Закрыть itemscope itemtype="" > О том, как мы должны причащаться, и о плодах этого великого Таинства, когда мы причащаемся в любви ко Христу Слово в Великий четверг на Страстной седмице 31.03.2010 374 Время на чтение 5 минут Ныне Святая Церковь воспоминает установление на Тайной вечери Таинства Евхаристии. Здесь впервые ученики Христа сделались причастниками Его Тела и Крови, восприняли такое Таинство, без которого нет нам спасения, без которого не может быть у нас святой и блаженной жизни. Аще не снесте Плоти Сына Человеческого, - сказал Господь, - ни пиете Крове Его, живота не имате в себе (Ин. 6:53). Это Божественное учение о всей необходимости и спасительности для нас евхаристического Таинства содержится и в словах Христа: Аз есмь лоза, вы же рождие. И иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног: яко без Мене не можете творити ничесоже. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вонь, якоже розга, и изсышет: и собирают ю, и во огнь влагают, и сгарает (Ин. 15:5-6). Так тесно соединиться со Христом, как соединяется ветвь с своим стволом, мы можем только в евхаристическом Таинстве. Ясно, что как отломленная от дерева ветвь засыхает и погибает, так и мы погибнем и не только для сей, но и для будущей вечной жизни, если не пребудем в единении со Христом через Таинство Божественной Евхаристии. Несмотря на такое учение Христа о сем Таинстве, можно встретить среди православных немало людей, которые не причащаются в течении многих лет. Куда же пойдут души таких православных людей после их смерти? Конечно, только в место вечных адских мучений. Впрочем, останутся вне Небесного чертога с его вечным райским блаженством и те из нас, которые принимают евхаристическое Таинство не так, как должно его принимать. Суть дела здесь заключается не в причащении Святых Христовых Таин, а в том, как мы должны причащаться. На этот вопрос Святая Церковь отвечает нам Евангельским повествованием о Тайной вечери, словами тропаря в Великий четверг и словами своих богослужений на этот день. Она побуждает нас не причащаться Тела и Крови Христа, как причастился Иуда-предатель.

http://ruskline.ru/analitika/2010/04/01/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Охранять и нести Свет Христов всему миру В чём актуальность идеи «Москва – Третий Рим» в XXI веке 21.10.2021 4630 Время на чтение 11 минут Фото: wikipedia.org « Бедное отечество! Когда то ты будешь благоденствовать? Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и отечеству и чистоты нравов » (святой праведный Иоанн Кронштадтский). Как известно, концепция Москвы, России, как Третьего Рима, христианской империи, возникла вследствие развития мысли, изложенной иноком Филофеем в письме к Великому князю Василию III Ивановичу, которого тот уже именовал Царем. Конец XV – начало XVI веков стали для нашей страны периодом становления в качестве державы мирового значения. Формула «яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти» стала ядром государственной идеологии и внутреннего мироощущения русского человека на века вперед. Сама Россия за прошлый век пережила крушение двух своих империй, прошла через период глубокого падения, унижения и зависимости от западного гегемона. Вопрос применимости имперской идеологии для современной России остаётся открытым. В рейтинге мировых экономик постсоветская Россия сумела занять достойное пятое место, но по-прежнему невероятно зависима от зарубежных технологий. Да и уровень жизни оставляет серьёзно желать лучшего! Какая империя?!, – спросят многие. Так же многие с большим скепсисом и насмешками смотрят на масштабные российские проекты, вроде нового космодрома «Восточный» или моста через Керченский пролив. Многие сетуют на идейную и культурную зависимость России от стран Запада. Многие остаются недовольными униженным положением национального большинства – русского народа, государствообразующая роль которого юридически почти никак не закреплена, за исключением упоминания в конституции РФ. Всё это пытаются представить в качестве аргумента о недопустимости или фантомности для современной России имперской идеи. Так ли это в действительности? Давайте вернёмся к «программному документу»: письму инока Филофея Великому князю. Нам важно понять, каков основной посыл его письма . «Как выше писал тебе, так и теперь говорю: помни и слушай, благочестивый царь, – все христианские царства сошлись в твое единое, два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть ; твое христианское царство иным не заменится...». Обратим внимание на последнюю фразу: твое христианское царство иным не заменится... Можно сказать, что Россия стала Третьим Римом не в силу своего величия или доминирования, а как последний оплот Православия, последний рубеж обороны.