Смиряясь с решимостью Елисаветы Феодоровны, З.Н. Юсупова еще более укрепляется в своем дружеском расположении и выражает большую радость в письме к сыну из Кореиза относительно наставничества Великой княгини по отношению к нему, уверенная в том, что ее благословение сохранит сына от многого. Обращение к архивным материалам открывает еще один параметр этой близости — непрерывное благотворение З.Н. Юсуповой монастырям, храмам и отдельным священнослужителям. Об этом свидетельствует обмен телеграммами с таким известным пастырем, как о. Иоанн Кронштадтский . Вот, например, телеграмма 1896 года — ответ на 361 Ее Сиятельству Графине Сумароковой (З.Н. Юсуповой): «Молюсь, да помилует и исцелит Господь болящего Феликса. Протоиер. Иоанн Сергиев» . Постоянное общение поддерживала Зинаида Николаевна с духовником Марфо-Мариинской обители о. Митрофаном Сребрянским. Видя крайнее переутомление о. Митрофана, З.Н. Юсупова приглашает его в свое крымское имение и делает все, чтобы восстановить его силы. Тронутый до глубины души заботой Зинаиды Николаевны, о. Митрофан отправляет ей письмо следующего содержания: «Ваше Сиятельство, Глубокочтимая княгиня Зинаида Николаевна! Сегодня мы с женой уезжаем из Вашего действительно „милого” Кореиза. Окруженные Вашим вниманием и заботами, вниманием и услугами Ваших служащих, мы прожили в этом воистину земном раю шесть недель, и я отдохнул, как никогда в жизни; надышался дивным воздухом, насладился зрелищем прекрасной, величественной природы! Здоровье мое восстановилось, и я еду сейчас в нашу обитель обновленным телесно и духовно. Всем этим я обязан Вам, Вашему истинно христианскому гостеприимству. Княгиня! Чем же я могу отблагодарить Вас и доброго Князя, супруга Вашего? Благ земных Вам не нужно, да я их и не имею, но я знаю, что Вам и семье Вашей, как верующей христианской очень нужны благодать Божия и небесное благословение, которые всегда посылали бы Вам, как росу небесную — здоровье и благополучие! Вот и я обещаю Вам, как священник, всегда, до последнего мгновения моей жизни молиться пред Божьим престолом о спасении Вас и семьи Вашей. Здесь ежедневно молился за Вас на моей домашней молитве и за Вашу внучку — младшую княжну Ирину. Я знаю, что Вы особенно любите ее; прошу же Вас, Княгиня, принять от меня для княжны Ирины прилагаемый образок Спасителя, как мое священническое ей благословение. Этот образок я несколько лет носил сам, и он участник всех молитв о Вас и семье Вашей. Может быть, вы найдете возможным повесить эту иконку на ее детскую кроватку…

