Феодорита Кирского , известное под названием «Краткого обзора еретических басней или Сокращения еретического баснословия» 617 . Это сочинение написано было по просьбе знатного и образованного вельможи Споракия 618 в пятидесятых годах V столетия 619 . Блаж. Феодорит вообще один из весьма замечательных писателей церковных 620 . Он лучший представитель греческой богословской образованности в ту эпоху, которая следует за самою блестящею эпохою христианского образования – за веком великих вселенских церковных учителей Василия, Григория и Иоанна Златоустог о. В V веке, когда жил Феодорит, блеск классической эпохи христианского образования начал несколько омрачаться; греческая богословская мысль уже не отличалась тою широтою, глубиною, светлостью и живостью, какою отличалась она в век Василия Великого и Златоустого: но в даровитейших людях этого века, между которыми едва ли не первое место занимал Феодорит, сохранялись еще лучшие предания греческой богословской образованности. Блаж. Феодорит, после св. Иоанна Златоустог о замечательнейший представитель известного антиохийского училища, имевшего особенное значение в христианстве во второй половине IV и в начале V века. Как писатель церковный,– Блаж. Феодорит известен преимущественно своими трудами экзегетическими, историческими, и полемико-богословскими, направленными против современной ему евтихианской ереси. Изучение и опровержение древнейших ересей в кругу обширной и многосторонней деятельности Феодорита не имело того значения, как у его предшественника на этом поприще Епифания, т.е. оно не было для Феодорита, как для Епифания, главною задачею жизни, специальным призванием деятельности. Но Феодорит никак не менее Епифания владел качествами потребными для этого дела: знанием древней полемической и вообще древней христианской литературы 621 и непосредственными живыми соприкосновениями с остатками древних еретических сект 622 . При этом Феодорит несравненно превосходил Епифания, а может быть и всех других предшествовавших ему полемистов, писавших о древних сектах, правильным систематическим образованием, и вообще ясным и точным умом, отличным знанием свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

В XI веке был спор между христианами в Константинополе: какой из трех святителей выше, и славнее, и ближе к Богу: Василий-ли Великий, или Григорий Богослов , или Иоанн Златоуст ? Для прекращения этого бесполезного спора, угрожавшего разделением православных на партии Василиан, Григориан и Иоаннитов, эти святители явились Иоанну, епископу Евхаитскому, и объявили ему, что они все равны пред Богом, и в память их равенства установлен был им общий праздник – 30 января (Собор трех святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста ). Но несмотря на это, в России в старину праздновали св. Иоанну Златоусту несколько дней (13 ноября, 27 января, февраля и др.). Мало этого, праздник св. Иоанну Златоусту – 13 ноября был обставлен, как великий двунадесятый праздник, предпразднеством, попразднеством и отданием, каковой чести русские не оказывали даже Святителю Николаю. Так: 11 ноября – совершилось бдение (παννυχς) по Златоусте, 12 ноября – предпразднество св. И. Златоусту, 13 ноября – торжественное празднование ему, вместо 14 сентября, 14 ноября – воспоминание поставления его во пресвитера, 15 ноября – восстановление в Патриархи, а далее отдание праздника. Кроме сих дней ему праздновали 26 февраля постановление во пресвитера (или вернее в патриархи), 26 января возвращение мощей, 27 января (и доселе– воспоминание) перенесения мощей в Константинополь. В старинных изданиях Цветной Триоди пред словом Св. Златоуста на праздник Пасхи, – уста (богодухновенные слова) его уподобляются Христовым устам: Христове уста – Павловы уста: Павловы уста – Златоустого уста: Златоустого уста – Христовы и Павловы уста (см. Поучения св. Димитрия Ростовского на память св. И. Златоуста, Киев, 1877 г., ч. 3, стр. 334). Так высоко в старину у нас в России чтили св. И. Златоуста за его вдохновенные беседы. Преп. Исидор Пелусиот так отзывается об его златоглаголивых трудах: Не знать столь прекрасных творений значит то же, что не видеть солнца в самый полдень»... а в другом месте своих писем св. отец говорит: Есть ли столь бесчувственный человек, который не возблагодарит Провидение, даровавшее (в лице св. И. Златоуста) столь блистательное светило!»