ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется на сороковой день после Пасхи - в четверг шестой недели. В этот день вспоминается восшествие Иисуса Христа на небо и обетование о Его втором пришествии. Явившись Своим ученикам после Воскресения, на сороковой день Иисус вывел их из Иерусалима " и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо " . (Лк, 24; 51). " И облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо " (Деян. 1; 9II). ВРАТА ЦАРСКИЕ - главные врата иконостаса - двухстворчатые двери напротив престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во время богослужения. Обычно на царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех евангелистов. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ - общественное богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресения. Состоит из соединения великой вечерни, праздничной утрени и первого часа. Всенощное бдение служится с особой торжественностью - на великой вечерне совершается вход, поются стихи 1, 2 и 3 псалмов, читаются паримии, в некоторые дни совершается лития, утреня начинается с шестопсалмия, поются полиелей, ипакои и антифоны, стихиры на 50 пс., катавасии к канону, читается Евангелие. ВХОД - действие: торжественный вход священнослужителей в алтарь через врата царские. На вечерне совершается " вход с кадилом " перед каждением алтаря и пением " Свете тихий " . На литургии совершается " малый вход " , или " вход с Евангелием " (после пения антифонов), и " великий вход " , или " вход с дарами " (предлагаемыми для евхаристии или преждеосвященными). Во время великого входа дары переносятся с жертвенника на престол. На литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого великий вход совершается во время пения херувимской песни, кроме дней Великого четверга и Великой субботы. В эти два дня, так же как и в дни, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров, во время великого входа поются особые песнопения. Происхождение входа таково: в древности Евангелие и дары хранились в храме в отдельных помещениях - ризнице и жертвеннике и внесение их в алтарь совершалось с особой торжественностью; впоследствии ризница и жертвенник были перенесены в алтарь, но вход сохранился как составная часть богослужения. Согласно некоторым литургическим толкованиям малый вход символизирует выход Иисуса Христа на проповедь, а великий - шествие Иисуса Христа на страдание и смерть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Христос добровольно отдает себя во вкушение верным. Но нельзя забывать об апостольском увещании: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11: 28–29). Торжественная процессия Великий вход на Божественной Литургии имеет сложную историю. Одни считают, что эта часть Евхаристии заменила изначальную процессию верных перед анафорой, другие утверждают: великий вход развился из некоего приношения верных . Великий вход знаменует Второе и со славою Пришествие Христово. Вот почему он совершается с величайшей торжественностью Постепенно великий вход наделяется особым духовным смыслом: во время него происходит торжественная процессия Господа Иисуса Христа в окружении ангелов и архангелов. Святитель Симеон Солунский пишет: «Совершается и второй великий вход, знаменующий собой Второе и со славою Пришествие Христово с Неба. Вот почему этот вход совершается с величайшей торжественностью, ради светлости той славы Господней, с которой Он тогда придет» . Торжественному входу Христа «предходят лицы Ангельстии». Перечисляются Начала и Силы, Херувимы и Серафимы – особые чины небесной иерархии. Херувимы называются «многоочитыми», то есть многоокими, многоглазыми, всевидящими , а Серафимы – «шестокрилыми» . Эти характеристики имеются в Священном Писании. Пророк Иезекииль, рассказывая о своем видении, подробно, насколько это возможно словесно, описывает херувимов. Все они имели огромное число глаз: «Ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз» (Иез. 1: 18). Это важный восточный символ особого знания, миссии этих небесных чинов. Серафимы описываются у пророка Исаии: «У каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Ис. 6: 2). В анафоре святителя Василия Великого, которая и совершается в Великую субботу, упоминается это описание. Так, уже на великом входе верующие подготавливаются к центральной части Литургии – освящению Святых Даров.

