69 . Из Астарахани, Троецкому архимариту дватцать рублев; келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев. 70 . Из великаго Новагорода, Вяжицкому игумену дватцать рублев; келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев. 71 . Из великаго же Новагорода, Духовскому игумену дватцать рублев; келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев. 72 . Из Звенигорода, Сторожевскому игумену дватцать рублев; келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев. 73 . С Вологды, Павловскому игумену дватцать рублев: келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев. 74 . С Вологды же, Глушицкому игумену дватцать рублев; келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев. 75 . Ис Кашина, Колязинскому игумену дватцать рублев; келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев. 76 . С Вологды, Корнильевскому игумену дватцать рублев; келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев. 77 . Ис Переславля Залеского, Никитскому игумену дватцать рублев; келарю пятнатцать рублев; казначею десять рублев. 78 . Из Можайска, Колоцкому игумену пятнатцать рублев; келарю десять рублев, казначею восмь рублев. 79 . Угрешьскому игумену пятнатцать рублев; келарю десять рублев; казначею семь рублев. 80 . Здвиженскому игумену, что на Арбате, пятнатцать рублев; келарю десять рублев; казначею семь рублев. 81 . А которых монастырей в лествице не написано, и тем по суду класть за бесчестье: архимаритом по десяти рублев; игуменом по осми рублев; келарям и казначеем по шти рублев. 82 . А рядовым старцем всех монастырей за бесчестье по пяти рублев. 83 . А будет митрополит, или архиепископ, или епископ, или 107 архимарит, или игумен, или келарь, или казначей, или рядовые старцы обесчестят словом бояр и околничих и думных людей, или столников, или стряпчих, или дворян московских, или гостей, или дьяков, или жильцов, или дворян, или детей боярских городовых или иных чинов, кого ни буди, а сыщетца про то допряма, и им по сыску тем людем, кого они обесчестят, платить за бесчестья против их окладов, что кому государева денежного жалованья, а гостем и иных чинов людем по указным статьям, как писано ниже сего. |
Сортировать по Исключить новости Великая Пятница в 2024 году – 3 мая Перед нами гроб Господень. В этом гробе человеческой плотью предлежит нам многострадальный, истерзанный, измученный Сын Девы. Он умер; умер не только потому, что когда-то какие-то люди, исполненные злобы, Его погубили. Он умер из-за каждого из нас, ради каждого из нас. Скажете: как мы за это ответственны – мы же тогда не жили?! 26 апреля, 2019 Перед нами гроб Господень. В этом гробе человеческой плотью предлежит нам многострадальный, истерзанный, измученный Сын Девы. Он умер; умер не только потому, что когда-то какие-то люди, исполненные злобы, Его погубили. Он умер из-за каждого из нас, ради каждого из нас. Скажете: как мы за это ответственны – мы же тогда не жили?! Великая Пятница – что означает этот день для христиан? Какие молитвы совершаются в Великую Пятницу? Как провести этот день? Великая Пятница Великая Пятница – самый скорбный день в году. Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение. «Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечины) принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение». В Великую Пятницу воспоминаются Крестные страдания и смерть Господа Иисуса Христа. Утреня Великой Пятницы служится в четверг вечером – читаются Двенадцать Евангелий, повествующих о страданиях Христовых. Великая Пятница, когда умер на кресте Спаситель, – это тот день в году, когда не служится Божественная Литургия: она считается совершенной Христом на Кресте. Вместо Литургии совершаются Царские Часы – чтение в храме перед Крестом псалмов и Евангелия о страстях Господних. |
