Тропарь на Новый год, гл. 1: Творец и Создатель всего мира, имеющий в Своей власти времена и годы, благослови начало года Своей благости, Господи, сохраняя в мире православных христиан по молитвам Богородицы, и спаси нас. Величание: Прославляем тебя, Святитель отче Василий, и почитаем святую твою память, ибо ты молишься за нас Христу Богу нашему. Стихи из псалмов общие святителям. Прокимен, гл. 1: Уста мои изрекут премудрость и размышление сердца моего – знание. Стих: Слушайте это, все народы; внимайте этому, все живущие во вселенной ( Пс. 48, 4.1 ). Кондак, гл. 4: Открывающий небесные тайны, преподобный Василий, ты явился поистине непоколебимым основанием Церкви, наделяя всех людей неотъемлемым сокровищем и запечатлевая его твоим учением. На литургии прокимен, гл. 6: Спаси, Господи, народ Твой и благослови достояние Твое. Стих: К Тебе, Господи, взываю: твердыня моя, не будь безмолвен для меня ( Пс. 27, 9.1 ). 30 января. Память трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого Тропарь, гл. 4: Единомысленники апостолов к вселенские учители, молите Господа всех о даровании вселенной мира и душам нашим великой милости. Кондак, гл. 2: Святых проповедников со словом Божиим на устах, красоту учителей, Ты взял к Себе, Господи, для покоя и наслаждения благами Твоими. Их труды и смерть Ты, один прославляющий святых Твоих, принял выше жертвы всесожжения. Прокимен, гл. 4: Священники Твои облекутся правдою и святые Твои возрадуются ( Пс. 131, 9 ). Стих: Уста мои изрекут премудрость и размышление сердца моего – знание ( Пс. 48, 4 ). 23 апреля. Память Великомученика Георгия Победоносца Тропарь, гл. 4: Избавитель пленных, покровитель бедных, врач болящих и защитник христиан, великомученик Георгий, моли Христа Бога о спасении наших душ. Прокимен, гл. 4: Праведник цветет, как пальма; возвышается, подобно кедру на ливане. Стих: Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего ( Пс. 91, 13–14 ). 9 мая. Перенесение мощей Святителя и Чудотворца Николая

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Святии славнии Кире и Иоанне,/безсребреницы, мученицы и чудотворцы,/милосердием своим, яко стеною необоримою,/нас оградите от всех бед/и от врагов видимых и невидимых сохраните/непрестанною вашею молитвою ко Господу. Ин тропарь, глас тойже Премудрии вселенней врачеве,/Кире и Иоанне,/от Бога приясте власть целити недуги душевныя,/вкупе же и телесныя,/и ныне молитеся/сохранити град и люди от одержащих зол/и спасти молитвами вашими души наша. Кондак, глас 3 От Божественныя благодати дар чудес приемше, святии,/чудодействуете непрестанно,/вся наша страсти рукодейством секуще невидимо,/Кире богомудре со Иоанном славным:/вы бо божественнии врачеве есте. Ин кондак, глас 6 Великое врачевство вселенней,/супряжение Христово возлюбленное,/светильники сияющия, зарю исцелений,/воспоем, вернии, велегласно,/внутрь церкве им вопиюще:/Кире и Иоанне,/податели чудесем, врачеве недужным,/освящаете вся страны. Величание Величаем вас,/чудотворцы славнии Кире и Иоанне,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. Ино величание Величаем вас,/чудотворцы славнии Кире и Иоанне,/и чтим святую память вашу,/наставницы заблуждшим, исцелители болящим/и собеседницы ангелом. Тропарь святителю Никите, затворнику Печерскому, епископу Новгородскому, глас 4 Насладився, богомудре, воздержания/и желание плоти твоея обуздав,/на престоле святительства сел еси,/и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца/зарями чудес твоих, отче наш, святителю Никито,/и ныне моли Христа Бога, да спасет души наша. Ин тропарь, глас 2 Небеснаго пространства желая,/от юности в тесне месте затворился еси,/в немже прельщен быв от врага,/паки смирением и послушанием/победил еси крепце, Никито,/и ныне, предстоя Христови,/моли спастися всем нам. Кондак, глас 6 Архиерейства саном почтився/и чисте Чистейшему предстоя,/прилежно моление за люди твоя приносил еси,/яко и дождь молитвою свел еси,/овогдаже и града запаления угасил еси./И ныне, святителю Никито,/моли Христа Бога/спасти люди твоя молящияся,/да вси вопием ти:/радуйся, святителю, отче предивный. Ин кондак, глас 1