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Город, возникший в начале XVIII в., был построен в стиле барокко по строго геометрическому, радиально-кольцевому плану. Все его парковые аллеи и главные улицы расходились веерообразно в стороны от замка, образуя 32 луча. Здесь можно было познакомиться с древностями земли Баден, посетить художественные выставки. Радостно приезжала сюда Алиса с детьми еще и потому, что климат в Карлсруэ намного мягче, чем в остальных частях Германии. По своеобразному каналу между массивами Шварцвальд и Фогейзен сюда поступали потоки теплого южного воздуха. Окрестности города изобиловали многообразием ландшафтных перемен. Один из привлекательных уголков города, именуемый Аллеей философов, завершался великолепной панорамой Гейдельберга, еще одного города, который неоднократно посещала семья дармштадтского герцога. В пору, когда стали возможны более длительные поездки, однажды зимой в Остэнде они встретили «кузена Леопольда», как Алиса называла короля Бельгии Леопольда II, сына дяди королевы Виктории, короля Леопольда I. Дочь Алисы Виктория запомнила его как «высокого, худого человека, с носом почти таким же длинным, как у Сирано де Бержерака…». Он был создателем Остэнда, но подарил его принцессе Алисе, сказав при этом, что это дар «моему другу и сотруднику» . Возвращение в Дармштадт после таких путешествий по железной дороге было утомительным и некомфортабельным. Юной Виктории, старшей сестре Елизаветы, было только десять лет, когда она начала замечать, что ее матери, не отличавшейся крепким здоровьем, эти путешествия казались трудными. Она заметила также, что Алиса все более и более уделяла внимание своему любимому времяпрепровождению, занимаясь рисованием и музицированием. Она также проявляла большую заботу о растущей английской колонии в Дармштадте, которая значительно увеличилась к середине 70х г.г XIX b. В дни короткой войны между Пруссией и Францией в 1870 г. сила благотворения Великой герцогини Алисы достигла самого высокого уровня. Новый великогерцогский дворец в этот год почти полностью был обращен в госпиталь. К работе госпиталя, к уходу за ранеными, к подготовке перевязочных материалов были привлечены все дамы Дармштадта. С этого времени принцесса Алиса была одержима заботой о калеках, больных, нуждающихся. В этой работе ее во многом вдохновляла переписка с Флоренс Найтингейл — знаменитой английской сестрой милосердия, создавшей систему обучения санитарок в Великобритании. Алиса основала множество организаций медсестер и сиделок, которые стремились создавать для раненых и больных максимально гигиенические условия, а также занимались открытием сиротских приютов. Судьба Великой княгини Елисаветы Феодоровны показала, что она сумела глубже других детей принцессы Алисы воплотить в жизнь заветы ее матери в этом отношении. Великая герцогиня боролась и за то, чтобы оказать поддержку тысячам женщин, которые в условиях технического прогресса оказывались без работы.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Другие экипажи тоже были оригинально оформлены: одни — сплошь в белых ромашках, другие — в желтых полевых цветах, третьи — буквально укрыты фиалками. Все искусно оформленные экипажи — победители конкурса получили премии в виде разноцветных шелковых флагов из рук Великой княгини. Такой же необычный праздник состоялся 22 мая 1902 г. Игру взрослых продолжили дети. Летом 1904 и 1905 гг. для маленьких москвичей, проводивших все лето в городе, в Зоологическом саду был организован детский цветочный праздник, в котором участвовали элегантно одетые дети, восседавшие в новых экипажах, кабриолетах, колясках, запряженных пони, осликами, зебу и козликами, украшенными гирляндами цветов. Позже в силу определенных обстоятельств в Москве прекратились цветочные праздники, но они оставили неизгладимый след в памяти взрослых и юных москвичей . Московский праздник цветов свидетельствовал о своеобразной романтической находке в жизни города. Это был небольшой фрагмент бытия как отражения доброго культурного начинания в напряженное время, когда бездумно-радостное скольжение по волнам полного отдохновения было остро необходимо людям. Целый ряд фрагментов праздника отличался высоким эстетическим совершенством, а иногда и стилистическим единством, когда живой природный материал находил отклик в богатом воображении самодеятельного художника. Внимание Елисаветы Феодоровны к праздничной стороне жизни в ее сочетании с благотворением проистекало из особенностей ее понимания культуры. Страшнее всего для нее была остановка в развитии культуры и ее специализированных сфер, разрыв с общемировой традицией, понимание культуры лишь как состояния, но не процесса. Она всегда стремилась прийти вовремя на помощь новому явлению в культуре. Ведь культура, чтобы оставаться культурой, должна непрерывно развиваться, быть в движении к новым формам и смыслам. Это было абсолютно очевидно ей, как человеку, привыкшему всю жизнь духовно питаться от благодатной почвы культурного наследия в его многообразии. 4.5. Музыка в жизни великокняжеской четы

