Происходила смена руководителей Общества, изменялись места общих собраний (вначале Политехнический музей, затем канцелярия Исторического музея, с 1901 по 1905 гг. — генерал-губернаторский дом, в 1906 г. — Николаевский дворец Кремля), но неизменной оставалась цель. Стремясь в своей деятельности учитывать индивидуальный духовный мир детей, создатели Общества в качестве первого приоритета выдвигали духовное становление подрастающей личности, безусловное уважение ее внутреннего мира вне зависимости от социального происхождения, возраста, любых иных параметров. Вторым приоритетом считалось обучение рукотворной профессии, которая в будущем станет прочной опорой в жизни. В ходе становления Общества наблюдались более и менее удачные периоды, замирание и развитие благотворительной деятельности. Москва с давних лет славилась своими традициями отношения к осиротевшим детям, поэтому трудные периоды в жизни Общества неизменно преодолевались. Но лишь с 1893 г. работа Общества начинает приобретать такой размах, который поражал москвичей. Именно в этот год собрание попечителей ходатайствовало перед Государем о принятии Общества под покровительство Ее Императорского Высочества Великой княгини Елисаветы Феодоровны. С момента положительного решения этого вопроса со стороны Государя Великая княгиня не оставляла своим вниманием деятельность Общества. 28 апреля 1900 г. Елисавета Феодоровна назначает своей помощницей по Обществу княгиню Марию Николаевну Васильчикову, а после переезда последней в Петербург помощницей становится княгиня Софья Александровна Голицына. В 1903 г. в связи с 10-лети ем с того момента, как Елисавета Феодоровна возглавила попечение Общества, было издано постановление Комитета Общества об учреждении в Не-стеровском и Беклемишевском приютах Общества по одной стипендии имени Ее Императорского Высочества с тем, чтобы эти стипендии присуждались постоянно все новым и новым кандидатам по усмотрению Великой княгини . В мае 1906 г. умерла одна из учредителей Общества попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях и создателей Басманного приюта Надежда Степановна Васильева. Елисавета Феодоровна, высоко ценя заслуги супругов Васильевых, вложивших все силы и душу в развитие Басманного приюта, предложила, во-первых, назвать эти детские учреждения «Басманный приют гг. Васильевых», во-вторых, украсить приют их портретами и, в-третьих, учредить на средства Великой княгини стипендию гг. Васильевых. Все заботы о Басманном приюте Елисавета Феодоровна временно возложила на известного благотворителя Ивана Семеновича Кукина .

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Портрет Великой княгини Елизаветы Феодоровны, написанный народным художником Василием Нестеренко, и ее личные вещи Под руководством Елизаветы Феодоровны был разработан специальный чин посвящения в сестры милосердия. Обеты, которые давали сестры милосердия в обители, были временными. Ихотя сестры и вели монашеский образ жизни, монахинями они не были. Они могли покинуть обитель и выйти замуж. Форму для сестер разработал художник Михаил Нестеров Чудом сохранившийся рояль Великой княгини. В советское время в покоях Елисаветы Феодоровны был устроен детский сад. На рояле играли на детских утренниках. Теперь музыкальный инструмент снова в покоях настоятельницы. На крышке рояля есть подпись владелицы Молельная комната Елисаветы Феодоровны воссоздана по архивным фотографиям Реконструкция обители завершена в 2008 году. Восстановлены храмы, общежития сестер милосердия, воскресная школа с квартирой священника, ограды, сторожки и часовни, домик садовника. Особенного внимания стоят восстановленные покои Великой княгини Елисаветы Феодоровны, где теперь располагается музей обители и где можно увидеть личные вещи, рисунки и письма прпмц. Елисаветы, а так же уникальные фотографии начала XX века. (В музей можно попасть в любой воскресный день после Литургии или в будни по предварительной записи по телефону: (495) 951-04-70) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 3 июля, 2022 22 июня, 2022 9 марта, 2024 27 января, 2024 15 сентября, 2023 28 августа, 2023 8 апреля, 2023 4 ноября, 2022 3 сентября, 2022 3 июля, 2022 22 июня, 2022 9 марта, 2024 27 января, 2024 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/fotoekskursiya-po-marf...

