В статье рассматриваются свидетельства об особенном отношении к четвергу перед христианской Пасхой, к службам Великого Четверга в данном случае относим утреню, часы (включая изобразительны) и вечерню с Божественной литургией этого дня, а также несколько дополнительных чинопоследований: освящения мира, омовения св. престола, умовения ног, общего Елеосвящения, заготовления запасных Святых Даров. Содержание Иерусалим Константинополь Особые чины Великого Четверга     Четверг Страстной седмицы (по-церковнославянски – Великий Четверток) в современной богослужебной традиции Православной Церкви, без сомнения, является одним из важнейших дней года. Утром в этот день, согласно сложившейся практике, совершается воспоминание Тайной Вечери Господа Иисуса Христа с Его учениками в преддверии Его спасительных Страстей. А вечером совершается уникальное последование Двенадцати Евангелий, посвященное самим Страстям. Настоящая статья содержит очерк того, как развивалось богослужение Великого Четверга в православной традиции 1 . Первые бесспорные свидетельства об особенном отношении к четвергу перед христианской Пасхой, празднуемой в воскресенье, относятся к IV веку 2 . Но до IV века, в свете известных разногласий в доникейской Церкви о дне празднования Пасхи и самом содержании праздника 3 , почитание предпасхального четверга если и существовало, то не было повсеместным 4 . В любом случае, после IV века во всем христианском мире Великий Четверг становится днем обязательного совершения полной евхаристической литургии (чем резко выделяется среди будних дней предпасхального поста) и занимает свое особое место в кругу литургических памятей. Иерусалим В частности, в Иерусалиме уже в конце IV века, по свидетельству знаменитого «Паломничества» Эгерии 5 , в Великий Четверг совершались не только обычные ежедневные службы ранним утром («с первого пения петухов до утра») и в третий и шестой часы дня, но и полная литургия 6 вместо вечерни в главном храме, Мартириуме, а сразу после нее – еще одна литургия 7 , по несколько сокращенному чину 8 , за которой «причащаются все (communicant omnes)». Эта вторая литургия совершалась на престоле, устроенном за Голгофой 9 , причем там, по словам Эгерии, литургию служили только раз в году, и именно в Великий Четверг 10 . После литургии все переходили в ротонду Воскресения, там возносилась молитва , и епископ преподавал благословение оглашенным и затем верным. Народ расходился по домам вкусить пищу, но ненадолго: спустя непродолжительное время начиналось особое богослужение, во время которого вся христианская община города последовательно обходила места Страстей Христовых – с пением гимнов по дороге и чтением соответствующих евангельских отрывков на этих местах. Это богослужение продолжалось всю ночь, именно оно лежит в основе позднейшего последования Двенадцати Евангелий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Повечерие Повечерие есть, по переводу с греческого языка, служба после ужина. Она содержит молитвословия неизменяемые, постоянные для отходящих ко сну. Сон есть подобие смерти, и служба перед сном проводит мысль о ней. Вместе с тем время, в которое совершается повечерие, напоминает верующему о сошествии Господа во ад и об освобождении из него праведников, бывших в аду от начала мира. Повечерие бывает великое и малое, в составе того и другого повечерия есть различие. Великое повечерие состоит из 3-х частей. Малое повечерие есть сокращение великого. В малом повечерии нет почти двух частей, находящихся в великом. Повечерие Великое Отправляется отдельно от утрени: на среду и пяток сырные, если в самые эти дни или накануне их – во вторник и четверток, не случится Сретения Господня (2 февраля) или храмового праздника (храмовая глава 28); в Великом посту – на те дни, которые следуют за днем поста, а не праздника (на вторник, среду, четверток, пяток и субботу Великой Четыредесятницы 43 , на вторник, среду и четверток Страстной седмицы). В соединении с утренею совершается на праздники: Рождества Христова, Богоявления Господня (в какие бы дни седмицы ни случились), на дни храмовые 44 и день Благовещения, случившиеся в седмичные дни Великого поста и не следующие за праздником (напр., воскресением). Совершается, кроме седмичных дней Великого поста и указанных здесь, во все дни года. Устав излагается в Часослове, в Следованной Псалтири, в Типиконе, в последованиях: понедельника 1-й седмицы Великого поста, 25 декабря, 6 января, 25 марта, и в храмовых главах: 32, 35 и др. Устав в Часослове, в Следованной Псалтири. Благословен Бог наш.Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.Царю Небесный.Трисвятое.Пресвятая Троице.Господи, помилуй, трижды.Слава и ныне.Отче наш.Господи, помилуй, 12 раз.Слава и ныне.Приидите, поклонимся, трижды.(В первую седмицу Великой Четыредесятницы: Пс. 69 : Боже, в помощь мою вонми.Великий канон.Шесть псалмов: Пс. 4 : Внегда призвати ми. Пс. 6 : Господи, да не яростию ТвоеюПс. 12: Доколе, Господи, забудеши мя до конца.Слава и ныне.Аллилуиа, трижды.Господи, помилуй, трижды.Слава и ныне. Пс. 24 : К Тебе, Господи, воздвигох душу мою. Пс. 30 : На Тя, Господи, уповах. Пс. 90 : Живый в помощи Вышняго.Слава и ныне.Аллилуиа, трижды.Господи, помилуй, трижды.Слава и ныне.С нами Бог .Тропари: День прешед, благодарю Тя, Господи.Слава: День прешед, благословлю Тя, Владыко.И ныне: Д ень прешед, песнославлю Тя, Святый .Тропарь: Бесплотное естество херувимское.Верую.Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных.Вся небесныя силы святы х Ангел и Архангел, молите о нас грешных и т.д.Трисвятое.Пресвятая Троице.Отче наш.Тропари и Богородичен – в понедельник и среду одни, а во вторник и четверток другие. В праздник поется тропарь праздника.Господи, помилуй, 40 раз.Слава и ныне.Честнейшую херувим.Именем Господним.Молитвами святых отец.Молитва: Господи, Господи, избавлей нас от всякия стрелы, летящия во дни.Приидите, поклонимся, трижды.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Утреня Великого Четверга: «Заушается Зиждитель, и ударяется тварь» (+аудио) Что же вы сделали? Зачем вы на Него тернии возложили? Зачем вы вонзили в Него колючки? 16 апреля, 2014 Что же вы сделали? Зачем вы на Него тернии возложили? Зачем вы вонзили в Него колючки? Протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Святой Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, в беседах с прихожанами говорит о глубине, смыслах богослужений и Евангельских чтений дней Страстной Седмицы. Продолжаем тему богослужений Страстной Седмицы. Прошлый раз мы с вами дошли до утрени Великой Среды, то есть до службы накануне Великого Четверга. Пока привычный ритм служб, когда служится утреня, ничем не нарушается. В среду вечером начинается утреня, в которой вместо «Се Жених грядет в полунощи» поется уже другое песнопение. Песнопение особенное, которое поется только лишь в день Великого Четверга торжественным напевом, таким же, как «Се Жених…». Это песнопение, тропарь, который нужно обязательно знать и понимать: «Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся». Хор Московского Сретенского монастыря — Тропарь Егда славнии ученицы     «Когда ученицы на умовении Вечери просвещахуся»… Чем они просвещались? Просвещались словами Господа Иисуса Христа и Его примером: Я, ваш Учитель и Господь, делаю так, так и вы делайте – вы делайте дела смирения, и не смущайтесь омывать ноги ученикам, ближним вашим, тем, которые даже ниже вас по уровню. Если я, Господь, ученикам мою ноги, так и вы ближним своим это делайте. То есть в песнопении поется: когда ученики просвещались, тогда Иуда потемнялся – в противоположность. Чем он потемнялся? Иуда злочестивый. Интересное слово: не благочестивый, а злочестивый. Что такое злочестивый? Это значит, всем известный не благочестием, а злочестием. Здесь – констатация факта без хорошего или плохого определения, просто «Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведного Судию предает». «Сребролюбием недуговав» – четкое определение.

http://pravmir.ru/utrenya-velikogo-chetv...

