Все богослужение Великого пятка посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека.       Утреня Великой пятницы служится в четверг вечером. Главная особенность этой службы - чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы.       Первое и самое длинное из них - Евангелие от Иоанна, в котором Господь открывает Себя как «Путь и Истину и Жизнь», как драгоценный дар Божией Любви, соединяющий людей с Ним и друг с другом. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». И весь разговор Христа с апостолами прочерчивается радостью спасения и искупления среди мрака и скорби мира: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». Заканчивается это евангельское чтение так называемой Первосвященнической молитвой, которая являет нам весь смысл прихода Спасителя:       «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино»       Чтения Страстей Господних заканчиваются отрывком о запечатывании гроба из Евангелия от Матфея.       В Великую пятницу, когда умер на кресте Спаситель, Божественная Литургия не совершается, но на службе Часов, в пятницу утром, снова прочитываются Евангелия о Его Страстях.       Вечерня Великой пятницы («Вынос Плащаницы») посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня.       Перед началом выноса Плащаницы в середине Церкви устанавливается возвышение - «гроб», украшенный цветами, а на престол помещается Плащаница - большой плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя.       Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. После входа с Евангелием и пения «Свете тихий» читаются отрывки из Книг Исхода, Иова и 52-я глава Книги " пророка Исайи. Апостол читается из первого Послания к Коринфянам и Евангелие опять составлено из четырех повествований о Христовых смерти и погребении. Стихи прокимнов и «Аллилуйи» заимствованы из пророческих псалмов Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий (Пс. 21, 18). Боже, Боже Мой, вонми Ми, векую оставил Мя еси (Пс. 21, 1). Положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней (Пс. 87, 6).       После добавочных песнопений, тоже о смерти Христовой, во время пения молитвы св. Симеона Богоприимца, священник надевает полное облачение (самое темное) и кадит Плащаницу, все еще находящуюся на престоле.       Затем после «Отче наш», во время пения тропаря, он поднимает Плащаницу над головой, обходит престол, выходит на середину церкви и помещает ее на гроб.       «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями (благовониями) во гробе нове покрыв положи (Тропарь Великой субботы).       В некоторых церквях после Вечерни поется Повечерие или так называемый «Плач Пресвятыя Богородицы» (см. в нашем издании).

http://zavet.ru/ssedm05.htm

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню Великого пятка с чтением двенадцати Страстных Евангелий Оператор: Р. Самсонов. 17 апреля 2014 г. 23:07 Вечером 17 апреля 2014 года, в канун Великой пятницы, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню Великой пятницы с чтением 12-и Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.  Его Святейшеству сослужили:  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Подольский Тихон , председатель  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата;  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь кафедрального собора; клирики Храма Христа Спасителя и духовенство г. Москвы. За богослужением пел хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев), ряд песнопений исполнил хор духовенства.  Телеканал «Союз» осуществлял прямую трансляцию богослужения. Перед началом чтения первого Евангелия из алтаря были вынесены и положены на аналое в центре Храма Христа Спасителя частица Ризы Господней и Гвоздь от Креста Господня.  По традиции после пятого Евангельского чтения Предстоятель Русской Православной Церкви под пение антифона «Днесь висит на древе» вынес из алтаря и установил посреди храма крест с изображением Распятия. Затем были прочитаны семь Евангелий, посвященных Крестным мукам Спасителя.  По окончании утрени верующие поклонились Кресту, частице Ризы Господней и Гвоздю от Креста Господня.  18 апреля, в Великую пятницу, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл совершит вечерню с выносом Плащаницы Спасителя и утреню Великой субботы с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа.  Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892).

