Вечером 26 февраля 2015 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Борьба с грехом, с человеческими недостатками — это главная цель Святой Четыредесятницы, и не только, конечно, этого времени, но и всей жизни. Но жизнь сегодня настолько рассредотачивает внимание человека, что для того чтобы выработать некую стратегию борьбы с грехом, предпринять некие шаги, нужно особое время духовного сосредоточения, когда внутренним своим взором мы можем увидеть подлинную свою сущность и определить масштаб духовной болезни, понять, какие грехи особым образом тяготеют над нами. Именно поэтому святые отцы, аскеты и подвижники, которые оставили нам замечательные свои творения, сосредотачивают внимание на этой борьбе с грехом. Преподобному Исааку Сирину принадлежат замечательные слова о том, что начало борьбы с грехом полагается трудом, бдением и постом. Под бдением преподобный отец понимал те продолжительные молитвы, которые совершались в обителях. Поэтому, перефразируя его слова, можно сказать, что начало борьбы с грехом полагается трудом, молитвой и постом. Почему преподобный на первое место ставит труд? Разве мы не трудимся каждый день для того чтобы получать зарплату, кормить себя и свою семью? Разве мы не отдаем большую часть времени этому труду? Спасает ли нас этот труд? Совершенно очевидно, что преподобный Исаак Сирин имел в виду иной труд — добродетельный, милосердствующий труд, труд Христа ради, труд, который являет подлинную добродетель. Обычно такой труд люди совершают не за зарплату, не за деньги, не за вознаграждение, а именно во славу и во имя Божие. У святителя Григория Нисского находим такие слова: добродетель, то есть добрые дела, уничтожают начала злых дел. И в самом деле, если мы совершаем добрые дела, то как можно одновременно совершать злые? Для этого нужно настолько раздвоиться, настолько впасть в двоедушие, что даже трудно представить, как человек может, творя дела милосердия, от сердца совершая доброе дело, одновременно делать злое. Поэтому святитель Григорий Нисский и говорит о том, что добродетель уничтожает начала злых дел… Вот почему и поставил преподобный Исаак Сирин на первое место этот добродетельный труд Христа ради, труд во имя Божие и на благо ближнего.

