Христианский символ пещеры отразился не только в церковном богослужении или в писаниях Святых Отцов, но и в православной иконе. Именно пещеру — как знак той тьмы, что, по слову Евангелия, была просвещена “светом великим” — мы видим на каждой иконе Рождества Христова, и ее темный вход напоминает нам не о мрачных античных символах, но о радости Искупления, около двух тысячелетий назад неузнаваемо изменившей наш поврежденный грехом мир 22 … Настало время исполниться пророчеству Исаии: “И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, и идолы совсем исчезнут. И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю” (Ис 2:17–21). Пусть умирающее язычество скрывает идолов в расселинах скал, пусть прячет их так, будто надеется сохранить власть своих древних верований в не принадлежащем уже им мире. Пусть Порфирий проповедует свою правоту и провозглашает ложность христианской веры. Человечество, несмотря на вдохновенные речи философа, уже очень скоро устыдится призрачных божеств подземных святилищ, бросит идолов “кротам и летучим мышам”. Тем самым людской род окажется в совершенно новой — открытой для каждого из нас — Пещере, вступит в совсем иные “ущелья скал и расселины гор”. Святитель Василий Великий пишет о том, что эти новые пещеры, новые “вертепы твердого камене суть многие обители, какие назначаются каждому по мере веры во Христа. А расселины камней — страдания Христова тела, где желают найти прибежище спасаемые, чтобы укрыться под покровом Христовым” 23 . Совершенно в иных, чем прежде, вертепах и расселинах камней должен найти избавление и спасение человек, искупаемый Крестной Жертвой. Лишь в Пещере Гроба Господня и Воскресения Господня, через со-страстие Богочеловеку, он может претвориться в “один дух с Господом” (1 Кор 6:17) — умирая во Христе для греха и воскресая в Нем для вечной жизни.

http://pravmir.ru/obraz-peshheryi-v-anti...

Благость и человеколюбие Божие, которое во всем Священном Писании изображается, все в Нем изображенным видим, как в живом образе Бога невидимого. Хочешь ли, христианин, Божие сердце и преблагой Его нрав видеть? Смотри на Христа, Единородного Сына Его. Хочешь ли Христов нрав и сердце Его видеть? Читай святое Евангелие Его, внимай ему и покажет их тебе. Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним (Вар. 3:36). И вот, Он явился на землю и жил с людьми. Видно было шествие Твое, Боже (Пс. 67:25). Видели вход Твой и исход Твой (Пс. 120:8). Видели обращение Твое с грешниками, которых Ты пришел взыскать и спасти. Видели, что Ты, дающий пищу всякой плоти, ел и пил, как человек. Видели, что Ты, неприступный для Херувимов и Серафимов, был доступен грешникам. Видели очи человеческие Тебя, на Которого не смеют чины Ангельские взирать. Слышан был глас Твой, как глас Сына Божия, как Единородного от Отца и воплотившегося Бога нашего. Излилась благодать из уст Твоих, прекраснейший из сынов человеческих Сын Божий (Пс. 44:3). Видели преславные дела Твои, которые Ты сотворил на земле. Видели божественные и прекрасные добродетели Твои, которые Ты нам, бедным грешникам, для подражания показал и оставил. О, блаженное время, в которое Солнце праведное на земле пребывало! Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Мф. 4:16). Блаженны очи, видевшие Бога в образе человеческом! Блаженны уши, слышавшие глас Сына Божиего и Небесного Царя, явившегося на земле! Желали это видеть пророки, праведники и цари и не видели, желали слышать и не слышали. Христиане! Блаженны и мы, что видим образ Его, изображенный в Евангелии, и слышим глас Его в том же Евангелии, и исповедуем и призываем имя Его, и таинственно причащаемся пречистого Тела и животворящей Крови Его. Будем же ревностно подражать прекрасным добродетелям Его, которые для этого Он нам и оставил. Да последуем Богу, ради нас в образе человеческом явившемуся и ходившему по земле. Возлюбим Его смирение, любовь, милосердие, милость, кротость, терпение и пресладкий нрав.