http://patriarchia.ru/db/text/3630199.ht...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню Великого Пятка с чтением двенадцати Страстных Евангелий в Храме Христа Спасителя 9 апреля 2015 г. 23:03 Вечером 9 апреля 2015 года, в канун пятницы Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню Великой Пятницы с чтением 12-и Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря ;  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; духовенство г. Москвы. За богослужением пел хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев), ряд песнопений исполнил хор духовенства под управлением протоиерея Андрея Марущака. Прямую трансляцию богослужения осуществлял телеканал «Союз». Перед началом чтения первого Евангелия из алтаря были вынесены и положены на аналое в центре Храма Христа Спасителя частица Ризы Господней и Гвоздь от Креста Господня. По традиции после пятого Евангельского чтения Предстоятель Русской Православной Церкви под пение антифона «Днесь висит на древе» вынес из алтаря и установил посреди храма крест с изображением Распятия. Затем были прочитаны семь Евангелий, посвященных Крестным мукам Спасителя. По окончании утрени верующие поклонились Кресту, частице Ризы Господней и Гвоздю от Креста Господня. 10 апреля, в Великую Пятницу, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл совершит вечерню с выносом Плащаницы Спасителя и утреню Великой Субботы с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652).

http://patriarchia.ru/db/text/4029209.ht...

Великий Четверг: Церковь вспоминает Тайную вечерю и установление Таинства Евхаристии 25 апреля, 2019. Новостная служба Вечером в Великий Четверг совершается Утреня Великой Пятницы или служба 12 Евангелий 25 апреля. ПРАВМИР. В четверг Страстной седмицы Церковь вспоминает Тайную Вечерю — последнюю трапезу Господа Иисуса Христа с апостолами накануне Его страданий. Тайная Вечеря описывается у всех четырех евангелистов. Именно в этот день Спаситель установил главное Таинство Церкви — Таинство Святого Причащения, Евхаристию. После Тайной Вечери Христос, показывая Свое смирение, омыл ноги ученикам, что также нашло отражение в богослужебной практике Церкви. Чин омовения ног совершается в этот день архиереем после литургии. Он в подражание Христу омывает ноги двенадцати священнослужителям. В ХХ веке в Русской Церкви этот обряд не совершался. Он был восстановлен в 2009 году Патриархом Кириллом. Вечером в Великий Четверг совершается Утреня Великой Пятницы или служба 12 Евангелий, как обычно называют это богослужение: оно посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Иисуса Христа. Изображения Тайной Вечери: От фресок в катакомбах до картин Сальвадора Дали Тайны Страстной Седмицы. Тайная Вечеря, предательство и отречение Великий Четверг. Служба двенадцати Евангелий Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 июня, 2021 26 апреля, 2021 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 12 июля, 2021 9 июня, 2021 26 апреля, 2021 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/nastupil-velikiy-chetv...

Николаево. Церковь Параскевы Пятницы. Свято Параскевинская церковь Карта и ближайшие объекты Николаево находится в 4 км к западу от города Каменец. Деревня расположена между двумя автодорогами, расходящимися от Каменца: Каменец — Войская — Оберовщина и Каменец - Минковичи - Высокое. Согласно переписи 1897 г., в составе Николаевской сельской общины 36 дворов, 248 жителей, церковь, народное училище, хлебозапасный магазин, кирпичный завод, трактир. Сперва церковь в селе была посвящена Святому Николаю (считалось как Великоельнянская), приписная к Симеоновской церкви в Каменце. Первое упоминание о церкви предположительно относятся к 1886 г. Существует легенда: «Когда-то, в те далёкие времена на охоту в Беловеж приехал царь Николай. К нему с поклоном пришли ходоки с просьбой разрешить рубку леса, чтобы построить храм. Написали прошение и житель д. Белёво Василий Колтонюк на коленях преподнёс его царю. Царь удовлетворил просьбу прихожан и люди конными упряжками начали вывозить из пущи вековые ели к месту построения храма. Строили на совесть: дружно, чинно». Прошло более века с тех пор, а церковь стоит как новая. Церковь тогда имела свой приход: деревни Белёво. Жиличи, Николаево, Липно, Полиновка, Старишово, Завадьковичи. В годы Великой Отечественной войны Свято-Параскевинская церковь была действующей только до 1943 г. Имеет место такой факт: при отступлении немецкой армии в 1944 г. на звоннице церкви был обнаружен немецкий снайпер. Церковь была обстреляна, но основной удар пуль пришёлся на деревья, которые росли вокруг храма. До сих пор они хранят осколки и пули времён Великой Отечественной. Многие храмы были закрыты и поруганы в годы гонения на Церковь Христову (60-е гг. XX столетия). В их числе была и Свято-Параскевинская церковь, она была осквернена и разрушена. 5 августа 1991 г. Свято-Параскевинская церковь вновь была открыта после реставрации, во второй раз освящён престол. Большой вклад в дело восстановления Свято-Параскевинской церкви внесли протоиерей Евгений Лукашевич (ныне покойный), он был первым настоятелем вновь открывшегося храма, ОАО «Заречье» во главе с председателем Осоприлко К. К., староста Ярмолович Б.К., прихожане Пархотик В.П., Коберна И.В. и другие. При настоятеле Свято-Параскевинской церкви протоиреи Анатолия Колесника была закончена реставрация церкви, благоустроена прилегающая территория, отремонтирован иконостас. Храм стал светлее и красивее.