http://pravoslavie.ru/77564.html

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ЦАРСТВОВАНИЕ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ I АЛЕКСЕЕВНЫ Значение времени, протекшего от смерти Петра Великого до вступления на престол Екатерины II. – Положение старой и новой знати при смерти Петра Великого. – Гвардия. – Совещание о престолонаследии. – Восшествие на престол Екатерины. – Манифест об этом. – Спокойствие Петербурга. – Отправление генерала Дмитриева-Мамонова в Москву для сохранения порядка. – События в древней столице во время присяги. – Речи в народе о Петре и Екатерине. – Похороны Петра Великого. – Выходка Ягужинского. – Стремления Меншикова. – Толстой, Апраксин, Ягужинский; ссора последнего с Меншиковым. – Герцог голштинский. – Характер императрицы. – Вопрос о крестьянах. – Учреждение Верховного тайного совета. – Состав Совета. – Отношения его к Сенату. – Возобновление крестьянского вопроса в связи с финансовым. – Решение их. – Ревизия графа Матвеева в Московской губернии. – Поддержание флота. – Поправка денежного дела. – Заботы об уложении. – Меры для усиления торговли. – Горные промыслы. – Ладожский канал и Миних. – Войско. – Отступление от программы Петра Великого. – Просвещение. – Нравы и обычаи. – Церковь . – Дело архиепископа Феодосия. – Донесение архиепископа Георгия Дашкова. – Синод и Верховный тайный совет. – Перемены в Синоде. – Раскол. – Отношения к западным исповеданиям. – Дела на украйнах. Люди Западной Европы, смотря на удивительные явления, происходившие в первой четверти XVIII века в Европе Восточной, говорили, что все эти преобразования суть следствия одной личной воли царя, со смертию которого все введенное им рушится и восстановится старый порядок вещей. Теперь преобразователь был во гробе и наступило время поверки, прочен ли установленный им порядок. Железной руки, сдерживавшей врагов преобразования, не было более; Петр не распорядился даже насчет своего преемника; русские люди могли теперь свободно распорядиться, свободно решить вопрос, нужен ли им новый порядок, и ниспровергнуть его в случае решения отрицательного. Но этого не случилось; новый порядок вещей остался и развивался, и мы должны принять знаменитый переворот со всеми его последствиями как необходимо вытекший из условий предшествовавшего положения русского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Рубрики Коллекции Сегодня, 20 апреля, Церковь совершает Похвалу Пресвятой Богородицы В субботу пятой недели (седмицы) Великого поста 2024 года, 20 апреля, Православная Церковь совершает Похвалу Пресвятой Богородицы – чтение акафиста Божией Матери (Суббота Акафиста). Данное празднование установлено в IX веке в Византии в благодарность Божией Матери за Ее неоднократное спасение столицы империи Константинополя (Царьграда) от захватчиков. Впервые акафист Божией Матери был прочитан во Влахернском храме… 20.04.2024 В субботу 20 апреля Церковь совершит Похвалу Пресвятой Богородицы В субботу пятой недели (седмицы) Великого поста 2024 года, 20 апреля, Православная Церковь совершит Похвалу Пресвятой Богородицы – чтение акафиста Божией Матери (Суббота Акафиста). Данное празднование установлено в IX веке в Византии в благодарность Божией Матери за Ее неоднократное спасение столицы империи Константинополя (Царьграда) от захватчиков. Впервые акафист Божией Матери был прочитан во Влахернском храме Константинополя после чудесного избавления города от вражеского флота в 860 году. Согласно Преданию Церкви, флот погиб от поднявшейся бури, когда в море опустили Ризу Пресвятой Богородицы. Изначально празднование совершалось только во Влахернском храме, где хранилась чудотворная Влахернская икона Божией Матери, написанная святым апостолом Лукой. Позднее… 19.04.2024 Сегодня, 18 апреля, Церковь вспоминает подвиг преподобной Марии Египетской Четверг пятой седмицы (недели) Великого Поста, 18 апреля 2024 года, посвящен воспоминанию подвига преподобной Марии Египетской. Накануне этого дня, в среду вечером, в храмах совершалась особая служба, которая в народе получила название «Мариино стояние». Это долгое вечернее богослужение, на котором в память о покаянном подвиге святой Марии читают целиком ее житие и Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Таким образом, фактически на пятой седмице преподобная Мария Египетская вспоминается трижды – в среду вечером, в четверг и в воскресенье (в пятую Неделю Великого поста). Мария Египетская – святая, которая родилась в середине V века в Египте. В 12 лет она покинула…

