Кормчая женского монашества Закарпатья Об игумении Параскеве (Прокоп) В Закарпатье издавна действовало немало православных монастырей. Согласно историческим источникам, все они были мужскими. Основательницей женского православного монашества следует считать игумению Параскеву (Прокоп), в схиме Нину. Игумения Параскева (в миру Юлиания Ивановна Прокоп) родилась 30 апреля 1896 года в селе Иза Хустского округа в Австро-Венгрии (ныне Хустский район Закарпатской области Украины). Ее отец, Иван Хвуст, рано умер. Мать девочки, Марфа Щербан, оставшись с двумя детьми, вышла замуж за Ивана Прокопа. Когда Юлиании исполнилось полгода, мать умерла. Чтобы воспитать дочь, отец вступил во второй брак с Марфой Курта, жительницей соседнего села. Во втором браке родилось четверо детей, две дочери вышли замуж, а младшая, Валентина, ушла в монастырь. Детство Юлиании проходило в то время, когда жители села Иза открыто заявили о своем выходе из унии. Венгерское правительство жестоко преследовало православных, организуя против них судебные процессы . Крестьяне тайно собирались, читали церковные книги, молились. Один из таких молитвенных домов был у дяди Юлиании Максима Прокопа . Инок Алексий (Дехтерев) – впоследствии архиепископ Виленский и Литовский– так описывал детство будущей подвижницы: «У него была племянница, восьмилетняя Иулиания Прокоп, очень серьезная и развитая не по летам. В эти свои младенческие годы она уже чуждалась игр, все более уединяясь и раздумывая над суетностью человеческой жизни. Решительно все замечали особенность этого ребенка, не знавшего общего всему детству веселья. Однако нельзя было сказать, чтобы Иулиания была замкнута, угрюма, неприветлива и несловоохотлива. Наоборот, она была резва и ласкова, любила общество, труд и беседу; она уединялась только от игр и пустой болтовни, от пересудов и злословия, от всего грубого и легкомысленного» . Однажды она спросила своего дядю: – Можно ли жить так, чтобы никогда не выходить замуж? И дядя ответил восьмилетней девочке: – Конечно, можно. Так жили великомученицы Екатерина, Варвара и Параскева…

http://pravoslavie.ru/55831.html

Мы представляем здесь редкую возможность познакомиться с воспоминаниями Владыки Василия (в миру Всеволод Кривошеин). Они написаны совсем молодым человеком, в те смутные и тревожные годы ему было около девятнадцати лет. Он родился в Петербурге 19 июня 1900 года в семье А.В. Кривошеина, Министра земледелия и землеустройства, в правительстве Государя императора Николая II. Февральская революция застала Всеволода студентом филологического факультета Петроградского университета. Эти события, очевидцем которых он стал, потрясли его. Трое из его старших братьев уже были в действующей армии. Переехав вскоре в Москву, Всеволод решает перебраться на юг, перейти фронт и вступить в ряды Добровольческой армии. «Все в советском строе стало мне к тому времени неприемлемым и отвратным, и вместе с тем я осознал, что для меня нет в нем места. Я не в силах был сидеть сложа руки», – пишет он. Интересен рассказ молодого Всеволода, что перед дорогой его тетушка надела на него нательный образок великомученицы Варвары. Тогда еще будущий монах по своей малоцерковности не знал, что Великомученица Варвара спасает от неожиданной и насильственной смерти, и тем не менее он молился ей всю дорогу как умел. С Божией помощью он уходил от, казалось, неминуемой смерти. Бог спасал его много раз от расстрелов, тюрьмы, ран и стихии. Поражение Деникина, Врангеля и Колчака привело к исходу Белой армии с юга России. Всеволод отступал вместе со всеми, из Новороссийска он прибыл в Каир, а потом в середине 1920 года в Константинополь. В начале 1921 года он оказывается в Париже со всеми оставшимися в живых членами своей семьи. Здесь он поступает в Сорбонну и одновременно принимает участие в съездах православной молодежи. В 1924 году он записывается студентом в только что основанный митрополитом Евлогием Свято-Сергиевский Богословский институт , а через несколько месяцев Всеволод едет с группой студентов на экскурсию на Афон. Это посещение настолько потрясает его, что он решает остаться здесь навсегда. На Святой Горе он проводит более двадцати лет и здесь же принимает постриг. Потом будет Оксфорд, Бельгия и опять Россия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Перстосложение для крестного знамения было постоянно и доселе, остается главным пунктом разногласия между старообрядцами и православной церковью. – Ни одно из распоряжений церковной власти не вызвало такого ожесточенного противодействия, при первоначальном возникновении раскола старообрядчества, как распоряжение об употреблении православными для изображения на себе крестного знамения – троеперстного сложения руки… Просмотрите сочинения первых старообрядческих учителей – «великого» Аввакума протопопа, «попа» Лазаря, Никиты, инока Аврамия, диакона Феодора и др., и вы удивитесь той ненависти, с какой они относились к православному «троеперстию», стараясь в нем найти соединение всех ересей. Прошло 250 лет от того времени и мы вправе были ждать от старообрядцев, по крайней мере, от «начетчиков» старообрядческих, что они, в конце концов, отнесутся к нашему обряду – молитвенного сложения руки – троеперстию с таким же беспристрастием, с каким мы, православные, научаемые нашей пр. церковью, относимся к уважаемому и почитаемому ими обряду – двоеперстия; ждали мы, что передовые вожди старообрядчества, из которых некоторые считают себя людьми не только уже «образованными», но и «учеными», путем беспристрастного изучения вопроса о перстосложении, не только сами убедятся, но и массу народную, темную и доверчивую ко всякому печатанному слову, убедят, что в нашем обычае – троеперстии – нет, тем более, многочисленных ересей… Но наши ожидания остаются пока тщетными и Бог знает, по каким побуждениям старообрядческие вожди и начетчики не идут по пути беспристрастного исследования истины, а и доселе, в этом вопросе, как и в других, стараются еще более затмить истину, посеять вражду и ненависть к пр. церкви, и ее обрядам, а особенно, к троеперстию, о чем у нас и речь. Да не покажемся голословными пред читателями в своих сетованиях! Факты на лицо… «Троеперстие, говорят они, это римская ересь, которую едва ли и простить возможно… Так пишут в ваших же книгах; так назвала ваше троеперстие Великомученика Варвара, о чем читаем в житии вашего святого Димитрия Ростовского ».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