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из Египта Василий вынес двойственное впечатление - с одной стороны, восхищение запредельно суровой аскезой, а с другой - удивление от эгоистической настроенности некоторых отшельников. Поэтому отшельничество как способ спасения он отринул сразу, так как считал, что такая форма подвига не дает простора для проявления «высокого чувства сострадания». «В многолюдных общежитиях Египта слишком преобладали экономические интересы и ручной труд, отвлекавшие монахов от молитвы и духовного созерцания. Василий Великий создал смешанную форму монашеской жизни, которая, совмещая светлые стороны отшельничества и общежития, была свободна от их крайностей и неудобств. Молитва и созерцание в его монастырях чередовались с физическим трудом, но для последнего допускались лишь такие ремесла, которые не разрушали духовной собранности и простоты жизни монахов. Отличительною чертою монастырей святого Василия служили также их широкая благотворительность и воспитание детей обоего пола». Уроки собственной семьи он полностью воплотил в своей монашеской жизни. Кроме того, в Египте Василий Великий пришел к выводу, что должны быть определенные правила, которыми бы руководствовались подвижники. Такие правила он, с помощью Божьей, составил сам. «Правила эти служили и служат руководством для жизни иноков всего Востока и, в частности, для наших русских иноков. Василий устанавливает для иноков обязанность беспрекословного послушания настоятелю, предписывает быть гостеприимными по отношению к странникам, хотя запрещает подавать им особые кушанья. Пост молитва и постоянный труд - вот чем должны заниматься иноки, по правилам Василия, причем, однако, они не должны забывать и о потребностях окружающих их несчастных и больных, нуждающихся в уходе». Василий Великий, наконец, встретился с Евстафием Севастийским, аскетизм которого вызывал у него восхищение. Это общение стало плодотворным для обоих. Последователи Евстафия жили по 2-3 человека в разных городах и весях. Василий обошел города Понта, посетил эти группки монашествующих, устроил из них общежития, которые приняли его устав. Василий Великий был фактическим основателем киновиального монашества в Понте и Каппадокии.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/16/...

Когда ему исполнилось 14 лет, умер отец, но у семьи была возможность дать детям хорошее образование. Поэтому Василия отправили учиться сначала в Кесарию, потом в Константинополь и, наконец, в главный центр образованности того времени - Афины. «Афины приняли нас, как речной поток», - писал впоследствии его студенческий друг Григорий Богослов. В этом потоке было некоторое количество мути, но и радостный обжигающий азарт познания. «Поначалу В. В. был разочарован, не найдя в Афинах того, ради чего приехал, называя этот город призрачным раем. Однако сближение с Григорием обнаружило общий предмет желаний друзей - любомудрие (философия), под которым оба подразумевали целомудренную любовь по Богу». Василий настолько увлечен был науками, что нередко забывал о еде. «Вокруг их группировался небольшой кружок товарищей, преследовавших серьезные цели самообразования. Войти в этот кружок делал попытки и будущий реставратор язычества - Юлиан, но, не встретив доверия друзей, скоро оставил их общество». Со своими друзьями афинского периода, друзьями доброй студенческой молодости - Софронием, ставшим затем важным сановником, Леонтем, выбравшим поприще софиста, Максимом, пристрастившимся к философии, будущим стратигом Терентием - Василий Великий поддерживал переписку и всегда радовался всякой весточке от них. В каждой науке усердный и одаренный студент добивался успеха - в риторике, грамматике, метрике и философии; кроме того, он освоил астрономию, геометрию и арифметику настолько, что не уступал серьезным специалистам. Помимо этого В. В. изучил не входившую в основные образовательные программы медицину. Возможно, в этом сыграло роль его слабое здоровье, которое он не хотел передоверять врачам, но важно то, что изучение медицины любознательный юноша начал с ухода за больными. В Афинах он изучал, между прочим, и неоплатоническую философию, которая оказала определенное влияние на его образ мыслей и учение. Его друг Григорий отмечет в студенте Василии твердость характера, точность речи и редкую проницательность ума. По словам Григория, они знали «две дороги: одна, первая и превосходнейшая, вела к... священным храмам и к тамошним учителям, другая...- к наставникам во внешних науках», к которым Василий Великий питал известную привязанность. Их учителями в светских науках называют знаменитых риторов Афин того времени: Имерия, Вифинского, и христианина Проэресия Армянского.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/16/...