Евангелия . На следующий день, 20 мая, Елисавета Феодоровна посетила Нестеровский приют (для девочек) в доме Общества попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях, где состоялось годичное собрание Общества, утвердившего отчет за 1914 год. Елисавета Феодоровна присутствовала в саду приюта на играх девочек. Руководители приюта привлекли к работе над садовыми культурами мальчиков. Работа начала давать прибыль приюту. Великая княгиня выразила глубокую благодарность всем труженикам приюта . 4 июня Великая княгиня побывала у выздоравливающих воинов при 197-м пехотном запасном батальоне в Хамовнических казармах, где работали сестры Марфо-Мариинской обители. В тот же день после панихиды по Великом князе Константине Константиновиче в Архангельском соборе Кремля Елисавета Феодоровна направилась в склад Государыни Императрицы Александры Федоровны, где осматривала респираторы для действующей армии, которые были остро необходимы на фронте . 5 июня Великая княгиня с супругой главноначальствующего Москвы княгиней Юсуповой посетила лазарет при Мариинской больнице. Более двух часов беседовала с ранеными, оделяя их образками, Евангелиями и карточками для писем . 15 июня Елисавета Феодоровна прибыла в Строгановское художественное училище, где женами и дочерьми воинов, призванных на войну, изготавливались противогазы по новейшей технологии. После осмотра производства и беседы с руководителями Великая княгиня проследовала в лазарет, где раздавала раненым образки и св. Евангелия. В тот же день посетила Ново-Екатерининскую больницу, где обошла всех находящихся на лечении воинов, дарила образки и Евангелия, подробно расспрашивала о здоровье . 23 июня Великая княгиня прибыла в Комитет по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну, где ознакомилась с качеством работы по подготовке белья для воинов. В этот же день вновь посетила Строгановское художественное училище, где в складе интендантства наблюдала за упаковкой готовых вещей, белья и других предметов, отправляемых на фронт . Как отмечалось выше, неизменное внимание Великая княгиня уделяла призрению воинских кладбищ. «Московские ведомости» сообщали, что в июне 1915 года Елисавета Феодоровна посетила находящееся под ее покровительством городское Братское кладбище в селе Всехсвятском. Великая княгиня обошла могилы воинов и возложила букеты живых цветов на могилы нижних чинов Никиты Еремина и Осипа Молякова, скончавшихся в лазарете Марфо-Мариинской обители от ран, полученных на войне. Затем посетила часовню при кладбище и помолилась там в ожидании погребения генерал-майора В.Н. Токарева. Затем присутствовала при погребении рядовых Матвея Маслова и Феофана Петренко. Осмотрев работы, которые ведутся по благоустройству кладбища, отбыла в Москву .

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Можно утверждать, что благодаря деятельности Елизаветинского комитета повсеместно удовлетворялась самая острая нужда солдатских семей. Комитет великой княгини и сеть его местных отделений составили механизм перераспределения общественных ресурсов и мобилизации общественного потенциала для решения социальных проблем, порожденных войной. Одновременно можно рассматривать организацию и деятельность Елизаветинского комитета благодаря участию в ней правительственных чиновников и казенных средств как форму реализации социальной политики.   Список литературы   Гришин Д. Б. Елизавета Федоровна. М., 2018. Максимова Л. Б. Вклад Великой Княгини Елизаветы Федоровны в благотворительное движение России конца XIX — начала ХХ века: дис. ... канд. ист. наук. М., 1998; Кучмаева И. К. Когда жизнь истинствует...: Культура благотворения Великой княгини Елисаветы Феодоровны. М., 2008; Волошун А. Блаженны милостивые: благотворительная деятельность Великой княгини Елизаветы Федоровны. М., 2010. Оськин М. В. Поддержка беднейших слоев населения Центральной России в годы Первой мировой войны (1914–1916) (на примере Елизаветинского комитета)//Вестник ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2018. Вып. 80. С. 107–120; Рылова Н. Е., Лобова В. В. Донское отделение Комитета великой княгини Елизаветы Федоровны//Былые годы. 2018. Т. 48. 2. С. 850–860. См.: Волошун А. Указ. соч. См.: Ковальская Е. Ю. Николай II и великая княгиня Елизавета Федоровна: взаимодействие в сфере благотворительности//Российская история. 2019. 2. С. 124–125. Именной высочайший указ Правительствующему Сенату от 11 августа 1914 года. Собр. Узаконений ст. 2239//Известия Верховного Совета по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов. 1914. 1. С. 5–7. См.: Еженедельник Комитета великой княгини Елисаветы Феодоровны по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну (далее — Еженедельник). 1915. 2. С. 31–34. См.: Там же. 1916. 6. С. 19. Центральный городской архив Москвы (ЦГА Москвы). Ф. 113. Оп. 1. Д. 33. Л. 7.

