиан. Святым посвящено множество храмов и обителей, за помощью к ним обращаются в молитвах, их имена пользуются большой популярностью в странах с христианской традицией. Представленная книга предназначена для широкого круга православных читателей. Она содержит жизнеописание обеих великомучениц, историю их почитания, рассказ об их иконографии, акафисты святым. Также в данный сборник входит несколько приложений: свидетельства о чудесах великомучениц Екатерины и Варвары, рассказ о храмах и обителях, посвященных святым, и похвала великомученицам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Житие святой великомученицы Варвары Житие святой великомученицы Варвары День памяти: 4/17 декабря Содержание аудиокниги соответствует текстовой версии Жития святой великомученицы Варвары Житие святой великомученицы Варвары В царствование Максимиана, нечестивого царя Римского, жил на Востоке, в Илиополе, один человек знатного рода, богатый и знаменитый, по имени Диоскор, по происхождению и по вероисповеданию язычник. Он имел дочь Варвару, которую берег, как зеницу ока, ибо кроме нее не было у него больше детей. Когда она начала приходить в возраст, то становилась весьма красивою лицом, так что во всей той местности не было девицы, подобной ей по красоте, почему Диоскор соорудил для нее высокую и искусно устроенную башню, а в башне устроил великолепные палаты. В них он заключил дочь свою, приставив к ней надежных воспитательниц и служанок, ибо ее мать уже умерла. Сделал он это для того, чтобы такую красоту ее не могли видеть простые и незнатные люди, ибо он полагал, что глаза их недостойны видеть прекрасное лицо его дочери. Живя в башне, в высоких палатах, отроковица находила для себя утешение в том, что с этой высоты смотрела на горние и дольные создания Божии, – на светила небесные и на красоту земного мира. Однажды, взирая на небо и наблюдая сияние солнца, течение луны и красоту звезд, она спросила живших с нею воспитательниц и служанок:    – Кто сотворил это?    Также, взглянув на красоту земную, на покрытые зеленью поля, рощи и сады, на горы и воды, спросила:    – Чьею рукою все это создано?    Те сказали ей:    – Все это создали боги.    Девица спросила:    – Какие боги?    Служанки отвечали ей:    – Те боги, которых чтит твой отец и имеет в своем дворце – золотые, серебряные и деревянные – и которым поклоняется, – они создали все то, что перед твоими очами.    Слыша такие слова их, девица усомнилась и рассуждала сама с собою:    – Боги, которых почитает мой отец, деланы руками человеческими: золотых и серебряных сделал мастер золотых дел, каменных – каменосечец, деревянных – резчик по дереву. Как же эти сделанные боги могли создать такое пресветлое высокое небо и такую красоту земную, когда сами не могут ни ходить ногами, ни делать руками?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Екатерина Васильева: «Благословен тот град, которому великомученица Екатерина может быть покровительницей небесной!» Екатерина Васильева – Я не помню, когда я прочитала ее житие – вскоре после Крещения, естественно. Житие своей Небесной покровительницы. Бывают случаи, когда святой, в честь которого ты назван, – его как бы не ощущаешь, больше обращаешься к другим святым, которые по мере воцерковления возникают в твоей жизни. Это бывает. Но со святой великомученицей Екатериной это не так, потому что она великая святая – величайшая. Конечно, все святые – великие. Но все-таки, на мой взгляд, для нас, людей, еще живущих на земле (со временем, надеюсь, мы узнаем, как это в Царствии Небесном происходит), есть какая-то иерархия, есть святые – величайшие. Подтверждением этого стало для меня то, что я знаю жития некоторых святых, которым являлась Царица Небесная. Она одна являлась апостолам. А если не одна, то с двумя святыми девами. И всегда это Екатерина и Варвара. И я раз об этом прочитала, два, три – и для меня стало лишним подтверждением, что это особая степень святости, приближенности к Царице Небесной, Богородице. Вот почему я думаю, что святая великомученица Екатерина входит в сонм величайших святых. Мне очень трудно рассуждать об этом, я вообще робею произносить имя своей святой всуе. И я своим умишком пытаюсь здесь рассуждать, но мне очень неловко – я это делаю с большим напряжением, честно вам скажу. Но делаю, потому что нужно об этом говорить, обязательно нужно – в той ситуации, которая сложилась в вашем городе, в Екатеринбурге! Может быть, люди услышат меня, может быть, вразумятся – не только моими словами, конечно, но и ими тоже. Потому что, знаете, как мы читаем в храме из псалмов – «служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом». Гениальные слова, которые относятся и к святым… Так нельзя! Это очень опасно – устраивать такие демонстрации, шабаши в городе, который носит имя этой святой. Бог долготерпелив и многомилостив, но Бог поругаем не бывает. И Бог ревнив. То же можно сказать о святых, которых Он в обиду не даст. И они сами себя не дадут! Поэтому устраивать такие дикие оргии, пляски, чему свидетелями были многие верующие, в этом славном городе опасно. Надо повиниться, покаяться и детей своих научить почитать святую Екатерину, потому что как она заступница для каждого человека, который носит ее имя, так она может быть и строгой – и я ее очень боюсь. Боюсь по-хорошему: ее святость, величие, вера, мудрость, все ее житие, все поступки, мысли и слова недосягаемо высоки.

