Итак, мы встаем пред Богом и просим у Него второе прощение. Когда мы примиримся со своими братьями, со своими ближними и почувствуем, как начнут рушиться разделяющие нас стены, — тогда приступим к другому примирению — с нашим Богом и Отцом. Это примирение, это прощение помещает Бога в нашу душу. В нашем сердце начинают проявляться отпечатки открытой Им истины, появляться внутренние, духовные «воздыхания неизреченные» Его присутствия. Тогда входит Его благодать, становится приобщимой Его Божественное естество и зримым Его Лик. Святая Четыредесятница. Икона. Есть еще нечто совместное в деле прощения. В книге Второзакония (это подробно описывает святой Никодим) говорится, что в своем подвиге мы просим и нуждаемся в помощи Божией. Наша просьба о прощении делает Его сражающимся с нами (см.: Втор. 1, 30), позволяет Ему сражаться за нас и доводить эту борьбу до победного конца. И даже более: мы нуждаемся в том, чтобы сражаться вместе с Ним. Не так, чтобы Бог помогал нам в нашем подвиге, как мы говорили ранее, но чтобы мы следовали за Ним по Его пути. На вечерне Недели Цветоносной мы будем петь: «Приидите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему, и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем» . Прощение, которое мы просим у Бога, даст нам ощущение, что нашему подвигу и шествию сопутствует Он Сам. В то же время это прощение приведет нас к тому, что мы сможем идти вместе с Ним по Его пути: распяться с Ним, пережить Его страдания, чтобы вместе с Ним пережить и Его воскресение. Как же благословенно прощение! Но как тяжело оно иногда выходит из наших душ. Я уверен, что тоже огорчил некоторых из вас. Надеюсь, они пришли, чтобы простить меня, чтобы понять, зачем я сделал то, что сделал. Вероятно, кто-то огорчил кого-то другого, или меня, или вас. Как прекрасно, если, выходя сегодня из храма, мы сможем жить так, как будто между нами нет стен! Люди не злы, они — наши братья. Они не враги и не препятствия на нашем пути, а благословенный повод для нашего подвига. Радость Ни подвиг, ни прощение не будут эффективны, если в сердце не будет царствовать великая внутренняя радость

http://pravoslavie.ru/101344.html

Святитель Андрей, архиепископ Критский (греч. AndreaV o KrhthV, IerosolumithV) Преосвященный Филарет отмечает, что во время жизни преподобного Андрея Критского самого понятия «канон» еще не было; его творение, которое мы знаем как Великий канон, называлось стихирой или «стихами святоградца» (напомним, что за преподобным Андреем сохранилось имя Иерусалимлянина), а также «последование песней святоградца» (agiopoltitkon Vichron, akolouyia jaltwohmatwn agiopolitkwn). Великая стихира преподобного Андрея в канон была сформирована позднее, причем были добавлены тропари преподобной Марии Египетской, поскольку и самое чтение Великого канона положено на день ее памяти, на утрени в четверг пятой седмицы Великого поста Это преобразование великой стихиры святоградца в форму канона принадлежит трудам преподобного Иоанна Дамаскина или преподобного Феодора Студита В качестве ирмосов песен Великого канона преподобный Андрей использовал, по-видимому, непосредственно библейские песни Когда был написан Великий канон? Выше уже указывалось, что одной из причин написания Великого канона могло быть личное раскаяние преподобного Андрея в связи с участием в лжесоборе 712 г., т. е. время его написания – не ранее 713 г. Исследователь Постной Триоди профессор И.А.Карабинов называл Великий канон «покаянной автобиографией преподобного Андрея Критского» и относил время его создания к последним годам жизни Критского пастыря; это был покаянный труд перед смертью. В отдельных тропарях канона действительно имеются указания на написание этого произведения святым Андрем в старости. По мнению Карабинова, Великий канон не имел связи со Святой Четыредесятницей, и лишь позднее был принят Церковью для чтения в дни Великого поста. Другие исследователи видят в нем несомненную связь со временем Великого поста: «Быв усвоен особенно времени покаяния, этот канон совершенно соответствует сему времени своим содержанием, своим духом и направлением, по которому он справедливо называется иначе каноном покаянным или умилительным» Об этом же свидетельствует и сама Церковь словами синаксаря Триоди на утрени четверга пятой седмицы, где указывается, что канон имеет «умиление несчетно», что он «поущает всякую душу – еликим убо благим повести ревновати и подражати по силе, еликих же злых отбегати, и присно Богу востекати покаянием, слезами и исповеданием и иным яве благоугождением; обаче (сей канон) толико есть широкий и сладкогласный, яко и саму жесточайшую душу доволен умягчити и к бодрости благой воздвигнути, аще точию с сокрушенным сердцем и вниманием подобным поется». Следует признать, что если Великий канон святого Андрея Критского и является его «покаянной автобиографией», то «его преподобный автор несомненно думал и о душах человеческих, как пастырь и епископ, располагая верующих во Христа к спасительному и животворному покаянию в дни Великой Четыредесятницы»

http://pravmir.ru/velikij-kanon-istoriya...

