БДЕНИЕ ВСЕНОЩНОЕ (греч. παννυχις, γρυπνεα – лат. vigilia) называется более или менее торжественная ночная служба, состоящая из соединения Вечерни и Утрени с присоединением в большинстве случаев часа первого. В прежнее время, а теперь в некоторых монастырях (напр. на Афоне) служба эта продолжалась всю ночь. ВЕЧЕРНЯ (греч. σπερινν лат. vesperae) – служба, исполняемая по большей части вечером, как указывает само ее название. Она может исполняться и днем, как напр. в некоторых случаях перед литургией. Ее характерным признаком является пение псалма 140 «Господи воззвах» и гимна «Свете тихий». ВЕЛИКАЯ ЕКТЕНИЯ. (см. слово «ектения»). ВЕЛИКИЙ ВХОД (см. слово «вход»). ВХОД, особое богослужебное символическое действие, состоящее в том, что служащий иерей (один или с диаконом) выходит из алтаря северными дверьми к амвону и от амвона проходит царскими дверьми в алтарь к престолу. При сем переносятся в зависимости от службы – кадило, Евангелие или св. Дары. Вход с кадилом и Евангелием бывает на вечерне и литургии. Он называется тогда малым. Вход с Дарами бывает только на Литургии и называется тогда великим входом. Малый вход означает шествие Спасителя на проповедь. Великий всегда означает шествие Спасителя на страдание и смерть. ВОЗГЛАС (греч. νησις). Произносимое священником громогласно заключение – ектении, тайных и иных молитв. Оно, большей частью, славословит Отца, Сына и Св. Духа. См. слово «Славословие». ГЛАС (греч. χος) – церковный музыкальный лад; их всего восемь. Каждый из них связан с определенным мелодико-гармоническим типом. ДОГМАТИК См. Богородичен Догматик. ЕКТЕНИЯ (греч. τεν τενα букв. – ряд) Последование кратких молений, соединенных в одно целое. Ектении бывают: 1) Великая, состоящая из двенадцати молитвенных предложений. 2) Малая – состоящ. из трех. 3) Сугубая – число молений различно; воззвание «Господи помилуй» повторяется трижды. 4) Просительная ектения тоже состоять из различного числа прошений, из которых одни сопровождаются «Господи помилуй», другие же, оканчивающиеся словами «у Господа просим», сопровождаются воззванием «Подай Господи».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

12 «Капитонами» в XVII веке назывались раскольники, по имени некоего старца Капитона, одного из «первых за веру стоятелей» против патриарха Никона См. «Внутренние вопросы в расколе в XVII векк» СПб. 1898г., стр. XXXII–XXXV, примеч.43, а также стр. 0104, под словом Капитон. (прим. электронной редакции). 13 «Повсть учинилъ, чесо ради у насъ римляне прокляти» очевидно, для того, чтобы показать, что «римляне прокляти» православными совсмъ не за noчumahie четвероконечнаго креста. На поле: М. нв. 15 Этот евангельский тексъ Игнатий применяет к самосожженцам и в первом своем послании к сибирской пастве, впрочем без примечания об «овинах» и «ямах». «Православный Собеседник». 1855г., кн.1, послание 1, стр.14. На поле: М. а. 16 Этот евангельский текст Игнатий применяет к самосожженцам в третьем своем послании к сибирской пастве, но там говорится уже о «ямах» под «избами», или о «погребах» (подвалах) «Православный Собеседник», 1855г., кн.2, послание 3, стр. 126. 17 О церковных кругохождениях не было речи ни в «Жезле правления», ни в «Увете духовном», изданном по повелению патриарха Иоакима. Но в «Деяниях» собора 1667 года относительно этого предмета было определено особое правило. Оно находится во 2 главе, в ряду правил, которые были «предложены» восточными патриархами-александрийским Паисием и антиохийским Макарием. «Проуведехом и сие, – сказано здесь, – яко в великую субботу, на утрени егда вход бывает, со святою плащаницею окрест церкве, подобне и во освящении церкве, вход со святыми мощами, около же церкве: не ходят по обычаю святые восточные церкве направо к востоку, но ходят налево к западу, мудрствующе, яко по солнцу подобает ходити. И то несмыслено мудрствуют: зане не согласно есть с прочими чины церковными. Ибо егда хиротонисается диакон, или священник, или архиерей, во хиротонии обхождение святыя трапезы с хиротонисаемым бывает не налево по солнцу: но надесно противосолнца. Такожде и со святым евангелием малый вход, и великий вход со святыми дарми, направо противо солнца, а не по солнцу. И чин каждения во святом алтаре окрест святыя трапезы, и в церкви подобне бывает. Чесо убо ради творят разнство, вход со святою плащаницею в великую субботу, и вход со святыми мощами, на освящении церкве: и во святом крещении и венчании. Каковое особное таинство в сих показуют; ей никакова: токмо суемудрие, и мятеж, и раскол. Лепо бо есть во святой церкви согласию быти, нежели расколу. Подобает убо якоже есть чин входу со святым евангелием, и со святыми дарми, и во хиротонии диаконства, иерейства и архиерейства. Такожде и входу со святою плащаницею, и во освящении церкве со святыми мощми, и во святом крещении, и венчании быти. Да престанет суемудреных, и расколников бесчинное предание, и да будет согласие со святою восточною церковию: и со самыми прочими церковными чины, вышеописанными».