Разделы портала «Азбука веры» В наши дни (и это уже многовековая практика) может служиться одна из трех литургий: свт. Иоанна Златоуста , свт. Василия Великого и свт. Григория Двоеслова . Есть дни, когда литургии вовсе быть не должно. Литургия свт. Иоанна Златоуста служится, так сказать, по умолчанию, вне особых условий. Литургия свт. Василия Великого совершается 10 раз в году: в рождественский и крещенский сочельники, в день памяти самого святителя, в воскресенья Великого поста (с 1 по 5е), а также в Великий Четверг и в Великую субботу. Литургия свт. Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров) – это не вполне литургия: на ней не происходит освящения Даров. Фактически это вечерня, на которой совершается причащение. Служится она по средам и пятницам Великого поста (на 5й седмице – еще и в четверг), а также в первые три дня Страстной седмицы. Кроме того, она совершается также в тех случаях, когда праздник 1го и 2го обретения главы Иоанна Предтечи (24 февраля по церковному календарю) и память 40 мучеников Севастийских (9 марта) приходится на понедельник, вторник или четверг (за исключением 1й седмицы поста); было бы логично распространить это правило на память свт. Григория Двоеслова (12 марта), однако обычно этого не происходит. Наконец, литургия не совершается в среду и пятницу Сырной седмицы, в Великую пятницу, а также в пятницу, предшествующую праздникам Рождества Христова и Богоявления в том случае, если эти праздники приходятся на воскресенье или понедельник (а их сочельники, соответственно, – на субботу или воскресенье). Относительно канунов тех величайших праздников (Пасхи, Богоявления и Рождества Христова) следует заметить, что литургия, которая совершается в эти дни, соединяется с вечерней: сначала служится вечерня, которая затем переходит в литургию свт. Василия Великого (и по уставу, во всех трех случаях эта служба должна иметь место во второй половине дня, а не утром, как это обычно у нас бывает). Поскольку литургический день начинается с вечерни, можно сказать, что литургия свт. Василия Великого, совершаемая в канун Пасхи, Богоявления и Рождества, относится уже к самому празднику. Точнее, это первая праздничная литургия – а вторая служится утром, и это литургия свт. Иоанна Златоуста . Да, общеизвестно, что двух литургий в один день быть не может, но именно так среди других дней церковного года выделены три этих праздника.

http://azbyka.ru/liturgiya-ioanna-zlatou...

Свиток жизни. Слово в четверг 5-й седмицы Великого Поста Митрополит Николай (Ярушевич) Слово, сказанное на чтении Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в четверг 5-й седмицы Великого Поста На пятой седмице Великого поста в последний раз в этом году читается покаянный канон святого Андрея Критского и закрывается книга этого Великого канона до будущего года. И еще раз читать святые слова покаянного канона будут те из нас, кто доживет до будущего года, и внимать им, этим словам, и многочисленным воздыханиям: " Помилуй мя, Боже, помилуй мя " , будут те, кого благословит Господь встретить Великий пост в будущем году. Много-много раз при чтении этого канона мы повторяли слова: " Помилуй мя, Боже, помилуй мя " , и, повторяя их много раз, как бы видели раскрывающийся свиток всей жизни нашей: от дня рождения и не только до сегодняшнего дня жизни каждого из нас, но и до дня смерти, и дальше до дня последнего и Страшного Божьего Суда. Как началась жизнь каждого из нас? Плачем. И не было бы страданий рождающей нас и рождаемого, если бы не было вины и нечистоты. Какой? Что вопияло во мне, когда я, новорожденный младенец, начал жизнь свою плачем? Ни памяти, ни разума еще не было у меня. Вопияла моя природа от внутреннего несовершенства ее, от того, что рождается каждый младенец с печатью наследственного греха наших прародителей и с наклонностью ко греху, какую наследовал каждый из нас от своих праотцев. И когда мы, осквернявшие жизнь свою многими грехами, об этом вспоминаем, когда мы напоминаем себе о том, что рождаемся с наклонностью ко греху,- а наш долг ее препобеждать, и мы не сумели этого сделать,- опускается низко наша голова и при воспоминании первого дня нашего рождения из сердца исторгается этот молитвенный вопль: " Помилуй мя, Боже, помилуй мя! " Призри, Боже, на бедное Твое создание, которое родилось с наклонностью ко греху, которое не захотело за долгие годы жизни земной удержать себя от этой наклонности и теперь страшится Твоего праведного суда! Пока мы еще были бесчувственными и несознающими существами. Господь Бог, наш Отец чадолюбивый, ввел нас в ограду Святой Своей Церкви, даровал каждому из нас, православных младенцев, счастье получить благодать Святого Крещения. В Святом Крещении Церковь Святая омыла с нашей души эту печать, остатки наследственного греха наших прародителей, первых людей. Она сделала каждого из нас чистым, она облекла нашу душу в ангельские одежды, она запечатлела нас знамением Святого Креста, омыла, освятила нас и для того, чтобы укрепить наши духовные силы, в святом Таинстве Миропомазания дала нам дары Святаго Духа, укрепляющие нас на духовную жизнь, на борьбу с искушениями, с соблазнами, с пороками и страстями.