поиск:   разделы   рассылка Н. В. Масленникова На память архимандрита Иоанна (Крестьянкина) Источник:  Радонеж Мы, возлюбленные, в эти дни радостно приветствуем друг друга, произнося: " Христос воскресе! " – и будем так приветствовать в течение 40 дней, до дня Вознесения Господня. Всего два слова! Но это – дивные слова, выражающие неколебимую веру в отраднейшую для сердца человеческого истину о нашем бессмертии. Христос есть Жизнь! Христос воскресе! – и да возрадуется душа наша о Господе. Христос воскресе! – и исчезает страх перед смертью. Христос воскресе! – и наши сердца наполняются радостной верой, что вслед за Ним воскреснем и мы. Праздновать Пасху – это значит всем сердцем познать силу и величие Воскресения Христова. Праздновать Пасху – это значит всем сердцем и помышлением благодарить и прославлять Бога за неизреченный дар Его – дар воскресения и любви. Христос воскресе!!! Распахнем же сердца наши навстречу Страдавшему и Умершему и Воскресшему нас ради. И Он войдет и наполнит Собой и Светом Своим жизнь нашу, преобразив наши души. А мы, в ответ на это, с любовию устремимся за Ним по нашему крестному пути, ибо в конце его, несомненно, сияет и наше воскресение в жизнь вечную. Праздновать Пасху – это значит стать новым человеком. Вот этого спасительного состояния наших душ, возлюбленные, я от всего сердца всем нам желаю! Из Пасхальной проповеди о. Иоанна (1993 г.) 11 апреля (29 марта ст. ст.) исполнилось 100 лет со дня рождения архимандрита Иоанна (Крестьянкина, 1910-2006). Он родился в Орле в скромной, простой семье и с детства впитал дух молитвы и христианского благочестия, впитал дары любви и добра, так свойственные русскому человеку. Следы Промысла Божия незримо присутствуют в жизни каждого из нас. Ребенок явился на свет в день памяти преп. Иоанна пустынника, имя которого он получил в святом крещении. Но в этот же день Церковь вспоминает и преп. Марка и Иону Псково-Печерских. А крестили младенца в храме Пророка Илии, который в обиходе называли Николо-Песковским, было то 13 апреля – на сей день в тот год приходилось стояние Марии Египетской... Так вступил на свою жизненную стезю будущий подвижник, так в этих первых событиях его земного бытия словно бы прочертился путь избранника Божия. И ещё одна святая промыслительно, по молитвам матери, сопровождала его всю жизнь – великомученица Варвара: младенец Иоанн тяжело заболел, был на краю гибели, мать же, измученная горем, непрестанно молилась над ним; в какой-то миг она забылась и в тонком сне увидала св. Варвару, которая спросила, отдаст ли Елизавета (так звали мать о. Иоанна) ей сына. Та потянулась к святой и проснулась; а после этого чудесного видения ребенок стал быстро поправляться.