Слова и беседы на воскресные дни и подвижные праздники и нарочитые дни церковного года Слово Святого Иоанна Златоустого в неделю ваий В неделю шестую в цветную слово Иоанна Златоустого, архиепископа Константина града Беседа преподобного Иова в неделю ваий В понедельник страстной недели слово Иоанна Златоустого о Иосифе В понедельник великой недели Иоанна Дамаскина слово о иссохшей смоковнице и о притчи винограда Во вторник страстной недели слово Иоанна Златоустого о десяти девах Тогоже Иоанна Златоустого патриарха Царя-града слово от толкования евангелия еже от Матфея о десяти девах, и о талантах, глаголано есть в святой великий вторник В среду великой недели слово Иоанна Златоустого о любодеице и масти В четверток великий слово Иоанна Златоустого о предании Господни, и о Пасце, и о причащении В тот же день Иоанна Златоустого архиепископа Константина града беседа, реченная в день пощения, в онь же Спас умы ноги учеником, возстав от вечери Слово Григория Цамвлака в святой великий четверток на предание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и о Иуде, и на иже опресноки приносящих таинством, и о сребролюбии Во святой великий пяток слово преподобного отца нашего Ефрема Сирина о страсти Спасовой Слово Григория Цамвлака во святой великий пяток на часах о еже узрите живот ваш висящ пред очима вашима, и на еретики, и на еже жено, се сын твой, и к ученику – се мати твоя в распятие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и о снятии со креста и в гроб положении В святую великую субботу иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, патриарха царяграда, беседа от сказания евангельского еже от Матфея Святого отца нашего Григория, епископа Назианза, богослова слово в святую Пасху и о своем замедлении Беседа святого Иоанна Златоустого на тридневное воскресение Господа нашего Иисуса Христа Преподобного Кирилла Туровского слово учительное на Святую Пасху Святого Иоанна Златоустого слово в святой понедельник по Пасхе Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, патриарха царя града, слово в неделю новую о неверствии апостола Фомы В неделю Св

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Богдашевский Д. И. Святой Иоанн Златоуст по его письмам. – Киев, 1908. Владимирский Ф. Святитель Иоанн Златоуст как христианский мыслитель и экзегет.//Вера и Церковь . Т. 2. – 1907. Вонифатий (Потапов), иеромонах. Святитель Иоанн Златоуст как поборник осуществления идеала в общественной жизни. – Загорск, 1976. Вурст И. Любовь как основная заповедь христианина по творениям святителя Иоанна Златоуста . – Загорск, 1964. Гладкий В. Учение святителя Иоанна Златоустог о о пастырском служении по беседам его и письмам. – Казань, 1898. Григоревский М. С. Учение святителя Иоанна Златоуста о браке. – Архангельск, 1902. Дебольский Г., протоиерей. Жития святых Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. – СПб., 1907. Жизнь святого Иоанна Златоустог о, архиепископа Константинопольского. М., 1860. Жилов И., священник. Учение святого отца нашего Иоанна Златоустог о против страха смерти и пышных похорон. – М., 1913. Житие святого отца нашего Иоанна Златоустог о, патриарха Константинопольского. (Сост. по руководству Четиих Миней). – М., 1872. – То же, изд. 2-е. – М., 1874. – То же, изд. 3-е. – М., 1883. – То же, изд. 4-е. – М., 1897. – То же, изд. 5-е. – М., 1904. Знаменский Иоанн, священник. Учение святителя Иоанна Златоуста о христианских добродетелях. – Загорск, 1989. Кириллов А. А. Догматическое учение о таинстве Евхаристии в творениях святителя Иоанна Златоуста .//Христианское чтение. СПб., 1896. 1–2, 5–6. Круглов А. Вселенские учители, III. Святой Иоанн Златоуст : Очерк жизни и деятельности. – М., 1900. Курбатов Г. К вопросу о «хулящих Бога» и восстании 387 г. в Антиохии.//Древний Мир: Сборник статей в честь академика В. В. Струве. – М., 1962. – С. 72–79. Курбатов Г. Классовая сущность учения Иоанна Златоуста .//Ежегодник музея истории религии и атеизма. – М.–Л., 1958. – Т. 2. С. 80–106. Лопухин А. Жизнь и труды святого Иоанна Златоуста .//Творения св. Иоанна Златоуста . – СПб., 1903. – Т. 1. – С.1–96. Миролюбов А., священник. Вселенский учитель Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский. – М., 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