http://pravoslavie.ru/1667.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Великий четверг. Страстная седмица день за днем 5 мин., 12.04.2023 Страстная неделя — шесть самых важных дней в году в жизни христианина. Каждый день — особая службы и особый смысл. О богослужениях и темах, которые Церковь предлагает нам для осмысления и поклонения, в цикле «Страстная седмица: день за днем» . Великий Четверг Богослужение Великого Четверга: Утром: Вечерня с Литургией Василия Великого. Вечером: Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий. Богословие Великого Четверга: «Смолкли вопли и стенания грешной души и не слышно более клика в нощи: Се Жених грядет , — ибо Жених уже пришел и в горнице убранной совершает великую Вечерю Любви. Вместо песни Се Жених грядет поется тропарь Великого Четверга: Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся и беззаконнным судиям Тебе Праведнаго Судию предает... Двойным чувством печали и радости проникнуто содержание богослужения Великого Четверга: печали о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и радости о той великой Радости, которую Господь уготовал для всех, любящих Его. Эта „крестная радость“ и есть та подлинная духовная радость, которая нам ныне дается» (В. Зандер). Да, именно так! В этот день было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Вся служба этого дня, наполнена трогательными и возвышенными текстами, прославляющими это Таинство, дающее нам Жизнь Вечную. И в этот же день в богослужебных текстах поднимается другая огромная тема: человеческая подлость. Так эти темы и идут параллельно весь этот богослужебный день. Христос — Себя отдает нам, грешным, для нашей жизни и радости; а кое-кто стремится к другому: к жизни лукавой, суетной... Большой глубиной смысла наполнены тексты Утрени этого дня и как жалко, что мы их не слышим, потому, что эта Утреня должна совершаться по Уставу ночью и на практике ее совершают только в монастырях. В приходских храмах мы приходим сразу к Вечерне с Литургией.

http://foma.ru/velikij-chetverg-2.html

В Неделю четвертую Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном храме Христа Спасителя Москва, 30 марта 2009 г. 29 марта, в Неделю четвертую Великого поста и день памяти преподобного Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил литургию Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Москвы. Его Святейшеству сослужили митрополит Астанайский и Алматинский Мефодий, архиепископы Хустский и Виноградовский Марк, Истринский Арсений, Пинский и Лунинецкий Стефан, Николаевский и Вознесенский Питирим, Курский и Рыльский Герман, Мурманский и Мончегорский Симон, Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан; епископы Гродненский и Волковысский Артемий, епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, Троицкий Панкратий, духовенство Московской епархии. За Малым входом Святейший Патриарх Кирилл во внимание к усердным трудам вручил ряду клириков Московской епархии церковные награды, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . По завершении чтения Евангелия Его Святейшество обратился к молящимся с Первосвятительским словом, в котором на примере евангельского повествования об исцелении бесноватого отрока (см. Мк. 9. 17-31) рассказал о значении поста, молитвы и горячей веры в Бога, могущей победить диавола. «Взмолился несчастный отец, прося Спасителя исцелить отрока. И тогда Господь, обращаясь к нему, спрашивает: верит ли он? То есть верит ли он в то, что Господь может это совершить, – пояснил Святейший Патриарх Кирилл. – И добавляет, что все возможно верующему. Только после того, как отец отрока исповедует свою веру, Господь исцеляет несчастного и, обращаясь к ученикам, говорит, что род сей, то есть диавольский род, может изгоняться только молитвой и постом». Это евангельское чтение заставляет нас подумать о том, что такое беснование, сказал Его Святейшество и напомнил, что Евангелие содержит множество свидетельств о том, как Господь исцелял одержимых демонами. «Это были буйные люди, и в нашем сознании бесноватость – это и есть некое буйство, потеря разума, – отметил Святейший Владыка.– Но это совсем не так. Беснование есть одержимость духом злобы, диавольским духом; бесноватость может сопровождаться умопомешательством, а может и не сопровождаться... Если диавол овладевает человеческим сознанием, то ум человека подчиняется диаволу, и происходит это не через какое-то непосредственное внушение диавола, а происходит это часто путем естественным».

