Анализ этих и многих иных фактов, опубликованных в московских газетах 1914 года, свидетельствовал о широком творческом диапазоне и многообразии форм помощи людям, пострадавшим от войны. Все эти формы рождались в человеке с чистым сердцем, который всегда невольно, без мучительных усилий вызывал отклик в сердцах людей. Жизнь в самые тревожные дни безошибочно определила непригодность многих модных проектов, но без раздумий принимала и реализовывала те, что рождались чистым сердцем Великой княгини и ее друзей. С большим вниманием относился Московский комитет Великой княгини к сохранению детских школ, где обучались древним народным промыслам, например, к просьбе о материальной поддержке Кочемировской кружевной школы в Темниковском уезде Тамбовской губернии, где проходили обучение 40 девочек — дочерей воинов, сражавшихся на фронтах Первой мировой войны . Но всенародная готовность помогать страдающим детям иногда выливалась в организацию случайных учреждений, не способных оказывать детям необходимую поддержку. В этой связи на заседании Комитета 6 ноября 1915 года было принято и обнародовано решение, что за Комитетом Великой княгини должна быть сохранена руководящая роль в области всех начинаний в деле призрения сирот погибших воинов. А поэтому всякая организация, создаваемая с той же целью, должна работать в тесном сотрудничестве с учреждениями Комитета . Это прозвучало в Москве как директива и не могло не учитываться в повседневной практике. Несмотря на трудности военного времени, Великая княгиня никогда не забывала о том, что дети ожидают праздника и подарков. Поэтому по ходатайству Елисаветы Феодоровны к праздникам, особенно к Новому году, Комитет специально отпускал деньги на устройство елок для детей солдат, которые жили в приютах Комитета . Громадное число инвалидов и раненых, поступавших с фронтов Первой мировой войны, требовало незамедлительных решений со стороны Комитета Великой княгини об устройстве их дальнейшего бытия. В первую очередь Комитет решил открыть в Москве и Московской области временное пристанище для увечных воинов на 150 человек для их пребывания в Москве с целью выяснения в государственных инстанциях своих прав и положенных льгот, а также подыскания для трудоспособных места заработка.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.4 из  5) Введение В последние годы все большее число наших граждан открывают для себя духовные истоки великой культуры своего народа, активно вовлекаются в дела социального служения и труды Церкви. В коллективной памяти бережно сохраняется и восстанавливается представление о подвижниках благочестия, духовных светочах и благотворителях России. Среди славных имен с особой любовью произносим мы имя Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой, образ которой все чаще занимает внимание исследователей, пытающихся всесторонне изучить все этапы ее жизненного пути. Однако в тени зачастую остается главное — понимание масштабов и социальной значимости дела, ставшего смыслом ее жизни. Цель книги состоит не только в том, чтобы ознакомить читателя с удивительным житием святого человека, но постараться применить, «примерить» некоторые характеристики этого жития к нашему современнику, помочь ему в осмыслении своего пути. Не будем забывать: от того, как определят ценностные ориентиры наследники русской культуры, во многом зависит выбор самой России, а от этого выбора — грядущие судьбы европейских народов и всего мира. По этой причине нашим современникам необходимо не только понять, но и почувствовать сердцем, сколь велика та роль, которую сыграла и всегда будет играть удивительная подвижническая деятельность Великой княгини в диалоге Европы и России. Подвиг священномученицы Елисаветы Феодоровны — непреходящее свидетельство единства принципов христианского милосердия, на которых построена и европейская, и русская культура в своих высших проявлениях, а также несовместимости этих незыблемых принципов с политикой «двойных стандартов», на которых, к сожалению, пытаются построить здание «глобализирующегося» мира. Но именно «в условиях глобализации, — как точно подметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем выступлении на сессии ПАСЕ перед парламентскими делегациями 40 стран, входящих в Совет Европы (2 октября 2007 г.), — так важно сохранить религиозно-культурную идентичность, которая является основой многообразия, красоты и богатства мира». Это требование становится императивом при определении горизонтов социального развития. Как говорит Первосвятитель, отмечая губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности, «любой честный исследователь истории Европы засвидетельствует, что благодаря христианскому отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство, сформировалась процедура объективного суда, вызрели высокие социально-политические стандарты жизни, определилась изящная этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура. Более того, сама концепция прав человека, важнейшая политическая идея Европы, возникла не без влияния христианского учения о достоинстве человека, его свободе и нравственной жизни. С самого своего зарождения права человека развивались на почве христианской нравственности и составляли с ней своеобразный тандем».

