Matth. II, PG 13, 832. 58 См., например, Евсевий Кесарийский. Hist. Eccl., III.4.7; Святитель Афанасий Великий. De incarn., 33 (О вочеловечении Бога Слова, рус. пер.: Святитель Афанасий Великий. Творения. Т. 1. М., 1994); Epist. Festal. 39 (Праздничные послания, Там же, Т. 3); Святитель Василий Великий. Regulae morales, 26 (Нравст­венные правила, рус. пер.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Т. 2. СПб., 1911); Святитель Григорий Нисский. Contra Eunomium (Против Евномия), III.5.8. 59 Слово II (рус. пер.: Святитель Григорий Богослов. Собрание творений. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994). 60 Беседы на Шестоднев (рус. пер.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Т. 1. СПб., 1911). 69 Беседы на книгу Бытия (рус. пер.: Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского избранные творения. М., 1993). 72 Беседы на Евангелие от Иоанна (рус. пер.: Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого… избранные творения). 83 Толкование на пророка Захарию. В другом месте Иероним говорит, что Святой Дух диктовал (dictavit) через апостола Павла (per Apostolum) содержание Послания к Римлянам (Epist. 120.10), однако здесь слово dictare скорее имеет значение “повторять” или “наставлять”. 85 Те же противопоставления “слов” (verba), “речей” (sermones), “букв” (litterae), “последовательности слов” (ordo verborum) и “смысла” (sensus, intelligentia) см. в Epist. 65.11; 106.29. 86 Пролог к Толкованию на пророка Наума. Ср. In Isaiam, prol. (Пролог к Толкованию на пророка Исайю), PL 24, 19–20; Epist. 41. 90 Enarrationes in Psalmos, LXII.1 (Беседы на Псалмы); Qaestiones in Heptateuchum, VII.49 (Вопросы на Семикнижие), PL 34, 815; De consensu Euang., I.35.54; ср. Святитель Григорий Великий. Moralia in Job, praef., 1–2 (Нравственные толкования на книгу Иова, предисловие), PL 75, 515–517. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей.

http://pravmir.ru/uchenie-o-bogoduhnoven...

И взем частицу из просфоры (внизу печати) полагает ее одесную Хлеба (Агнца), близ среды его, глаголя: «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеянна, преукрашенна». И прием третию просфору и, вынимая из нее частицу, глаголет: 1) «Честного славного пророка предтечи и крестителя Иоанна». И изъятую из просфоры первую частицу полагает о левую сторону Святого Хлеба, творя той начало первого чина. 2) «Святых славных пророков, Моисея» и проч. И взем частицу вторую, полагает ее доле первые благочинно. 3) «Святых славных и всехвальных апостол Петра и Павла и прочих всех святых апостолов». И так полагает третью частицу доле вторые, заканчивая первый чин. И затем глаголет: 4) «Иже о святых отец наших святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого» и проч. И взем четвертую частицу и полагает ее близ первые частицы, творя ею начало второго (среднего) ряда. Продолжая далее, глаголет: 5) «Святого апостола первомученика Стефана» и проч. Изъемлет пятую частицу и полагает ее доле первые в среднем ряде. И паки глаголет: 6) «Преподобных и Богоносных отец наших» и проч. И взем шестую частицу полагает ее доле вторые в среднем ряде, и глаголет: 7) «Святых и чудотворцев бессребреников, Космы и Дамиана», и проч. И взем седьмую частицу полагает ее верху, — творя ею начало третьего ряда. И глаголет: 8) «Святых и праведных Богоотец, Иоакима и Анну (и святого, имя рек, его-же есть день), и всех святых, их-же молитвами посети ны Боже». И полагает осьмую частицу доле первые в третьем ряде. И паки, глаголет: 9) «Иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константинопольского Златоустого». (Если поется Литургия его). Если же поется Василия Великого Литургия, то того поминает, вынимая 9ю частицу. Итак взем девятую частицу, полагает ее в конце третьего чина (ряда) во исполнение (Метод, стр. 13). Девятичинная просфора обычно усвояется диакону, но нет оснований считать оную каким-то «материальным доходом» диакона особо (Ц.В., 1900 г., «Правилами церковными девятичинной просфоре, сравнительно с остальными просфорами, никакого особого значения не усваивается» (Ц.В., 1905 г.,

