протоиерей Валентин Асмус Предисловие к «Эвергетин» Скачать epub pdf I. Константинопольский монастырь Богородицы Евергетиды (Благодетельницы) Этот монастырь имел определенное значение в истории византийскаго монашества, но знаем мы о нем очень мало, почти исключительно то, что мы находим в его Уставе, напечатанном русским литургистом профессором Алексеем Афанасьевичем Дмитриевским (11 марта 1856 – 10 августа 1929) в составе монументальнаго тома, озаглавленнаго «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православнаго Востока. Т. I. Τυπιχα. Ч. I. Памятники патриарших уставов и ктиторское монастырские Типиконы. Киев, 1895». В этом томе больше 1000 страниц, и интересующий нас Евергетидский Устав занимает ровно 4оо страниц убористаго текста (стр. 256–656; см. также стр. XXXIII-LIII). В июне 1049 г. житель Константинополя по имени Павел, человек образованный и состоятельный, оставил мир и поселился в убогом загородном доме. В сентябре к нему присоединился сподвижник по имени Тимофей, затем к ним примкнуло еще несколько учеников. В этот момент монастырь представлял собой несколько хижин. Обитель поставила себя под покровительство Богородицы Благодетельницы (Евергетиды). 11 апреля 1054 г. Павел скончался. Наследовавший ему Тимофей благодаря обильной милостыне смог построить настоящий монастырь. Там была достаточно большая церковь , годовщина освящения которой праздновалась 29 декабря, и 3 малыя церкви: одна, посвященная Преображению Господню, другая, посвященная святым апостолам, в которой совершалась служба Великой Пятницы и начало Литургии 29 декабря, и третья – кладбищенская, где совершалось ежегодное поминовение основателя обители и других усопших. Игумен Тимофей снабдил церковь и монастырь необходимой недвижимостью и приобрел имения для содержания обители. Именно он – автор Устава, напечатаннаго Дмитриевским Устав говорит в первую очередь о духовной жизни и регламентирует то, что относится к Литургии, богослужению в целом причащению, исповеди, постам и т.д. Духовно преуспевающим Устав развешает причащаться трижды в неделю, прочим – единожды. Причащению должна предшествовать исповедь; игумен, единственный духовник обители, должен находиться дважды в день, во время Утрени и после Вечерни, в определенном месте, чтобы принимать исповедь и давать духовные советы. Трапеза и посты детально регламентированы. В то же время Тимофей стремится умерить строгость пищевого режима значительными его послаблениями в дни Господских и Богородичных праздников. Главный праздник обители – Успениë в этот день происходила обильная раздача продовольствия нуждающимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus...

Пушкинские Горы. Успенский Святогорский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Святогорский Успенский монастырь, 2 класса, в Опочецком уезде, в 55 верстах от железнодорожной станции Остров, в 40 верстах от города Опочки, на горе, называемой Святою. Основан в 1569 году псковским наместником князем Юрием Токмаковым, по приказанию царя Иоанна Васильевича, на месте явления юродивому пастуху Тимофею иконы Пресвятой Богородицы — «Умиления» и обретения им там же иконы Одигитрии, названных впоследствии Святогорскими. Святая икона Умиление, бывшая прежде в Георгиевской приходской церкви пригорода Воронина, Псковской области, в 1563 году двукратно являлась в чудесном видении Тимофею; Богоматерь на этой иконе изображена увенчанной короною, с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, благословляющим правою рукой; празднование в честь этой святой иконы совершается 19 марта и в 9-ю пятницу после Пасхи; ныне она находится с левой стороны соборного храма Успения. В том же ярусе, на правой стороне, находится и святая икона Одигитрии, прославившаяся в 1569 году, после обретения ее Тимофеем, многими чудотворениями; празднование ей совершается 17 июля и 1 октября. В том же храме находится чудотворная Федоровская икона Богоматери. С этими святынями ежегодно совершается крестный ход на судах по рекам Сороти и Великой в Псков и город Остров в течение целого месяца, начиная с пятницы 2-й недели Петрова поста, при чем в следующее за этой пятницей воскресение Святогорские монастырские святыни торжественно обносятся в Пскове вокруг городской стены. С 28 августа по 28 сентября с ними бывает хождение в города Новоржев и Опочку. В монастыре находится могила А. С. Пушкина, на которой стоит небольшой мраморный памятник, изображающий обелиск, с помещенной внутри его погребальной урною. С 1885 года при монастыре одноклассная школа и странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В 1558 году началась долгая и изнурительная Ливонская война. Готовясь к войне с Ливонией, Москва обратила серьёзное внимание на состояние обороны юго-западной и северо-западной границ. Спешно приводились в порядок древние пограничные крепости. Ещё в 1547 году, как сообщает летопись, в пригород Пскова - город Воронич наведался молодой царь Иоанн Васильевич со своим братом Георгием и провёл в нём ночь. В ходе Ливонской войны Иоанн Грозный вновь посещает крепостные сооружения Пскова и Новгорода. Пограничные города срочно укрепляются.