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/21/oh...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Вячеслав Харинов: Поминовение усопших и суеверия 25.03.2016 616 Время на чтение 6 минут Сначала поговорим о поминовении усопших в Великий пост - во вторую, третью и четвертую его седмицы. На поминальных службах, которые проходят в эти недели по субботам, всегда присутствует много народа. Эти субботы даже ошибочно именуют Вселенскими, но это неправильно. Цель Вселенской субботы - помянуть всех прежде ушедших отец, и братий, и наших сродников. Поминальные субботы Великого поста носят название родительских. Мы поминаем прежде всего своих сродников, а заодно всех усопших православных христиан. Интерес к таким службам у паствы не случаен. При всей внешней карикатурной картине Церкви (сплошная печаль, покойнички и прочее) мы знаем, что поминовение усопших совершается не так часто. В праздники, от великих двунадесятых до праздников с бдением, Устав приписывает усопших не поминать. На воскресных службах в Пасхальный период мы их также не поминаем. Во время Великого поста мы дистанцируемся от этого, так как сконцентрированы на обычных, будничных чувствах, воспоминаниях, мыслях. Поэтому компенсируем недостаток молитв об усопших во вторую, третью и четвертую его субботы. Вопрос телезрительницы: «Многие святые в своих книгах просят молиться о них. Но они уже спаслись и являются нашими ходатаями пред Господом». - Такая просьба - показатель святости человека, правильного видения себя самого, своей ничтожности перед Творцом, а для нас - индикатор величия таких людей. Хрестоматийны примеры святых, которые уходили из жизни, не начиная дела спасения (вспоминаем одного из египетских подвижников). По-настоящему верующий человек способен осознать всю свою малость, низость и искренне просить молитв о себе. Мне попадались ранние иконы еще не прославленной Ксении Блаженной, на которых она изображена в своем традиционном красно-зеленом облачении, а подписаны такие иконы были просто: «Ксения Петербургская». Без нимба, без каких-либо упоминаний о святости. Всегда существует этап, когда святого поминают как обычного усопшего. Этот период показывает всенародную любовь, наличие памяти о подвижнике. Также происходит фиксация чудес.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Закрыть Триодь постная и ее авторы в период начального накопления гимнографического материала 15.02.2010 527 Время на чтение 11 минут Гимнография святых Андрея Критского, Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского в Триоди Постной Первым по времени из этих песнописцев является святой Андрей, сначала монах иерусалимского храма святого Воскресения, потом диакон великой константинопольской Церкви и, наконец, епископ Критский († ок. 720). Одних только его канонов по древним ирмологиям насчитывается свыше 70. Среди них есть каноны на воскресные дни, на памяти святых, на Господские и богородичные праздники. Его произведения важны, прежде всего, потому, что являются исходными, дошедшими до настоящего времени текстами такого рода, хотя он едва ли был первым составителем их. В современной печатной триоди сохранились следующие каноны святого Андрея: в среду сырной седмицы – о посте, великий канон четверга пятой недели, канон Лазаревой субботы, трипеснцы для пяти дней страстной седмицы. В рукописных источниках находятся также каноны на неделю ваий и четверопеснец великой субботы. Перечисленные произведения составляют у святого Андрея лишь половину цикла его канонов на подвижные богослужебные дни: они продолжаются канонами на Пасху, недели Фомы, мироносиц. на те же дни каноны Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского вытесняют тексты святого Андрея. Так, Студийский устав патриарха Алексия (1025–1043) употребление канона последнего на неделю ваий называет уже ветхим обычаем, а его трипеснцы предписывает употреблять лишь до великого четверга. Значительно сокращены и трипеснцы страстной седмицы: из одного только трипеснца пятка опущено около десяти тропарей. Не избежал сокращений и великий канон: славянские источники XII–XIV веков в девятой его песни приводят три особенных тропаря, которых нет в греческих оригиналах. По своей структуре и технике каноны святого Андрея как одни из первоначальных песнопений подобного характера значительно отличаются от соответствующих произведений позднейших песнописцев: многие их особенности непротиворечиво корреспондирует с библейскими песнями. В первую очередь это касается так называемых ирмосов в канонах святого Андрея. Например, первый