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Список духовных книг для составления церковных библиотек, дополненный и исправленный покойным Преосвященным Митрополитом Филаретом. Отделение I. 1)                       Библия . 2)                       Новый Завет на Славянском и Русском наречии. 3)                       Писания Св. Василия Великого . 4)                       > > Св. Иоанна Златоустог о: о священстве: Беседы на Евангелие от Матфея, на послание к Римлянам. 5)                       Беседы Св. Ефрема Сирина . 6)                       Св. Кирилла иерусалимского огласительные и тайноводственные поучения. 7)                       Православный Катехизис. 8)                       Писания Св. Тихона Воронежского, по крайней мере некоторые. 9)                       Беседы к глаголемому старообрядцу. Отделение II. 10)                   Игнатия Богоносца послания к верующим во Христа. 11)                   Писания Св. Григория Назианзина . 12)                   Прочие писания Св. Иоанна Златоустог о. 13)                   Преподобного Макария Египетского слова. 14)                   Его же Беседы о христианском совершенстве. 15)                   Писания Анны Дорофея. 16)                   Св. Иоанна Дамаскина Богословие, или обстоятельное изложение православной христианской веры. 17)                   Благовестник, или толкование на четыре Евангелиста, Феофилакта Болгарского . 18)                   Жития святых или Минеи Четии. 19)                   Пролог или Синаксарий. 20)                   Писания Св. Димитрия, Митрополита Ростовского. 21)                   Истинно-древняя и истинно-православная Христова Церковь , Преосвященного Митрополита Григория. 22)                   О должностях пресвитеров приходских. 23)                   Начертание Церковно-Библейской истории. 24)                   Начертание Церковной истории от Библейских времён. 25)                   Книга правил Святых Апостол, Св. Соборов и Св. Отцов. 26)                   О служении и чиноположении Православной Греко-Российской Церкви. Отделение III.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С именем пророков известны вдохновенные от Бога святые люди, возвещавшие роду человеческому волю Божию и будущие судьбы мира. Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаемы глаголаша святии Божии человецы(2Пет.1,21). Апостолами называются святые ученики Господа нашего Иисуса Христа, избранные Им для благовестия миру о наступлении на земле Царствия Божия. Они разделяются на 12 и 70 апостолов. При имени одного из последних в месяцеслове всегда добавлено: единого от 70-ти. Те святые люди, кои подобно апостолам много подъяли подвигов и труда для распространения Христовой веры в той или иной стране, как, например, у нас святые князь Владимир и княгиня Ольга, именуются равноапостольными. Наименование святителей усвоено в нашем месяцеслове священноначальникам, епископам, первосвятителям Православной Церкви Христовой. Гражданский год начинается памятью " иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийской " . 13/26 ноября совершается память Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, 25 января/7 февраля - память святителя Григория Богослова, архиепископа того же града. 30 января/12 февраля празднуется память всех поименованных трех святителей вместе. Святители, равно как и другие святые более позднего времени, в отличие от святителей первых шести веков Христовой Церкви, именуются в месяцесловах новыми. 26 марта/8 апреля совершается память святого Василия Нового. 16/29 января совершается память святого священномученика Дамаскина Нового, пострадавшего от турок в 1771 г. в г. Систове, в Болгарии. 18 апреля/1 мая совершается память святого мученика Иоанна Нового, также пострадавшего от турок в Царьграде в 1526 году. В " Последовании ко святому причащению " наряду с молитвами святых Василия Великого, Иоанна Златоустого и Иоанна Дамаскина, существует молитва и святого Симеона, Нового Богослова. Св. мученики, восприявшие небесные венцы за свою мученическую кончину о Господе, разделяются на великомучеников и великомучениц, священномучеников, преподобномучеников и преподобномучениц и исповедников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1360...