http://sobory.ru/article/?object=00276

Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным, оружие непобедимое, бесов сопротивоборче Тропарь праздника, глас 1-й Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивные даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4-й Вознесыйся на крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имуще Твое, оружие мира, непобедимую победу. Волею — добровольно. Тезоименитому Твоему — носящему Твое имя. Жительству — обществу. Пособие имуще Твое, оружие мира, непобедимую победу — да имеем мы Твою помощь, как ограждение мира и знамя непобедимости. Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия. Причиной установления этого праздника стало обретение царицей Еленой Креста, на котором был распят Христос. Содержание текстов обращает мысленный взор на Пасху – на крестные страдания, смерть и тридневное воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому некоторые песнопения очень напоминают песнопения служб Великой Пятницы. Еще одной особенностью содержания праздничной службы является большое количество ветхозаветных прообразов Креста, крестной смерти и воскресения Спасителя, и собранные воедино они объясняют и показывают направленность Ветхого Завета ко Христу, его прообразовательное значение. Первая существенная особенность утрени – Евангелие читается не на середине храма, как обычно в праздники, а в алтаре. В воскресные дни после прочтения очередного отрывка из Евангелия о воскресении Христовом, совершается целование Евангелия, и обычно бывает елеопомазание. В праздник же Воздвижения совершается поклонение Кресту и целование его, поэтому Евангелие не выносят. Во время пения хором великого славословия, начинающего возгласом «Слава Тебе, показавшему нам свет», предстоятель (первенствующий священник или епископ) выносит святой Крест перед Царскими вратами и ожидает окончания славословия. При этом он в полном облачении, как при совершении Литургии – ради особой торжественности службы и особого почитания Креста.

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 126. Чин тритекти Богослужение оглашенных Пятница 2 седмицы Пятидесятницы. Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! О том, насколько важно оглашение для вступающих в Церковь мы уже выяснили, теперь поговорим о «чине оглашения», который дал начало особой службе, проводившейся в Четыредесятницу специально для таковых. Называлась эта служба «Тритоэкти» (Тριτοεκτη) или «Тритекти» (Тριθεκτη), что в переводе звучит как «третье-шестие». Такое название она получила не потому, что как-то связывалась со службами 3 и 6 часов, а из-за того, что чаще всего совершалась в промежутке между 3 и 6 часами. Т.е. ее название, подобно названию «обедня», указывает на время ее совершения … и только. Впрочем, в отличии от службы Часов, молитвословия которых по содержанию и смыслу связаны с известными часами дня и приуроченными к ним священными воспоминаниями, тритекти, имея свое особое назначение, не было строго привязано ко времени, разве что ко времени поста. Почему и название носило «Чин тритекти в посты совершаемый». По уставу церкви кпольской, такая служба совершалась в среду и пяток сырной седмицы и ежедневно (кроме суббот и воскресений) в течение всего великого поста, в том числе и страстной седмицы, до великой пятницы включительно. Не возбранялось совершать ее и в другие посты, но если это связывалось с подготовкой ко Крещению. О времени совершения тритекти славянские рукописи обычно выражаются так: «на заутрени пение в тритекти». Это означает, что данная служба должна была начинаться с утра, но в виду предварявших её огласительных чтений и бесед, она обычно отодвигалась к полудню, представляя собой такое церковно-богослужебное последование, которое совершалось вслед за оглашением или совместно с ним. Чин третекти Начиналось это богослужение с возгласа: «Благословено царство…», после которого произносилась мирная ектения с коленопреклонной молитвой. Затем пелись антифоны заканчивающиеся малой ектеньей. В качестве первого антифона использовался 24 пс. с припевом: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас»; вторым антифоном был  26 пс. (используемый и в чине крещения) с припевом: «Спаси нас, Сыне Божий, поющия Ти: аллилуиа». А третьим пелся 100 пс. с припевом: «Аллилуиа» и окончательным песнопением (вместо припева) — «Единородный Сыне», а в великий четверг. – «Заушенный».