http://pravoslavie.ru/29821.html

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство Е. М. Скитер Вода и огонь. О двух народных традициях Великого четверга " decoding="" title="" > ( 5  голосов:  5.0 из  5) Вокруг Великого четверга (четверга Страстной седмицы — недели, предшествующей празднику Пасхи) у восточных славян много веков назад сосредоточился целый комплекс поверий и обрядов. Некоторые из них существуют до сих пор. Самым известным, вероятно, можно считать повсеместно распространенное в России, Украине и Белоруссии верование в необходимость мыться, стирать и производить “генеральную” уборку в доме в Великий (“Чистый”) четверг. Многие считают эту традицию чуть ли не требованием Православной Церкви. Кроме того, в последние годы в некоторых православных храмах России среди прихожан получила распространение практика забирать домой свечи, с которыми стояли на службе 12-ти Евангелий вечером в Великий Четверг. Эти свечи в народе получили название “четверговых” (бытует также название “четверговый огонь”). Иногда прихожане стремятся донести свечу домой так, чтобы она не погасла. Считается, что дома от “четверговой” свечи нужно зажечь лампадку (или даже пользоваться огарком этой свечи для зажигания лампады в течение всего года). Встречается также убеждение, что дымом от “четверговой” свечи надо начертать дома крест над дверью, — “для охранения от зла”. Нужно сразу отметить, что в богослужебной литературе Православной Церкви мы не встретим никаких указаний на необходимость подобных действий с церковной свечой. “Согласно православным богослужебным книгам, — пишет священник Михаил Желтов , — служба 12 Евангелий, совершаемая вечером в Великий четверг, то есть накануне Великой пятницы, именуется совершенно особым образом: “Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа””… Служба 12-ти Евангелий “восходит к практике Иерусалимской Церкви IV и последующих веков проводить ночь с Великого четверга на пятницу в бдении, состоявшем из молитв, песнопений, чтений Евангельских рассказов на различных местах Святого Града, связанных со Страстями Господа, и шествий от одного такого места к другому” . “Во мраке ночи, со светильниками в руках, шли верующие по стопам Господа в непрестанной молитве” .

http://sueverie.net/voda-i-ogon-o-dvux-n...

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): Наши проблемы начинаются с невежества (+аудио) Проповедь в неделю четвертую Великого поста, на память прп. Иоанна Лествичника 10 апреля, 2016 Проповедь в неделю четвертую Великого поста, на память прп. Иоанна Лествичника Проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в неделю четвертую Великого поста, на память преподобного Иоанна Лествичника. — Приветствую вас нынешним воскресным днем, в который воспоминаются подвиги, труды преподобного и богоносного Иоанна Лествичника, или как еще строго по-славянски, писателя Лествицы. Вчера за вечерним богослужением и сегодня за божественной литургией мы молились этому преподобному и богоносному отцу нашему, чтобы он не только своими писаниями, но и своими молитвами помог нам, чего он достиг во время своей земной жизни, чтобы он нам помог тоже, как и всем, любящим Господа, стоять на Лествице нравственности. Но для того, чтобы этого достичь, надо помнить слова, которые сегодня вы слышали во время чтения святаго Евангелия, произнесенные самим Господом после своего славного преображения на горе Фаворской, нужно помнить слова эти, что сей род и эта высота духа только достигается постом и молитвой. Молитва без поста и пост без молитвы немыслимы, но сочетаются воедино. Как крыла или крылья у птицы, для того чтобы подняться в высоту воздушную, так и нам необходимо, чтобы нам подниматься в меру наших сил и возможностей по этой Лествице восхождения на нравственную высоту, то и другое. Для того чтобы нам избавиться от дурных помыслов, или как они еще именуются, смущающие помыслы, все без исключения всегда постоянно из глубины своей души говорят: «Как трудно нам вести борьбу с этими греховными навыками, которые не дают нам возможность возноситься на высоту нравственности». Чем же надо врачевать этот недуг? Молитвой. А чем надо врачевать наши телесные опыты и сласти? Надо их достигать умерщвлением своей плоти постом. Поэтому нам надо помнить об этих двух, помогающих нам в меру наших сил и возможностей или нашего духовного совершенствования, и в какой-то мере и степени доступны при наших человеческих немощах – возвышение на высоту нравственности молитвою и постом. Да поможет нам своими, еще раз повторяю, не только писаниями, но и молитвами, путем постепенного, последовательного восхождения достичь желаемого, чего жаждет дух каждого из нас.