http://pravoslavie.ru/43192.html

Разделы портала «Азбука веры» глас 8 Песнь 1. Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим. Припев: Святая великомученице Варваро, моли Бога о нас. Воду нечестия тименну оставивши, к воде чистительной притекла еси, Варваро, и наша очисти сердца, чисто пети твоя страдания. Водою крещения очистившися, великомученице, чистому Жениху, Христу, прилепилася еси, Емуже и нас чисто присвой, молитвами твоими. Слава: В воде потопльшему змия лукаваго подобящися, кровию твоею страдальческою вражию погрузила еси силу, страстоносице, от негоже и нам избавитися Спаса умоли. И ныне: Воду слез очищающую, Пречистая, подаждь ми и, очистивши мя от кала беззаконий, чиста представи, Богородительнице, Сыну Твоему и Богу. Песнь 3. Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче. Небеснаго круга смотряющи украшение, мудрая дево Варваро, Верхотворца познала еси, Егоже и возлюбльши, Тому служити изволила еси; и нас в любви Его утверди, молимся. Небеснаго Творца в Троице пресветлое изобразующи естество, три окна в бане отечестей изобразити повелела еси, Троическому покланятися учащи Божеству, Емуже и нас вечно покланятися сподоби. Слава: Небеснаго чертога желающи, небесному Жениху чистоту девства твоего соблюла еси, временнаго презревши; и мене в чистоте Тому служити, мученице, укрепи. И ныне: Небеснаго Творца, Богородице Всепетая, порождши, небес пространнейша явилася еси; мене от пространнаго пути погибельна уклонши, на небесный путь настави, молюся. Седален, глас 3. В страдании твоем вся удивила еси, яко претерпевши мучителей раны, вязания, муки и темницы, Варваро прехвальная. Темже и венец с небесе тебе даде Христос, к Немуже, возжелевши усердно, притекла еси; Той благодать подаде тебе, мученице, врачевания источати человеком.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-moleb...

С. Успенский Первая заповедь Закона Божия Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене ( Исх. 20, 2–3 ) Христианские обязанности, относящиеся к внутреннему Богопочитанию Как учиться богопознанию Святая великомученица Варвара родилась в Греции, в городе Илиополе, в семье богатого и знатного вельможи Диоскора. Желая уберечь свою дочь от дурного общества, отец поселил ее в уединенной башне высокого дома. Здесь ее взору открывался прекрасный вид на окрестности. Восход и заход солнца, луна и звезды на небе, дивная природа... Все представало отсюда в своем неизъяснимом величии. Удаленная от суетных развлечений, юная девушка стала задумываться над разными явлениями непонятной ей природы. «Кто создал это прекрасное море? – часто задавала себе вопрос Варвара. – Кто населил рыбами воды, птицами воздух и землю животными? Кто дал человеку разум и быстроту коню?» Восходило ли солнце, покрывалось ли небо светлыми звездами, гремел ли гром, шел дождь – святая Варвара неизменно задавала себе вопрос: «Кто же так премудро устроил все это?» Когда она спрашивала об этом своих подруг, те отвечали, что вся прекрасная природа создана теми самыми богами, которым поклоняется ее отец и изображения которых ей были известны с детства. Но мудрая отроковица не удовлетворялась такими объяснениями. «Что это за ответы! – думала она. – Боги, почитаемые моим отцом, сами созданы людьми. Как же они, не будучи в состоянии ходить, думать и говорить, могли быть творцами мира?» Как-то отец Варвары на долгое время уехал из дома. Уезжая, он просил не стеснять свободы дочери и позволять ей выходить из дома. Воспользовавшись этим, Варвара познакомилась с некоторыми христианками и впервые услышала от них о Христе, которого давно жаждала узнать. В это же время в Илиополь прибыл христианский священник, от которого Варвара узнала, как права была она в том, что не поверила служанкам и подругам. «Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене», – сказал ей священник первую заповедь и постепенно познакомил Варвару с христианским учением.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