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками» ( Мф.26:17–20 ). По этому рассказу и рассказам евангелистов Марка («в первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его» и т. д., Мк.14:12 ) и Луки («настал день опресноков, в который надлежало заклать пасхального агнца, и послал Иисус» и т. д., Лк.22:7 ), с первого взгляда, кажется, что ученики, как и все евреи, приготовили и ели пасху в пятницу 14 низана вечером после солнечного заката – минута, с которой начинался праздник; что Иисус был схвачен в ночь с пятницы на субботу, был распят и погребен в этот последний день. Но что дело не могло произойти таким образом, и что указанные тексты должно истолковывать в смысле более обширном, это доказываю те же самые евангелисты: в самых точных выражениях они свидетельствуют, что Иисус был погребен в день приготовления к празднику, т. е. в пятницу до солнечного заката ( Мф.27:62 ; Мк.15:42 ; Лк.23:54 ). Значит, Он со Своими учениками совершил пасху в четверг вечером. Евангелист Иоанн ставит это вне всяких сомнений: «было утро, и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» ( Ин.18:28 ), т. е. с вечера этого дня они должны были начинать свой великий праздник. Господь Иисус был распят в этот самый день: «но как тогда была пятница, то иудеи» и т. д. ( Ин.19:31 ). И так совершенно ясно, что Господь Иисус совершил пасху в четверг, 13 низана, что могло соответствовать 29 марта. Отсюда время и порядок событий. В Субботу, за шесть дней до Пасхи, 8 низана (24 марта), Господь Иисус был в Вифании, здесь и ночевал. В первый день недели (теперь вербное воскресенье), утром, Он совершил свой царственный вход в Иерусалим; день провел в храме; вечером в Вифанию, где и ночевал. Во второй день недели (теперь понедельник страстной недели), утром, из Вифании возвратился в Иерусалим; день провел во храме; на ночь удалился в Вифанию. В третий день недели (теперь вторник) утром, возвращаясь в Иерусалим, беседовал с учениками на горе Масличной; часть дня провел в храме и оставил его навсегда; затем беседовал с учениками по выходе из храма, и в беседе с ними провел ночь на горе масличной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

А о присутствии Христа мы знаем. Есть рассказ в жизни святого Антония Великого, пустынника, который был искушаем столько раз так жестоко, так страшно, и как-то после часов и часов искушений бесами, он в изнеможении пал на землю, и вдруг перед ним явился Христос. И он так изнемог, что не мог даже встать перед Ним, и лежа, он сказал: «Господи, где же Ты был, тогда, когда я так отчаянно боролся?» И Христос ему ответил: «Я невидимо стоял рядом с тобой, готовый вступить в бой, если бы ты сдался». Так и с нами: когда мы пришли на исповедь, когда мы покаялись в наших грехах, когда мы отреклись искренне, глубоко, всецело от этого, мы знаем, что на нас будет вновь нападение темных сил, будет снова искушение, и что теперь пришло время нам бороться, но нам бороться не в одиночку, нам бороться всей силой Христовой, всей силой нашей, всей верой нашей, всей уверенностью, что Христос с нами. И невидимо Христос с нами есть тут стоит, но мы должны бороться сами, потому что нам дано от Бога, дано задание побеждать зло в мире в Его Имя. Есть рассказ из жизни Киево-Печерских монахов о том, как некому Иоанну было поручено крестить женщин и девочек, и каждый раз, когда он крестил женщину, в нем подымалась целая буря греховная. И он пришел в отчаяние от этого, и он взмолился св. Иоанну Крестителю, имя которого ему было дано при постриге в монашество: «Умоли Бога, чтобы Он меня освободил от этих искушений, чтобы я мог крестить их с чистым сердцем!» И Креститель ему ответил: «Я мог бы умолить Господа о том, чтобы Он тебя освободил от соблазна и искушения, но тогда ты потеряешь венец мученический. Борись, побеждай в себе всякое поползновение ко греху, отрекайся от всего зла, борись каждое мгновение. Когда будет подниматься телесная или душевная волна, говори — нет, нет, отойди от меня, сатана, я с Богом хочу быть, я не хочу осквернить этого человека ни мыслью, ни прикосновением. И если ты так проживешь может быть всю свою жизнь, то тебе будет дан венец мученический». После каждой исповеди мы в этом положении: нас посылает Бог в мир для того, чтобы бороться за Него, бороться Его именем, бороться и побеждать в себе и через это в других, все зло. И тогда и другие будут спасены, и мы спасемся, и им дан будет вход в Царство Небесное, и нам всем будет дано быть Христовыми учениками. Аминь, да будет так.