Скачать epub pdf Катихизическия беседы приснопамятного о. Иоанна о Святой Троице, Боге Творце и Промыслителе мира, входящия в первый том прежних изданий его сочинений, повидимому, относятся к сравнительно раннему периоду его священнослужения. Оне ценны для нас не только по своему прямому назначению учить вере и жизни по вере: оне также ценны и дороги в том отношении, что приоткрывают завесу, как формировалась его собственная пастырская личность, из каких источников питалась она. О. Иоанн в своем пастырском служении весь деятельность, весь жизнь, весь горение; во внебогослужебные часы он в движении, в поездках, в посещениях домов; о. Иоанн не кабинетный труженик. А между тем, как интенсивна была умственная работа о. Иоанна! О ней лишь отчасти говорят его записи в дневник, столь возвышенныя, обычно такия глубокия по мысли. Катихизическия беседы первого тома его сочинений указывают на внимательное чтение им отцев Церкви, которых он цитирует здесь непосредственно по русским изданиям постоянно. Здесь встречаем имена древних христианских апологетов Иринея и Тертуллиана , святителей Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, Кирилла Иерусалимского , Григория Нисского , блаженного Феодорита , Дионисия Ареопагита , Феофилакта Болгарского , преп. Иоанна Дамаскина , а равно русских святителей Димитрия Ростовского и Тихона Воронежского. Так насыщал себя о. Иоанн, кроме постоянного чтения Свящ. Писания и углубления в содержание богослужебных книг, чтением святоотеческих творений. Мысли из писаний трех великих святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста передает своим слушателям о. Иоанн особенно часто. Но едва ли не наиболее сильно отразилось на его духовном складе влияние св. Василия Великого . Здесь, прежде всего, должна была иметь свою силу сторона молитвенная. Может ли оставаться совсем чуждым каждому священнослужителю дух св. Василия, когда этот священнослужитель читает углубленныя молитвы святителя, особенно молитвы Литургии св. Василия, совершаемой в период Великого Поста и в период праздников Рождества Христова – Богоявления? Тем более это чувство духовного общения должно было сказаться на личности о. Иоанна. Характерная черта Василиевых молитв, как равно его писаний – полнота и широта мысли; она выражается и в его стиле, в виде богатства определительных слов. Эта же черта отличает содержание и стиль о. Иоанна, как это можно видеть уже хотя бы из полного заглавия знаменитого его «Дневника».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Святыни: ковчег с частицей мощей св. вмч. Георгия Победоносца. Престолы: главный – во имя святого великомученика Георгия Победоносца, левый придел – в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Адрес: г. Саратов, пос. Солнечный, ул. Днепропетровская, 7а; тел.: (8452)610524 . Проезд до храма: трамвай 11 (ост.1-й микрорайон), автобус 11, 53, 30 (ост. «по требованию»), маршрутное такси 67, 73 Подробнее... Храм Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого (Саратов) [ править править код ] В 2004 году жители поселка Поливановка города Саратова обратились в Епархиальное Управление с просьбой об открытии у них в поселке Православного прихода и строительстве храма. Строительство двухпрестольного Трехсвятительского храма началось в 2005 году. 6 июня 2007 года епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин основания храма. 5 сентября 2009 года епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин Великого освящения нижнего храма в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» в строящемся храме во имя Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. По окончании Чина освящения была совершена первая Божественная Литургия. 21 февраля 2015 года митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в сослужении духовенства благочиния совершил Великое освящение храма. Адрес: 410051, город Саратов, поселок Поливановка, 8-я Дачная, улица Гвардейская Телефон: +7(8452)98-75-19 Как добраться: трамвай (остановка «Разъезд»), (остановка «Стрелка»); маршрутное такси ( от остановки «3-я Дачная» до остановки «Разъезд»). Подробнее... Храм в честь Сретения Господня (Саратов) [ править править код ] В 2004 году Администрация города Саратова выделила участок земли для строительства здания храма. Прихожане своими силами расчистили территорию для строительства. 5 мая 2007 года епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин основания строящейся Сретенской церкви. Строительство храма было завершено в 2010 году. Богослужения в новопостроенном храме совершаются с января 2010 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Храмы_Саратова