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Филармоническое общество, попечительницей которого в течение ряда лет была Елисавета Феодоровна, становилось все более оригинальным источником собирания творческих сил России. Оно было предметом постоянной заботы Великой княгини о сохранении некоторых ценных черт музыкальной и театральной культуры страны. Создатели общества, формируя его концептуальные положения, которые принимались за исходные, способствовали преодолению неполноты знания об отдельных фрагментах музыкального искусства. Общество, становясь средоточием культурной жизни Москвы, помогало яснее видеть достоинства и недостатки в этой значимой деятельности. 4.6. Контакты Великой княгини с дирекцией императорских театров Скупые строки газет начала XX в., разумеется, не могли передать меры включенности Великой княгини в повседневную жизнь Филармонического общества. Объемное видение этой меры открывалось со страниц воспоминаний, дневников выдающихся деятелей культуры того времени. В их ряду особое место принадлежало К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу-Данченко. «Елисавета Феодоровна любила театр, — писал Владимир Иванович, — привязалась к моим школьным спектаклям, конфузливо старалась бывать даже на моих простых классах. Отношение к ней в московском обществе было хорошее… » . Ценным представляется тот факт, что В.И. Немирович-Данченко не только осознавал судьбоносную роль Великой княгини в развитии его профессионального дела, но хорошо ощущал те экономические рычаги, без включения которых сохранить молодые ростки творческого начинания было бы очень трудно. Прежде всего, он отмечал огромную роль московского генерал-губернаторства в жизни России: Петербург считался мозгом России, а Москва — сердцем. Помимо административных и военных ресурсов, здесь сосредоточились два крупных социальных пласта — дворянство и купечество. Первый беднел, второй — все глубже вторгался в народную жизнь. Эти два социальных пласта, подчеркивал В.И. Немирович-Данченко, относились друг к другу с внешней любезностью и скрытой враждой. На стороне первых была родовитость, на стороне вторых — капитал .

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Закрыть itemscope itemtype="" > Цель «Белого цветка» - пробудить в людях желание помогать другим 16.05.2014 469 Время на чтение 10 минут В этом году исполняется 150 лет со дня рождения великой княгини Елисаветы Феодоровны - основательницы Марфо-Мариинской обители милосердия, преподобномученицы, пострадавшей от рук революционеров в 1918 году. К этому событию приурочено немало торжественных мероприятий. В их числе - благотворительный праздник «Белый цветок» , организуемый в стенах Марфо-Мариинской обители православной службой помощи «Милосердие». О том, чем запомнится этот праздник москви чам, а также о современных делах милосердия, нашему корреспонденту рассказала настоятельница обители монахиня Елисавета (Позднякова). Монахиня Елисавета (Позднякова) - Матушка Елисавета, Марфо-Мариинская обитель заслуженно считается сердцем благотворительной жизни столицы. Расскажите, почему? - Та слава, которая у нас есть сейчас, - это заслуга не современной жизни обители, а ее основательницы - великой княгини Елисаветы Феодоровны . Это слава той святости, к которой она была причастна почти 20 лет. Поэтому в сердцах людей очень прочно укрепилась ассоциация названия Марфо-Мариинской обители с местом, где милосердие проявляют ко всем, без каких-либо условностей. И, конечно, это место всегда связано с именем великой княгини. - Всегда ли обитель была сердцем благотворительности? - Обитель пережила разные времена, как и вся наша Россия. Сейчас обитель возрождается. В ней, как и прежде, живут сестры, которые стремятся следовать по стопам великой княгини и хотят быть наследницами ее милосердного служения, возрождается духовная жизнь обители. - Служба помощи «Милосердие» уже в четвертый раз проводит «Белый цветок». Чем запомнится праздник гостям в этом году? - Каждый «Белый цветок» - это очень яркий и радостный праздник. В этом году мы особенно счастливы потому, что Литургию в этот день возглавит Святейший Патриарх Кирилл, отчего наш праздник станет торжественным вдвойне. Еще одна особенность нынешнего «Белого цветка» в том, что на этот раз мы приглашаем не только людей, которые готовы пожертвовать деньги, но и тех, на кого собранные средства будут истрачены. Поэтому у нас будет отдельная программа для детей-инвалидов с мастер-классами и играми.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Елисавета Феодоровна шла навстречу ему сияющая и счастливая. Федор Дмитриевич, рассказала Великая княгиня, долго оставался в храме и был очень доволен. Более всего ему понравилось «Благовещенье» на пилонах, т. е. именно та часть росписи, которая вызывала у хулителей М.