2) Крестовый храм при архиерейском доме во имя Воскресения Христова. Братию составляют: иеромонахи – эконом и казначей, иеродиакон и 2 псаломщика. 3) Храм по имя св. Печерских чудотворцев, деревянный, построен в 1883 г. Храм сей находится в саду, принадлежащем архиерейскому дому. 4) Г. Пензы Николаевский храм построен (на месте прежнего) в 1734 г., каменный, с двумя теплыми приделами в честь Воздвижения св. Животворящего Креста и во имя Трех Святителей – Василия В., Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, в 1833–4 г. пристроены еще два придела во имя св. и чудотв. Митрофана Воронежского и св. великом. Варвары. Причта положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. В пользу причта вклад 2544 р. Дома у членов причта церковные. Прихожан м. п. 352, ж. п. 371, в числе их лютеран м. п. 3. С 1871 г. при церкви открыто попечительство. 5) Храм в честь Введения во храм Пр. Богородицы, с теплыми приделами во имя св. архистратига Михаила и Трех Святителей Василия В., Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, построен в 1767 г., каменный. Причта положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Земли пахотной 22 д. и сенокосной 11 д. В пользу причта вклад 3242 р. Прихожан м. п. 1678, ж. п. 1620. Приход состоит из горожан и слобод Подгорной, Тимаковки, Березовки, Оврага (смежны с городом) и Веселовки (в 3 в.). 6) Храм Покрова Пр. Богородицы, с теплыми приделами в честь Сретения Господня и Владимирской иконы Божией Матери, построен в 1765 г. Причт состоит из священника, штатного диакона, диакона на псаломщической вакансии и псаломщика. В пользу церкви вклад 4797 р. Земли 33 д., но причт ею не пользуется. В пользу причта вклад 2884 р. Прихожан м. п. 494, ж. п. 573. 7) Храм Преображения Господня двухэтажный, каменный, холодный, построен в 1667–9 г., до 1794 г. был соборным в существовавшем здесь мужском монастыре; в нижнем этаже – теплом – престолы в честь Казанской иконы Божией Матери и в память Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. При храме часовня с престолом во имя Пр. Богородицы Живоносного Источника, построенная в 1852 г. Церковь имеет вклад 2182 р. Причта положено: священник и псаломщик. В пользу причта вклад 1932 р. Прихожан м. п. 446, ж. п. 526.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

С именем пророков известны вдохновенные от Бога святые люди, возвещавшие роду человеческому волю Божию и будущие судьбы мира. Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаемы глаголаша святии Божии человецы(2Пет.1,21). Апостолами называются святые ученики Господа нашего Иисуса Христа, избранные Им для благовестия миру о наступлении на земле Царствия Божия. Они разделяются на 12 и 70 апостолов. При имени одного из последних в месяцеслове всегда добавлено: единого от 70-ти. Те святые люди, кои подобно апостолам много подъяли подвигов и труда для распространения Христовой веры в той или иной стране, как, например, у нас святые князь Владимир и княгиня Ольга, именуются равноапостольными. Наименование святителей усвоено в нашем месяцеслове священноначальникам, епископам, первосвятителям Православной Церкви Христовой. Гражданский год начинается памятью " иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийской " . 13/26 ноября совершается память Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, 25 января/7 февраля - память святителя Григория Богослова, архиепископа того же града. 30 января/12 февраля празднуется память всех поименованных трех святителей вместе. Святители, равно как и другие святые более позднего времени, в отличие от святителей первых шести веков Христовой Церкви, именуются в месяцесловах новыми. 26 марта/8 апреля совершается память святого Василия Нового. 16/29 января совершается память святого священномученика Дамаскина Нового, пострадавшего от турок в 1771 г. в г. Систове, в Болгарии. 18 апреля/1 мая совершается память святого мученика Иоанна Нового, также пострадавшего от турок в Царьграде в 1526 году. В " Последовании ко святому причащению " наряду с молитвами святых Василия Великого, Иоанна Златоустого и Иоанна Дамаскина, существует молитва и святого Симеона, Нового Богослова. Св. мученики, восприявшие небесные венцы за свою мученическую кончину о Господе, разделяются на великомучеников и великомучениц, священномучеников, преподобномучеников и преподобномучениц и исповедников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1360...