http://pravoslavie.ru/138985.html

Душа, оказываясь вне восприятия чувственных вещей, с помощью входа святых тайн «возводится к делающемуся явным, нематериальному, простому, неизменному, богоподобному, свободному от всякого образа и вида знанию вещей духовных». Через это знание человеческая душа, собрав свои силы, «приближается к Слову и соединяет умным лобзанием совершеннейшее и таинственнейшее новое учение и ведение о домостроительстве Божием нашего спасения». В этом обряде показывается преходящность чувственного и обнаружение умопостигаемого, «новое учение божественного о нас таинства, тождество единомыслия, единодушия и любви, в котором все будут находиться между собой и с Богом» . Говоря об общем смысле обряда Великого входа, преподобный Максим замечает, что этот вход «есть начало и прелюдия к новому обучению, которое совершится на небесах, о домостроительстве Божием касательно нас и откровением тайны спасения нашего, сущей в святилищах божественной сокровенности» . В качестве свидетельства и подтверждения этого святой приводит слова Господа Иисуса Христа: «Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26: 29). Великий вход у преподобного Максима имеет возвышенное духовно-­символическое значение, которое заключается в возведении души к Богу и созерцании умопостигаемых истин. Вход святых даров расположен после евангельского чтения, которое в общем плане прообразует «скончание мира сего» и Страшный суд. Поэтому вход символизирует то, что совершится после суда в Царстве Божием, – некое «новое обучение», познание истинного Бога, в котором будут совершенствоваться все, удостоившиеся Небесного Царства Его, как сказано у апостола Павла: «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13: 12). 2.3. Святитель Герман Константинопольский Святой Герман родился между 630 и 650 годами, скорее всего, в середине 640-х годов. Он был византийцем из знатной семьи, его отец приходился родственником императору Ираклию и занимал во время его правления высокий пост.

http://pravoslavie.ru/32083.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Вход Господень в Иерусалим 25.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великий Пост , Вход Господень в Иерусалим Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Вход Господень в Иерусалим — событие, в котором множество граней. Все превосходящая радость — земная и небесная, и одновременно печаль, которая вдвойне мучительна из-за отвержения Христа, несколько дней спустя, иудейскими властями и народом, и осуждения Его на Крестную смерть. Несколько планов накладываются один на другой. Прежде всего, обетования Ветхого Завета — Мессия восставит Царство Божие, не как предводитель победоносного воинства, но Он придет, смиренно восседая на осле, чтобы упразднить в Израиле военные колесницы и боевые конницы. Потому что война завершена, и мир пришел к народам (Зах. 9, 9). Во-вторых, к этому добавляется ожидание современников, иудеев, пришедших на праздник Пасхи: это новый пророк из Назарета, который установит Царство Мессии — то, что возвещают толпы: «Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида!» (Мк. 11, 10). Они ждут наступление царства мира, как ясно свидетельствует об этом народ: «Мы слышали из Закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? Кто Этот Сын Человеческий?» (Ин. 12, 34). Мы видим здесь полное неведение народа — вполне нам понятное. Они слышат о воскресении Лазаря — то, что превосходит всякое воображение, — ожидаемое Царство приходит! И если мы спросим, чего же ждали ученики, столько раз слышавшие от Христа о предстоящих Его страданиях, мы можем сказать, что они ждали только того, чего ждал народ. Даже после Воскресения они спрашивают: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1, 6). И Сам Господь, наконец, — что думал Он об этом, соединяющем «ангелов хваление и детей воспевание», и в то же время ярмарочном торжестве? Может быть, Он молил Отца, как в Гефсимании, чтобы Его миновали те страшные страдания, которые Он ждет, это человеческое непонимание — постоянное и неодолимое? И чтобы после этого часа власти тьмы — Он, Чье Царство не от мира сего (Ин. 18, 36) — Своей силой и действием Святого Духа мог ввести всех в Свое истинное Царство, которому не будет конца.