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Реестр этот при циркулярному указе св. Синода от 3 декабря 1867 г. за 54 разослан всем епархиальным Преосвященным. Вот этот список: отделение I 1) Библия, 2) Новый Завет на славянском и русском наречиях; 3) Писания св. Василия Великого ; 4) Писание св. Иоанна Златоустог о о священстве и его же беседы на евангелиста Матвея и на послание к римлянам; 5) Беседа св. Ефрема Сирина , 6) св. Кирилла Иерусалимского , огласительные и тайноводственные поучения; 7) Прав. катехизис; 8) Писания св. Тихона Воронежского, по крайней мере некоторые; 9 беседа к глаголему старообрядцу. Отделение II, 10) Игнатия Богоносца , послание к верующим; 11) Послания св. Григория Назианзина ; 12) прочие писания св. Иоанна Златоустог о; 13) Препод. Макария египетского слова; 14) его же беседа о христианском совершенстве; 15) писания Аввы Дорофея ; 16) св. Иоанна Дамаскина , богословие, или обстоятельное изложение православные христианские веры; 17) Благовестник или толкование на 4 евангелиста Феофилакта болгарского ; 18) Жития святых или минеи-четьих; 19) Пролог или Синаксарий; 20) писания св. Димитрия Митрополита Ростовского; 21) истинно древняя и истинно-православная Христова церковь Митрополита Григория; 22) о должностях пресвитеров приходских; 23) начертание церковно библейской истории; 24) начертание церковной истории от библейских времен; 25) книга правил св. апостолов, св. соборов и отцов церкви; 26) о служении и чиноположению прав. грекороссийские церкви. Отделение III. 27) указание пути в царствие небесное, беседы Иннокентия архиепископа Камчатского; 28) новая скрижаль Вениамина, архиепископа Нижегородского; 29) богослужебные каноны на греческом языке с переводами славянским и русскими; 30) сокращенная история русской церкви Филарета, архиепископа Черниговского и 81) жизнеописание святых русской церкви А. Н. Муравьева. 27 . Указом св. Синода 16 июня 1826 г. (II. С. З. 5322) предписано, чтобы в церквах были книги, относящиеся токмо по церковному уставу служению, объяснению священного писания, наставлению священно-церковно-служителей в их должностях утверждению прихожан в православной вере и благочестии и поучения, переведенные с греческого языка православными пастырями грекороссийской церкви, согласные преданиям оной, церковной и гражданской печати, изданные и издаваемые с дозволения Синода и дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В четвертом отделении рассматриваются, по письму литовцев, несколько разнородных лжеучений Косого и, во-первых, то, будто все веры равны пред Богом, по слову апостола Петра: Во всяком языце бояйся Его и делаяй правду приятен Ему есть (Деян. 10. 35), и потому не нужны людям ни крещение, ни причащение. В опровержение этого лжеучения Зиновий, с одной стороны, объясняет, что святой Петр сказал означенные слова в то время, когда по повелению Божию позван был к язычнику Корнилию, мужу благоговейному и богобоязненному, чтобы возвестить ему слово спасения и крестить язычника, и, следовательно, выразил вовсе не ту мысль, будто крещение не нужно людям, а только ту, что спасение о Христе предназначено не для одних иудеев, как прежде думал и сам Петр, но и для язычников и что всякий богобоязненный язычник может, подобно Корнилию, привлечь на себя благоволение Божие и удостоиться спасительного крещения. С другой же стороны, прямо доказывает необходимость крещения и причащения для спасения людей как текстами Священного Писания, так особенно обширнейшими выписками из Постнической книги Василия Великого и из творений Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Затем опровергает Зиновий а) лжеучение еретиков, будто не должно делать никаких приношений в церковь,— текстами Священного Писания, а преимущественно обширными выписками из Григория Богослова и Златоуста; б) лжеучение, будто монашество не имеет основания ни в Евангелии, ни в Апостоле и противно им,— также разъяснением известных текстов Писания и примерами древних великих учителей и подвижников; в) лжеучения, будто не должно подавать милостыни нищим, потому что они — псы; будто не должно почитать родителей и именовать себе на земле отцов; будто не должно повиноваться ни духовным наставникам, ни гражданским властям и давать им дани,— против всего этого приведены немногие, но весьма ясные свидетельства Священного Писания. В пятом отделении Зиновий доказывает, вопреки лжеучению еретиков, что должно почитать святых и призывать их в молитвах, должно почитать самые их мощи, читать их мучения и жития, верить их чудесам, и при этом пользуется текстами Писания, соображениями разума и обширными выписками из Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

