Вседневная вечерня бывает на праздник с бдением (например, 30-го января), если он случится на сырной седмице в четверток или субботу, равно на храмовой праздник, если этот праздник случится в седмичные дни Четыредесятницы: во вторник, среду, четверток, пяток и субботу (Тип., храм. гл. 35 и 36). На эти дни вечерня или совершается с Литургией Преждеосвященных даров, или бывает без литургии. Великая вечерня – праздничная, называемая полиелейной, разумея вечерню не на бдении (на коей бывает ектения «Рцем вси»), совершается на праздник и в самый праздник. Она совершается на следующие праздники: 1) На праздник с полиелеем; впрочем, в том только случае, если праздник с полиелеем случится от Недели апостола Фомы до Недели мясопустной 272 . 2) Великая вечерня не на бдении бывает на праздник с бдением 273 (напр., 30 янв.), если этот праздник случится в понедельник и во вторник сырной седмицы (Тип., послед. 30 янв.)• 3) Великая вечерня не на бдении бывает на воскресные и на все те дни, на которые положено бдение, но оно по какому-либо случаю не бывает (Тип., гл. 7). 4) Великая вечерня не на бдении совершается на день Преполовения, на 1-е и 13-е сентября, хотя в эти дни на утрени не положено петь полиелей. Великая вечерня не накануне, а в самые праздники совершается: 1) В первый день Пасхи. 2) Во все дни пасхальной седмицы и в Неделю апостола Фомы. 3) В вечер Владычных праздников: Рождества Христова. Богоявления, Преображения, Вознесения, Пятидесятницы, Воздвижения креста Господня. 4) В дни навечерий Рождества Христова и Богоявления и в Великий пяток. Вечерня великая на бдении бывает всегда, исключая тех дней, на которые положено начинать бдение всенощное великим повечерием. (О днях, в кои бдение начинается великим повечерием, увидим ниже.) Повечерие бывает великое и малое. Великое повечерие отправляется отдельно от утрени и в соединении с утренею, именно – на бдении всенощном. Отдельно от утрени великое повечерие отправляется на дни поста и притом такие дни, которые следуют тоже за днем поста, а не за праздником, именно: великое повечерие совершается: 1) На среду и пяток сырные.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Песнь 6.  Ирмос: Я т бысть, но не удержан в персех китовых Иона: Твой бо образ нося, Страдавшаго и погребению давшагося, яко от чертога, от зверя изыде: приглашаше же кустодии: хранящии суетная и ложная, милость сию оставили есте.  Б иен был еси, но не разделился еси, Слове, еяже причастился еси плоти: аще бо и разорися Твой храм во время страсти, но и тако един бе состав Божества и плоти Твоея. Во обоих бо Един еси Сын, Слове Божие, Бог и Человек.  Ч еловекоубийственно, но не богоубийственно бысть прегрешение Адамово: аще бо и пострада Твоея плоти перстное существо, но Божество безстрастно пребысть, тленное же Твое на нетление преложил еси и нетленныя жизни показал еси источник Воскресением.  Ц арствует ад, но не вечнует над родом человеческим: Ты бо, положся во гробе, Державне, живоначальною дланию, смерти ключи развергл еси и проповедал еси от века тамо спящим избавление неложное, быв, Спасе, мертвым первенец. Кондак, глас 6: Б ездну заключивый мертв зрится, и смирною, и плащаницею обвився, во гробе полагается, яко смертный, Безсмертный: жены же приидоша помазати Его миром, плачущия горько и вопиющия: сия Суббота есть преблагословенная, в нейже Христос, уснув, воскреснет тридневен. Икос: С одержай вся на Крест вознесеся, и рыдает вся тварь. Того видящи нага висяща на древе, солнце лучи сокры, и звезды отложиша свет: земля же со многим страхом поколебася, и море побеже, и камение распадеся, гроби же многи отверзошася, и телеса восташа святых мужей. Ад низу стенет, и иудее советуют оклеветати Христово Воскресение. Жены же взывают: сия Суббота есть преблагословенная, в нейже Христос, уснув, воскреснет тридневен. Синаксарий. Стихи: В суе храниши гроб, кустодие: Н е удержит бо рака Самосущую Жизнь. В о святую и Великую Субботу празднуем боготелесное погребение и во ад сошествие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, имиже наш род, от тления воззван быв, к вечней жизни прейде. Вся убо дни святая Четыредесятница превосходит: тоя же паки больши есть сия святая и великая седмица: великия же седмицы паки больши есть сия Великая и святая Суббота.