http://religare.ru/2_74616.html

Рудно, погост. Церковь Георгия Победоносца. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Год постройки:1900. Год утраты:Не установлен. Адрес: Церковь не существует Изменить описание объекта Фотографий пока нет Посещая скорбный погост села Рудно, не раз приходилось осматривать сирые руины уничтоженного храма. Краевед Н. Баклагин утверждает, что храмов было два – старый и новый. По сказу местников, на внехрамовом кладбище имелась часовня. Жители без уверенности за сказанное сообщают, что какое-то разрушение зданию церкви принесли немецкие войска, а пожар, приведший к катастрофическим последствиям, устроили уже бойцы Советской Армии, соорудившие в помещении костер. Кто, куда и по чьему приказу растаскивал кирпичи – сегодня не ведомо. Источники: Справочный указатель соборов и церквей С.-Петербургской Епархии. СПБ. 1867. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. Краткие историко-статистические сведения о церквах и приходах Гдовского уезда. Из записок крестьянина Ефима Андреева.//Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. СПб, 1999. Дроздова Варвара Андреевна - монахиня Вирсавия. Церковь во имя Св. Великомученика Георгия, что в селе Рудно (Гдовско-Нарвский тракт, станция Поля, с передачей в село Рудно) Церковь деревянная, однопрестольная, с каменной колокольней. Построена тщанием прихожан в 1795 году. Здании принадлежащих церкви, кроме деревянных сторожки и амбара нет. Часовен в разных деревнях прихода пять, все деревянные. В приходе имеются следующие деревни: Рожки, Плавкино, Новинка, Рыжково, Пантелейково, Мельничище, Гаянщина, Ухово, Кушель, Ребельск, Заберезье, Пустынька, Гусева-гора, Лог, Новая Нива, Филатово, Дубок, Моркво, и село Рудное, в расстоянии от церкви от одной до 12 верст, 363 двор., 1063 м. и 1107 ж. Причт состоит из священника и псаломщика. Священник Бельский Николай Феофилактович, из Спб. епархии. Окончил к. в Спб. дух. сем., рукоположен во священника к сей церкви 1887 г. Им. набедренник с 1893 г. Псаломщик Недремский, Петр Мефодиевич, из Спб. епархии. Оконч. курс в Спб. дух. сем. 1895 г.; определен псаломщиком к сей церкви 1896 г. Церковный староста Антипов Константин, крестьянин, в должности пятое трехлетие. Им. серебряную медаль, для ношения на груди, на Станиславской ленте с 1893 г.

http://sobory.ru/article/?object=19472

Сомовка. Нижнедевицкий Варваринский женский монастырь. Сомовский монастырь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Идея установить крест в деревне Сомовка Горшеченского района Курской области на месте, увы, утраченного Варваринского женского монастыря высказывалась давно. И авторов у нее было много. Это и благочинный Горшеченского округа протоиерей Василий Чепканич, и учитель сосновской школы Игорь Иванович Хаустов, и директор Горшеченского Краеведческого музея Лариса Юрьевна Подкопаева, и многие другие. Однако идея могла бы остаться несбывшейся мечтой, если бы за дело не взялись казаки. Возрождение казачества в районе началось недавно, но влияние казаков на общественную жизнь уже чувствуется. Казаки не стесняются говорить о своей вере, ходить в храм и брать благословение на добрые дела у священнослужителей. Тем самым они подают пример другим представителям сильной половины человечества, которые порой считают религиозную жизнь уделом женщин. Но, как сказал апостол, вера без дел мертва. Жажда деятельности во славу Божию и на пользу Отечества всегда была отличительной чертой настоящих казаков. А за тем, чтобы энергия верующих мужиков была направлена в нужное русло, следил духовник. С духовным наставником горшеченским казакам повезло. Им стал настоятель храма святого великомученика Димитрия Солунского в селе Болото протоиерей Андрей Ерега. Отец Андрей не только хранит в своей церкви знамя казаков. Он реально помогает им воцерковляться, ради этого дела становясь для казаков, как казак. По-апостольски. К слову сказать, отец Андрей был одним из первых, кто заговорил о необходимости установить крест в Сомовке. Поэтому доброе намерение казаков он горячо поддержал, позаботившись о том, чтобы освящение креста, состоявшееся 18 мая, стало настоящим церковным праздником. Май был выбран неслучайно. Именно в этом месяце 149 лет назад в Сомовке начала формироваться церковная община, позднее получившая статус монастыря. Его основательница вдова местного помещика Варвара Петровна Сомова завершила свою земную жизнь игуменией обители. До революции монастырь динамично развивался. В нем было около сотни монахинь и послушниц. Строились новые корпуса. Велась просветительская и социальная работа.