http://foma.ru/themes/velikij-post

Рябушки. Церковь Димитрия Солунского. Карта и ближайшие объекты Село Рябушки (Рябушинская слобода) расположено по берегам реки Протвы и реки Истерьмы. До 1764 года оно принадлежало Свято-Пафнутьеву Боровскому монастырю. Известно, что храм в селе был ещё в 17 веке. Он располагался на самой высокой точке местного рельефа, на крутом обрыве над рекой Протвой. Со временем древняя церковь обветшала, и в 1804 году на её месте прихожанами и жертвователями был построен небольшой бесстолпный каменный храм. Над невысоким четвериком расположена ротонда второго яруса, которая придает зданию монументальность. С трех сторон ротонда имеет оконные проемы, за счет которых в храм проникает много света. Купол ротонды увенчан древней глухой главой. В храме три престола: центральный - в честь великомученика Димитрия Солунского, северный - в честь святителя Николая, южный - в честь великомученика Георгия Победоносца. Темно-синий иконостас с позолоченными деталями завершен аттиком и увенчан деревянным резным распятием. Вероятно, в нем есть иконы, перенесенные из старой церкви. По обеим сторонам Царских врат располагаются образа Спаса Нерукотворного и Божией Матери " Одигитрия " . В храме находятся деревянные скульптуры, предположительно, начала 19 века. Это фигуры Божией Матери и Марии Магдалины перед Голгофой, стоящие в трапезной, и скульптура " Христос в темнице " , расположенная в нише за стеклом. Главной святыней храма является чудотворный образ великомученика Димитрия Солунского, написанный по левкасу и вызолоченный сусальным золотом. Особо почитаются иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " и " Троеручица " , а также Распятие с предстоящими. Возле храма есть два святых источника: великомученика Димитрия Солунского, расположенный под горой, и святителя Николая в 400-500 метрах от храма по реке Протве. Каждый год на праздник Крещения к ним совершается Крестный ход с Великим освящением воды. В 20 веке храм не закрывался.  На левом берегу Протвы и речки Истермы в Рябушинской слободе, бывшей до 1764 г. подмонастырской служней Пафнутиева монастыря, на самой высокой точке местного рельефа - на обрыве, круто спадавшем к Протве, поставлен каменный храм вмч.Димитрия в 1804 г. Ротонда второго яруса над невысоким четвериком придает небольшому безстолпному одноапсидному храму известную монументальность. Венчает храм древняя глухая глава, поставленная на купол ротонды. Внутри храма много света за счет трех тройных оконных проемов ротонды с трех сторон. Иконостас, завершенный антиком и увенчанный деревянным резным распятием, окрашен в темно-синий цвет с позолоченными деталями. Вероятно,  в иконостасе есть иконы, перенесенные из старой церкви, стоявшей на этом месте в XVII веке.

http://sobory.ru/article/?object=02050

19. Четверг. Прп. Макария Великого, Египетского. Свт. Марка, архиеп. Ефесского. Обретение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского (службу зри 3 декабря) . Блж. Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского. Прп. Макария Римлянина, Новгородского. Прп. Макария, постника Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Макария, диакона Печерского, в Дальних пещерах. День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла . Служба прп. Макария Великого шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Марка, архиеп. Ефесского (Б) , и порядок соединения служб прп. Макария Великого и прп. Саввы Сторожевского со службой Октоиха (В) . А. На вечерне кафизма 18-я. Примечание. Если накануне совершалась полиелейная служба прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (вариант Б ), стихословится кафизма 12-я (которая не была прочитана на утрене среды). На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Веселися, Египте...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Аз, Дево Святая...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Око сердца моего...». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 1-й . «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Заченшая неопально...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Заченшая неопально...». Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 5 (ирмосы единожды), 2-й на 3 и преподобного на 6. Примечание. Если в четверг случится память шестеричного или славословного святого, то 1-й канон Октоиха поется на 5 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 4), 2-й канон Октоиха (с Богородичном) на 3 и святого на 6. В понедельник же, вторник, среду и пятницу из 1-го канона Октоиха опускаются два тропаря, имеющие надпись «мученичен»; таким образом, 1-й канон Октоиха поется с ирмосом на 4 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 3), 2-й канон Октоиха на 4 и святого на 6 (см. Типикон, гл. 11).

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-01/

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Душа это не миф, а реальность» По словам Патриарха, именно в слове Божием утверждается бессмертие человеческой души 09:31 22.03.2024 39 Время на чтение 7 минут Фото: patriarchia.ru Вечером 21 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в храме Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, сообщает Патриархия.ru. По окончании богослужения Патриарх произнес проповедь. «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Преподобному Иоанну Дамаскину принадлежат такие слова: человек, состоящий из души и тела, имеет духовную составляющую, которая должна господствовать, то есть управлять телесной. Эта мысль святого Иоанна Дамаскина не является оригинальной – она проистекает из слова Божия. Душа – бессмертное начало в человеке; кто-то в это верит, кто-то не верит, но от того сам факт никуда не исчезает. Душа бессмертна, только верующие люди, зная об этом, стараются поступать так, чтобы не повредить своей душе в дни земной жизни, а люди, не верующие в то, что есть вечная душа, не задумываются о ней и вообще воспитанием своей души не занимаются; их беспокоят другие, как им кажется, более важные вещи.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/22/du...

