Жители гадаринские поспешили, конечно, к необычайному происшествию. " И пришедши к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись " . Было чему ужаснуться, отчего вострепетать. Явное чудо — действие силы сверхъестественной. Не исцеление даже, а поистине воскрешение к жизни человека, жившего во гробах. И без всяких рассказов было явно чудо. Однако, подтверждая видимое, свидетели события " рассказали " всем прибежавшим из города и селений, " как исцелился бесновавшийся " . Что же происходит?… Жители, конечно, падают на колени от благодарности к Богу, что к ним пришел столь великий Целитель? Они радуются о спасенном человеке, которого столько времени видели гибнущим? Они, конечно, указывают Спасителю на других бесноватых и больных, прося об исцелении их? Они приглашают Спасителя к себе, просят Его осчастливить их — войти в глубь страны?… Если бы все случилось так! Но случилось совсем иное… Погубив свиней, бесы, хотя и не получили права опять войти в людей, но несомненно утешились, видя свои собственные чувства и желания в душах гадаринских жителей. Гадаринские жители просили Иисуса отойти от пределов их… " И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них " . Кто из нас никогда не был виновен в этом грехе, пусть первый бросит в них камень! Мне совесть моя не позволяет этого сделать, хотя я и чувствую всю страшную греховность поступка гадаринцев… Запретить вход в свои пределы, в свои жилища Воплощенному Живому Богу, Творцу неба и земли! Что может быть необычайнее и чудовищнее этого поступка? И вместе с тем — нет в мире и ничего обычнее этого поступка. В нем виновен решительно каждый, живущий на земле. В нем повинны все, не взирающие на небо и не обращающие взора к Сыну Человеческому. Ежедневно и ежечасно мы не пускаем нашего Господа и Спасителя войти в наши пределы; не пускаем к себе Его, стоящего около нашего человеческого сердца… " Се стою у двери и стучу " . (Откр. 3, 20). Кто отворяет Ему? Кто радуется его стуку? Кто ловит и удерживает Его голос, помнит его среди своей жизни?… Но не будем говорить о внутренних, тонких и постоянных отречениях от Его духа, которых никто в мире не видит, кроме ангелов. Сколько в человечестве и совершенно открытого, грубого, дерзкого неповиновения воле Божией, восстания против истины Христовой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

После того, как Господь Иисус Христос предал Свой дух Богу Отцу, Иосиф, богатый человек из города Аримафеи, член синедриона, пошел к Пилату и испросил у него позволение похоронить Его в саду своем, находившемся близ Голгофы. Иосиф был до сих пор тайным учеником Спасителя и не принимал участия в Его осуждении. Получив дозволение Пилата, он принес чистое полотно (плащаницу), а другой знаменитый член синедриона, Никодим, который приходил к Нему ночью и также был тайным Его учеником, принес в изобилии благовонных мастей, смирны и алоя. Они с благоговением сняли тело Иисуса Христа со креста, помазали его мастями, обвили плащаницею и с погребальным пением отнесли в пещеру Иосифа и вход в неё загородили большим камнем. Пещера эта была изсечена из цельной скалы, и никто еще не был в ней погребен. При обряде погребения были Мария Магдалина, Мария Иосиева и некоторые другие благочестивые женщины. По окончании погребения, они в невыразимой горести сидели против камня, скрывшего тело Господне. Но та же любовь к Спасителю, которая источала из глаз их горькие слезы, и ободрила их. Видя, с какими почестями Иосиф и Никодим погребали Спасителя, они и со своей стороны захотели выразить Ему усердие и помазать тело Его миром драгоценным. Они поспешили в город, чтобы приготовить миро, но уже настал вечер, с которого начиналась пасхальная суббота, и они должны были отложить свое намерение до дня, следующего после этого праздника. Первосвященники, однако же, и в пасхальную субботу не знали покоя. Рано утром они пришли к Пилату и сказали ему: «господин, мы вспомнили, что этот обманщик говорил: после трех дней воскресну. Итак, прикажи охранять Его гроб до третьего дня, чтобы ученики Его ночью не украли и не сказали народу: Он воскрес из мертвых. Тогда этот последний обман будет хуже первого». Пилат сказал им: «вы имеете стражу, пойдите, охраняйте, как знаете». Они пошли, поставили у гроба стражу и приложили к камню свою печать. Таким образом, хотя первосвященники старались очернить даже память умершего Господа, сделали то, что гроб Его, как по истине царский, был охраняем воинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Евр 5:4 . И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. «И никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон». Ибо тот законный первосвященник, кто от Бога приемлет рукоположение. Так приял сан сей и Аарон, первый первосвященник. Изрек же сие божественный Апостол не с намерением указать нам теперь правила первосвященства, но предуготовляя нас к учению о Владычнем первосвященстве. Посему вслед за этим премудро присовокупил: Евр 5:5.  Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя. Евр 5:6.  как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. «Тако и Христос не Себе прослави быти первосвященника», «но Глаголавый к Нему: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя». «Якоже и инде глаголет: Ты еси священник во век по чину Мелхиседекову». Поелику Христос был из другого колена, так как по человеческому естеству произошел от Давидова рода, то Апостол, зная упорность сердец неверующих иудеев, прибег к пророческим свидетельствам и премудро подтвердил ими собственное свое слово, а также премудро показал, что Христос наименован не только Первосвященником, но и Сыном и приял некое новое первосвященство. Поелику же Апостол сказал, что первосвященником за человеки для того поставляется человек, чтобы сострадал «невежствующым и заблуждающым, понеже и той немощию обложен есть», то доказывает, что и Владыка Христос приял на Себя, кроме греха, все страдания естества человеческого. Прочтите толкования Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Блаженный Феодорит Кирский Блаженный Феофилакт Болгарский Блаженный Феофилакт Болгарский Толкование в Неделю 3-ю Великого поста на Послание к Евреям Евр 4:14.  Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, Как бы на просьбу кого-нибудь подать нам совет, чтобы мы не пали духом и не предали малодушию, говорит, что достаточно и сказанного для научения нас страху и для того, чтобы сделать более твердыми. Но кроме того, мы еще имеем «Первосвященника», Который может помочь нам, если только мы держимся исповедания; ибо Он не малый и не случайный, а великий, — Он — Сын Божий. И не таков, как Моисей. Тот ни сам не вошел в покой, ни народа не ввел; а Этот, прошедши небеса, восседает со Отцом и может дать нам вход в небеса, и сделал нас наследниками обетованного покоя.

http://bible.predanie.ru/nedelya-3-aya-v...

5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. 6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, 7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. 8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. 9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами. Практический очерк содержания рядового чтения В апостольском чтении шестой недели, вводящей нас в великие дни страданий Спасителя, изображаются высокие чувства, которыми христиане должны одушевляться всегда, а особенно в страстную седмицу, при воспоминании страстей Христовых. 1. Первое чувство, которое должно наполнять нашу душу и сердце, при воспоминании о входе Спасителя в Иерусалим, грядущего на свои вольные страдания, — это — чувство радости. Еще святой пророк Захария, провидя великий день торжественного шествия Мессии в Иерусалим для страданий, призывал истинно-верующих чад Израиля к великой радости. « Ликуй от радости, дщерь Сиона », взывал он в пророческом духе, « торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной » (Захар. 9:9; ср. Мат. 21:5 ). То же самое проповедует нам и апостол: « радуйтесь — говорит Он — всегда в Господе » (ст.4). О чем же радоваться? Наша радость должна быть не мирская, но духовная — « о Господе .» Мы должны радоваться, что Господь наш Иисус Христос Своими страданиями и крестной смертью избавил нас от греха, проклятия и вечной смерти, что Он открыл нам свободный вход на небо и даровал вечную жизнь. Βсе дело искупления, совершенное Господом, составляет предмет нашей радости. Это чувство должно теперь господствовать над всеми другими чувствами; посему апостол и усугубил свое слово: « радуйтесь », взывает он, « всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь », — радуйтеь « всегда », при всех случаях и обстоятельствах жизни. В болезни и скорбях, в лишениях и несчастьях, во всяких огорчениях и сердечных ранах, никогда не должна оставлять нас радость о том, что Господь искупил нас Своей кровью, что мы — Его, а Он — наш, и так как Он вечен, то мы должны и радоваться « всегда .»