http://sobory.ru/article/?object=24838

I. Св. ныне ублажаемая великомученица Варвара родилась в греческой стране от богатого и славного сановника Диоскора, жителя города Илиополя, в то время, когда христиане терпели жестокие гонения от идолопоклонников. Желая уберечь свою дочь от дурного сообщества, отец поселил ее в уединенной башне своего дома. Здесь ее взорам представляется прекрасный вид на окрестные места; восход и заход солнца, появления на небе луны и звезд видны были отсюда во всем своем величии. Удаленная от всяких развлечений, юная Варваря стала присматриваться к природе; скоро она полюбила задумываться над всеми явлениями природы. Пытливый ум ее спрашивал: кто же сотворил все то, что мы видим в мире? Ей еще в юности говорили, что все это производят боги ее отечества, бездушные идолы. Но как могут они что-нибудь сотворить, когда сами они – творение рук человеческих? – так размышляла Варвара и сама собою дошла до мысли, что Творцом вселенной может быть только существо высочайшее, во всем отличное от человека. Так поучаясь, она познала Господа, Творца и Вседержителя, единого премудраго, всемогущего и всеблагого Промыслителя о мире. Скоро сердце отроковицы воспылало такою любовию к Господу, что Варвара только и помышляла о Боге. Когда отец ее (Диоскор) предложил ей выходить замуж, то она решительно отказалась. Диоскор думал, что так говорит его дочь по своей привычке к уединению, и потому решился предоставить ей более свободный образ жизни, окружив ее для развлечения подругами. Но оказалось, что Варвара так укрепилась в мыслях о божественном, что в своих беседах с подругами всегда вела речь о величии Создателя и суетности языческих богов. От некоторых своих подруг – тайных христианок – она в первый раз услышала о Спасителе и Его учении. Ея чистое сердце с полною верою и преданностию приняло весть о спасении людей чрез страдания Христа. Вскоре отец ее уехал в далекую землю, и Варвара получила возможность в подробности узнать учение Христа от одного иерея. Служитель церкви Христовой разъяснил все ее недоумения, преподал ей все нужные истины христианской веры и совершил над нею св. крещение. Возвращается отец ее Диоскор из дальняго странствования и находит свою дочь изменившеюся во всех словах и поступках. Варвара не разделяла уже более суеверий отца и отвергла идолов: она веровала и прославляла неведомого Диоскору распятого Иисуса Христа. Когда Варвара отказалась возвратиться к прежним заблуждениям, то Диоскор предал ее на судилище, где ее подвергли мучительным пыткам. Но страдания за имя Христово не поколебали веры преданной Богу души, а только посрамили изуверство мучителей. Усеченная от руки отца своего мечем, св. Варвара взошла в небесные обители в сретение небесному Жениху своему – Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Святые великомученицы Екатерина и Варвара У святых великомучениц Екатерины и Варвары есть много общего: обе они жили в конце III – начале IV века и пострадали практически в одно и то же время; и Екатерина, и Варвара отличались редкой красотой и получили блестящее образование, они происходили из знатных и состоятельных семей. В ранней юности святые великомученицы обрели веру и приняли решение всецело посвятить себя Господу Богу, обе подтвердили свой выбор всей своей жизнью и перенесли жесточайшие мучения и приняли мученическую смерть с радостным сознанием, что переходят в вечность к Возлюбленному Жениху Христу. На протяжении веков их подвиг вдохновлял и поныне вдохновляет всех христиан. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Святые великомученицы Екатерина и Варвара © Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2012 Предисловие Данная книга состоит из двух частей, посвященных великомученицам Екатерине и Варваре. У этих святых много общего: обе жили в конце III – начале IV века и пострадали практически в одно и то же время, и Екатерина и Варвара отличались редкой красотой и получили блестящее образование, они происходили из знатных и состоятельных семей. В ранней юности великомученицы обрели веру и приняли решение посвятить себя Богу, обе подтвердили свой выбор всей своей жизнью и смертью. Екатерина и Варвара – юные девушки, ради Христа отвергшие все то, что люди почитают благом, перенесли жесточайшие мучения и приняли смерть с радостным сознанием, что переходят в вечность к Возлюбленному Жениху Христу. На протяжении веков их подвиг вдохновлял и поныне вдохновляет христиан. Святым посвящено множество храмов и обителей, за помощью к ним обращаются в молитвах, их имена пользуются большой популярностью в странах с христианской традицией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