Таковы дни: св. Иоанна Богослова 26 сентября (9 октября) и 8 (21) мая; св. Иоанна Златоустог о 13 (26) ноября; св. Николая Мирликийского 6 (19) декабря; св. трех святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о 30 января (12 февраля); св. великомученика Георгия 23 апреля (6 мая) и другие. Второго вида средние праздники имеют отличительным знаком красный крест без полукружия . Таковы дни: Положения ризы Господней 10 (23) июля; Владимирской иконы Богоматери 21 мая (3 июня) и 26 августа (8 сентября); Тихвинской 26 июня (9 июля); Казанской 8 (21) июля и 22 октября (4 ноября); Смоленской 28 июля (10 августа); Архистратига Михаила 8 (21) ноября; обретения главы Предтечи Христова 24 февраля (9 марта) и 25 мая (7 июня); св. пророка Илии 20 июля (2 августа); св. апостолов из лика 12 и евангелистов 30 июня (13 июля); св. равноапостольных Константина и Елены 21 мая (3 июня); св. Владимира 15 (28) июля; св. святителей Вселенских: Василия Великого 1 (14) января, Григория Богослова 25 января (7 февраля) и св. Златоуста 27 января (9 февраля); святителей всея России: Петра 21 декабря (3 января), Алексия 12 (25) февраля, Ионы 15 (28) июня, Филиппа 9 (22) января, Димитрия, митрополита Ростовского 21 сентября (4 октября); св. преподобных и богоносных отец: Сергия Радонежского 25 сентября (8 октября), Димитрия Солунского 26 октября (8 ноября), Антония Великого 17 (30) января, Антония Киево-Печерского 10 (23) июля, Федоосия Печерского 3 (16) мая и другие. Праздники церковные малые Малые церковные праздники также двух видов. Первого вида малые праздники имеют отличительным знаком три точки в красном полукружии . Таковы дни: зачатия Предтечи Христова 23 сентября (6 октября), св. трех святителей Петра, Алексия и Ионы 5 (18) октября и другие. Второго вида малые праздники имеют знаком три точки в полукружии черном ; например, дни: св. Богоотец Иоакима и Анны 9 (22) сентября, св. первомученицы Феклы 24 сентября (7 октября) и другие. Праздники гражданские Гражданскими праздниками можно назвать те дни богослужения, для которых началом установления служило событие гражданское, соединенное с церковным.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Ноября 4 (17) Священномученик Арсений (Троицкий) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Арсений родился 28 октября 1880 года в селе Гридьево Тверского уезда Тверской губернии в семье священника Сергия Троицкого. Поступил в Тверскую Духовную семинарию, которую окончил в 1903 году. Во время обучения в семинарии он нес послушание учителя певчих архиерейского хора и часто приглашался проповедником на архиерейские богослужения. 30 января 1903 года в день празднования памяти великих святителей и учителей вселенских Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин) совершил литургию в храме Трех святителей в Твери. Произнесение проповеди на богослужении было поручено Арсению Троицкому. В этой проповеди он, в частности, сказал: «Мы, православные служители, в настоящий день творим память трех великих святителей и наставников наших – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; воспоминаем их благочестивую жизнь и те великие подвиги и труды в деле проповедания слова Божия, которыми так полна жизнь этих трех великих столпов веры Христовой. Для чего же мы совершаем это воспоминание? Если скажем, что для того, чтобы прославить и возвеличить имя их, то они уже прославлены и возвеличены не только на земле, но и на небе, не только от человек, но и от Бога, ибо они уже не странны и пришелцы, но сожителе святым и приснии Богу ( Еф. 2, 19 ). К чему же тогда настоящее торжество в память их? Ответим на это словами апостола Павла: да взирающе на скончание жительства, подражаем вере их ( Евр. 13, 7 ), то есть чтобы мы, чтущие память их, поучались примером их добродетельной жизни, подражали вере их, благодаря которой они содеяли правду, получили обетования, стяжали себе неувядаемые венцы жизни вечной. Для каждого члена Церкви Христовой вера есть единственное средство для получения живота вечного, и вся жизнь христианина есть один непрерывный подвиг веры и добродетели, который он благополучно может совершить, подражая вере своих наставников – святых угодников Божиих. Но спросим себя, православные слушатели, идем ли мы на этот подвиг веры, совершаем ли его и подражаем ли вере своих руководителей? Подвиг этот велик, и редко кто из нас благополучно совершает его. Он состоит в том, чтобы жить свято, в правде и истине, чтобы во всех делах и начинаниях предавать себя на волю Божию, жить для Бога и так быть верным Ему и надеяться на Его благость и милосердие, чтобы ни мучения, ни самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в Него…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Braunsberg, 1872; [Аноним]. Жизнь вселенских учителей и святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, как пример борьбы с современным направлением в делах христианской веры и нравственности//Донские ЕВ. Ч. неофиц. 