и второй ирмосы великого канона «Помощник и Покровитель», представляющий собой 2-й стих песни Исх. 15 с припевом из первого ее стиха «Славно бо прославися», и «Вонми небо», где к половине 1-го стиха песни Втор. 32 гимнограф присоединяет от себя только «И воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Илл. 1. Вознесенский храм - несомненная вековечная архитектурная доминанта всего Коломенского 17 декабря 2019 г. 13:59 Великое наследие Петрока Малого ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА НАЗАД ОСВЯЩЕННАЯ ПРИ ВАСИЛИИ III 62-МЕТРОВАЯ ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КОЛОМЕНСКОМ БЫЛА ВНЕСЕНА В СПИСОК ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО Даже далеким от истории православного зодчества людям прекрасно известен этот архитектурный памятник, словно парящий над широкой излучиной Москвы-реки в Коломенском. Давно ставший визитной карточкой не только Московского государственного объединенного музея-заповедника, но и всего юга российской столицы, 41-метровый двухъярусный восьмигранный шатер поражает воображение даже сегодня. В течение почти 500 лет своей истории «Коломенская свеча» была церковью при летнем государевом дворе и обычным приходским храмом, являла верующим великую святыню – Державный образ Пречистой Владычицы – и служила декорациями нескольких вошедших в золотой фонд советской классики кинолент. Ровно четверть века назад – 17 декабря 1994 года – ее внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальную реализованную заявку на новый стиль в зодчестве и ландшафтной архитектуре. Еще годом ранее здесь было создано Патриаршее подворье. С того момента Вознесенский храм совместно используется музеем и Церковью. 25 лет назад храм Вознесения Господня стал на тот момент всего седьмым по счету памятником на территории России и вторым в Москве (после архитектурного ансамбля Кремля и Красной площади), удостоившимся самостоятельной строчки в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО. К слову, сейчас в России таких объектов тоже немного – ровно три десятка. Отчего же именно этой церкви оказали столь высокую честь? Оказывается, она интересна далеко не только как впечатляющее творение инженерной мысли или как веха отечественной историографии, зафиксировавшая обет старевшего Великого князя Василия III, который молил Господа даровать ему наследника. В Воскресенской летописи, вошедшей в Лицевой летописный свод, современник (и, скорее всего, свидетель) Великого освящения церкви 3 сентября 1532 года Митрополитом всея Руси Даниилом отметил: «...поставиша храм, какого не было на Руси».

http://e-vestnik.ru/history/voznesenie_v...

Кипчаково. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1792 и 1815. Адрес: Рязанская область, Кораблинский район, с. Кипчаково Координаты: 53.871546, 40.150381 Проезд:Правобережная часть села Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Кипчаково в качестве села упоминается в окладных книгах 1676 г., где при находившейся в том селе церкви «Великого Чудотворца Николая» показано церковной пашни 10 четвертей в поле, сенных покосов на 25 копен. В приходе к той церкви 2 двора помещиков, а в них живут приказчики и деловые люди, 54 двора  крестьянских, 5 дворов бобыльских и всего 63 двора. В апреле 1744 г. дозволено, вместо упоминаемой в XVII столетии и обветшавшей Николаевской церкви, построить  новую в то же храмонаименование. Существующая ныне каменная церковь в честь Живоначальной Троицы с приделом Никольским построена в 1792 г. помещиком Петром Николаевичем Ляпуновым, перестроена в 1815 г. Петром Петровичем Ляпуновым и освящена 18 апреля того же года. Церковной земли во владении причта состоит 37 десятин, на каковую землю имеется план и межевая книга, кроме того,  причт пользуется процентами с капитала в 200 руб. В состав прихода, кроме села с 67 дворами, входят деревни Хомутовская с 31 двором, Александровка с 34 дворами, Новоникольская  с 51 двором  и Никольская (Ибердь) с 3 дворами, в коих муж. пола 613, жен. пола 627. По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик. И. Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», 1885 г., том 2, стр. 318. Кипчаково в качестве села упоминается в окладн. кн. 1676 г., где при находившейся в том селе церкви «Великого Чудотворца Николая» показано: «церковныя пашни десять четвертей в поле, а в дву потумож, сенных покосов на 25 копен. Да в приходе к той церкви 2 двора помещиков, а в них живут приказчики и деловые люди, 54 двора крестьянских, 5 дворов бобыльских и всего 63 двора. Дани, по окладу 1676 г., с Николаевской церкви положено было рубль 21 алтын, прежняя дань была рубль 5 алтын 4 денги».