http://sedmitza.ru/lib/text/436011/

Храм Трёх Святителей (Тольятти) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Трех святителей , трех великих вселенских учителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого — является домовым храмом Поволжского православного института имени святителя Алексия, митрополита Московского. Торжественное открытие храма состоялось 6 сентября 2014 года. Содержание История [ править править код ] С 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при непосредственной поддержке Правительства Самарской области и руководства ОАО «АвтоВАЗ» в центре Автозаводского района городского округа Тольятти строится уникальный духовно-образовательный комплекс — Поволжский православный институт имени Святителя Алексия, Митрополита Московского. Поволжский православный институт — светское высшие учебное заведение, в котором органично сочетается социальное, гуманитарное и теологическое направления обучения. Его миссия — быть крупнейшим в регионе культурным и духовно-просветительским центром. Он призван готовить около 2500 квалифицированных специалистов для социальной, культурной и педагогической сфер Поволжья ежегодно. Этот прекрасный архитектурный ансамбль, выдержанный в высоких традициях древнерусского зодчества (общей площадью всех сооружений 27 200 кв.м.), который уже стал настоящим украшением города, открылся 6 сентября 2014 года малым освящением домовой церкви — храма Трех святителей, трех великих вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Божественную литургию возглавил митрополит Самарский и Сызранский Сергий. Справка: Среди множества христианских святых есть самые любимые, почитаемые всеми православными народами. К таким — избранным среди избранных — относятся три вселенских учителя и святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Есть даже особый день, когда память трех святителей празднуется вместе — это 12 февраля по новому стилю. В каждом из трех святителей — поразительное сочетание талантов: ума, памяти, знания, веры и силы духа. В каждом — решимость идти по пути Евангелия до конца, до жертвы жизнью. И, несмотря на некоторую разницу в призвании и служении, три святителя едины в нашем сознании, и имена, данные им церковным народом: Златоуст, Великий, Богослов — это свидетельство, в общем-то, об одном: о действии в них Святого Духа Божия. А сила их святительского слова была и остается такой, что и по сей день мы прибегаем к ним как к источнику правды Божией, исцеляющему наши души.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Трёх_Свят...

Вот примеры истинного покаяния, и вот как Господь любит кающихся грешников! . И так, никто да не отчаивается в Божием милосердии. Если ты, к несчастно, привык воровать, грабить и обманывать, пьянствовать и сквернословить, — непременно покайся, перестань воровать, грабит и обманывать, и при Господней помощи живи честными и праведными трудами; перестань пьянствовать и сквернословить, живи трезвенно и благочестиво и в душе своей имей Божий страх. Если ты привык грубить отцу и матери, старшим и начальствующим, — непременно покайся и почитай их так, как повелел нам почитать их Сам Господь. Словом, как бы ни были тяжки и велики твои грехи, — покайся, принеси плоды достойные покаяния, живи добродетельно, и Господь за твое покаяние и добрые дела примет тебя в Свое небесное царство. Трудно ли тебе каяться? Но выслушай, что говорит об этом св. Иоанн Златоуст: „деньги ли надобно тратить здесь? Путь ли далекий проходить? Болезнь или муку какую врачевание сие делает? И иждивения не требует, и болезни не причиняет, и скорое подает уврачевание. Ибо, по мере усердия приступающего и уврачевание ранам Господь дарует. О, великое человеколюбие! О, благости превосходство! Грешника, когда исповедает свои прегрешения и прощения просит, впредь обещание дает исправления, в тот час праведным соделывает“ (из книг, поуч. разн. св. отец, 1803 г., лист. 226). Братие христиане! Все мы живем во грехах, и всем нам необходимо покаяние. И Господь кающихся грешников всегда приемлет, и никого никогда не отгоняет от Себя. Ибо Он приходил призвать к покаянию не праведников, а грешников ( Лк.5:32 ). И потому, пока Господь терпит нашим грехам и ждет нашего обращения к Нему, будем каяться заблаговременно, всякий день и час. Покайтеся, говорит всем Господь, ибо приблизилось небесное царство. Аминь. Поучение в день трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого  (30 Января) Ныне у нас праздник в честь св. вселенских учителей и святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Всем этим святителям Церковь Христова в этом же Январе месяце праздновала каждому особо: 1го Января она праздновала Василию Великому, 25-го — Григорию Богослову, 27-го — Иоанну Златоусту, а ныне она празднует сим трем святителям вместе. По чему же в нынешний день установлена праздник в честь трех святителей, и чему научает нас этот праздник? Об этом я и хочу теперь сказать вам, братие, свое посильное слово.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