Скачать epub pdf КРУГ БОГОСЛУЖЕНИИ СВЯТОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ И ИХ ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ В дни Святой Четыредесятницы совершаются следующие богослужения: великое повечерие, утреня, часы с чином изобразительных, вечерня и Литургия Преждеосвященных Даров, а также Литургия святого Иоанна Златоуста и Литургия святого Василия Великого. Великое повечерие, совершаемое обычно отдельно от утрени, служится вечером в те дни Святой Четыредесятницы, в которые не было полной Литургии, а именно: вечером в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великой Четыредесятницы за исключением вечера пятницы 5 седмицы (суббота Акафиста); другими словами, великое повечерие совершается в те дни, которые следуют за днем поста, а не за праздником. Утреня во время Великого Поста имеет свои особенности: с одной стороны, в обычные, седмичные дни Великого Поста (с понедельника по пятницу включительно), с другой – в субботы и воскресенья Великого Поста. Великопостные часы совершаются: В понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великого Поста. В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. В субботы же и воскресенья совершаются часы не великопостные, а вседневные. Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в седмичные дни Великого Поста (кроме субботы), а именно: В среду и пятницу всех седмиц Великого Поста (с 1 по 6 включительно). В четверг 5 седмицы (когда на утрене бывает чтение Великого канона), исключая случай, когда на этот день приходится Благовещение, – тогда Литургия Преждеосвященных Даров переносится на вторник (день чтения Великого канона). В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы (если на эти дни не приходится Благовещение). В дни памяти святых с полиелеем: 24 февраля/9 марта – Обретение главы Иоанна Крестителя, 9/22 марта – Сорок мучеников Севастийских и в храмовый день, случившиеся в период от 2 до 6 седмицы Великого Поста. Литургия святого Иоанна Златоуста совершается в субботы от 1 до 6 седмицы Великого Поста, в Неделю Ваий и на Благовещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

В Великий Четверг епископ Игнатий совершил Божественную Литургию и Чин омовения ног в кафедральном соборе Приозерска апреля 2016 За Божественной Литургией насельник Коневского монастыря иеродиакон Василиск (Воронин) правящим архиереем был рукоположен в священный сан. 28 апреля, в Великий Четверг Страстной седмицы епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил Божественную Литургию Василия Великого и Чин омовения ног в кафедральном соборе г. Приозерска . Преосвященнейшему Владыке сослужили: секретарь епархии, благочинный Рощинского округа протоиерей Дионисий Холодов, благочинный Приозерского округа, настоятель храма Коневской иконы Божией матери в пос. Саперное митрофорный протоиерей Сергий Бельков, настоятель кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы в г. Приозерск протоиерей Димитрий Звездилин , наместник Коневского Рождество-Богородичного монастыря игумен Александр (Арва) с братией монастыря, духовенство Приозерского благочиния. За Божественной Литургией насельник Коневского монастыря   иеродиакон Василиск (Воронин) правящим архиереем был рукоположен в священный сан. Чин омовения ног, который в этом году владыка Игнатий совершал в кафедральном соборе Приозерска, совершается не в каждой епархии. В Страстной Четверг архиерей по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, омывает в храме ноги сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию. В настоящее время этот чин вошел в богослужебную практику некоторых Поместных Православных Церквей, он совершается он и в Выборгской епархии. По окончании Божественной Литургии Его Преосвященство обратился с архипастырским словом к собравшимся в храме жителям Приозерска. Владыка Игнатий рассказал о тех евангельских событиях, которые вспоминают в этот день за богослужением. Он особо отметил важность участия православных в Таинстве Евхаристии, которое более двух тысяч лет назад во время своей земной жизни установил Сам Господь Иисус Христос на Тайной Вечере в Иерусалиме. Преосвященнейший Игнатий призвал верующих не пренебрегать участием в этом спасительном Таинстве: " То, что происходит в Таинстве Святого Причащения, больше, нежели мы лишь прикоснемся к Самому Христу.