В это же время (17 и 19 августа) в горсовет поступают заявления от 2 членов церковного совета о выходе из его состава из-за невозможности больше нести обязательства, возложенные на общество. 10 октября того же года горсовет просит облисполком расторгнуть договор с верующими на пользование храмом, сам храм ликвидировать, передав горсовету для использования на хозяйственные нужды военведа, т.к. община распалась, налоги и сборы за 1938 г. не уплачены, ключи от здания сданы горсовету, церковь не используется с июля 1937 г. и находится в бесхозном состоянии. На следующий день президиум Ивановского облисполкома утвердил данное постановление. ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 3. Д. 858. Л. 1-6; Призыв. 1938. 198. 28 августа. Ершов А.Л. Закрытие храмов во Владимире в конце 1930-х годов//Старая столица: краеведческий альманах. Вып. 6/Центральная городская библиотека г. Владимира, отдел краеведческих исследований. – Владимир, 2012. С. 51–53. Церковь во имя св. Николая чудотворца, что в Галее, известная в народе больше под именем «Николы-мокрого», находится в южной части г. Владимира за чертою валов, окружающих город. Время первоначального основания церкви на этом месте с точностью неизвестно, но уже в начале XVII ст. она существовала, как это можно видеть из патриарших книг 1628 г.: «церковь великого чудотворца Николы за осыпью в Галее…» По писцовым книгам 1653-54 гг. при церкви Николая чудотворца священником был Иван Иванов, в приходе было 66 дворов. Она же упоминается в писцовых книгах 1656 г. В конце XVII ст. здесь выстроена была теплая церковь и в 1697 г. освящена во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. По переписным данным 1703 г. при Никольской церкви значится: два священника Димитрий и Иоанн, приходских дворов 44; в 1710 г. при церкви священник Иван Дмитриев, а в 1715 г. Иван и Яков Дмитриевы. В 1732 г. апреля 27 «г. Владимира посадский человек Иван Григорьевич Павлыгин подал прошение в Владимирское духовное правление, в коем просил разрешить ему вместо обветшавших деревянных церквей во имя Николая чудотворца и при ней теплой во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого построить от своего иждивения настоящую каменную церковь во имя того же св. Николая и при ней по правую сторону теплую церковь во имя оных же трех святителей каменную». Мая 22 того же года просимое разрешение было дано.