http://pravmir.ru/velikij-post-40-unylyh...

29, 30). Видишь, сколь велика сила знамения креста? Солнце помрачится, и луна не будет видна, а оно является и блистает, дабы ты знал, что оно светлее солнца и луны. И подобно тому, как, при вступлении в город царя, воины, взяв так называемые знамена, несут их на своих плечах, предвозвещая вход царя, так и при нисхождении Господа с небес предшествуют воинства ангелов и архангелов, неся на ременах знамение креста и возвещая нам царское Его пришествие. (Тогда) « силы небесные поколеблются » (ст. 29), — говорит об ангелах, — трепет охватит их тогда и великий страх. Почему, скажи мне? Страшен будет тот суд, потому что вся природа наша должна будет судиться и предстоять страшному Судии. Но почему ангелы боятся и трепещут? Ведь не они будут судиться? Подобно тому, как когда судит начальник, не только подлежащий ответу, но и стоящие вблизи (воины), не сознавая за собой никакой вины, боятся и трепещут из–за страха пред судией, так и тогда, хотя будет судима наша природа, но и не сознающие за собой никакого преступления ангелы будут бояться вследствие крайнего страха, внушаемого Судиею. Но для чего явится тогда крест и для чего Спаситель придет с ним? Для того, чтобы распявшие Его познали свою собственную неблагодарность, — для того именно Он и показывает им самый этот символ их бесстыдства. А что для этого Он принесет его, послушай пророка, который говорит: « и будут рыдать о Нем », видя Обвинителя и сознавая свой грех. И что ты дивишься, что Он придет с крестом, если Он покажет тогда и самые даже раны? « Воззрят ,  — говорит (пророк), — на Него, Которого пронзили » (Зах. 12:10). Подобно тому, как сделал Он с Фомой, желая уничтожить неверие ученика, и по воскресении показал ему знаки гвоздей и язвы, говоря: « Подай руку твою и вложи в ребра Мои … и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет » (Ин. 20:27; Лк. 24:39), так точно и тогда Он покажет раны и крест, дабы доказать, что Он есть тот, который был распят. 5. Но не только крест, и самые слова, сказанные на кресте, являют неизреченное Его человеколюбие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Этих столь светлых и благословенных Бог всяческих повелел призвать в священный и Божественный двор, так говоря: «Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину. Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире» ( Ис.26, 2–3 ). Но дабы, претыкаясь о встречающиеся на пути соблазны, они не получили замедления на пути к добру, Бог как бы повелел, чтобы был хороший путь, и чтобы очищен был вход, так говоря святым священнодействователям: «Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу!» ( Ис. 62, 10 ). Итак, могут быть благословенны и благоуспешны те из израильтян, которые чтут веру во Христа. Ясно утверждено и то, что они, или «Завулон... вселятся» в приморской стране. Этим как бы говорится то, что Израиль, наконец, смешается с язычниками, так как два народа соединены будут в одну паству и будут под руководством одного, по естеству доброго архипастыря, то есть Христа. А что это гадательное указание истинно, в том легко убедит слово богодухновенного Писания, язычникам отделяя приморскую страну. Ибо сказано так: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь.... Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий» ( Ис. 9, 1–2 ; Мф. 4, 15–16 ). Понимаешь ли, как страну Завулонову называло Писание страною язычников, которые увидели и «свет велий», очевидно чрез Христа. Так просвещен был вместе с населяющими приморскую страну и живший с ними вместе Израиль. Но эта благоуспешность, полагаю, может быть только от Бога. Ибо, что за освещением во всяком случае и всюду должна следовать и благоуспешность, об этом мы опять можем знать из слов Спасителя к народу Иудейскому: «еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма» ( Ин. 12, 35 ). Итак, древний народ, обитавший в отдельности от других и отказывавшийся от применения к язычникам, будет жить вместе с ними, так как уже ничто не будет разделять их между собою: «посреди преграду» разорено Христом, «закон заповедей учением» упразднен и два народа наконец составили из себя «одного нового человека» во Христе чрез Духа ( Еф. 2, 14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Она отожествляет его с первобытным и примитивным «анимизмом» и, главное, скрывает, что настоящее христианское вдохновенье – не в примирении со смертью, а в борьбе с ней и победе над ней. Вербное воскресенье Великий Пост