Разделы портала «Азбука веры» Борис Шергин Дневник (1939-1970) lazy async 300w, 204w (max-width: 102px) 100vw, 102px Дневник (1939-1970) > Оглавление Дневник 1939 1939 8 июля 31 июля. Понедельник 3 августа. Четверг Августа 6-го. Воскресение 9 августа. Среда; 11 августа. Пятница 14 августа. Понедельник 16 августа. Среда 21 августа. Понеделок 22 августа. Вторник 24 августа. Четверг 24 августа. Четверг 25 августа. Пятница 26 августа. Суббота 27 . Воскресенье 29 августа. Вторник 3 сентября. Воскресенье 7 сентября. Четверг 9 сентября. Суббота 10 сентября. Воскресение 11 сентября. Понедельник 19 сентября. Вторник 20 сентября. Среда 21 сентября. Четверг 23 сентября. Суббота 23 сентября 28 сентября 2 октября. Понедельник 3 октября. Вторник 13 октября. Пятница 14 октября. Суббота 4 ноября. Суббота 6 ноября. Понедельник 6 ноября 9 ноября. Четверг 14 ноября. Вторник 10 Декабря. Воскресенье 14 Декдбря. Среда 27 Декабря 27 Декабря. Среда 1946 6 января. Суббота 12 января. Пятница 14 января. Воскресенье 15 января. Понедельник 15 января 24 января. Среда 17 февраля. Суббота 15 марта. Четверг 31 марта. Суббота 1 апреля. Воскресенье. Цветоносное 2 апреля. Великий Страстной Понедельник 3 апреля. Страстной Вторник 5 апреля. Великий Четверг 6 апреля. Великий Пяток 7 апреля. Великая Суббота 11 апреля. Среда 12 и 13 апреля. Четверг. Пятница Светлой недели 15 апреля. Фомино Воскресенье 16 апреля. Понедельник 17 апреля. Вторник 18 апреля. Среда 22 апреля. Воскресенье 24 апреля. Вторник 25 апреля. Среда 28 апреля. Суббота 30 апреля. Понедельник 3 мая. Четверг 5 мая. Суббота 6 мая. Воскресенье 23 мая. Среда 28 мая. Понедельник 30 мая. Среда 15 июня. Пятница 20 июня. Среда 27 июня. Среда 3 июля. |
в канун Великого поста, то не имеет попразднства и отдания. Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого поста (позже не бывает), то служба праздника переносится на Неделю (воскресенье) сыропустную 30 . 2. Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, а всего празднования 9 дней, если число дней не сократится из-за Великого поста, близко к которому он может случиться. Тогда Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала поста. 3. Предпразднство обычно бывает 1 февраля, но если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу. 4. Попразднство имеет обычно 7 дней, отдание 9 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю (воскресенье) мясопустные, в среду и пятницу сыропустные, в этом случае оно переносится на другой день; поэтому, если праздник случится на седмице Недель блудного сына, мясопустной и сыропустной – попразднство (с днем отдания) бывает менее 7 дней. В воскресенье же сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, когда праздник Сретения случится на Сыропустной седмице близко к Сыропустному воскресенью, а именно – в четверг, пятницу или субботу. Если праздник Сретения случится: а) в Неделю блудного сына, понедельник или вторник мясопустной седмицы, то отдание бывает в пятницу той же мясопустной седмицы; б) в Неделю мясопустную или в понедельник сырной седмицы, то отдание празднуется в сырный четверг; в) во вторник или среду сырной седмицы – отдание в сырную субботу; г) в четверг, пятницу или субботу сырной седмицы, то отдание празднуется в Сыропустную Неделю; д) в Сыропустную Неделю, то празднуется один день и попразднства не имеет. |
