3. Необходимо исповедать грех перед Богом в Таинстве Покаяния , даже если человек вас простил. Богослужение великой вечерни с чином прощения Вечером в Прощеное воскресенье совершается великая вечерня с чином прощения, с которой и начинается св. Четыредесятница . Совершается вход с кадилом, ради пения великого прокимна : Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю ( Пс.68 ). Этот великий прокимен , кроме сыропустного воскресенья, поется также во 2ю и 4ю Недели (воскресенья) Великого поста. Прослушать Великий прокимен: 02:04 Пением великого прокимна завершается праздничное воскресное богослужение, и от Сподоби Господи (читается сразу после прокимна) начинается великопостное. Священнослужители в это время переоблачаются в темные, постовые облачения. Священник произносит просительную ектению Исполним вечернюю молитву , а хор поет на каждое прошение особым, постовым распевом. После стихир на стиховне, чтения Ныне отпущаеши и Трисвятого по Отче наш поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря. После молитвы Небесный Царю священник произносит молитву св. Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего с тремя поклонами. После отпуста вечерни совершается Чин прощения: На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: « Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы ». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: « Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови ». В некоторых храмах и монастырях говорят иначе: « Бог простит тя, отче святый. Помолися о нас, грешных », что вполне согласно с Уставом.

http://azbyka.ru/proshhenoe-voskresene

48-е правило Лаодикийского собора определяет, чтобы просвещаемые были помазуемы небесным миром, – ибо оно, освящаемое молитвами и призыванием Святаго Духа, освещает помазуемых и поставляет их причастниками царства Христова, если только мы не сделаем себя чуждыми его небрежным житием и злыми делами. О святом мире А некоторые говорят, что святое миро носит образ того мира, которое было возлито блудницею на (ноги) Иисуса, ибо и то и другое означают погребение и воскресение. 31-е и 59-е правила VI Собора, а также и 12-е правило собора глаголемого двукратного – одним судом извергают того священника, который без дозволения епископа крестил в молитвенной храмине, находящейся внутри дома. 78-е правило VI Собора и 46-е собора Лаодикийского повелевают, чтобы готовящийся к спасительному крещению прежде изучал таинство веры и в пятый день каждой седмицы епископу, или пресвитеру, которому епископом было поручено оглашать его, давал ответ, что узнал в течение седмицы, дабы, крестившись и оказавшись не достаточно утвержденным учением нашего таинства, не был отторгнут еретическими и ложными словами. 45-е правило того же Лаодикийского собора тому, кто в течение всей святой четыредесятницы не предочистился постом и прочим подвигом, – не дозволяет креститься в великую субботу: ибо в церкви был закон – большую часть оглашенных крестить в этот день, так как крещение изображает погребение и воскресение, а великая суббота есть сопредельная между погребением и воскресением: ибо Апостол говорит: елицы крестихомся, в смерть Господа крестихомся ( Римл. 6, 3 ); и три погружения обозначают тридневное Его погребение и воскресение. Если кто, заболев, говорит 47-е (правило Лаодикийского собора), и находясь в крайней опасности, будет удостоен божественного крещения прежде, чем будет оглашен учением благочестия, – тот, по облегчении от болезни, должен изучить таинство веры и то, что благодатию и даром, без всякой заслуги с своей стороны, он освободился от уз греховных и удостоился познания истинного Бога посредством крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