http://azbyka.ru/video/126-chin-tritekti...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  4.0 из  5) Предыдущий Следующий 14. Воспоминание Страстей Господних Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Мы продолжаем обсуждать возможность и способы самостоятельного совершения богослужебных последований. Сегодня мы поговорим о том, что в плане богослужения можно сделать дома в Вел. Пятницу — день, когда мы вспоминаем страдания Христовы и смерть Его ради нас и нашего ради спасения. Самая известная и трогательная служба этих дней — « Последование Страстей Христовых с чтением «12-ти Евангелий ». Это последование появилось в Иерусалимской Церкви IV века, в связи с совершением всенощного бдения (с вечера Четверга до утра Великой Пятницы), представлявшее собой скорбное шествие со свечами по всем местам от Гефсимании до Креста . На каждом таком месте делалась остановка с чтением соответствующих отрывков из Евангелия и пением гимнов. До сих пор в Иерусалиме так же все и совершалось. Как будет в этом году посмотрим. Но уверен, что сейчас вас больше интересует другой вопрос : А что делать нам в виду того, что в храмы доступ ограничен, а где-то и вовсе перекрыт? 1 вариант: Самый простой вариант — присоединиться к трансляции богослужения в прямом эфире. 2 вариант: Но можно совершить службу и самостоятельно . - Как это сделать? - Давайте исходить из реальности: « Последование Страстей Христовых», именуемое в просторечии “Чтением 12-ти Евангелий” самостоятельно совершить смогут далеко не все. Для этого нужны не только тексты, но и умение ими пользоваться, да и чин Утрени (на котором совершается это последование) мы с вами еще не разбирали. А вот службу «Часа» во всяких вариантах ее исполнения мы разбирали подробно на 6ом занятии. Если исходить из того, что Евангелие в первые дни Страстной читалось на Часах, то следуя этому же принципу можно на них же прочитать и 12 отрывков из всех четырех Евангелий , согласно Уставу (разбив их на смысловые части) или прочитать одно евангелие от Иоанна , начав со слов “Ныне прославися Сын Человеческий ( Ин. 13 ;31).

http://azbyka.ru/video/14-vospominanie-s...

Разделы портала «Азбука веры» Лития (от греч. λιτ, усердное моление) – в православном богослужении  в современной практике: Историческая справка Лития (другой синоним – «литания») исторически связана с практикой стационального богослужения в древнем Иерусалиме  и в древнем Константинополе. Во 2й половине IV века в Иерусалиме оформляется особый вид богослужения, именуемый стациональным богослужением (лат. statio – стояние, то есть в буквальном смысле это богослужение с молитвенными стояниями). Богослужение такого типа предполагает совершение различных чинопоследований в разных местах города, причем от одного места к другому верующие идут организованным шествием с пением определенных молитвословий. Характерным примером такой службы в древнем Иерусалиме было богослужение Великой Пятницы, различные части которого совершались в местах самих событий последних часов земной жизни Господа Иисуса Христа. С V века термином «лития» обозначались молитвенные прошения, возглашаемые на остановках во время стациональных богослужений; в X веке уже сами такие богослужения стали называться литией. По сути, современные крестные ходы – подвид литии. В Константинополе литии совершались в дни памяти особо чтимых святых, на некоторые двунадесятые и великие праздники (Сретение Господне, Успение Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородице, Рождество Иоанна Предтечи). Также литии совершались по случаю важнейших событий жизни города: при избавлениях от нашествий врагов, в случае землетрясения, на храмовые праздники (тогда в качестве таких праздников отмечали дни освящения церквей). В монастырских уставах Студийской традиции пространство таких литий зачастую ограничивалось территорией монастыря. Крестные ходы были неотъемлемой частью богослужения крупных городов Русской Церкви (Москва, Новгород) до XVII в. включительно. В современных изданиях Большого Требника есть специальный чин, предназначенный для совершения подобных крестных ходов — «Последование в различныя литии и бдения молебнов» (однако в современной практике этот чин не используется).