http://moral.ru/vhod-gospoden/

Такое впечатление создастся не только прекрасным декором, но и совершенно новым, пи на что не похожим архитектурным обликом собора, особенно с восточной стороны. Собор сознательно рассчитан на восприятие с востока. Никон переосмыслил храм Воскресения в соответствии с его историческим и образным значением. Господь Иисус Христос совершал Свой вход в Иерусалим от Елеонской горы с востока через «Золотые врата», которые были затем, во времена арабского завоевания, заложены и остаются так по сей день. Но с точки зрения священной истории восточный вход в Иерусалим не может не быть главным. Сам Христос является «Востоком свыше», «Солнцем правды», восходящим над миром. И хотя главный вход в собор в Новом Иерусалиме сделан с юга, как в старом, но вход в монастырь устроен с востока. Именно отсюда, от главных восточных врат обители, с великолепной церковью Входа Господня в Иерусалим, начинается осмотр храма для каждого входящего. Перед взором предстает нечто поразительное. Храм начинает вырастать из-под земли. Подземная церковь Константина и Елены с приделом Обретения Креста Господня, которая в палестинском Иерусалиме не имеет наземного завершения, здесь выходит из глубины земли верхним ярусом с внушительным куполом. Над ней постепенно возграждается террасами, уступами, кровлями, куполами и абсидами, уходя выше и дальше на запад,, громада здания четких пропорций и затейливого разнообразия, завершаясь мощным взлетом в небо огромного шатра над ротондой в западной части собора, вознося за собой от земли на небо и душу человека, охваченную священным трепетом и духовным ликованием. Все воспринимается как город на горе в таинственном свечении многоцветной керамики и золота куполов. Сравнение с Небесным Иерусалимом возникает невольно. «И пришел ко мне один из семи Ангелов… и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценному камню, как бы камню яспису кристалловидному.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Главная причина, почему мы в обращении к Богу не используем столь искусственные формулы, заключается в том, что мы относимся к Богу как бесконечно любящему нас Небесному Родителю. Уже в Ветхом Завете вера многих праведников возвышалась над обрядовой религиозностью среднего израильтянина. Патриарх Авраам имел дерзновенную молитву и назван в Писании другом Божиим ( Ис. 41: 8 ; Иак. 2: 23 ), а дружба в библейских книгах означает самые теплые и тесные взаимные узы: «Верный друг – крепкая защита; кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены, и нет меры доброте его» ( Сир. 7: 14–15 ). Молитвенное заступничество пророка Моисея спасает народ Израильский, совершивший тяжкое преступление (см.: Исх. 33: 17 ). Чувства сыновней близости к Богу были источником столь сердечно-теплой молитвы, которой проникнуты многие псалмы: как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его ( Пс. 102:13 . Воплотившийся Сын Божий становится не только средоточием нашей молитвы, но и Ходатаем за нас. Мы, люди Нового Завета, приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» ( Рим. 8:15 . Слово авва в арамейском языке соответствует нашему папа – доверительное обращение детей к отцу. Цель всей нашей духовной жизни – очиститься от грехов и освятиться, чтобы быть достойными того высочайшего звания, о котором говорит святой апостол Павел: Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа ( Гал. 4:7 . Зачем на литургии Преждеосвященных Даров переносят Дары сначала на жертвенник, а потом на престол? иеромонах Иов (Гумеров) Великий Вход на литургии святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого и великий вход на литургии Преждеосвященных Даров при внешнем сходстве имеют разное духовно-символическое значение. Великий Вход на литургии изображает шествие Господа на вольные страдания и крестную смерть. Поставление честных Даров на престол и покрытие их воздухом знаменует снятие Иисуса Христа с креста и положение в гроб. Закрытая завеса изображает камень гроба и приставленную к гробу стражу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. Неделя 6-я Великого поста. Священник Сергей Ганьковский, проповедь ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ПРОПОВЕДЬ " ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ " Священник Сергей Ганьковский      Во имя Отца и Сына и Святого Духа!      В одной Церкви - в нашей православной Церкви - из глубины душ, уязвленных одиночеством и тоской, вырвались слова, вырвался крик, молитва к Богу-Утешителю: " Прииди и вселися в ны! " И в той же самой Церкви - в нашей православной Церкви - из глубины души, уязвленной сокрушительным страхом и сознанием собственного глубокого недостоинства выкрикнуты были другие слова: " Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный " .(Лк.5,8.)      Так, вот уже две тысячи лет, мы, христиане, то взыскуем Бога, то бежим от Него. Так вера в наших душах сменяется предательством. Так с давних времен и поныне, все в той же самой Церкви, все те же самые люди, мы, христиане, то с радостью кричим " осанна " , то с яростью - " распни Его " ! И наш Бог, видит и знает это. Знает и тогда в Иерусалиме, знает и сейчас. Он знает, что ждет великий город, Он знает, что ожидает весь мир, и потому - плачет.      Евангелист Лука пишет об этом так: " И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем... " (Лк.19,41.) Господь наш плачет о нас с вами, и эти слезы Христа - горький укор нам всем и одновременно, как это ни удивительно, эти слезы нашего Бога - знак надежды. Ведь только вчера Господь плакал об умершем Лазаре, и вот - Лазарь жив! Значит и у нас есть надежда на жизнь, значит и для нас не все потеряно.      Только ликуя и радуясь, нельзя забывать зачем наш Бог и Спаситель идет в Иерусалим. Он идет туда умирать. Весь ужас события, которое мы сегодня празднуем заключается в том, что никто из стоящих вдоль этого недолгого пути, никто не догадывается, не знает, что осленок везет Сына Божия на Голгофу.