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnica-chto...

Самое главное, это постараться как можно чаще бывать на богослужениях. Службы, их состав, структура – это не просто воспоминание прошедших событий или созерцание богословских идей – все в устроении богослужения направлено на то, чтобы события, воспоминаемые и празднуемые Церковью, были нами пережиты по существу, стали фактом нашей жизни, чтобы мы вошли в ту реальность, в которую Церковь нас стремится ввести. Страстная седмица – самая строгая, скорбная и величественная.  К Страстной Седмице нас ведут все предшествующие недели! В Страстную мы предстоим на Голгофе перед Самим Христом. Это седмица Страстей Господних и мы проживаем ее, забыв уже о себе, но мыслью предстоя перед Господом, в Его страданиях о нашем спасении. Все дни, говорится в Синаксаре, превосходит  Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. События тех дней изображены иконографически. Можно рассмотреть все Евангельские сюжеты, осмыслив, чему они нас учат. По Страстной есть также особое, отдельное пособие (см.тег). И вот, прожив этот путь поста – мы приходим к его вершине – к Пасхе Господней! РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТВОРЧЕСТВУ С ДЕТЬМИ в частности, ПО РАСКРАСКЕ при изучении этой «карты» стоит обратить внимание детей на символичность: Гора, на вершине которой — Пасха Господня. Путь к Пасхе — это дорога, петляющая по горе. Гора — символизирует духовный путь, преодоление себя. Что означает взойти на гору? Означает иметь ум, сердце и душу горé ко Господу, близ Бога, жить мыслью в присутствии Божием. Вода символизирует “источник воды живой, ведущей к вечной жизни” — Христа. Деревья — постепенно расцветая, символизируют нашу душу, в которой должен вырасти духовный сад. Внизу изображены мертвые деревья, там, где плач Адамов, там, где изгнание из Рая. Вверху — расцветают деревья и распускаются цветы, оживляя в наших душах память о Рае. И открытые двери алтарных врат всю светлую седмицу — как раз символизируют для нас открытие Райских врат.

http://azbyka.ru/deti/interaktivnyj-kale...

Первые два дня Великого Поста, 14-15 марта, соблюдаются особенно строго: согласно Типикону, в эти дни вообще не полагается трапеза. На практике степень поста должна определяться по трудам и состоянию здоровья постящегося. Лучше посоветоваться с духовником. Еще одно устрожение поста происходит после недели Крестопоклонной: с 3 апреля в 2016 году, на четвертой, «средней» седмице Четыредесятницы (среда, 6 апреля — преполовение Четыредесятницы). Великая Пятница — день строгого поста. Как минимум до выноса Плащаницы не поставляется трапеза. Кому позволяют силы и здоровье, не едят до окончания Литургии Великой Субботы. Вы прочитали статью Великий пост в 2016 году. Вам могут быть интересны следующие материалы: Великий канон прп. Андрея Критского Молитва св. Ефрема Сирина Соборование. Таинство Елеосвящения О Литургии Преждеосвященных даров О покаянии и Причащении Поучения в дни Великого поста Рецепты постных блюд Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 18 марта, 2024 18 марта, 2024 7 апреля, 2024 1 апреля, 2024 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 19 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 7 апреля, 2024 1 апреля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/kalendar-velikogo-post...

