С приветствием к гостям и участникам XXII Елисаветинско-Сергиевских чтений обратятся Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Федеративной Республике Германия С.Ю. Нечаев,  архиепископ Берлинский и Германский Марк , глава Гессенского Дома ландграф Гессенский Генрих Донатус Филипп Умберто, председатель Законодательного собрания Свердловской области Л.В. Бабушкина, руководитель Государственного архива РФ С.В. Мироненко, Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Т.Г. Мерзлякова, министр науки и искусства земли Гессен Ангела Дорн, руководитель проекта «Классическая школа» Т.А. Алтушкина, герцог Хуно Ольденбургский, председатель Наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» А.В. Громова. В ходе международной научной конференции докладчики из России и Германии расскажут о многогранной и обширной просветительской и образовательной деятельности представителей императорского Дома Романовых: о достижениях императрицы Екатерины II в эпоху Просвещения, о немецких деятелях науки в царской России на рубеже XVIII-XIX веков, о развитии среднего образования в годы правления императора Николая II и обучении российских студентов в европейских университетах во второй половине XIX — начале XX века, об основных принципах образования в благотворительных учреждениях под покровительством великой княгини Елисаветы Феодоровны, затронут различные аспекты традиций воспитания, образования и просвещения обеих стран. В рамках международной научной конференции «Гессенские принцессы. Традиции воспитания и образования в России и Германии. 1840-1918» фондом ЕСПО будет представлена одноименная стендовая выставка, посвященная роли августейших благотворительниц — императриц Марии Александровны, Александры Феодоровны и великой княгини Елисаветы Феодоровны в развитии системы российского образования. Особое внимание уделено принципам воспитания в семьях Российских императоров. 1 ноября, в день рождения преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, в храме святой равноапостольной Марии Магдалины в Дармштадте состоится архиерейское богослужение. XXII Елисаветинско-Сергиевские чтения дополнит культурная программа Елисаветинских дней в земле Гессен, делегация посетит усыпальницу родителей великой княгини Елисаветы Феодоровны в парке Розенхеэ и другие памятные места. Вниманию гостей праздника будет предложен концерт архиерейской детской певческой капеллы  Екатеринбургской митрополии  «Октоих», который начнется в 19.00 в костеле святого апостола Павла г. Дармштадта.

http://patriarchia.ru/db/text/5521070.ht...

10 июня во второй половине дня к Воскресенскому собору начали подтягиваться крестные ходы из Красного холма, Бежецка и других городов. В б часов вечера архиерейским служением началось всенощное бдение (парастас), где поминали родителей Анны Кашинской, кашинских князей и т. д. О ходе этой и всех иных служб сделал подробные записи в летописи церкви Благовещения Пресвятой Богородицы г. Кашина о. Василий Соколов . Не менее интересные записи опубликовал протоиерей Иоанн Попов во Владикавказе (издание строившегося в г. Грозном женского монастыря во имя св. Анны Кашинской). Будучи в эти дни в Кашине в качестве паломника, о. Иоанн сумел вместе с московскими журналистами занять место возле левого клироса, что позволило наблюдать всю службу. О. Иоанн замечал, что среди «всей молящейся интеллигенции выделялась августейшая паломница, Ее Императорское Высочество Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Привлекала она взоры и сердца публики и царственной своей осанкой и еще более скорбным выражением лица, скромным туалетом, еще более скромным положением и молитвенным настроением. Хотя место, приготовленное для Великой княгини, было задрапировано и устлано коврами и приготовлено мягкое кресло, но она тихо отодвинула от себя кресло, стояла все службы скромно в уголке и часто преклоняла колена… Так гармонировало это прибытие Великой княгини, скорбной и скромной паломницы, к раке Великой княгини — праведницы, что тогда же создались в народе целые легенды, увенчавшие августейшую богомолицу ореолом сверхцарственного величия. Служили заупокойную всенощную; поминались царь Алексей Михайлович и другие лица, участвовавшие в прославлении благоверной великой княгини Анны, ее близкие по плоти и в заключение произносилось имя Великого князя Сергея Александровича — и в этот момент взоры многих снова обращались на коленопреклоненную царственную вдову» . После Всенощного бдения в течение всей ночи перед гробницей благоверной княгини Анны, по распоряжению владыки, непрерывно служились молебны. В эту ночь, сообщает в летописи о. Василий Соколов, из Сретенского монастыря «в сопровождении монашенки-послушницы приходила в собор слушать молебен Великая княгиня Елисавета Феодоровна. А так как пришла в простом черном одеянии, то почти не была замечена, принята за обычную богомолку; об ее присутствии в соборе только очень немногие догадывались» .