http://sobory.ru/article/?object=17138

О воспитании христианского настроения, как руководящего начала жизни. Слово в пяток четвертой седмицы Великого Поста, при воспоминании Страстей Христовых Источник Произнесено в церкви Киево-Братского монастыря 27 февраля 1915 года. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе ( Флп.2:5 )». «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его ( Рим.8:9 )». Мы собрались в святой храм сей поклониться страданиям за нас Господа и Спаса нашего; мы пришли сюда напитать душу свою слушанием трогательной евангельской истории о крестных мучениях, понесенных за нас Единородным Сыном Божиим. Доброе дело сделали мы, возлюбленные братие и сестры! Пожить хоть несколько часов, хоть несколько минут высокими, святыми чувствами; хоть здесь, под сению Дома Божия перенестись в область таинственных и чистых переживаний и созерцаний; хоть здесь, хоть на время оторваться от тех мелких, узких, ничтожных, земных интересов, коими всегда наполнена жизнь наша – что может быть важнее, полезнее и благодетельнее для нас? Ведь только здесь, в этой умиляющей душу церковной обстановке, только здесь, под влиянием чувств, нами переживаемых, мы можем углубиться в себя и в свою собственную жизнь; только здесь мы можем во всей ясности и во всей глубине ощутить ту неизмеримую бездну, какая лежит между нашей жизнью и теми высокими христианскими идеалами, какие должны мы в ней осуществлять, дабы стать достойными великих плодов Голгофской Жертвы. Велика, братие, эта бездна, но в обыденной жизни мы не сознаем её, по крайней мере, немногие из нас сознают. Занятые своими мелкими повседневными заботами, отягченные ничтожными земными попечениями, влечемся мы потоком времени по бурному морю житейскому, чередуя в своей жизни горе и радость, смех и слезы, надежды и разочарования, гоняясь за призраками немного счастья, – и нам кажется, что и великое дело христианской жизни идет у нас самым нормальным порядком. И действительно, с внешней стороны, у нас как будто все обстоит благополучно. Мы и в церковь ходим, и о благолепии храмов Божиих ревнуем, мы и свечи пред св.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Faminsk...

Правило 4 Василия Великого О троебрачных и многобрачных мы положили то же правило, какое и о второбрачных, по соразмерности. Второбрачных отлучают на год, а другие на два, троебрачных же на три, а часто и на четыре года, и нарицают таковый союз уже не браком, но многоженством, или паче наказанным блудом. Посему и Господь самаряныне, пременившей пять мужей, глаголет: и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе ( Иоан. 4:18 ), показуя тем яко преступившие предел второбрачия уже не достойны нарицатися именами мужа или жены. Мы же не от правила, но от последования предшественникам, прияли обычай, троебрачных отлучати на пять лет. Впрочем не должно совсем заграждати для них вход в церковь , но удостоивать их слушания писаний два или три года, а посем допускати до стояния, но удерживати от приобщения святыни, и тако, показывающих некий плод покаяния, возстановляти на место общения. ( Ап. 17 ; I Всел. 8 ; Трул. 3 , 87 ; Анкир. 19 ; Неокес. 3 , 7 ; Лаод. 1 ; Василия Вел. 12 , 30 , 41 , 50 , 53 , 80 , 87 ). Законной гранью для вступления в брак святой Василий указывает второй брак и замечает, что недостойны называться именем мужа и жены лица, переступающие означенную грань, хотя и этот второй брак он считает только уступкой человеческой слабости. Однако, были люди, которые не обращали внимания на эту церковью установленную грань, но вступали и в третий и даже четвертый брак; вот на них-то и обращает свое внимание в настоящем (равно и в 50 и 80) правиле святой Василий. Установив для второбрачных епитимью один или два года, смотря по ступени покаяния (толк. 1 Лаод. правила), святой Василий в своем 50 правиле замечает, что третий брак законом воспрещен, а для вступивших все же в таковой, по нужде или иначе как-нибудь, предписывает пятилетнюю епитимью. Четвертый же брак он считает, в своем 80 правиле, грехом большим, нежели блуд, и даже скотским (ς κτηνδη, ut belluinam). Это учение святого Василия было и учением всей церкви, каковое признавало обязательным для себя и греко-римское законодательство 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Преподобный Онуфрий жил в полном одиночестве в дикой пустыне 60 лет. В молодости он воспитывался в Фиваидском монастыре Эрити. Узнав от старцев о великой тяжести и высоте жизни пустынников, которым Господь посылает через Ангелов Свою помощь, преподобный Онуфрий возгорелся духом подражать их подвигам. 