http://pravmir.ru/arhimandrit-ioann-kres...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими… Песнь великого входа Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня, в Великий Четверг, во время великого входа на Божественной Литургии вместо Херувимской песни мы слышали проникновенные слова: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Этими словами мы каждый раз молимся перед принятием Священных Христовых Таин. Но сегодня, в Великий Четверг, в день воспоминания Тайной вечери, когда Господь наш Иисус Христос Сам впервые причастил учеников Своих, Святая Церковь делает на этом песнопении особый акцент, подчеркивая важность совершаемого за Богослужением события. Сегодня у всех христиан Святая Трапеза и пир духовный! Мы готовились к этому благословенному дню, говели, очищались на поприще Великого поста. И вот Всещедрый Владыка для укрепления и ободрения всех верных Сам уготовляет благословенные Пищу и Питие, от которых вовек не будет голода и жажды. «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими» , – просим мы Спасителя нашего Иисуса Христа. С трепетом и страхом Божиим будем нынче входить на сию вечерю. Господь с нами! Незримо Он присутствует в храме Божием, пребывает в душах любящих и преданных Ему учеников. А мы? Мы, исповедующие святую православную веру, достойны ли называться последователями Христа, по праву ли носим это высокое имя?! Святое Евангелие преподает нам описание Тайной вечери. Трапеза совершалась по закону Моисея. В день Пасхи все иудеи должны были вкушать пасхального агнца в память исшествия народа Израиля из египетского плена.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

1891 Беседа о четвертой заповеди и о перенесении базаров с воскресных дней на будничные 85 Помни день субботний, еже святити его Забыта у нас, братья, эта святая заповедь, многими забыта. Кто же должен напоминать вам о ней, как не мы? Мы, ваши пастыри и духовные отцы, много раз напоминали вам о том, что существование в нашем городе базаров во дни воскресные и праздничные есть явное, ничем в настоящее время не извиняемое нарушение четвертой заповеди Божией, есть великое зло и причина постепенного падения нашего города в экономическом даже отношении и обнищания как всех окрестных селений, так и большинства жителей нашего города, есть причина неуспеха во всех ваших делах и предприятиях, а всего еще важнее – есть причина нравственного падения жителей нашего города и всех окрестных его селений, причина растления нравов, холодности к религии, непосещения храмов Божиих целыми тысячами людей, каждый воскресный день до зари спешащих на базар. Поднимали мы вопрос о перенесении базаров с воскресенья на один из дней будничных – и что же? Мы только отовсюду слышали и доселе еще слышим один и тот же ответ, что это все говорит фарисейство и своекорыстие духовных. И какие еще хулы возносят на духовных! «Не о нашем благосостоянии, а только о себе заботятся духовные, чтобы им побольше было доходу в церквах по воскресеньям. Они ничего не смыслят в наших житейских делах и хотят нас разорить, сделать нищими: мы базарами только и живем. Они односторонне смотрят на дело: нам нужно пить и есть, мы крестьянами живем, а крестьянин только и свободен, что в воскресенье. Не будет базара в воскресенье, и крестьянин в город не поедет, и торговля падет, и мы обнищаем», – вот что отовсюду слышим мы уже целых 20 лет и в особенности теперь, когда по мысли и приказанию вами же всеми чтимого иеросхимонаха Амвросия одним из гласных городской думы снова возбужден в думе вопрос о перенесении базаров с воскресенья на будни. Вникните, братья, и по совести скажите, о себе ли самих мы заботимся из года в год в эти 20 лет, при разных случаях, и в церкви и по домам напоминая вам о покое субботнего дня и возбуждая вопрос о непременном и безотлагательном перенесении базаров с воскресенья на будни; о своих ли выгодах и сборах церковных мы хлопочем или же о вашей пользе душевной и о вашем благосостоянии житейском. Сами вникните в требование закона Божия и уставов Святой Церкви и в наши пастырские обязанности, и тогда каждый из вас убедится в том, что мы не о себе, а именно о вас же печалимся, о вашем вечном спасении и временном благосостоянии заботимся, напоминая вам о почитании воскресных и праздничных дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Владимир. Церковь Бориса и Глеба. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Храм с монастырем возник на предполагаемом месте палат Всеволода III. В 1389 г. в уставной грамоте Великого Князя Василия II Дмитриевича упоминается неизвестный Борисоглебский монастырь. По дозору Григория Житова 7128 (1620) г. «церковь въ Владимире свв. Мученикъ Бориса и Глеба внутри (въ) городе; дани съ нея было 15 алтынъ съ деньгою, да наместничьихъ и заезда гривна». В 1626 г. есть упоминание о храме в описной книге Владимирского Кремля: «храмъ Бориса и Глеба древянъ-клецки съ трапезою, а въ немъ двери царские и деисусы и образы и книги и свечи и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строение мирское». В 1672 г. Борисоглебская церковь, как видно из надписи на хранящемся в церкви напрестольном кресте, названа «ружною», т.е. бесприходной (это говорит о том, что прежде при ней был монастырь), «лета ЗРП (1672) году ciu зделанъ крестъ града Владимера въ pyжhoi церкви Бориса и Глеба». Вероятно, когда монастырь был упразднен, бывшие владения при нем поступили в ведение другого монастыря, как это нередко бывало, а церковь для содержания священно-церковно-служителей пользовалась от того монастыря «ругою». Руга – оклад денежный или хлебный, выдаваемый от Государя священно и церковно-служителям вместо жалованья годового за их службу. И церкви, в которых они служили, назывались «ружныя» для различия от приходских церквей, в которых причт состоит на содержании своих прихожан. Духовенство церкви свв. Бориса и Глеба пользовалось особенным благоволением патриархов, как видно из книг ружных церквей. Так, по книге 7207 (1699) г. отмечено: «Троицкому, Вознесенскому и Борисоглебскому 3 попамъ по 25 алтынъ, на воскъ по 6 алтынъ по 4 деньги, попомъ же ржи по 2 чети съ осминою и по пол 2 четверика, овса по тому жъ человеку, да къ темъ же церквамъ на просфоры ржи пол чети и по пол. 2 четверика къ церкви, итого 3 чети пол 5 четверика по 2 алт. четь, итого 32 алтына 1 деньга». В начале XVIII века Борисоглебская церковь значится уже приходской. В переписных книгах значится: " Въ кремле было въ то время 2 собора Успенский и Дмитриевский; одинъ мужеский монастырь Рождественский и въ кремле же 3 приходския церкви» (Троицкая, Никольская и Борисоглебская). При церкви св. благоверных князей Бориса и Глеба было в то время поповских, диаконских, дьячковских и пономарских дворов 3 и бобылей 1 " .