РЕЧЬ после освящения новосооруженного храма во имя Св. Великомученицы Варвары Харьковском женском Епархиальном училище, 21 Сентября 1897 г. 16 О высшем назначении образованной женщины в среде православного духовенства. Радостно приветствую всех начальствующих, учащих и учащихся в этом любимом нами епархиальном училище с окончанием и освящением вашего нового храма – обширного и благолепного. Отныне не тесно будет в нем нашим шестистам воспитанницам стоять, и утешительно петь и молиться. А молиться надобно усердно не только о нуждах общих всем, указываемых церковью, но о наших собственных: о сохранении в безопасности, мире и здравии живущих здесь, об успехах учащихся в науках, о добром их нравственном настроении и тщательном приготовлении к предстоящей им в будущем самостоятельной жизни, и, особенно, к разносторонней деятельности по новым требованиям и задачам, обращаемым к образованным женщинам в наше время. Всем известно, как ныне расширяется круг деятельности для образованных жен и девиц. Находят недостаточным для образованной женщины быть верною супругою, доброю, матерью и попечительной хозяйкою в своем доме, а в девическом состоянии быть полезною в материальных трудах родственной или какой-либо другой семьи. Современную женщину вызывают на широкое поле общественной деятельности на ряду с мужчинами для самых разнообразных должностей и занятий, к которым, говорят, они обязываются своими способностями и образованием. Этот взгляд поддерживается и благожелательными указаниями на доступные женщине способы обеспечить себе средства жизни и независимое положение. Мы не будем обсуждать это современное движение по существу, ни определять сообразность, или несообразность с женскою природою тех, или других занятий, предлагаемых ныне женщинам, ни указывать предела этому движению и крайностей, замечаемых и теперь уже в некоторых христианских странах. Мы хотим только объяснить, что отрицать это движение, как бы противоречащее христианскому учению о назначении женщины, или как неприменимое к положению женщины в среде православного духовенства, мы не имеем ни права, ни основания, по наставлению Апостола: вся искушающе добрая держите ( Кол. 5, 21 ). Не для того ли по милости Благочестивейших Государей наших и попечением церковного Священноначалия ныне дается образование нашим девицам такое, какого не имели их предшественницы, чтобы просветленные наукою умы их были дальновиднее и проницательнее в выборе наилучших средств к исполнению их назначения, а облагороженные воспитанием сердца их были отзывчивее на все, что требует в среде, их окружающей, христианской любви и бескорыстного участия. Мы даже думаем, что в среде православного духовенства легче, чем в других сословиях определить самые роды новой благотворной деятельности, предлагаемые ныне образованным женщинам и остеречь их от увлечений и крайностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Скачать epub pdf Страдание святого великомученика Меркурия Память 24 ноября Нечестивые цари Римские, Декий и Валериан 7681 , созвав своих князей и вельмож, имели совещание с ними о распространении чествования своих лживых богов, и истреблении и уничтожении святой христианской веры. И единодушно, с общего согласия, они издали в Капитолии 7682 следующий указ: – Римские цари, непобедимые победители, присночестные, великие, верные, Декий и Валериан с вельможами: так как мы испытали благодеяния и дары наших богов и, вместе с тем, насладились победами, которые они подают нам на врагов, так как, к тому же, мы изобильно получаем от них всякого рода плоды, чрез благорастворение воздухов, и считаем их своими благодетелями и устроителями общего благополучия; то, посему, по совещании с вельможами, единодушно повелеваем, чтобы люди всякого звания, свободные и рабы, военные и не военные, – приносили жертвы богам, припадая и усердно молясь им. Если же кто осмелится нарушить наше царское повеление, изданное нами на общем совещании, того мы повелеваем, связав, бросить в темницу, потом предать различным мучениям. Если, раскаявшись, он подчинится повелению, то будет удостоен нами не меньшей почести; если же будет противиться, то, после многих мучений, пусть будет казнен чрез усечение мечом, или пусть будет брошен в море, или отдан на съедение птицам и псам. В особенности же так должны быть казнены христиане, если найдется кто-либо из их веры; повинующиеся же нашему повелению получат великие почести и подарки. Желаем благополучно здравствовать. Когда был издан такой царский указ, то весь Рим пришел в смятение, ибо это безбожное повеление было объявлено по всему городу и послано в окрестные города и страны. В то время на римское государство восстали варвары 7683 ; цари приготовляли своих воинов и приказали воинским полкам из всех городов сходиться в Рим. Тогда пришел и тот полк, в котором Меркурий был воином; этот полк назывался Мартенсес, из первой Армении 7684 , под начальством трибуна 7685 Сатурнина. По отбытии царя Декия на войну, Валериан остался в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Разделы портала «Азбука веры» День памяти святой великомученицы Варвары. 