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

После окончания гимназии Валентина Сергеевна была фрейлиной Государыни Императрицы. В 1887 году Валентина Сергеевна вышла замуж за Николая Николаевича Гордеева, предводителя дворянства Одоевского уезда Тульской губернии, а через два года Николая Николаевича назначили Бессарабским вице-губернатором с производством в надворные советники, затем он был переведен на ту же должность в Рязанскую губернию. С 1903 по 1906 год Гордеев – губернатор Курской губернии. Валентина Сергеевна была ему верной помощницей, возглавляла благотворительное общество. В 1903 году, в год прославления Преподобного Серафима Саровского, по инициативе Николая Николаевича была создана временная комиссия по составлению жизнеописания святого земляка. Знакомство Гордеевых с Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной состоялось сразу же по приезду Великой Княгини в Россию. Они дружили семьями. Валентина Сергеевна была образованным человеком, знала несколько иностранных языков, хорошо рисовала и писала иконы, сочиняла стихи. В 1906 году у Валентины Сергеевны скоропостижно умирает любимый супруг. Валентина Сергеевна сначала поселилась в своем родовом имении Якшино Тульской губернии с великолепным храмом, роскошным барским домом и уникальным садом. Но вскоре она переезжает в Москву, оставляет светскую жизнь и, следуя примеру Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, идет служить больным и бедным. Становится сестрой милосердия в московских больницах. В 1908 году Великая Княгиня Елисавета Феодоровна пригласила Валентину Сергеевну своей помощницей в только что созданную Марфо-Мариинскую Обитель Милосердия. 9 апреля 1910 года Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, Валентина Сергеевна вместе с 15 сестрами были посвящены Преосвященным Трифоном в крестовые сестры (был на Руси красивый старинный обычай крестового побратимства или посестричества, когда люди не состоящие в кровном родстве между собой обменивались нательными крестами в знак родства более высокого – во Христе…). А на второй день Великая Княгиня Елисавета Феодоровна была посвящена в настоятельницы Обители. Валентина Сергеевна стала казначеей. В ее обязанности вменялась вся хозяйственная часть, ведение отчетов, производство всех текущих расходов, надзор за порядком и чистотой, и при отсутствии настоятельницы она исполняла ее обязанности. Во всех паломнических поездках по святым местам России Валентина Сергеевна сопровождала Великую Княгиню Елисавету Феодоровну. И после гибели Великой Княгини Елисаветы Феодоровны Валентина Сергеевна была деятельной настоятельницей.

http://pravoslavie.ru/37295.html

будет жить с нами всегда подобно звезде в ночи. Королева Румынии Мария Введение В последние годы все большее число наших граждан открывают для себя духовные истоки великой культуры своего народа, активно вовлекаются в дела социального служения и труды Церкви. В коллективной памяти бережно сохраняется и восстанавливается представление о подвижниках благочестия, духовных светочах и благотворителях России. Среди славных имен с особой любовью произносим мы имя Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой, образ которой все чаще занимает внимание исследователей, пытающихся всесторонне изучить все этапы ее жизненного пути. Однако в тени зачастую остается главное — понимание масштабов и социальной значимости дела, ставшего смыслом ее жизни. Цель книги состоит не только в том, чтобы ознакомить читателя с удивительным житием святого человека, но постараться применить, «примерить» некоторые характеристики этого жития к нашему современнику, помочь ему в осмыслении своего пути. Не будем забывать: от того, как определят ценностные ориентиры наследники русской культуры, во многом зависит выбор самой России, а от этого выбора — грядущие судьбы европейских народов и всего мира. По этой причине нашим современникам необходимо не только понять, но и почувствовать сердцем, сколь велика та роль, которую сыграла и всегда будет играть удивительная подвижническая деятельность Великой княгини в диалоге Европы и России. Подвиг священномученицы Елисаветы Феодоровны — непреходящее свидетельство единства принципов христианского милосердия, на которых построена и европейская, и русская культура в своих высших проявлениях, а также несовместимости этих незыблемых принципов с политикой «двойных стандартов», на которых, к сожалению, пытаются построить здание «глобализирующегося» мира. Но именно «в условиях глобализации, — как точно подметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем выступлении на сессии ПАСЕ перед парламентскими делегациями 40 стран, входящих в Совет Европы (2 октября 2007 г.), — так важно сохранить религиозно-культурную идентичность, которая является основой многообразия, красоты и богатства мира».