и 3 и 6 п. канона, а по 1, 2, 3, каф. и 3 п. канона) 777 ; от 24 декабря по 14 января и в седмицы мясопустную и сыропустную – три чтения (по 1 и 2 каф. и 3 п. канона) 778 . В Четыредесятницу, кроме страстной седмицы, Иерусалимский Устав соединяет службу триоди со службою минеи (вопреки Алексеевскому и Евергетидскому) и потому имеет полный канон, вместо трипеснца, со чтениями по 3 и 6 песнях; отсюда чтений на утрене в Четыредесятницу пять (по 1, 2, 3 каф. и по 3 и 6 пп. канона); 779 в субботы всего года – три чтения (по 1 и 2 каф. и 3 п. канона) 780 ; в недели всего года – пять (по 1 и 2 каф., на полиелее или непорочных и по 3 и 6 пп. канона). В первые три дня страстной седмицы, имеющие кафизм три, как во всю Четыредесятницу, но вместо полного канона – трипеснец, чтения полагаются только на кафизмах и по числу их, т. е. три 781 ; великий четверг и великий пяток, не имеющие кафизм, имеют чтения – первый по 3 и 6 пп. канона 782 , второй – по 7 евангелии 783 ; великая суббота, имеющая одну кафизму 18-ую, имеет чтение по этой кафизме и, повидимому, по 3 п., а в случае аще не позд – ε χει ρα – и по 6-ой п. канона 784 . Седмица пасхальная, не имеющая кафизм, имеет два чтения на каноне (по 3 и 6 пп.) 785 . В недели всего года на бдениях по окончании утрени пред 1 часом, здесь как и всегда соединяемым (как в Евергетидском Типиконе) с 1 часом, полагается, согласно Алексеевскому Уставу, при пении стихиры самогласной храму и стихиры евангельской на слава и ныне, исхождение в притвор, лития, как после вечерни, и чтение оглашения Феодора Студита по отпуске литии, сопровождаемое пением тропаря св. Феодору Студиту 786 . Великим постом чтение оглашения совершается также в среду и пяток, но не по отпуске утрени (которая тогда отпуска не имеет), а по отпуске 1-го часа 787 . В другие будние дни великого поста на 1-ом часе Иерусалимский Устав чтений не имеет, но на прочих часах имеет и при том не только на 3 и 9-ом, как и в Алексеевском и Евергетидском, но и на 6-ом 788 : после богородична часов на 3 и 9-ом и после паремии на 6-ом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Моя мама спросила: «А кто из детей придет в Твой дом?» И Божия Матерь сказала: «А этого я не могу тебе сказать. Когда дитя подрастет, ты увидишь сама». И действительно, через несколько лет я подросла и ушла в монастырь. Так вот, с этими словами Богородица исчезла. А моя мама стала размышлять, кого из детей имела в виду Матерь Божия. Обо мне она не могла тогда предположить, что я стану монахиней. Мне было три года, и она подумала, что слова Богородицы означают, что я могу умереть и так оказаться в Ее доме. И жила с тревогой. Когда я приняла постриг, мама вспомнила об этом видении и рассказала о нем старцу, а старец ей ответил: «Так вот твоя дочь, и она вошла в дом Богородицы! Почему же ты расстраиваешься?! Исполнилась воля Божия!» В самом деле, старец, не зная о видении моей матери, постриг меня с именем Христонимфия (что значит в переводе с греческого «Христова невеста» –   А.Н. ). После отец Амфилохий добавил: «А теперь я скажу тебе и нечто иное о том, что произойдет, не удивляйся! Когда я уйду на небеса, то и ты придешь в этот монастырь и станешь монахиней». Мама пустилась возражать: «Что ты говоришь, отче! У меня семья, дети... я никак не могу уйти в монастырь». «Тише, госпожа Ангелики, – сказал он ей, – что я тебе говорю, то произойдет». И произошло.         