Здесь-то, перед тем как переходить к анализу очередного эпизода рассказа, важно объяснить учащимся, что означают для православного человека следующие литургические реалии и церковные службы: Великий Четверг (Страстной Четверг, Великий Четверток по-славянски) и воспоминание о Тайной Вечере ; чтение Двенадцати Евангелий на вечернем богослужении (на утрене ) под Великую Пятницу (Страстную Пятницу, Великий Пяток ); утром в Великую Пятницу – чтение Царских Часов ; во второй половине дня – вечерня с чином Изнесения (выноса) Святой Плащаницы ; вечером в пятницу – утреня Великой Субботы (Преблагословенной Субботы) с чином Погребения Плащаницы. По-видимому, по завершении этих служб студент Иван решил немного развлечься и поохотиться на вальдшнепов. Для глубоко верующего человека, искренне любящего Христа и сострадающего Его крестным мукам, любое развлечение, например охота, в Великую Пятницу – вещь невозможная. Тем более для студента духовной академии – вероятно, будущего священнослужителя. Именно в этом легкомысленном занятии и состоит, по всей видимости, главная причина мрачного настроения Ивана. А дисгармония в природе, ненастье и грустные размышления о многовековых страданиях русского народа лишь усиливают уныние героя. Центральный эпизод встреча студента с двумя вдовами, Василисой и ее дочерью Лукерьей. Чехов отмечает простонародность, бедность, обездоленность женщин. В нескольких словах писатель рассказывает об их трудной жизни. Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костёр горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; её дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котёл и ложки. |
И вот эта пожилая госпожа умерла. Пролежала мертвая всю ночь и следующий день до полудня. Все было готово к погребению. Как вдруг она вернулась к жизни – очень испуганная и дрожащая. Как потом призналась, невозможно описать ужасы, через которые душа ее за это время прошла. «И если бы не было этого ребенка, – говорила она, – я не смогла бы вынести вида всех тех ужасов. Но добро, сделанное сироте, меня спасло. Вот если бы знала, да больше добра делала…» Она рассказала также о каком-то старом протоиерее ужичском, что он на том свете живет в благости великой и в великой светлости и радости. Говорила, что не могла бы пожелать ничего лучшего, как пребывать на том свете вместе с покойным протоиереем. А еще поведала, будто бы он ей сообщил, что она умрет в Страстную Пятницу. Когда наступил этот день, она оделась во все наилучшее – либаде, тепелук и прочее, что носили старухи в то время. Но в тот год в Страстную Пятницу не умерла. На следующий год опять также приготовилась к смерти в Страстную Пятницу, но тоже не умерла. Отдала Богу душу только на седьмой год в Страстную Пятницу. Все это время до смерти она раздавала свое имущество и милостыню всем просившим. И много молилась Богу. На седьмой год в Страстную Пятницу после полудня, одевшись должным образом, она созвала соседок и знакомых и сообщила, что сегодня умрет. Но поскольку она говорила так каждый год, женщины, собравшиеся у нее, смеялись, уверяя, что она еще поживет. Но она умерла в тот день. Как обреченной на смерть было с того света явлено, когда она умрет Старая Ленка Я. рассказала нам о смерти своей сестры Любицы. |
б) Новозаветные книги Св. Писания. Заключенные в двух церковных книгах – Апостоле и Евангелии, они все прочитываются в течение года, начиная с Пасхи, кроме Апокалипсиса 11 . Чтения из Апостола и Евангелия разделены по зачалам или отделениям. Евангельские чтения полагаются на утреннем Богослужении в воскресные дни (в числе 11-ти рядовых), и в праздничные дни по числам месяца; а из Апостола, кроме литургии, зачала читаются только на вечерни в качестве паримий на дни св. Апостолов. Порядок, в каком следует чтение кафизм в течение всего года От недели Фоминой до 22-го сент, от 20-го дек, до 14-го января и в недели – мясопустную и сыропустную На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-я На утрени На вечери 1) Воскресенье 2)Понедельник 3)Вторник 4)Среда 5)Четверг 6)Пятница 7)Суббота От 22-го сент до 10 дек. и от 15 янв. до субботы пред неделею о блудном сыне (на утрени по три кафизмы) На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-я На