http://sobory.ru/article/?object=27549

Разделы портала «Азбука веры» В конце всенощного бдения (после утрени) Перед Литургией Перед Литургией Великопостные Часы Служба часов, совершаемая в седмичные дни Великого поста , имеет в сравнении с вседневными (невеликопостными) часами свои особенности. а) На каждом часе после чтения трех положенных псалмов читается рядовая кафизма (за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе; не читаются также кафизмы на первом и девятом часах в Великие понедельник, вторник и среду). Номера кафизм см. здесь . б) На каждом часе троекратно поется постовой тропарь часа, с земными поклонами. в) На шестом часе положено чтение паримии из книги пророка Исаии. г) По «Отче наш…» читаются тексты Часослова на ряду (вместо кондака праздника); при этом на 1м часе здесь положен один тропарь, на остальных – по три тропаря. д) В конце каждого часа положена молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», с великими (земными) поклонами (на 1м, 3м и 6м – с 16ю поклонами, на 9м – с 3мя поклонами). е) По «Отче наш…» читаются тексты Часослова на ряду (вместо кондака праздника); при этом на 1м часе здесь положен один тропарь, на остальных – по три тропаря. Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы , в среду и пятницу Сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником). Великие (царские) Часы Трижды в год установлены особенные чинопоследования Часов, которые в богослужебных книгах называются Великими, а в народе – Царскими. В книгах они приписываются святителю  Кириллу Александрийскому (V в., Египет); на самом деле их чин сложился позже, а автор — неизвестен. Раньше сформировался чин часов Великой Пятницы: его некий прообраз – «служба чтений» – совершалась уже в IV – V вв. в Иерусалиме; впоследствии чин несколько видоизменился, но многие чтения перешли в более поздний византийский чин. Уже в XII веке по образцу часов Великой Пятницы были составлены аналогичные службы для навечерий Рождества Христова и Богоявления.