30/12 Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого (379), Григория Богослова (389) и Иоанна Златоустого (407). Преподобного Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIV). Тропарь вселенским учителям и святителям Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоустом у, глас 4 Яко апостолов единонравнии/и вселенныя учителие,/Владыку всех молите,/мир вселенней даровати/и душам нашим велию милость. Кондак, глас 2 Священныя и боговещанныя проповедники,/верх учителей, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение,/труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,/Едине прославляяй святыя Твоя. Величание Величаем вас,/святителие велиции Василие, Григорие и Иоанне,/и чтим святую память вашу,/вы бо молите за нас/Христа Бога нашего. Ино величание Величаем вас,/святителие Христовы Василие Великий, Григорие Богослове и Иоанне Златоусте,/и чтим святую память вашу,/вы бо молите за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Зинону, постнику Печерскому, в Дальних пещерах почивающему, глас 4 Преподобне отче Зиноне,/преподобне и честне житие твое на земли препроводивый/и тем Богови по премногу благоугодивый,/моли о нас, чтущих память твою. Кондак, глас 8 Восхвалялся днесь, преподобне Зиноне,/яко преподобен во славе,/и радуяся давидски на ложи своем во Царствии Небеснем,/не премолчи о нас мольбу принести ко Господу. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Зиноне,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. 31/13 Бессребреников мучеников Кира и Иоанна и иже с ними (311). Святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского (1108). Тропарь бессребреникам мученикам Киру и Иоанну, глас 5 Чудеса святых Твоих мученик/стену необориму нам даровавый, Христе Боже,/тех молитвами советы языков разори,/Церковь Святую укрепи, яко един Благ и Человеколюбец. Ин тропарь, глас тойже Троичная благодать всельшися в честная сердца ваша,/преблаженнии Кире и Иоанне,/на духи нечистыя страшни прогонителие явистеся./И не точию явленным, но и тайным/недугом врачеве бысте./Темже, дерзновение имуще к Человеколюбцу Богу,/непрестанною молитвою душевныя наша страсти исцелите. Ин тропарь, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кесова Гора. Церковь Николая Чудотворца. Николо-Грачи Карта и ближайшие объекты Построена в 1799 г. Престола три: в холодной Святителя Николая, в теплой: правый Покрова Пресвятой Богородицы, левый трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Источник: сайт Тверской епархии  В посёлке прежде существовали две деревянные церкви: Никольская и Покровская, сгоревшие в 1778 г. В 1779 г. на месте Никольской была поставлена ветхая церковь, перевезённая из с. Дёмшино и первоначально предназначавшаяся для растопки в Кашинский Клобуков монастырь. Каменный трёхпрестольный храм построен вместо неё на средства прихожан. Холодный придел - Святителя Николая. Тёплые приделы в трапезной: правый Покрова Пресвятой Богородицы, левый трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого (вторая половина XIX в.). Основной объём имеет кубическую форму, трапезная – в одной связи с ярусной колокольней. Церковь была закрыта в конце 1930-х гг., вновь открыта в 1943 г. Храм ремонтировался в конце 1940-х годов, в 1966-1967 годах, в 1975 году и  1999 году. По материалам официального сайта Тверской епархии Православный храм в сельской местности на протяжении веков выступал как общественный и духовный центр поселения. На Кесовогорской земле в нач. ХХ века проходили богослужения в 31-м храме и функционировали 11 часовен. Важно отметить, что храм всегда строили на самом обозримом месте, будь это берег реки, либо на возвышенности, либо в перспективе улицы. Церкви Кесовой Горы - Рождества Иоанна Предтечи, Спаса Преображения и Николая Чудотворца не были исключением. Но не только природно-географический фактор определял статус села, зачастую селом становился тот населённый пункт, в котором находилось помещичье имение или усадьба. В этом случае храм почти всегда сооружался при деятельном участии владельца этой земли. Кесова гора - вотчина дворян Прозоровских, не мало средств вложивших в строительство церквей этого села. Все каменные храмы возводились исключительно из местного кирпича, произведённого на небольшом заводике. Сам населённый пункт - ныне посёлок городского типа Кесова гора - образованный некогда из объединившихся посадов Красный, Заячий и Грачи, впервые упоминается в источниках под 1238 годом. В XVI-XVII вв. Кесовогорские земли относились к Городецкому стану Бежецкого Верха, в 1776 году Екатерина II передала их в образованный Кашинский уезд. С конца XVIII века Кесова Гора получила известность как крупный торовый центр, место проведения Ивановской, Никольской и Покровской ярмарок и еженедельных базаров. Сюда приезжали купцы из Кашина, Бежецка, Углича, совершались сделки по закупкам льна, мяса, ржи и других сельскохозяйственных культур. Особенно много содействовали становлению Кесовой Горы как торгового села дворяне Прозоровские, родовой вотчиной которых долгое время были эти земли. В 1898 году через Кесовогорскую волость прошла железная дорога, соединившая Сонково с Кашиным.