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Казался Трапезой Святой. Окончил инок послушанье; Обратно в келию спешит, В душе тревога, ожиданье, И сердце трепетно стучит. Ушел ли Гость неоцененный, Иль ждет его Он, может быть… С надеждой тайною, священной Спешит он дверь приотворить. И что же? Дивное сиянье Он снова в келье увидал, И оправдалось ожиданье – Господь опять пред ним стоял. И Глас Божественный раздался: «Зачем ты возроптал тогда?.. И если б в келье ты остался, То Я ушел бы навсегда». В.Г. (так подписывала свои стихи Валентина Сергеевна Гордеева), Москва, 1912 г. 23 февраля 2009 года будет отмечаться 100-летие со дня открытия Марфо-Мариинской обители милосердия, основанной Великой княгиней Елизаветой Федоровной в 1909 году. 18 июля 2008 года исполнилось 90 лет мученической кончины ее основательницы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, а 19 июля – 77 лет блаженной кончины второй настоятельницы Валентины Сергеевны Гордеевой, которая родилась в г. Самаре в семье тогдашнего губернатора Сергея Петровича Ушакова. После зверского убийства большевиками 18 июля 1918 года Великой Княгини Елисаветы Федоровны Марфо-Мариинская обитель продолжала свою деятельность. Обитель, больница при ней и Покровский храм оставались еще долго любимы москвичами. Многие приходили сюда на службу, несмотря на растущие год от года репрессии. Сестры обители на собрании под председательством своего духовника отца Митрофана Сребрянского избрали настоятельницей казначею Валентину Сергеевну Гордееву. При Великой Матушке она была ближайшей ее помощницей в управлении обителью. Сестры Обители всегда говорили: «Великая Княгиня Елисавета Феодоровна по духовной части – Мария, а Валентина Сергеевна по хозяйственной – Марфа». Имя этой замечательной подвижницы совсем забыто, но она многое сделала, чтобы сохранить обитель в эти трудные годы. Валентина Сергеевна Гордеева – ровесница Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. Родилась в 1863 году в г. Самаре в семье действительного статского советника губернатора Самарской губернии Сергея Петровича Ушакова. Семья Ушаковых прожила в городе Самаре до 1867года. Здесь прошли младенческие годы будущей исповедницы Валентины. В 1867 году Сергея Петровича назначили губернатором Уфимской губернии, и семья переехала в Уфу. В 1873 году Сергея Петровича назначили губернатором Тульской губернии.

http://pravoslavie.ru/37295.html

Это требование становится императивом при определении горизонтов социального развития. Как говорит Первосвятитель, отмечая губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности, «любой честный исследователь истории Европы засвидетельствует, что благодаря христианскому отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство, сформировалась процедура объективного суда, вызрели высокие социально-политические стандарты жизни, определилась изящная этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура. Более того, сама концепция прав человека, важнейшая политическая идея Европы, возникла не без влияния христианского учения о достоинстве человека, его свободе и нравственной жизни. С самого своего зарождения права человека развивались на почве христианской нравственности и составляли с ней своеобразный тандем». Жизнь Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой — по происхождению англо-немецкой принцессы, до последнего вздоха служившей России, — оставила заметный след в истории нашей страны и русской культуре. В России было немало верных сынов и дочерей, которые, защищая Отечество, отдали жизнь за его спасение. Но м ало таких, кто полюбил Россию как свою вторую родину и предпочел мученическую смерть спокойной жизни за рубежом. Когда весной 1917 г. в революционную Москву прибыл шведский министр, чтобы передать Великой княгине предложение германского кайзера покинуть Москву в преддверии страшных времен, Елисавета Феодоровна выслушала его и спокойно сказала, что готова разделить судьбу своей второй родины и не оставит в беде духовную семью — сестер Марфо-Мариинской обители милосердия. Может возникнуть вопрос: не странно ли, что Великая княгиня была так предана России, являясь по происхождению англо-немецкой принцессой? Здесь нет ничего странного. Ведь нравственный гений выстраивает свою жизнь по высокому моральному счету и не ищет безопасной гавани в пору народных бедствий. Нерасторжимая личная связь с Москвой, понимание особой роли России в судьбах человечества, глубочайшая верность Дому Романовых определили поведение Великой княгини в то тревожное время.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Совершенно особой категорией воинов, которые нуждались в поддержке, были те, кто не выдержал трагедии войны. Поэтому забота о призрении душевнобольных воинов стала одним из направлений деятельности Комитета Великой княгини. Вместе с тем далеко не все в окружении Елисаветы Феодоровны были единодушны в подходе к этому вопросу, полагая, что эту заботу должно осуществлять лишь государство. Однако авторитетные члены Комитета: А.Д. Самарин, доктор А.П. Корнилов и др. — оказались в большинстве и были поддержаны Комитетом . В трудные военные дни 1916 года принципиальное значение имело проведение все новых, разнообразных, ярких благотворительных базаров. Так, 1 апреля 1916 года вечером в Большом театре открылся грандиозный благотворительный базар, организованный Великой княгиней Елисаветой Феодоровной и Московским городским общественным управлением в пользу жертв войны. Базар был открыт оркестром и хором театра, а затем выступлением в «Танцах народов» г-жи Балашовой и г-жи Коралли. Зрительный зал был переполнен во всех ярусах, за исключением бенуара, занятого выигрышами лотереи-аллегри. На сцене были расположены киоски дружественных держав, где продавались различные вещи. В центре разместилась лотерея-аллегри с крупными выигрышами, в ряду которых много пожертвованных высочайшими особами, в том числе дорогой автомобиль. Рядом разместился киоск, где продавали изящные изделия императорского фарфорового завода. Зрительный зал был декорирован русскими национальными флагами, а киоски союзных держав на сцене — их национальными флагами и тропическими растениями. В фойе при Императорской ложе организовали чайный буфет, где прислуживали дамы в костюмах маркиз. В левом боковом фойе устроили буфет с холодными закусками, а на специальной эстраде — концерт кабаре, в котором приняли участие артисты оперы и балета. Днем на сцене была дана специальная детская программа, а 3 апреля, в последний день базара, помимо других увеселений, предполагалось предложить зрителям еще цыганский концерт. Важная цель базара нашла отклик у московской публики .