http://azbyka.ru/chasy

Римский папа – автор византийской литургии? К вопросу об авторстве литургии Преждеосвященных Даров Источник Как известно, литургия Преждеосвященных Даров, в течение уже многих столетий употребляемая в Православной Церкви в качестве литургии будних дней Великого поста, в современной традиции носит имя свт. Григория Двоеслова , то есть св. Григория Великого , папы Римского. Однако, ни в корпусе сочинений св. Григория, ни в Сакраментарии, составление которого ему приписывается, никаких параллелей с константинопольским чином литургии Преждеосвященных Даров нет. Единственная аналогия – служба Великой пятницы согласно Сакраментарию Григория, когда (единственный раз в году!) верные причащаются не во время полной мессы, а Преждеосвященными Дарами, но и здесь, несмотря на сходство самой идеи заменить полную евхаристическую службу особой службой Преждеосвященных, видно разительное несходство с константинопольским чином – ни одна из молитв службы Великой пятницы по Сакраментарию Григория не находит себе соответствия в константинопольской литургии Преждеосвященных Даров. В Константинополе же эта литургия была всем прекрасно знакома уже, по крайней мере, в 615 году, когда, по сообщению «Пасхальной хроники», в ее чин было внесено песнопение «Νν α δυνμεις τν ορανν» (Chronicon paschale/ed. L. Dindorf. Bonn, 1832. Bd. 1. S. 706). Маловероятно, чтобы чин, якобы написанный в самом конце VI века (время понтификата свт. Григория) в Риме, так быстро стал общепринятым в Константинополе. Дальнейшее знакомство с источниками – в первую очередь, с литургическими рукописями, – показывает, что аттрибуция литургии Преждеосвященных Даров свт. Григорию возникла весьма поздно – ни один памятник старше XVI века не называет св. Григория автором литургии. Напротив, в тех сравнительно редких случаях, когда греческие, славянские и грузинские рукописи Евхология старше этого времени указывают какую-либо аттрибуцию (чаще ее нет вовсе – литургия называется или «службой Преждеосвященных», или «службой Великого поста»), в качестве имен авторов литургии Преждеосвященных Даров называются свтт. Василий Великий , Епифаний Кипрский или Герман I Константинопольский. Небезынтересно, что один из наиболее авторитетных византийских толкователей богослужения блж. Симеон Солунский в начале XV века писал: «Литургия Преждеосвященных дошла до нас от древности и от преемников апостольских» (PG. 155. Col. 904), также ничего не сообщая о свт. Григории.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго,  — песнопение Великой пятницы 2 мин., 25.04.2019 «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго...» — при пении этой стихиры люди подходят приложиться к Плащанице в Великую пятницу. В песнопении вспоминается тайный ученик Христа Иосиф Аримофейский, который после смерти Спасителя пошел к Пилату и попросил у него Тело Господа, которое затем предал погребению вместе с праведным Никодимом, тоже тайным Его учеником. Они сняли с Креста Тело Спасителя, обернули плащаницей и положили в новом гробе, в котором никто ранее не был погребен (этот гроб святой Иосиф приготовил заранее для себя) в Гефсиманском саду, в присутствии Богоматери и святых жен-мироносиц. Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного, в нощи к Пилату пришедшего, и Живота всех испросившего: даждь ми Сего странного, Иже не имеет где главы подклонити; даждь ми Сего странного, Егоже ученик лукавый на смерть предаде; даждь ми Сего странного, Егоже Мати зрящи на кресте висяща, рыдающи вопияше, и матерски восклицаше: увы Мне, Чадо Мое! увы Мне, Свете Мой и утроба Моя возлюбленная! Симеоном бо предреченное в церкви днесь собыстся: Мое сердце оружие пройде; но в радость Воскресения Твоего плач преложи. Поклоняемся страстем Твоим, Христе, покланяемся страстем Твоим, Христе, поклоняемся страстем Твоим Христе, и Святому Воскресению. " Приидите, ублажим... " , композитор Павел Чеснков. Исполняют участники праздничного хора Свято-Троицкого Преподобного Александра Свирского монастыря 2012 год. Регент Дмитрий Жуйков Борис Херсонский Итак, ублажим Иосифа, который пришел в ночи к Пилату, просить о теле Того, кто был жизнью всем. Мир стал непрочен, как огонек свечи. Мир стал бессловесен, нем. Мир стал бессловесен. Иосиф мог говорить - один- единственный, кто не оглох и не онемел. Он просил - дай мне тело Странника, он был Сын Божий но места, где голову преклонить, не имел. Дай мне тело Странника! Пора уж снимать

http://foma.ru/priidite-ublazhim-iosifa-...