http://sobory.ru/article/?object=01845

На содержание причта при церкви имеется земли: усадебной около двух десятин и сенокосной и пахотной 47 десятин 1,323 квадр. саж.; план и межевая книга имеются только на последнюю землю. Причта по штату: священник и псаломщик. На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 15 р., от земли 40 руб. и за требоисправления 730 руб., а всего в год 785 руб. Приход: половина села Алексина и деревни: Федорово, Крестниково, Бабашкино, Сенино, Неверово, Ердениха и Гусина. Всех дворов в приходе 219, душ мужеского пола 636 и женского пола 677 душ. Церковь Иоакимовская. Время основания сей церкви неизвестно; первые исторические известия о ней относятся к тридцатым годам прошедшего столетия; из письменных документов этого времени видно, что в 1731 году, по прошению попа Феодора и прихожан, дана была от Епархиального Начальства благословенная грамота на построение новой деревянной церкви в честь Богоотец Иоакима и Анны. Новопостроенная церковь , по указу Суздальского епископа Гавриила, была освящена в 1788 г. строителем Борковской пустыни иеромонахом Сергием 66 . Деревянная церковь существовала в селе до 1808 года, а в этом году тщанием прихожан построена ныне существующая каменная церковь , с теплым приделом в честь препод. Сергия Радонежского чудотворца. Со времени построения церкви в ней произведены следующие изменения: в 1849–1852 годах теплая церковь была перестроена и расширена, и в ней устроен был другой придел в честь святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; в 1868–1871 годах была перестроена холодная церковь и престол в ней в честь Богоотец Иоакима и Анны вновь освящен 8 августа 1871 года Владимирским архиепископом Антонием. Таким образом в настоящее время в церкви три престола: в холодной – в честь святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и в теплых приделах: в честь препод. Сергия Радонежского и в честь святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. Колокольня и ограда при церкви каменные. Из священных церковных предметов особенное внимание по ценности заслуживают следующие: 1) сребропозлащенный крест весом 3 фунта; 2) напрестольное евангелие в сребропозлащенном окладе, украшенном стразами, печати 1805 г., – вклад купца Семена Суслова, и 3) плащаница, шитая золотом, с золотыми кистями, – вклад крестьян дер. Таракановой Дмитрия и Семена Сусловых.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Да на старом церковном месте, где стоял пред сего храм Иоанна Предтечи за осыпью, пять келий. А в них живут нищие, питаются от церкви Божией. Келья Андрюшки Иванова,келья Афоньки Володимерова, келья Осипки Васильева, келья Петрушки Иванова. Поперек того двора4 сажени. Келья нищей Матренки. А земли под теми кельями в длину 15 сажен, поперек тож. Да против той же церкви Ивана Предтечи в осыпе место порожнее на кургане в длину 15 сажен, поперек 10 сажен. А по приправочным книгам было на том месте 10 келий нищих, а ныне на том месте тех келий нет> . Дальнейших сведений о судьбе этих деревянных церквей не имеется. В окладных книгах 1676 г. упоминается церковь Иоанна Предтечи; при ней в приходе 20 дворов посадских и 1 двор, в котором живет дворник. В 1806 г. вместо деревянных церквей был построен каменный храм с такой же колокольней, но в 1866 г. этот храм был разобран до основания и вместо него к 1874 г. построен новый, более обширных размеров. На время постройки каменного храма была построена деревянная церковь, которая по освящению нового храма в 1875 г. была разобрана. В новом храме устроено три престола: средний в память Усекновения главы св. Иоанна Крестителя, по бокам его в честь Собора Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил и во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Церковь богата украшена св. иконами и богата утварью и ризницей. Богатством украшений особенно отличаются местные старинные иконы: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Крестителя, Трех святителей и Архистратига Михаила; напрестольное Евангелие в серебряном вызолоченном окладе, серебряные вызолоченные сосуды. По правую сторону амвона на бронзовом аналогии положен образ Воскресения Христова и двунадесятых праздников; в середине его врезан восьмиконечный серебряный вызолоченный крест, на обратной стороне коего написано: «части св. мощей — древо креста Господня, ризы Господни, Петра митрополита, Леонтия Ростовского, Василия Великого, Ефрема, мученика Христофора, Тихона чудотворца, Ефимия Суздальского, Муромских чудотворцев князя Константина с чады, Ярославских чудотворцев — князя Федора с чады, мученика Артемия, Лукияна, св. Дамиана, мученицы Ирины, камень горы Фаворской, камень, с него же вознесся Господь, Гроба Владычицы, жезл Моисеев, гроба Сергия чудотворца, Иакова Перского, мученицы Татианы, Пантелеимона и Ефимии Прехвальныя». Кроме этого, есть 4 небольших сребропозлащенных креста, вставленных в икону Воскресения Христова, с частицами св. мощей Муромских чудотворцев, и крест, употребляемый при водоосвящении, с частицами святых мощей с надписью: «сей Св. Животворящий крест в церковь св. Иоанна Предтечи приложил Данил Железников год 73 (?) здравия и спасения и поминовения душ наших».