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Упоминаются и сами врата св. алтаря, называемые «нижними дверями» (α κτω θραι), и завеса, которая хотя иногда и называется обычным словом «καταπτασμα», но чаще всего обозначается термином «верхние двери» (α πνω θραι) 608 . Правила, приводимые в «Послании» относительно врат и завесы, в основном совпадают с одиннадцатой главой Стоглавого Собора (где также упоминаются и врата, и завеса), но более точны и детальны. Предписывается 1) в начале литургии держать завесу убранной, но врата затворёнными, 2) отверзать врата на малый вход, 3) закрывать их с началом молитв (то есть ектении) об оглашенных, 4) закрывать и врата, и завесу по Великом входе, и 5) убирать завесу при возгласе «Двери, двери...» 609 . Отверзение врат на Великий вход и перед возгласом «Со страхом Божиим...» очевидно подразумевается. Можно без преувеличения сказать, что «Послание» патриарха Паисия определило русскую практику относительно царских врат и завесы. Чтобы получить таблицу XIX современного русского чина, нужно добавить (кроме двух вышеупомянутых правил, которые подразумеваются) лишь указание о задёргивании завесы на возглас «Святая святым». А оно уже наличествовало в одиннадцатой главе Стоглава 610 . Неудивительно поэтому, что в С 1656, первом Служебнике, вышедшем после получения «Послания» Паисия, появились новые указания относительно врат св. алтаря. Были добавлены указания об отверзении царских врат на малый вход (пункт 2 в таблице XIX ), о затворении их после чтения Евангелия (пункт 3) и о об открытии их вновь на Великий вход (пункт 4). Пункт 3 не соответствует правилам в «Послании» патриарха Паисия, согласно которым врата затворяются с началом ектении об оглашенных, так что нельзя сказать, что эти правила были приняты полностью и безоговорочно. Указание о затворении царских врат и завесы по Великом входе (пункт 5) было удалено, возможно, потому, что считалось само собой разумеющимся, а указания для начала Божественной литургии были заменены одним кратким замечанием, которое с тех пор печатается во всех московских Служебниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По пропетии первой половины Херувимской, кончая словами: Всякое ныне житейское отложим попечение, совершается так называемый Великий вход, то есть торжественное перенесение уготованных Святых Даров с жертвенника на Престол, где они поставляются на раскрытый антиминс. Исторически Великий вход объясняется тем, что в древности «предложение», в котором уготовлялись Святые Дары при проскомидии, находилось вне алтаря, а потому, когда приближалось время пресуществления Св. Даров, они торжественно переносились в алтарь на престол. Символически Великий вход изображает шествие Господа Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть. Начинается Великий вход тем, что священник и диакон подходят к жертвеннику. Священник кадит Св. Дары, трижды молясь в себе: Боже, очисти мя, грешного. Диакон говорит ему: Возьми, владыко. Священник, взяв воздух со Св. Даров, возлагает его на левое плечо диакона, говоря: Возьмите руки ваша во святая и благословите Господа. Потом взяв св. дискос, возлагает его на главу диакона, со всяким вниманием и благоговением. При этом священник говорит диакону: священнодиаконство твое да помянет Господь Бог во царствии своем, всегда, ныне, и присно, и во веки веков, а диакон, принимая дискос и лобызая руку священника, говорит ему: Священство твое да помянет Господь Бог… Принимая дискос, диакон стоит справа от жертвенника на одном колене, держа в правой руке принятое им перед этим от иерея кадило, надетым за кольцо на мизинце правой руки так, чтобы оно спускалось у него позади плеча, после того, как иерей передаст ему дискос. Поднявшись с колен, диакон первый начинает шествие, выходя северными дверями на солею, а священник, взяв в руки св. чашу, следует за ним. Если служат два диакона, то на плечо одного из них возлагается воздух, и он идет впереди с кадилом, а старший по чину диакон несет на главе дискос. Если служат несколько священников соборно, то второй по чину священник несет крест, третий – копие, четвертый – лжицу и т. д. Впереди их идут свещеносцы. По окончании пения Херувимской, уже на ходу диакон начинает вслух поминовение великого входа , которое продолжает за ним священник, а, если служение соборное, то и другие священники, все поочередно, причем принято, что старший священник поминовение заканчивает.