Беседовала Марина Бирюкова Суточный круг богослужения Церковное богослужение циклично, и литургисты говорят о трех кругах богослужения: суточном, седмичном и годовом. В настоящем очерке Алексея Сергеевича Кашкина , преподавателя СПДС, речь пойдет о суточном круге богослужения. Суточный круг богослужения составляют службы, совершаемые в течение суток, причем сутки по церковному счислению начинаются с вечера, так что каждый вечер в богослужебном смысле относится уже к завтрашнему дню. Это счисление перешло в Христианскую Церковь из Ветхого Завета. Евреи считали началом суток время солнечного заката (примерно 18.00), и поэтому сутками считался период между солнечным закатом настоящего дня и следующего дня. В своем современном виде суточный круг богослужения Православной Церкви сформировался к XI в. Он включает в себя восемь отдельных служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й час, 3-й час, 6-й час и 9-й час. Каждая из указанных служб «привязана» к определенному времени суток, о чем подробнее будет сказано далее. Как видно, в этот перечень не включено самое главное богослужение Церкви – литургия, причем сделано это намеренно, так как, несмотря на почти ежедневное совершение литургии, есть серьезные основания против ее отнесения к суточному кругу богослужения. Во-первых, литургия никак не может считаться рядовым богослужением, но является таинством, более того, «таинством таинств». Во-вторых, Устав знает немало дней, когда литургия не совершается (среда и пятница сырной седмицы, понедельник, вторник и четверг 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 6-й седмиц Святой Четыредесятницы, понедельник и вторник 5-й седмицы, Великая Пятница). В то же время остальные службы, в частности, вечерня, утреня и часы, совершаются во все дни без исключения. В-третьих, Евхаристия в Уставе не связывается с определенным временем суток, литургия может совершаться в различное время. Чаще она совершается утром (хотя и здесь возможны вариации: в воскресные дни и в великие праздники она по Типикону должна начинаться «в начале 3-го часа» (≈ 9.00), в субботу – «в начале 4-го часа» (около 10.00), во все остальные дни седмицы – «в начале 5-го часа» (≈ 11.00)), но в некоторые дни церковного поста она полагается после вечерни, то есть во 2-й половине дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Близко по способу трактовки содержания к рассмотренному произведению стоит другой триодный канон святого Андрея – на среду сырной седмицы (о посте). Для того чтобы объяснить необходимость последнего, песнописец дает полный обзор библейских фактов, показывающих пользу Четыредесятницы. Кроме канонов, преподобному принадлежат в Триоди несколько самогласных стихир: «Общее воскресение прежде вольныя страсти Твоея» (неделя ваий); «Днесь еже на Христа лукавое собрася сонмище» (Великий четверток); «Плещи Моя дах на раны» (Великий пяток) и некоторые другие. За святым Андреем следуют два крупных песнописца: святой Иоанн Дамаскин († до 787) и преподобный Косма, епископ Маиумский († ок. 787). Первому в печатной Постной триоди усвояется, прежде всего, канон святому Феодору Тирону, положенный в пяток первой седмицы по заамвонной молитве над коливом «Божия тя рачителя ведый». Имя Иоанна стоит у второго канона Лазаревой субботы «Прежде отнесущих привед всяческую тварь». Иногда этому гимнографу приписываются только последние четыре песни. Первая же его половина усвояется или Феофану, или Косме. Помимо канонов, святому Иоанну принадлежит в Триоди множество самогласных стихир, главным образом на сырную субботу: «Приидите вси вернии, преподобных отец лики воспоим»; «Радуйся, Египте верный» и др. С большой вероятностью этому песнописцу нужно атрибутировать самогласен Крестопоклонной недели: «Придите, вернии». Преподобный Иоанн Дамаскин является автором самогласнов в Лазареву субботу – «Лазаря умерша четверодневнаго»; в неделю ваий – «Входящу Ти, Господи, во святый град»; в дни Страстной седмицы – «Простре блудница власы Тебе, Владыце» (Великая среда) и проч. Святой Косма Маиумский повторил для Страстной седмицы труд святого Андрея Критского, написав исчерпывающий цикл канонов. Но для Великого вторника он составил всего лишь двупеснец, тогда как для Великого четвертка, наоборот, полный канон. Внимания заслуживает канон Космы на неделю ваий: его тропари в большинстве случаев составлены из изречений Священного Писания, что придает ему особую живописность, возвышенность и одушевление. Например: «Хваление Церковь преподобных, живущему в Сионе Тебе, Христе, приносит, о тебе же Израиль, Творце своем, радуется, и горы, языцы противообразнии, каменосердечнии от лица Твоего возвеселишися поюще победную песнь Тебе, Господи».