Архимандрит Павел (Никитарас): «Пасху ты будешь праздновать на небесах» Архимандрит Павел (Никитарас) В течение всей своей жизни старец страдал от болезней, был чувствителен к простудам и каждый год болел гриппом... В конце марта 1970 года он страдал от пневмонии. На дворе стояла Великая Четыредесятница, и он с трудом дал согласие принимать немного молока. Всем он успел сказать то, в чем каждый нуждался. На попытку духовных чад задержать его на несколько дней в этом мире он попросил их: «Отпустите меня, милые мои чада, уйти. Пришел мой час». «Почему, геронда, ты не останешься с нами до Пасхи?» – спросил его я. Он сперва робел мне ответить, но когда я спросил его и во второй, и в третий раз о том, откуда он знает, что скоро уйдет, он нехотя поведал: «Благословенный Павел, я видел Пречистую и Богослова недавно и попросил их, чтобы мне остаться с моими чадами до Пасхи, но они мне сказали: Не получится. Решение принято – Пасху вместе с нами ты будешь праздновать на небесах”». Я говорю тебе это, как на исповеди, потому что ты меня понуждаешь, но не передавай этого другим».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2780

Когда литургия бывает после вечерни, тогда вечерня большей частью совершается сряду за часами и за нею – литургия. В день, когда литургия совершалась после вечерни, повечерие бывает одно, без вечерни. Великое повечерие вообще совершается на дни великой Четыредесятницы на вторник, среду, четверток, пяток и субботу, и на вторник, среду Страстной седмицы, в прочие дни – повечерие малое. Накануне праздников, например, Благовещения пресвятой Богородицы, храмовых, если они случатся во вторник, среду, четверток, пяток Четыредесятницы, повечерие бывает великое. Тогда им начинается бдение (точно так бывает на дни Рождества Христова и Богоявления, в какие бы дни эти праздники ни случились). Вечерня Вседневная Великая В дни года, кроме Великой Чстыредссятницы В дни Великой Четыредесятницы Отдельно от утрени В соединении с утренею, т.е. на бдении Совершается только пред бдением, которое начинается вечернею, но не повечерием. Совершается на всякий день, в который не случается праздника с полиелеем или бдением. Также – на праздники с полиелеем (21 февраля) или бдением (30 января, в четверток сырной недели), если они случатся в седмицу сырную. Совершается в неделю (воскресение), понедельник, вторник и четверток Великой Четыредесятницы, т.е. в те дни, когда вечерня не соединяется с литургиею. Соверш ается: 1) накануне тех дней (от недели св. ап. Фомы до недели мясопустной), в которые на утрени поется полиелей (Также на день преполовения, на 1 и 13 сентября, хотя на утрени и не положено полиелея); 2) в день Пасхи и во все дни пасхальной седмицы и в неделю (воскресение) св. ап. Фомы; 3) в самые господские дванадесятые праздники Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Воздвижения Креста Господня; 4) в навечерия Рождества Христова, Богоявления, в Великую пятницу. Совершается, по указанию Типикона, около 70 раз в году (Тип., гл. 6). Устав о малой вечерне находится в Типиконе, в 1 главе; иногда в Служебнике (Киевского издания) и в Октоихе простом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Итак, когда был провозглашен благочестивейший царь и великий князь Михаил Феодорович всея России всем собором и народом в великой Москве, от сотворения мира в лето 7121, от [воплощения] же Христова 1613, в феврале месяце, в 21 день, в воскресение первое святой четыредесятницы, то был совершен великий молебен и литания и большое многолетие всеми архиереями и народом в славном соборном храме Пречистой Богородицы в патриархии. Во вторник на той же неделе весь собор, и бояре, и синклит, и весь народ с грамотою, когда под нею подписались все архиереи, бояре, архимандриты, игумены, дьяки и все представители народные, отправили преосвященнейшего архиепископа рязанского кир Феодорита, и великого боярина Феодора Ивановича Шереметьева, и архимандрита Чудовского монастыря кир Авраамия, и иных многих архимандритов и игуменов и протоиереев, протопопа собора Благовещенского кир Ивана, и протопопа собора Архангельского кир Василия, и