      Такое количество монастырей, большое число монахов, а в их числе было немало и тех, кто желал отшельничества, не могло не привести к накапливанию недоразумений по вопросу владения землей, зданиями.  После смерти императора Никифора Фоки  некоторые афонские монахи выступали против возвышения Великой Лавры, ее власти над всеми.       Император Иоанн Цимисхий,  покровительствуя Афону и не желая осложнений его жизни, направил к монахам преподобного Евфимия, насельника Студийского монастыря. Вдумчивый и доброжелательный Евфимий с одобрения императора разработал первый  документ монашеского сообщества, известный как Типикон Иоанна Цимисхия, год 972.            В просторечии Типикон назывался  Трагос. Слово трагос, в переводе с греческого, означает козел, так как  Типикон был написан на выделанной козлиной шкуре. Типикон защищал интересы и монастырей,  и отшельников, и небольших групп анахоретов, келлиотов.  Раз в году, на Успение Пресвятой Богородицы, назначались общие собрания, на которые выносились вопросы, не решенные внутри монастырей. Типикон воспрещал селиться в монастыре  без решения прота и благословения игумена. Вновь пришедший был обязан найти духовного наставника и пройти под его  водительством год послушания. Монахам запрещалось крестить детей, и вообще вступать в какие-то отношения с мирянами, гостить у них, запрещалось покидать  монастыри, особенно  в дни святой  Четыредесятницы, торговать с мирянами, перепродавать свои участки. Категорически запрещалось постригать в монахи безбородых юношей и евнухов. Виновники раздоров выгонялись неукоснительно.       Оговаривалось в Типиконе правило принимать в монастырь без ограничения представителей всех национальностей. Греки, грузины, болгары, румыны, русские, итальянцы, египтяне  стекались сюда, как говорили ранее, «от всех четырех ветров». На рубеже десятого – одиннадцатого веков на Афоне  подвизалось около трех тысяч иноков.         В начале правления  Константина Мономаха (1042 г.) светским властям вновь пришлось заняться устройством афонской жизни.  Дело в том, что  Типикон Цимисхия не был так строг, как того хотели бы истинные подвижники. На Афоне вовсю шла торговля,   несколько сот семейств пастухов  –  влахов даже  поселилось на его территории. Особые условия для себя выговорили монастыри Ватопед,  Великая Лавра, и это тоже вызывало раздоры.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/05/...