http://azbyka.ru/litiya

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Прокимен (προκεμενον — «предлежащее») — библейский стих (чаще всего из псалма), подобранный в соответствии с содержанием праздника или службы. В нашем богослужении прокимен по факту чаще всего поется перед чтением Священного Писания, однако есть и исключение: на вечерне в большинстве случаев прокимен поется без последующих библейских чтений. Ежедневные прокимны Вечерни На Вечерне прокимен поётся после «Свете тихий» и никогда не опускается. Прокимен Вечерни определён для каждого дня недели и не изменяется. Все эти прокимны поются на 2,5 стиха (самый распространённый вариант), а воскресный — на 4,5, то есть по чину великого прокимна. Если суббота совпадает с праздником, вечером которого полагается петь великий прокимен, то великий прокимен переносится на другой день. Исключения из вышеизложенного правила: Великие прокимны Вечерни В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими. Великих прокимнов в современном богослужении четыре: Прокимны Утрени Единственным чтением на Утрене бывает чтение Евангелия в воскресные и праздничные дни, а также в дни памяти некоторых святых. Это чтение и предваряется прокимном. В двунадесятые и храмовые праздники, даже при их совпадении с воскресеньем, поётся прокимен праздника (из Минеи или Триоди). В воскресенья, не совпадающие с двунадесятыми и храмовыми праздниками, поётся воскресный прокимен рядового гласа: На утренях Великих Понедельника, Вторника, Среды, Четверга и Пятницы прокимна перед Евангелием не полагается. На утрене Великой Субботы — полагается два прокимна (перед паремией и апостольским чтением). Прокимны Часов Обычно последование Часов не включает в себя чтений из Св. Писания, поэтому прокимны на часах обычно отсутствуют. Исключения: Прокимны литургии На литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого всегда читается Апостол и Евангелие. Чтение Апостола предваряется прокимном. При совпадении воскресенья с некоторыми праздниками поются два прокимна. В воскресные дни, если они не совпадают с двунадесятыми Господскими праздниками, поётся прокимен рядового гласа: Источники текстов прокимнов