протопопа женского Вознесенского монастыря кир Кирилла, и протодиакона соборного Богородичного храма кир Андрея, и избраннейших многих монахов, старцев монастырей, воевод, и дьяков, и многих воинов к благочестивейшему царю и великому князю Михаилу Феодоровичу всея России и к госпоже Марфе монахине, его матери, умоляя и усердно прося принять скипетр царства на управление великою Москвою и всею Россиею и идти в большой дворец великой Москвы на высокий и великий трон Москвы. Он же, после усиленной просьбы и мольбы преосвященнейшего архиепископа рязанского кир Феодорита, и преподобнейшего великого архимандрита великой лавры святой и живоначальной Троицы кир Дионисия, и прочих архимандритов, и игуменов, и про-тоиреев, и воевод, и всего народа, и госпожи Марфы монахини, матери его, после многих дней просьб и молений, принял скипетр из рук преосвященнейшего архиепископа рязанского кир Феодорита в великой церкви святой Троицы великой лавры святого Ипатия, вблизи города Костромы, в четвертое воскресение святой великой четыредесятницы, в каковое воскресение была великая радость у всех жителей в том городе и во всей великой России.

http://sedmitza.ru/lib/text/439062/

Святая и великая Четыредесятница существует со времен апостольских, как видно из 69 правила апостольского, в котором сказано: «аще который епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец четыредесять дней (Великий пост) не постится, да извержен будет: аще же мирский человек не постится, да отлучится». Хотя в сем апостольском правиле причина установления Четыредесятницы и не объяснена, но св. Климент, преемник апостольский, в Постановлениях апостольских, книга 5, гл. 12, представляет от себя такую причину: «после праздника Богоявления Господня нам надлежит соблюдать пост Четыредесятницы, которая служит воспоминанием жизни Христовой и закона». Посему и Матфей Властарь (под буквою Н, гл. 4), в толковании на показанное апостольское правило, так говорит: «69 правило апостольское повелевает верным сорок дней пред святою Пасхою проводить в посте и воздержании со всяким тщанием, приводя на память те дни, в которые Господь, укрепившись постом, как человек, победил нашего противника». Симеон Солунский на вопрос 52: какой пост Господень? и почему так называется Четыредесятница, когда имеет больше сорока дней, и в каком смысле она есть десятина, и как мы приносим десятину дней? в ответе на это, приводя прежнюю причину, говорит и о другой, именно об одесятствовании, или десятине года нашей жизни. «Мы», пишет он, «постимся тот пост, который постился Господь, то есть называемый святою и великою Четыредесятницею, для очищения нашего, освящения и как начаток и десятину года лета жизни нашей. Итак, этот пост продолжается одинаковое число дней, как и пост Господа нашего, то есть сорок, а за ним одна седмица в память страстей Его. Но Он постился не потому, что Ему пост был нужен; ибо для чего он безгрешному? но постился ради нас. Он сделал это, дабы дать нам пример поста, чтобы уничтожить Адамово преступление и исправить постом поврежденное чрез невоздержание и чревонеистовство. Потому-то и святые хранили пост – для разрушения клятвы, последовавшей за невоздержание; потому содержали его и пророки, особенно Моисей, Илия, Даниил и многие другие; потому это высокое дело соблюдалось и апостолами, и иерархами, и преподобными. Посему, по образу поста Спасителя, и нам он дан для разрушения пожеланий чрева, для очищения нашего и восстания. Вот почему, в конце этого поста, нам является не смерть, но восстание безгрешно жившего, постившегося, за нас умершего, воскресшего и нас совоздвигшего с Собою». §5. Первое исчисление дней Четыредесятницы, употребляемое на востоке

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