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Москве пройдёт предпремьерный показ фильма «Цареубийство. Следствие длиною в век. Фильм четвертый» и презентация книги «“…Я понял, что это меня уже никогда не отпустит”. Романовы: убийство, поиск, обретение» 06.02.2023 1306 Фото: domrz.ru 9 февраля в Москве в Большом зале Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына состоится предпремьерный показ документального фильма Е.Чавчавадзе и Г.Огурной «Цареубийство. Следствие длиною в век. Фильм четвертый» и презентация книги архимандрита Тихона (Затекина) «“…Я понял, что это меня уже никогда не отпустит”. Романовы: убийство, поиск, обретение» (Нижний Новгород: Издательский отдел Нижегородской епархии; Вознесенский Печерский монастырь, 2022), сообщает сайт организаторов. В лесу под Екатеринбургом, в месте, называемом Поросенков лог, в 1991 году было вскрыто захоронение, в котором предположительно находились останки членов Царской семьи и лиц, зверски убитых вместе с ними в доме Ипатьева в 1918 году. Тогда следствие пришло к выводу, что найденные останки принадлежат девяти лицам: пяти членам Царской семьи и четырем верным их слугам. В 2007 году недалеко от первого захоронения были обнаружены небольшие костные фрагменты предположительно цесаревича Алексея и великой княжны Марии. Но проведенные тогда следствие и экспертиза не смогли ответить на многочисленные вопросы, поставленные целым рядом историков и экспертов. В 2015 году Правительственным решением было открыто новое расследование, которое осуществляет Следственный комитет России. Эксперты, привлеченные Русской православной церковью, также получили возможность провести свое расследование. В проекте «Цареубийство. Следствие длиною в век. Фильм четвертый» (автор сценария — Елена Чавчавадзе, режиссер — Галина Огурная) впервые представлены результаты генетической, антропологической, криминалистической и исторической экспертиз, проведенных как Следственным комитетом, так и патриаршей комиссией, причем об их результатах рассказывают сами эксперты.

http://ruskline.ru/anonsy/2023/02/06/v_m...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Схиархимандрит Нифонт (Четвериков) – игумен. Отдай все! День памяти - 6 ноября Схиархимандрит Нифонт (Четвериков) – игумен. Отдай все! День памяти - 6 ноября   Схиархимандрит Нифонт (в миру Николай Васильевич Четвериков) родился в 1842 году в городе Перемышль Калужской губернии, в семье мещан Василия и Пелагии Четвериковых. «Когда отцу Нифонту было 15 лет от роду, то он со своей матерью пошел к известному юродивому, чтобы узнать что-нибудь о себе и о своем спасении. Юродивый встал, стал молиться и что-то лепетал так, что ничего невозможно было понять, и наконец сказал: " Прилепляй воск " . Он стал лепить его к стенам. Затем приказал: " Кади " . Николай стал кадить. Потом потребовал: " Давай деньги " . Тот дал немного, — на что юродивый говорит: " Все давай " . Отдал. Юродивый взял деньги и ушел... Впоследствии, прибыв на Афон, он понял сказанное юродивым. Пришел отец Нифонт в греческий храм, где греки поют и читают. Он же ничего не понимал, и потому его сделали в греческом соборе экклесиархом, и он ставил свечи. По принятии священства пришлось кадить фимиамом. Когда был принят в Руссик, то старцы велели отдать все деньги, ничего не оставляя себе». В юношеском возрасте Николай заболел, его соборовали маслом, и он наяву видел Царицу Небесную, которая, указывая рукой по направлению к Афону, велела ему идти на Святую Гору. На Афон он прибыл в 1870 году и поступил в монастырь святого великомученика Пантелеимона, где был пострижен в мантию в 1873 году. По благословению старца Иеронима (Соломенцова) послушание сначала проходил в часовой мастерской помощником часового мастера. Он был очень исполнительным послушником. Кроме своего прямого послушания, по благословению старца Макария (Сушкина) был пономарем на ранних Литургиях, которые почти ежедневно служил сам отец Макарий. 15 августа 1880 года отец Нифонт был рукоположен в иеродиакона, а 23 ноября того же года — в иеромонаха. В 1881 году старцы благословили ему проходить послушание на подворье в Константинополе. Это стало для него настоящим испытанием, так тяжело было ему расставаться с любимым духовником. Но он твердо верил, что исполнение послушания даст ему благодать от Бога, что духовник будет особо за него молится и духовная связь между ними не прервется. Не прерывал он и письменного общения с духовниками, что было для него огромным утешением. Он писал письма отцу Макарию и отцу Иерониму.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=273...