http://azbyka.ru/prokimen

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 108. О сострадании Страстям Христовым. В Великий Пяток после чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа Нашего Иисуса Христа Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. ( Лк.24:7 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня день милосердного и трепетного сострадания. Мы вспоминаем распятие Господа нашего Иисуса Христа на кресте, мысленно и духовно становимся свидетелями тех страшных, трагических событий, которые предшествовали и сопутствовали искупительной жертве. Мы сострадаем вместе с Господом, распятым на кресте, плачем слезами сочувствия и любви, хотя мы не были с Ним, рядом с нашим Богом и Спасом, в завершающие мгновения Его земной жизни. Неимоверно трудно, горестно… Безгрешный Господь претерпевал такие жестокие страдания и муки за весь род человеческий, за каждого из нас братья и сестры! Неужели можно в эти святые часы думать еще о чем-то другом, отвлекаться на каждодневные, земные заботы? Нет! Для христиан, верных последователей Христа, в этот день все постороннее замерло, все слилось в одну сплошную боль и сострадание. Не случайно мы пришли сегодня, стоим в полутемном храме, где в трепетном свете лампад высвечивается Животворящий Крест Господень. Любовь наша, искренняя любовь к Сыну Божиему, настраивает душу к мыслям и переживаниям, вызываемым страданиями Господа нашего Иисуса Христа. Мы слышали двенадцать отрывков из Четвероевангелия, рассказывающих о последних часах, последних минутах жизни Спасителя. Слово Божие, повествующее об ужасных муках и унижениях, которые претерпел Господь Иисус. Как поется в сегодняшних антифонах, четыре Евангелия есть четыре источника, на которые разделились истекшие из ребра пропятого Христа кровь и вода. Текут эти четыре источника, сбегают в 12 Евангельских чтений, в 12 потоков живого слова, внимая которому преображается и очищается каждая верующая, сострадательная душа. И зажженные свечи в руках наших – видимый знак этой неизреченной христианской любви. Мы с вами, братья и сестры, как бы вступили в пронзительную темноту гефсиманской ночи. Приближается утро Великой Пятницы.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство Е. М. Скитер Вода и огонь. О двух народных традициях Великого четверга " decoding="" title="" > ( 5  голосов:  5.0 из  5) Вокруг Великого четверга (четверга Страстной седмицы — недели, предшествующей празднику Пасхи) у восточных славян много веков назад сосредоточился целый комплекс поверий и обрядов. Некоторые из них существуют до сих пор. Самым известным, вероятно, можно считать повсеместно распространенное в России, Украине и Белоруссии верование в необходимость мыться, стирать и производить “генеральную” уборку в доме в Великий (“Чистый”) четверг. Многие считают эту традицию чуть ли не требованием Православной Церкви. Кроме того, в последние годы в некоторых православных храмах России среди прихожан получила распространение практика забирать домой свечи, с которыми стояли на службе 12-ти Евангелий вечером в Великий Четверг. Эти свечи в народе получили название “четверговых” (бытует также название “четверговый огонь”). Иногда прихожане стремятся донести свечу домой так, чтобы она не погасла. Считается, что дома от “четверговой” свечи нужно зажечь лампадку (или даже пользоваться огарком этой свечи для зажигания лампады в течение всего года). Встречается также убеждение, что дымом от “четверговой” свечи надо начертать дома крест над дверью, — “для охранения от зла”. Нужно сразу отметить, что в богослужебной литературе Православной Церкви мы не встретим никаких указаний на необходимость подобных действий с церковной свечой. “Согласно православным богослужебным книгам, — пишет священник Михаил Желтов , — служба 12 Евангелий, совершаемая вечером в Великий четверг, то есть накануне Великой пятницы, именуется совершенно особым образом: “Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа””… Служба 12-ти Евангелий “восходит к практике Иерусалимской Церкви IV и последующих веков проводить ночь с Великого четверга на пятницу в бдении, состоявшем из молитв, песнопений, чтений Евангельских рассказов на различных местах Святого Града, связанных со Страстями Господа, и шествий от одного такого места к другому” . “Во мраке ночи, со светильниками в руках, шли верующие по стопам Господа в непрестанной молитве” .

http://sueverie.net/voda-i-ogon-o-dvux-n...

Священник Константин Камышанов: Пассия дает понять радость Креста Эта печальная и проникновенная служба открывает человеку глубину Божией Любви 10 апреля, 2016 Эта печальная и проникновенная служба открывает человеку глубину Божией Любви Пассия – одна самых любимых народом служб. Она входит в сокровищницу молитвенного наследия вместе с Каноном Андрея Критского, Последованием Страстей Христовых и Марииным стоянием. Эти четыре минорные службы относятся к величию и радости Пасхи, как ключ к замку. Пасха была намного беднее, если бы не было этих печальных, проникновенных и умилительных служб, открывающих человеку глубину Любви Бога к Своему творению. Последование Пассии бывает 4 раза в год — по числу евангелистов: во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого Поста, по вечерам. Как ясно из названия, на этих службах вспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования. По традиции, во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках. Кроме того, на Пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы — дня телесной смерти Господа. Слыша Пилат кроткия Твоя глаголы, аки достойнаго смерти предаде Тя на пропятие, аще и сам свидетельствоваше, яко ни единыя вины обрете в Тебе: руце убо свои умы, но сердце оскверни; мы же, чудящеся тайне вольнаго страдания Твоего, со умилением зовем:  Иисусе, Сыне Божий и Сыне Девы, от сынов беззакония умученный;  Иисусе, поруганный и обнаженный, даяй лепоту крином сельным и одеваяй небо облаки.  Иисусе, насыщенный ранами, пятию хлебы пять тысящ насытивый;  Иисусе, Царю всех, вместо дани любве и благодарения жестокия муки приемый.  Иисусе, нас ради весь день язвленный, уврачуй язвы душ наших;  Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем. Также исполняется прекраснейшая стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой. Перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий…» Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста — сораспятии со Христом.

http://pravmir.ru/svyashhennik-konstanti...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010