25 июня, ПРАВМИР.Житие преподобного Онуфрия Великого и других отшельников IV beka, подвизавшихся во внутренней Фиваидской пустыне в Египте (в том числе преподобного Тимофея Пустынника, преподобных Иоанна, Андрея, Ираклемона (Ираклавмона), Феофила и иных) написано их современником, монахом одного из Фиваидских монастырей преподобным Пафнутием. Однажды ему пришла мысль пойти в глубь пустыни, чтобы самому увидеть подвизавшихся там отцов и услышать от них, как они спасаются. Он вышел из обители и углубился в пустыню. Через четверо суток инок дошел до пещеры и нашел в ней тело давно умершего старца. Похоронив отшельника, преподобный Пафнутий пошел дальше. Через следующие четверо суток он встретил еще пещеру и по следам на песке узнал, что в ней кто-то обитает. На закате солнца он увидел стадо буйволов и ходящего среди них человека. Он был наг, но покрыт, словно одеждой, длинными волосами. Это был преподобный Тимофей пустынник. Увидев человека, преподобный Тимофей подумал, что это привидение, и начал молиться. Святой Пафнутий уверил пустынника, что он живой человек-христианин. Преподобный Тимофей оказал ему гостеприимство и рассказал, что в пустыне он подвизается уже 30 лет и впервые за это время видит человека. В молодости преподобный Тимофей жил в общежительном монастыре, но его смутил помысл спасаться одному. Преподобный Тимофей ушел из монастыря и жил вблизи города, питаясь от трудов своих рук (он был ткач). Однажды к нему с заказом пришла женщина и он впал с ней в грех. Опомнившись, согрешивший инок ушел далеко в пустыню, где с терпением переносил скорби и болезни как заслуженное наказание от Бога. Когда он уже готовился умереть от голода, то чудесным образом получил исцеление.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

Р.Ф. Тафт Дополнение к второму изданию На следующих страницах мы предлагаем новый материал из источников, которые были изданы или привлекли наше внимание после выхода первого издания. Херувимская Архимандрит Георгий Вагнер вновь поднял вопрос о Херувимской, введенной в литургию во время патриаршества Uoahha III Схоластика (565577), который прервал патриаршество Евтихия (552565, 577582). 1657 Вагнер утверждает, что Евтихий в проповеди возражал против Херувимской – новшества, введенного в 573574 гг. при Иоанне – и размышляет, что антиохийское происхождение Иоанна Схоластика, возможно, сыграло свою роль во введении новации: образы ангельских служителей на Великом входе имеют сирийский генезис. Эта идея любопытна, хотя и не столь убедительна. Мы не знаем, произнес ли Евтихий свою проповедь до или после правления Иоанна, а фразы, против которой возражал Евтихий, в Херувимской нет. Тем не менее, источник, упущенный в первом издании, заслуживает упоминания. Тропарь Великого Четверга «Вечери Твоея», был также введен на Великом входе при Иоанне III Схоластике. Теперь Иоанн Эфесский в «Церковной истории» сообщает нам, что Евтихий после восстановления на престоле попытался неудачно заменить рефрен Великого Четверга (ман´йото) песнопением своего собственного сочинения. 1658 Если теория Вагнера верна, то действие Евтихия могло бы быть связано с его недовольством Херувимской. Но мы все еще придерживаемся того, что сказали в главе II нашего исследования. Об исполнении песнопения Д. Э. Кономос сообщил к нам два интересных момента (в письме от 15 декабря 1976 г.): 1) В позднейший византийский период слова, на которых хор прерывал Херувимскую на Великом входе, обозначены фиксированным музыкальным лейтмотивом τν βασινα. Этот лейтмотив используется всеми композиторами и исполняется тем же самым музыкальным тоном вне зависимости от способа, которым написана композиция. 2) Далее, посткаденциальная фраза указывает на окончание «Вечери Твоея», где мы видим возможный акротелевтий. Подобные фразы находятся в конце многих других литургических песнопений. Кономос думает, что эти фразы являются «ремарками», уведомляющими диакона о необходимости возгласить литанию. Практика особых указаний для диакона все еще сохранилась в песнопениях греческой, болгарской, румынской и арабской церквей византийской традиции. Каждение и умовение рук

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010