– А что можно сказать о практике чтения паремий в течение Святой Четыредесятницы? – Чтение паремий во времена, когда не были столь доступны книги, носило учебный характер, особенно это касается паремий, читаемых Великим постом. Начиная с IV века, Святая Четыредесятница была временем подготовки оглашенных ко крещению, и они как бы прослушивали курс: читалась Книга Бытия, Притчи Соломоновы – как правила нравственной жизни, и Книга пророка Исаии – как пророчество о Христе. «Дидактический курс», если так можно выразиться, продолжается и на Страстной седмице, однако книги здесь уже берутся другие: книга Иезекииля на 6-м часе, книги Исхода и Иова на вечерне. В нашем богослужении все эти византийские паремии сохранились и являются рудиментом древней традиции оглашения. – Что можно сказать о количестве паремий на отдельно взятом богослужении? – В целом же количество паремий на отдельно взятом богослужении может иметь следующие значения: все числа от 1 до 8, далее 13, 15 и 20. Если говорить о праздниках, то у нас есть три праздника, богослужение которых содержит большое число паремий, тогда как остальные великие и двунадесятые праздники включают по три паремии. А так статистика может выглядеть следующим образом: 1 паремия – на сырной седмице в среду и пятницу 2 паремии – в седмичные дни Святой Четыредесятницы 3 паремии – на большинство праздников 4 паремии – если полиелей в четверг или субботу сырной, а также в день Благовещения в седмичный день поста. 5 паремий – накануне Благовещения (часто) 6 паремий – при совпадении праздника подвижного с неподвижным (например, вмч. Георгия Победоносца на Преполовение Пятидестяницы) 7 паремий – Благовещение в 3-ю – 6-ю субботы Великого поста 8 паремий – навечерие Рождества Христова, Благовещение в Неделю Ваий и в Великую Субботу 13 паремий – навечерие Богоявления 15 паремий – Великая Суббота 20 паремий – накануне Кириопасхи (Пасха в совпадении с Благовещением) – Давайте поговорим о том, в какой степени тексты праздничных паремий связаны с событиями соответствующих праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В наш план не входит передавать всего содержания послания патриарха Михаила в Италию, которое послужило поводом к новой распре между Церковью Римскою и Константинопольскою. Заметим только, что в нем между прочим указывались следующие отступления церкви, западной от восточной: совершение Евхаристии на опресноках 405 , пост в субботы вообще, в субботы же святой четыредесятницы 406 в частности. Папу в этом послании в особенности должно было оскорбить то, что патриарх, не назначая этого послания самому ему, однако требовал от епископа Иоанна Транийского, (которому послана послание), чтобы, в видах исправления западных погрешностей, он сделал известным послание западным церквам и самому папе. Патриарх писал: «великая любовь и искреннее расположение побудили нас писать к твоей святости, а чрез тебя ко всем вождям священства, священникам франков, монахам, народам и самому достопочтеннейшему папе» 407 , и в заключение послания говорит: «имея в виду спасение своей души, разошли это послание вождям священства (и папе) и простым священникам и заклинай их, чтобы они и сами исправились и исправили народ Божий. Если это ты сделаешь, во втором письме с большею подробностью и основательностью напишу тебе касательно тех же предметов» 408 . Разумеется, такого тона, в котором говорит патриарх о папе и западной церкви, как способных заблуждаться и призываемых к исправлению, не мог оставить без внимания папа. Рим стоял на том принципе, что Римский епископ выше всякого суда, с ним как равный никто не мог говорить и, однако так говорил к нему теперь патриарх Константинопольский. – Послание Михаиле отправленное на Запад незадолго до конца 1053 года, скоро сделалось известным папе Льву IX. В ответ на послание патриарха Константинопольского папа с своей стороны отправил так же послание, назначая его прямо Керуларию. Послание очень длинно, и при всем том едва касается спорных пунктов религиозных 409 . Оно главным образом посвящено всестороннему раскрытию тех притязаний, из совокупности которых возникло то, что называется папской властью. В противоположность этому церковь Константинопольская в этом послании подвергается всякому порицанию и унижению. Папа здесь рассуждает, обращаясь к Константинопольской церкви, как строгий отец к совратившемуся с истинного пути сыну. И замечательно, в этом послании папа не только настаивает на удержании прав, уже ранее присвоенных папами, напр. Николаем I, но приходит даже к новым притязаниям касательно расширения своей мнимо апостольской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В Типиконе указывается: «При часе 10-м дне клеплет в великое, и собравшеся в церковь, начинаем вечерню». Здесь следует заметить, что в Типиконе вынос Плащаницы описан в чине субботней утрени, к тому же там совсем нет речи о перезвоне, поэтому указания относительно звонов мы можем встретить только в чинопоследованиях более современных, где чин выноса Плащаницы совершается на вечерне. Например, в Учебном уставе протоиерея Константина Никольского указывается: «Ударяют в каждый колокол особо по однажды… в Великую пятницу перед выносом Плащаницы, во время пения “Тебе одеющагося” и на утрене в Великую субботу при пении великого славословия перед несением Плащаницы около церкви». В Великую пятницу на вечернем богослужении (утреня Великой субботы), когда совершается чин погребения, завершающийся шествием с Плащаницей вокруг церкви, также звонят благовест перед началом службы в большой колокол и затем на крестном ходе – перезвон по единожды в каждый колокол от большого к малому. По поставлении Плащаницы в центре храма – трезвон. С этого момента, по установившейся в настоящее время традиции, никаких звонов совершать не принято до полунощницы Великой субботы , то есть до благовеста к пасхальной службе – «Да молчит всяка плоть человеча…» Тем не менее, считаем целесообразным привести цитаты из Типикона относительно звонов. «Во святую и великую субботу . В 7-й час нощи ударяет параекклисиарх в тяжкая и великая, и собравшеся в церковь, поем утреню по обычаю. Во святую и великую субботу вечера. О часе 10-м дне клеплет в великое». Перед полунощницей (фактически – перед ночной пасхальной службой): «И взем от настоятеля благословение, и тако изшед, ударяет в било». В настоящее время – редкий благовест в праздничный колокол. Краткий обзор Понедельник , вторник , среда (утром и днем): звоны те же, что и в Четыредесятницу. Среда : к утрене (фактически в среду вечером) – благовест в полиелейный колокол. Четверг : к часам, вечерне и литургии – благовест в полиелейный колокол. К последованию страстей Господних – благовест в праздничный колокол, на Евангелиях – удары в праздничный колокол перед началом чтений. По прочтении 12-го Евангелия – трезвон. По окончании службы – трезвон (если благословляет настоятель).