http://zavet.ru/gankov2.htm

А поскольку мы ещё далеки от такой жизни, значит, и к нам относится ектения об оглашенных. Если применить к нам те требования, которые древняя Церковь предъявляла к христианам, то все мы заслуживаем быть изгнанными из храма. Кроме того, возглас «Оглашенные, изыдите» должен побуждать нас к очищению своей души от всякой скверны, а в данный момент позаботиться об изгнании всех дурных помыслов, чувств, а также житейских забот и попечений. Литургия верных После ектении о верных поётся Херувимская песнь, во время которой совершается великий вход с «предложенными» Дарами. Этот вход знаменует собой добровольное шествие Иисуса Христа на страдание, смерть и погребение. По перенесении Даров диакон произносит ектению, в которой просит Бога освятить Дары и простить грехи всем молящимся. Далее следует возглас «Возлюбим друг друга...», означающий, что только в любви и единомыслии мы можем исповедовать нашу веру. В первые века Церкви Христовой все, стоящие в храме в это время, приветствовали друг друга «лобзанием святым». В настоящее время это лобзание совершается только в алтаре между священнослужителями. Этим действием исполнилась заповедь Христова: «Если... принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди... примирись с братом твоим, и тогда прииди и принеси дар твой» ( Мф. 5:23–24 ). Без такого примирения молитва наша не будет услышана и жертва не будет благоугодна Богу. После выражения чувств любви священник или диакон возглашает: «Двери, двери, премудростью вонмем». В древние времена этими словами напоминалось церковным сторожам охранять двери храма, чтобы никто из неверных не вошёл в него, а молящиеся в нём стояли и внимали Премудрости Божией. В настоящее время нет привратников, и при возгласе этих слов каждый из предстоящих должен отнести их к себе, как призыв к охранению своих чувств от посторонних помыслов, и тем самым сосредоточить все внимание на церковном богослужении. Далее поётся Символ веры , в котором верующие открыто исповедуют догматы христианской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/b...