В. Нестерова резкое негодование. Ф.Д. Самарин заметил, что этот прекрасный храм необходимо беречь, что он не видит нарушения художником церковных уставов и иконописных канонов. Великосветские хулители были сконфужены и постарались поскорей отвезти строгого судью домой. С тех пор нападки на Нестерова прекратились. Компетентная оценка Ф.Д. Самарина подтвердила, что в совместно задуманной и выстраданной росписи Покровского храма нет односторонности и умышленной ограниченности. Всем как-то сразу стало очевидно, что роспись осуществлял художник со свойственным ему типом мышления высокого этического и эстетического характера. Столкновение Великой княгини с хулителями нестеровской росписи убедило, что сила ее не только в положительной программе деятельности, но и в способности к последующему критическому стоянию за однажды избранный художественный проект храма. Воспоминания Нестерова периода росписи Покровского храма приоткрыли ряд неизвестных ранее страниц в биографии Великой княгини. Они объясняли, например, почему Елисавета Феодоровна с некоторых пор перестала посещать Дармштадт, город, где прошли ее детство и юность. Однажды, во время работы Нестерова в Покровском храме, Великая княгиня сама рассказала художнику об этом. Елисавета Феодоровна только что вернулась оттуда с открытия усыпальницы ее родителей. В эти дни ей очень захотелось повидать тех профессоров, ученых, выдающихся лиц города, которые когда-то посещали ее родителей. В памяти Елисаветы Феодоровны они остались как носители самых высоких идеалов своего времени. Однако встреча с ними в начале XX века потрясла Великую княгиню. Теперь эти некогда дорогие ей люди были ярыми проповедниками милитаризма, завоевания чужой земли любой ценой. Прекрасное былое ушло с появлением Железного Канцлера, с шумным царствованием Вильгельма II.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Это Великая княгиня видела отчетливо. Выше уже отмечалось, какое доброжелательное внимание уделяла Елисавета Феодоровна высшим учебным заведениям. Хорошее знание ситуации в высшей школе позволяло Елисавете Феодоровне давать советы Николаю II, рекомендуя ему проявить твердую волю по отношению к части профессоров и министров, с одной стороны, а с другой — пробудить лучшие струны души молодых людей с помощью другой группы хорошо подготовленных педагогов. Слово Великой княгини было направлено против носителей релятивистского мышления, безудержного и циничного в своих притязаниях. Слово это прозвучало в условиях глубокого кризиса, когда знакомые, привычные методы выхода из подобной ситуации исчерпали себя, а в ответ на лживую агитацию — что можно было ожидать в качестве воздаяния?! — размытый мир ценностей, духовный распад вместо пробуждения интереса юных к духовной целостности, к творческой жизни. На московской земле созидала Великая княгиня Елисавета Феодоровна свой духовный град, посвятив жизнь защите своего Государя, спасению безнадежно больных, бедных, раненых, обездоленных детей и взрослых. Москва оказалась не просто лучшим, но единственным местом на земле, которое позволило ей реализовать свой неповторимый дар благотворительности во всей полноте. Автор, обращаясь ко всем, кто дорожит историей России, стремился показать жизнь Великой княгини как образец подвижничества, великий творческий акт, убедительный пример для каждого в осмыслении своего жизненного пути. Книга поможет читателю увидеть, как прекрасна жизнь, полностью посвященная бескорыстному служению людям и почитанию святынь. Глава 1. Истоки 1.1. Рейнская Сивилла У каждого человека свой совестный мир, свой компас в пути, вручаемый ему в глубоком детстве. Он — первоисток подвигов или заблуждений. Элла (в будущем Великая княгиня Елисавета Феодоровна) с младенческих лет хорошо знала, что такое жизнь по совести. Такое понимание она унаследовала от предков, которые научили ее рассматривать жизнь как долг. Отсюда — несвойственная возрасту серьезность восприятия мира в его целостности и многообразии.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