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Некоторые из них пришли и рассказали начальникам иудейским обо всем, что случилось. Те испугались, стали советоваться между собою, что им делать, и вот что придумали: они дали воинам много денег и уговорили их рассказывать всем, будто они, воины, заснули, стерегши гроб Иисуса Христа, ученики же Христовы в это время тихонько украли из пещеры и унесли с собою тело Его, а чтобы правитель иудейский, Пилат, не прогневался на воинов и не наказал их за то, как они смели заснуть на страже, – начальники иудейские обещались похлопотать об этом. Воины польстились на деньги и стали распускать в народе такую нескладную 44 молву, как были подучены. Между тем, те женщины, ученицы Христовы, которые не успели в пятницу вечером помазать тело Спасителя дорогими мазями, теперь уже припасли их; как только прошел великий день праздника – суббота и настало утро третьего дня после смерти Иисуса Христа, они взяли с собою миро и пошли ко гробу Спасителя. Эти женщины называются у нас, поэтому, мироносицами. По дороге они рассуждали друг с другом, кто отвалит им огромный камень от входа в пещеру? Самим им было бы это не под силу. О том же, что при гробе поставлена стража, они не ведали. Подходя к пещере, они увидели, что камень уже отвален и вход в пещеру открыт: для них открыл ее Ангел Господень. Мироносицы взглянули в самую пещеру и обомлели от страха: там сидел на камне Ангел в белой сияющей одежде. Он сказал им: «Не бойтесь! Вы ищете Иисуса распятого, – Его нет здесь; Он воскрес, как Сам говорил вам об этом прежде; вот место, где Он был положен. Подите, скажите ученикам Его, что Он воскрес и явится им.» Мироносицы, хотя слышали весть весьма радостную, не могли опомниться от великого страха и побежали домой от гроба Господня. Вслед за ними пришла ко гробу Иисуса Христа, особо от других, одна ученица Его, Мария Магдалина, увидела пещеру открытою и подумала, что Иисуса Христа перенесли отсюда куда-нибудь в другое место; она остановилась против пещеры и стала плакать. Потом заглянула в пещеру и увидала в ней двух Ангелов, которые одеты были в белые одежды и сидели на том месте, где был положен Спаситель, – один на месте головы, другой на месте ног Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Моисей числится среди того знаменитого списка ветхозаветных святых, которые выставляются ап. Павлом в качестве примеров христианам, и в этот список он занесен вследствие своей веры. «Верою Моисей, пришедши в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой» ( Евр. 11:24 ). «Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского: ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд» (ст. 27). вера Моисея почти никогда не колебалась. Фараон угрожал его жизни ( Исх. 10:28 ); он оказывался припертым к Чермному морю надвигавшимся египетским войском (14:9); народ почти готов был побить его камнями (17:4); амаликитяне делали на него неожиданное нападение и пытались уничтожить его и весь народ его (Втор, 25:17, 18); за грехи народа он осужден был на тридцативосьмилетнее бесцельное странствование в пустыне ( Числ. 14:28–35 ); само родное колено его пыталось ниспровергнуть его власть (16:1–32); даже ближайшие к нему оставляли его (12:1–11); весь народ хотел отдаться другому предводителю (14:4); Сигон заграждал ему вход в Палестину (21:23); Валак выступал против него с могущественными чарами языческого мира (24:1); исполинский Ог выходил для битвы с ним в Едрее (21:33), – и при всех подобных обстоятельствах Моисей оставался твердым и непоколебимым: он возлагал свое упование на Бога и уже не боялся, что может сделать ему человек; он был уверен, что Бог поможет ему, что Он не допустит до разрушения всего его дела, что он защитит его честь и ничто не в состоянии будет противостоять ему. Он всегда был твердь, как бы видя Невидимого; при всяком затруднении он обращался к Нему, просил Его, умолял Его о милосердии и заступлении, а также и прощении. Хотя его вера была поддерживаема чудесным образом, так что он находился в ближайшем общении с Богом, но и при всем том вера его была поистине чудесною и в некоторых отношениях беспримерною. Она постоянно обращала его к Богу, поддерживала его при всяком испытании и разочаровании; в течение 120 лет жизни Моисей, быть может, не более трех или четырех раз показал некоторые признаки колебания, но и эти признаки он покрывал еще большим приливом веры и упования. До последнего издыхания Бог был его главным прибежищем, так что даже Авраам, отец верующих, был не более верующим, чем великий законодатель ветхого завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Поэтому и Иоанн говорит: «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» ( Ин 3.16 ). Итак, Кто по любви пришел к людям, Тот эту же самую любовь назначил быть одеждою брачной. Поэтому всякий из вас, находясь в Церкви, уже пришел на брачный пир, но пришел не в брачной одежде, если не сохраняет благодати любви. И подлинно, братие, если бы кто, приглашенный на телесный брачный пир, не переменив одежды, то он самым неприличием своей одежды показал бы, как он сорадуется жениху и невесте, и краснел бы, что он явился среди радующихся и празднующих в презренных одеждах. Мы приходим на брак Божий и не хотим переменить одежду сердца. Сорадуются Ангелы, когда избранные взимаются на небо. Итак, с каким расположением взираем мы на эти духовные празднества, мы, которые не имеем брачной одежды, т. е. любви, которая одна делает нас благовидными? 