http://bogoslov.ru/article/6194532

«Новости дня» сообщали о большом успехе выставки. До 3 февраля здесь побывало 8500 человек. Было приобретено множество картин художников . 22 декабря 1902 г. Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елисавета Феодоровна посетили выставку картин журнала «Мир искусства». Августейшие посетители были встречены художником В.А. Серовым и распорядителями выставки . 16 декабря 1903 г. Великая княгиня Елисавета Феодоровна посетила устроенную в залах Исторического музея выставку исторических предметов, где она подробно знакомилась с экспонатами выставки, которая продолжала пополняться редкими предметами, представляющими значительный интерес . В течение всей жизни Великая княгиня Елисавета Феодоровна с почтением и вниманием относилась к творчеству художников. Одним из таких знаков внимания было посещение ею 30 декабря 1904 г. выставки картин И.Л. Калмыкова, А.И. Чиркова и оригинальных открыток русских художников, устроенную в доме страхового общества «Якорь» на Петровке. Доход от этой выставки предполагалось передать на нужды Иверской общины Красного Креста, высоким покровителем которой была Великая княгиня. Елисавета Феодоровна прибыла на выставку 30 декабря 1904 г. в сопровождении фрейлины Васильчиковой. Великую княгиню встретил художник И. Калмыков и другие устроители выставки, а также попечительница общины Е.П. Иванова-Луцевина. Великая княгиня в беседе с И.Л. Калмыковым выразила восхищение по поводу прекрасной выставки. Она приобрела картины А. Чиркова «Летнее утро» и И. Калмыкова «Волга», а также несколько художественных открыток Н.Н. Ивановой-Луцевиновой и A.M. Нечаева . Многообразны были художественные пристрастия и предпочтения Великой княгини. Обладая редкой способностью видеть мир во всем его многообразии, Елисавета Феодоровна с присущим ей благородством и благодарностью откликалась на разные стили и жанры предлагаемых для просмотра работ. Ее необычайно чуткое отношение к художникам становилось добрым стимулом в их дальнейшей творческой судьбе, созидая прочные звенья, способные соединить Великую княгиню и ее бескорыстных помощников в многообразном деле благотворения.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Та же судьба во время переписывания постигла и знаменитого пушкинского «Пророка»: кульминационный финал, полный драматизма, в копии отсутствует: Духовной жаждою томим В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими, как сон, Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон. И внял я неба содроганью, И горний ангелов полет, И чад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье… В жизни Елисаветы Феодоровны петербургского периода особое место принадлежит поэзии, в которой нашли отражение ее мировоззренческие взгляды, связанные с неповторимостью совестного мира поэта в его предстоянии и сугубой ответственности перед миром горним. Великая княгиня не видела себя вне такой ответственности и, как все святые люди, считала себя самым грешным человеком. Но вот суд («…и вырвал грешный мой язык…») она оставляет за скобками, не переписывая в тетрадь эти строки, что свидетельствует о ее смирении перед трагическими ситуациями бытия, безграничной вере в справедливо на-казующего и равно спасающего, любящего Бога. Великая княгиня искренне ценила писателей высокой культуры, обладавших редкой способностью говорить с каждым на близком ему языке, умеющих пробуждать дорогие ассоциации. Таким автором для нее был И.С. Тургенев. Не случайно поэтому в ученической тетради Елисаветы Феодоровны мы встречаем фрагмент его стихотворения в прозе „Как хороши, как свежи были розы». Рукой Великой княгини переписано: «Где-то, когда-то, давно-давно тому назад я прочел одно стихотворение, оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти. «Как хороши, как свежи были розы…». Теперь зима, мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол, а в голове все звенит да звенит: «Как хороши, как свежи были розы»» . Тонкий интонационный рисунок тургеневского фрагмента, столь созвучный романтической натуре Великой княгини, отбрасывает все случайное в хаотических напластованиях жизни и выявляет искреннюю обращенность чувств к символу того прекрасного, самого пленительного, что проходит через все бытие человека, что становится постоянным мотивом, повторяющимся из года в год, от одного этапа жизни к другому. Христианская духовность Елисаветы Феодоровны воспринимает этот фрагмент как вздох души, которая грустит о Небесах, как проявление художественной простоты и естественности, не отягощенной морализаторством, что так ценила Великая княгиня в любом явлении культуры.