http://sobory.ru/article/?object=34810

   Передняя пластина самого креста фигурно отлита и украшена золотой филигранью. В центре – небольшое, объемное изображение Распятия. В изгибах золотой скани размещаются драгоценные камни, среди которых есть рубины и изумруды. На нижнем пятилистнике – шесть обрамленных золотом драгоценных камней, расположенных по кругу, в центре которого находится седьмой камень – крупный изумруд; на боковых трилистниках – по пять драгоценных камней-украшений, расположенных тоже по кругу, в центре которого изумруды такого же размера, что и в нижней части креста; верхняя часть креста украшена четырьмя вкрапленными в литье драгоценными камнями, в центре которых – тоже изумруд. Все изумруды примерно одинакового достоинства. На обратной стороне креста (задняя пластина) выгравированы по-церковнославянски сокращенные слова: «Часть ризы Господни, часть ризы Пресвятыя Богородицы, Животворящее Древо Креста Господня…», а также кратко – имена сорока угодников Божиих, чьи святые мощи хранятся в Кресте-мощевике. Вот полные имена этих святых: «Честнаго и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; святого Андрея Первозванного; преподобного Саввы Сторожевского; святого праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского; святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского; святителя Амвросия, епископа Медиоланского; святителя Спиридона Тримифунтского; святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских; святителя Иоанна, архиепископа Новгородского; святителя Арсения, епископа Тверского; святителей Гурия, Варсонофия и Германа Казанских; преподобных Антония, Пимена и Евфимия Великих; преподобного Алексия – человека Божия; преподобного Саввы Освященного; преподобных Иоанна Лествичника, Даниила Столпника и Григория Декаполита; священномученика Антипы; преподобного Иоанна, спостника Симеонова; великомученика Феодора Тирона и мученика Мины; святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского; преподобного Сергия, игумена Радонежского; преподобного Тихона чудотворца; преподобных Александра Свирского и Пафнутия Боровского; преподобного Антония Римлянина, новгородского чудотворца; преподобного Макария, игумена Колязинского, чудотворца; блаженного Максима Московского, Христа ради юродивого».

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/14/...

Писания догматические, нравственные и аскетические, обращенные преимущественно к инокам: 1) Творения святого Дионисия Ареопагита с толкованиями на них святого Максима Исповедника в списке XV в. по переводу, сделанному в 1371 г. афонским иноком Исаиею; 2) Слова против ариан святого Афанасия Александрийского в списке XV в. по переводу епископа Болгарского Константина (X в.); 3) Пандекты Антиоха в списке конца XIV или начала XV в. ; 4) Лествица святого Иоанна Лествичника во многих списках XIII, XIV и XV в. ; 5) Поучения аввы Дорофея в четырех списках XIV и XV в.; 6) Поучения святого Ефрема Сирина в трех списках: конца XIII, XIV и начала XV в.; 7) Поучения Исаака Сирина в списках 1381, 1416, 1431 г. и вообще XV в. с прибавлениями из Петра Дамаскина, Максима Исповедника и др. ; 8) Диоптра Филиппа Пустынника в списке 1388 г. и в четырех списках XV в.; 9) Постнические Слова святого Василия Великого XV в. ; 10) Поучения преподобного Феодора Студита в списках XIV и XV в.; 11) Подвижнические главы преподобного Максима Исповедника, Феодора Эдесского и Нила — конца XIV или начала XV в. ; 12) святого Нила об «Осми помыслех» в списке 1419 г.; 13) Творения Симеона, Нового Богослова, и Петра Дамаскина — XV в. и 14) «Словеса различна» святого Григория Синаита — XV в. Церковные поучения, Слова, беседы : 1) Огласительные поучения святого Кирилла Иерусалимского XIII в. ; 2) 16 Слов святого Григория Богослова с толкованием Никиты Ираклийского, в трех списках XIV в. и в двух XV в.; 3) Маргарит святого Иоанна Златоустого — начала XV в.; 4) Беседы на евангельские чтения святого Григория Двоеслова — XIV в. ; 5) Собрание поучений на воскресные и праздничные дни из святого Златоуста и других отцов, в списке XV в. Это собрание сделано Константинопольским патриархом Филофеем и переведено на славянский язык в 1343 или, вероятнее, в 1407 г. ; 6) сборник Слов, от недели мытаря и фарисея до недели всех святых, из святого Златоуста, Феофила Александрийского, Ефрема Сирина, Феодора Студита, Григория Богослова, Афанасия Александрийского и других, в списке XV в.; 7) еще два (неполных) сборника поучений на разные дни и праздники из святого Златоуста и других, в списках XIV–XV в. Три последние сборника составлены несомненно у нас в России, потому что наряду с творениями древних учителей Церкви заключают в себе и сочинения русских писателей — Феодосия Печерского, Кирилла Туровского и некоторых безымянных .