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

6 октября 1892 г. открывается первый Елисаветинский приют на десять детей школьного возраста, устроенный московским купцом Василием Яковлевичем Орликом (приход церкви Трех Святителей у Красных ворот). 10 декабря 1892 г. открыт Знаменский приют на 7 грудных детей, учрежденный и содержавшийся на средства княгини Александры Владимировны Трубецкой (Комитет при церкви Знамения на Знаменке) . Уже в октябре 1892 г. было проведено чрезвычайное заседание Совета общества, где утвердили план его деятельности и приняли решение о распространении влияния идей Общества на Московскую область. Члены Совета общества согласились в том, что ясли и приюты будут открываться трех типов: 1) для грудного вскармливания; 2) для призрения детей от года до семи лет; 3) для детей школьного возраста от семи до двенадцати лет . Важнейшей задачей, которую уже в первые месяцы работы решало Общество, было стремление помочь беднейшим матерям, так, чтобы не разлучать их с младенцами. Для этого необходимо было обеспечить матерей работой на дому, что позволяло, не лишая их заработка, держать ребенка при себе. Другая, не менее важная задача состояла в умении отличить подлинную бедность и нужду семьи от тунеядства. Здесь неоценимую услугу Обществу оказывали приходские священники, которые были хорошо осведомлены о степени благосостояния своих прихожан. А поэтому вопрос о поощрении тунеядцев отпадал. В первом годичном отчете, составленном Б.А. Нейд-гартом, отмечалось: «Елисаветинское Благотворительное Общество, основанное менее года назад и не имевшее при учреждении своем решительно никаких средств, устроилось лишь при теплом уповании на Божию милость, всегда почиющую на всяком добром христианском и человеколюбивом деле, при Высочайшем покровительстве Их Императорских Высочеств и Августейшем попечительстве Великой княгини Елисаветы Феодоровны» . К первым трем детским благотворительным учреждениям в 1893 г. присоединилось еще десять в Москве и Подмосковье, 1894 г. добавил ряд новых. В благотворительную работу Елисаветинского общества включились уездные комитеты Общества — Серпуховский, Коломенский, Воскресенский, Верейский, Подольский, Бронницкий, Дмитровский, Богородский, Волоколамский, Клинский, Троице-Сергиевский.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Великая княгиня Елисавета Феодоровна и ее духовник протоиерей Митрофан Сребрянский (преподобноисповедник Сергий). Рассказывает искусствовед, экскурсовод Н.Н. Стремина. Ведущая — Елена Смирнова. Ч. 2. 28.07.2020 23:10 Елена Александровна Смирнова Вторая часть рассказа о протоиерее Митрофане Сребрянском посвящена его служению в Марфо-Мариинской обители по просьбе великой княгини Елисаветы Феодоровны и исповедническому пути после ареста большевиками. Экскурсовод обители Наталья Николаевна Стремина приводит многочисленные свидетельства благодатности духовного окормления батюшки Митрофана, рассказывает о музейной экспозиции в его память, о чудесах прозорливости и Божиего избранничества. Повествует и о святости и мученичестве великой княгини Елисаветы Феодоровны, и о верности Христу и монашеству сестер обители, которая доселе молитвенно хранит память о своих подвижниках в многочисленных празднованиях в их честь и в почитании их святых мощей... Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2020/07/28/23-1...