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Общее прошение: заступи, спаси… благодатию: Обычное: Господи, помилуй! По особенной важности предстоящих священно-действий, особенного рода заключение эктении: премудрость (будет предложена, изображена в таинственных священнодействиях)! Возглас следует такой же, какой бывает и в заключение «великой эктении» (яко подобает…), собычным аминь. Точно из таких же частей, т. е. из обыкновенного приглашения верующих к продолжению молитвы, из общего прошения и особенного заключения, состоит и «вторая», непосредственно за первой следующая, «предхерувимская» эктения, если священник служит один; если же в служении участвует и диакон, то этот последний, за обычным приглашением к молитве, прилагает, из великой эктении, 1-е, 2-е, 3-е и 10-е прошения, и потом то уже читает «прошение общее», с «особенным», как и в предыдущей эктении, «заключением», которое священник оканчивает то же особенного рода возгласом: яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу и….веков. И когда пропоется: аминь, следует пение «херувимской песни». «Херувимская песнь» и «великий вход» § 87. Во время пения херувимской песни 171 происходит окончательное к таинству приготовление «св. хлеба и вина», состоящее в перенесении их на дискосе и в чаше, с «жертвенника на престол», сквозь северную алтарную дверь и потом чрез царские врата. Это перенесение и составляет так называемый великий вход, «вход» т. е. в алтарь к престолу, с приготовленными для таинства дарами 172 ; «великий», между прочим, по тому, что изображает собой великия, или, точнее, «величайшие» события из земной жизни нашего Божественного Искупителя, именно: Его гефсиманскую всеобъемлющую, все, в молитвенном отношении, превосходящую, но и глубоко – не по человеческим силам – страдальческую молитву, – Его шествие, после гефсиманской молитвы, на окончательные страдания и смерть, наконец самые эти страдания , с смертью и живоносным погребением, за спасение всего рода человеческого и целого мира. Столь высоким, глубокознаменательным воспоминаниям вполне соответствует и величие совершаемых при этом свящоннодействий: в это время вновь отверзаются царские врата, для предстоящего «входа»; производится каждение: всего алтаря, иконостаса и молящихся; священник пред престолом, с воздетыми горе руками, представляет образ высокой, пламенной молитвы; верующие, соревнуя своему руководителю в деле молитвы и священнослужения, и, по большой части, долу преклоненные, то же пламенно, усердно молятся, при трогательном, умиляющем душу пении «херувимской песни»:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По пропетии первой половины Херувимской, кончая словами: Всякое ныне житейское отложим попечение, совершается так называемый Великий вход, то есть торжественное перенесение уготованных Святых Даров с жертвенника на Престол, где они поставляются на раскрытый антиминс. Исторически Великий вход объясняется тем, что в древности «предложение», в котором уготовлялись Святые Дары при проскомидии, находилось вне алтаря, а потому, когда приближалось время пресуществления Св. Даров, они торжественно переносились в алтарь на престол. Символически Великий вход изображает шествие Господа Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть. Начинается Великий вход тем, что священник и диакон подходят к жертвеннику. Священник кадит Св. Дары, трижды молясь в себе: Боже, очисти мя, грешного. Диакон говорит ему: Возьми, владыко. Священник, взяв воздух со Св. Даров, возлагает его на левое плечо диакона, говоря: Возьмите руки ваша во святая и благословите Господа. Потом взяв св. дискос, возлагает его на главу диакона, со всяким вниманием и благоговением. При этом священник говорит диакону: священнодиаконство твое да помянет Господь Бог во царствии своем, всегда, ныне, и присно, и во веки веков, а диакон, принимая дискос и лобызая руку священника, говорит ему: Священство твое да помянет Господь Бог… Принимая дискос, диакон стоит справа от жертвенника на одном колене, держа в правой руке принятое им перед этим от иерея кадило, надетым за кольцо на мизинце правой руки так, чтобы оно спускалось у него позади плеча, после того, как иерей передаст ему дискос. Поднявшись с колен, диакон первый начинает шествие, выходя северными дверями на солею, а священник, взяв в руки св. чашу, следует за ним. Если служат два диакона, то на плечо одного из них возлагается воздух, и он идет впереди с кадилом, а старший по чину диакон несет на главе дискос. Если служат несколько священников соборне, то второй по чину священник несет крест, третий — копие, четвертый — лжицу и т. д. Впереди их идут свещеносцы. По окончании пения Херувимской, уже на ходу диакон начинает вслух поминовение великого входа , которое продолжает за ним священник, а, если служение соборное, то и другие священники, все поочередно, причем принято, что старший священник поминовение заканчивает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010