В июне 1915 года Комитет Великой княгини принял решение выделить 500 тыс. руб. на расширение Сергиево-Елисаветинского убежища для увечных воинов. Это решение было обусловлено не только тем, что убежищу, где уже жили инвалиды Русско-японской войны, предстояло разместить увечных воинов Первой мировой войны. Необходимо было, кроме того, поселить в убежище сирот — детей воинов, погибших в дни этой войны. Увечные воины и сироты погибших солдат обучались в убежище ряду основных ремесел. Те, кому предстояло возвращаться в деревни, обучались сапожному и портновскому делу и применяли полученные знания и навыки в быту. Увечные воины — жители городов — нередко обучались в убежище переплетному делу , добрым словом вспоминая Московский комитет Елисаветы Феодоровны, который в трудные дни жизни помог устоять и обрести себя в новом трудовом качестве. Сотрудники Комитета неоднократно обращались к рассмотрению вопроса об отношении к увечным и погибшим учителям. В дореволюционной России высоко оценивали личность учителя, понимали особую значимость этого труда. Неудивительно поэтому, что Комитет уже 22 октября 1914 года рассмотрел предложение Всероссийского Фила-ретовского общества о принятии этим обществом на себя забот об удовлетворении повседневных нужд семей народных учителей, ушедших на фронт. Общество считало (и Комитет Елисаветы Феодоровны полностью поддержал его), что в особой заботе нуждались те педагоги, которые, вернувшись домой увечными, по недостатку стажа не могут рассчитывать на обычную пенсию. Особую заботу общество проявило также о семьях погибших учителей . Размышляя о поддержке увечных учителей, Комитет Великой княгини в то же время думал об охране учебных заведений воинами, доказавшими в открытом бою способность постоять за свою отчизну и ее детей. Поэтому с таким вниманием и одобрением было заслушано на заседании Комитета сообщение Комиссии общих дел по поводу доклада Императрице Александре Федоровне, представленного учителем Городищенского мужского училища Пензенской губернии, губернского секретаря Павла Александровича Фокина. Комитет Елисаветы Феодоровны полностью поддержал предложение П.А. Фокина о представлении увечным воинам (участникам Первой мировой войны) исключительного права занятия должности сторожа учебного заведения .

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

26 марта 1903 г. «Новости дня» сообщали о том, что накануне в 10 часов вечера закрылся благотворительный базар, устроенный Ее Императорским Высочеством Великой княгиней Елисаветой Феодоровной. Результат базара оказался блестящим. В последний день базар посетило 6113 человек и было выручено 25 698 руб. 30 коп. Всего же за 4 дня базара выручка достигла внушительной суммы — 103 085 руб., которые, как предполагалось, будут распределены Ее Императорским Высочеством между городскими попечительствами о бедных и другими благотворительными организациями. Общее число посетивших базар взрослых и детей — 14 000 человек. На базаре 1899 года было 10 733 посетителя, а сумма выручки достигла тогда 100 571 руб. 37 коп. Когда был дан сигнал к закрытию базара, публика удалилась, а Их Высочества и устроители остались при своих павильонах. Великая княгиня обошла все павильоны и благодарила за содействие доброму делу. Супруга губернского предводителя дворянства княгиня А.В. Трубецкая преподнесла Великой княгине от всех дам-устроительниц цветы. Все павильоны, киоски были сфотографированы М.И. Грибовым . Чем же становились для Москвы подобные благотворительные акции Великой княгини? Эти акции в первую очередь помогали формированию в столичном бытии устойчивых нравственных стереотипов, с которыми люди все в большей степени соотносили поступки своей повседневной жизни. Многие начали осознавать дар как явление, наполняющее поведение и деятельность человека, а порой и заключающее в себе смысл бытия. Нельзя не видеть и другую сторону, определяющую значимость подобных акций. Благотворительный базар стал настоящим праздником для москвичей. А для Великой княгини это была борьба за искусство совместного бытия разных людей в обстановке эстетики, многообразия малых локальных миров во главе с людьми, оставившими достойный след в отечественной культуре. Благотворительный базар ярко выражал также стремления Великой княгини направить в социально полезное русло коллективную гражданскую активность дворян и купечества. Елисавета Феодоровна понимала всю сложность этой задачи. Ведь нужно обладать большим авторитетом и тонкой душей, чтобы пробудить дремлющие в человеке добрые чувства. Взгляд, жесты, речь Великой княгини, ее повседневное поведение вызывали безграничное доверие, красноречиво свидетельствовали о достойном употреблении собранных средств на дела благотворения.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