http://pravoslavie.ru/45909.html

В то же время он являлся научным сотрудником при Национальной администрации аэронавтики и космических исследований США (NASA) и в компании Артура Д. Литтла. Преподавал в Гарвардском университете, в MIT и в Медицинской школе Афинского университета. 18 марта 1989 г. принял иноческий постриг в Стомийском монастыре в Конице (север Греции), на следующий день был рукоположен во диакона, а 10 сентября 1989 г. — во иерея. Монашеский постриг принял в обители Симонопетра на Святой Горе Афон. С 1990 до 2004 г. служил на Вознесенском подворье монастыря Симонопетра. 26 апреля 2004 г. был избран епископом. Архиерейская хиротония его состоялась 30 апреля 2004 г. в кафедральном соборе Афин с возведением в сан митрополита Месогейского и Лавреотикийского (Элладская Православная Церковь). Изучал богословие в Богословской школе Святого Креста в Бостоне (США). Получил докторскую степень по богословию от Фессалоникийского университета. Председатель Комитета по биоэтике при Священном Синоде Элладской Православной Церкви. В издательстве Сретенского монастыря ранее выходили книги митрополита Николая (Хаджиниколау) « Если вечная жизнь существует, я хочу жить !»; « Человек на границе миров »; « Великая Четыредесятница: путь, цель, награда ». Содержание Предисловие греческого издателя Часть I. Гора Святая и Богошественная 1. Святая Гора: место вселенской значимости и небесной устремленности «Неприступная и Богошественная» «Гора тучная, гора усыренная» «Возведох очи мои в горы» «Глас хлада тонка, и тамо Господь» «Гора Божия» 2. Святая Гора: приближение к ее таинственному миру А. Факторы, определяющие исключительность Святой Горы Единственная в мире монашеская республика Многовековая непрерывность монашеских традиций «Авато» Самоуправление Единство в многообразии Особенности окружающей природы и повседневной жизни Б. Особенности святогорской духовности «От Пресвятой берет свое начало» Необходимость чудес и знамений Многообразие Пятидесятницы Максимализм и совершенный аскетизм Молитва и богословие

http://pravoslavie.ru/102082.html

Возвращаемся к древней практике Страстная Пятница и Великая Суббота и сейчас предполагает практически полное воздержание от пищи. Попробуйте провести эти дни на хлебе и воде и посчитайте, сколько вы примерно сэкономили по сравнению с вашим обычным бюджетом на день. Пожертвуйте разницу на дела милосердия – либо подайте тем, кто стоит в эти дни у вашего храма, либо помогите на лечение нуждающемуся в нем человеку. III век В одних местах пост удлиняется до 40 дней, в других же длится с понедельника по пятницу, в то время, которое мы бы сейчас назвали Страстной Седмицей. С понедельника по четверг ели только хлеб, воду и соль, а в пятницу и субботу вообще воздерживались от пищи. Там, где пост длился 40 дней, он был связан с крещением оглашаемых. Пасха была днем, когда людей, давно готовящихся к крещению, крестили. Перед крещением они должны были поститься, и вся Церковь постилась с ними, чтобы их поддержать. Пост был связан не с личным благочестием, а с молитвой за других. Даже посты в среду и в пятницу в III веке связывали с молитвой за иудеев, распявших Христа, и с заповедью молитвы о врагах. С каким намерением вы поститесь в среду и пятницу? Как вы относитесь к мысли о посте за иудеев или неверующих по средам и пятницам? Вы можете ответить в комментариях В 4-м веке практически везде уже распространяется Четыредесятница. Впрочем, еще есть разнообразие. Где-то перед Пасхой постятся 6 недель, где-то семь. Где-то ограничиваются 20-ю днями. В Египте начинали поститься со Страстной Седмицы. Сам вид поста также был разным. Все понимали, что невозможно воздерживаться полностью от пищи в течение 40 дней. Поэтому кто-то воздреживался только от мяса, исключая рыбу и птицу, кто-то не ел мяса вообще, но спокойно ел «плоды и яйца», кто-то проводил это время на хлебе и воде, кто-то не ел до 9-го часа (3 часа дня), а потом ел все, что угодно. Вообще существенным в постном дне был не род пищи, а время полного воздержания от нее. До сих пор это сохранилось в нашем посте перед Причастием. Пост перед Причастием с полным воздержанием от пищи – отголосок древнего поста. И в зависимости от степени праздничности дня Типикон предписывает служить Литургию раньше или позже – т.е. укорачивать или удлинять пост. В дни больших праздников Литургия должна служиться рано, чтобы пост был коротким. По средам и пятницам Великого поста она по Типикону должна служиться вечером, так, чтобы полный пост продолжался весь день и завершался Причастием.

http://predanie.ru/velikijpost/post-pere...