54 . Златоуст или беседы Св. Иоанна Златоустог о на Воскресные Евангелия всего года (начиная с недели Мытаря и Фарисея), в лист, на 446 листах, писан полу-уставом XVI стол.; скреплен рукою Патриарха Никона . Внизу, по листам подпись: «Сия книга глаголемая Златоуст, Богоявленского попа Василья Шацкого уезда, села Шаморги, церкви Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и великого страстотерпца Георгия, а подписал Богоявленский поп Василий, подписал своею рукою, лета 7133 (1625 г.), Февраля во 2 день, а та сия моя книга собинная, а не церковная, и я, поп Василий, ту сию книгу Роману Федоровичу Бабарыкину продал впрок безотнимно, а взял за нее поп Василий десять рублей денег 140 (1632) году, Марта в 11 день». За сим следует подпись Патриарха: «Лета 7166 году, Декабря в 4 день (следовательно, в 1657 г.), пожаловал сию книгу Златоуст Великий Господин Святейший Патриарх Никон в свое строение, в монастырь Живоносного Христова Воскресения в Московском Уезде, что на Истре реке» (следует заклинание о неотчуждении ее от монастыря). Таким образом из сей подписи видно, что эта книга, по времени своего пожалования, есть самая старая книга в монастырском книгохранилище; ибо все другие, кроме одного нотного Ирмолоя, по надписанию своему, пожалованы от Патриарха лишь в 1661 году. Переплет кожаный. 55 . Маргарит. Поучения Св. Златоустого, на бумаге, в лист, XV–XVI стол., на 349 листах (без начала и конца), подпись по листам: «7163 (1655), Июня в 25 день, прислал сию книгу Афонские Горы, монастыря Св. Павла, Великомученика Георгия, Архимандрит Анания с братиею «Панегирик». Но при внимательном рассмотрении оказалось, что это Маргарит Св. Иоанна Златоустог о о двух «коматах» (частях). Переплетен в кожу. 56 . Сборник поучений, без начала и конца, в лист, на 247 листах, полу-уставного письма XV стол., Сербского письма. В начале учительные слова Св. Иоанна Златоустог о, а к концу сказания из Патериков, преимущественно о нищелюбии и милостыне. Переплетен в корешок. 57 . Сборник поучений, в большую четверть листа, на 379 листах, писан полу-уставом XV стол., Болгарского письма (без начала и конца), заключает в себе слова Св. Отцов: Иоанна Златоустог о, Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Дамаскина , Ефрема Сирина , Каллиста и Прокла, Архиепископов Цареградских, Кирилла, Архиепископа Александрийского, Мефодия, Епископа Патарского, Ипполита Папы Римского и других, на праздничные и воскресные дни. Переплетен в корешок.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Храм Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого (Саратов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого в городе Саратове возведен в 2005-2015 годах. 21 февраля 2015 года митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в сослужении духовенства благочиния совершил Великое освящение храма. Содержание История [ править править код ] В 2004 году жители поселка Поливановка города Саратова обратились в Епархиальное Управление с просьбой об открытии у них в поселке Православного прихода и строительстве храма. В ноябре 2004 года богослужения начали проводится в приспособленном помещении, выделенном администрацией города Саратова. В настоящее время в этом помещении действует Воскресная школа. Строительство двухпрестольного Трехсвятительского храма началось в 2005 году. 6 июня 2007 года епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин основания храма. 15 апреля 2009 года в храме была освящена малая звонница из шести колоколов. 5 сентября 2009 года епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин Великого освящения нижнего храма в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» в строящемся храме во имя Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. По окончании Чина освящения была совершена первая Божественная Литургия. 11 января 2010 года епископ Саратовский и Вольский Лонгин освятил кресты и купола храма. В начале 2015 года работы по строительству и благоукрашению верхнего храма были завершены. 21 февраля 2015 года митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в сослужении духовенства благочиния совершил Великое освящение храма. Деятельность приходжа [ править править код ] При храме действует Воскресная школа, которая состоит из двух групп — младшей (от 7 до 12 лет) и старшей (от 12 лет). Преподаются: Закон Божий, церковное пение, художественное творчество. Действует библиотека. Приход духовно опекает ГАУЗ Саратовской области Областную офтальмологическую больницу. В ГУЗ Детском противотуберкулезном санатории, в младшей группе, один раз в неделю проводятся занятия по предмету «Основы Православной культуры». Ведется духовно-просветительская работа в СОШ поселка Жасминный и СОШ поселка Поливановка города Саратова.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Василия_В...