Двадцать четвертый день. Поучение 4-ое. Св. великомученица Екатерина. (Уроки из ее жизни: а) молитва к Царице небесной о нашей верности И. Христу; б) необходимость самоотвержения христианина; в) путь в рай есть путь скорбный и другого пути в него нет). I. Ныне ублажаемая св. великомученица Екатерина была девица царского рода, из города Александрии, дочь царя Консты. Отец ее был язычник, а мать – тайная христианка. Ея поразительная красота, блестящее образование, богатство и знатность рода, сделали ее предметом общего внимания, и молодые люди спешили к ней с предложением брачного союза, но Екатерина, несмотря на все доводы родных, отвергла брак. Мать, после долгих убеждений, решилась отправиться с нею к своему духовному отцу, надеясь, что он уговорит ее подчиниться советам матери, но старец, пораженный разумными ответами девицы – язычницы, одобрил ее намерения и долго беседовал с нею о Боге истинном и о спасении грешного мира кровию Богочеловека. Прощаясь, он вручил ей икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, и при этом сказал: «возьми эту священную икону и горячо молись пред ней. Это изображение Матери Того Божественного Младенца, о Котором я тебе говорил, зовут Ее Девою Марией. Если ты помолишься Ей с верою, то я уверен, что Она исполнит желание твое, и ты увидишь лице Сына Ея». Екатерина всю ночь, вся в слезах, молилась, наконец изнемогла и заснула. И видит она во сне Царицу небесную, держащую Предвечного Младенца, Который отвращает лицо Свое от нея, как недостойной смотреть на него, и слышит повеление идти к тому старцу, от которого получила икону. С радостию она поспешила к своему наставнику; он раскрыл ей истины евангельского учения и, видя ее пламенную веру, крестил. После принятия крещения, св. Екатерина еще усерднее молилась пред священным изображением, и вторично удостоилась видеть во сне Божию Матерь и Предвечного Сына Ея, с любовию теперь на нее смотревшего и вручившего благоговейной молитвеннице чудный перстень, который остался на ее руке и после пробуждения. С этой минуты она все силы своей души посвятила самоотверженной христианской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Митрополит Варсонофий молился за уставными богослужениями в Казанском соборе апреля 2019 Духовенство собора исповедовало желающих причаститься Святых Христовых Тайн в Великий четверг. После мирной ектении на утрени тропарь " Егда славнии ученицы " , напоминающий о страшной духовной, а затем и физической гибели Иуды, одного из двенадцати, добровольно отказавшегося от апостольства, исполнили духовенство в алтаре, хор собора (регент - Олег Янковский) и трио священнослужителей - протоиерей Андрей Герасимов , иерей Игорь Марчук , протодиакон Симеон Белецкий . В богослужении этого дня продолжается тема предательства Иуды. То, что он задумал в среду, когда Христос пребывал в доме Симона, теперь решил исполнить во время Тайной Вечери (ужина) Господа со Своими учениками в четверг вечером. Лучше всего события этого дня передает умилительный тропарь Великого четвертка, который также исполняется и на утрене Великой пятницы: " Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся (просвещались), тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся (обезумел) и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю (собиратель), сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия (беги от ненасытной души, видя, на что она дерзнула по отношению к Учителю). Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе " . После пения тропаря правящий архиерей прочитал зачало из Евангелия от Луки о Тайной вечери. В отличие от будних дней Великого поста и предшествовавших страстных дней канон утрени Великого четверга является полным. В тропарях канона последовательно раскрываются ветхозаветные прообразы Тайной вечери, повествуется о самоуничижении Христа, умывшего ноги апостолов, и обличается Иуда, уже решивший предать Христа и тем не менее простерший руку к евхаристическому Хлебу. После чтения канона ексапостиларий " Чертог Твой " исполнили духовенство в алтаре, хор Казанского кафедрального собора и трио клириков. Особенностью первого часа, присоединяемого к утрене, является чтение паремии из пророка Иеремии, которая содержит жалобу Иеремии на сограждан - жителей Анафофа, решивших убить пророка, и Божественный ответ о долготерпении и милосердии. Этот текст считается одним из ветхозаветных пророчеств о Страстях Христовых.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Основание и смысл Великого поста 16.03.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Четверг 1-й седмицы Великого Поста Великий покаянный канон. Четверг Завершился Великий покаянный канон святого Андрея Критского. В нем — все покаяние Церкви, всех, кто когда-либо был в Церкви и будет в ней, покаяние каждого из нас. Здесь весь духовный опыт Церкви, все ее богословие. Мы узнаем, что должно быть основанием, смыслом нашего Поста. Когда мы в первый раз открыли Постную Триодь — в Неделю мытаря и фарисея, — мы услышали из уст фарисея, что такое пост. Он сказал, что дважды в неделю постится, и от всего, что имеет, приносит десятую часть Господу. Святые отцы любят называть этой десятой частью те недели из 365 дней года, которые мы посвящаем Великому посту. Однако, как всякое человеческое дело, пост, хотя он необходим, и заповедан Самим Богом, может быть опасно двусмысленным. В неделю о Страшном Суде Церковь напомнила нам, что самое главное в жизни христианина — это смирение. Сердце сокрушенное, то есть видение человеком своих собственных грехов и одновременно видение милосердной любви Божией, — вот что такое духовная жизнь христианина. Пост, как бы он ни был обязателен и необходим для нашей жизни, не может означать просто каких-то наших духовных усилий. Это не есть усилие человека, соответственно которому он получает награду от Бога. Это не есть наш отказ от естественных желаний с ожиданием быть увенчанными за этот подвиг. Измерение поста совершенно иное. Святая Церковь всеми подготовительными неделями, этим Великим покаянным каноном, всем Великим постом будет говорить нам о первенствующем значении смирения. Хотя мы все знаем слова блаженного Августина, который говорит, что в начале и в середине, и в конце всего — любовь. Действительно, все венчается любовью. Любовь — душа нашей жизни. И первые шаги к Богу мы делаем вдохновляемые любовью. Но мы должны быть очень внимательными, говорит нам Церковь, чтобы не принять за любовь фальшивую монету. Часто мы называем любовью то, что на самом деле есть наше естественное желание, чтобы люди к нам хорошо относились, чтобы мы были в центре внимания. Наше любоначалие, как ни странным это может показаться. Желание самоутверждения. А совершается все это под видом любви к Богу и к человеку.