С. Успенский Первая заповедь Закона Божия Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене ( Исх. 20, 2–3 ) Христианские обязанности, относящиеся к внутреннему Богопочитанию Как учиться богопознанию Святая великомученица Варвара родилась в Греции, в городе Илиополе, в семье богатого и знатного вельможи Диоскора. Желая уберечь свою дочь от дурного общества, отец поселил ее в уединенной башне высокого дома. Здесь ее взору открывался прекрасный вид на окрестности. Восход и заход солнца, луна и звезды на небе, дивная природа... Все представало отсюда в своем неизъяснимом величии. Удаленная от суетных развлечений, юная девушка стала задумываться над разными явлениями непонятной ей природы. «Кто создал это прекрасное море? – часто задавала себе вопрос Варвара. – Кто населил рыбами воды, птицами воздух и землю животными? Кто дал человеку разум и быстроту коню?» Восходило ли солнце, покрывалось ли небо светлыми звездами, гремел ли гром, шел дождь – святая Варвара неизменно задавала себе вопрос: «Кто же так премудро устроил все это?» Когда она спрашивала об этом своих подруг, те отвечали, что вся прекрасная природа создана теми самыми богами, которым поклоняется ее отец и изображения которых ей были известны с детства. Но мудрая отроковица не удовлетворялась такими объяснениями. «Что это за ответы! – думала она. – Боги, почитаемые моим отцом, сами созданы людьми. Как же они, не будучи в состоянии ходить, думать и говорить, могли быть творцами мира?» Как-то отец Варвары на долгое время уехал из дома. Уезжая, он просил не стеснять свободы дочери и позволять ей выходить из дома. Воспользовавшись этим, Варвара познакомилась с некоторыми христианками и впервые услышала от них о Христе, которого давно жаждала узнать. В это же время в Илиополь прибыл христианский священник, от которого Варвара узнала, как права была она в том, что не поверила служанкам и подругам. «Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене», – сказал ей священник первую заповедь и постепенно познакомил Варвару с христианским учением.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Екатерина Васильева: «Благословен тот град, которому великомученица Екатерина может быть покровительницей небесной!» Екатерина Васильева – Я не помню, когда я прочитала ее житие – вскоре после Крещения, естественно. Житие своей Небесной покровительницы. Бывают случаи, когда святой, в честь которого ты назван, – его как бы не ощущаешь, больше обращаешься к другим святым, которые по мере воцерковления возникают в твоей жизни. Это бывает. Но со святой великомученицей Екатериной это не так, потому что она великая святая – величайшая. Конечно, все святые – великие. Но все-таки, на мой взгляд, для нас, людей, еще живущих на земле (со временем, надеюсь, мы узнаем, как это в Царствии Небесном происходит), есть какая-то иерархия, есть святые – величайшие. Подтверждением этого стало для меня то, что я знаю жития некоторых святых, которым являлась Царица Небесная. Она одна являлась апостолам. А если не одна, то с двумя святыми девами. И всегда это Екатерина и Варвара. И я раз об этом прочитала, два, три – и для меня стало лишним подтверждением, что это особая степень святости, приближенности к Царице Небесной, Богородице. Вот почему я думаю, что святая великомученица Екатерина входит в сонм величайших святых. Мне очень трудно рассуждать об этом, я вообще робею произносить имя своей святой всуе. И я своим умишком пытаюсь здесь рассуждать, но мне очень неловко – я это делаю с большим напряжением, честно вам скажу. Но делаю, потому что нужно об этом говорить, обязательно нужно – в той ситуации, которая сложилась в вашем городе, в Екатеринбурге! Может быть, люди услышат меня, может быть, вразумятся – не только моими словами, конечно, но и ими тоже. Потому что, знаете, как мы читаем в храме из псалмов – «служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом». Гениальные слова, которые относятся и к святым… Так нельзя! Это очень опасно – устраивать такие демонстрации, шабаши в городе, который носит имя этой святой. Бог долготерпелив и многомилостив, но Бог поругаем не бывает. И Бог ревнив. То же можно сказать о святых, которых Он в обиду не даст. И они сами себя не дадут! Поэтому устраивать такие дикие оргии, пляски, чему свидетелями были многие верующие, в этом славном городе опасно. Надо повиниться, покаяться и детей своих научить почитать святую Екатерину, потому что как она заступница для каждого человека, который носит ее имя, так она может быть и строгой – и я ее очень боюсь. Боюсь по-хорошему: ее святость, величие, вера, мудрость, все ее житие, все поступки, мысли и слова недосягаемо высоки.

http://pravoslavie.ru/43192.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010