При раздумье о выработке совестных критериев повседневного поведения в сознании Эллы возникали две необыкновенные фигуры, которые тревожили ее воображение, — Хильдегард из Бингена, расположенного по Рейну, недалеко от Дармштадта, и св. Елизавета Тюрингенская. Известность Хильдегард сегодня, видимо, значительно шире, чем в дни возрастания Дармштадтской принцессы. Но и тогда необычность этого явления в средневековой монастырской жизни рассматривали как великое чудо промысла Божия. Исследовательница творчества Хильдегард Михаэла Дирс считает, что интерес современных людей в этом направлении совпадает с бумом на книжном рынке к литературе на духовную тему. После ряда лет экономического чуда и веры в безграничный прогресс пришли годы разочарования, ощущение того, что рост имеет свои ограничения и пределы. Вместо фетиша ценностей технического прогресса люди начали медленно поворачиваться в сторону мира глубокой духовной сосредоточенности. Откровенные неприятели ценностей жесткого материалистического мышления проявили интерес к закрытому миру Средневековья, к миру знаменитой монахини XII в., которая, по словам М. Дирс, «так любила меру во всем» . Автор отмечает в начале своей работы не сами по себе духовные подвиги и необыкновенные дарования средневековой аббатисы, но наличие редкого чувства меры, гармонии в ней, которое так изумляло и утешало людей. Уже здесь, в этой черте, мы видим редкое совпадение основной поведенческой доминанты, которая в изобилии представлена и в жизни Великой княгини Елисаветы Феодоровны, красноречиво указывая на духовную неисчерпаемость личности, ее житии как подлинном свидетельстве о Христе. Повседневное бытие многих современников Елисаветы Феодоровны, похожее на плохой спектакль, при появлении кроткой Великой княгини немедленно освещалось ее благодатным присутствием. Однако, сравнивая условия протекания детства Эллы и ее далекой предшественницы, можно заметить, что Элла росла крепким, здоровым ребенком. В то время как стремление Хильдегард к природе, к постижению всей полноты бытия часто ограничивалось постоянным недомоганием.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Книга растений Хильдегард содержит описания лечебных свойств растений. Среди них — спельта, древняя форма пшеницы, целебные свойства которой были открыты современной медициной. Хильдегард подчеркивала, что спельта оздоравливает человека, очищает кровь, улучшает настроение. Современные ученые утверждают, что никто не представил рыбную фауну в Рейне и его притоках столь основательно, как это в свое время сделала Хильдегард. Поскольку рыба была в рационе монастыря, она основательно изучила источники питания рыбы и высказала утверждение, что рыба из Рейна, Майна и Наэ более полезна, чем из Мозеля, где она питается отбросами. Сегодня многое из рекомендаций и врачебных советов Хильдегард неприемлемо. Когда-то она рекомендовала пить воду из Рейна, поскольку эта вода изгоняла из человека вредные и болезнетворные элементы. Ныне река подверглась такому загрязнению, что пить из нее воду запрещено. Изведаны многие свойства растений, которые существенно дополняют те знания о них, какими располагала Хильдегард. Однако это не препятствует росту авторитета Хильдегард и в наши дни. В Швейцарии, Германии, Северной Америке и других странах расширяется движение, пропагандирующее лечебные методы Хильдегард, диеты Хильдегард, лекарства, приготовленные на основе рекомендаций знаменитой аббатисы. Ученые Германии говорят сегодня о Хильдегард как о первом пишущем враче Германии, хотя все прекрасно понимают, что верный путь постижения Хильдегард как чуда тесно связан далеко не только с удивлением перед объемом ее знаний о природе, но и с пониманием особенностей ее харизматического врачевания. Отношение Хильдегард к божественной природе и ее возможностям очень похоже на огромное влечение к миру природы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. В этот мир устремлялась она, когда ощущала, что «душа грустит о небесах», всякий раз отыскивая в лесах, полях Германии, а затем России отдохновение от официозного церемониала, сплетен, злословия. Великая княгиня не пыталась делать те открытия в мире природы, которые для Хильдегард были частью жизни. Но цвет и аромат часто становились приоритетом в ее личном повседневном бытии. Она удалялась в сады и гостиные, где было много белых душистых цветов, чтобы отдохнуть от пугающей бульварной элегантности, от льстивой окраски речей, от огрубления вкусов, от угасания в человеке дара веры. Дорогие ее сердцу мотивы и образы определяли ее поведение в окружающей среде. Сверхчувствительность Великой княгини к божественным дарам позволяла и ей, как некогда Хильдегард, воздействовать на больного человека оздоровляюще, возвращать к жизни, казалось бы, безнадежно больных, лечить молитвой, самим фактом своего присутствия, легким, нежным прикосновением, чарующим звуком голоса. Здесь очевидна та же харизматическая избранность Елисаветы Феодоровны, которая отличала и Хильдегард.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010