http://pravoslavie.ru/34080.html

Во все дни, кроме субботы: Слава, глас 8: Со святыми упокой Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. И ныне, глас 6: Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. В субботу же: Слава , глас 8: Со святыми упокой Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. И ныне , мученичен, глас 8: Яко начатки естества, Насадителю твари, вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики, тех молитвами в мире глубоце Церковь Твою, жительство Твое, Богородицею соблюди, Многомилостиве. Если Великая Четыредесятница: Господи, помилуй (40 раз) . Слава, и ныне: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Именем Господним благослови, отче. Иерей: Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны. Чтец : Аминь. И молитва св. Ефрема Сирина с 16 поклонами: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми. (Земной поклон) Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему. (Земной поклон) Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. (Земной поклон) Также 12 поясных поклонов с молитвой: Боже, очисти мя грешнаго. И снова всю молитву: Господи и Владыко живота моего: И один земной поклон. Если нет литургии Преждеосвященных Даров, то начинаем вечерню : Приидите, поклонимся: (Трижды) И 103-й псалом : Благослови душе моя Господа: Если совершаем литургию Преждеосвященных Даров, то после поклонов: Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш: Иерей: Яко Твое есть Царство: Чтец : Аминь. Господи, помилуй. (12 раз) И молитву: Всесвятая Троице: (смотри ниже). Иерей : Премудрость.

http://ms.pravoslavie.ru/110840.html

Однако, наряду с названными произведениями преподобного Андрея, наиболее известен его Великий канон, который Святая Церковь установила читать по частям на великом повечерии в первые четыре дня первой седмицы Святой Четыредесятницы, а также целиком на утрени в четверг пятой седмицы Великого поста. Преосвященный Филарет утверждает, что во время жизни преподобного Андрея Критского названия канона не имелось. Великий канон назывался стихирой или «стихирами святоградца» (напомним, что за преподобным Андреем сохранилось имя Иерусалимлянина), а также «последование песней святоградца» 12 . Эта великая стихира преподобного пастыря Критского позднее была сформирована в канон, причем были написаны тропари преподобной Марии Египетской, поскольку и самое чтение Великого канона положено на день ее памяти, на утрени в четверг пятой седмицы Великого поста. Это преобразование великой стихиры святоградца в форму канона Преосвященный Филарет усвояет трудам преподобного Иоанна Дамаскина 13 , а исследователь песнопевцев профессор И. А. Карабинов связывает этот факт с именем преподобного Феодора Студита 14 . Ирмосы песен Великого канона преподобный Андрей брал, по-видимому, непосредственно из библейских песен, причем не опускал второй песни канона, имеющей непосредственное отношение к глубокому чувству покаяния, которому посвящено содержание Великого канона. Кроме перечисленных произведений Критского пастыря, И. А. Карабинов , относя к числу его трудов канон в среду Сырной седмицы, отмечает, что многое из его произведений находится в рукописях и упоминает, что несколько стихир самогласных в Неделю Ваий, Великие Четверг и Пятницу также принадлежат авторству преподобного Андрея Критского 15 . Преосвященный Филарет сообщает, что в рукописях находятся каноны преподобного Андрея: на исход души и канон покаянный шестого гласа 16 . Исследователи творчества пастыря Критского единогласно признают, что произведения его были чрезвычайно пространны и позднее сокращались. Сокращены и трипеснцы, несмотря на их высокое достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Особенно трудна борьба у человъка с дьяволом , как врагом самым сильным, искусным, хитрым, а главное невидимым. Вот почему и апостол заповедует всем нам, христианам, ввиду всего этого, бодрствовать и трезвиться ( 1Фес.5:6 ); «Бодрствуйте и молитесь, – говорит Спаситель, – чтобы не впасть в искушение» ( Мф.26:41 ). Так должно смотреть на наше пребывание в сем мире; такому взгляду научает нас, слово Божие и Св. Церковь . Согласно такому взгляду и верованию большая часть годового времени назначена Св. Церковью служить для нас, временем плача и сетования о грехах, временем борьбы, духовного упражнения нашего в добродетельной жизни. Но преимущественно для этой цели установлена Св. Церковью Святая и Великая четыредесятница или так называемый «Великий Пост» со всеми его столь глубоко трогательными и высоконазидательными молитвами, песнопениями и церковными службами. Как Господь наш Иисус Христос перед Своим вступлением на открытое служение роду человеческому 40 дней и 40 ночей провел в посте и молитве, так ныне православные христиане, по Его примеру, желая достойно приготовить себя к празднику Св. Пасхи, великому и торжественному дню воспоминания славного воскресения Победителя ада и смерти, проводят 40 дней в посте и молитве. Пост святой четыредесятницы, по установлению Св. Церкви, состоит в совершенном воздержании от пищи и пития в продолжение дня и вкушении их в самом умеренном количестве вечером; вкушать при этом можно только пищу, состоящую в сухоядении и при том постную. Но истинное провождение поста не ограничивается только воздержанием от пищи. Памятуя слова Спасителя, что не то сквернит человека, что входит внутрь, а исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека ( Мк.7:18–23 ), – памятуя эти слова, Св. Церковь заповедует сохранять не только пост телесный, но главнее всего – пост духовный: «Братия, постяся телом, будем поститься и духом» – внушает она своим чадам в одной из церковных песней Великого поста, – «развяжем всякое сплетение лжи, уничтожим неправду насильно навязанных (ближнему) обязательств, всякую несправедливую запись раздерем, алчущим подадим хлеб, и нищим бездомным дадим приют, чтобы удостоиться от Христа великой милости».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