Греки при начале Великого поста нередко приветствуют друг друга так: «Желаю тебе благополучно преплыть Четыредесятницы великое море»!.. Истинно великое море! Море голода и уныния, море усталости и насильственной молитвы, от которой, однако, сама совесть, сама личная воля не позволит отказаться без крайнего изнеможения! И сколько невидимых «камней» духовного преткновения! Над церковью в Руссике есть хоры; за хорами этими две небольших кельи; в кельях этих нет ничего, кроме аналоя с крестом и Евангелием и одного кресла для отдыха духовнику. Кельи эти дверями выходят в коридор, а на хоры окнами, заклеенными тонкой и темной материей, сквозь которую слышно всё богослужение бесконечного, истинно всенощного бдения (оно продолжается иногда 13 – 14 часов!). Посмотрите, как теснятся в коридоре у дверей этих келий скорбящие монахи всех возрастов и всяких степеней духовного опыта! Они ждут не дождутся очереди излить души свои перед старцами! Они пришли сюда признаваться в самых тонких «искушениях», открывать самые затаенные «помыслы»; или выразить свое отчаяние, если телесный подвиг поста тому или другому из них не по силам; быть может, даже сознаться в минутном раскаянии, что стал монахом, в преходящем, но мучительном порицании монашества и сурового устава святогорских киновий. Или еще в худшем – в гневе и ропоте на самого этого старца за его требования. Именно на это-то и ответят им с любовью великого опыта, и посмеются немного, и расскажут что-нибудь подобное или из своей прошлой жизни, или из преданий. Но вот близится к концу своему плавание по «великому и бурному морю» глубокой, разнообразной и таинственной борьбы могучего духа с бессильной и многострастной плотью. Настает «Великая неделя» страданий. И в честь Христа, во славу Божию человеческие усилия становятся еще более жестокими... Службы церковные еще длиннее и беспрерывнее, пища еще ограниченнее, время сна и роздыха еще короче. Нравственные требования аскетически настроенной совести еще неумолимее! И тут-то с особенной ясностью и случается видеть, как может действовать сильная вера и аскетическая выработка на изможденную плоть!

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Древние подвижники Египта, Нитрийской пустыни 7 и Нубии 8 обрели своего дееписателя в преподобном отце Палладии, который облагодетельствовал нас, составив для препозита Лавса обширное сочинение (откуда и название его – «Лавсаик») – сборник исторических известий, доныне услаждающее наш слух в первые дни Святой Четыредесятницы 9 . Никто не станет отрицать, что тысячелетняя история монашеского государства Афон до сих пор не нашла своего Палладия. Приступая к сему малому труду, объемлющему весьма непродолжительное время, надеемся, что просвещенный ум иных братьев-агиоритов 10 окажется в подобном делании успешнее нас, и тогда скромное предприятие наше будет расценено как почин для более мудрых. Нынешний же снисходительный читатель пусть довольствуется предложенным, твердо веря, что единственной целью писателя было указать связь современного монашества с древним, явить славу Святой Горы и доставить пользу возлюбленым во Христе братиям. Золота или серебра ни от кого мы не пожелали (ср.: Деян. 20, 33 ). Подобно новому «Эвергетину», «Лавсаик Святой Горы» является безвозмездным даром, сделанным ради поддержания «Святогорской библиотеки» в благой надежде, что он, как и труд преподобного Палладия, удостоится благосклонной оценки читателей. Священная обитель святого Дионисия 3 апреля 1953 г. Архимандрит Гавриил, игумен Часть I. Святая Гора Взявшись с Божией помощью в наше время за начертание духовной панорамы Святоименной Горы, позаботимся предпослать частностям посильное обозрение общих черт. В природном отношении священный полуостров Афон слывет бесплодным и со стороны моря недоступным, ибо местность здесь по преимуществу гористая, с долинами и лесными чащами, а у берегов нет безопасной гавани, не считая бухт, пригодных для малых суденышек, и искусственных заливов, где устроены постоянные причалы судов и лодок Святой Горы. Уединенное местоположение и малолюдность Афона привлекали сюда монахов, вытесняемых из монастырей Палестины, Египта и Малой Азии набегами сарацин и агарян. Примерно с X века жизнь святогорского монашества становится более упорядоченной, возникает орган управления администрации во главе с протом в Карее (откуда и название «Протат»), а некоторое время спустя, благодаря царским пожалованиям, устраиваются и монастыри, в том числе Великая Лавра, Ивирон, Дохиар и Ватопед.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010