4) в дни памяти святых с полиелеем (24 февраля, 9 марта) и в дни праздников храма (Тип., храмовая глава 35), случившиеся в 2, 3, 4, 5 и 6 седмицы Великого поста. Есть дни, в которые не положено совершать литургию, а именно: 1) в среду и пяток сырные, если не случится праздник Сретения Господня или праздник храма; 2) в понедельник, вторник и четверток седмиц Великой Четыредесятницы (если не случится праздник святого с полиелеем или храмовый; в 1-ю седмицу не бывает и в эти праздники); 3) в Страстной пяток, если не случится праздник Благовещения; 4) в пятки перед Рождеством Христовым и перед Богоявлением, если эти праздники случатся в воскресение или понедельник. Во все прочие дни в году, кроме указанных, совершается литургия святого Иоанна Златоуста . Литургия св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого Литургия Преждеосвященных Даров Литургия оглашенных. Вечерня. Диакон: Благослови, Владыко.Иерей: Благословенно Царство. Диакон: Благослови, Владыко.Иерей: Благословенно Царство.Чтец: Приидите поклонимся.Чтец: Предначинательный псалом. Диакон: Великая ектения.Иерей: Яко подобает.Певцы: 1-й антифон.Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко Твоя держава.Певцы: 2-й антифон.Певцы: Единородный Сыне.Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко благ и человеколюбецПевцы: 3-й антифон. Вход с Евангелием. Д иакон (тихо): Господу помолимся.Иерей: Молитва входа: Владыко, Господи Боже наш.Диакон: Благослови, владыко, святый вход.Иерей: Благословен вход святых Твоих.Диакон: Премудрость, прости.(В Господни дванадесятые праздники, в Пасхальную седмицу, в понедельник Св. Духа, в Сретение Господне – диакон: входное: входной стих). Диакон: Великая ектения.Иерей: Яко подобает.Чтец: 1-й антифон (1-я статия, слава) кафизмы.Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко Твоя держава.Чтец: 2-й антифон кафизмы. Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко благ и человеколюбецПевцы: 3-й антифон кафизмы.Диакон: Малая ектения.Иерей: Яко Ты еси Бог наш.Стихиры на «Господи воззвах».Вход с кадилом (а когда на литургии читается Евангелие – вход с Евангелием).Диакон (тихо): Господу помолимся.Иерей: Молитва входа: Вечер и заутра.Диакон: Благослови, владыко, святый вход.Иерей: Благословен вход святых Твоих.Диакон: Премудрость, прости.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Для тех же, кто слишком далеки от этого, и успели погрязнуть в разного рода страстях и пороках, чтобы они не унывали и не отчаивались в своем спасении, св. Церковь в последнюю – пятую неделю Великого поста приводит на память глубоко-трогающий души грешников образ Преподобной Марии Египетской, которая «блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста  покаянием  явися, ангельское жительство подражающи», – из величайшей грешницы, благодатной силой покаяния, сделалась ангелоподобной праведницей, «ангельское естество» строгостью жития своего «удививши». «Не падайте духом, грешники», как бы так хочет сказать этим св. Церковь : «даже если вы опустились в самую пучину зол! И для вас есть не только возможность спасения, но и восхождения на самую вершину лествицы духовного совершенства.  Кайтесь  только, от всей души кайтесь, нисколько не сомневаясь в милосердии Божием и в силе Его благодати!» А в промежуточную между двумя этими воспоминаниями – пятую седмицу, все с тою же целью тронуть наши окаменелые сердца и пробудить в них чувство покаяния, св. Церковь устраивает два продолжительных и умилительных моления: в среду вечером (или в понедельник, когда совпадает со средою праздник Благовещения, как в нынешнем году) – полностью весь великий покаянный канон преп. Андрея Критского с присоединением к нему канона преп. Марии Египетской и чтением замечательного жития ее; и в пятницу вечером – по