завершается в Церкви двумя лучезарными, праздничными днями, лучше сказать – неким двуединым, двухдневным праздником. Это Лазарева суббота – день, когда вспоминаем мы воскрешение Христом его умершего друга Лазаря, и – Вербное воскресенье, когда мы празднуем торжественный вход в Иерусалим, совершенный Христом за шесть дней до предания его на страдания и крестную смерть. Словно прежде, чем вступить в печаль и тьму этих страстных дней, прежде чем еще раз стать свидетелями страданий Христовых, являет нам Церковь подлинный смысл вольной Христовой жертвы, спасительной Его смерти. Христос был далек от Иерусалима, когда умер Лазарь, и только спустя четыре дня пришел Он в Вифанию и встретился с сестрами Лазаря Марфой и Марией и с плачущими и скорбящими его друзьями. И вот в Евангелии от Иоанна подробно рассказывается об этой встрече ( Ин.11 ). Сначала разговор с Марфой и Марией. Обе говорят Христу: Господи! Если бы ты был здесь, не умер бы брат мой ( Ин.11:21, 32 ). И Христос отвечает: Воскреснет брат твой! ( Ин.11:23 ). И все же, несмотря на этот ответ, когда увидел Он сестер плачущих и пришедших с ними плачущих иудеев, Он Сам,– пишет евангелист Иоанн,– восскорбел духом и возмутился ( Ин.11:33 ). И вот подходит Он к могиле и Сам плачет, и окружающие говорят: смотри, как Он любил его ( Ин.11:36 ). Христос приказывает снять камень, лежавший на гробнице. И когда сняли камень, Он, по словам евангелиста, воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон... И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами ( Ин.11:43–44 ). В чем смысл этого события, которое так светло, так радостно, так победно празднует Церковь в Лазареву субботу? Как совместить печаль, слезы Христа и эту силу воскресить мертвого? Всем своим празднованием Церковь отвечает на этот вопрос: Христос плачет потому, что в этой смерти своего друга Он созерцает торжество смерти в мире, смерти, которой Бог не сотворил, но которая воцарилась и царствует в мире, отравляя жизнь, претворяя всю ее в бессмысленное чередование дней, неумолимо стремящихся к пропасти.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

По исполнении молитвы, молятся вместе херувимскою песнью, трижды поклоняясь во время произношения её; потом, пятидесятый также псалом, тихо. И, поклоняясь трижды, отходят к предложению, в предшествии диакона с ладаном; и (диакон), окадив святые (дары), молясь про себя: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» ( Лк.18:13 ), говорит священнику: «Подними, владыка». Священник, подняв воздух, полагает (его) на левое плечо диакона, говоря: «Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа. Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю» ( Пс.133:2, 3 ), постоянно, теперь и всегда, и во веки веков». Диакон: «Истинно». Потом диакон со вниманием берёт на свою голову святой дискос, держа в своей правой руке, одним перстом, кадильницу, а священник поднимает только святую чашу. И, проходя чрез храм, оба молятся за всех, говоря: «Пусть вспомнит всех нас 41 Господь Бог в Своём царстве, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков». Хор: «Истинно», И часто это говорят, пока исполнится великий вход. Входя всвятой алтарь, говорят про себя: «Благословен грядущий во имя Господне» ( Ин.12:13 ). Потом диакон опять, наклонив голову к священнику, говорит: «Вспомни, владыка святой, меня, грешника». И священник: «Пусть вспомнит тебя Господь Бог в Своём царстве, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно». Потом и сам поставляет святую чашу на священном престоле, приговаривая также такой тропарь: «Прекрасный Иосиф, сняв с креста Твое чистое тело, положил в новом гробе, завернув в чистое полотно и покрыв благовониями». Потом священник снимает покровы с святого дискоса и святой чаши; взяв воздух с плеча диакона и окадив его, покрывает им святые (дары). Потом диакон трижды окаждает святые (дары), говоря так: «Облагодетельствуй... по благоволению Твоему Сион» ( Пс.50:20 ). Потом трижды поклоняются пред святым престолом, молясь: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» . И священник стоит, а диакон, наклонив шею, говорит священнику: «Помолись, владыка, за меня». Священник говорит: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» ( Лк.1:35 ). Диакон: «Тот же самый Святой Дух будет служить вместе с вами и нами 42 , постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно. Вспомни, владыка святой, меня». Священник говорит: «Пусть вспомнит тебя Господь Бог в Своем царстве, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков». Диакон: «Истинно, истинно, истинно».