утрени На вечери 1) Воскресенье 2)Понедельник 3)Вторник 4)Среда 10,11,12 5)Четверг 13,14,15 6)Пятница 7)Суббота В недели Великого поста: 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю, и 6-ю (на утрени по 3 кафизмы). На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-я На утрени На 1-м часе На 3-м часе На 6-м часе На 9-м часе На вечери 1) Воскресенье 2,3,17– не порочны 2)Понедельник 3)Вторник 10,11,12 4)Среда 19,20,1 5)Четверг 6,7,8, 6)Пятница 18,14,15 7)Суббота В неделю 5-ю Великого поста (на утрени по 3 кафизмы) На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-я На утрени На 1-м часе На 3-м часе На 6-м часе На 9-м часе На вечери 1) Воскресенье 1)2,3,17 2)Понедельник 3)Вторник 11,12,18 4)Среда 20,1,2 5)Четверг 6)Пятница 13,14,15 7)Суббота В Страстную неделю На полуношнице, во весь год в будни читается каф. 17-я, а в субботу 9-я Утреня На 3-м часе На 6-м часе Вечери 1) Воскресенье 2)Понедельник 3)Вторник 9,10,11 4)Среда 14,15,16 5)Четверг 6)Пятница 7)Суббота 17 не порочны Примечание |
В среду и пятницу сырной седмицы на утрени:2 вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа» во глас Октоиха (4 раза) со стихами: «От нощи утренюет дух мой…» и прочими. Далее читаются тропари Троичны гласа (см. их в конце Триоди и Ирмология). к канонам Октоиха и Минеи присоединяются из Постной Триоди полный канон и трипеснец. Особенность соединения канонов та, что в тех песнях, где имеются трипеснцы Триоди (в среду — в 3-й, 8-й и 9-й, в пятницу — в 5-й, 8-й и 9-й песни), канон Октоиха оставляется, а песни канона Минеи (только в среду и пятницу) переносятся в предыдущие песни, например: 3-я песнь – в 1-ю; 8-я – в 6-ю, 9-я – в 7-ю, ирмосы, тропари и катавасия берутся из Триоди (в остальные дни седмицы в этом случае песни канона Минеи не присоединяются к предыдущим песням, опускается только канон Октоиха). В остальных песнях первым идет канон Октоиха, с ирмосом на 4, затем – каноны Минеи, на 6 и Триоди (без ирмосов), на 4. По существующей практике, припев к тропарям Триоди: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». большей ясности приведем схему соединения утренних канонов Октоиха, Минеи и Триоди в дни сырной седмицы. (Таблица 1). окончании канона — хор: «Достойно есть…». Далее следуют ектения и светилен троичен гласа, как в Великом посту. Окончание утрени такое же, как и утрени великопостной. богослужение в среду и пятницу состоит из часов: 3-го, 6-го и 9-го, изобразительных и вечерни. Часы в сырные среду и пятницу совершаются великопостные, с молитвой св. Ефрема Сирина и поклонами, но только с тем отличием, что на них не читаются кафизмы. Тропари, например, к 1-му часу «Заутра услыши глас мой...» и подобные ему на других часах не поются, а читаются. На 6-м часе по прочтении тропаря и Богородична часа: «Яко не имамы дерзновения...» чтец произносит тропарь пророчества (глас 3-й) «Царю Святый...», после чего священник или диакон возглашает: «Вонмем», чтец: «Прокимен, глас 6-й: Спаси, Господи, люди Твоя...» и т.д. Далее – священник: «Премудрость», чтец: «Пророчество Иоилева чтение...». По окончании паримии – священник: «Вонмем» и чтец – второй прокимен. После него читается: «Скоро да предварят ны...» и т.д. После 9-го часа сразу бывает чин изобразительных: читаются изобразительные псалмы 102-й и 145-й. (Великим постом они опускаются) и «поскору» читаются (а не поются) «Блаженны». В конце – молитва св. Ефрема Сирина с поклонами, после которых сразу – вечерня, относящаяся уже к следующему дню. |