Участникам Собора Украинской Церкви презентовали Богослужебное Евангелие на украинском языке 8 июля, 2011. Редакция " Правмира " Впервые в истории Украинской Православной Церкви (в единстве с Московским Патриархатом) издано Богослужебное Евангелие на украинском языке. Издание вручили участникам юбилейного Собора УПЦ, который проходит в Киево-Печерской Лавре. Впервые в истории Украинской Православной Церкви (в единстве с Московским Патриархатом) издано Богослужебное Евангелие на украинском языке. Издание вручили участникам юбилейного Собора УПЦ, который проходит в Киево-Печерской Лавре. Книга издана синодальным Издательским отделом УПЦ на основании украинского перевода Нового Завета, выпущенного Волынской епархией УПЦ в 2005 году. Издание имеет обычную для богослужебного Евангелия структуру: текст разделен на зачала, предназначенные для чтения в определенные дни церковного года. В приложении отдельно напечатаны чтения Великого Четверга и Великой Пятницы, а также зачала на различные требы. В данном издании впервые в новейшей истории Русской Православной Церкви исправлена ошибка богослужебного чтения на вечерне Великой Пятницы. Согласно евангелисту Луке, один из разбойников, повешенных рядом с Иисусом, раскаялся, но в составном чтении после рассказа Луки о благоразумном разбойнике помещено повествование Матфея со словами «Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его» (Мф. 27:44). Современные издания богослужебных указаний Московской Патриархии рекомендуют вставлять отрывок из Луки о покаянии благоразумного разбойника не до, а после цитированного выше 44-го стиха 27-й главы Евангелия от Матфея. Эта рекомендация, однако, впервые оказалась исполнена лишь в нынешнем украинском издании. Источник: Киевская Русь Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/uchastnikam-sobora-ukr...

Манычская. Церковь Параскевы Пятницы. Карта и ближайшие объекты Войсковой казачий собор (священник собора — отец Александр Маликов). Построен в 1905 году силами казаков, освобожденных для этой цели от воинской повинности. Во время Великой Отечественной войны пострадали колокольня и купола собора. В настоящее время собор действующий, идут реставрационные работы. Администрация Ростовской области выделила более 7 миллионов рублей для завершения работ по реконструкции храма святой мученицы Параскевы в станице Манычской Багаевского района. В центре станицы Манычской возвышается старая церковь. У нее, как и у людей, живущих на этой земле, своя жизнь, свои повороты судьбы. Словом - история. До XIX века станица находилась на правом берегу Дона. Там же была построена церковь во имя мученицы Параскевы. Тогда приход составляли 154 двора, есть запись в церковно-приходской книге: 507 лиц мужского пола и 526 лиц - женского. В начале XIX века станица переселилась на левый берег, туда же и церковь перенесли. Здание её было деревянным, глава и купола покрыты листовым железом, рядом стояла деревянная колокольня. В 1894 году при церкви была открыта Манычская церковная школа грамоты. В конце XIX века эта церковь была перенесена в хутор Красный (Княже-Леонов), а на её месте по проекту донского архитектора И.П. Злобина соорудили храм в византийском стиле. Открылся он в 1904 году. А строили храм всем миром. Казаки мешали раствор, клали кирпич, рыли фундамент, разгружали кирпич, доски… Женщины шили убранство и одежды. Работали день и ночь. А когда начался большой разлив Дона и Маныча, построили мосты: телега за телегой везли к стройке материалы. Да, объединяла людей вера. Но пришли другие времена. Манычский храм не обошли стороной ни беда, ни варварство. В 41-м году сняли с него колокола, а после войны святилище превратили в склад. Долгое время царило здесь запустение. Но говорят же: «Свято место не бывает пусто». В конце XX века потянулся народ к вере, понесли в храм иконы, спасенные в лихое время. Те иконы, что прятали в Манычской. Но старики говорят, что многие образа «уехали» в Старочеркасскую, в Новочеркасск… И уже не вернуть польского мрамора, который, как утверждает народная молва, пошёл на отделку Дома культуры, не вернуть и прекрасных полов, из которых когда-то соорудили паром... 

http://sobory.ru/article/?object=13033

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010