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Московские газеты 29 января 1915 года сообщали, что в помещении младших классов Императорского Строгановского художественно-промышленного училища на Мясницкой улице, находившегося под попечительством Великой княгини Елисаветы Феодоровны, открылась выставка «Война в рисунках детей», которая организована Обществом преподавателей графических искусств . На выставке, как сообщалось в другой газете, экспонируются произведения маленьких художников в возрасте до 12 лет — учащихся начальных городских и сельских школ. Выставка привлекает большое внимание всех, интересующихся творчеством детей. Выставка показала, как отражаются события войны в рисунках детей. Какая же тематика преобладала в детском творчестве? Образы казаков, поражающих неприятеля; немецкие самолеты и летчики, бомбардирующие мирных людей; трамвайные вагоны, в которых перевозили раненых; сестры милосердия с повязками красного креста и т. д. Весь сбор от продажи входных билетов поступил в пользу раненых . В период с 29 января по 3 февраля выставку посетило более 2000 человек. Продано много детских рисунков; сумма, полученная от их продажи, также передана в пользу раненых воинов . По призыву Великой княгини артисты России проводили огромную благотворительную работу в пользу воинов и их семей. Уже в октябре 1914 года, в большом зале Московской Консерватории в пользу Комитета Ее Императорского Высочества Великой княгини Елисаветы Феодоровны для оказания помощи семьям лиц, призванных на военную службу, состоялся первый спектакль пьесы «Возрождение». Исполнителями выступили артисты Петербургского Малого театра во главе с Арбатовым. И содержание пьесы, и цель ее постановки привлекли много публики. 2 октября та же пьеса с той же целью была поставлена второй раз . А 5 октября с участием А.В. Неждановой и под управлением М.М. Ипполитова-Иванова, как сообщалось в «Московских ведомостях», состоится патриотический концерт, сбор от которого поступит в Центральное бюро при Московской городской управе по оказанию помощи семьям запасных и пострадавших от войны. В концерте примут участие заслуженный артист У. Авранек, артисты Большого театра Г.С. Пирогов и Д.С. Крайн, тенор оперы СИ. Зимина и И.С. Дыгас, симфонический оркестр Общества взаимопомощи оркестровых музыкантов, оперный хор Большого театра и военный оркестр Александровского училища .

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Нестеров в годы создания Покровского храма Обители Первая встреча Великой княгини с М.В. Нестеровым состоялась в 1900 году. Художник был приглашен в императорский дворец для ознакомления августейшей четы со своими эскизами абастуманских росписей. Когда Государь и Государыня закончили просмотр эскизов, похвалив работу художника, дверь открылась и вошла скромная, изящная, на вид совсем еще молодая, в выездном туалете, в черном с каракулевым воротником жакете Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Нестерова представили. Великая княгиня «с первых слов очаровала меня своим прекрасным, ясным лицом, простотой, оживленностью». Елисавета Феодоровна просматривает эскизы, «искренне хвалит то, что ей нравится. Прекрасное лицо ее оживляется еще больше…» . Так начиналась многолетняя дружба Великой княгини и великого русского художника. Предметом особого попечения Великой княгини было создание уникального Покровского храма обители. По поручению Елисаветы Феодоровны гофмейстер А.П. Корнилов, и.о. секретаря Великой княгини, обращается к митрополиту Владимиру с просьбой об ускорении утверждения в техническо-строительном комитете при хозяйственном управлении Святейшего Синода проекта домовой церкви по Большой Ордынке, д. 40 . Прошение А.П. Корнилова направляется митрополиту с сопроводительным письмом архитектора этого храма А.В. Щусева . Митрополит Владимир обращается в хозяйственное управление Синода с просьбой рассмотреть проект . Закладка храма была совершена в 1908 году, а в 1912 году храм был построен в древнем новгородско-псковском стиле XVI в. Храм поразил москвичей своей красотой и необычностью. Драматична история создания этого храма. В 1907 году М.В. Нестеров решил оставить Москве нечто небывалое, рассчитанное на века. И в этом смысле предложение Великой княгини о росписи Покровского храма ее обители стало благодатной, промыслительной вестью. 6 сентября 1907 года в письме из Абрамцева к своему ближайшему другу художнику А.А. Турыгину М.В. Нестеров признавался, что, несмотря на мизерность отпускаемых средств, он берется за роспись, так как здесь появилась возможность «оставить в Москве после себя нечто цельное» .