1884. С. 804 сл., 839 сл., 938 сл.; Карпов С., свящ. Уроки из жизни великих святителей: (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого)//Воронежские ЕВ. 1888. 6. С. 284-294; 9. С. 435-450; Лосев С. Учение свв. Отцов Церкви о познаваемости Бога в опровержение арианских заблуждений//ВиР. 1898. 6. С. 399-416; Weiss K. Die Erziehungslehre der drei Kappadozier. Freiburg i. Br., 1903; Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 1914. М., 1995р; Winslow D. Christology and Exegesis in the Cappadocians//Church History. 1971. Vol. 40. N 4. P. 389-396; Лосский В. Н. Каппадокийцы//БТ. 1984. Вып. 25. С. 161-168 (переизд.: Он же. Боговидение. М., 1995. С. 50-62); Смирнов Е. С. Каппадокийцы. Вильнюс, 1992; Meredith A. The Cappadocians. N. Y., 1995; Афанасий (Евтич), еп. Каппадокийские отцы//АиО. 2003. 2(36). С. 138-151; Шмалий В., свящ. Космология святых отцов Каппадокийцев: Вклад в совр. диалог науки и богословия//Там же. С. 152-170; Douglass S. Theology of the Gap: Cappadocian Language Theory and the Trinitarian Controversy. N. Y., 2005; Awad N. G. Between Subordination and «Koinonia»: Toward a Reading of the Cappadocian Theology//Modern Theology. 2007. Vol. 23. N 2. P. 181-204; Spataru D. Sacerdoti e diaconesse: La gerarchia ecclesiastica secondo i padri cappadoci. Bologna, 2007; Giulea D.-A. The Cappadocian Paschal Christology: Gregory Nazianzen and Gregory of Nyssa on the Divine Paschal Image of Christ//ZAChr. 2008. Bd. 12. N 3. S. 477-503; Corrigan K. «Οσα» and «πστασις» in the Trinitarian Theology of the Cappadocian Fathers: Basil and Gregory of Nyssa//Ibid. N 1. S. 114-134; Moreschini C. I Padri cappadoci: Storia, letteratura, teologia. R., 2008; Torrance A. Precedents for Palamas " Essence-Energies Theology in the Cappadocian Fathers//VChr.

http://pravenc.ru/text/1470349.html

Урень. Церковь Трёх Святителей. Церковь. Действует.   Престолы: Трёх Святителей Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1829. Адрес: Россия, Нижегородская область, Уренский район, село Урень Координаты: 57.455588, 45.793285 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Единственной достопримечательностью города Урень Нижегородской области является Трехсвятительская церковь. Это старообрядческая церковь, являющаяся ярким представителем православного зодчества. Обитель выполнена в классическом стиле, ее здание украшено бесстолпным четвериком, боковые портики которого увенчаны ротондой и малыми вытянутыми барабанами, образующими при этом пятиглавие, и пристроенной к нему трехъярусной колокольней. Церковь была возведена в 1829 году из камня, на средства прихожан. По завершению строительных работ ее престолы освятили в честь трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и святого Николая Чудотворца. В сложные для христианства 1930-е годы, во времена советской власти, обитель была закрыта, а ее колокольня разрушена. Долгое время здание церкви использовалось местными властями не по назначению, и только в начале 90-х годов 20 века была возвращена верующим. В настоящее время Трехсвятительская церковь города Урень является действующей. Под ее святыми сводами проводятся богослужения и церковные обряды, праздничные литургии, о которых на весь город возвещает колокольный звон. Трехсвятительская с. Урень (город Урень) зданием каменная, с такою же колокольнею, постр. в 1829 г. на средства прихожан. Ограда каменная, с жел. реш. Кладбище в расстоянии 1 вер. от церкви, обнесено дерев. оградою. Престолов 2: а) в честь трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и б) святит. Николая чудотв. Расстояние от Костромы 365 вер., от Варнавина 45 вер. Ближайшие церкви: Казанская единоверческая в том же селе, Покровская единоверческая с. Темты в 5 в., Николаевская с. Горева в 13 в., Богородицкая с. Семенова в 15 в., Троицкая с. Карпова в 19 в. и Богословская с. Богословского в 22 в. http://www.old-churches.ru/va_034.htm Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=30838

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010