Даже самые достоверные и подлинные материалы по тенденциозному заказу или откровенному заблуждению могут порой превращаться в разящий меч лжи, как это неоднократно было, например, и в отношении Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Но суть любого неординарного, крупного явления духовной культуры состоит в том, что оно способно пережить свой исторический контекст и в нужное время открыться людям неведомыми им сторонами и глубинами, созданными будто бы в расчете на любую эпоху. Здесь не место анализировать жизнь Хильдегард в связи с основными памятными для нее событиями. Немыслима была также попытка рассмотреть все многообразие вопросов, которыми глубоко занималась знаменитая аббатиса. Вместе с тем имеет смысл выделить в ее наследии три пласта, которые были наиболее интересны для юной Эллы и ее друзей. Прежде всего это ее пророческое дарование. Затем ее целительская харизма. И, наконец, безусловная музыкальная одаренность. Уже в детстве ее тревожили необыкновенные видения. «В свои три года, — пишет в воспоминаниях Хильдегард, — я увидела большое сияние, которое потрясло мою душу, но сказать об этом я не могла из-за моего младенчества… До моего пятнадцатилетия видела я многое, кое-что я просто рассказывала, так что те, кто это слышал, очень удивлялись, откуда и от кого это идет» . Рассказав однажды о видениях няне, Хильдегард убедилась, что няня ничего подобного не видит. Девочку охватил ужас, и она долго более не решалась говорить о видениях. Ей было страшно выглядеть в глазах окружающих всевидящим существом. Она осознанно избегала всякой ложной мистификации. Через много лет, в одном из самых ранних писем, сорокадевятилетняя монахиня пишет широко известному в Средневековье Бернгарду фон Клаирвауксу: «Меня угнетает это видение, которое возникает в душе как мистерия… Я, в моем жалком облике женщины, видела с детства огромные удивительные вещи, которые мой язык не мог бы выразить, если бы я не верила, что дух Господа научит меня» . В течение многих лет Хильдегард отказывалась записывать свои видения не из-за упрямства, а из-за сомнений, удивления и злословия людей, пока, как она утверждает, «бич Божий не отправил меня на ложе болезни» .

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

В доме генерал-губернатора разместили швейную мастерскую на 475 машин. Здесь работали наиболее нуждающиеся женщины, не имеющие своих швейных машин. Для облегчения их труда в доме генерал-губернатора Москвы были открыты ясли и столовая с дешевыми обедами. Дом Российского благородного собрания стал центром закройки для всех мастерских Москвы и раздаточным пунктом для работниц, у которых были свои швейные машинки и которые проживали в Москве. В Старо-Гостином дворе открыли отдел, который снабжал раскроенным материалом иногородние организации. В докладе члена Комитета А.А. Бахрушина сообщалось также, что в хозяйстве Комитета есть склад упаковочных материалов, собственный обоз с 25 рабочими лошадьми и два грузовых автомобиля. В московских мастерских во время войны работало 11 тыс. женщин, в уездных — 15 тыс. . В работе мастерских Комитета были сложные моменты. Так, 28 мая 1915 года на заседании Комитета в доме Елисаветы Феодоровны на Ордынке обсуждался вопрос о том, что к этому времени мастерские выполнили весь заказ и бездействуют. Комитет просил Великую княгиню телеграфировать Императрице и ходатайствовать о получении заказа. Пока мастерские вынужденно бездействовали, жены воинов получали бесплатное питание в столовой Комитета. Вскоре от Красного Креста поступил заказ на 250 000 комплектов холодного белья, а председатель московского склада А.Д. Самарин передал Комитету заказ на шитье респираторов. Работа в мастерских Комитета возобновилась . 2 сентября 1915 года на заседании Комитета был заслушан доклад комиссии общих дел по поводу организации трудовой помощи семьям призванных. Отмечалось, что дело оказания такой помощи значительно продвинулось в течение последних двух месяцев, поскольку от интендантства получен крупный заказ. Требовалось срочно изготовить для фронта 665 000 штук ватных телогреек, 735 000 — теплых брюк, 600 000 — свитеров, 800 000 — теплых кальсон. Наличие столь крупного заказа потребовало открытия третьей мастерской в Благородном собрании, о чем говорилось выше.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010