10. Но надобно знать, что как одежда развешивается на двух деревах, т. е. верхнем и нижнем, так и любовь заключается в двух заповедях, именно: в любви к Богу и ближнему, потому что написано: «и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мк 12.30, 31 ; см. Втор 6.5 ). Здесь надобно заметить, что в любви к ближнему полагается мера любви, когда говорится: «возлюби ближнего твоего, как самого себя», а любовь к Богу не стесняется никакой мерой, когда говорится: «и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею». Ибо не повелевается, сколько каждый должен любить, но всецело, когда говорится: «всем»; потому что истинно любит Бога тот, кто ничего не оставляет для себя самого. Итак, каждому, старающемуся о приобретении для брака брачной одежды, необходимо исполнять заповеди о любви. Поэтому-то у Пророка Иезекииля преддверие ворот в самый город, устроенный на горе, имеет меру двух лакот ( Иез 40.9 ), именно потому, что для нас недозволен вход в Небесный Град, если мы не имели любви к Богу и ближнему в этой Церкви, которая называется преддверием потому, что еще вне (града).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Поскольку обольщенная Ева первой преступила заповедь и отведала плод, а затем дала его Адаму, который также ел от него, и так как не захотели они покаяться и припасть к Владыке, то были изгнаны оттуда и осуждены на жизнь в этом мире. Смотри же, какова неизреченная благость Божьего Промышления о человеке. Поскольку однажды человек грехом был низведен к тлению, чтобы не стать ему бессмертным, после преждевременного вкушения от древа жизни, ведь в таком случае он станет и нетленным, и бессмертным, сделав бессмертным само зло , Бог поставил пламенный меч охранять вход к древу жизни. 4. О потопе и что прообразовывали находившиеся в ковчеге; об Аврааме и части по избранию , и что это за часть. Об Израиле и обрезании Итак, познав друг друга , они родили сыновей и дочерей, и назвал Адам Еву, жену свою, Жизнью, ибо она была матерью всех живущих . Но когда умножилось число людей , и впали они в пучину зла и во многое множество грехов, Бог, желая омыть мир водой и стереть человека с лица земли, не оставил там части, но спас Ноя с сыновьями его и дочерями его в ковчеге. Ковчег же был прообразом Богородицы, а Ной – Христа; а люди, бывшие с Ноем, – начаток части иудеев, которые уверуют во Христа, а звери, весь скот и птицы, и пресмыкающиеся были образом язычников. И, соответственно, как после потопа ковчег вмещал в себе Ноя, так Богородица Мария – воплощенного Бога и человека; но ковчег спас лишь Ноя и бывших с ним , Христос же уберег и ковчег, и всю вселенную от затопления грехом, от рабства Закона, от погибели. После потопа люди, впав в неведение Бога и ожесточившись, из-за того, что имели одни уста, то есть один язык и одну речь, начали возводить башню и стремились взойти на небеса, возомнив себя равными Богу. Бог, желая смешать их языки и так разделить их, и рассеять их по лицу земли, ибо они, возникнув из ребра Адамова, благодаря одному языку были членами одного тела, вновь взял от них Свою часть, то есть ребро, а остальное тело рассеял, разделив на многие части, и назвал их, совсем не знающих Бога, язычниками. А эту часть Он назвал «Израилем», то есть «Зрящим Бога». Ею был Авраам, в котором было сохранено семя веры и боговедения, сошедшее свыше, которому явился сказавшей: «Пойди из земли твоей, от родства твоего… в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ» ,которому и дал Он обрезание как некое знамение и печать, ему же и поклялся умножить семя подобно звездам небесным и песку берега морского. После этого снова явился ему Бог и сказал: «Познай разумом, что семя твое пришельцем будет в земле чужой» , – предвещая ему переселение в Египет Иосифа с отцом его Иаковом и братьями его. Там от них и умножилась эта часть и стала великим народом, который Бог чрез Моисея вывел оттуда, прежде предложив им вкусить прообраз истинного Агнца. И после того, как Он разделил море и провел их , и привел в пустыню, где сорок лет кормил их , они стали «частью Господа, народом Его Иаковом, Израилем, наследственным уделом Его» .