http://sobory.ru/article/?object=40703

Закрыть itemscope itemtype="" > Великий Четверг: Тайная Вечеря и Гефсиманский сад 11.04.2012 374 Великий Четверг - день рождения Церкви: именно в этот день Господь установил таинство святого Причащения (Евхаристии), которое соединяет всех христиан в одно Тело Христово. Как родители и дети, в которых течет их кровь, не чужие друг другу, так и мы, причащаясь одних Тела и Крови Христовых, становимся своими Богу. В день Страстного Четверга Церковь вспоминает сразу четыре события: Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии (Причащения), омовение Им ног ученикам, Его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды. Особое значение имеет литургия Великого Четверга, поскольку именно на Тайной Вечери господь заповедал ученикам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22:19). В этот день всякий православный человек, кроме катастрофической невозможности, старается причаститься с благодарностью Богу за все совершенное Им ради нашего спасения и в твердом намерении не уподобляться предателю Иуде. Нельзя не причащаться, ведь именно сегодня Христос говорит о Своей Крови: «Пийте от нея вси» (Мф 26:27). На Тайной Вечере Господь предсказал также предательство Иуды и отречение Петра. На утрене этого дня (служится обычно накануне вечером) есть примечательная особенность: поется тропарь «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся...» В связи с этим тропарем следует вспомнить, что Церковь и вся святоотеческая традиция не видит в предательстве Иуды психологических глубин и богоборчества, о которых говорят писатели Нового времени. Богослужение называет Иуду рабом и льстецом, то есть обманщиком, называет причину его поступка - сребролюбие. Страсть настолько овладела им, что изменила его видение мира, и ради удовлетворения страсти в малом человек стал способен на страшный поступок. Он предал Господа, с Которым ходил три с половиной года Его общественного служения, свидетелем чудес Которого был. Это напоминание всем христианам: в злодействе нет красоты, есть только гнусная порабощенность, привязанность к страсти.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010