17 декабря н.с. (4 декабря с.с.) Историко-экзегетическое описание праздника Святая великомученица Варвара жила и пострадала при императоре Максимиане (305–311). Отец ее, язычник Диоскор, был богатым и знатным человеком в городе Илиополе Финикийском. Рано овдовев, он сосредоточил всю силу душевной привязанности на своей единственной дочери. Видя необыкновенную красоту Варвары, Диоскор решил воспитать се, скрывая от посторонних глаз. Для этого он построил башню, где, кроме Варвары, пребывали только ее языческие учителя. С башни открывался вид горнего и дольнего мира Божиего. Днем можно было смотреть на лесистые горы, на быстротекущие реки, на равнины, покрытые пестрым ковром цветов; ночью согласный и величавый хор светил являл зрелище невыразимой красоты. Вскоре девушка стала задавать себе вопрос о Причине и Создателе столь гармоничного и прекрасного мира. Постепенно она укрепилась в мысли, что бездушные идолы — творение рук человеческих, которым поклоняются ее отец и учителя, не могли столь мудро и великолепно устроить окружающий мир. Желание познать истинного Бога так захватило душу Варвары, что она решила посвятить этому жизнь и провести ее в девстве. А слава о ее красоте распространилась в городе, и многие домогались ее руки, но она, несмотря на ласковые уговоры отца, отказывалась от брака. Варвара предупредила отца, что его настойчивость может окончиться трагически и разлучить их навсегда. Диоскор решил, что характер дочери изменился от замкнутой жизни. Он позволил ей выходить из башни и дал полную свободу в выборе друзей и знакомых. Девушка встретила в городе юных исповедниц веры Христовой, и они раскрыли ей учение о Творце мира, о Троице, о Божественном Логосе. Через некоторое время Промыслом Божиим в Илиополь приехал из Александрии под видом купца священник. Он совершил над Варварой таинство Крещения. В то время при доме Диоскора строилась роскошная баня. По приказу хозяина рабочие готовились сделать в ней два окна на южную сторону.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Память святой великомученицы Варвары (комментарий в русле истории) Святая великомученица Варвара Житие и страдание святой великомученицы Варвары В царствование Максимиана (1), нечестивого царя Римского, жил на Востоке, в Илиополе(2), один человек знатного рода, богатый и знаменитый, по имени Диоскор, по происхождению и по вероисповеданию язычник. Он имел дочь Варвару, которую берег, как зеницу ока, ибо кроме нее не было у него больше детей. Когда она начала приходить в возраст, то становилась весьма красивою лицом, так что во всей той местности не было девицы, подобной ей по красоте, почему Диоскор соорудил для нее высокую и искусно устроенную башню, а в башне устроил великолепные палаты. В них он заключил дочь свою, приставив к ней надежных воспитательниц и служанок, ибо ее мать уже умерла. Сделал он это для того, чтобы такую красоту ее не могли видеть простые и незнатные люди, ибо он полагал, что глаза их недостойны видеть прекрасное лицо его дочери. Живя в башне, в высоких палатах, отроковица находила для себя утешение в том, что с этой высоты смотрела на горние и дольные создания Божии, - на светила небесные и на красоту земного мира. Однажды, взирая на небо и наблюдая сияние солнца, течение луны и красоту звезд, она спросила живших с нею воспитательниц и служанок: - Кто сотворил это? Также, взглянув на красоту земную, на покрытые зеленью поля, рощи и сады, на горы и воды, спросила: - Чьею рукою все это создано? Те сказали ей: - Все это создали боги. Девица спросила: - Какие боги? Служанки отвечали ей: - Те боги, которых чтит твой отец и имеет в своем дворце - золотые, серебряные и деревянные - и которым поклоняется, - они создали все то, что перед твоими очами. Слыша такие слова их, девица усомнилась и рассуждала сама с собою:

http://sedmitza.ru/text/412592.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010