Преосвященный Филарет 25 отмечает, что во время жизни преподобного Андрея Критского самого понятия “канон” еще не было; его творение, которое мы знаем как Великий канон, называлось стихирой или “стихами святоградца” (напомним, что за преподобным Андреем сохранилось имя Иерусалимлянина), а также “последование песней святоградца” (agiopoltitkon Vichron, akolouyia jaltwohmatwn agiopolitkwn). Великая стихира преподобного Андрея в канон была сформирована позднее, причем были добавлены тропари преподобной Марии Египетской, поскольку и самое чтение Великого канона положено на день ее памяти, на утрени в четверг пятой седмицы Великого поста 8 . Это преобразование великой стихиры святоградца в форму канона принадлежит трудам преподобного Иоанна Дамаскина 25 или преподобного Феодора Студита 9 . В качестве ирмосов песен Великого канона преподобный Андрей использовал, по-видимому, непосредственно библейские песни 8 . Когда был написан Великий канон? Выше уже указывалось, что одной из причин написания Великого канона могло быть личное раскаяние преподобного Андрея в связи с участием в лжесоборе 712 г., т. е. время его написания – не ранее 713 г. Исследователь Постной Триоди профессор И.А.Карабинов называл Великий канон “покаянной автобиографией преподобного Андрея Критского” и относил время его создания к последним годам жизни Критского пастыря; это был покаянный труд перед смертью. В отдельных тропарях канона действительно имеются указания на написание этого произведения святым Андрем в старости. По мнению Карабинова, Великий канон не имел связи со Святой Четыредесятницей, и лишь позднее был принят Церковью для чтения в дни Великого поста. Другие исследователи видят в нем несомненную связь со временем Великого поста: “Быв усвоен особенно времени покаяния, этот канон совершенно соответствует сему времени своим содержанием, своим духом и направлением, по которому он справедливо называется иначе каноном покаянным или умилительным“ 15 . Об этом же свидетельствует и сама Церковь словами синаксаря Триоди на утрени четверга пятой седмицы, где указывается, что канон имеет “умиление несчетно”, что он “поущает всякую душу – еликим убо благим повести ревновати и подражати по силе, еликих же злых отбегати, и присно Богу востекати покаянием, слезами и исповеданием и иным яве благоугождением; обаче (сей канон) толико есть широкий и сладкогласный, яко и саму жесточайшую душу доволен умягчити и к бодрости благой воздвигнути, аще точию с сокрушенным сердцем и вниманием подобным поется”. Следует признать, что если Великий канон святого Андрея Критского и является его “покаянной автобиографией”, то “его преподобный автор несомненно думал и о душах человеческих, как пастырь и епископ, располагая верующих во Христа к спасительному и животворному покаянию в дни Великой Четыредесятницы“ 8 .

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010