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ему дадим отчет. Ему, говорит, отдадим мы ответ и отчет в делах своих. Видишь, как он возвысил дело? Чтобы ты, услышав: по тому же примеру, не подумал, что одно и то же наказание нам и израильтянам, показывает чрез это, что наше наказание страшнее. Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия. Как бы на просьбу кого-нибудь подать нам совет, чтобы мы не пали духом и не предали малодушию, говорит, что достаточно и сказанного для научения нас страху и для того, чтобы сделать более твердыми. Но кроме того, мы еще имеем Первосвященника, Который может помочь нам, если только мы держимся исповедания; ибо Он не малый и не случайный, а великий, — Он — Сын Божий. И не таков, как Моисей. Тот ни сам не вошел в покой, ни народа не ввел; а Этот, прошедши небеса, восседает со Отцом и может дать нам вход в небеса, и сделал нас наследниками обетованного покоя. Будем твердо держаться исповедания нашего. Не все приписывает Первосвященнику, но требует и от нас участия. Он может, но при условии, что и мы являемся достойными. О каком же исповедании говорит здесь? О том, что есть воскресение, есть воздаяние, и бесчисленные блага там, что Христос есть Бог. Будем же держаться этого исповедания. Не дадим ему иссякнуть в нас. Что мы исповедали в начале веры, то будем содержать твердо, и все страшное исчезнет. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших. Увещевая их со всей убедительностью, он в удостоверение своей речи говорит, что этот Первосвященник знает наше состояние, не так, как большинство первосвященников, которые не знают даже и того, что такое страдание; почему и не способны помогать страждущим. Напротив, наш Первосвященник все испытал, и после того, как испытал, восшел, чтобы быть способным сострадать. Но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. То есть Он подвергся гонению, оплеванию, клевете, изгнанию, наконец, распятию. Все это Он претерпел по подобию нашему, то есть подобно нам, однако кроме греха. Ибо Он вообще не совершил греха, и тогда, когда претерпел сие, не сказал и не сделал чего-либо греховного. Поэтому можете и вы, находясь в скорбях, соблюстись от греха. Итак, почему вы освобождены и избавлены? Некоторые выражение: кроме греха поняли в том смысле, что Он претерпел это, не за грехи подвергаясь наказанию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Таков смысл первого воскресенья. Упомянув всех праведников Ветхого Завета, Апостол Павел заканчивает словами ( Евр.11:24–26, 32–40, 12:2 ): «... И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее " . Что же это такое? Ответ дается в Евангельском чтении первого воскресенья ( Ин.1:43–51 ): »... увидишь больше сего... истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Это означает: вы, оглашенные, которые верите в Христа, хотите креститься, готовитесь к Пасхе, – вы увидите наступление нового времени, исполнение всех обетовании, явление Царства Небесного. Но увидите вы это, только если поверите и раскаетесь, если перемените свое видение жизни, если возжелаете и если примете подвиг. Об этом нам напоминает чтение Апостола во второе воскресенье ( Евр.2:1, 3 ): «... Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть... как мы избежим (праведного воздаяния), вознерадевши о толиком спасении?» В Евангельском чтении второго воскресенья ( Мк.2:1–12 ) образом этого усилия и желания является расслабленный (парализованный), которого спускают к ногам Христа сквозь крышу дома: «... Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои». В третье воскресенье начинается поклонение Кресту, и мы слышим в Евангельском чтении ( Мк.8:36–37 ): «... какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» С этого воскресенья, в чтении Послания к Евреям начинает раскрываться смысл жертвы, которую принес Христос, той жертвы, которой для каждого из нас открывается вход «во внутреннейшее, за завесу», т. е. во святая святых Царствия Божьего (см. третье воскресенье: к Евреям 4:14, 5:6 ; в четвертое воскресенье: к Евр.6:13–20 ; в пятое воскресенье: к Евр.9:11–14 ), в то время как в Евангелии от Марка возвещаются вольные страсти (страдания) Христа: «... Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его...» ( Мк.9:31 ) и Его Воскресение: «... и в третий день воскреснет» пятое воскресенье: ( Мк.10:32–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010