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Митрополит Кирилл выразил надежду, что в перспективе подобные вагоны появятся и на других направлениях. 11 октября, в день памяти обретения мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, в Свято-Троицком кафедральном соборе города Алапаевска была отслужена Божественная литургия. Богослужение совершили митрополит Екатеринбургский Кирилл, викарий Киевской епархии епископ Макаровский Гедеон , епископ Каменский и Камышловский Мефодий , епископ Нижнетагильский и Невьянский Алексий и епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид в сослужении сонма духовенства Екатеринбургской митрополии. В храме молилась игумения Смарагда (Зыкова), настоятельница женского монастыря в честь преподобномученицы Елисаветы Феодоровны в Алапаевске. Со словом проповеди перед причастием к молящимся обратился протоиерей Николай Малета. В завершение митрополит Кирилл поздравил собравшихся с днем памяти преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны и поблагодарил всех, кто собрался в этот памятный день за богослужением. «Елисавета Феодоровна представляет собой образ христианина. Если мы хотим быть похожими на христиан, то мы должны искать себе такие неоскверненные образы. И Елисавета Феодоровна как раз такой человек, к которому тянется душа, душа верующего человека, душа человека, ищущего справедливость на этой земле, душа человека, который всем своим существом ищет соединения с Богом. А для того, чтобы найти, ему нужны эти " зацепочки " , через которые нужно подняться в эту высь, и среди них — Елисавета Феодоровна как чистейший образец веры и правильного, по-настоящему христианского образа жизни», — сказал владыка Кирилл. Архиерей также напомнил, что Елисавета Феодоровна, даже будучи сброшенной в шахту, в последние минуты своей жизни была полна любви и верности Богу. «И мы сегодня просим этой любви и верности, чтобы она вошла в нашу жизнь, и чтобы мы жили так, как стоит жить и нужно жить всякому верующему православному христианину и вообще русскому человеку», — добавил архиерей.

http://patriarchia.ru/db/text/5704315.ht...

13.02.2005 года, в праздник памяти Новомучеников Российских, женскую общину посетил Архиепископ Викентий. Был сделан ряд замечаний и даны ценные советы. И уже 7 апреля, на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, по благословению Архиепископа Викентия началась работа по подготовке документов для рассмотрения на заседании Святейшего Синода возможности присвоения общине статуса монастыря. Спустя три дня – 20 апреля – в жизни общины произошло радостное событие. Святейший Синод РПЦ принял решение об образовании женского монастыря во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Литургии совершаются по воскресным дням и праздникам. Еженедельно служится водосвятный молебен с крестным ходом вокруг здания монастыря. 17 июля 2006 года на заседании Святейшего Синода была утверждена настоятельница монастыря - монахиня Олимпиада (Тетёркина). 20 ноября монастырь получил регистрацию Главного Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области. 7 апреля 2007 года настоятельница совершила незабываемую поездку на Святую землю – в Иерусалим. Она посетила женский монастырь с храмом Марии Магдалины, в котором покоятся мощи преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, где ей была передана частица мощей преподобномученицы Елисаветы. В этом же году при монастыре официально открывается Богадельня (неофициально существующая с 2000 г.). С ноября месяца начинается разработка Генерального плана развития монастыря. С 2008 года активно ведется издательская деятельность монастыря: выпускаются различные листовки, например детская " Колокольчик " , женская " Слава Богу за все " , и др. В истории города происходит знаменательное событие: 16 апреля 2010 г. на места трагической гибели Великокняжеских мучеников приезжает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 16 июля 2010 г. В Мемориальной комнате Напольной школы выступила известная исполнительница, композитор и автор православных песен и стихов Светлана Копылова. Осенью этого же года архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий утверждает проект строительства Храма в честь святой преподобномученицы Елисаветы на территории монастыря рядом с Напольной школой. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