В день Богоявления показано действием, что Домостроительство спасения нашего совершается Господом Иисусом Христом по благоволению Отца при общении Святого Духа. Ныне же словом апостола внушается нам, что и спасение каждого по этому Домостроительству бывает не иначе как действом Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» ( 1Пет. 1, 2 ). Предведая того, кто уверует, Бог Отец встречает его благоволением Своим и призывает к спасению благодатью Святого Духа. Дух Святой, призвав к вере и укрепив в ней, окропляет уверовавшего Кровию Господа Спасителя в Таинстве Крещения и, таким образом, получив вход в него. Сам вселяется в него и всячески содействует ему в устроении его спасения. Да хвалим, поем и величаем Троицу Пресвятую, благую содетельницу нашего спасения, и, со своей стороны, «прилагая к сему все старание», поспешим украсить себя всякими добродетелями по образу Создавшего и Воссоздавшего нас, чтобы не остаться «без успеха и плода в познании Господа» и не заградить себе «вход в вечное Царство», к которому призваны ( 2Пет. 1, 5; 8; 11 ). Святитель Феофан Затворник ( 107, 14–15 ). Общение Лиц Пресвятой Троицы Господь сказал о Духе Святом: «Он прославит Меня» ( Ин. 16, 14 ) не как творение, но как Дух Истины, ясно показывающий в Себе Истину, и как Дух премудрости, в величии Своем открывающий Христа, Божию силу и Божию премудрость. А как Утешитель, Он показывает в Себе благость Пославшего Его, Утешителя и в достоинстве Своем являет величие Того, от Кого исшел. Поэтому есть слава естественная, как слава солнца – свет, и есть слава внешняя, рассудительно воздаваемая достойным, по свободному произволению. Но и эта двояка. Ибо сказано: «Сын чтит отца и раб – господина своего» ( Мал. 1, 6 ). Итак, одна из них рабская и воздается творением, а другая, так сказать, домашняя, совершается Духом. Ибо Господь как о Себе сказал: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» ( Ин. 17, 4 ), так и об Утешителе говорит: «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» ( Ин. 16, 14 ). И как прославляется Сын Отцом, Который говорит: «и прославил и еще прославлю» ( Ин. 12, 28 ), так прославляется Дух по причине общения с Отцом и Сыном и по свидетельству Единородного, Который говорит: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится» ( Мф. 12, 31 ). Святитель Василий Великий ( 116, 525–526 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Все человеческие души, таким образом шествуя в духовном Ангельском мире, наконец по общем воскресении и по окончательном суде входят и в третию часть внутреннего Храма Божия, входят в нерукотворенную Скинию, входят во Святая Святых, куда совсем загражден был вход падшим человекам, а куда великий Архиерей, истинный Богочеловек Иисус Христос единожды чрез Крестную смерть взошедши, учинил заслугою Своею, бесценным жертвоприношением Своим, свободный вход и для всего человечества; входят во Святая Святых, пред престол Бога Отца и Сына Его Иисуса Христа, Святейшего Агнца, для внутреннего поклонения Ему, для всегдашнего пения сей небесной песни в честь святому Имени Его: Благословение и слава и премудрость и хвала и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Иже бе и сый и грядый! Достоин еси Господи прияти славу и честь и силу! яко Ты еси создал всяческая, и волею Твоею суть, и сотворени 1169 ; входят во Святая Святых, для вечного соединения с Богом Отцем и возлюбленным Сыном Его Иисусом Христом и для наслаждения славою и блаженством Его. Тако души в вере и любви, свято и праведно в мире сем поживших человеков пребывают по смерти! Оне покоятся, с радостию и веселием от нижших к высшим простираются и постепенно прославляются, воспламеняяся более и более, Серафимским огнем очищаяся, просвещаяся и совершаяся! Тако после временной жизни шествуют истинно веровавшие души! Но не много таких, которые бы до общего воскресения переходили из Храма, из Святая, из Ангельского света во Святая Святых, пред престол Божий, в блаженной вечности водруженный, к Свету Триипостасного Божества, для соединения с небесным Женихом, Бого-человеком Иисусом Христом: много бо, Сам Христос уверяет, на духовный брак с Сыном Царевым званных, но мало избранных 1170 . Те человеческие души, кои входят во внутренный Храм Божий, в Святая, в духовный мир в Ангельское жилище, кои, беспрепятственно проникая во Святая Святых, покланяются Триединому Богу, служат на Кресте во времени закланному и на престоле в вечности седящему Агнцу, и кои с Богом Отцем и Сыном Его Иисусом Христом, по внутреннему духовному соединению, едино суть; едино суть, яко причастившиеся Тела и Крови Его, и яко исполнившие святую волю Его; едино суть, по сему Господа нашего, Ходатая Бога и человеков, Иисуса Христа прошению: Отче святый, святи их во истину Твою! За них Аз свящу Себе, да и тии будут священи воистинну.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010