Приложение Хронологический перечень 853 земельных приобретений Кириллова монастыря до второй четверти XVII века. Для фактического подтверждения выводов, сделанных нами относительно развития монастырской вотчины, приводим (следуя хронологии кирилловских игуменов) перечень земельных приобретений монастыря со времени его основания до второй четверти XVII века). При жизни преподобного Кирилла (его сын духовный) 854 князь Можайский, Верейский и Белозерский Андрей Дмитриевич дал ему на Волочку Словинском: свое село Великое и «что в нем серебро или что х тому селу потягло» 855 и пустошь Глебцеву 856 . по реке Уломе и Словенке (левом притоке Шексны) – Милобудские починки с лесами и с пожнями (где впоследствии находились деревни: Ивонинское, Великий Дор 857 , Прокунинское 858 и Болванцево) 859 ; на реке Шексне: наволок Скотин (или Шотин) 860 . Супруга великого князя Дмитрия Ивановича Донского, Евдокия Дмитриевна пожертвовала («игумену Кирилу») в Белозерском уезде «село Сандыревское и с лесы и с пожнями, да пустоши поженки Ворсинские» 861 . Из числа лиц не княжеского рода земельные вклады поступили: от «Василия Олександровича» – «пожня от Шолдовского озерка по Шоксне вниз до кривые березы, от тое березы, прямо к Шохсне на краи тресты и другую пожню»... «потиву (– противу) святого Микиты за озерком» 862 ; от «Евсевия Михайловича» – пожня «на Васильеве наволоце, попова Микифоровская» 863 , от Евсевия (другого?) «поженка остожье в Захарьинском наволоце, на Порозобице на реце» 864 ; от Алексея Горбова 865 – его «земля Березничная» 866 по Шексне и по речкам Мостовой и Березничной; от Никиты Фаустова – «три поженки» на реке Колдоме 867 ; от Андрея Феодорова – «Судонскые пожни да на Шохсне поля» 868 ; от Гриди (т. е. Григория) Митяева сына («по душе» отца его и дяде «по Ермоле») – поженка на Волочке у Ивицкого озера и Шексны 869 ; от Фрола Остафьева – дернвенька Кузминская 870 ; от Ефрема (или Ефема) – поженка на «Пачюсе» 871 ; от Елены Ивановой – «деревня Нарядовская в Каргободе и с ее уделы и с пожнями и куды топор ходить и куда коса ходила и с озерскими участки и с езы и с серебром что на половникы два рубля и с семяны ржаными и с веяными» 872 ; от Марфы Даниловой(по приказу ее мужа) 873 – «землица на реце на Куности, на Усть Куности, и вверх Куности и к тем землицам, что потягло и пожни две Безсужовские и пожни две Кузменем и куды коса ходила и топор ходил» 874 ; от Харлама Мортки – «поженка» и («своя») «земля у езовища», («своя чища», т. е. «розчисть») «противу Св. Богородицы». За этот «вклад» Харлам Мортка «взял у старца у Кирилла посильице полтретьятцать бел» 875 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Вход Господень в Иерусалим: спасение стало ближе 5 мин., 08.04.2023 В конце шестой седмицы Великого поста Церковь празднует сразу два события: воскрешение Иисусом Христом праведного Лазаря Четверодневного и Вход Господень в Иерусалим. О значении этих двух событий для Церкви и о том, какое место они занимают в истории нашего спасения «Фоме» рассказал настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, профессор Московской Духовной Академии протоиерей Максим Козлов. Прообраз спасения События воскрешения Лазаря Четверодневного и  Входа Господень в Иерусалим следуют друг за другом в череде Священной истории Нового Завета. Однако само по себе эта последовательность имеет не только хронологически-воспоминательное значение, но, прежде всего, значение прообразовательное. Воскрешая Лазаря Четверодневного накануне дней Страстной, Господь уверяет учеников, а вместе с ними и всех в Него верующих, что Он есть истинный Богочеловек. Спаситель показывает, что даже во все те дни Его крайнего умаления, которые будут явлены в Страстной седмице, Он, как и всегда, останется таким же Богом, Вседержителем мира и жизненных путей каждого человека. И величайшее из чудес — возвращение к земной жизни мертвеца