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

С тем большей радостью спешила она в свою московскую обитель, в свой родной дом. По признанию Нестерова, Елисавета Феодоровна имела очень скромное мнение о себе. Единственным своим «талантом» она считала готовность отдать свое сердце людям. Но именно эта чистота помыслов и чувств Великой княгини оборачивалась восстановлением образа Божия в людях, обращала обитель Великой матушки в пристань спасения и утешения для многих. Лишь однажды Нестерову пришлось видеть Елисавету Феодоровну не просто взволнованной, но гневной. Приближались Овручские торжества. В присутствии Государя предстояло освящение древнего храма, реставрированного А.В. Щусевым. Однажды, когда Елисавета Феодоровна беседовала с Нестеровым в Покровском храме, прямо из Овруча явился А.В. Щусев. На его вопрос, посетит ли Великая княгиня Овручские торжества, она ответила, что еще не решила. Она слышала, что наплыв паломников будет так велик, что не хватит для всех помещений. На что А.В. Щусев с амбициями человека власть имущего сказал: «Ну, Ваше Высочество, Вы только скажите — мы выгоним монахов из их келий и устроим Вас шикарно» . Но не успел Алексей Викторович закончить фразу, как щеки Великой княгини стали алыми, глаза засверкали. Обычно такая сдержанная, она тогда резко сказала, что в Овруче она не будет. Она не хочет, чтобы ради нее выгоняли кого-либо из келий, что комфорт она знает с детства, жизнь во дворце знает. Говорила Великая княгиня быстро, горячо, не переводя дух. А.В. Щусев не понял, почему Великая княгиня так волновалась. Разговор был завершен в обычных мягких тонах. Но в Овруч Елисавета Феодоровна так и не поехала. Художник признавался, что ему не раз хотелось написать Елисавету Феодоровну среди сестер обители и девочек-сирот ее школы-интерната. Это представлялось тем более важным, что Великой княгине не нравились ее портреты, написанные разными художниками. М.В. Нестеров уже видел ее тихим вечером, на лавочке, среди цветов, в ее сером обительском одеянии, в серой монашеской скуфье, прекрасную, стройную, как средневековую готическую скульптуру в каком-нибудь старом-старом соборе ее прежней родины. Но портрет был написан значительно позднее, по памяти, уже после убийства Великой княгини.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Несколько раз Комитет Великой княгини проводил сбор средств, как и в прежние годы, на «Красное яичко» (март 1915 и апрель 1916 г.) для опеки бездомных детей в приютах Комитета и достройки помещения Детских трудовых артелей. Важным источником доходов Комитета Великой княгини было проведение Вербных базаров. На заседании Комитета 6 февраля 1916 года заместитель Великой княгини по Комитету П.А. Базилевский докладывал, что на имя Елисаветы Феодоровны от директора Императорских театров г-на Те-ляковского поступила телеграмма, сообщавшая о предоставлении Комитету Ее Высочества зала Большого театра на 1, 2 и 3 апреля с оплатой аренды помещения за один день. А.А. Бахрушин доложил, что сбор средств в эти три дня Вербного базара решено разделить на 3 части: 1/3 — на постройку дома для инвалидов; 1/3 — на подарки воинам передовых позиций к празднику Св. Пасхи; 1/3 — в пользу Комитета Великой княгини. На Вербном базаре предполагалось устроить лотереи с большим количеством выигрышей и другие развлечения. В организации Вербного базара представителями Комитета были B.C. Гордеева, А.П. Корнилов, А.А. Зубов, А.А. Бахрушин, Н.С. Соколов . Для предстоящего Вербного базара Елисавета Феодоровна пожертвовала фарфоровый кофейный сервиз Императорского завода Александра II, скатерть ручного шитья шелком и различные серебряные вещи . Определенную прибыль приносили сборы от благотворительных концертов, например, в театре «Аквариум», где, наряду с профессиональными актерами, играли юные добровольцы; поступления от благотворительных выставок, организовывавшихся в Музее изящных искусств, в Строгановском училище и т. д.; от издания календарей, плакатов и открыток. Своеобразной помощью фронту было издание открыток-репродукций с картин великих русских художников и рисунков самой Елисаветы Феодоровны. Множество таких открыток сохранилось в фонде Королевы эллинов Ольги Константиновны с подлинной подписью Елисаветы Феодоровны. Это большая авторская литография Великой княгини 1915 года с изображением Архангелов и мольбой об исцелении страждущего человечества, о сопутствии доблестным русским воинам, об укреплении служителей милосердия.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010