http://sedmitza.ru/lib/text/435933/

Попечение св. Иоанна в сане пресвитера о душевном благе им пасомых было истинно апостольское Свидетельством этой заботливости и беспримерного его усердия в исполнении обязанностей учителя веры и благочестия при антиохийской Церкви служагь его многочисленные беседы и поучения, сказанные им в продолжение 12 лет священства. В течение этого времени, исключая болезни, Иоанн проповедал слово Божие антиохианам, по крайней мере, раз в неделю, нередко дважды, а иногда ежедневно 116 ; часто поучал устно без книги, за что антиохиане особенно чтили своего проповедника. Число его бесед, произнесенных им во время пресвитерства чрезвычайно велико. Броме бесед и слов по различным случаям и о различных предметах, напр., о непостижимости божественного существа для человека; в похвалу еп. Флавиану и св. Мелетию; против ереси Аномеев и на день Р. Христова 117 Златоустый во время своего пресвитерства написал толкования на многия книги св. Писания ветхого и нового завета: 67 бесед на книгу Бытия во время поста кроме 9-ти отдельных слов на различные места этой книги; на некоторые псалмы; на 8 первых глав Исаии; на Евангелие от Матфея (90 бесед), на Евангелие от Иоанна (88 бесед). Особенно любил Златоустый послания ап. Павла, которого и икону имел в своей келлии 118 и написал беседы на послания: к Римлянам (32), к Коринфянам (на оба послания 74 беседы): толкование не в виде бесед на послание к Галатам; к Ефесеям (24 беседы); на оба послания к Тимофею (28 бесед); на послание к Титу (6 бесед) и к Филимону (3 беседы). Св. Златоустый во время также пресвитерства своего около 387 года написал особое против иудеев и язычников сочинение, в котором раскрыл Божественное достоинство христианского учения и отношение его к язычеству и иудейству. Ревность св. Иоанна к проповедыванию слова Божия вознаграждалась великим усердием христиан слушать и читать его поучения. Его сильное услаждающее душу, красноречие было предметом общего удивления, и привлекало к нему людей всех сословий, возрастов и состояний, не только христиан православных, но еретиков и даже язычников. Из уст Иоанна изливалась такая благодать, сила и увлекательность, что все слушавшие его не могли насытиться сладких слов его: многие записывали их и давали друг другу для чтения. Поучения его читаемы были всюду – при трапезах и собраниях народных. В городе не было ни одного человека, который бы не желал слушать поучения Иоаннова, и посему стечение к нему слушателей всегда было многочисленно. Иные называли его устами Божиими и Христовыми, другие именовали сладкоглаголивым, некоторые медоточивым, но Златоустым нарекла его в Антиохии одна простая женщина, которая, слушая и не совсем понимая его поучение, воскликнула «учителю духовный Иоанне Златоустый , ты углубил кладезь св. твоего учения, ум наш не может досязать». С того времени все начали звать его Златоустым. 119