Разделы портала «Азбука веры» Борис Шергин Дневник (1939-1970) async 300w, 204w (max-width: 102px) 100vw, 102px Дневник (1939-1970) > Борис Шергин Дневник (1939-1970) lazy async 300w, 204w (max-width: 102px) 100vw, 102px Дневник (1939-1970) > ( 5) Дневник 1939 1939 8 июля 31 июля. Понедельник 3 августа. Четверг Августа 6-го. Воскресение 9 августа. Среда; 11 августа. Пятница 14 августа. Понедельник 16 августа. Среда 21 августа. Понеделок 22 августа. Вторник 24 августа. Четверг 24 августа. Четверг 25 августа. Пятница 26 августа. Суббота 27 . Воскресенье 29 августа. Вторник 3 сентября. Воскресенье 7 сентября. Четверг 9 сентября. Суббота 10 сентября. Воскресение 11 сентября. Понедельник 19 сентября. Вторник 20 сентября. Среда 21 сентября. Четверг 23 сентября. Суббота 23 сентября 28 сентября 2 октября. Понедельник 3 октября. Вторник 13 октября. Пятница 14 октября. Суббота 4 ноября. Суббота 6 ноября. Понедельник 6 ноября 9 ноября. Четверг 14 ноября. Вторник 10 Декабря. Воскресенье 14 Декдбря. Среда 27 Декабря 27 Декабря. Среда 1946 6 января. Суббота 12 января. Пятница 14 января. Воскресенье 15 января. Понедельник 15 января 24 января. Среда 17 февраля. Суббота 15 марта. Четверг 31 марта. Суббота 1 апреля. Воскресенье. Цветоносное 2 апреля. Великий Страстной Понедельник 3 апреля. Страстной Вторник 5 апреля. Великий Четверг 6 апреля. Великий Пяток 7 апреля. Великая Суббота 11 апреля. Среда 12 и 13 апреля. Четверг. Пятница Светлой недели 15 апреля. Фомино Воскресенье 16 апреля. Понедельник 17 апреля. Вторник 18 апреля. Среда 22 апреля. Воскресенье 24 апреля. Вторник 25 апреля. Среда 28 апреля. Суббота 30 апреля. Понедельник 3 мая. Четверг 5 мая. Суббота 6 мая. Воскресенье 23 мая. Среда 28 мая. |
Нужно полагать, что самое предсказание Иисуса Христа о том, что Он будет распят в день Пасхи, – именно в пятницу, – привело учеников Христовых в недоумение, при мысли: не следует ли пасху совершить днем раньше? Такая мысль возникла у них, без сомнения, оттого-что, по их народному убеждению, заклание агнца в пятницу вечером, при наступлении субботы, представлялось нарушением строго заповеданного в законе Моисеевом, субботнего покоя. Хотя синедрион, под влиянием большинства членов своих, фарисеев, и объявлял в подобных случаях решение, что вытесняет субботу,» и что по этому можно и должно совершать пасху и в пятницу вечером, при наступлении субботы, но другая, господствовавшая в синедрионе, партия саддукеев должна была настоять, по крайней мере, на том, чтобы не препятствовать согласному с более древним пониманием закона о субботе, народному убеждению, так что, одновременно с первым решением, наверное давалось дозволение священникам – для желающих, особенно же для израильтян, пришедших в Иерусалим из разных стран, закалать пасхального агнца не в пятницу вечером, при наступлении субботы, а в четверг – при наступлении пятницы. Посему-то ученики Христовы, без сомнения, зная это, но вместе услышав от Иисуса Христа в среду, что Пасха будет в пятницу, не могли не придти в недоумение на счет того, когда именно угодно Ему самому вкусить пасху. Оттого они и приступили к Иисусу Христу утром в четверг, с вопросом: где велишь нам приготовит Тебе пасху? – В ответ на этот вопрос, Господь Иисус Христос, посылая двух избранных учеников приготовить в тот же день пасху, повелевает сказать известному домохозяину: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими ( ). Такое предупреждение со стороны Господа: время Мое близко, – означавшее то, что личные Его обстоятельства побуждают совершить пасху в ближайшее время, то есть, за день до ее совершения иерусалимлянами, вполне соответствовало Его предсказанию, что в пяток, когда иудеи будут совершать пасху, – Он будет уже распят, и следовательно, если бы должен был совершать ее вместе с ними, то совсем не мог бы вкушать ее. А это было совершенно противно намерению Иисуса Христа, которое очень ясно выразил Он своим ученикам во время самой пасхальной вечери: очень желал Я есть с вами сию пасху, прежде Моего страдания ( ), которого она служила прообразованием. |
|