В этом путешествии, в общении с православным народом Елисавета Феодоровна особенно остро ощутила, что она «русская до мозга костей» и вместе со всеми глубоко предана Престолу. Каждый знак внимания по отношению к себе Елисавета Феодоровна с радостью относила к Государю. Для участия в празднестве Великая княгиня приехала в Кашин из Москвы в сопровождении своей гофмейстерины А. Олсуфьевой, секретаря А.П. Гжельского, игуменьи московского Вознесенского монастыря Евгении и В.Ф. Джунковского. С вокзала под колокольный звон Елизавета Федоровна проследовала в собор. Тихий маленький городок пленил Великую княгиню. Гостеприимство, патриархальные нравы, доброжелательность жителей, множество церквей и зелени, живописная извилистая Кашинка с высокими берегами, покрытыми сочной травой, древние земляные валы — все это подчеркивало красоту соборной площади. К своему празднику город был украшен флагами и гирляндами из листьев и цветов. Множество людей, местных и приезжих, заполнили все улицы и площади города. Для поддержания порядка возле Кашина были размещены два полка — 11й Фанагорийский из Ярославля и 12й Астраханский. 800 городовых, казаки из разных городов помогали в организации всенародного торжества. Повсюду были расклеены объявления о правилах поведения во время торжеств. По прибытии Великой княгини в Воскресенский собор ее приветствовал Высокопреосвященный Алексий, архиепископ Тверской и Кашинский: «С чувством сердечной радости имеем счастье встречать Тебя, Благоверная Княгиня. Ты пришла разделить с православным русским народом уготованный здесь пир нашей веры по случаю восстановления церковного почитания во святых Благоверной княгини, преподобной Анны Кашинской… Настоящее торжество в честь многострадальной Благоверной княгини Анны изволением промысла Божия суждено разделить с нами именно лично тебе, многострадальная, возлюбленная, Благоверная Великая княгиня, тебе, как близкой с нею по судьбе и родной по духу… Да подаст тебе Господь благодатное утешение терпеливо нести свой тяжелый крест, да упокоит во царствии Своем родного тебе и нам Великого князя-мученика» .

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

В начале XX в., особенно в дни Русско-японской войны, ситуация в Москве становилась все более напряженной. Принципиальность и твердость в решении важнейших государственных вопросов со стороны Великого князя Сергея Александровича вызывает шквал угроз в его адрес. По решению Императора Николая II Великий князь оставляет пост генерал-губернатора, но остается командующим войсками Московского военного округа. В его сознании даже не возникает мысли о том, что в такой ситуации можно покинуть Москву, спасая свою жизнь. Поскольку близким людям становилась все более очевидной небезопасность проживания великокняжеской семьи во дворце Нескучного сада, вспоминает В.Ф. Джунковский, было принято решение о немедленном переезде в Кремль, где, полагали, будет более безопасно. 9 января семья переехала в Николаевский дворец Кремля. Кроме Сергея Александровича и Елисаветы Феодоровны, августейших детей Великого князя Павла Александровича, во дворце поселились фрейлины Елисаветы Феодоровны М.А. Торопчанинова, княгиня С.Л. Шаховская и др. В комнатах дворца в Нескучном в эту пору было очень холодно (+4°С). Но с данным обстоятельством можно было мириться, постепенно преодолевая его. Самое печальное и непоправимое состояло в том, что Великий князь скрывал от всех, даже от Джунковского, письма, в которых содержались открытые угрозы в его адрес. Все письма шли лично на Великого князя, которые он, получив и прочитав, немедленно уничтожал. Жизнь в Николаевском дворце постепенно налаживалась: утром обычные приемы посетителей и доклады до завтрака. В 13.00 — завтрак, затем выезды Великого князя в город по делам; в 16–17 — дневной чай; 20.00 — обед. Если гостей не было, Сергей Александрович выходил к чаю в 10–11 вечера. С того времени как стали поступать тревожные сигналы о готовившемся покушении, Великий князь не изменил своего режима дня, «только перестал брать с собой адъютанта, к нашей большой обиде» (в то время адъютантами были А.А. Страхович, граф Л.Н. Игнатьев, граф В.А. Олсуфьев, граф А.А. Белевский и В.Ф. Джунковский) «и ездил всегда один, никогда заранее не говоря, куда едет» . Ни на какие уговоры об осторожности Великий князь не реагировал.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