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Икона мозаичной работы, относящаяся к XIII-XIV вв, находится в правом киоте монастырского собора.     Предание 1 версия   В 1545 году ее вытащили из моря рыбаки в присутствии патриарха Иеремии. Как икона оказалась в море, точно не известно, существует несколько преданий. Согласно одному из них, этот образ был брошен в море ранее 830 года иконоборцами.      Предание2 версия По преданию, эту икону забрали пираты во время набега, но попали в бурю около монастыря и потонули.... Затем икону выловили рыбаки - во лбу Николы торчала устрица. До сих пор во лбу осталась большая дыра, поэтому икону назвали  Никола Устричный, а вскоре и сам монастырь получил это название...- www.isihazm.ru.   Так или иначе, долгое время эта икона находилась в море и уцелела, только к лику приросла большая перламутровая раковина - от нее осталась глубокая, как бы кровавая, язвина, до зрачка левого глаза. Из одной половины раковины патриарх Иеремия сделал блюдце для части Богородичной просфоры, а из другой половины панагию. Этой панагией патриарх Иеремия II благословил российского патриарха Иова.   См: Никола Устричный     Подробее:   частица Животворящего Креста, частицы мощей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, архидиакона Стефана, 40 севастийских мучеников, Феодора Стратилата, Амвросия Медиоланского, Иоанна Предтечи и других.     Еще подробнее:   Кроме небольшой части Животворящего Древа Креста Господня, хранятся мощи: рука св. праматери Анны, часть с кожею и плотью от руки св. Василия Великого, правая рука священномуч. Елевферия, части от локтей св. Иоанна Златоустого, св. Григория Богослова и св. архидиакона Стефана, части св. муч. четыредесяти и святых безсребренников Космы и Дамиана, рёбра святых мучеников Карпа и Папилы и св. Иоасафа царевича Индийского, часть от руки св. Феодора Стратилата, часть св. Амвросия Медиоланского, миро св. Димитрия Солонского, миро св. Николая Чудотворца, часть челюсти с тремя зубами св. Иоанна Предтечи, смешение персти, костей и крови мученников в Никодимии сожённых и часть св. Трифона.

http://isihazm.ru/1/?id=514

Наконец много было особенных чтителей достоинств и св. Иоанна Златоустог о. Слова или поучения его чрезвычайно любили слушать. Однажды он предоставил говорить вместо себя прибывшему из Галатии пастырю: «народ с воплями отступал, болезнуя, как будто оставаясь долгое время в голоде, и желал нашей речи, которая рассекала, укоряла; трогала, печалила, поступая точно так, как дитя, которое и тогда, когда его бьют и наказывают, не отстает от матери, но со слезами следует за нею, держась с боку за одежду матери и увлекаясь за нею с рыданиями». 202 Когда он несправедливо низложен был, то многие, ему преданные, отделились даже от Церкви под именем Иоаннитов 203 , и имели особенные богослужебные собрания. Это отделение прекратилось по перенесении мощей св. Златоуста из места заточения в Константинополь. 204 В обличение сих ревностных, но неразумных чтителей св. Иоанна Златоуста константинопольский патриарх Аттик, заботясь о единстве Церкви православной, установил в V веке, чтобы молитвенные поминовения как св. Иоанна, так и прочих епископов совершались равночестно. 205 В царствование Алексия Комнина, в конце XII века, особенно усилилась между верующими распря о заслугах трех св. великих Вселенских учителей и святителей. Одни превозносили Василия, другие возвышали Григория, иные предпочитали Иоанна. От этого произошло разделение между чтителями св. светильников мира, так что одни называли себя Василианами, другие Григорианами, третьи Иоаннитами. Этот спор решили сами святители: явясь все вместе Иоанну епископу евхаитскому, открыли, что «они все у Бога имеют одно равное достоинство. Итак объявили, чтобы христиане оставили напрасный спор. Мы как вовремя жизни старались, о единодушии, так и по преставлении своем всего более желаем единомыслия верующих; установи для нас один праздник». Епископ объявил о видении Церкви, и в честь трех св. Вселенских учителей и святителей установлено общее торжество в 1076 году 30 января, совершаемое после раздельного в этом месяце празднования каждому, а именно после празднования в 1 день января св. Василию Великому , в 25 – св. Григорию Богослову и в 27 – св. Иоанну Златоусту . 206

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010