http://bogoslov.ru/article/4791059

У еванг. Матфея тут прибавляется сказание о приставлении стражи ко гробу Спасителя врагами Его. Так он повествует: На другой день, который следует за пятницею, т. е. в субботу, вопреки закону о субботнем покое, за нарушение коего сами строго преследовали Господа, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и сказали: мы вспомнили, что обманщик тот (так по своему неверию и закоснению назвали они Господа), еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых. И будет тогда последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу, подите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и положили к камню печать (27:62–66). 4 После того, как Голгофа была прославлена смертию и воскресением Христовым, и христиане стали относиться к ней с великим благоговением, иудеи и язычники старались затмить ее славу; пещера гроба Господня и самая гора первыми были засыпаны мусором и землею, а вторыми на них поставлены идольские капища (Венере и Юпитеру). Но это-то и послужило к сохранению святыни; насыпи и идолы были памятиками, и по ним св. Елена обрела сию святыню. Капища ею были низвергнуты и насыпи сняты до той самой земли, которая освящена была стопами. Божественного Страдальца и обагрена Его кровию. Тогда сын св. царицы Елены, император Константин Великий над пещерою гроба Господня и над Голгофою построил обширный храм Воскресения Христова. Престол на нем поставлен на том самом месте, где был водружен крест Иисуса Христа. Он открыт по бокам и под ним видно круглое отверстие, где стоял крест. Направо возле престола видна трещина скалы, распавшейся при кончнне Господа. Гроб Господень, т. е. пещера Его погребения, помещается на западном конце храма в устроенной над ним часовне. Вход в пещеру низок, внутренное пространство ее – в квадратную сажень. В пещере с правой стороны уступ, на котором собственно было положено тело Христово. Он покрыт белою мраморною плитою, и на нем, как на престоле, совершается литургия. Камень закрывавший гроб Господень, служит вместо жертвенника. Множество лампад горит день и ночь во гробе Христовом. При императоре Константине воздвигнут был храм и над пещерою Рождения Христова в Вифлееме и на горе Елеонской, откуда вознесся Господь. Читать далее Источник: Толкование на Евангелие от Луки/Сост. прот. И. Бухарев, законоучитель Моск. мещ. уч-щ. - Москва : кн. маг. В.В. Думнова п/ф " Насл. бр. Салаевых " , 1902. - 414 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Будет время, когда явится в славе Господь наш Иисус Христос, скажет свое всемогущее слово, вострубят по Его повелению трубы Архангелов, и мы тоже, как бы от сна воспрянув, встанем из своих гробов, встанем и уже более не умрем. О, когда бы Он, милосердный, привел всем нам также радостно встретить новую жизнь, как радостно мы встречаем весну на земле! Аминь. (Из «Московских епархиальных ведомостей», 1874) 344. И в миру можно спастись Нередко приходится слышать такие речи: «Где уж нам, грешным, спастись? Мы живем в мирской суете, что ни ступил, то согрешил. Кто хочет спасаться – иди в монастырь». Правда ли это? Ужели для мирян совсем закрыт вход в Царство Небесное? Ужели оно открыто только монахам? А если это неправда, если и мирянина Господь зовет ко спасению, если и ему отверсты врата райские, то какой же тяжкий грех берут на свою душу те миряне, которые говорят, будто в миру нельзя спастись! Ведь это клевета на Самого Господа Бога. Он с клятвою уверяет нас во святом Слове Своем: «живу Аз, глаголет ... Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечистивому от пути своего, и живу быти ему» ( Иез.33:11 ); Он «всем... хощет спастися и в разум истины приити» ( 1Тим.2:4 ); – а ты говоришь, будто только и можно спастись в пустыне, что для мирян нет надежды на спасение... Неправда это. Можно и в миру спастись. Каждому Господь указует свой путь спасения. Одному – путь монашеский, другому – путь семейной жизни и служения ближнему в мирских званиях. Великий Предтеча Христов Иоанн сам проходил строгий подвиг пустынного постнического жития, а когда спрашивал его народ, что нам делать, чтобы спастись? – он не требовал, чтобы все шли в пустыню, а говорил им в ответ: «У кого две одежды, тот дай неимущему; у кого есть пища – делай то же». Спрашивали его и мытари – сборщики казенных податей: что им делать? Он и от них не требовал, чтобы оставили свое занятие, а только предостерегал их от несправедливых поборов: «Ничего не требуйте более определенного вам». Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И им он не давал совета бросить службу воинскую, а только говорил: «Никого не обижайте, не клевещите, а довольствуйтесь своим жалованьем».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010