четверодневного, который, согласно Евангелию, начал уже смердить, сгнивать, есть прямое свидетельство Божественного вседержительства Господа. Кроме того, через воскресение праведного Лазаря Господь показывает, что земной смертью не заканчивается бытие человека. Как и все потомки Адама и Евы, Лазарь также находился под ответственностью первородного греха и ему, в конечно итоге бытия, для того чтобы войти в Царствие Небесное, нужно было пройти тем же путем, что и всему человечеству. Но Господь, если желает, побеждает законы природы. Пророк, Первосвященник и Царь По свидетельству Священного Писания мы знаем, что Мессия в Своем подвиге соединяет три главных служения — Он является Первосвященником, Пророком и Царем. В качестве Пророка Господь ранее неоднократно свидетельствовал о Себе в Евангелии. Первосвященником Он будет накануне Крестных страданий в день установления Таинства Евхаристии, а также во время последующего установления других таинств. А вот царское Свое достоинство Он являет единственный раз — входя в Иерусалим и принимая поклонение как Царь Святого града. Этим Он, в частности, указывает на то, что вера, которую Он устанавливает как истинную — христианство — это не только вера, обращенная к частным личностям, но и та, которая должна стать верой сообщества, народа, всей полноты церковной. Ибо царь — это не только глава отдельных личностей, но и глава народа, всей Церкви.

http://foma.ru/vhod-gospoden-v-ierusalim...

Страстная седмица: как совместить работу, службы и подготовку к Пасхе… Маленьких детей мы обычно водим в Великий Четверг на Литургию и на Пасху утром – на детскую Литургию. Можно сходить еще к выносу Плащаницы, если храм недалеко, но с детьми нужно каждый раз решать индивидуально. Это и маме тяжело. 2 апреля, 2007 Маленьких детей мы обычно водим в Великий Четверг на Литургию и на Пасху утром – на детскую Литургию. Можно сходить еще к выносу Плащаницы, если храм недалеко, но с детьми нужно каждый раз решать индивидуально. Это и маме тяжело. Наступила Страстная Седмица – самые важные, пронзительные и скорбные дни всего года . Службы этой недели неповторимы, кажется, что пропустишь одну из них – и потеряешь что–то очень важное, что эту службу уже не восполнить. Но совместить работу, посещение служб, заботу о семье и подготовку к Празднику – задача непростая. Мы попросили иерея Александра Ильяшенко, отца 12 детей и деда 14 внуков рассказать о том, как проходит Страстная Седмица в их семье. – Отец Александр, читатели часто спрашивают, как успеть приготовиться к Пасхе, если ходить на службы на Страстной Седмице? Как готовятся к Пасхе в Вашей семье? –   Матушка старается все приготовить к праздничному столу в первые дни Страстной Седмицы, чтобы в последние дни уже не заниматься готовкой, или заниматься делами уже по минимуму. То, что можно приготовить заранее, например куличи, готовится в начале недели, и основные продукты мы тоже стараемся купить заранее, чтобы в последние дни Страстной уже не нужно было бы на это тратить времени. Готовить, конечно, помогают дети, например, они чистят картошку. Матушка любит еще готовить куличи, чтобы их дарить. Раньше я принимал участие в подготовке, тесто месил, но с принятием сана уже не получается, поскольку все время занимают службы. Матушка старается ходить на службы, сколько позволяют силы: с вечера среды, Великий Четверг, Великую Пятницу. А с детьми нужно быть осторожными, чтобы не сорвать их. Маленьких детей мы обычно водим в Великий Четверг на Литургию и на Пасху утром – на детскую Литургию. Можно сходить еще к выносу Плащаницы, если храм недалеко, но с детьми нужно каждый раз решать индивидуально. Это и маме тяжело. Выдержит ребенок – хорошо, но лучше сохранить силы для Великой субботы, Пасхи, чтобы не переутомиться.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmica-kak...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010