За каждым шагом нашего движения в сторону познания истории великогерцогского рода Дармштадта пристально наблюдал руководитель крупной швейцарской фирмы гн Янос Меркун, который оказал главную поддержку в реализации этого серьезного проекта, а также его очаровательная мудрая сотрудница Сабина Челнокова, сопровождавшая и помогавшая нам неустанно в течение всей этой прекрасной недели. Итак, несколько слов о святынях Дармштадта и Майнау. Поскольку духовное влияние царственных мучеников и преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны с годами становится все ощутимее, в число практических задач выдвигается бережное восстановление утраченных фрагментов семейного жития, изучение внутрисемейной установки на особое восприятие христианской духовности (в рамках Баденской династии в целом и ее Гессен-Дармштадской ветви в частности). Чем глубже мы погружаемся в исследование житий святых Александры Федоровны и Елисаветы Феодоровны Романовых, тем более убеждаемся, что жития эти нуждаются в изучении и дальнейшей интерпретации. Отправной точкой продолжающегося исследования детства этих святых должно стать поклонение праху их родителей и православным святыням храма Марии Магдалины в Дармштадте, воздвигнутого царем-мучеником в честь своей супруги, принцессы Алике Гессенской и Рейнской. Николай II и его дядя Великий князь Сергей Александрович в силу давних родственных связей с герцогским домом Дармштадта часто посещали этот город. Вскоре после принятия православия супругой — Государыней Александрой Федоровной Николай II решает воздвигнуть в Дармштадте православный храм. Особое участие венценосной четы в сооружении храма отмечено написанием и размещением в правой части церкви портретов Государя Николая II и его супруги Александры Федоровны. Портреты,написанные в утонченной, изысканной манере, запечатлели царскую чету в годы их молодости — в расцвете телесной и духовной красоты. Они свидетельствовали о нравственно-религиозном здоровье тех, кто вел за собой нацию, и после революционных погромов остались здесь как символ неуничтоженной, непокоренной России.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Авторы трехтомника отмечают, что неоценимую помощь русской художественной промышленности оказал придворный банкир, владелец многих заводов и железных дорог Александр Штиглиц. В 1876 г. он открыл в Петербурге Училище технического рисования, а на его базе создал музей, который к середине 1890х гг. стал усиленно соперничать с европейскими собраниями. Вскоре и хранители Эрмитажа начали всерьез говорить о создании отдела прикладного искусства. В 1884 г. сын крупного золотопромышленника Александр Базилевский, проживавший в Париже, решил продать свою знаменитую коллекцию. В свое время, начав формирование коллекции с предметов христианского искусства с первых веков нашего времени до поздней готики, он постепенно расширил круг своих интересов. Париж уже готовился к аукциону, но Александр III выкупил всю коллекцию, а Эрмитаж пополнился собраниями драгоценной церковной утвари, изделиями из резной кости, эмалей, майолик, фаянса. К концу царствования Александра III отделение прикладного искусства Эрмитажа сравнялось с позициями целого ряда европейских музеев . Мы не случайно обращаем внимание на эту сторону жизни Петербурга 1880х гг., учитывая причастность Елисаветы Феодоровны к художественному творчеству: украшение церковной утвари, интерьеров собственных домов, одежды, изготовление множества подарков для друзей и воинов. Стремление вложить в изготовление подарков не только достигнутое мастерство, но частицу своей души всегда отличало Великую княгиню. Это умение особо пригодилось ей в пору, когда она, переживая разлуку с родными, погружалась в рукоделие или принимала посильное участие в преобразованиях данной сферы культуры. В Петербурге Великой княгине многое приходилось делать впервые, постигать на практике. Петербург, будучи началом пути изучения бытия Елисаветы Феодоровны в России, в первую очередь приводит читателя к дому на Невском проспекте, где прошел первый период ее жизни в новом отечестве. Образ дома Белосельских-Белозерских, или Сергиевского дворца, как он стал называться после его приобретения в 1884 г. Александром III для Великого князя Сергия, в течение многих лет бытия этого здания волновал воображение современников: и как шедевр архитектурного искусства, и как культурный центр, и как мистическое явление, но прежде всего как центр благотворительности.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010