Закрыть Праздник богословия Святая Церковь празднует Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого 12.02.2021 844 Время на чтение 6 минут Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого — праздник богословия, в песнопениях которого мы непрестанно слышим, как трое святителей призывают в своих молитвах Пресвятую Троицу. Подобно тому как три ипостаси во Едином естестве — Бог наш, так и тайной Воплощения Сына Божия Церковь становится единою природой со множеством ипостасей: как единство в истине и любви, которое совершается даром Божиим роду человеческому. Этой тайне учат нас святители, имеющие особое, как говорит апостол Павел, призвание в служении Церкви — учительское. В этот день мы должны особенно осознать важность для нашей духовной жизни истинного исповедания веры. Как говорят наши святители, дела добрые без догматов ничто. И исповедание догматов без наших дел тоже не имеет значения. Каждый из нас крещен во имя Пресвятой Троицы — «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». За Божественной литургией мы исповедуем Символ нашей веры, прежде чем вступить во Святое Святых — в Божественную Евхаристию. И прежде чем приобщиться Святых Христовых Таин, мы вместе с апостолом Петром исповедуем Иисуса Христа Сыном Божиим — то, что не плоть и кровь открывает человеку, а Отец Небесный. Это ключ к пониманию подвига святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Их учительство сопряжено с их святостью, с приобщенностью Тому, Кто Един Свят. И без этого хотя бы малого прикосновения к новой жизни, без видения Бога человек не может богословствовать. «Совершенный человек, — свидетельствует преподобный Силуан Афонский, — ничего не говорит от себя, а только то, что говорит через него Бог». Тайна богословия — в том, что человек говорит не то, что он слышал от других людей, а то, что по милости Божией он познал в своем личном духовном опыте. В конце концов, только именно такое богословие приемлется истинным. Но путь к нему — вся наша жизнь в послушании Церкви, в устремленности к богооткровенным тайнам, которые Духом Святым даны людям, больше нас молившимся Богу и несравненно больше нас жившим по слову Его.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/12/pr...

Константинопольский народ, чрезвычайно любивший и уважавший святителя Златоустого, слыша о высоких его добродетелях в слове св. Прокла, прервал его восклицаниями и просил перенести мощи невинно пострадавшего святителя Иоанна в Константинополь 1459 . Прокл убедил царя Феодосия II исполнить благочестивое и справедливое желание народа. Честные останки Златоустого обретены были нетленными и положены в серебряную раку, и торжествеено перенесены из Коман, где скончался он и погребен, в Константинополь. «Православный народ при перенесении мощей множеством судов сделал море как бы сушею, устье Босфора покрыл светильниками. Царь со священным собором и синклитом, при стечении многочисленного народа, встретил св. мощи в Халкидоне и совершил благоговейное поклонение им. Склонив на гроб святителя очи и чело, Феодосий принес молитву за своих родителей Аркадия и Евдоксию и умолял простить им обиду, причиненную ему по неведению». Из Халкидона мощи св. Златоустого на царском корабле перевезены были в Константинополь и положены во храме Св. апостолов. Перенесение мощей сопровождалось славою чудес и совершилось в 438 году 27 января. Утешительным последствием перенесения мощей св. Златоуста из места заточения в Константинополь было то, что приверженцы Иоанна тронуты были общим к нему благоговением и присоединились к Церкви 1460 . В IX веке Иосиф, Косма Веститор и другие написали песнопения на перенесение мощей Златоустого, ныне поемые Церковью в день воспоминания этого события. В этот день, по песнопениям Церкви, «яко украшение царское, Царский град прием мощи Златоустаго и ими украшается. Заточен быв от стада завистию, Божиим же мановением паки к нему по погребении возвратился Златоустый, источая струи чудес и реки проливая врачеваний. Радуется Церковь Христова, на свещник священный взирающи – на св. священномученика, егоже низложивше враги, под спудом молчания скрыша. На славу царску днесь от Коман ко граду приходит Царствующу» 1461 . Паримии в честь св. Иоанна Златоуста в 13-й день ноября и 27 января произносятся общие святителям: первая та же, что в день св. Григория Богослова , 25 января; вторая – Притч.10:32 – 11:12 ; третья – Прем.4:7–15 1462 . В них Церковь прославляет достоинства и участь праведного. Утреннее и литургийное Евангелие те же, что в день св. Григория Богослова ; а чтение Апостола то же, что в 1-й день января, в честь св. Василия Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010