http://moral.ru/kanon-wednesday/

Освящение колива 9 апреля 2012 г. 15:30 Служение Патриарха Кирилла с 1 по 25 марта 1 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за чередой уставных богослужений в Казанском храме Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы. После богослужения от лица сестер Предстоятеля Русской Церкви приветствовала настоятельница обители игумения Викторина (Перминова). Затем Святейший Патриарх обратился к верующим с первосвятительским словом. 1 марта, в день 400-летия со дня мученической кончины священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание строящегося храма в честь святителя Ермогена в районе Крылатское Западного административного округа Москвы. По окончании чина освящения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с первосвятительским словом. «Подвиг святителя Ермогена можно сравнить с самыми выдающимися деяниями сынов Отечества нашего, направленными на спасение страны. Святой Ермоген стоит в одном ряду с Александром Невским, Дмитрием Донским и последующими царями и полководцами, которые в судьбоносные моменты жизни Отечества делали всё для того, чтобы оно было спасено», — сказал, в частности, Предстоятель Русской Церкви. 1 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании повечерия Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом. «Великий пост, пребывание на богослужениях, молитвенное правило — всё это приобретет совершенно иную силу воздействия на каждого из нас, если будет сопровождаться постоянным испытанием совести. Именно к такому постному подвигу призывают нас святоотеческая мысль, предание Святой Церкви, пример подвижников благочестия», — отметил Святейший Патриарх. Затем Предстоятель Русской Церкви поклонился честным мощам Преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе обители.

http://e-vestnik.ru/church/sluzhenie_pat...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010