http://sobory.ru/article/?object=06089

Иакова, брата Господня, св. Василия Великого , св. Иоанна Златоустог о, св. Григория Двоеслова ; так и литургии церкви западной и различных неправославных сект, издревле существующих на востоке. Из всех этих литургий, как ни многочисленны они и ни разнообразны, нет ни одной, в которой бы не находились молитвы за умерших. 2. Свидетельства св. отцев и учителей Церкви. Например – Св. Афанасия Великого: «Богоглаголивые Апостолы, освященные учителя и духовные отцы, по достоинству их, будучи исполнены Божественнаго Духа и по мере вместимости приявшие, исполнившую их восторга, силу Его, Богодухновенными устами богоугодно учредили литургии, молитвы и псалмопения, и годичные воспоминания об усопших, каковое обыкновение благодатию человеколюбиваго Бога даже до ныне усиливается и распространяется от восток солнца до запад, на севере и юге, в честь и славу Господа господствующих и Царя царствующих». Св. Иоанна Златоустог о: «не напрасно узаконено Апостолами творить пред страшными Тайнами поминовение об усопших: они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние». – «Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни: все это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг чрез друга». Член II. О Боге, как судье и Мздовоздаятеле для всего рода человеческого I. О всеобщем суде § 183. Связь с предыдущим, день всеобщего суда, неизвестность этого дня и признаки его приближения, в особенности явление Антихриста I. Суд частный, которому подвергается каждый человек по смерти своей, не есть суд полный и окончательный, и потому естественно заставляет ожидать еще другого суда, полного и решительного. На частном суде получает мздовоздаяние только душа человека без всякого участия тела, хотя и тело разделяло с нею дела ее, добрые и злые. После частного суда и для праведников на небеси и для грешников во аде открывается только предначатие того блаженства или мучения, которое они заслужили. Наконец, после частного суда для некоторых грешников остается еще возможность облегчить свою участь и даже освободиться от уз ада, если не через собственные заслуги, то по молитвам Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого О тайне богословия Божественная Литургия 12 февраля 1998 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого - праздник богословия, в песнопениях которого мы непрестанно слышим, как трое святителей призывают в своих молитвах Пресвятую Троицу. Это та неизреченная тайна Бога и Церкви, которая говорит о том, что, подобно тому, как три ипостаси во Едином естестве - Бог наш, так и тайною Воплощения Сына Божия Церковь становится единою природой со множеством ипостасей: как единство в истине и любви, которое совершается даром Божиим роду человеческому. Этой тайне учат нас церковные учители, имеющие особое, как говорит апостол Павел, призвание в служении Церкви: учительское. Все мы призываемся в этот день к тому, чтобы осознать важность для нашей духовной жизни истинного исповедания веры. Как говорит святитель Кирилл Иерусалимский, дела добрые без догматов ничто. И исповедание догматов без наших дел тоже не имеет значения. Каждый из нас крещен во имя Пресвятой Троицы - " во имя Отца и Сына и Святаго Духа " . За Божественной Литургией мы исповедуем Символ нашей веры прежде, чем вступить во Святое Святых - в Божественную Евхаристию. И прежде, чем приобщиться Святых Христовых Тайн, мы вместе с апостолом Петром исповедуем Иисуса Христа Сыном Божиим - тайну, которую не плоть и кровь открывает человеку, а Отец Небесный, сущий на небесах. Это ключ к пониманию того, что являют своей святостью святые Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Их учительство сопряжено именно с их святостью, с приобщенностью Тому, Кто Един свят, - к Богу нашему, и без этого, хотя бы малого прикосновения к новой жизни, без видения Бога человек не может богословствовать. " Тайна богословия заключается в том, - учит преподобный Силуан, - что человек совершенный никогда и ничего не говорит от себя, а только то, что говорит через него Бог " . Тайна богословия в том, что человек говорит не то, что он слышал от других людей, а то, что, по милости Божией, он познал в своем личном духовном опыте. В конце концов, только именно такое богословие приемлется истинным. Но путь к нему - вся наша жизнь в послушании Церкви, в устремленности к богооткровенным тайнам, которые Духом Святым даны людям, больше нас молившимся Богу.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_11...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010