особо-торжественному чину акафистное пение Пресвятой Богородице, в похвалу «Невесте Неневестной». Шестая седмица, на которой в пятницу уже заканчивается «Душеполезная Четыредесятница», представляет собою, в сущности, как бы «предпразднство», или постепенное приготовление к празднованию двух знаменательных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа – Воскрешения Лазаря и торжественного Входа Его во Иерусалим, после чего с понедельника начинается Святая и Великая седмица Страстей Христовых. Эта поистине  Великая  седмица – совершенно-исключительная, единственная в своем роде, седмица в течении всего церковного года. Всем подлинным христианам, не напрасно носящим это святое имя, надлежало бы в эту седмицу совсем оставлять свои обычные житейские дела и заботы, кроме самых необходимых и неизбежных, дабы целиком погружаться и умом и сердцем в созерцание тех великих и славных событий, которые в ней совершились: мысленно перенестись в последние дни и часы земной жизни нашего Господа и Спасителя, с особенным усердием внимая Его Божественным словам и наставлениям, произнесенным именно в это время, что все читается у нас в церкви за Богослужением.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

При святом Иоанне Златоусте (IV в.), много сил отдавшем тому, чтобы достичь единообразия в богослужениях, всенощное бдение получило чинопоследование, весьма близкое настоящему. В VIII и IX веках святой Иоанн Дамаскин , святой Феодор Студит и другие песнотворцы дополнили всенощное бдение многими молитвословиями и песнопениями, которые вошли в состав всенощной, совершаемой в Православной Церкви поныне. Всенощное бдение представляет собой соединение трех служб: великой вечерни (иногда великого повечерия), утрени и первого часа. Великая вечерня в соединении с утреней совершается накануне воскресных дней и на все праздники с бдением, за исключением тех дней, когда всенощная должна начинаться великим повечерием (Типикон, гл. 2-я и указания последований великих праздников; см. также Минею и Триодь). Великую вечерню положено совершать в соединении с литургией святого Василия Великого на Страстной седмице – в Великий четверг и Великую субботу, также в навечерия (сочельники) праздников Рождества Христова и Богоявления (если эти навечерия не совпадают с субботой или воскресеньем); в соединении с литургией святого Иоанна Златоуста – в праздник Благовещения, когда он приходится на седмичные дни Великого поста, и в понедельник, вторник, среду и пятницу Страстной седмицы, а также всегда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров (см. Типикон – последование служб 25 декабря, 6 января, 25 марта, Великого четверга и субботы, а также в Минее и Триоди на указанные дни). Великая вечерня совершается и самостоятельно: накануне праздников с полиелеем после Фомина воскресенья до Недели мясопустной. На сырной же седмице и в седмичные дни Святой Четыредесятницы на праздник с полиелеем совершается вседневная вечерня; на воскресные и другие дни, когда положено совершать бдение, но по причинам, предусмотренным Типиконом (см. гл. 7), его не бывает; на праздник Преполовения и на 1 и 13 сентября; в первый день Пасхи и во все дни Пасхальной седмицы; в Фомино воскресенье; в вечер Господних праздников: Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Пятидесятницы (после литургии) и Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; в сочельники (навечерия) Рождества Христова и Богоявления, когда они совпадают с субботой или воскресеньем (после литургии святого Иоанна Златоуста ), и в Великую пятницу, если в этот день нет праздника Благовещения (см. Типикон, гл. 7; в Служебнике, Часослове, Псалтири следованной, в последованиях Триоди и Минеи).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010